Реферат: Изучение тригонометрического материала в школьном курсе математики
Название: Изучение тригонометрического материала в школьном курсе математики Раздел: Рефераты по педагогике Тип: реферат | ||||||||
Министерство образования Республики Беларусь Учреждение образования "Гомельский государственный университет им. Ф. Скорины" Математический факультет Кафедра МПМ Изучение тригонометрического материала в школьном курсе математики Реферат Исполнитель: Студентка группы М-42 Головачева А.Ю. Научный руководитель: Канд. физ-мат. наук, доцент Лебедева М.Т. Гомель 2007 Содержание Введение 1. Методика введения понятий синуса, косинуса и тангенса на геометрическом материале. Основные тригонометрические тождества 2. Методика введения определений тригонометрических функций углов от 0° до 180° 3. Методика изучения тригонометрических функций в курсе алгебры 4. Тождественные преобразования тригонометрических выражений. Тригонометрические уравнения и неравенства и методика обучения решению Заключение Литература ВведениеТрадиционная методическая схема изучения тригонометрических функций такова: 1) вначале определяются тригонометрические функции для острого угла прямоугольного треугольника; 2) затем введенные понятия обобщаются для углов от 00 до 1800 ; 3) тригонометрические функции определяются для произвольных угловых величин и действительных чисел. Первые два этапа реализуются в курсе планиметрии. Геометрический характер определений тригонометрических функций объясняет тот факт, что они составляют единственный вид функций, который начинают изучать не в курсе алгебры, а в курсе геометрии. Для геометрии важен "общефункциональный взгляд" на тригонометрические функции, а их прикладная сторона (решение прямоугольных треугольников, применение некоторых тригонометрических тождеств, теорем cos и sin, решение произвольных треугольников). Поэтому в курсе планиметрии нет термина "тригонометрические функции". 1. Методика введения понятий синуса, косинуса и тангенса на геометрическом материале. Основные тригонометрические тождестваЗнакомство с тригонометрическим материалом начинается в курсе геометрии при знакомстве с прямоугольным треугольником. Понятия , и острых углов треугольника вводится для углов от до , как отношение сторон этого треугольника. Предварительно учащиеся должны усвоить названия сторон прямоугольного треугольника: катеты (стороны прямого угла) и гипотенуза (сторона противолежащая прямому углу). Для этого необходимо предложить учащимся прямоугольные треугольники, разнообразные по расположению вершин прямого угла и предложить назвать стороны треугольника. Назовите катеты в ABC, APN. Назовите гипотенузы в LKM и EFA. Будут ли гипотенузами следующие отрезки: AB, KL, AP, AN, EF, FA в указанных треугольниках и почему? Следующие выражения "прилежащий" и "противолежащий" отрабатываются на следующем этапе. Для этого необходимо по указанным треугольникам предложить учащимся назвать прилежащие и противолежащие острым углам катеты. Назвать отрезки: KL, PN, EA и попросить учащихся назвать те углы, против которых лежат эти катеты или, которым они прилегают. Первым вводится понятие угла и доказывается теорема: " Косинус угла зависит от градусной меры угла и не зависит от расположения и размеров треугольника". Это определение уже " работает" при доказательстве теоремы Пифагора. С остальными понятиями учащиеся знакомятся в пункте " Соотношения между сторонами и углами в прямоугольном треугольнике". sin , tg Формируется свойство: синус и тангенс угла так же, как и косинус, зависят от величины угла. Для синуса это доказывается так: =, так как косинус зависит только от величины угла, то и синус зависит только от величины угла. Из определений , и получаем следующие правила: - Катет, противолежащий углу , равен произведению гипотенузы на синус ; - Катет, прилежащий к углу , равен произведению гипотенузы на косинус ; - Катет, противолежащий углу , равен произведению второго катета на тангенс . По этим правилам можно находить неизвестные элементы в прямоугольном треугольнике. Перечисленные правила могут быть выведены учащимися самостоятельно. Для этого предлагаются вопросы: В прямоугольном треугольнике MNP, LN=, LM=, гипотенуза MP=m. Найти длины катетов этого треугольника. ( Задача решается по определению). Раньше по программе тригонометрические функции и соотношения между углами и сторонами в прямоугольном треугольнике изучались в курсе 8 класса. После введения понятий , и рассматривались решения основных задач, связанных с отысканием длин сторон и величин углов в прямоугольном треугольнике. Задача №1. Дано: a, b. Требуется найти A, B, c. Задача №2. Дано: a, c. Требуется найти A, B, b. Задача №3. Дано: a, A. Требуется найти A, b, c. Задача №4. Дано: a, B. Требуется найти A, b, c. Задача №5. Дано: a, A. Требуется найти B, a, b. По действующей программе эти задачи в курсе 8 класса (бывший 7 класс) заменены такой: В прямоугольном треугольнике даны: гипотенуза c и острый угол . Найдите катеты, их проекции на гипотенузу и высоту, опущенную на гипотенузу. Вводятся основные тригонометрические тождества: , , , . В частности, основное тригонометрическое тождество выводится из формулировки теоремы Пифагора: , . Учащиеся знакомятся с некоторыми свойствами функций острого угла: 1) при возрастании острого угла и возрастают, а - убывает; 2) для любого острого угла : , ; которые формулируются как теоремы. Их доказательство связывается с соотношениями острых углов в прямоугольном треугольнике: , , тогда , . , тогда из равенства правых частей получаем: . , тогда . Вывод свойства возрастания и убывания выглядит так: Пусть и - острые углы, и , и она пересекает стороны углов и в точках и соответственно. Так как , то точка лежит между точками и , тогда . А значит, по свойству наклонных, (через сравнение их проекций). Так как , , то косинус убывает. А так как , то синус возрастает. 2. Методика введения определений тригонометрических функций углов от доРасширение области определения тригонометрических функций от до происходит в теме: "Декартовы координаты на плоскости". Рассмотрим окружность с центром в начале координат произвольного радиуса R. Откладываем в полуплоскость угол . Пусть точка имеет координаты и . , , то из треугольника : , . Определяются значения и этими формулами для любого угла α (для 0 -исключается). Можно найти значения этих функций для углов 900 , 00 , 1800 . Доказывается, что для любого угла α , 00 <α<1800 , . повернем подвижный радиус на угол 1800 -α= по гипотенузе и острому углу: => OB1 =OB; A1 B1 =AB => x = -x1 ,y = y1 =>
Итак, в школьном курсе геометрии понятие тригонометрической функции вводится геометрическими средствами ввиду их большей доступности. Традиционная методическая схема изучения тригонометрических функций такова: 1) вначале определяются тригонометрические функции для острого угла прямоугольного треугольника; 2) затем введенные понятия обобщаются для углов от 00 до 1800 ; 3) тригонометрические функции определяются для произвольных угловых величин и действительных чисел. Первые два этапа реализуются в курсе планиметрии. Геометрический характер определений тригонометрических функций объясняет тот факт, что они составляют единственный вид функций, который начинают изучать не в курсе алгебры, а в курсе геометрии. Для геометрии важен "общефункциональный взгляд" на тригонометрические функции, а их прикладная сторона (решение прямоугольных треугольников, применение некоторых тригонометрических тождеств, теорем cos и sin, решение произвольных треугольников). Поэтому в курсе планиметрии нет термина "тригонометрические функции". Конкретизировать, например, понятие cos острого угла прямоугольного треугольника, можно по следующей методической схеме: 1) построить на миллиметровой бумаге прямоугольный треугольник ABC; 2) обозначить величину острого угла А буквой α; 3) измерить (по клеткам) прилежащий катет АС и гипотенузу АВ; 4) вычислить отношение 5) записать значение cos α (делается следующая запись cos α ≈ в которой для α не указывается его конкретное значение); 6) измерить транспортиром угол α, найти его величину и записать значение косинуса этого угла данного прямоугольного треугольника. Определенные трудности в изучение элементов тригонометрии (по Пифагору) порождает теорема: "Косинус угла α зависит только от градусной меры угла". Необходимость изучения данной теоремы можно разъяснить учащемуся так: Пусть требуется на основании определения найти cos 370 . Предположим, что это задание выполняют отдельно друг от друга несколько человек. Чтобы найти cos 370 , они построят прямоугольный треугольник (каждый свой) с углом в 370 , измерят прилежащий катет и гипотенузу, найдут отношение прилежащего катета к гипотенузе. Полученное число и будет являться cos 370 . Есть ли гарантия, что каждый ученик получит один и тот же ответ? Этот вопрос возникает по той причине, что каждый строит свой треугольник, получает свои значения длин прилежащего катета и гипотенузы. Так, может быть, и искомое отношение у каждого ученика будет какое-то свое? Понятно, что если бы значение cos 370 при переходе от одного прямоугольного треугольника к другому изменялось, то ценность такого понятия в математике была бы не велика. Изучаемая терема является ответом на поставленные вопросы. Она утверждает, что косинус острого угла зависит не от выбора прямоугольного треугольника, а только от меры угла. При решении прямоугольных треугольников необходимо обратить внимание учащегося на тот факт, что с каждой из формул для cos, sin и tg α связывается еще две формулы:
Определение cos, sin, tg углов от 00 до 1800 являются генетическими, т.к. в них указываются построения и вычисления, позволяющие найти значение тригонометрической функции. В пособие говорится следующее (стр. 132, 1, 2 абзац), обратите внимание учащихся на следующее обстоятельство. Ранее для острых углов были установлены некоторые тригонометрические тождества. "Справедливы ли эти тождества для углов от 00 до 1800 . Справедливы ли прежние доказательства этих тождеств или необходимо привести новые?" Сравним доказательства основного тригонометрического тождества: для острых углов и для углов от 00 до 1800 :
В курсе "Алгебра 9" обобщается определение cos, tg и sin α на случай произвольного угла α и вводится понятие ctg α. Возможность такого обобщения – во введении понятия угла поворота, положительного и отрицательного угла, понятия полного оборота. Доказывается, что тригонометрические функции, их значение, не зависит от длины радиуса. Здесь же приведены с доказательствами основные тригонометрические формулы, формулы сложения и их следствия. 3. Методика изучения тригонометрических функций в курсе алгебрыТрадиционная методическая схема изучения тригонометрических функций: · в начале определяются тригонометрические функции для острого угла прямоугольного треугольника; · затем введенные понятия обобщаются для углов от до ; · тригонометрические функции определяются для произвольных угловых величин и действительных чисел. В курсе алгебры и начала анализа осуществляется заключительный этап изучения, который включает: a) Закрепление представлений учащихся о радианной мере угла; отработка навыков перехода от градусной меры к радианной и наоборот; b) Формирование представлений об углах с градусной мерой, большей ; формирование представлений об углах с положительной и отрицательной градусными мерами; перевод этих градусных мер в радианы (положительные и отрицательные действительные числа); c) Описание тригонометрических функций на языке радианной меры угла; d) Утверждение функциональной точки зрения на , , и (трактовка , , и как функций действительного аргумента, установление области определения, области значений, построение графика функции, установление промежутков монотонности, знакопостоянства и т.д.); e) Повторение известных и ознакомление с новыми тригонометрическими тождествами, ключом которых является тождество ; f) Применение тригонометрических тождеств в тождественных преобразованиях и при решении задач по стереометрии. В курсе "Алгебра 9" учащиеся знакомятся с функциональной точкой зрения. Выражения и определимы при , т.к угла поворота можно найти соответствующее значение дробей и . Выражение имеет смысл при , кроме углов поворота , , …, т.к. имеет смысл дробь . Каждому допустимому значению соответствует единственное значение , , и . Поэтому , , и являются функциями угла . Их называют тригонометрическими функциями. Учащиеся знакомятся со следующими общефункциональными свойствами этих функций: 1. область значения и - , для и - множество всех действительных чисел 2. промежутки знакопостоянства: , то значит зависит от знака и т.д. 3. , и являются нечетными функциями, а является четной функцией 4. при изменении угла на целое число оборотов значение , , , не изменится (под обратным понимаем поворот на ). Введение радианной меры угла основывается на том факте, что отношения длины окружности к её радиусу постоянно для данного центрального угла и не зависит от выбора концентрических окружностей. По этой причине меру центрального угла можно охарактеризовать действительным числом . Если положить равным 1, то радианная мера центрального угла равна 1, т.е. . Тогда для каждого угла, заданного в градусах, достаточно вычислить соответствующую дугу единичной окружности. Длина такой дуги будет выражать меру данного угла в радианах. Радианная мера угла позволяет любому действительному числу поставить в соответствие определенную градусную меру угла по формуле: , где . Переход от радианной меры угла к действительному числу осуществляется на основании того, что . Учащимся следует показать изменение величин углов по координатным углам: 1 четверть: , ; 2 четверть: , ; и т.д. Определение тригонометрической функции выглядит так: Опр. Окружность радиуса 1 с центром в начале координат называют единичной окружностью. Пусть точка единичной окружности получена при повороте точки на угол в радиан. Ордината точки - это синус угла . Числовая функция, заданная формулой , называется синусом числа, каждому числу ставится в соответствие число . Устанавливаются области определения и значения функций, напоминаются свойства: ; . Построим график функции на .