Отчет по практике: Педагогическая практика в детском саду
Название: Педагогическая практика в детском саду Раздел: Рефераты по педагогике Тип: отчет по практике | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ДОКУМЕНТАЦИЯ ПО МЕТОДИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ СТУДЕНТКИ 4 КУРСА 64 Л ГРУППЫ ДОШКОЛЬНОГО ОТДЕЛЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА ЯГПУ им.К.Д. УШИНСКОГО ГУСЕВОЙ ЕВГЕНИИ ЕВГЕНЬЕВНЫ ПРОХОДИВШЕЙ ПРАКТИКУ В МДОУ ДЕТСКИЙ САД № 75 ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста - одно из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога. Эмоции являются «центральным звеном» психической жизни человека, и, прежде всего, ребенка». Л. Выготский. ГОДОВОЙ ПЛАН РАБОТЫ МДОУ Д/С № 75 «СЕМЕЧКО» НА 2007-2008 УЧЕБНЫЙ ГОД. Заведующая д/с № 75 Дубова Н. М. Годовой план утвержден на педсовете д/с 75. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В РАБОТЕ: 1. СОЦИАЛЬНО – ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ - КАК ОДНО И3 НАПРАВЛЕНИЙ ВОСПИТАНИЯ ЗДОРОВОГО РЕБЕНКА. - Внедрение новой технологии «Интегративный театр» 2. РЕАЛИЗАЦИЯ РАЗДЕЛА ПРОГРАММЫ Н.Н. АВДЕЕВОЙ, О.Л. КНЯЗЕВОЙ, Р.Б. СТЕРКИНОЙ «БЕЗОПАСНОСТЬ» - «РЕБЕНОК НА УЛИЦАХ ГОРОДА». - Участие детского сада в областном конкурсе по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. 3. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДЕТСКОГО САДА С СЕМЬЕЙ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ. 4. АККРЕДИТАЦИЯ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ. КОМПЛЕКСНАЯ ЛЕЧЕБНО - ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ ОЗДОРОВИТЕЛЪНАЯ РАБОТА
ПЛАН МЕДИЦИНСКОЙ РАБОТЫ НА 2007-2008 УЧЕБНЫЙ ГОД.
ПОВЫШЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО И ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УРОВНЯ ПЕДАГОГОВ
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА
КОЛЛЕКТИВНЫЕ ПРОСМОТРЫ И КОНКУРСЫ
РАБОТА С ПЕДАГОГАМИ ПО ПОВЫШЕНИЮ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА
ОСНАЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА
РАБОТА СО СПЕЦИАЛИСТАМИ
МУЗЫКАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
РАБОТА С ДОКУМЕНТАМИ СТАРШЕГО ВОСПИТАТЕЛЯ БЫЧКОВОЙ Э. М.
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СО СРЕДНЕЙ ШКОЛОЙ № 42
АДМИНИСТРАТРШНО-ХОЗЯЙСТВЕННАЯ РАБОТА
АНАЛИЗ ГОДОВОГО ПЛАНА В годовом плане на 2007-2008 г. были поставлены задачи социально – эмоционального, художественно – эстетического и физкультурно – оздоровительного воспитания. Большая роль отводится работе по взаимодействию с родителями. Намечена реализация программы Н.Н. Авдеевой, О. Л.Князевой, Р.Б. Стеркиной «Безопасность» - «Ребёнок на улицах города». Актуальность поставленных задач продиктована временем и соответствует стандартам воспитательно – образовательных программ. Подчеркивается необходимость лечебно-профилактической оздоровительной санитарно – просветительской работы. Большая роль отводится физкультурно-оздоровительным мероприятиям. Ведётся активная работа по художественно – эстетическому развитию: приобщение детей к народным традициям, к мировому искусству, к художественному слову. Возможность интегрирования различных видов искусств позволяет комплексно решать поставленные задачи, внедрение технологии «Интегративный театр» оказывает на это большое влияние. В детском саду проводится «Неделя театра». В годовом плане представлены конкурсы, просмотры коллективных работ, выставки. Активно ведётся методическая работа, проходят консультации для педагогов и родителей. Отмечено постоянное пополнение и обновление методических пособий и оснащения для ведения педагогического процесса. Указан план проведения спектаклей, праздничных утренников и развлечений. Удельный вес участия воспитателей и специалистов в различных формах методической работы составляет 98 %. Это обусловлено участием всех педагогов в творческой деятельности детского сада, участием в конкурсах, семинарах и в работе творческих групп. В дошкольном учреждении превалирует диалоговый тип управления, развит коллективизм и демократичность в отношениях. ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ СТАРШЕГО ВОСПИТАТЕЛЯ ПЛАН РАБОТЫ НА НЕДЕЛЮ СТАРШЕГО ВОСПИТАТЕЛЯ.
ПЛАНИРОВАНИЕ КОНТРОЛЯ В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ ПЛАН РАБОТЫ ДЕТСКОГО САДА № 75 НА ДЕКАБРЬ МЕСЯЦ
ПЛАН ОПЕРАТИВНОГО КОНТРОЛЯ На декабрь 2007г.
