Курсовая работа: Тепловой и динамический расчет автомобильного двигателя
Название: Тепловой и динамический расчет автомобильного двигателя Раздел: Рефераты по транспорту Тип: курсовая работа | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Министерство образования Республики Беларусь Учреждение образования Гродненский государственный университет им. Я. Купалы Курсовой проект по дисциплине “Силовые установки транспортных средств” на тему “Тепловой и динамический расчет двигателя” Гродно 2010 Содержание Введение 1. Тепловой расчет двигателя 1.1 Выбор топлива, определение его теплоты сгорания 1.2 Определение параметров рабочего тела 1.3 Определение параметров окружающей среды и остаточных газов 1.4 Расчет параметров процесса впуска 1.5 Расчет параметров процесса сжатия 1.6 Расчет параметров процесса сгорания 1.7 Расчет параметров процесса расширения и выпуска 1.8 Определение индикаторных показателей двигателя 1.9 Определение эффективных показателей двигателя 1.10 Определение основных размеров цилиндра и параметров двигателя 1.11 Построение индикаторной диаграммы 2. Расчет и построение внешней скоростной характеристики двигателя 3. Динамический расчет кривошипно-шатунного механизма двигателя 3.1 Расчет сил давления газов 3.2 Приведение масс частей кривошипно-шатунного механизма 3.3 Расчет сил инерции 3.4 Расчет суммарных сил, действующих в кривошипно-шатунном механизме 3.5 Расчет сил, действующих на шатунную шейку коленчатого вала 3.6 Построение графиков сил, действующих в кривошипно-шатунном механизме 3.7 Построение диаграммы износа шатунной шейки 3.8 Построение графика суммарного крутящего момента двигателя Заключение Литература Введение Целью курсовой работы является систематизация и закрепление знаний, полученных студентами при изучении теоретического курса дисциплины «Силовые установки транспортных средств», а также при выполнении практических и лабораторных работ; освоение методики и получение практических навыков теплового и динамического расчета автомобильного (тракторного) двигателя. Приведенная в настоящем курсовом проекте последовательность расчета двигателя базируется на известных методиках, изложенных в литературе. Помимо указанных данных при выполнении курсовой работы студенту необходимо самостоятельно выбрать ряд величин, используя сведения о принятом прототипе двигателя. 1 Тепловой расчет двигателя
1.1 Выбор топлива, определение его теплоты сгорания Для бензинового двигателя с впрыском в соответствии с заданной степенью сжатия ( Низшая теплота сгорания жидкого топлива, кДж/кг:
где 1.2 Определение параметров рабочего тела Теоретически необходимое количество воздуха для сгорания одного килограмма жидкого топлива:
Количество свежего заряда:
где
При не полном сгорании топлива ( Количество отдельных компонентов продуктов сгорания жидкого топлива при 1. Оксида углерода:
2. Углекислого газа:
3. Водяного пара:
4. Водорода:
5. Азота:
Общее количество продуктов сгорания жидкого топлива:
1.3 Определение параметров окружающей среды и остаточных газов
При работе двигателя без наддува давление Давление остаточных газов:
Температура остаточных газов: 1.4 Расчет параметров процесса впуска
Давление газов в цилиндре
где, Величина
где, По опытным данным в современных автомобильных двигателях с электронным управлением на номинальном режиме: Плотность заряда на впуске:
где,
Коэффициент остаточных газов
где ,
Температура подогрева свежего заряда принимается в зависимости от типа двигателя:
Температура заряда в конце процесса впуска:
Коэффициент наполнения
1.5 Расчет параметров процесса сжатия По опытным данным при жидкостном охлаждении величина показателя политропы сжатия для бензиновых двигателей: Давление
1.6 Расчет параметров процесса сгорания Целью расчета процесса сгорания является определение температуры Температура
где
По опытным данным значения коэффициента Теплота сгорания рабочей смеси, кДж/кмоль раб.см.:
где
Тогда имеем:
Средние мольные теплоемкости: свежего заряда
продуктов сгорания,
Действительный коэффициент молекулярного изменения рабочей смеси:
Уравнение сгорания (1.19) после подстановки аналитических выражений всех рассчитываемых параметров и последующих преобразований можно представить в виде уравнения второго порядка относительно
где A, B и C – коэффициенты уравнения второго порядка относительно
Решение уравнения второго порядка относительно
Теоретическое давление:
Действительное давление:
Степень повышения давления:
1.7 Расчет параметров процесса расширения и выпуска По опытным данным средние значения величины Давление
Правильность предварительного выбора температуры остаточных газов
Погрешность менее 10%, соответственно температура остаточных газов выбрана верно. 1.8 Определение индикаторных показателей двигателя Теоретическое среднее индикаторное давление, МПа:
Действительное среднее индикаторное давление:
где Индикаторный КПД двигателей, работающих на жидком топливе:
Индикаторный удельный расход жидкого топлива:
1.9 Определение эффективных показателей двигателя При проведении предварительных расчетов двигателей величина
где a, b - коэффициенты, значения которых устанавливаются экспериментально. Для высокофорсированного двигателя с впрыском топлива и электронным управлением имеем: а = 0,024 МПа; b = 0,0053 (МПа Средняя скорость поршня:
где S – ход поршня, мм; n – номинальная частота вращения коленчатого вала двигателя, мин1 . Для заданного прототипа ход поршня S составляет 80 мм.
