Курсовая работа: Ремонт коленчатого вала автомобиля ЗИЛ-130
Название: Ремонт коленчатого вала автомобиля ЗИЛ-130 Раздел: Рефераты по транспорту Тип: курсовая работа |
Введение 1.Описание назначения, устройства и условий работы коленчатого вала автомобиля ЗИЛ – 130 2 Анализ дефектов коленчатого вала автомобиля ЗИЛ - 130 и технических требований, предъявляемых к отремонтированной детали. 3 Количественная оценка программы восстановления коленчатого вала автомобиля ЗИЛ – 130 4 Выбор способов восстановления дефектов коленчатого вала автомобиля ЗИЛ – 130 5 Разработка технологического процесса восстановления коленчатого вала автомобиля ЗИЛ – 130. 6 Выбор оборудования, режущего и измерительного инструмента 7 Технические нормирование работ по восстановлению шатунных и коренных шеек коленчатого вала двигателя, автомобиля ЗИЛ – 130 7.1 Технические нормирование наплавочных работ по восстановлению шатунных и коренных шеек коленчатого вала двигателя, автомобиля ЗИЛ – 130 7.2 Нормирования работ на металлорежущих станках (нормирования токарных работ) Заключение Список используемой литературы
Для восстановления трудоспособности изношенных деталей требуется в 5-8 раз меньше технологических операций по сравнению с изготовлением новых деталей. По данным ГОСНИТИ 85% деталей восстанавливают при износе не более 0,3 мм, т.е. их работоспособность восстанавливается при нанесении покрытия незначительной толщины. Однако ресурс восстановленных деталей по сравнению с новыми, во многих случаях, остается низким. В тоже время имеются такие примеры, когда ресурс восстановленных прогрессивными способами, в несколько раз выше ресурса новых деталей. Основа повышения качества – применение передовых технологий восстановления деталей. При восстановлении коленчатых валов двигателей возникает необходимость изыскания новых, более прогрессивных способов восстановления, которые смогли бы повысить ресурс деталей при сравнительно низких затратах. В проекте сделан глубокий анализ различных способов восстановления упрочнения поверхностным пластическим деформированием коленчатых валов. Выбор программы восстановления коленчатого вала двигателя ЗИЛ- 130 на период 2004 г. предприятием запланировано произвести ремонт 150 двигателей ЗИЛ - 130 и столько же восстановит коленчатых валов данного двигателя. С учетом того, что парк машин в нашем регионе растет, и ремонт на других предприятиях сокращается, можно остановится на программе восстановления коленчатых валов – 300 шт. в месяц. Планирование на год затруднено, т.к. экономика ориентирована на свободные рыночные отношения и вся работа предприятия зависит от количества заказов и качества восстановленных деталей. Целью курсовой работы по учебной дисциплине ремонт автомобилей и двигателей является: закрепление теоретических знаний и приобретение практических навыков по оценке технического состояния (дефектов) ремонтного фонда. Задачи курсовой работы: 1. разборка маршрутов восстановления. 2. выбор способов восстановления деталей. 3. подбор необходимого оборудования и обоснование рациональных режимов работы на нем. 4. нормирование операций восстановления деталей. 1. Описание назначения, устройства и условий работы коленчатого вал а автомобиля ЗИЛ – 130 Воспринимает усилия, передаваемые от поршней шатунами, и преобразует их в крутящий момент, который затем через маховик передается агрегатам трансмиссии. В двигателе ЗиЛ-130 коленчатый вал стальной. Коленчатый вал состоит из шатунных и коренных шлифованных шеек, щек и противовесов. На переднем конце вала двигателей ЗМЗ-53-12 и ЗИЛ-130 имеется углубление для шпонки распределительной шестерни и шкива привода вентилятора, а также нарезное отверстие для крепления храповика; задняя часть вала выполнена в виде фланца, к которому болтами прикреплен маховик. В углублении задней торцовой части коленчатого вала расположен подшипник ведущего вала коробки передач. Количество и расположение шатунных шеек коленчатого вала зависит от числа цилиндров. В V-образном двигателе количество шатунных шеек в два раза меньше числа цилиндров, так как на одну шатунную шейку вала установлено по два шатуна — один левого и другой правого рядов цилиндров. Шатунные шейки коленчатого вала многоцилиндровых двигателей выполнены в разных плоскостях, что необходимо