ПОКАЗ КУКОЛЬНОГО ТЕАТРА : 03.12. СПЕКТАКЛЬ ДЛЯ ВСЕХ ГРУПП «ТЕРЕМОК». РАБОТА ПО ОСНАЩЕНИЮ ПЕДОГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА: Изготовление атрибутов к сказке «Щелкунчик»; подготовка к Новому году. СЦЕНАРИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОВЕТА О ПРАВИЛАХ ХОРОШЕГО ТОНА ЗА СТОЛОМ Подготовка к педсовету. Памятка для педагогов и родителей ПОСУДА 1. Столовые глубокие тарелки. 2. Закусочные (для бутербродов). 3. Мелкие столовые тарелки. 4. Десертные тарелки для сладких блюд (фрукты, ягоды)- 5. Креманки (для компота, мороженого). Тарелки нужно ставить на стол напротив стульев. От края стола до тарелки — 1,5-2 см. На расстоянии 5-12 см слева от тарелки - пирожковая (хлебница). Справа от тарелки нож, лезвием к тарелке, ложка, слева - вилка. Если ножа нет, то ложка и вилка находятся справа. Расстояние между тарелкой и приборами 0,5 см, чашка от тарелки находится на расстоянии 0,5 см. Чашка, ручкой влево, обязательно ставится на блюдце. На блюдце следует положить чайную ложку ручкой вправо, т.е. в противоположную сторону ручки чашки. СТОЛОВЫЕ ПРИБОРЫ Нож. С помощью него едят мясные блюда, пироги (кроме сладких), блины, помогают им захватывать гарнир. Длина ножа равна диаметру тарелки. Длина вилки должна быть равна длине ножа. Ближе к тарелке кладут те столовые приборы, которые не используются в первую очередь. Нож следует класть лезвием к тарелке, ложка - носиком вверх, вилка - зубцами вверх. Столовые приборы кладут с той стороны, с какой их нужно брать. Вилка кладется с левой стороны в том случае, когда используется но в отсутствии необходимости пользования ножом вилка кладется справа. После еды столовые приборы необходимо положить на тарелку параллельно, ручками влево. Под специи ложечка кладется к бортику тарелки выпуклостью вверх. СТОЛОВОЕ БЕЛЬЕ 1. Скатерть. 2. Салфетки. На стол следует постилать только чистые, хорошо отглаженные скатерти, лучше белые, для стола сервированного к чаю - цветные. Концы скатерти свисают на 25-30 см, Салфетки столовые: размер 46 x 46 см. Салфетки чайные: размер 35x35 см. Салфетки следует положить на тарелку или за тарелку в виде лилии, кораблика, колпачка и т.д. Во время еды ее следует положить на колени, сложи» вдвое. Ею можно вытереть пальцы, приложить (а не вытереть ) ко рту. После еды ее скатывают в шарик и кладут под бортик тарелки или на тарелку с приборами. На стол ставится икебана или цветы. НЕОБХОДИМЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К СЕРВИРОВКЕ СТОЛА 1. Соответствие мероприятию (обед, завтрак, праздничное мероприятие). 2. Эстетичность. 3. Тематическая направленность. (Новый год - снежинки и т.д.) Задача сервирующих стол - создать хорошее настроение и усилить аппетит. ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ СЕРВИРОВКИ 1. Скатерть. 2. Тарелки. 3. Чашки, стеклянная посуда. 4. Салфетки. 5. Приборы со специями. 6. Цветы, икэбаыы. ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ ЗА СТОЛОМ По правилам первыми за стол садятся девочки. Помочь сесть им помогают мальчики, они должна подойти слева, взять за спинку стул, развернуть его спинкой к себе и со словами "Пожалуйста" иди "прошу садиться" предлагают сесть. Девочка должна подойти и ждать, когда ей пододвинут стул. Сидеть нужно прямо, занимая стул полностью, прикасаясь к шинке. Не следует наклоняться над тарелкой, расстояние от груди до стола - 4 пальца ладони. Ноги согнуты под прямым углом, руки слегка прижаты к туловищу. Не следует подпирать подбородок, щеки, раскачиваться на стуле. КАК ПОЛЬЗОВАТЬСЯ СТОЛОВЫМИ ПРИБОРАМИ Вилку надо держать зубцами вверх, при этом ручка упирается в ладонь. Если подано пюре или каша, то вилку следует держать как ложку, помогая ножом. Вилку и ложку при временном прекращении еды необходимо положить на бортик тарелки, а после еды - на тарелку параллельно ручками влево: нож острием влево, вилку - выпуклостью вверх. По этикету не принято говорить при употреблении горячих блюд. Нельзя делать замечаний, упрекать, заставлять есть до конца, а следует предлагать не навязчиво. Нельзя вылизывать тарелку, есть с ножа, перекладывать приборы и брать их до еды. Хлеб следует отламывать пальцами левой руки. Яичницу нужно есть с помощью вилки и ножа, котлету, рыбу, а также запеканку, рулеты только вилкой, без ножа; дичь и птицу едят с помощью ножа, сначала надо срезать мясо, оставшееся взять в руку. Мясо отрезать ножом по кусочку и отправлять отрезанный кусок в рот. Не следует разрезать весь кусок сразу. Суп сначала следует попробовать, убедиться горячий или нет. Набирать 1/3 ложки, не наклоняться вперед, ложкой справа налево коснутся края тарелки боковой частью направить в рот. Не следует стучать ложкой о тарелку, чавкать. При доедании супа тарелку наклонять от себя. Чай надо помешивать бесшумно. Варенье в чай не принято класть. Нельзя запрокидывать голову, отставлять мизинец. Косточки от компота положить сначала в ложку, а затем на блюдце. УВАЖАЕМЫЕ ПЕДАГОГИ В СРЕДУ 27 ФЕВРАЛЯ СОСТОИТСЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ НА ТЕМУ: «О ПРАВИЛАХ ХОРОШЕГО ТОНА ЗА СТОЛОМ » В целях подготовки к педагогическому совету просим вас ответить до понедельника (25 февраля) на следующие вопросы: 1. С чего следует начинать воспитание культуры поведения у детей за столом? 