Учебное пособие: Экономика организации
Название: Экономика организации Раздел: Рефераты по экономике Тип: учебное пособие | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Проблемно-тематический курс по дисциплине: «Экономика организации» Выполнила: факультет экономики и управления Екатеринбург, 2009 Тема 1. Предприятие – основное звено экономики Задание 11. Предприятие – это производственное учреждение: завод, фабрика, мастерская. «+» - Четкое понимание, что имеет место производство и как его следствие выпускаемые товары «-» - Упор на производство, но ведь может быть и предприятие по оказанию определенного вида работ - Ограничение в видах предприятия (завод, фабрика, мастерская). - Ориентирует предприятие только как производителя товаров, не позиционирует на оказание услуг - Не понятен и не определен статус 2. Предприятие – это производственная или торговая хозяйственная единица или объединение нескольких таких единиц. «+» - Ясна цель деятельности: производство, торговля - Может обладать сложной структурой: одна единица или объединение нескольких единиц) «-» - Не позиционирует предприятие на сферу оказания услуг - Не понятен и не определен статус, права и полномочия 3. Предприятие – это самостоятельный хозяйствующий субъект с правами юридического лица, который на основе использования трудовым коллективом имущества производит и реализует продукцию, выполняет работу, оказывает услуги. «+» - Указан статус: самостоятелен - Определено обладание правами юридического лица - На основе чего осуществляется деятельность - Раскрыта цель деятельности: производство, реализация, выполнение работ, оказание услуг «-» - Емкое для восприятия Считаю, что определения под номером 1 и 2 не совсем точные, так как они не отражают полный функционал и значение данного определения. На мой взгляд, наиболее правильно определение под номером 3. Задание 2Концерн – объединение (обычно производственное) самостоятельных предприятий, связанных посредством системы участия, персональных уний, соглашений, финансирования. Объединенные предприятия остаются юридическими лицами. Концерн полностью контролирует деятельность входящих в него предприятий. Концерны создаются для увеличения объемов выпускаемой продукции по средствам совместного финансирования и объединения производственных возможностей.Преимущество заключается в том, что все объединенные предприятия остаются самостоятельными юридическими лицами, недостаток – все предприятия подконтрольны концерну. Холдинговая компания – компания, головное предприятие, управляющее деятельностью или контролирующая деятельность других предприятий. За рубежом холдинговая компания занимает ведущее положение, благодаря обладанию пакетом акций контролируемых ею предприятий. Холдинги по большей мере это управляющие (руководящие) верхушки однотипных компании, при умном руководстве все они будут работать качественно и приносить хороший доход. Конгломерат – одна из форм объединения, соединяющего предприятия, принадлежащие к разным отраслям и не связанные прямой производственной кооперацией. Конгломерат более уместен для некой финансовой взаимовыручке между предприятиями. Преимущество в том, что все предприятия не связаны между собой, а значит и выход одной из них не повлечет радикальных изменений. Недостаток – не полное знание отрасли соединенных предприятий, сообща они могут не столько помочь сколько навредить. Консорциум – временное добровольное объединение компаний на основе соглашения для осуществления как правило, высоко прибыльного проекта. Косорциум несет солидарную ответственность перед заказчиком. Консорциум уместен в немногих отраслях деятельности, наверно самые популярные консорциумы между строителями, при возведении особо крупных и сложных объектов, эта же тенденция может просматриваться и в творческих объединениях. Преимущества в том, что идя к одной цели и зная ее высокий материальный результат работа будет выполнена быстрее, но в то же время и качественнее. Недостаток – может иметь место неравномерное распределение сил. Тема 2 Предприятие и рынокЗадание 1Основные проблемы российских предприятий на российском рынке: - неполное знание или его полное отсутствие о рынках сбыта и рынках потребления; - малое число компетентных и образованных управленцев, в большинстве случаев управленцы не имеют должного образования, не имеют достаточных знаний и навыков, чтобы развить и поставить предприятие на более высокий уровень - полностью согласна с данным фактором, что 60% российских менеджеров ни при каких условиях (включая и полное отсутствие спроса на продукцию) не стали бы менять специализацию своих предприятий («То, что мы ранее выпускали, то сейчас будем производить», «Лучший способ конкуренции с западными предприятиями – это высокие таможенные пошлины и барьеры»); - маркетинговые отделы имеются лишь в 20% предприятий; - только 5% руководителей смогут объяснить, зачем предприятию нужна служба маркетинга в условиях рынка; - недостаточный уровень изучения потребителя своего товара, то есть нет должных маркетинговых исследований; - боязнь руководителей, управленцев