Контрольная работа: Экономико-математические методы
Название: Экономико-математические методы Раздел: Рефераты по экономико-математическому моделированию Тип: контрольная работа | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Задача 1В базе данных магазина, торгующего подержанными автомобилями, содержится информация об их потребительских свойствах и ценах. Для анализа зависимости цены автомобиля Y от его возраста X1 и мощности двигателя X2 из базы данных выбраны сведения о 16 автомобилях. Эти сведения приведены в таблице 1. Таблица 1
2. Множественная зависимость С помощью коэффициентов парной корреляции проанализировать тесноту линейной связи между ценой и возрастом автомобиля, а также между ценой и мощностью двигателя. Проверить их значимость с надежностью 0,9. Методом наименьших квадратов найти оценки коэффициентов множественной линейной регрессионной модели . Проверить статистическую значимость параметров и уравнения множественной регрессии с надежностью 0,9. Рассчитать точечный и интервальный прогноз среднего значения цены поступивших автомобилей возраста 3 года и мощностью двигателя 165 л.с. с доверительной вероятностью 0,95. 3. Экономическая интерпретация На основе полученных статистических характеристик провести содержательный экономический анализ зависимости цены автомобиля от его возраста и мощности двигателя. Расчетная таблица:
Коэффициенты парной корреляции: = = -0,833 = = 0,665 Проверка значимости: (по таблице). = 5,63 > 1,761 = 3,33 > 1,761 Коэффициенты корреляции существенно отличаются от 0. Найдем матрицы: = = Найдем матрицу , обратную к матрице . Определитель |XT X| = 16 * 477 * 170341 + 85 * 8444 * 1605 + 1605 * 85 * 8444 – 1605 * 477 * 1605 – 85 * 85 * 170341 – 16 * 8444 * 8444 = 3692086 Алгебраические дополнения: D11 = (–1)1 + 1 = 477 * 170341 – 84442 = 9951521 и т.д. Матрица алгебраических дополнений = Присоединенная матрица (XT X)* = DT = = D (матрица в симметрична). (XT X)–1 = (XT X)* / |XT X| = = Вектор оценок коэффициентов модели: A = (XT X)-1 (XT Y) = = Y = 10,455 – 1,650x1 + 0,063x2 Расчетная таблица:
Остаточная дисперсия S2 = ∑ (yi - i )2 / (n – m – 1) = 2,985 / (16 – 2 – 1) = 0,230 Ковариационная матрица: S2 (XT X)-1 = 0,230 * = Стандартные ошибки коэффициентов равны квадратным корням из диагональных элементов ковариационной матрицы: S0 = = 0,787 S1 = = 0,096 S2 = = 0,005 Проверим значимость параметров регрессии. Табличное значение t1 – α/2, n – 3 = 1,77 t0 = |a0 | / S0 = 10,455 / 0,787 = 13,3 > 1,77 t1 = |a1 | / S1 = 1,650 / 0,096 = 17,1 > 1,77 t2 = |a2 | / S2 = 0,063 / 0,005 = 12,4 > 1,77 Все параметры значимы. Коэффициент детерминации = 1 – 2,985 / 125,9 = 0,976 Табличное значение критерия Фишера Fт = 3,8 Расчетное значение Fф = = = 267,7 > 3,8 Уравнение значимо. Точечный прогноз: (xp ) = 10,455 – 1,650 * 3 + 0,063 * 165 = 15,83 тыс. у.е. Интервальный прогноз Квантиль распределения Стьюдента (по таблице) = t0,975; 13 = 2,16 где S = = = 0,479 xp (XT X)-1 (xp )T = = = 0,633 = 0,479 * = 0,381 В,Н = 15,83 ± 2,16 * 0,381 = 15,83 ± 0,68 Н = 15,15 В = 16,51 3. Экономическая интерпретация. Между возрастом автомобиля и его ценой существует тесная отрицательная связь (коэффициент корреляции –0,833): при увеличении возраста на 1 год (при фиксированной мощности двигателя) цена падает в среднем на 1,650 тыс. усл. ед. Между мощностью двигателя и ценой автомобиля существует менее тесная положительная связь (коэффициент корреляции 0,665): при увеличении мощности на 1 л.с. (при фиксированном возрасте автомобиля) цена увеличивается в среднем на 0,063 тыс. усл. ед. С вероятностью 0,95 можно утверждать, что цена автомобиля при возрасте 3 года и мощности двигателя 165 л.с. будет находиться в пределах от 15,15 до 16,51 тыс. усл. ед. Задача 3 1. Для регрессионной модели и с помощью критерия Дарбина-Уотсона проверить наличие или отсутствие автокорреляции на уровне значимости 0,05. 2. Для регрессионной модели проверить наличие или отсутствие мультиколлинеарности, используя: а) парный коэффициент корреляции; б) критерий «хи-квадрат» χ2 на уровне значимости 0,05. Расчетная таблица:
Статистика Дарбина-Уотсона = 7,11 / 2,81 = 2,53 Табличные значения при n = 16, m = 2 dl = 0,98; du = 1,54 Так как 4 – du < в < 4 – dl , вопрос о наличии автокорреляции остается открытым (область неопределенности критерия). Найдем коэффициент парной корреляции между объясняющими переменными. r12 = = -0,169 Проверим значимость коэффициента корреляции. = = 0,643 < 1,761 Коэффициент незначим, т.е. мультиколлинеарность не имеет места. Определитель матрицы коэффициентов парной корреляции: Det (r) = = 1 – 0,1692 = 0,971 Табличное значение статистики для df = 1 и α = 0,05 равно χ2 1;0,05 = 3,84. Фактическое значение статистики = - (16 – 1 – (2 * 2 + 5) / 6) ln 0,971 = 0,39 < 3,84 Мультиколлинеарность не имеет места, т.е. линейной зависимости между объясняющими переменными (возрастом автомобиля и мощностью двигателя) не существует. Это свидетельствует о надежности оценок параметров модели. |