2. Какие методы и приемы в усвоении и выполнении правил сервировки являются самыми эффективными? 3. Отчего зависит желание детей следовать правилам хорошего тона за столом? Какая роль в этом отводится воспитателю? 4. Какие, по-вашему, должны быть созданы условия в группе для 5. Что, по-вашему, является препятствием в выполнении детьми правил сервировки и хорошего тона за столом? 6. Ваши планы работы на ближайший период по достижению результатов в данном вопросе? 7. Какая помощь необходима Вам? Что нужно приобрести для группы? В чем трудности методического плана? 8. Ваши предложения по проведению педагогического совета? СПАСИБО! ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ 1. Совершенствование работы в детском саду по формированию у дошкольников правил хорошего тона. 2. Выявление инициативы и творческого подхода к созданию условий для формирования правил хорошего тона у детей. 3. Развитие материальной базы для приобщения к правилам хорошего тона за столом в группах. 4. Содействие укреплению связи ДОУ с семьёй. Задание воспитателям по подготовке к педсовету 1. Придумать игры и физкультминутки на закрепление одного из правил сервировки и поведения за столом. 2. Принять участие в театрализованных действиях с игрушками на закрепление правил поведения. 3. Сочинить стихи на мотив детских песен или составить сказку на тему: "Почему столовые предметы так располагаются на столе". 4. Придумать прием с использованием "волшебных" предметов и угощений в преодолении ошибок в сервировке стола и правилах поведения. 5. Принять участие в конкурсе поощрительных призов (корон, медалей, игрушек, чашек, тарелок, ложек с надписью). 6. Приготовить и обыграть "волшебное" угощение. 7. Оформить выставки работ по лепке, рисованию, аппликации, конструированию на тему: "Сервировка стола", "Волшебный город вежливости", записать на магнитофон стихи, сказки, песни по теме. Вопросы острого блюда 1. Обязательно ли подавать чашку с чаем на блюдце? Сколько чая наливать в стакан? (Ответ: подавать чай следует на блюдце, наливать - 0,5-1 см до края.) 2. С помощью какого приема вы обучите и вызовете желание следовать правилу хорошего тона: не есть с целого куска, а отламывать его пальцами левой руки? 3. Как вы вовлечете родителей в процесс обучения детей правилам хорошего тона за столом? 4. Куда и как следует положить приборы после еды? (Ответ: на тарелку, параллельно ручками влево.) 5. Кто первым садится за праздничный стол: хозяин или гости? Нужно ли привлекать детей к оценке работы дежурных? Как это делать? 6. Какие приборы необходимо подать к столу, если на гарнир второго блюда - пюре или каша (гречневая, рисовая)? (Ответ: нож, вилку.) 7. В каких случаях вилку следует держать как ложку и почему в левой руке? (Ответ: когда на гарнир пюре, каши, причем в правой руке нож, с помощью которого можно поддеть гарнир на вилку.) 8. Всегда ли нужна чайная ложка при подаче чая? (Ответ: всегда, т.к. по правилам хорошего тона нужно сначала попробовать с ложки, а потом пить из чашки.) 9. О чем не следует говорить за столом во время еды? (Ответ: о болезнях, страданиях, не делать замечаний по поводу некачественного приготовления блюд, о проблемах.) Написать приглашение на педсовет "Уважаемые педагоги! Вы, конечно, желаете поделиться с коллегами опытом своей работы по привитию навыков культурного поведения за столом, узнать самые эффективные методы и приемы, используемые творчески работающими педагогами вашего коллектива. А потому приглашаем и очень ждем Вас на наш педсовет: "О правилах хорошего тона за столом". Ваше, как всегда, серьезное и творческое отношение к конкурсам поможет росту педагогического мастерства, коллег". До начала педсовета тихо звучит музыка. На столе ведущего предметы сервировки на одного человека, вопросы "острого блюда", поощрения, приз: "Королева точного времени", мяч, игрушка для игры, коробка с фишками. На столах у педагогов: карточки с именами, отчествами, цветограммы, фишки трех цветов: красного, желтого и синего. Ход педсовета На фоне музыки песни "Прекрасное далеко". Всем нам хочется заглянуть в будущее. Хотя бы одним глазком взглянуть. Чтобы себя в нем увидеть, а самое главное, детей, тех, которых мы воспитываем сегодня. Каким будет будущее зависит от нас с вами, взрослых. От нашего серьезного, вдумчивого подхода к решению любого вопроса воспитания и даже такого, как умение вести себя за столом, которое, как и все другие, направлено на совершенствование нравственных качеств. Что тема своевременна — нет сомнений. Известно изречение педагога А. С. Макаренко: "Культурное воспитание начинается очень рано, когда ребенку очень далеко до грамотности, когда он только научился хорошо видеть, слышать и кое-что говорить". Он же писал следующее. "Каким будет человек, главным образом зависит от того, каким его сделаете к пятому году жизни. Если вы его до пяти лет не воспитаете как нужно, потом придется перевоспитывать". Перед нами, педагогами, сегодня стоит далеко не праздный вопрос, как обучать детей правилам культурного поведения, ибо, как подметил народ, "Самый громкий барабан остается беззвучным, если в него не ударяют, самый умный человек остается невеждой, если его не обучают". Сегодня нас, педагогов, конечно же больше всего интересует вопрос: как