новаторств, нововведений; - большинство наших предприятий настолько громоздки и велики, что они очень сложно поддаются перепрофилированию; - многие российские руководители еще очень настороженно относятся к рекламе в ее любом виде и предпочитают сарафанное радио, что сказывается в конечном результате на объеме сбыта Задание 2 Я согласна с вышеизложенным, поскольку, на мой взгляд, именно индивидуальные (конечные) потребители формируют полный образ предприятия в целом и его продукции, от успеха у индивидуальных потребителей во многом зависит дальнейшая судьба производителей. На поведение индивидуальных потребителей несомненно оказывает большое влияние реклама. Грамотно проведенная рекламная акция, во многом может скрыть недостатки продукции и преувеличить ее достоинства. Рекламируя свой товар, производитель обеспечивает себе увеличение числа потенциальных покупателей. Также несомненно на поведение индивидуального потребителя оказывает влияние модернизация, усовершенствование товара или услуги. Важным аспектом при выборе определенного товара или услуги является цена, индивидуальный потребитель может предпочесть низкую цену качеству и многие другие факторы. Предприятию, чтобы привлечь и удержать индивидуальных потребителей необходимо проводить исследования конкурентов, рекламные акции, приводить маркетинговые исследования, направленные на индивидуального потребителя с целью выяснения его желаний, потребностей. Периодически праздничные акции и распродажи. Тема 3 Кадры предприятия
Задание 1
1. Проектная мощность в месяц составит 12 000/12=1 000 2. Дневная проектная мощность составит 1 000/20=50 3. Количество рабочих 50/10=5 Подобным образом рассчитаны варианты «б» и «в».
Задание 2
Рассчитаем для варианта «а» (0,5*246 720)/ 2 056=60 Рассчитаем для варианта «б» (0,6*170 833)/2 050=50 Рассчитаем для варианта «в» (0,4*360 500)/2 060=70 Тема 4 Оплата труда работников предприятияЗадание 1При повременной оплате труда заработная плата рассчитывается исходя из установленной тарифной ставки или оклада за фактически отработанное время. В зависимости от единицы учета проработанного времени применяются часовые, дневные и месячные тарифные ставки. Конечный заработок работника, труд которого оплачивается на основе часовой или дневной тарифной ставки, соответственно, зависит от числа рабочих часов или дней, отработанных в учетном периоде. В случае применения для оплаты труда месячной тарифной ставки заработок работника, полностью отработавшего все рабочие дни по графику в данном месяце, не будет изменяться по месяцам в зависимости от разного числа рабочих дней в календарном месяце. Вопрос о применении конкретного вида тарифных ставок для оплаты труда работника (группы работников) решается работодателем по согласованию с представительным органом работника. Фактически отработанное время определяется на основании документов по учету рабочего времени. При повременной оплате труда различают простую повременную и повременно-премиальную формы оплаты. При простой повременной форме оплаты труда заработок определяется путем умножения тарифной ставки на отработанное время. При повременно-премиальной форме оплаты труда условиями коллективного или трудового договора оговаривается процентная надбавка к месячной или квартальной заработной плате, которая является месячной или квартальной премией. Эта форма может применяться для повышения заинтересованности работников в производительном и качественном труде. Размер премии и показатели премирования определяются Положением о премировании по результатам труда, которое разрабатывается в каждой организации самостоятельно. Сдельная форма оплаты труда Сдельная форма оплаты труда применяется там, где есть реальная возможность фиксировать количественные показатели результатов труда и нормировать его путем установления норм выработки, норм времени, нормированного производственного задания. При сдельной форме оплаты труда заработная плата работника рассчитывается исходя из заранее установленного размера заработной платы за каждую единицу качественно выполненной работы, оказанной услуги или изготовленной продукции и выполненного объема. Основными документами при этом являются сдельные расценки и наряд на сдельную работу. Сдельная расценка определяется как отношение часовой (дневной) тарифной ставки, соответствующей разряду выполняемой работы, к часовой (дневной) норме выработки. Сдельная расценка может быть определена также путем умножения часовой или дневной тарифной ставки, соответствующей разряду выполняемой работы, на установленную норму времени в часах или днях. При применении коллективной сдельной оплаты труда оплата производится на основе коллективных сдельных расценок. Для их определения необходимо знать размер тарифной ставки каждого члена бригады (по штату или нормам обслуживания) и комплексную норму выработки (норму выпуска продукции). Коллективная сдельная расценка составит частное от деления общей суммы тарифных ставок всех членов бригады на норму выработки продукции на данном объекте (агрегате, механизме) или на норму выпуска продукции участком. Изменение норм