для равномерного чередования рабочих тактов в разных цилиндрах. В восьмицилиндровых V-образных двигателях коленчатые валы имеют по четыре шатунные шейки, расположенные под углом в 90°. В двигателе число коренных шеек коленчатого вала на одну больше, чем шатунных, т. е. каждая шатунная шейка с двух сторон имеет коренную. Такой коленчатый вал называют полноопорным. Коренные и шатунные шейки коленчатого вала соединены между собой щеками. Для уменьшения центробежных сил, создаваемых кривошипами, на коленчатом валу выполнены противовесы, а шатунные шейки сделаны полыми. Для повышения твердости и увеличения срока службы поверхность коренных и шатунных шеек стальных валов закаливают нагревом токами высокой частоты. Коренные и шатунные шейки вала соединены каналами (сверлениями) в щеках вала. Эти каналы предназначены для подвода масла от коренных подшипников к шатунным. В каждой шатунной шейке вала имеется полость, которая выполняет роль грязеуловителя. Сюда поступает масло от коренных шеек. При вращении вала частицы грязи, находящиеся в масле, под действием центробежных сил отделяются от масла и оседают на стенке грязеуловителя, а к шатунным шейкам поступает очищенное масло. Очистка грязеуловителей осуществляется через завернутые в их торцах резьбовые пробки только при разборке двигателя. Перемещение вала в продольном направлении ограничивается упорными сталебаббитовыми шайбами, которые расположены по обе стороны первого коренного подшипника или четырьмя сталеалюминиевыми полукольцами, установленными в выточке задней коренной опоры. В местах выхода коленчатого вала из картера двигателя имеются сальники и уплотнители, предотвращающие утечку масла. На переднем конце вала установлен резиновый самоподжимный сальник, а на заднем конце выполнена маслосгонная резьба или маслоотражательный буртик. В заднем коренном подшипнике сделаны маслоуловительные каналы, в которые сбрасывается масло с маслосгонной резьбы или маслоотражательного буртика и установлен сальник, состоящий из двух кусков асбестового шнура. Шатунные и коренные подшипники. В работающем двигателе нагрузки на шатунные и коренные шейки коленчатого вала очень велики. Для уменьшения трения коренные шейки, как и шатунные, расположены в подшипниках скольжения, которые выполнены в виде вкладышей, аналогичных шатунным. Вкладыши каждого коренного или шатунного подшипника состоят из двух половинок, устанавливаемых в нижней разъемной головке шатуна и в гнезде блока и крышке коренного подшипника. От провертывания вкладыши удерживаются выступом, входящим в паз шатунного или коренного подшипника. Крышки коренных подшипников закреплены при помощи болтов и гаек, которые для предотвращения от самоотвертывания зашплинтованы проволокой либо застопорены замковыми пластинами. Маховик уменьшает неравномерность работы двигателя, выводит поршни из мертвых точек, облегчает пуск двигателя и способствует плавному троганию автомобиля с места. Маховик изготовлен в виде массивного чугунного диска и прикреплен к фланцу коленчатого вала болтами с гайками. При изготовлении маховик сбалансируется вместе с коленчатым валом. 2. Анализ дефектов коленчатого вала автомобиля ЗИЛ - 130 и технических требований, предъявляемых к отремонтированной детали Наиболее распространенные дефекты коленчатого вала автомобиля ЗИЛ – 130 является: 1) изгиб вала; 2) износ наружной поверхности фланца; 3) биение торцевой поверхности фланца; 4) износ маслосгонных канавок; 5) износ отверстия под подшипник; 6) износ отверстий под болты крепления маховика; 7) износ коренных и шатунных шеек; 8) износ шейки под шестерню и ступицу шкива; 9) износ шпоночной канавки по ширине; 10) увеличение длины передней коренной шейки; 11) увеличение длины шатунных шеек. 1 – изгиб вала; 2 - износ наружной поверхности фланца; 3 - износ маслосгонных канавок; 4 –биение торцевой поверхности фланца; 5 - износ отверстия под подшипник; 6 - износ отверстий под болты крепления маховика; 7 - износ коренных и шатунных шеек; 8 - износ шейки под шестерню и ступицу шкива; 9 - износ шпоночной канавки по ширине; 10 - увеличение длины передней коренной шейки; 11 - увеличение длины шатунных шеек. Рисунок 2 – Общий вид основных дефектов коленчатого вала автомобиля ЗИЛ - 130 Восстановление коленчатого вала начинают