помочь детям усвоить все без исключения правила поведения за столом и при этом, почувствовать поддержку родителей, увидеть желание детей следовать этим правилам, да и самим получить радость от успехов в этой работе. Об этом мы сегодня и имеем возможность поговорить на нашем педсовете, тема которого: "О правилах хорошего тона за столом". Цель нашей встречи: приоткрыть секреты мастерства каждого из нас, проникнуть в тайны успеха, получить ответы на многие волнующие вопросы из уст самых талантливых, самых находчивых, самых думающих, общим словом: самых, самых, самых. Воспользовавшись советом мудрого народа "Ум хорошо, а два лучше", все вопросы мы выносим на обсуждение. Итак, работа по воспитанию навыков культуры поведения начата и поддержана всеми педагогами. Подводить итоги еще рано, но первые вопросы направлены на анализ наших общих усилий, действий. Вопрос I. Какие правила быстрее всего усвоили дети? Почему? Вопрос 2. Какие правила усваиваются с большим трудом, и в чем вы видите причины? Вопрос 3. Какой, на ваш взгляд, самый эффективный прием в обучении детей и в достижении результатов? Использовался ли прием унижения собственного достоинства? Есть ли у вас уверенность в том, что этим правилам хорошего тона дети будут следовать всегда в жизни? Чем обоснована уверенность, причины сомнений? А теперь представьте, что вашим сменным воспитателем стал начинающий педагог. Какое основное правило в виде призыва, предупреждения вы бы написали для него, как непременное условие успешной работы в воспитании у детей хороших манер за столом (минута на раздумье)? 1. Не бойся хвалить детей! 2. Не делай замечаний во время еды. 3. Не ругай. 4. Говори меньше, а поучай на примере своего поведения. 5. Люби играть. 6. Восхищайся целую минуту. 7. Не сравнивай успехи одного с другим, а только с его же результатами. 8. Не читай длинных нотаций. 9. Изучи и выполняй все правила поведений. 10. Каждый день сообщай об успехах детей родителям. 11. Ни на день не забывай о работе по привитию навыков культуры. 12. Сочиняй сказки, стихи, песни вместе с детьми, привлеки к этому родителей. 13. Будь режиссером забавных театрализации - сказок на закрепление правил. 14. Оформи наглядную агитацию. 16. Приглашай на уроки вежливости родителей На фоне музыки Животворные лучи яркого света проливают на душу ребенка сказки. И сейчас, когда остро встал вопрос об иных подходах к воспитанию детей, мы с надеждой обращаемся к педагогическому опыту наших предков. Одним и очень важным инструментом в воспитании была, как ни удивительно, сказка. Она развлекала, забавляла, смешила, и что, самое главное, воспитывала. Неодушевленные предметы наделенные человеческими чертами, к которым можно обращаться. Они говорят. Они чувствуют, как люди. Маленькие дети верят, что игрушки оживают по ночам, могут плакать, говорить. Какую роль в воспитании культуры поведения занимает сказка, волшебные предметы? Приведите примеры. Какие сказки составляли вы для детей или вместе с детьми? Как побуждали их к фантазии? Как привлечь к этому родителей? Составление стихов, песен на закрепление правил - также помогут быстрее усвоить их. Ваше отношение к такому виду творчества? (Обмен опытом.) МУЗЫКА Пусть музыка вальса поможет быстро решить вопросы "острого блюда". Сегодня их много, но правила сохраняются прежние, если не понравился вопрос, можете передать дальше. Педагогам раздаются вопросы (на листочках ромашки), заслушиваются ответы. Какой основной вид деятельности у детей дошкольного возраста? Конечно, игра. Без игры нет детства. Игра - это умение весело и непринужденно учиться. От нас педагогов зависит, внесет ли игра радость познания. Вопрос 1. Какие игры помогли вам в работе по усвоению детьми правил сервировки и привитию навыков хорошего тона за столом? Вопрос 2. Возможны ли игры - соревнования? С кем? Вопрос 3. Важно ли участие взрослого в игре, в каком качестве? Я предлагаю Вам принять участие в играх и физкультминутках, в надежде на то, что все они найдут применение в практике работы с детьми. "Передавай предмет по кругу" (музыка быстрая). Педагоги встают в круг. Под музыку передается игрушка или мяч. Как только музыка обрывается, тот, у кого остался мяч, выходит из игры, но может остаться, если ответит на вопрос по правилам поведения, сервировки. Например: а) куда положить столовые приборы, нож и вилку после еды? в) можно ли есть с целого куска? г) можно ли выбирать понравившийся кусок? д) куда следует положить локти во время еды? Игра "Хитрый глаз" Дети, вы хотите иметь хитрый глаз, тогда... Дети вместе с воспитателем кладут ладошку" на ладошку и говорят тихо 3 раза "У меня есть хитрый глаз, он всегда видит предметы, которые лежат не на месте". Посмотрите на приборы, правильно ли они расставлены? А сейчас хитрый глаз поможет вам увидеть все ли правила я выполняю во время еды? Игра "Думай, играй, мячик лови" Все дети хором говорят: "Думай, играй, мячик лови, правило поведения за столом быстро говори". Эту игру можно изменить таким образом: воспитатель, бросая мяч, начинает предложение со слова нельзя, а дети со слова нужно: нельзя облизывать пальцы; нельзя громко стучать ложкой по тарелке; нельзя чавкать; нельзя набирать целую ложку; нельзя вытирать рот салфеткой; нельзя есть с целого куска; нельзя облизывать