труда или тарифных ставок влечет за собой пересчет сдельных расценок. В наряде на сдельную работу указывается норма выработки и фактически выполненная работа. В зависимости от способа подсчета заработка при сдельной оплате труда применяется прямая сдельная, сдельно-прогрессивная, сдельно-премиальная, косвенно-сдельная и аккордная оплата труда. При прямой сдельной оплате заработок определяется по одинаковой расценке за всю произведенную продукцию. Разновидностью сдельной формы оплаты является сдельно-прогрессивная оплата труда. В этом случае выработка рабочего в пределах установленной нормы оплачивается по базовым сдельным расценкам, а вся выработка сверх нормы — по прогрессивно нарастающим расценкам. Расчет производится на основании документа о сдельных расценках, наряда на сдельную работу с указанием нормы выработки и реально выполненной работы, распоряжения (приказа) по организации о стимулировании перевыполнения норм выработки. При сдельно-премиальной оплате труда заработная плата рабочего складывается из заработка по основным сдельным расценкам, начисленного за фактическую выработку, и премии за выполнение и перевыполнение установленных показателей труда, экономию материалов и т. д. Начисление премии при этом производится на основании распоряжения о премировании. Если размер заработной платы определен не за отдельную производственную операцию, а за комплекс работ (аккордное задание), применяется аккордная оплата труда. Такая форма, как правило, используется для оплаты труда комплексных бригад. Общий заработок при этом распределяется в соответствии с количеством часов, отработанных каждым членом бригады, и разрядами работников. По заявлению членов бригады аккордный заработок может быть распределен между ними и в ином порядке, в том числе и равномерно. В организациях, занятых в промышленности, может применяться косвенно-сдельная оплата труда. В этом случае размер заработка работника (как правило, вспомогательного рабочего) зависит от результатов труда обслуживаемых им основных производственных рабочих, он определяется как произведение косвенной расценки на объем выработки. Косвенная расценка определяется путем деления тарифной ставки (оклада) на количество запланированной к выпуску продукции рабочим-сдельщиком. Задание 2Бестарифная система оплаты труда основана на определении размера заработной платы каждого работника в зависимости от конечного результата работы всего коллектива, в состав которого входит работник. Такую систему можно применять, если имеется реальная возможность учесть результаты труда и присутствуют условия для общей заинтересованности и ответственного отношения каждого члена коллектива к работе. Как правило, подобную систему применяют в относительно небольших коллективах с устойчивым составом работников. Принцип бестарифной системы оплаты труда заключается в следующем: работнику присваивается определенный квалификационный уровень, но никакого твердого оклада или тарифной ставки не устанавливается. Примером бестарифной системы оплаты труда может служить модель двух коэффициентов: квалификационного и трудового участия. Квалификационный коэффициент комплексно отражает квалификацию работника и в общих чертах размер трудового вклада в общие результаты работы. Определяется он на основании данных о предыдущей деятельности работника и общих квалификационных характеристик специальности работника. Очевидно, что при одинаковом отношении к труду этот коэффициент у рабочего-каменщика будет выше, чем у подсобного рабочего. Квалификационный коэффициент относительно постоянная величина. Коэффициент трудового участия (КТУ) определяет вклад каждого члена трудового коллектива в конкретные результаты деятельности этого коллектива. Этот коэффициент устанавливается работнику по результатам работы за определенный период, например месяц. В следующем месяце КТУ работника определяется по результатам работы в этом месяце и т. д. Порядок определения и применения КТУ устанавливается коллективом бригады в соответствии с действующим в организации Положением об оплате труда. Например, в качестве базового коэффициента принимается единица. Для каждого отдельного работника КТУ определяется путем повышения и понижения базового коэффициента в зависимости от показателей его работы. Примерная система показателей может быть следующей: - показатели, повышающие КТУ на величину до 0,5: высокий уровень выполнения производственных заданий (эффективное использование оборудования; выполнение работ по смежным профессиям); - показатели, повышающие КТУ на величину до 0,25: высокое качество выполнения работ (отсутствие брака) - показатели, понижающие КТУ на величину до 0,5: невыполнение производственных заданий (неэффективное использование оборудования, инструментов); - показатели, понижающие КТУ на величину до 0,25: (нарушение техники безопасности; опоздание на работу). Сумма, которая будет начислена работнику за труд, прямо зависит от этих двух коэффициентов и размера фонда оплаты труда, начисленной по результатам общей работы всего коллектива, т. е. каждый работник получит свою долю от общей оплаты.
