Курсовая работа: Стратегии международной экономической деятельности Украины
Название: Стратегии международной экономической деятельности Украины Раздел: Рефераты по международным отношениям Тип: курсовая работа | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Оглавление Введение 1. Теоретические основы формирования стратегии международной экономической деятельности Украины 1.1 Аспекты внешнеэкономической политики Украины 1.2 Концептуальные основы международной экономической политики Украины 2. Место Украины в мировой экономике 2.1 Рыночная среда и географическое положение Украины 2.2 Географическая структура экспорта-импорта товаров 2.3 Характеристика уровня развития экономики Украины и её места в мировом хозяйстве 2.4 Стратегические направления интернационализации национальной экономики 3. Формирование стратегии международной экономической деятельности Украины Выводы Список использованной литературы Приложения ВведениеПроблема разработки эффективной стратегии международной экономической деятельности Украины остаётся актуальной на протяжении всего периода существования Украины как независимого государства. В период глубокого экономического и политического кризиса, в котором пребывает Украина на сегодняшний день, стратегическое планирование и создание такой политики внешнеэкономической деятельности, которая бы максимально учитывала интересы нашей страны и её абсолютные и сравнительные преимущества, кроме того, была бы в высшей степени приближена к мировым стандартам, становятся наиболее острыми проблемами, решения которых непозволительно откладывать на более поздний срок. Нельзя не заметить, что Украина уже сделала значительный шаг к членству в мировых экономических организациях, о чём свидетельствует присоединение её к ВТО. Так же ещё в 2005 г. было выбрано основное направление внешней политики Украины – евроинтеграция. Существует ряд причин и факторов, которые непосредственно содействуют углублению участия экономики Украины в международном разделении труда, органичному включению её хозяйства в современные международные цивилизационные процессы. Среди главных причин выделяют, прежде всего, высокий удельный вес экспорта в валовом национальном продукте. Подтверждает это то, что треть национального производства Украины осуществляется посредствам международных связей. Есть так же другие причины, которые детерминируют взаимоотношения украинской экономики и морового хозяйства. Среди них: развитое внутреннее разделение и кооперация труда, ограниченность ресурсов, традиционные хозяйственные связи со странами бывшего СССР, и, прежде всего, Россией, растущая необходимость получения и внедрения новых технологий, инвестиционных и финансовых ресурсов из высокоразвитых стран мира. Таким образом, принимая во внимание актуальность проблемы, целью данного исследования является выявление теоретических основ формирования стратегии международной экономической деятельности Украины (МЭДУ), анализ статистических данных об экспортно-импортных отношениях страны, выявление направленности внешнеэкономической деятельности и формирование своей точки зрения по поводу разработки стратегии МЭДУ. 1. Теоретические основы формирования стратегии международной экономической деятельности УкраиныПод экономической стратегией развития подразумевают рассчитанную на определённый промежуток времени целостную систему действий субъекта международной экономики, направленных на реализацию цели, заданий, приоритетов его экономического воспроизводства с учётом комплекса внутренних и внешних факторов и рисков [4, с. 543]. 1.1 Аспекты внешнеэкономической политики УкраиныВ период рыночной трансформации экономики Украины первоочередной является разработка на научном фундаменте внешнеэкономической политики и механизма реализации с учётом мирового опыта. В это же время в Украине недостаточно фундаментальных, системных научных исследований, касательно особенностей внешнеэкономической политики стран с переходной экономикой в условиях глобализации мирового хозяйства. Это обстоятельство является одной из причин того, что в Украине после провозглашения государственного суверенитета в внешнеэкономической политике были допущены стратегические ошибки, а позже, в процессе развёртывания экономических реформ, так же наблюдалась хаотичность и непоследовательность в реализации этой политики. Поэтому растёт значение верного выбора ориентиров внешнеэкономической деятельности Украины. Современный этап развития социально-экономического страны показывает, что без правильной научной обоснованности, последовательно проводимой внешнеэкономической политики не может быть реализована стратегия экономического и социального развития, осуществлена интеграция Украины в мировую экономическую среду. На основе мирового хозяйственного опыта можно выделить 5 определяющих элементов рыночной трансформации: - макроэкономическая стабилизация (жёсткий финансовый контроль, прямое регулирование заработной платы, снижение бюджетного дефицита, уменьшение внешнего государственного долга, валютное регулирование); - либерализация экономики (либерализация цен, внутренней и внешней торговли, движение капитала внутри страны и за её границей, прекращение неналоговых отчислений у предприятий в режиме открытости страны для иностранных инвестиций, демонополизация экономики); - необходимость приватизации собственности; - институциональные изменения (развитие банковской системы, денежного и финансового рынков, законодательства про предпринимательского, конкуренцию с соответствующими судебными инстанциями, налогообложение физических и юридических лиц, трудового законодательства, механизма найма, увольнения, выплат в связи с безработицей, трудовых договоров и т.