тарелку; нельзя выливать остатки супа в ложку. Физкультминутка для пальцев Представьте, что это не пальчики, а мальчики и девочки. Побежали вдоль реки дети наперегонки, увидели Незнайку, который неправильно взял ложку, тут же ему показали как надо делать правильно (дети передвигают пальцы по поверхности стола, показывая, как они бегут). Побежали вдоль реки дети наперегонки. Увидели Емелю плачущего из-за того, что его не приглашают в гости: не умеет вилку держать. Повторяются слова: "побежали…" Увидели мальчика со странным именем наоборот. Он откусывал от целого батона хлеба. Показали как надо есть правильно. Игра на внимание "Чего не хватает на сервированном столе к завтраку. Что расставлено неверно на столе, сервированном к обеду?" К игровым приемам относятся и волшебные предметы. Какие используете вы? В каких случаях? Минуты восхищения Чем младше ребенок, тем нужнее похвала и признание его заслуг, так как велико желание быть большим и умелым. Наша задача: вовремя увидеть того, кому она нужна. Вспомним строки известной поэтессы А. Барто: "Когда не ладятся дела, Мне помогает похвала." А каково ваше мнение? Когда нужна похвала? Какой она должна быть? А теперь предоставляется возможность каждому из нас показать друг другу насколько мы умеем хвалить и восхищаться. Для этого нужно разделиться на пары, определить кто выступает в роли детей, которых нужно похвалить, кто в роли педагогов. Ситуация: нужно похвалить ребенка за то, что соблюдает правило: берет кусок, который лежит ближе к нему, не выбирая. В минуту могут войти вопросы, обращенные к детям, к данному ребенку, использование театрализованных действий, предметов и т.д. Если вам понравилось, как вас хвалят - подарите улыбку талантливому режиссеру и артисту. А теперь можно поменяться ролями и похвалить за умение аккуратно есть, не оставляя крошек на столе и под столом. Игра "Узнай по описанию" Педагог или сказочный герой описывает не называя имени, с восхищением рассказывает о выполнении кем-то правила, а дети должны угадать, о ком говорится. На что педагог отвечает: посмотрите, у кого это получается хорошо и тогда узнаете. МУЗЫКА Что мы успели сделать, в чем достигли успехов, а над чем предстоит поработать? Такова цель следующего этапа педсовета - самоанализ, который поможет более четко увидеть результаты своего труда, перспективу на будущее. Фишки, лежащие на подносах, помогут определить степень вашей результативности. Я буду называть правило, а вы, если все дети выполняют его, ставить фишку красного цвета, если немногие - желтого, а если не выполняют - синего. Сервировка 1. Дежурные ставят тарелки строго напротив стульев и на расстоянии 2 см от края стола. 2. Ровно, параллельно раскладывают ножи - лезвием к тарелке, 3. Соблюдают расстояние между приборами 0,5 см. 4. Чашки с чаем и компотом подаются только на блюдце и с ложкой, причем ручки чашек повернуты влево, а ложечек, находящихся на блюдце - вправо! 5. Всегда на столах имеются салфетки. 6. Соблюдается последовательность сервировки. Правила поведения за столом 1. Мальчики подают стул девочкам со словами "прошу садиться" или "пожалуйста". 2. Дети правильно держат вилку, знают когда следует держать ее, как ложку. 3. Правильно держат ложку. 4. Умеют пользоваться ножом. 5. Не стучат столовыми приборами о тарелку, чашку. 6. Не едят с целого куска. 7. Не выбирают кусок на тарелке. 8. Яичницу, рыбу, котлету, запеканку, рулеты едят с помощью вилки, без ножа. 9. Не вылизывают тарелку, не выливают в ложку, не пьют из тарелки. 10. Суп сначала пробуют, а потом едят, набирая 1/3 ложки, направляя в рот боковой частью. 11. При доедании супа тарелку наклоняют от себя. 12. Не запрокидывают голову во время питья компота. 13. Не наклоняются низко над тарелкой. 14. Пережевывают пищу с закрытым ртом. 15.Не чавкают. 16. Умеют пользоваться салфеткой, не вытирают рот,"а прикладывают ко рту. 17. Использованную салфетку кладут справа под бортик тарелки. 18. Использованные столовые приборы: ножи, вилки, ложки, кладут на тарелки параллельно ручками влево, причем вилку выпуклостью вверх. 19.Благодарят после еды и убирают посуду. 20. При временном прекращении еды кладут столовые приборы на бортик тарелки. Посмотрите на фишки и сделайте вывод, почему таков результат? Все ли действенные методы использованы? Умение быстро принять самое правильное решение, найти выход из создавшейся ситуации - прекрасное качество для каждого педагога. Вопросы "блиц - турнира" помогут нам выявить самых находчивых, творчески подходящих к любому моменту в воспитании. За каждый ответ, решение - фишка. Победитель тот, кто получит большее количество. 1. Если мальчик стесняется подать стул девочке, помочь сесть за стол. 2. Если дети чавкают. 3. Если небрежно кладут на стол приборы во время сервировки. 4. Если облизывают пальцы. 5. Если разговаривают во время еды. 6. Если неправильно держат вилку. 7. Если берут чашку, отставляя мизинец. 8. Если оставляют крошки на столе и под столом. Традиционный заключительный этап педсовета - словоэстафета требует от каждого краткости, как говорил Чехов, чтобы словам была тесно, а мыслям просторно, т.