Задача 3 Индивидуальные коэффициенты работников равны соответственно 1, 2, 3, а общий фонд оплаты составляет 1200 руб Рассчитаем средний коэффициент: (1+2+3)/3=2 Определим индивидуальную зарплату первого рабочего с коэффициентом, равным 1 1/(2*3)*1 200=200 Определим индивидуальные зарплаты второго и третьего рабочего: 2/(2*3)*1 200=400 3/(2*3)*1 200=600
Тема 5 Планирование деятельности предприятияЗадание 1Требования, предъявляемые к бизнес-плану: - составляется на 3-5 лет - общий объем должен составлять 50-60 страниц - должен быть выполнен на высоком полиграфическом уровне - необходимо использовать статистический материал - он должен быть четким, ясным, понятным. Финансовый раздел бизнес-плана включает в себя затраты, связанные с разработкой нового продукта, их источники и планы по возврату заемных средств (если такие имелись) и сроках окупаемости. Задание 2При стратегическом планировании каждое предприятие должно учитывать следующие внутренние возможности предприятия: - наличие необходимых ресурсов и возможность их преобразования в материальные блага; - соизмеримость затрат на производство и реализацию продукции; - необходим учет материально-технической базы; - внутренняя координация деятельности (распределение обязанностей, наличие необходимых специалистов, организация рабочего места); - часто имеет значение при стратегическом планировании место расположения предприятия; - адаптация произведенного продукта(товара) к внешней среде: - период, за который должны быть достигнуты цели планирования. Тема 6 Основные фонды предприятия
Задание 1
Рассчитайте по показателю фондоемкости величину основных фондов на перспективный год, если стоимость продукции увеличивается в плановом году до 200 тыс. руб. с 160 тыс. руб., а величина стоимости основных фондов составляет в текущем году 32 тыс. руб. Решение: Рассчитаем фондоемкость: 32 000/ 160 000=0,2 рубВеличина основных фондов на перспективный год: 0,2*200 000=40 000 рублей
Задание 2
Для возмещения изношенных основных фондов в процессе их воспроизводства применяются амортизационные отчисления, которые накапливаются в амортизационном фонде. На величину амортизационных отчислений оказывают влияние различные факторы: величина первоначальной стоимости основных фондов, их вид, срок использования и т.п. Рассчитайте остаточную стоимость основных фондов по первоначальной (балансовой) стоимости, равную 900 тыс. руб., учитывая фактический срок использования, равный четырем годам, и нормативный срок использования, равный шести годам. Решение: 1. 900 000/6= 150 000 – амортизационные отчисления за один год 2. 150 000*4= 600 000 – за четыре года 3. 900 000 – 600 000= 300 000 – остаточная стоимость основных фондов по первоначальной стоимости Задание 3
Рассчитайте линейным способом годовую сумму амортизационных отчислений станка стоимостью 160 тыс. руб. со сроком полезного использования, равным пяти годам. Решение: Вариант 1 160 000 * 20/100= 32 000 – годовая сумма амортизационных отчислений. Вариант 2 160 000/5= 32 000 – годовая сумма амортизационных отчислений Тема 7. Оборотные средства предприятия
Задание 1
Рассчитайте устойчивый пассив по заработной плате, если плановый фонд оплаты труда на квартал составляет 90 тыс. руб., а величина времени от момента начисления до дня очередной выплаты заработной платы составляет шесть дней. Решение: (90 000*6)/90= 6 млн. руб
Задание 2 Фонды основные рассчитываются по фондоемкости: Фосн = ФЕ х Q а) для текущего периода (1): Фосн1 = 0,7 х Q1 = 0,7 х 40 = 28 млн руб.; б) для перспективного периода (2): Фосн2 = 0,7 х 50 = 35 млн руб. Фонды оборотные: а) для текущего периода Фоб1 = ПФ1 – Фосн1 – Фобр = 35 – 284– 3 = 4 млн руб. б) для перспективного периода арифметически не определяются оборотные фонды и поэтому используем пропорцию между основными и оборотными фондами, учитывая их фактическую взаимосвязь. 4*35/28=5 млн руб. Производственные фонды на перспективный период составят: ПФ2 = Фосн2 + Фоб2 + Фобр = 35 + 5 + 3 = 43 млн руб.