д.); - структурная трансформация (уменьшение доли промышленности, особенно тяжёлой, АПК, сельского хозяйства и ускоренное развитие сектора услуг). Таким образом, в Украине формируется интегральная модель экономики, в которой синтезируются цивилизационные, национально-исторические и онтологические факторы, что даёт возможность избежать односторонности во время формирования собственной экономической политики, и более полно реализовать свои интересы в мировом хозяйстве. [14, c. 599-600] В Украине были приняты законы, которые создают номинальные возможности для включения её экономики в мировое хозяйство и международное разделение труда. Это, в частности, Закон Украины «О внешнеэкономической деятельности», «О режиме иностранного инвестирования» и др. [1],[2] Итак, чтобы внешнеэкономическая политика была успешно реализована, необходимо системное и комплексное решение ряда проблем, связанных с её формированием и осуществлением. Речь идёт о таких системных преобразованиях, как формирование экономических основ развития международных хозяйственных связей страны, создание политических условий и правовых основ формирования внешнеэкономической политики. Реализация экономической и социальной политики в Украине в будущем будет в большей степени зависит именно от того, на сколько внешнеэкономическая политика будет отвечать реалиям переходного периода, а также на сколько успешно будет реализовываться на практике модель открытой конкурентной экономики, которая позволит Украине привлечь необходимые материальные, финансовые и технологические ресурсы с одной стороны, и использовать внешние рынки сбыта отечественного производителя - с другой. Этой теме посвящены работы: А. Гальчинского [7], В Гейца [7], О.А. Кириченка [8], Д.Г. Лукьяненка [13], А.С, Филипенка [14] и др. В исследованиях были выяснены теоретические и практические аспекты реальных возможностей экономики Украины, определён принцип формирования и осуществления внешнеэкономической деятельности. Тем не менее, остаются нерешенные вопросы общей проблемы. Остаётся много вопросов, которые нуждаются в более детальном рассмотрении и теоретическом обобщении. К ним относятся: закономерности развития механизма внешнеэкономической деятельности в условиях рыночной трансформации; геополитические и геостратегические ориентиры для широкого интегрирования экономики Украины в систему международного разделения труда; противоречия в формировании целостной системы международного содружества и сотрудничества; политические основы внешнеэкономической стратегии, её принципы и основные направления в период становления государственности; факторы формирования международного имиджа Украины; сравнительные и конкурентные преимущества как материальные условия формирования внешнеэкономической политики и т.д. [8, с. 64]. На современном этапе формирования глобальной экономической системы на постиндустриальных основах экономический рост отдельных стран и их международная конкурентоспособность определённой степенью обусловливается транснационализацией национальных экономик. Под этим процессом следует понимать объективные процесс возникновения и развития экономических связей между национальными хозяйствами разны стран, который охватывает все сферы общественного воспроизводства и приводит к появлению и развитию интернационального хозяйства в организационной форме транснациональных корпораций [13, 121]. Реальная трансформация внешней экономики Украины предусматривает взаимосвязь всех факторов внутриэкономического развития с изменениями в соотношениях между ними. Основными причинами интеграции Украины в мировое хозяйство является: - системная рыночная трансформация; - реструктуризация экономики; - формирование открытой экономики, развитие не только торговли, а и движение факторов производства между странами [7, 68]. Интеграция Украины в мировую экономическую среду зависит от трансформационных процессов, которые, способствуя росту конкурентоспособности субъектов хозяйствования, будут определять направление и формы взаимодействия национального народного хозяйства с мировым. Рыночная трансформация экономики предусматривает решение внутриэкономических проблем путём адаптации переходной экономики к внешней рыночной среде, которая эволюционирует. Процессы внутренней трансформации следует рассматривать одновременно и как процессы вхождения Украины в международную экономическую среду, поскольку формирование внешнего сектора экономики является составной формирования рыночной экономической системы. Сегодня обостряется тенденция создания и дальнейшего развития высокоинтегрированых экономических систем, которые объединяют страны, близкие по географическому положению, уровнем экономического и культурного развития. На данный момент можно выделить 3 основных интеграционных группы: Европейский Союз, Североамериканская зона свободной торговли и объединения стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Это имеет весомое влияние на формировании внешнеэкономических связей Украины, которая должна обращать внимание на существование таких групп, учитывать особенности внешнеэкономической политики стран-участниц таких объединений. Таким образом, ориентация внешнеэкономических связей Украины с центрами мировой экономики должна осуществляться при условии соответствия интересам национальной экономики, реализации которых может мешать давление со стороны этих центров. Требование международных организаций и объединений по поводу либерализации внешнеторговых связей должно быть сбалансировано с потребностями украинских производителей экспортной продукции и продукции, которая конкурирует с импортом. Формирование многофункциональной модели внешней экономики Украины не ограничивается определением задач и места страны в отношениях с интеграционными объединениями. Важным внешним фактором становления такой модели является сотрудничество со странами СНГ, и Россией в первую очередь [6, 355].