с устранения радиального биения обеспечивая передачу усилия на среднюю шейку, перегибают в противоположную сторону на величину превышавшую прогиб в 10 раз. Допустимое радиальное биение без ремонта: 0,05 мм По рабочему чертежу диаметр шатунных шеек коленчатого вала составляет: 65,50…65,48 мм а диаметр коренных шеек коленчатого вала под подшипники составляет: 75,00…74,98 мм Коленчатый вал рекомендуется эксплуатировать без восстановления, если радиус кривошипа: 47,50 0,08 мм После ремонта коленчатый вал должен отвечать следующим техническим требованиям: цилиндрические поверхности коренных и шатунных шеек; шероховатость должна соответствовать Ra = 0,32 мкм. 3. Количественная оценка программы восстановления коленчатого вала автомобиля ЗИЛ – 130 Годовая программа автомобильного предприятия (АРП) по восстановлению деталей определяется по следующей зависимости: где Nг – производственная программа АРП, шт.; n – количество деталей данного наименования в узле, агрегате автомобиля, шт.; - коэффициент восстановления. Исходные данные для расчёта - производственная программа АРП, шт.; N = 4200; - количество коленчатых валов в двигателе, автомобиля ЗИЛ – 130, шт.: n = 1; - коэффициент восстановления: = 0,8. Годовая программа АРП по восстановлению коленчатого вала автомобиля ЗИЛ – 130 будет определятся: Таким образом годовая программа АРП относится к среднесерийному типу производства. 4. Выбор способов восстановления дефектов коленчатого вала автомобиля ЗИЛ – 130 Для выбора способов устранения возможных дефектов коленчатого вала автомобиля ЗИЛ – 130 проанализируем различные способы восстановления деталей и остановимся на тех способах, которые являются наиболее приемлемы по следующим основаниям: 1) по технико – экономическим показателям. К ним относятся: удельный расход материала. Удельная трудоёмкость наращивания, подготовительно – заключительная обработка, коэффициенты производительности процесса, удельная себестоимость восстановления, показатель технико – экономической оценки, удельная энергоемкость. 2) по показателям физико – механический свойств. К ним относятся коэффициенты: износостойкости, выносливости, долговечности, сцепляемости, микротвердость. Технические и технологические возможности различных способов восстановления коленчатых валов автомобиля ЗИЛ – 130 и рекомендуемая область их применения приведены в Приложение 1 (Характеристика способов восстановления деталей автомобилей). Проанализировав вышеуказанное Приложение приходим к следующему заключению, что наиболее приемлемым способом восстановления для нашего коленчатого вала является наплавка под слоем флюса. Основанием для выбора данного способа восстановления послужили следующие показатели: 1) вид основного материала изношенной детали: - стал 45, HRC 52…62; 2) вид поверхности восстановления: - наружное цилиндрическое; 3) материал покрытия: - железнение; 4) минимально допустимый размер диаметра восстанавливаемой поверхности: - наружный 44…45 - внутренний 250 мм 5) обеспечиваемая толщина: - минимальная 1,5…20 - максимальная 3…4 6) сопряжения и посадки восстанавливаемой поверхности: - подвижные и не подвижны. 7) виды нагрузки на восстанавливаемою поверхность: - детали, работающие в условиях граничной смазки и больших нагрузок 8) виды нагрузок на восстанавливаемою поверхность: - все виды нагрузок. 5. Разработка технологического процесса восстановления коленчатого вала автомобиля ЗИЛ – 130. Разработку технологического процесса восстановления коленчатого вала двигателя автомобиля ЗИЛ – 130 необходимо начать с выбора или восстановления технологической базы для обработки. При это необходимо выполнять следующие общее требования: 1) поверхность, являющиеся базовыми, обрабатываются в первую очередь; 2) поверхность, связанные с точностью взаимного расположения обрабатываются с одной установки; 3) в качестве технологических баз использовать те же поверхности, что и при изготовлении; 4) стремится соблюдать требования постоянства баз при обработке всех или большинства поверхностей детали; 5) при выборе основных технологических баз необходимо использовать рабочие поверхности детали; 6) при выборе вспомогательных технологических баз выбирают неизношенные детали. Базовые поверхности следует выбирать с таким расчётом, чтобы при установке