Тема 8. Материально-техническое обеспечение производстваЗадание 1Назначение материально-технического обеспечения (МТО):- своевременное снабжение предприятия необходимыми для изготовления продукции материальными ресурсами; - рациональное использование материальных ресурсов; - осуществление работы с поставщиками, уменьшение риска срыва поставок. Для отечественных предприятий до перехода к рыночным отношениям типичным было централизованное и фондовое распределение материальных ресурсов. Процесс планирования МТО в условиях рынка можно условно разделить на следующие основные этапы: - прогнозирование спроса (первое звено в планировании МТО); - планирование сбыта; - планирование производства; - планирование снабжения; - оценка результатов функционирования системы МТО. Задание 2На зарубежных предприятиях в связи с воздействием ряда факторов (энергетический кризис, влияние НТП, обострение конкуренции), начиная с 70-х годов, внимание к материально-техническому обеспечению усилилось. Этому способствовало увеличение доли МТО в издержках до 15–20%. В процессе совершенствования МТО на зарубежных предприятиях была создана «логистика» (термин часто связывают с французским словом «loger»–расположить). Логистика – это четкая согласованность в управлении материальными ресурсами и информационными потоками с целью обеспечения заказов потребителей. На предприятиях была создана система управления материальными ресурсами с учетом требований (заказов) потребителей. На основе единства информационной базы в один процесс объединялись два: снабжение материальными ресурсами и сбыт продукции. Различают логистику закупочную, производственную и распределительную. При этом логистическая система в целом – это система управления движением материалопотоков, начиная от поставки сырья и заканчивая поставкой готовой продукции конечному потребителю, а также информационных потоков, ассистирующих движению материалов. На уровне предприятия логистика рассматривается с позиций стратегических целей предприятия и оптимизации основных оперативных процессов. Экономическая основа логистики – спрос, прогноз спроса (база для поставок) и прогноз заказа (для интересов потребителя), результат – вовремя и в сохранности доставленный груз при минимальных затратах. Важнейший принцип логистики – взаимодействие с внешними партнерами и установление целесообразных связей между различными подразделениями предприятия в процессе внутренней деятельности. Управленческая деятельность МТО на базе логистики предусматривает: - управленческую обработку заказов потребителей; - контроль за предоставлением услуг; - контроль за рейсами с отгруженным товаром; - учет и инвентаризацию запасов готовой продукции; - учет и распределение заказов производственным подразделениям; - учет полуфабрикатов; - учет запасов сырья и комплектующих; - управленческую обработку заказов поставщиками Тема 9. Инновационная и инвестиционная деятельность предприятияЗадание 1Инновационная деятельность предприятия – это не единовременный этап, а процесс, имеющий циклический характер. При инновационной деятельности (даже при создании продукции разного типа и назначения) имеются общие и повторяющиеся стадии инновационного процесса. Основные и типичные этапы инновационного процесса: - фундаментальные исследования (ФИ); - прикладные исследования (ПИ); - разработка (Р); - освоение (ОС); - маркетинг (М); - промышленное производство (ПП); - сбыт продукции (СБ). Фундаментальные исследования (ФИ) связаны с понятием «научная работа», которая представляет собой исследовательскую деятельность с целью получения новых знаний. Прикладные исследования (ПИ) представляют собой овеществленные знания с учетом их применения в нововведениях. В процессе ПИ выполняются различные теоретические расчеты и анализы. Разработка (Р) представляет собой сложный комплексный процесс, включающий этапы конструкторской и технологической разработки, в том числе расчеты, схемы и т.п. Освоение (ОС) обычно включает испытание, доработку и корректировку. С учетом временного параметра инновационный процесс можно изобразить в виде цикла, где по оси времени (обычно горизонталь) на начальных этапах (фундаментальные исследования, прикладные, разработка) откладываются вниз (минус) затраты, а когда начинается внедрение, то изображается рост объема продаж и по истечении определенного времени возникает прибыль, которая сначала увеличивается, но при наступлении спада в жизненном цикле товара уменьшается.
Задание 2 Проведите сравнительный анализ проектов инвестиций, используя срок окупаемости инвестиций, сделав вывод о наиболее предпочтительном варианте: величина инвестиций составляет 48 тыс. руб., а ежегодные возвратные поступления равны 6 тыс. руб.; величина инвестиций составляет 48 тыс. руб., а ежегодные возвратные поступления равны 8 тыс. руб. Решение: Вариант 1. 48 000/6 000= 8 лет (срок окупаемости) Вариант 2. 48 000/8 000=6 лет (срок окупаемости) Предпочтительнее будет вариант № 2 с ежегодными поступлениями в 8 000руб. и сроком окупаемости вложений, который равен 6 годам.
