Контрольная работа: Методы развития творческого воображения
Название: Методы развития творческого воображения Раздел: Рефераты по педагогике Тип: контрольная работа | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1. Выбрать любую, хорошо знакомую техническую, управленческую, социальную или экономическую систему Мы выберем для рассмотрения техническую систему – окно. 2. Сформулировать полезные и вредные функции, выполняемые данной системой Окно, является очень древней системой, которая сопровождает человека с самого раннего этапа его развития. Человечество не помнит, кто изобрел окно, которое за свою историю прошло путь от дырки в стене или потолке до пластиковых окон со стеклопакетами, наполненными инертным газом. Окно, по определению В. Даля, "проём в стене для свету", не могло состояться без дома. Первые "окна" в истории человечества существовали уже в стенных вырезах глиняных домов эпохи неолита. Хотя в землянках, шалашах, вигвамах, юртах окон еще не было. Есть отверстия для входа людей и выхода дыма. Достаточно долгое время без окон существовали и развитые цивилизации. На Востоке, например, предпочитали использовать бойницы или слуховые отверстия, располагая их высоко над землёй. Не было окон и в Древней Греции. В античных домах и храмах с глухими стенами окна заменялись отверстиями в крыше. Через эти отверстия в помещение попадали свет, воздух, и даже вода. А вот арочные проёмы римского Колизея уже вполне могут быть названы предтечами окон. Около тысячи лет развитие окон происходило в стенах христианской церкви, дворцах и замках средневековой знати. Окна располагались выше человеческого роста и, казалось, сами тянулись ввысь – небу навстречу, создавая иллюзию «божьего света». Смотреть в них можно было, только запрокинув голову, и тогда взгляду открывалась чудесная мозаика из разноцветных стёкол. Эпоха Возрождения обратила взгляд человека на грешную землю. Витраж стал прозрачным – окно стало распространенным явлением. Случилось это в XV веке. Тогда появились трех-четырех-секционные окна, крестообразный переплёт которых играл роль крестного знамения. Именно такие окна можно увидеть на домиках российских деревень и в большей части городских сооружений. Далеко не последнюю роль в появлении разнообразных форм окна играл климат. В тех местах, глее климат был мягким, предпочтение отдавалось большим окнам. Которые, сокращали затраты на возведение стен и являлись одним из наиболее дешёвых способов украшения здания. Так возник тип французского окна, которое, представляет собой дверь без балкона – его проём начинается от самого пола. Ренессанс уже относится к окну как к картине: оно имеет прямоугольную форму, наличник выступает в роли картинной рамы. В северных широтах, большее внимание уделялось теплоизоляции. В России и Северной Европе окна более функциональны в практическом смысле, нежели в эстетическом. С конца 19-го, начала 20-го века окно, практически не развивается, за исключением несущественных деталей. Замену дерева на пластик, металлических шпингалетов на пластиковые задвижки нельзя назвать революцией, хотя на рынок эти инновации повлияли достаточно существенно. Около десяти лет назад на Российском рынке окон впервые появились стеклопакеты (пластиковые, ПВХ, деревянные и т.д.). Это событие замкнуло жизненный цикл обычного остекления. Вначале окна со стеклопакетами устанавливали у себя только обеспеченные люди в коттеджах или квартирах при проведении евроремонта, затем их стали устанавливать во всех новостройках. Теперь на рынке наблюдается предельная концентрация конкуренции. Одни компании предлагают скидки до 50% на окна и бесплатную установку, другие массу подарков, а некоторые предлагают 50-летнюю гарантию на окна для стимулирования продаж. Жизненный цикл снова готов замкнуться. Кажется, что современное окно уже, практически совершенно, и изменить в нем нечего, кроме наращивания контуров уплотнения, повышения количества камер и стеклопакетов или игры с вариантами отделки, фурнитуры и цвета.
3. Провести анализ системы, используя системный оператор
Показательно, что, ответив уже на третий вопрос, можно делать прогноз, что в будущем могут появиться семи-восьмикамерные профили. Если сегодня в качестве «фишки» в рекламе окон делают упор на трехконтурное уплотнение, то, можно прогнозировать, что в ближайшее время на рынке появятся окна с четырех-пятиконтурным уплотнением. В нашем примере мы на этом можем остановиться. Нами уже найдены несколько сильных и вполне осуществимых решений.