Среднее эффективное давление:
Механический КПД (
Эффективный КПД двигателя:
Эффективный удельный расход жидкого топлива:
1.10 Определение основных размеров цилиндра и параметров двигателя По эффективной мощности, частоте вращения коленчатого вала, тактности и эффективному давлению определяется литраж двигателя:
где
Рабочий объем одного цилиндра:
где,
Диаметр цилиндра:
Ход поршня, мм:
По рассчитанным значениям в и S определяем основные параметры двигателя: литраж двигателя:
эффективная мощность:
эффективный крутящий момент:
часовой расход топлива:
Средняя скорость поршня: Проверяем правильность предварительного расчета средней скорости поршня: 1.11 Построение индикаторной диаграммы Построение индикаторной диаграммы ДВС производится в координатах В начале построения на оси абсцисс откладывается отрезок АВ
, соответствующий рабочему объему цилиндра, а по величине равный ходу поршня в масштабе Отрезок ОА (мм), соответствующий объему камеры сгорания:
ОА=АВ/(ε-1); (1.54) ОА = 79,4/(10,8-1) = 8,102 мм. При построении диаграммы масштабы давлений (Мр = 0,07 МПа в мм). Построение политроп сжатия и расширения можно осуществлять аналитическим или графическим методом. Для аналитического метода точки политроп сжатия и расширения приведены в таблице 1.1 Таблица 1.1 – Определение точек политроп сжатия и расширения аналитическим методом
При графическом методе из начала координат проводится луч ОС под углом
Политропа расширения строится при помощи лучей ОС и ОЕ. Политропа сжатия строится при помощи лучей ОС и ОD. Производим построение теоретической индикаторной диаграммы. При построении действительной диаграммы углы фаз газораспределения принимаются ориентировочно на основе статистических данных для современных четырехтактных автомобильных двигателей. Таблица 1.2 – Ориентировочные значения углов поворота коленчатого вала, определяющих положение характерных точек действительной индикаторной диаграммы
Для нанесения характерных точек действительной индикаторной диаграммы на теоретическую диаграмму используем метод Брикса. Поправка Брикса:
где Для автомобильных и тракторных двигателей: λ=(0,23 - 0,3); принимаем: λ = 0,28.
Под индикаторной диаграммой строим вспомогательную полуокружность с диаметром равным ходу поршня. От центра полуокружности в сторону н.м.т. откладываем поправку Брикса. Согласно метода Брикса наносим характерные точки действительной индикаторной диаграммы, затем производим скругление индикаторной диаграммы. 2. Расчет и построение скоростной характеристики двигателя Построение кривых скоростной характеристики ведется в интервале частот вращения коленчатого вала от Расчетные точки кривых эффективной мощности и эффективного удельного расхода топлива определяются по следующим зависимостям через каждые 582 мин
где
Таблица 2.1 – Значение эмпирических коэффициентов для расчета скоростной характеристики двигателя
Точки кривых эффективного крутящего момента (Н
Аналогично производим расчеты для остальных значений Коэффициент приспособляемости К :
где Таблица 2.2 – Расчеты внешней скоростной характеристики.
По полученным значениям производим построение внешней скоростной характеристики.