Тема 10. Издержки производства и себестоимость продукции
Задание 1
Издержки производства в зависимости от отношения к объему производства делят на постоянные и переменные. Постоянные издержки не изменяют свою величину в данный период времени в зависимости от объема продукции. К ним относятся: часть ежегодной амортизации зданий и оборудования, зарплата высшего управленческого персонала и ведущих специалистов, рентные платежи и т.д. Переменные издержки производства меняют свою величину в зависимости от объема производства. К ним относятся: - зарплата рабочих; - расходы на сырье, материалы, топливо, энергию и т.п. В зависимости от динамики изменения переменные издержки делятся на три вида: - пропорциональные – изменяются в той же пропорции, что и производство продукции; - дегрессивные – меняются в относительно меньшей пропорции; - прогрессивные – меняются в относительно большей пропорции. Сумма постоянных и переменных издержек образует валовые (общие) издержки производства. В условиях рынка важное значение имеют средние издержки производства, т.е. издержки производства в расчете на единицу продукции. При этом выделяются средние, постоянные, переменные и валовые. Средние издержки обычно используются для сравнения с ценой, которая указывается в расчете на единицу продукции; при этом можно рассчитать прибыль на единицу продукции. Кроме средних, в хозяйственной практике применяются еще и предельные издержки производства, которые представляют собой дополнительные издержки, связанные с производством еще одной единицы продукции. Рассчитываются как отношение изменения валовых издержек к изменению количества продукции. Предельные издержки имеют стратегическое значение, так как они представляют собой те издержки, которые предприятию придется нести в случае производства последней единицы продукции или решать вопрос: производить ли еще несколько единиц продукции или нет. В составе издержек производства имеются следующие элементы: материальные затраты, затраты на оплату труда, отчисления на социальные нужды, амортизация и прочие затраты. Под структурой издержек производства понимается процентное соотношение переменных и постоянных издержек предприятия. Анализ структуры издержек производства позволяет оценить степень автоматизации на предприятии: чем выше доля постоянных издержек (при прочих равных условиях), тем выше степень автоматизации производства.
Задание 2 Для отечественных предприятий, планирующих выпускать конкурентную продукцию на внутреннем и внешнем рынке я бы порекомендовала при выборе методики планирования цен совместить финансовый и маркетинговый анализ. Этот выбор обусловлен тем, что финансисты в нашей стане это «проверенные» и квалифицированные специалисты, ведь они имеют опыт, сложенный десятилетиями их профессиональной деятельности. Маркетологи же довольно новые специалисты для нашего государства и в их планировании вероятность ошибки выше. Если же рассмотреть с другой стороны, то зная оба «правдивых» варианта, предоставленных данными специалистами можно выбрать более подходящий в данной ситуации и для данного товара вариант планирования цен. Тема 11. Управление предприятием
Задание 1 Основные критерии успеха деятельности предприятия: - четко определенные цели деятельности предприятия Даже опираясь на свой небольшой профессиональный опыт, могу сказать, что в наше время существует ряд предприятий, которые не могут четко сформулировать цели деятельности своей организации, им вполне достаточно, что она есть и производит определенный товар или оказывает услугу. Главная цель, которую преследуют все – прибыль, но не стоит на этом ограничиваться. Другие же организации имеют очень определенные цели, которые они со временем успешно достигают. Это может быть выход на региональный или мировой рынок, стать лидером в своей отрасли. - социально-психологический фактор (совокупность способов воздействия на личностные отношения и связи, возникающие в трудовых коллективах. Социальные исследования показали, что успех хозяйственного руководителя зависит на 15% от его профессиональных знаний и на 85% от умения работать с людьми). - квалифицированность и обучение кадров Руководители отдают предпочтение людям с образованием – это не секрет, но есть и такие, которые сами обучают и «растят» для себя необходимые кадры. Также многие организации отправляют своих сотрудников на различные тематические семинары, тренинги. - правильный подбор и расстановка кадров - совместимость интересов личных, коллективных (на уровне отдела и всей организации) - мотивация и стимулирование кадров Чем выше данный фактор, тем большую отдачу получит руководитель от своих подчиненных. - создание благоприятной психологической среды в организации - формирование корпоративной культуры Совместный отдых всегда сближает людей, это относится и на рабочий коллектив. Корпоративная культура также может быть представлена в виде поощрительных грамот, разработки досок почета, формирование стиля одежды, разработка фирменного стиля в целом и т.д