4. Создать идеальный образ рассматриваемой системы с использованием ИКР
На этом шаге выбираем наиболее интересные идеи и составляем список этих идей. Скорее всего, повинуясь инерции мышления, производители окон и дальше будут увеличивать количество профилей рамы и контуров уплотнения, менять размеры межстекольного пространства и добавлять количество стеклопакетов. Поэтому, данные идеи можно считать бесперспективными. Они, при условии их реализации, не принесут нам дополнительных конкурентных преимуществ. Итак, выберем интересные на наш взгляд идеи: · Идея №1 Блоки из пеностекла или ячеистого стеклобетона. · Стеклянные строительные блоки, полые внутри, уже существуют, поэтому мы не фиксируем эту идею. · Идея №2 Опускающееся стекло. Можно его выполнить с электрическим приводом, как в автомобиле. · Идея №3 Строительство «слепых» домов без окон - полный монолит. Внутри помещений, функции окна выполняет фальш-окно, например, вешающийся на стену телевизор с плоским экраном, встроенным кондиционером и приточной вентиляцией. · Идея №4 Окно - фильтр. Чтобы проветрить помещение его не требуется открывать, достаточно включить встроенную в окно систему проветривания и с улицы будет поступать чистый плюс ионизированный воздух. · Идея №5 Окно - кондиционер. Окна со встроенными жалюзи рынок уже предлагает. Наша идея заключается в том, чтобы совместить две системы в одной: окна и кондиционера. · Идея №6 Окно - люстра. Стеклопакеты наполненные инертным газом уже продаются на рынке. Воздух заменили газом, чтобы увеличить тепло- · и звукоизоляцию окна. Нам остается только установить два электрода и окно засветится. · Идея №7 Информационное окно. Самое простое в реализации новшество. Установить прозрачный индикатор температуры воздуха, влажности, давления и т.д. 5. Создать фантастический образ системы, используя приемы фантазирования
В окне можно не только узнать погоду на улице, но и запрограммировать окно таким образом, чтобы оно «показывало» любую погоду или выбранный нами пейзаж. Светящиеся окна с функциями кондиционера и фильтрации воздуха. Сложив два верхних варианта, получаем идеальное окно для внутренних помещений «слепых» монолитных зданий. 6. Используя метод золотой рыбки (МЗР), выявить чистый фантастический остаток в образе системы по пп. 4 и 5
Зеркало из сказки «Спящая красавица», волшебное блюдечко и яблочко – информационная функция окна
7. Перечислить причины, помехи и т.п., которые мешают созданию идеальной системы, в форме технических и (или) физических противоречий
Функции окна, которые «замерли в развитии»: Первая функция - проветривание - замерла и, практически, не развивалась с начала рождения системы. Функция освещения (как только стекло стало полностью прозрачным) не развивается с начала-середины прошлого века. Окно практически утратило свою информационную составляющую с появлением в доме телевизора.
8. Устранить выявленные противоречия
Идея №1 Стеклоблоки. · Себестоимость таких блоков на начальном этапе, скорее всего, будет выше кирпича. · Но стекло меньше подвержено разрушению, чем бетон, кирпич или камень, следовательно, эти блоки можно использовать для строительства «вечных» зданий - элитного жилья, церквей или правительственных учреждений. · Продаем блоки строительным организациям, специализирующимся на строительстве элитного жилья. Возможен свой строительный бизнес «вечных домов». Тогда оплачивают строительство зданий из стеклоблоков те, для кого строим. Идея №2 Автоматическое окно. · Окно, которое не только открывается и закрывается «с пульта». С помощью нехитрого устройства, его можно программировать на проветривание помещения, открытие и закрытие, в определенное время. · Рынок элитного жилья уже давно готов принять такие окна. «Пластиком» ни кого не удивишь. А богатый человек должен иметь самое лучшее - о, чего нет у среднего и эконом класса. · Автоматические окна продаем строительным организациям, специализирующимся на строительстве элитного жилья. Оплачивают их потребители - покупатели квартир и домов. Идея №3 «Слепые дома». · «Слепые дома» не имеют ограничений по площади застройки, на них не влияют нормы санации, их можно строить как на земле, так и под землей или на Марсе. · Земля под застройку с каждым годом все дорожает. Количество населения увеличивается. Если вся суша будет покрыта домами, то где будут выращивать еду? Рано или поздно, часть человечества спуститься под землю или уйдет жить на дно океана. Это