и замене деталь не смещалась с приданного местоположения и не деформировалась под воздействием сил резания и усилий закрепления. При выборе баз необходимо учитывать: - по возможности выбирать те базы, которые использовались при изготовлении детали; - базы должны иметь минимальный износ; - базы должны быть жестко связаны точными размерами с основными поверхностями детали, влияющими на работу в сборочной единице. После выбора технологических баз разрабатываем схему технологического процесса восстановления нашего коленчатого вала. В первую очередь выполняем подготовительные операции: 1) мойка и очистка; 2) обезжиривание; 3) правка; 4) восстановление технологических баз. После проведения подготовительных операций проводим дефекацию нашего вала, т.е. проводим контрольные замеры интересующих нас размеров и принимаем одно из следующих решений: 1) направить коленчатый вал в оборотный склад на хранения для дальнейшей эксплуатации без какого – либо ремонтного воздействия; 2) направить коленчатый вал на восстановления; 3) выбраковывать вал и направить его на сдачу в утиль. По заданию на курсовую работу из 4200 поступивших в ремонт коленчатых валов направляется: 1) на хранения на склад 336 коленчатых валов; 2) на восстановления направляются 2688 коленчатых валов; 3) списываются в утиль оставшиеся 336 коленчатых валов. После этого выполнения описанных выше действий приступаем к непосредственному восстановлению нашего дефектного вала, т.е. производим наращивание изношенных поверхностей: 1) наплавка под слоем флюса. После наплавка под слоем флюса покрытия поверхностей выполняем операции окончательной механической обработки, а именно последующую обработку восстановленного вала будем проводить с помощью: 1) проверку на станках; 2) точение на токарных станках; 3) шлифованием на круглошлифовальных станках. Расчет режимов механической обработки произведем по специальной литературе. Контрольные операции после выполнения наиболее ответственных операции и в конце технологического процесса восстановления. Запись технологических операций восстановления коленчатого вала произведём в следующем виде: 05 Моечная (проводим наружную и внутреннюю мойку и очистку поверхности коленчатого вала); 10 К Контрольная (проводим необходимые контрольные измерения размеров и проверка на изгиб); 20 Наплавочная (проводим гальваническое наращивание изношенного коленчатого вала с помощью железнение); 25 Слесарная (проводим удаления защитного покрытия с поверхности коленчатого вала); 30 токарная (тонкое точение шатунной шейки); 35 Шлифовальная (шлифования шейки); 40 Контрольная После разработки маршрутной технологии (маршрутная карта представлена в Приложении А настоящей курсовой работы) для операций связанных с восстановлением соответствующих поверхностей коленчатого вала, составим операционную технологию (операционная карта представлена в Приложении Б настоящей курсовой работы) на восстановление с выполнением операционных эскизов. 6. Выбор оборудования, режущего и измерительного инструмента При выборе оборудования для каждой технологической операции необходимо учитывать назначение обработки, габаритные размеры деталей размер партии обрабатываемых деталей, расположение обрабатываемых поверхностей, требования к точности и качеству обрабатываемых поверхностей. Для обработки деталей, восстанавливаемых наплавкой под слоем флюса, чаще всего применяют абразивную обработку. Для проверки и правки используется универсальное приспособление. Изгиб правится на ручном или гидравлическом прессе до устранения дефекта. Для контроля используют станок для определения радиального биения. Для шлифование шеек используют круглошлифовальные станки 3А432 с шлифовальными кругами 15А40ПСТ1Х8К. Размеры контролируются микрометром с ценой деления 10 мкм. 7. Технические нормирование работ по восстановлению шатунных и коренных шеек коленчатого вала двигателя, автомобиля ЗИЛ – 130 Техническая норма штучно – калькуляционного времени (мин) определяется по следующей зависимости: , где - основное (технологическое, машинное) время, необходимое для наплавки, железнение, хромирования и т.д., мин; - вспомогательное время, затрачиваемое на установку, снятия детали, измерение размеров, подвод и отвод инструмента и т.