Делим единичную окружность и отрезок на 16 равных частей.Через точку проводим прямую, параллельную . Проводим прямую до пересечения с построенной прямой. Получим одну из точек графика функции , называемого синусоидой. Отрезок оси , с помощью которого находятся значения синуса, называется линией синусов.Для построения графика синуса вне этого отрезка заметим, что . Поэтому во всех точках вида , где , значения синуса совпадают, и, следовательно, график синуса на всей прямой получается из построенного графика с помощью параллельных переносов его вдоль оси . Для построения графика косинуса следует вспомнить, что . Следовательно, значение косинуса в произвольной точке равно значению синуса в точке . Это значит, что график косинуса получается из графика синуса с помощью параллельного переноса на расстояние в отрицательном направлении оси . Поэтому график функции также является синусоидой. Для функций и определяется аналогично. Область определения - множество всех чисел, где .Построение графика: проведем касательную к единичной окружности в точке . Пусть произвольное число, для которого . Тогда точка не лежит на оси ординат, и, следовательно, прямая пересекает в некоторой точке с абсциссой 1. Найдем ординату этой точки. Для этого заметим, что прямая проходит через точки и . Поэтому она имеет уравнение . Абсцисса точки , лежащей на этой прямой, равна 1. Из уравнения прямой находим, что ордината точки равна . Итак, ордината точки пересечения прямых и равна . Поэтому прямую называют линией тангенсов. Нетрудно доказать, что абсцисса точки пересечения прямой с касательной m к единичной окружности, проведённой через точку , равна при . Поэтому прямую m называют линией котангенсов. Область значений - вся числовая прямая. Докажем это для функции . Пусть - произвольное действительное число. Рассмотрим точку . Как только что было показано, равен . Следовательно, функция принимает любое действительное значение , ч.т.д.Построение графика аналогично построению .Можно построить схему, позволяющую изобразить график тригонометрических функций: 1) Начертить единичную окружность, горизонтальный диаметр которой служит продолжением оси . Разделить её на равные части (например,16). 2) Для функции выбираем отрезок , для функции - и делим их на то же равное число частей. 3) По окружности находим соответствующее число значений этих функций. 4) Точки пересечения горизонтальных линий, отвечающих значениям функций и вертикальных линий, отвечающих значениям аргумента, представляют собой точки графика. 4. Тождественные преобразования тригонометрических выражений. Тригонометрические уравнения и неравенства и методика обучения решениюТригонометрический материал изучается в школьном курсе в несколько этапов. 1) Функции тригонометрических функций для углов от до (прямоугольный треугольник, планиметрия); 2) Тригонометрические функции для углов от до (тема: "Декартовы координаты на плоскости; геометрия"); 3) Тригонометрические функции для любого действительного числа. Параллельно изучению теоретического материала учащиеся знакомятся с тригонометрическими формулами, объём которых будет постепенно рассширяться. Умение "выделить" эти формулы в дальнейшем поможет в преобразовании тригонометрических выражений. К обязательным результатам обучения за курс геометрии в 7-9 классах относиться умение решать типичные задачи на вычисление значений геометрических величин (длин, углов, площадей) с привлечением свойств фигур, аппарата алгебры и тригонометрии. Например: 1) В прямоугольном треугольнике найдите катеты, если его гипотенуза равна 5 см, а один из углов равен . 2) В прямоугольном треугольнике катет равен 4 см, а прилежащий к нему угол равен . Найдите другой катет и гипотенузу. 3) В треугольнике ABC: AB=3см, BC=6 см, . Определите . 4) В треугольнике ABC известны стороны: AB=4 см; BC=5 см; AC=6 см. Найдите угол B. Существуют различные доказательства формулы косинуса суммы двух аргументов. Одно из наиболее простых доказательств основано на применении системы координат и формулы расстояние между двумя точками. Воспроизвести доказательство по опорному конспекту: 1. ; 2. ; 3. ; 4. ; 5. . 6. ; , ч.т.д. ; -. С другой стороны: - - - - теорема сложения. и по доказанной формуле. Для доказательства суммы и разности двух углов используются формула приведения, которые помогают преобразовать функции от аргументов вида: , , , . Проведём радиус , длина которого равна , на угол : и получили радиус , где и на угол и получим радиус , где . , : , . - прямоугольник. Повернём его на угол вокруг точки : ; ; , т.е. ; , т.е: ; , по Аналогично:
Тогда: и т.д. К функциям от углов можно прийти и из геометрических соображений. Формулы приведения для и выводится из определения этих функций и ранее полученных формул приведения для синуса и косинуса. После этого полученные результаты сводятся в одну таблицу, с помощью которой можно сформулировать мнемоническое правило. Желательно учащимся предложить алгоритм применения формул приведения. Поясним его на примере: {определяем четность, в которой оканчивается угол - II четверть; определяем знак данной функции в этой четверти – " - ". Изменяется ли название функции – нет, поэтому:} = - cos . Вернёмся к выводу формулы синуса суммы и разности двух углов. , а затем применяется уже известная формула. Формулы двойного угла выводятся из формулы синуса и косинуса суммы и разности двух углов, положив . Сумму и разность тригонометрических функций можно преобразовать в произведение, используя следующий пример: ={ , }= =, но: Таким образом: Замечание: при ознакомлении учащихся с формулами следует добиваться от них проговаривания словесных формулировок доказываемых формул. Например: сумма синусов двух углов равна удвоенному произведению синуса полусуммы этих углов на косинус полуразности. В курсе алгебры 9 класса изучается тема: "Элементы тригонометрии" (30 часов): 1) радианное измерение углов, sin, cos, tg произвольного угла, их нахождение с помощью калькулятора; 2) основные тригонометрические тождества: Их применение для вычисления значений sin, cos, tg; 3) формулы приведения; sin, cos суммы и разности двух углов; sin и cos двойного угла; 4) тождественные преобразования тригонометрических выражений; основная цель – сформировать умения выполнять тождественные преобразования несложных тригонометрических выражений с использованием формул, указанных в программе: Рассмотрим некоторые примеры преобразований тригонометрических выражений: Задача №1. Доказать тождество: Преобразуем левую часть и получим, применив формулы приведения: 8cos4+sin8=2sin8cos4+2sin4cos4=2cos4(sin8+sin4)=4cos4sin6cos2, и т.д. Задачи №2. Упростить выражение а) Можно применить формулы понижения степени: = {воспользуемся преобразованием разности косинусов в произведение по формуле: } = б) Задача №3 Преобразовать в произведение: а) cos5+sin8+cos9+cos12=(cos5+cos12)+(cos8+cos9)= =2cos17/2cos7/2+2cos17/2cos/2=2cos17/2(cos7/2+cos/2)= =4cos17/2cos2cos3/2=4cos3/2cos2cos17/2 б) 3+4cos4+cos8=3(1+cos4)+(cos4+cos8)=6cos2 2+ +2cos6cos2=2 cos2(3cos2+cos6)=2cos2((cos2+|cos6)+ +2cos2)=2cos2(2cos4cos2+2cos2)=4cos2 2(cos4+cos2)= =4cos2 2cos2 2=8cos4 2 Задача №4 Найти sin4 +cos4 , если известно, что: sin-cos=1/2 sin4 +cos4 =(sin2 +cos2 )2 -2sin2 cos2 =1-2sin2 cos2 = =1-1/2sin2 2={sin4-cos=1/2(sin-cos)2 = =1-2sincos=1/4sin2=3/4}= Задача №5 Вычислить: sin=-cos(2arctg4/3)={обозначим arctg4/3 через y, тогда получим cos2y, который нужно преобразовать в тангенс половинного угла. Применим формулу и получим}= ЗаключениеОпределенные трудности в изучение элементов тригонометрии (по Пифагору) порождает теорема: "Косинус угла α зависит только от градусной меры угла". Необходимость изучения данной теоремы можно разъяснить учащемуся так: Пусть требуется на основании определения найти cos 370 . Предположим, что это задание выполняют отдельно друг от друга несколько человек. Чтобы найти cos 370 , они построят прямоугольный треугольник (каждый свой) с углом в 370 , измерят прилежащий катет и гипотенузу, найдут отношение прилежащего катета к гипотенузе. Полученное число и будет являться cos 370 . Есть ли гарантия, что каждый ученик получит один и тот же ответ? Этот вопрос возникает по той причине, что каждый строит свой треугольник, получает свои значения длин прилежащего катета и гипотенузы. Так, может быть, и искомое отношение у каждого ученика будет какое-то свое? Понятно, что если бы значение cos 370 при переходе от одного прямоугольного треугольника к другому изменялось, то ценность такого понятия в математике была бы не велика. Изучаемая терема является ответом на поставленные вопросы. Она утверждает, что косинус острого угла зависит не от выбора прямоугольного треугольника, а только от меры угла. Литература1. К.О. Ананченко "Общая методика преподавания математики в школе", Мн., "Унiверсiтэцкае",1997г. 2.Н.М.Рогановский "Методика преподавания в средней школе", Мн., "Высшая школа", 1990г. 3.Г.Фройденталь "Математика как педагогическая задача",М., "Просвещение", 1998г. 4.Н.Н. "Математическая лаборатория", М., "Просвещение", 1997г. 5.Ю.М.Колягин "Методика преподавания математики в средней школе", М., "Просвещение", 1999г. 6.А.А.Столяр "Логические проблемы преподавания математики", Мн., "Высшая школа", 2000г. |