1.2 Концептуальные основы международной экономической политики УкраиныРассмотрим, какие же основные принципы и положения должны быть положены в основу разработки стратегии внешнеэкономической деятельности Украины. Прежде всего, речь идёт об обеспечении суверенитета Украины в международных хозяйственных связях, гарантирование её национальной и внешнеэкономической безопасности. Во-вторых, вся совокупность внешнеэкономических связей должна быть основана на строго эквивалентном, взаимовыгодном обмене, международном разделении и кооперации труда. В-третьих, взаимосвязь с мировым хозяйством должна опираться на комплексную, гибкую и динамическую государственную внешнеэкономическую политику, в основу которой положено максимальную хозяйственную свободу непосредственных производителей и экспортёров товаров и услуг - предприятий, фирм, банков, корпораций, концернов, кооперативов, юридических и физических лиц. В-четвёртых, открытость экономики для широкого и взаимовыгодного участия в региональных и мировых хозяйственных и валютно-финансовых системах и структурах. Итак, можно сказать, что главными составляющими элементами внешнеэкономической стратегии Украины являются: 1) Создание мощного экспортного сектора. 2) Национальная конвертируемая валюта 3) Привлечение иностранных инвестиций на основе создания свободных экономических зон и др. 4) Либерализация импорта. 5) Проведение предпринимательской деятельности за рубежом. 6) Создание работающей системы внешнеэкономического менеджмента (банки, биржи, страховые компании, консалтинг, аудит, лизинг и т.д.). 7) Гибкая налоговая, ценовая, депозитная, кредитная, финансовая и валютная политика, которые способствуют диверсификации экспортно-импортных отношений. 8) Постепенная интеграция экономики в европейские и мировые экономические объединения и организации. 9) Кадровое обеспечение внешнеэкономической деятельности [10, с. 286-312]. 2. Место Украины в мировой экономике2.1 Рыночная среда и географическое положение УкраиныНаряду с такими важными факторами, определяющими темп экономического развития государства, как тип экономической системы существуют и другие немаловажные условия. Например, географическое положение страны, которое может формировать её сравнительные и абсолютные преимущества. Украина занимает выгодное экономико-географическое и геополитическое положение. Она находится в географическом центре Европы, граничит с рядом европейских государств. Через Украину проходят мощные магистральные нефте- и газопроводы из Азии в Европу, магистральные транспортные пути с запада на восток и севера на юг. Ежедневно государственные границы Украины пересекают около 100 тыс. граждан, 20 тыс. автомобилей, 295 грузовых и 311 пассажирских поездов. Территория Украины омывается водами двух морей: Черного и Азовского с их незамерзающими портами. Все это создает положительные условия для развития Украины. [20] Более того, Украина владеет мощным и разнообразным природно-ресурсным потенциалом. Это - огромные массивы черноземных почв, самых плодородных земель в мире, запасы уникальных руд и ценных нерудных материалов и т. д. Среди конкурентных преимуществ Украины во внешнеэкономических связях необходимо отметить, в первую очередь, следующее: · Территориальные и природные условия – расположена в Центральной Европе, благоприятный климат, имеет выход к 2 тёплым морям, благоприятные условия для ведения сельского хозяйства – преимущественно равнинный рельеф, 25% мировых запасов чернозёма и т.д.; · Сырьевые ресурсы – занимая меньше 0,5 % территории мира и меньше 1% население, Украина имеет около 5% мировых сырьевых ресурсов; · Значительный производственный потенциал – по производству чугуна, стали и т.д. на душу населения Украина занимает ведущие места в мире, отдельные области самолётостроения, энергетика, космическая промышленность и т.д. включают в себя использование новейших технологий на уровне лучших мировых достижений; · Достаточно развития инфраструктура; · Наличие достаточно квалифицированной и в то же время дешёвой (в сравнении с развитыми странами мира) рабочей силы. Следует отметить, что наличие конкурентных преимуществ ещё не значит их автоматическую реализацию, в особенности в современных условиях международного экономического кризиса и тем не менее сохраняющейся жёсткой международной конкуренции. Здесь на первый план выходит международная экономическая конкурентоспособность. К сожалению, Украина значительно отстаёт в конкурентоспособности своей экономики перед развитыми странами мира. [9, с. 337-339]