д., мин; - время, затрачиваемое на организационное и технологическое обслуживание рабочего места, мин; - время на отдых и личные надобности рабочего, мин; - подготовительно – заключительное время, которое рассчитывается на партию деталей, мин; - количество деталей в партии, шт. Штучное время определяется по следующей зависимости: , где - штучное время, мин; - коэффициент, учитывающий время на обслуживание рабочего места, %. Подготовительно – заключительное время, рассчитываемое на партию деталей, определяется соотношением: , где - коэффициент, учитывающий потери времени на подготовительно – заключительное время. По определенной величине штучно – калькуляционного времени определяется норма выработки (норма восстановления): , где - норма выработки (норма восстановления), шт.; - продолжительность смены, мин. Решение для шатунных шеек
Решение для коренных шеек
Основное время, затрачиваемое на восстановление детали ручной электродуговой и автоматической сваркой, определяется по следующей зависимости: , где – площадь поперечного сечения шва, мм2 ; – длина шва, мм; - плотность наплавляемого металла, г/см3 ; – коэффициент разбрызгивания металла; - коэффициент наплавки г/(Ач); – сила сварочного тока, А; – коэффициент учитывающий сложность выполняемой работы. Основные данные для расчётов восстановления коленчатого вала наплавочным способом приведены в Приложении 2 [38]. Вспомогательное время на установку, поворот и снятие изделия приведены в Приложении 3 и 4 [39]. Дополнительное время и составляет 3 - 6 % от оперативного времени Подготовительно – заключительное время при расчетах принимают 10 – 20 минут на партию деталей. Решение для шатунных шеек Решение для коренных шеек Вывод: Таким образом норма наплавки восстановления шатунных шеек коленчатого вала двигателя автомобиля ЗИЛ – 130 за день составляет 70 шт, а коренных шеек коленчатого вала двигателя автомобиля ЗИЛ – 130 за день составляет 96 шт. 7.2 Нормирования работ на металлорежущих станках (нормирования токарных работ)Штучно – калькуляционное время на выполнение операций механической обработки в единичном и серийном производстве определяется расчетно-аналитическим методом по соотношению: , где - штучно – калькуляционное время, мин; - штучное время, мин; - подготовительно – заключительное время, мин; - количество деталей в обрабатываемой партии, шт. Штучное время определяется следующим соотношением: , где - основное время, мин; - вспомогательное время, мин; - время на обслуживание рабочего места, мин (принимается из расчета 4–6% от оперативного времени, кроме шлифовальных, для которых оно принимается 3,5–13%); - время перерывов на отдых, мин (принимается 4–6% от оперативного времени). Оперативное время состоит из основного (технологического) и вспомогательного времени, т.е. Основное время определяется соотношением: , где - расчетная длина обработки, мм; - число проходов; - частота вращения детали или инструмента, об/мин; - подача, м/об (принимается из технических характеристик металлорежущих станков). Частота вращения детали или инструмента определяется соотношением: , где - расчетная (табличная) скорость резания, м / мин; - диаметр обрабатываемой детали или инструмента, мм. Подготовительно – заключительное время определяется соотношением: , где - коэффициент, учитывающий потери времени на подготовительно – заключительные работы. По известной величине штучно – калькуляционного времени определяется норма выработки: , где - норма выработки, шт.; - продолжительность смены, мин. Решение для шатунных шеек
Решение для коренных шеек
Вывод: Таким образом норма работ на металлорежущих станках по восстановлению шатунных шеек коленчатого вала двигателя автомобиля ЗИЛ – 130 за день составляет 25 шт, а коренных шеек коленчатого вала двигателя автомобиля ЗИЛ – 130 за день составляет 22 шт. ЗаключениеВ процессе выполнения курсовой работы были углублены и закреплены знания по дисциплине. Был выполнен расчёт для определённого задания и получены практические знания по проектированию процесса восстановления детали автомобиля. В соответствии с заданием на курсовую работу разработан технологический процесс восстановления коленчатого вала автомобиля ЗИЛ – 130 и выбрано необходимое техническое оборудование, а также рассчитаны режимы и нормы времени на механическую обработку. |