Реферат: Динамические структуры данных: двоичные деревья
Название: Динамические структуры данных: двоичные деревья Раздел: Рефераты по информатике, программированию Тип: реферат |
Дерево — это совокупность элементов, называемых узлами (при этом один из них определен как корень), и отношений (родительский–дочерний), образующих иерархическую структуру узлов. Узлы могут являться величинами любого простого или структурированного типа, за исключением файлового. Узлы, которые не имеют ни одного последующего узла, называются листьями. В двоичном (бинарном) дереве каждый узел может быть связан не более чем двумя другими узлами. Рекурсивно двоичное дерево определяется так: двоичное дерево бывает либо пустым (не содержит ни одного узла), либо содержит узел, называемый корнем, а также два независимых поддерева — левое поддерево и правое поддерево. Двоичное дерево поиска может быть либо пустым, либо оно обладает таким свойством, что корневой элемент имеет большее значение узла, чем любой элемент в левом поддереве, и меньшее или равное, чем элементы в правом поддереве. Указанное свойство называется характеристическим свойством двоичного дерева поиска и выполняется для любого узла такого дерева, включая корень. Далее будем рассматривать только двоичные деревья поиска. Такое название двоичные деревья поиска получили по той причине, что скорость поиска в них примерно такая же, что и в отсортированных массивах: O(n) = C • log2n (в худшем случае O(n) = n). Пример. Для набора данных 9, 44, 0, –7, 10, 6, –12, 45 построить двоичное дерево поиска. Согласно определению двоичного дерева поиска число 9 помещаем в корень, все значения, меньшие его — на левое поддерево, большие или равные — на правое. В каждом поддереве очередной элемент можно рассматривать как корень и действовать по тому же алгоритму. В итоге получаем Выделим типовые операции над двоичными деревьями поиска: добавление элемента в дерево; удаление элемента из дерева; обход дерева (для печати элементов и т.д.); поиск в дереве. Поскольку определение двоичного дерева рекурсивно, то все указанные типовые операции могут быть реализованы в виде рекурсивных подпрограмм (на практике именно такой вариант чаще всего и применяется). Отметим лишь, что использование рекурсии замедляет работу программы и расходует лишнюю память при её выполнении. Пусть двоичное дерево поиска описывается следующим типом Type BT=LongInt; U = ^BinTree; BinTree = Record Inf : BT; L, R : U End; Покажем два варианта добавления элемента в дерево: итеративный и рекурсивный. {Итеративный вариант добавления элемента в дерево, Turbo Pascal} Procedure InsIteration(Var T : U; X : BT); Var vsp, A : U; Begin New(A); A^.Inf := X; A^.L:=Nil; A^.R := Nil; If T=Nil Then T:=A Else Begin vsp := T; While vsp <> Nil Do If A^.Inf < vsp^.Inf Then If vsp^.L=Nil Then Begin vsp^.L:=A; vsp:=A^.L End Else vsp:=vsp^.L Else If vsp^.R = Nil Then Begin vsp^.R := A; vsp:=A^.R End Else vsp := vsp^.R; End End; {Рекурсивный вариант добавления элемента в дерево, Turbo Pascal} Procedure InsRec(Var Tree : U; x : BT); Begin If Tree = Nil Then Begin New(Tree); Tree^.L := Nil; Tree^.R := Nil; Tree^.Inf := x End Else If x < Tree^.inf Then InsRec(Tree^.L, x) Else InsRec(Tree^.R, x) End; Аналогичнона C++. typedef long BT; struct BinTree{ BT inf; BinTree *L; BinTree *R; }; /* Итеративный вариант добавления элемента в дерево, C++ */ BinTree* InsIteration(BinTree *T, BT x) { BinTree *vsp, *A; A = (BinTree *) malloc(sizeof(BinTree)); A->inf=x; A->L=0; A->R=0; if (!T) T=A; else {vsp = T; while (vsp) {if (A->inf < vsp->inf) if (!vsp->L) {vsp->L=A; vsp=A->L;} else vsp=vsp->L; else if (!vsp->R) {vsp->R=A; vsp=A->R;} else vsp=vsp->R; } } return T; } /* Рекурсивный вариант добавления элемента в дерево, C++ */ BinTree* InsRec(BinTree *Tree, BT x) { if (!Tree) {Tree = (BinTree *) malloc(sizeof(BinTree)); Tree->inf=x; Tree->L=0; Tree->R=0; } else if (x < Tree->inf) Tree->L=InsRec(Tree->L, x); else Tree->R=InsRec(Tree->R, x); return Tree; } Существует несколько способов обхода (прохождения) всех узлов дерева. Три наиболее часто используемых из них называются обход в прямом (префиксном) порядке, обход в обратном (постфиксном) порядке и обход во внутреннем порядке (или симметричный обход). Каждый из обходов реализуется с использованием рекурсии. Ниже приведены подпрограммы печати элементов дерева с использованием обхода двоичного дерева поиска в обратном порядке. {Turbo Pascal} Procedure PrintTree(T : U); begin if T <> Nil then begin PrintTree(T^.L); write(T^.inf : 6); PrintTree(T^.R) end; end; // C++ void PrintTree(BinTree *T) { if (T) {PrintTree(T->L); cout << T->inf<< " "; PrintTree(T->R);} } Реализуем функцию, возвращающую true (1), если элемент присутствует в дереве, и false (0) — в противном случае. {Turbo Pascal} function find(Tree : U; x : BT) : boolean; begin if Tree=nil then find := false else if Tree^.inf=x then Find := True else if x < Tree^.inf then Find := Find(Tree^.L, x) else Find := Find(Tree^.R, x) end; /* C++ */ int Find(BinTree *Tree, BT x) { if (!Tree) return 0; else if (Tree->inf==x) return 1; else if (x < Tree->inf) return Find(Tree->L, x); else return Find(Tree->R, x); } По сравнению с предыдущими задача удаления узла из дерева реализуется несколько сложнее. Можно выделить два случая удаления элемента x (случай отсутствия элемента в дереве является вырожденным): 1) узел, содержащий элемент x, имеет степень не более 1 (степень узла — число поддеревьев, выходящих из этого узла); 2) узел, содержащий элемент x, имеет степень 2. Случай 1 не представляет сложности. Предыдущий узел соединяется либо с единственным поддеревом удаляемого узла (если степень удаляемого узла равна 1), либо не будет иметь поддерева совсем (если степень узла равна 0). Намного сложнее, если удаляемый узел имеет два поддерева. В этом случае нужно заменить удаляемый элемент самым правым элементом из его левого поддерева. {Turbo Pascal} function Delete(Tree: U; x: BT) : U; var P, v : U; begin if (Tree=nil) then writeln('такого элемента в дереве нет!') else if x < Tree^.inf then Tree^.L := Delete(Tree^.L, x) {случай 1} else if x > Tree^.inf then Tree^.R := Delete(Tree^.R, x) {случай 1} else begin {случай 1} P := Tree; if Tree^.R=nil then Tree:=Tree^.L else if Tree^.L=nil then Tree:=Tree^.R else begin v := Tree^.L; while v^.R^.R <> nil do v:= v^.R; Tree^.inf := v^.R^.inf; P := v^.R; v^.R :=v^.R^.L; end; dispose(P); end; Delete := Tree end; {C++} BinTree * Delete(BinTree *Tree, BT x) { BinTree* P, *v; if (!Tree) cout << "такого элемента в дереве нет!" << endl; else if (x < Tree->inf) Tree->L = Delete(Tree->L, x); else if (x > Tree-> inf) Tree->R = Delete(Tree->R, x); else {P = Tree; if (!Tree->R) Tree = Tree->L; // случай 1 else if (!Tree->L) Tree = Tree->R; // случай 1 else { v = Tree->L; while (v->R->R) v = v->R; // случай 2 Tree->inf = v->R->inf; P = v->R; v->R = v->R->L; } free(P); } return Tree; } Примечание. Если элемент повторяется в дереве несколько раз, то удаляется только первое его вхождение. |