2.2 Географическая структура экспорта-импорта товаровВ 2007 г. объемы экспорта товаров и услуг из Украины по сравнению с 2006 г. увеличились на 30%, импорта - на 34,6% и составили соответственно $10,9 млрд. и $15,6 млрд. Отрицательное сальдо внешней торговли в 2007 г. достигло $11321,9 млн. (против положительного сальдо $3669,3 млн. в 2004 г.). Общий объем экспорта украинских товаров и услуг в страны СНГ составил $18,61 млрд. и увеличился в сравнении с 2006 г. на 46,9%, в другие страны мира - $30,7 млрд. (+19,4%). Объем импорта товаров и услуг в Украину из стран СНГ составил $25,57 млрд. (на 26,7% больше показателя 2006 г.), из других стран мира - $35,01 млрд. (+41%). Наибольшие объемы экспортных поставок украинских товаров осуществлялись в Российскую Федерацию (37,7% от общего объема экспорта), Великобританию (6%), США (4,9%), Кипр (4,5%), Германию (4,2%), Польшу (1,2%). [21] Таблица №1. Объем экспорта за период 2004-2007 гг. (млн.дол. США)
© Держкомстат України, 1998-2009 Таблица№2. Объём импорта за период 2004-2007 гг. (млн.дол. США)
© Держкомстат України, 1998-2009 В товарной структуре экспорта Украины преобладает продукция чёрной металлургии (37%), добывающий (15%), химической (8%) промышленности, машиностроения (10 %). Львиная доля в общем объёме экспорта услуг принадлежит транспортным услугам. Среди основных импортёров украинских товаров Россия, Китай, Турция, Германия, Италия, США, Беларусь и Польша. Экспорт украинских товаров в страны ЭС колеблется от 20 % до 32%. Развиваются торговые отношения со странами Азии и Африки. [21] 2.3 Характеристика уровня развития экономики Украины и её места в мировом хозяйствеОпределим место Украины в мировой экономике, основываясь на таких показателях как: индекс человеческого развития, показатель продолжительности жизни, экономической свободы, реальный ВВП. На сегодняшний день Украина входит в группу стран со средним ИЧР и в Отчете ООН за 2005 г. заняла 74-е место [18], что дает основание надеяться на дальнейшее улучшение ситуации, т.к. в 1993 г. Украина занимала 45-е место, а уже 1999 г - 91-е место. Однако важнее абсолютный показатель ИЧР. Для Украины в 2008 г. он составляет 0,742, т. е. на 3,6 % выше среднемирового уровня (0,716) [19]. Что касается составляющих ИЧР, то по продолжительности жизни показатель нашей страны на 2,1 % выше мирового (68,1 - в Украине и 66,7 - в мире). По реальному ВВП, определяющему жизненный уровень населения, Украина пока почти в два раза отстает от среднемировых показателей. Лучше, чем среднемировой, у нас образовательный компонент (индекс 0,92 сравнительно с 0,74 в мире). Украина занимает 152-е место из 180 стран в рейтинге экономических свобод, который разрабатывается специалистами американской исследовательской организации Heritage Foundation и газеты Wall Street Journal. Теперь среди европейских стран Украина занимает предпоследнее 42-е место. Общие расходы правительства Украины достигают свыше 45% всей экономики, что недопустимо в развитых европейских странах с рыночной экономикой [22]. ПО мнению специалистов Института экономических исследований и политических консультаций, падение ВВП в Украине в 2009 г. может составить 12%, инфляция – 18% [23]. Одним из важных показателей, характеризующих движение капиталов в экономике Украины, является объем прямых иностранных инвестиций, вложенных в нее, и объем инвестиций, вложенных Украиной в экономики других государств.