Тема 12. Финансы предприятияЗадание 1 Я считаю, что обе точки зрения имеют место быть и каждая из них по своему верна, но мне предпочтительней вариант с их частичным объединением. Согласна с тем, что предприятие должно направлять свою деятельность на максимизацию прибыли, но в тоже время стоит уделять должное внимание на деятельность конкурентов то есть следить за сохранностью собственного предприятия на рынке и постепенно вводить новаторства, изменения и расширять свою деятельность. Задание 1 Рассчитайте, сколько должно быть приглашенных и какова должна быть цена билета, чтобы получить прибыль в указанном варианте
Рассчитаем для варианта Б Прибыль = Выручка – Затраты. Для решения обозначим: Х – цена билета; Q – количество людей (билетов): 2000 = Х х Q – 240 – 40 х Q – 160 2400 = Q х (Х – 40) Q = 2400/(Х – 40). Примем цену билета равной: Х=50 руб Q=2400/50-40=240 человек Х=60 руб Q=2400/60-40=120 человек Х=70 руб Q=2400/70-40= 80 человек Предпочтительней последний вариант Тема 13. Банкротство и санация предприятияЗадание 1Термин «банкротство» считается произошедшим от итальянских слов: «banco» – банк (скамья) и «rotta» – сломанный, т.е. «банкротство» означает несостоятельность должника (физического или юридического лица). Несостоятельность признается арбитражным судом или объявляется самим должником как неспособность удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам или обеспечить уплату обязательных платежей. Причины банкротства предприятия могут быть внутренними и внешними. К внутренним причинам в основном относятся: - неэффективное управление, недостаточный кадровый потенциал предприятия; - ограниченные технические возможности предприятия; - неэффективное управление финансами и ресурсами; - производство неэффективной продукции; - низкий уровень производительности труда; - высокие издержки производства и т.п. Следует иметь в виду, что в составе многих указанных причин имеются конкретные детальные факторы. К внешним причинам в основном относятся: - динамика потребностей; - изменение доходов; - экономическое положение в стране (спад деловой активности или, наоборот, подъем); - уровень инфляции; - политическая стабильность; - воздействие НТП; - внутренняя и внешняя конкуренция и т.п. Тема 14. Внешнеэкономическая деятельность предприятияЗадание 1 Внешнеэкономическая деятельность предприятия может осуществляться разными способами. Предприятие обычно начинает заниматься внешнеэкономической деятельностью (ВЭД) в случае изменения конъюнктуры на внутреннем рынке и большей привлекательности внешних рынков. Принято выделять три основные группы внешнеэкономических связей: экспорт; совместная предпринимательская деятельность; прямое инвестирование. Процесс выхода на международный рынок состоит из следующих этапов: изучение среды ВЭД; решение о целесообразности выхода на внешний рынок, решение о том, на какие рынки выйти; решение о методах выхода на рынок; маркетинговые решения по ВЭД. При изучении среды ВЭД анализируют экономическую политико-правовую и культурную среду предполагаемых стран-рынков. Изучение экономической среды включает в себя: структуру хозяйства страны; характер распределения доходов в стране; уровень и структуру издержек; уровень и систему налогообложения; валютный контроль и конвертируемость местной валюты; местные требования к ведению учета и заключению договоров; уровень инфляции; возможности привлечения капитала; характеристики рабочего и управленческого персонала; таможенные тарифы и штрафные барьеры, наличие квот, эмбарго. Состояние политико-правовой среды характеризуется: отношением к закупкам из-за рубежа; наличием валютных ограничений; степенью эффективности помощи иностранным партнерам со стороны государства; степенью политической стабильности; законами о защите патентов и торговых марок; системой контроля цен; дискриминационными правилами. При изучении культурной среды обращают внимание на обычаи, правила, традиции, запреты, нормы поведения в деловом мире. При обосновании целесообразности выхода на внешний рынок предприятие четко определяет свои задачи по такому кругу вопросов: 1) в странах какого типа надо работать; 2) работать в одной или нескольких странах; 