Учебное пособие: Менеджмент как социально-экономический процесс
Название: Менеджмент как социально-экономический процесс Раздел: Рефераты по менеджменту Тип: учебное пособие | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Лекция По учебной дисциплине «Менеджмент» Тема: Менеджмент как социально-экономический процесс" 1. Предмет курса «Менеджмент», его структура и содержание Предмет «Менеджмент» занимает одно из ведущих мест в системе подготовки специалистов. Рыночный механизм хозяйствования, основанный на свободном предпринимательстве и конкуренции, борьбе за рынки требует овладения профессиональными управляющими секретами управления путем постижения науки и искусства менеджмента. Содержание понятия «менеджмента» (схема 1.1) более широкое, чем «управление». Схема 1.1.
Схема 1.2. Система управления
Три грани менеджмента: 1. Менеджмент – это процесс оптимизации человеческих, материальных и финансовых ресурсов для достижения организационных целей (под процессом понимается система действий, предпринимаемых менеджером). 2. Менеджмент – это искусство выполнять работу чужими руками. 3. Менеджмент – это объект деятельности, которая сочетает искусство, науку и творчество (где под творчеством понимаем «растущий профессионализм»). Целью учебной дисциплины (схема 1.1.) является освоение (изучение) философии и практики менеджмента, методов формирования профессиональных управляющих для работы в условиях рыночных отношений и способных выполнять требования трех граней менеджмента. Основной задачей курса является эффективное использование менеджмента в условиях перехода к рыночной экономике, повышение эффективности труда работников управления на основе внедрения прогрессивных форм организации, использования передового отечественного и зарубежного опыта. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: 1. Изучить теоретические и методологические основы менеджмента, его место в системе кооперации в условиях рыночных отношений. 2. Освоить принципы управления как важную составную часть теории управления. 3. Познать функции менеджмента: постановки цели, планирование, организация, мотивация и контроль. 4. Освоить методы и приемы управления. 5. Овладеть технологией менеджмента, научиться принимать управленческие решения, организовать работу людей. 6. Освоить основные элементы эффективного управления. 1.2 Сущность управления экономикой Управление как практика и экономика неразрывны и возникли, очевидно, одновременно, поскольку труд в коллективе не может обойтись без управления (см. схему 1.1.), которое в общем виде можно представить в виде схемы 1.2. Система управления. Управление как наука возникла позже, чем экономика, и поэтому «Экономическая теория правомерно считается основой управленческих научных дисциплин. В современных условиях термин «экономика» используется в нескольких значениях. |