Таблица №3 . Географическая структура прямых инвестиций в Украину в 2009 г. (млн.дол.США)
Главными странами-инвесторами, доля которых составляет 78,04 % от общего объёма инвестиций, являются Кипр – 7682,9 млн.дол. (21,51 % общего объема инвестиций), Германия – 6393,8 млн.дол. (17,9%), Нидерланды – 3180,8 млн.дол. (8,90%), Австрия – 2445,6 млн. дол. (6,85%), Соединенное Королевство – 2273,5 млн.дол. (6,36%), Российская Федерация – 1851,6 млн. дол.(5,18%), США – 1471,5 млн. дол. (4,12%), Виргинские острова (Великобритания) – 1316,1 млн. дол. (3,68%), Швеция и Франция вместе – 1489,1 млн. дол. (6,97%). Также за период 2008-2009 гг. объём прямых инвестиций из стран ЕС увеличился на 23%, что составило 5263 млн. дол. США, в 2009 г. он составил 28175,4 млн. дол. США [21], [12]. 2.4 Стратегические направления интернационализации национальной экономикиСразу после обретения независимости перед Украиной появилась задача чёткого определения внешнеполитической стратегии в европейском направлении. Анализ внешнеэкономической политики Украины свидетельствует о том, что данный момент Украина принимает участие формировании Единого экономического пространства. Продолжается процесс интеграции Украины в ЕС. Европейский выбор Украины обусловленный осознанием интеграции как фактора благоприятствования перспективному развитию государственной независимости, безопасности, политической стабильности, экономического роста, социального согласия, интеллектуального прогресса, восстановлению европейской сущности страны, а так же как фактор противодействия тем внешним силам, которые заинтересованы в сохранении её слабости. Европейский союз – наиболее мощная и развития группировка современности, политический и экономический потенциал которого постоянно возрастает, уровень жизни, прав и свобод граждан неуклонно повышается. ЕС является организацией, которая в процессе своего развития достигла высокого уровня политической интеграции, правовой унификации, экономического сотрудничества, социального обеспечения, культурного развития [9, с. 340-341]. Приоритет в интеграционных планах Украины Европейского союза не снимает необходимости поддержания стратегического баланса между другими центрами экономического развития. Прежде всего, речь идёт о России, США, Японии и Китае. К этому же мотивирует и отсутствие официальных гарантий со стороны ЕС относительно перспектив членства в этой организации, дисбаланс между уровнем экономического развития стран ЕС и Украиной. Результаты многочисленных исследований указывают на неспособность Украины присоединиться и стать активным участником наиболее зрелых форм интеграционных процессов. Поэтому диверсификация направлений международного сотрудничества как на Западе, так и на Востоке является необходимостью для эффективного развития экономики. Перспективным направлением международного экономического сотрудничества является сотрудничество в рамках ГУАМ. Доля Грузии, Узбекистана, Азербайджана и Молдовы в экспорте Украины (8,2%) свидетельствует о значительном потенциале рынков сбыта украинских товаров в этих странах. В то же время они являются поставщиками энергоносителей, химической продукции, цветных металлов, хлопка. Кроме этого, Украина развивает отношения с такими странами как Азербайджен, Албания, Болгария, Армения, Греция, Грузия, Молдова, Россия, Румыния, Турция в рамках Черноморского экономического сотрудничества. Значительные потенциальные возможности развития экспорта украинских товаров создаёт установление взаимовыгодного сотрудничества со странами Африканского континента [9, c. 272-282]. 3. Формирование стратегии международной экономической деятельности Украины
Украина только входит в систему мирового экономического пространства и от того как этот процесс будет происходить зависит дальнейшее экономическое и социальное развитие государства как органичной подсистемы мировой экономики. Сегодняшнее положение Украины в мирохозяйственных связях характеризуется неподготовленностью ее экономики к высокоэффективным формам внешнеэкономического сотрудничества. Пока для Украины присущ снабженческо-сбытовой и посреднический характер внешних связей. Сегодня экономика Украины, в силу ее тяжелого положения слишком открыта для внешней торговли. Ее доля в ВНП колеблется в пределах 10-15%, а у развитых стран - 70-80%. Такая ситуация влечет опасность для отечественной экономики, поскольку высокий уровень ее открытости