3) какие выгоды принесет выход на международный рынок (по каждому из способов следует установить, какая страна из изученных перспективнее для данного способа; при этом сопоставляют положительные моменты и что от них собираются получить, и отрицательные – что будет мешать). Принимая решение о том, на какие рынки выйти, составляют перечень возможных зарубежных рынков, ранжируют их и отбирают рынки с высоким рангом. Товар для реализации на внешнем рынке может не менять своего вида либо получать различные приспособления, продвижение товара может осуществляться отечественными методами и изобретенными для местного рынка. Особо сложным является вопрос установления цены. Чаще всего устанавливается низкая цена. Каналы распределения чаще всего приходится использовать уже существующие, создание собственной торговой сети за рубежом, как правило, – дело будущего. Следовательно, становится неизбежным вопрос о выборе партнеров. При разовых сделках предприятие, как правило, не ищет иностранных контрактов, а использует российских посредников. Если предприятие намерено установить длительные и устойчивые деловые связи или наладить сложные формы сотрудничества, то особую важность приобретает работа по тщательному поиску и выбору партнера. На этапе предварительного поиска выделяется группа предприятий для возможного делового партнерства. Предварительный поиск включает также этапы: 1) выявление из множества компаний, действующих на зарубежном рынке, той их части, которая по роду своей деятельности может представлять интерес для предприятия; 2) выявление из этого числа фирм наиболее представительных (ведущих) фирм отрасли или рынка; 3) выделение отдельных фирм, которые могут стать потенциальными партнерами; 4) разделение отобранных фирм на конкурентов, нейтралов и потенциальных партнеров. Деление это условно, поскольку отобранные фирмы могут с течением времени переходить из одной категории в другую. На втором этапе собирают информацию о группе возможных деловых партнеров. При этом используют такие источники, как: фирменные справочники; годовые отчеты фирм; общеэкономические газеты и журналы; материалы специализированных организаций. Критериями оценки перспективности потенциальных партнеров служат: практический опыт, здравый смысл, интуиция, а также аналитическая работа по собранной информации. При этом изучаются следующие параметры: общие сведения о фирме, экономический потенциал фирмы, хозяйственная и коммерческая деятельность фирмы, финансовое положение фирмы. Из обширного круга параметров прежде всего принимаются во внимание репутация фирмы и ее продукции, надежное финансовое положение и платежеспособность, достаточный производственный и научно-технический потенциал. Риск выбора партнера принято считать основным во внешнеэкономической деятельности и общим для всех ее видов, хотя существует достаточно таких видов риска, в их числе: 1) риск недостаточного изучения внешнего рынка; 2) неопытность и некомпетентность участников ВЭД; 3) плохая организация таможенной службы; 4) выбор странового рынка; 5) выбор способа выхода на внешний рынок; 6) переоценка возможностей предприятия. Кроме того, каждый из видов ВЭД имеет свои специфические риски. Оценка успешности ВЭД производится в основном по показателям: объем и структура внешнеэкономических операций; валютная выручка; прибыль, полученная от внешнеэкономических операций. Обращается внимание также на увеличение технико-экономического потенциала в результате ВЭД. Список литры1 Адамов В.Е., Ильенкова С.Д., Сиротина Т.П., Смирнов С.А. Экономика и статистика фирм: Учеб. пособие / Под ред. С.Д. Ильенковой. М.: Финансы и статистика, 1996. 2 Ворст Й., Ревентлоу П. Экономика фирмы. Учебник. М.: Высшая школа, 1994. 3 Гаджинский А.М. Основы логистики. – М.: ИВЦ «Маркетинг», 1995. 4 Грузинов В.П. Экономика предприятия. М.: ЮНИТИ, 1995. Экономика предприятия (фирмы): Учебник /Под общ. ред. О.И. Волкова. –М.: Инфра-М, 2002. 5 Зайцев Н.Л. Экономика промышленного предприятия: Учеб. пособие. М.: ИНФРА-М, 1996. 6 Шмален Г. Основы и проблемы экономики предприятия. М.: Финансы и статистика, 1996. 7 Экономика предприятия: Учебник /Под общ. ред. В.Я. Горфинкеля. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. 8 Экономика предприятия: Учебник /Под общ. ред. Н.А. Сафронова. – М.: Юристъ, 2002. 9 Экономика предприятия: Учебник /Под общ. ред. А.О. Руденко. – Минск, 2001. 10 Экономика предприятия: Учебник /Под общ. ред. В.М. Семенова. – М.: Центр экономики и маркетинга, 2000. 11 Экономика фирмы: уроки организации бизнеса /Под общ. ред. В.А. Демина, В.С. Котькова. – СПб., 1994. |