е. взяв игрушку вы должны продолжить такое предложение: «Дети будут соблюдать все правила поведения за столом, если я...». Чаепитие ПРОТОКОЛ № 29 Заседание педагогического совета МДОУ № 75. От 27 февраля 2008г. Тема: «О правилах хорошего тона за столом». Председатель: старший воспитатель Бычкова Э. М. Секретарь: воспитатель Белоусова О. А. Присутствовало: 10 человек. Повестка дня: 1. Модель социально-личностного воспитания детей. 2. Решение ситуационных задач. 3. Самооценка работы педагогов. 4. Деятельность педагогов в вопросах привития детям правил хорошего тона за столом. 5. Разное. Слушали: 1. Старший воспитатель раскрыла цель педагогического совета. Проанализировала итоги выставок на тему: «Волшебный город вежливости». 2. Педагог Пилипец И. А. поделилась опытом своей работы по обучению детей правилам хорошего тона. 3. Гусева Е.Е. провела с педагогами тренинг по решению ситуативных задач по социально – личностному воспитанию. Педагоги успешно справились с заданием. 4. Эльвира Менсуровна провела самоанализ с фишками разного цвета: - красного цвета – «все дети выполняют»; - желтого - «немногие»; - синего – «не выполняют». Решение педсовета 1. Провести дни открытых дверей для родителей по теме 2. Приобретение всего необходимого для сервировки: ножи, вилки, салфетки из ткани (но 5 шт.), скатерти, наборы кукольной посуды. 3. Оформить на каждую группу наглядные пособия, картины, на которых показаны правила сервировки: как держать ложку, вилку, нож, правила посадки во время еды, правила хорошего тона за столом. "О гигиене и чистоте, правилах хорошего тона за столом", "Азы воспитанности". КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ МАСЛЕНИЦА ШИРОКАЯ Я расскажу вам о самом веселом народном празднике — Масленице. Масленица — самый любимый в народе праздник. Он отражает всеобщую радость и ликование в связи с приближением долгожданной весны, с расцветом природы и самого человека. В феврале звенит первая робкая капель, вытягивающая длинные хрустальные сосульки, появляются воронки - затайки у одиноко стоящих деревьев, стекленеют южные склоны сугробов. В народе про февраль говорят: пора слепящего солнца и света, предчувствие, прелюдия, предтеча весны. В русской народной песне поется: Пришел месяц бокогрей, Землю-матушку согрел, Бок корове обогрел, И корове, и коню, И седому старику Морозу Морозовичу. Конец зимы. Дни становятся длинными и светлыми, небо — голубым, а солнце — ярким. В это время на Руси устраивались народные гулянья. Февраль богат традициями, обычаями, обрядами, приметами. Самый знаменитый обряд на стыке зимы и весны — Масленица. Ее происхождение затерялось в глубокой древности, но отмечалась она у всех славянских народов. Люди призывали в свой дом хороший урожай и богатый приплод. По Масленице люди определяли, каким будет урожай: ненастье в воскресенье перед Масленой — к урожаю грибов. Какой день Маслены красный, в такой сей пшеницу. Если на Маслену идет снег, то будет урожай гречихи. Праздник Масленицы был связан с культом нарождающегося солнца. Отсюда и традиционные блины. Круглые, горячие, золотистые, они представляли собой как бы миниатюрные изображения нашего светила. К тому же настоящие русские блины имеют красный цвет. Пекли блины из гречневой или пшеничной муки. «Блин — символ солнца, красных дней, хороших урожаев, крепких браков и здоровых детей», — писал А. Куприн. Поэтому и на наших столах блины. В Центральной России, помимо блинов, использовались и другие символы солнца — горящие колеса, спускаемые с гор, полыхающие костры. А сейчас, ребята, отмечают Масленицу? Как отмечают этот праздник, с чем его сейчас связывают? Со временем Масленица утратила мистический смысл и превратилась в массовое народное гуляние, посвященное проводам зимы, с карнавалами ряженых и ездой на тройках с бубенцами, сжиганием чучела зимы и катаньем на санках с гор, взятием снежных городков и другими шумными и веселыми играми и затеями. Масленица —праздник веселый и разгульный, длился он целую неделю: ярмарки, уличные игры, выступления ряженых, пляски, песни. В народе недаром его величали широкой Масленицей. Главное угощение праздника — это блины, древний языческий символ возврата к людям солнца и тепла. Масленица называлась сырною неделею, на которой едят сыр, яйца. Народ предается масленичным удовольствиям, катаниям с гор на санках, кулачным потехам. Ребятишки, приготавливая к Масленице ледяные горы, поливая их водой, приговаривают: «Душа ли ты, моя Масленица, перепелиные косточки, бумажное твое тельце, сахарные твои уста, сладкая твоя речь! Приезжай ко мне в гости на широкий двор, на горах покататься, в блинах поваляться, сердцем потешиться. Уж ты, моя Масленица, красная краса, русая коса, тридцати братьев сестра, ты ж моя перепелочка! Приезжай ко мне в гости в тесовый дом, душою потешиться, умом повеселиться, речью насладиться!» А потом ребятишки сбегали с гор и кричали: «Приехала Масленица!» Иногда дети лепили из снега бабу, которую называли Масленицей, сажали на санки и скатывали с горы со словами: «Здравствуй, широкая Масленица!». В некоторых местах, заботясь о подобающей встрече и должном проведении всей Масленицы, начинали заранее печь блины. Хозяйка посылала мальчика лет 8—10 «встречать Масленицу», давала ему блин, с которым он скакал верхом на ухвате или кочерге по огороду и кричал: Прощай, зима сонливая! Приходи, лето красное! Соху, борону — И пахать пойду! Масленицу открывали