является следствием бессистемной торговли на фоне глубокого кризиса. Любое нежелательное колебание конъюнктуры мировых товарных рынков может привести украинских производителей на уровень банкротства. На современном этапе складывающиеся направления развития внешнеэкономических связей Украины создают реальную угрозу национальному производству, которое уже сейчас серьёзно страдает от конкуренции многих товаров, поступающих по импорту. Негативными факторами, которые тормозят интенсификацию международной торговли являются: 1) Низкая конкурентоспособность украинских товаров из-за значительной энергоёмкости продукции; 2) Высокая себестоимость; 3) Несовершенство схем финансирования экспорта; 4) Неразвитость базовых институтов рыночной экономики; 5) Несовершенство механизмов государственного регулирования; 6) Неразвитость инфраструктуры поддержания экспорта. [9, c. 272-282] Поэтому при формировании стратегии МЭД Украины следует обратить внимание на устранение этих факторов, т.е. 1. Создать условия благоприятные для повышения конкурентоспособности украинских товаров (рассмотреть вариант использования кластерной модели производства) [3, c. 134]. 2. Изучить возможные варианты снижения себестоимости продукции и применить наиболее подходящие на практике. 3. Усовершенствовать схемы финансирования экспорта. 4. Развивать базовые институты рыночной экономики. 5. Усовершенствовать механизмы государственного регулирования. 6. Развитие инфраструктуры поддержания и стимулирования экспорта. К такой свободной, не защищённой государством конкуренции украинская промышленность ещё не готова. Необходим весьма взвешенный подход при определении приоритетов во внешнеэкономической политике Украины и выборе тех или иных средств такой политики, способных защитить от разрушения ряд отраслей украинской промышленности, и прежде всего, наукоёмких производств [16]. Основными принципами формирования открытой экономики Украины являются, во-первых, опора на развитие собственных отраслей, которые имеют сравнительные и конкурентные преимущества в мировой экономике, в региональном (СНГ) и глобальном масштаб. Такими отраслями являются машиностроение (ракеты, судна, самолёты и др.) Высоким научно-технологическим уровнем характеризуются порошковая металлургия, производство нетвёрдых материалов, химическая промышленность. Потенциальные возможности так же существуют и в агропромышленном комплексе. Во-вторых, высокий уровень внутренней интеграции отечественной экономики, создание мощного национального рынка как фундаментальной экономической основы для завоевания и закрепления соответствующих ниш на конкурентных и высокоинтенсивных мировых рынках товаров, услуг, капиталов, финансовых ресурсов. В-третьих, обеспечение дальнейшей финансовой стабилизации, которая необходима для развития национального и международного предпринимательства. Так же это является условием формирования благоприятного инвестиционного климата. В – четвёртых, обеспечение конвертируемости национальной валюты и её стабильность. В – пятых, постепенная гармонизация национального внешнеэкономического законодательства с требованиями ГАТТ-ВТО и стабильное соблюдение и реализация этих стандартов [10, с. 282-283]. Долгое время Украина придерживалась нейтралитета во внешней политике, но для развивающегося государства с транзитивным типом экономики, с учётом особенностей её геополитического положения, эта позиция не является оптимальной. Характеристика внешнеэкономической политики Украины как «многовекторной» кроет в себе подтекст неопределённости в выборе стратегии развития внешнеэкономической деятельности, отсутствия направленности в геополитике [15]. Стратегия международной экономической деятельности Украины должна быть основана на активной позиции государства в мировом масштабе. Активная внешняя политика подразумевает: a) формирование Украиной своей собственной позиции по всем основным вопросам мировой политики; b) определение и ведение собственной политики по поводу стран-соседей; c) способность Украины занимать свою позицию во время любого мирового военно-политического кризиса и умение добиваться реализации своей позиции; d) признание другими странами позиции Украины и учёт её в любой ситуации; e) учет интересов Украины другими странами, входящих в сферу её интересов, блоками государств при заключении международных договоров или при принятии любого стратегически важного решения международного