и будут «Слепые дома». · Финансирует государство, крупные ФПГ или корпорации для размещения своих работников. Пока мы осуществить эту идею не сможем (среда не готова), но отбрасывать ее не стоит. Мы можем сформулировать эту идею как долгосрочную цель компании. А если облечь ее в красивую форму, то и как миссию фирмы. Идея №4 Окно - фильтр. · Глухое окно, которое обеспечивает приток свежего воздуха и его фильтрацию. С устройством для автоматического мытья или самоочистки. · Такие окна можно использовать во всех новостройках и для замены обычного «пластика», при проведении ремонта. В этих окнах больше всего нуждаются жители центральных районов большинства городов и все жители крупных мегаполисов. Мои родственники, например, проживают в самом центре Москвы. Окна, которые выходят на улицу, они открывают только весной и осенью, только два раза в год, только для того, чтобы отмыть. · Покупатели -как строительные организации, так и частные лица. Идея №5 Окно - кондиционер. · Принцип тот же, что и в предыдущей идее. Добавлена только функция кондиционирования поступающего воздуха. · Небольшое отличие в том, что при одновременном выводе этих (окно-фильтр и окно-кондиционер) окон на рынок, последнее должно стоить дороже. Соответственно, устанавливается в домах более высокого уровня · Покупатели - более состоятельны. Идея №6 Светящиеся окна. · В данном проекте мы усиливаем функцию освещения. Наше окно может давать свет и освещать помещение даже ночью. При включении «света в окне», наружное стекло должно приобретать отражающие свойства, дабы не освещать улицу. · Этот продукт выводим, в первую очередь, на рынок мансардных окон. Затем, вытесняем светящимися окнами все остальные. Можно использовать уже сегодня в офисах (офисные перегородки) и в ресторанах, казино, барах, дискотеках (элемент декора). · Покупатели - строители коттеджей, жители мансард, развлекательные учреждения. Идея №7 Информационное окно. · Прозрачные дисплеи уже продаются. Осталось их закрепить на наших окнах. С установкой датчиков температур, влажности, давления, силы ветра и т.д., проблем также не должно быть. · Используем на всех окнах или по принципу: «одно информационное окно на квартиру». · Потребитель тот же, что и сегодня. Рекламная компания: «Конкуренты отдыхают».
9. Описать новый, возможный для осуществления в реальности, образ (структуру, форму, связи и т.п.) выбранной системы
Эти окна отличаются тем, что даже если окна вашей квартиры выходят на стройку или на помойку, то в своем окне вы будете видеть горное озеро или берег моря. Вначале картинка будет статична: какое окно купил, такую картинку и включай. По мере насыщения рынка, окна будут программироваться: Утром смотришь на море, днем - на горы, вечером - на бескрайнюю степь, ночью - на звезды. Или наоборот. Если в окне «светит солнце», то оно освещает квартиру. Устанавливаются повсеместно. Сначала для элиты, потом для бизнес-класса и, наконец, - для всех остальных. Элитные дома можно будет ставить где угодно. Эксплуатируемый сегодня рекламный слоган продвижения элитного жилья: «Вид из окна поменять нельзя», станет восприниматься по-новому. Как издевательство над бедными, не имеющими возможности купить «окна с картинками».Покупатель - строительные фирмы, специализирующиеся на строительстве элитного жилья. Сворачиваем две предыдущие находки в одну систему, получаем окно, которое можно повесить на любой стене. Добавляем еще функцию телевизора, излучателя УФ-лучей и ионизатора. Получаем идеальное окно, - окна нет, а функции его сохраняются и выполняются. Эта система вытесняет окна, как мы их сегодня знаем, в разряд анахронизмов. Ставит их в один ряд с парусниками и воздушными шарами. На воздушных шарах летают только «психи» и миллионеры. Все нормальные люди летают на самолетах. Все нормальные люди имеют идеальные окна. Потребитель - все человечество, за исключением нескольких «психов» и миллионеров. Список литературы 1. Альтшуллер Г.С. Найти идею: Введение в ТРИЗ. Новосибирск: СО Наука, 1991. 240 с. 2. Альтшуллер Г.С., Селюцкий А.Б. Крылья для Икара: Как решать изобретательские задачи. Петрозаводск: Карелия,1980. 224 с. 3. Амнуэль П Звездные корабли воображения. Изд-во Знание, 1998. 160 с. 4. Амнуэль П. Загадки для знатоков. Изд-во Знание, 1988 год 5. Амнуэль П. РТВ – это просто! изд. Карелия, Петрозаводск, 1980 год 6. Ефремов В.И. Творческое воспитание и образование на базе ТРИЗ. - Пенза: Уникон-ТРИЗ. 2000 |