3 Динамический расчет КШМ двигателя 3.1 Расчет сил давления газов Сила давления газов, Н:
где
Величины Для определения сил
3.2 Приведение масс частей кривошипно-шатунного механизма Для упрощения динамического расчета действительный КШМ заменяется эквивалентной системой сосредоточенных масс , которая состоит из массы
где
Для приближенного определения значений Исходя из определения конструктивных масс, значения т'
, выбранные по справочнику, умножили на площадь
Таким образом, имеем:
3.3 Расчет сил инерции Силы инерции, действующие в КШМ, в соответствии с характером движения приведенных масс подразделяются на силы инерции поступательно движущихся масс
где j – ускорение поршня, м/с2 ;
Для рядного двигателя центробежная сила инерции силы инерции вращающихся масс шатуна
и силы инерции вращающихся масс кривошипа
Силы 3.4 Расчет суммарных сил, действующих в кривошипно-шатунном механизме Суммарные силы, действующие в КШМ, определяют алгебраическим сложением сил давления газов и сил возвратно-поступательно движущихся масс, Н:
Суммарная сила Сила N (Н), действующая перпендикулярно оси цилиндра, называется нормальной силой воспринимается стенками цилиндра:
где, Сила S (Н), действующая вдоль шатуна:
От действия силы S на шатунную шейку возникают две составляющие силы: сила, направленная по радиусу кривошипа (Н)
тангенциальная сила, направленная по касательной к окружности радиуса кривошипа (Н):
Производим расчеты для всех положений коленчатого вала. Рассчитанные для требуемых углов φ значения Р, N , S , К, Т заносятся в табл. 3.1. 3.5 Расчет сил, действующих на шатунную шейку коленчатого вала Аналитически результирующая сила, действующая на шатунную шейку рядного двигателя, учитывается действие сил со стороны только одного из двух расположенных рядом на шейке шатунов, Н:
где Значения Таблица 3.1- Результаты вычисления сил, действующих в КШМ
3.6 Построение графиков сил, действующих в кривошипно-шатунном механизме Графики изменения сил, действующих в КШМ, в зависимости от угла поворота кривошипа φ строятся в прямоугольной системе координат по данным табл. 3.1 Построение графика При построении графика
3.7 Построение диаграммы износа шатунной шейки На основании полярной диаграммы нагрузки на шатунную шейку коленчатого вала производится построение диаграммы износа Результирующие величины Таблица 3.2 – Определение суммарных сил, обуславливающих характер износа шатунной шейки.
3.8 Построение графика суммарного крутящего момента двигателя Крутящий момент
где Т, Н; R , м. При равных интервалах между вспышками в цилиндрах двигателя построение кривой θ=720° / i =720/4=180° ; (3.21) Производим расчет суммарного крутящего момента, результаты расчетов заносим в таблицу 3.3. Таблица 3.3 – Определение суммарного крутящего момента
Принимаем масштабный коэффициент для суммарного крутящего момента: Мр = 7,6737 (Н·м)/мм . Производим построение графика суммарного крутящего момента. По графику определяем среднее значение суммарного крутящего момента:
где F1
, F2
– соответственно положительная и отрицательная площади, заключенные между кривой
По величине
Производим сравнение полученного значения
Заключение
В данном курсовом проекте мы систематизировал и закрепил наши знания, полученные при изучении теоретического курса дисциплины «Силовые установки транспортных средств», а также освоил методику и получил практические навыки теплового и динамического расчета автомобильного двигателя.
Литература
1. Автомобильные двигатели / Под. ред. М.С. Ховаха - М.: Машиностроение, 1977.-591с. 2. Артамонов М.Д. и др. Основы теории и конструирования автомобильных двигателей. - М.: Высш. шк., 1976. - 132 с. 3. Болтинский В.Н. Теория, конструирование и расчет тракторных и автомобильных двигателей. - М.: Сельхозиздат, 1962. - 390 с. 4. Двигатели внутреннего сгорания. Конструирование и расчет на прочность поршневых и комбинированных двигателей / Под ред. А.С. Орлина и М.Г. Круглова. — М.: Машиностроение, 1984. - 383 с. 5. Двигатели внутреннего сгорания. Теория поршневых и комбинированных двигателей / Под ред. А.С. Орлина и М.Г. Круглова. - М.: Машиностроение, 1983. - 375 с. 6. Железко Б.Е. и др. Расчет и конструирование автомобильных и тракторных двигателей: Учеб. пособие для вузов. - Мн.: Вышэйшая школа, 1987. - 247 с. 7. Колчин А.И., Демидов В.П. Расчет автомобильных и тракторных двигателей: Учеб. пособие для вузов. - М.: Высш. шк., 2003. - 496 с. 8. Попык К.Г. Конструирование и расчет автомобильных и тракторных двигателей.- М.: Высш. шк., 1968. - 389 с. |