уровня [17]. При разработке стратегии международной экономической деятельности Украины должны быть правильно поставлены цели и задачи. Одной из них должно оставаться сохранение экономической, прежде всего финансовой, стабильности и обеспечение выгоды во внешней торговле. У Украины есть объективные экономические интересы, обусловленные ее нынешним экономическим состоянием. Главный интерес Украины - улучшение торгового баланса путем увеличения экспорта собственной продукции (уменьшение импорта возможно лишь административным путем и приведет к ухудшению благосостояния населения и дальнейшего развития теневой экономики). Одной из задач стратегического значения также является анализ потенциальных рынков сбыта и поддержание дружеских отношений со странами тех регионов, где уже налажена система торговли (Европа, Ближний Восток, Азия, Северная и Южная Америка, Россия) [11, c. 214]. Вернёмся к вопросу о выборе ориентации МЕД Украины. Чрезвычайно важным фактором, влияющим на содержание и направления внешней политики Украины, является Россия. Строительство сбалансированных и действительно партнерских отношений с ней, при одновременном эффективном противодействии любым притязаниям на свою независимость - для Украины задача особого значения. Важной задачей внешней политики Украины является сбалансированность и диверсификация своих внешнеполитических связей, которые позволили бы ей избежать односторонней зависимости от более сильных соседей или положения державы. Украина своей историей и географическим положением призвана быть своеобразным соединительным звеном между Европой и Россией. Соответственно Украина должна интенсивно развивать максимально тесные и широкие политические и экономические отношения с остальными своими ближайшими соседями, а также постсоветскими республиками Центральной Азии и Закавказья. Украина должна продолжать стремится развивать и углублять всестороннее сотрудничество с Европейским Союзом и постепенно интегрироваться в общеевропейское экономическое пространство [5]. Таким образом, можно сделать вывод, что, прежде всего, для того, чтоб была сформирована стратегия международной экономической деятельности Украины и была эффективно реализована, необходима сознательная, геополитически мыслящая политическая элита, т.е. необходима политическая стабильность. Во-вторых, необходимо совершенствование законодательной базы и адаптивность её к международным стандартам, а так же гарантированность соблюдения законов на территории Украины. В – третьих, должны быть поставлены правильные цели и задачи внешнеэкономической деятельности. Должны быть учтены, прежде всего, интересы Украины во внешней торговле и максимальная адаптация к изменениям на мировом рынке товаров и услуг. Кроме того, должны быть созданы благоприятные условия для ведения предпринимательской деятельности как резидентам, так и нерезидентам страны. Итак, мы видим, что только с формированием теоретических основ, анализом текущей ситуации и текущих проблем Украины, связанных с её экономическим развитием, разработкой мер по решению этих проблем и внедрением стратегического планирования внешнеэкономической деятельности может быть сформирована и реализована стратегия ведения внешней экономической политики Украины. ВыводыВ результате исследования были выполнены поставленные цели: были выявлены и проанализированы теоретических основы формирования стратегии международной экономической деятельности Украины, был проведен анализ статистических данных об экспортно-импортных отношениях страны, выявлены направленности внешнеэкономической деятельности и сформирована своя точка зрения по поводу разработки стратегии МЭДУ. На основе полученных результатов можно сделать вывод, что Украина входит в 30 стран с самым низким индексом человеческого развития, так же наблюдается явное отставание по показателю ВВП на душу населения, что не позволяет создать и воплотить в реальность позитивный имидж страны как развитой на международном уровне. Так же была проанализирована структура экспорта товаров и объёмы экспорта и импорта. Можно сказать, что доля металлургии и машиностроения в экспорте продолжает оставаться значительной по сравнению с другой продукцией. Объёмы и экспорта, и импорта за период 2004-2009 растут, сальдо внешней торговли продолжает оставаться отрицательным с 2005 г., что требует пересмотра стратегии внешней торговли и повышения конкурентоспособности