ребятишки, которые сооружали снежные горы и скороговоркой произносили следующее приветствие: «Звал - позвал честный Семик широкую Масленицу к себе в гости во двор. Приезжай ко мне в гости на широкий двор на горах покататься, в блинах наваляться, сердцем натешиться...» После этой встречи ребятишки сбегают с гор и кричат: «Приехала Масленица!». Сколько бы ни отмечались между собой в разных уголках старой России масленичные обычаи и обряды, общий характер и основа праздника были одинаковы — это борьба сил Зимы и Весны, завершающаяся сожжением Масленицы (олицетворения холода и тьмы) и всеобщим праздничным весельем: катанием на лошадях, с гор, на льду, «пиршеством», в центре которого были блины — символ солнца и вместе с тем — поминальная трапеза по отжившей свое Зиме (по древней традиции, Масленица сочетала также и поминовение усопших родственников, и чествование молодоженов). Масленица справляется за семь недель до Пасхи и приходится на период с конца февраля до начала марта. Порядок проведения Масленицы обозначается в названии дней масленой недели, которая была переполнена праздничными делами. Обрядовые и необрядовые действия, традиционные игры и затеи, обязанности и поступки до отказа заполняли все дни. За каждым днем Масленицы были закреплены определенные действия, правила поведения, которые совершались в атмосфере предельной раскрепощенности, всеобщей радости и веселья. Во всю Масленицу пекут блины, оладьи. От этого и произошла поговорка: «Не житье, а масленица». Что же самое главное в Масленице? Ну, конечно, блины! Без них нет и Масленицы. Хозяйки пекли блины каждый день из гречневой или пшеничной муки. В первый день — блинища, во второй — блины, в третий — блинцы, в четвертый — блинчики, в пятый — блинки, в шестой — блиночки, в седьмой — царские блины. К блинам подавались сметана, варенье, сливочное масло, мед, рыбья икра, яйца. Блин хорош не один. Блин не клин, брюхо не расколет! Как на масленой неделе из трубы блины летели! Уж вы, блины мои, уж блиночки мои! Широкая Масленица, мы тобою хвалимся, На горах катаемся, блинами объедаемся! На Масленой неделе выпекались ритуальные блины — олицетворение солнца; девушки водили хороводы, пели песни. В песнях говорилось об изобилии масла, сыра, творога. Вся же неделя именовалась «честная, широкая, веселая, боярыня-Масленица, госпожа Масленица». Как пишут ученые-исследователи, в некоторых местах о подобающей встрече и должном проведении Масленицы заботились еще с субботы предшествующей недели. С этого времени начинали праздновать «малую Масленку». Ребята группами бегали по деревне и собирали лапти, потом встречали возвращающихся с покупками из города или с базара вопросом: «Везешь ли Масленицу?» Кто отвечал: «Нет», того били лаптями. В воскресенье перед Масленицей наносили визиты родственникам, друзьям, соседям и приглашали в гости. Неделя Масленицы проходила шумно и весело, повсюду звучали самые разнообразные по содержанию песни, устраивались игры-соревнования, выступали с праздничным представлением скоморохи и ряженые. Интересное описание встречи Зимы-Масленицы предлагает исследователь народных традиций В. М. Григорьев. «Скоморохи и другие ряженые с шумом и смехом везут большое чучело Зимы-Масленицы. Оно сделано из соломы, укрепленной на крестовине из палок. Просторный наряд сшит из лоскутов или склеен из плотной бумаги. Вместо головного убора может быть надета корона, а на груди яркая лента и сияющая елочная звезда, напоминающая о былом «царском» величии (в разных местностях свои обычаи оформления Масленицы — от царского обличья до вида огородного чучела). Лицо у Зимы-Масленицы в морщинах и не слишком-то веселое. Везут Масленицу на нескольких связанных санках или больших санях, в которые может быть запряжен не настоящий, а масленичный «конь» (его изображают два человека, покрытые рогожной попоной с хвостом из пеньковых веревок, с головой, сшитой из рогожи и украшенной гривой и уздечкой: голову держит на палке первый из наряженных «конем», он поворачивает голову, громко «ржет», оба ряженых пританцовывают при этом ногами, бьют копытами. Стража расчищает в толпе путь для потешного шествия. Воевода приглашает всех проводить Масленицу на праздничную площадь (главную площадь праздника), где состоится прощание с зимой ». Парни и девушки одевали лучшие одежды. Главная участница Масленицы — большая соломенная кукла по имени Масленица. Ее наряжали в платье, на голову повязывали платок, а ноги обували в лапти. Куклу усаживали на сани и везли в гору с песнями. А рядом с санями скакали вприпрыжку, бежали, дразнились, выкрикивали шутки ряженые. Иногда в большие сани впрягали друг за другом лошадей. Получался поезд. В сани садился молодой парень, на него навешивали разные погремушки, колокольчики. Перед ним ставили сундук с пирогами, рыбой, яйцами, блинами. Поезд под смех и шутки односельчан проезжал по всей деревне, а потом отправлялся в соседнее село. Веселье продолжалось до вечера, а в заключение всех затей «провожают Масленицу» — сжигают чучело, изображающее Масленицу. Масленица, прощай! А на тот год приезжай! Масленица, воротись! В новый год покажись! Прощай, Масленица! Прощай, красная! Во многих семьях блины начинали печь с понедельника. Накануне вечером, когда появятся звезды, старшая в семье