отечественных товаров. Итак, подводя итоги, следует заметить, что для полноценного вхождения Украины в мировое хозяйство необходима стратегия, включающая в себя не бесконтрольную либерализацию внешней торговли, а регулируемый государством процесс формирования открытости национального рынка, дополненный целенаправленной политикой защиты национального производителя и потребителя и приближение к мировым нормам и стандартам. Ключевое задание стратегии внешнеэкономической деятельности – обеспечение в соответствии с мировыми стандартам и критериями оптимальности параметров открытости украинской экономики, выполнение которых будет способствовать экономической безопасности государства, будет обеспечивать тесное пересечение внутренней и внешней экономической политики. Интеграция Украины в мировые экономические структуры требует некоторого времени и будет осуществляться по мере возникновения благоприятных тому внутренних и внешних условий. Не смотря на значительную освещённость вопроса разработки стратегии МЕД Украины в научной литературе, остаются неисследованными отдельные вопросы и есть перспективы дальнейших исследований. Главная задача украинского государства на сегодняшний день – определить новые направления в формировании стратегии внешнеэкономической деятельности страны. Реструктуризация народного хозяйства Украины должна быть осуществлена с учётом внутренних возможностей и внешних факторов для того, чтоб, используя существующие и раскрыв потенциальные конкурентные преимущества, способствовать реализации национальных экономических интересов, росту благосостояния народа. Список использованной литературы1. Закон «О внешнеэкономической деятельности» N 960-XII (960-12) від 16.04.91, ВВР, 1991, N 29, ст. 378 2. Закон «О режиме иностранного инвестирования» ВР N 94/96-ВР від 19.03.96 ВВР, 1996, N 19, ст. 81 3. Дідіківський М.И. Зовнішньоекономічна діяльність підприємства: Навч. Посіб. –К.: Знаня, 2006. – 462 с. 4. Экономічний енцеклопедичний словник: У 2-х т. – Т.2/За ред. С.В, Мочорного. – Львів.: Світ, 2006. -568 с. 5. Ермишин П.Г. Основы экономической теории. http://www.aup.ru/books/m63/17.htm 6. Зовнішньоекономічна політика України: європейскький та російський вектор/ А.А. Мазаракі (заг. Ред.). – К.: КНТЕУ, 2005. – 280 с. 7. Инновационная стратегия украинских реформ/ Гальчинский А., Гаєц В., Кинах А. Семиноженко В. –К.: Знання, 2002. – 324 с. 8. Кириченко О.А. Менеджмент внешнеэкономической деятельности: Уч. Пособ. – 3- е изд., перед. и доп. –К.: ЗНАННЯ-ПРЕСС, 2002.- 384 с. 9. Липов В.В. Міжнародна економіка: міжнародна економіка та міжнародні економічні відносини. Модуль 2. Міжнародні ринки та форми міжнародної економічної взаємодії. Навч.-практ. посіб. – К.: Видавничий дім «Професіонал», 2008. -368с. 10. Міжнародна економіка: Навчальний посібник. – Під заг. ред.. О.Г. Гупала. – К.: Вид. «Хай-Тек Прес», 2007. – 368с. 11. Міжнародні стратегії економічного розвитку: Навч. посіб./ за ред.. А.О. Задої. – К.:Знання, 2007. – 332 с. 12. Министерство экономики Украины http://www.me.gov.ua 13. Стратегии экономического развития в условиях глобализации: Монография/ Под ред. д-ра екон. наук, проф. Д.Г. Лукьяненка. - К.: - КНЭУ, 2001. – 538 с. 14. Филипенко А.С. Глобальные формы экономического развития: история и современность. – К.: Знання, 2007. – 670 с. С. 599-600 15. Грищенко К..// Современные ориентиры внешней политики Украины// Зеркало Недели. - 1995, - № 43, http://www.zn.ua 16. Онищенко В.П.// Социальный контекст евроинтеграционной стратегии Украины// Экономическая теория. - 2008. - №2, с. 60-74 17. Стеценко Ж.В. // Аспекти зовнішньоекономічної політики України// Акуальні проблеми економіки. – 2008. - №8 (86), с. 49-55. 18. Human Development Report 2005 / United Nations Development Programme. — New York, 2005. — P. 219—226, 232—235, 262—269; 19. Human Development Report 2008 / United Nations Development Programme. — New York, 2008. — P. 139—142; 20. http://www.new-economic.ru 21. http://www.ukrstat.gov.ua 22. http://www.rosbalt.ru/2009/01/14/609518.html 23. http://www.zik.ua Приложения
Основные макроэкономические показатели за январь-февраль 2009 г. © Держкомстат України, 1998-2009
Внешняя торговля товарами со странами ЕС
© Держкомстат України, 1998-2009 Наибольшие страны-партнёры среди стран ЕС © Держкомстат України, 1998-2009 Прямые инвестиции в Украину из отдельных стран ЕС © Держкомстат України, 1998-2009 |