женщина выходила на реку, озеро или к колодцу потихоньку от прочих и призывала месяц выглянуть в окно и подуть на опару: Месяц, ты месяц, Золотые твои рожки! Выглянь в окошко, Подуй на опару! Первый блин в праздники клали на слуховое окошко для душ умерших родителей со словами: «Честные родители наши, вот для вашей души блинок!» Часто первый блин отдается нищим, чтобы они помянули всех усопших. Русская Масленица всегда славилась блинами, их качеством и количеством. Сейчас у вас будет соревнование: кто вспомнит поговорки со словами блин и Масленица. Блины брюхо не портят. Не все коту масленица. Хочет, чтобы сорок лет была Масленица. Не житье-бытье, а Масленица. Масленица идет, блин да мед несет. Блинцы, блинчики, блины, как колеса у Весны. На горах покататься, в блинах поваляться. Масленица объедуха, деньгам приберуха. А давайте продолжим масленичную традицию и посоревнуемся в отгадывании загадок. Раньше, когда молодежь собиралась вечером в одной избе «на посиделки» — там царило веселье и обязательно загадывались загадки. А вот шуточные загадки. Берега крыты, рыба без костей, вода дорога. (Сковорода, тесто, масло) Ток железный, посад яровой. (Блин на сковороде) Сидит царь-птица на золотых яичках. (Сковорода на углях) Слушайте внимательно, Очень занимательно: Чего нет в капусте, Ни в свекле, ни в репе, А есть в моркови, Огурце, помидоре? (Буквы «О») Один человек купил "трех овец и заплатил 3 тысячи рублей. По чему каждая овца шла? (По земле) Каким гребешком никто не причесывается? (Петушиным.) Отчего гусь плавает? (От берега) Какой в реке камень? (Мокрый) Летела стая гусей, одного убили. Сколько осталось? (Один) Несла баба в корзине 100 яиц, одно (а дно) упало. Сколько яиц осталось? (Ни одного) В Масленицу, как и в святки, дети обходили избы деревни с поздравлениями с наступлением Масленицы и выпрашивали блины. Тин-тинка, Подай блинка, Оладышка-прибавышка, Масляный кусок! Тетушки, не скупитеся, Масляным кусочком поделитеся! Если хозяйка подавала мало, ребята убегали со словами: Паршивые блины По аршину длины! Здравствуй, Масленица годовая, Наша гостьюшка дорогая! Приезжай на конях вороных, На саночках расписных, Чтоб слуги были молодые, Нам подарки везли дорогие, И блины, и калачи, К нам в окошко их мечи! Масленица, Масленица, Блинами попеканщица! Пришла раненько, Встретим мы тебя хорошенько, Сыром, маслом и блином, И румяным пирогом. Не ходить на горы, не качаться на качелях, не потешиться над скоморохами, не отведать яств — значило в старину жить в горькой беде, и то при старости, лежать на смертном одре, сидеть калекой без ног. Каждый день Масленицы имел свое название и свои забавы. Понедельник — встреча. Делали куклу — Масленицу, наряжали ее, усаживали в сани и везли на горку. Встречали ее песнями. Первыми были дети. Начиная с этого дня дети каждый день катались с гор. Вторник — заигрыш. Дети и взрослые ходили от дома к дому, поздравляли с Масленицей и выпрашивали блины. Все ходили друг к другу в гости, пели песни, шутили. В этот день начинались игрища и потехи, устраивались девичьи качели, поездки на лошадях. Среда — лакомка. Начинали кататься с гор взрослые. С этого дня по деревне катались на тройке с бубенцами. Родственники навещали друг друга семьями, ходили в гости с детьми, лакомились блинами и другими масленичными яствами. Четверг — широкий, разгуляй-четверток. В этот день было больше всего развлечений. Устраивали конские бега, кулачные бои и борьбу. Строили снежный городок и брали его боем. Катались на конях по деревне. Съезжали с гор на санях, лыжах. Ряженые веселили народ. Все угощались блинами. Гуляли с утра до вечера, плясали, водили хороводы, пели частушки. Пятница — тещины вечерки. На тещины вечерки зятья угощали своих тещ блинами. А девушки в полдень выносили блины в миске на голове и шли к горке. Тот парень, которому девушка понравилась, торопился отведать блинка, чтобы узнать: добрая ли хозяйка из нее выйдет. Суббота — золовкины посиделки. В этот день молодожены приглашали к себе в гости родных и потчевали их угощением. Велись разговоры о житье-бытье, мирились, если до этого в ссоре находились. Вспоминали и умерших родственников, говорили о них хорошие и добрые слова. Воскресенье — прощенный день. Это были проводы Масленицы. В поле раскладывали костер из соломы и сжигали куклу с песнями. Пепел разбрасывали по полю, чтобы на следующий год собрать богатый урожай. В прощенное воскресенье ходили друг к другу мириться и просили прощения, если обидели раньше. Говорили: «Прости меня, пожалуйста». «Бог тебя простит», — отвечали на это. Потом целовались и не вспоминали об обидах. Но если даже не было ссор и обид, все равно говорили: «Прости меня». Даже когда встречали незнакомого человека, просили у него прощения. Так заканчивалась Масленица. В последний день — воскресенье — была проводы Масленицы. Ее усаживали на передние сани санного поезда, который разъезжал по всем; улицам. Впереди и вокруг него пели, играли и плясали скоморохи и колоброды. Прощальный поезд в Ярославле называется «околки». Вечером, после всех гуляний и забав, выходит народ из своих дворов. При пении песен сжигается солома. По людским представлениям, в соломе содержалась буйная сила растительности, которую люди желали передать полям на благо себе. Сжигание чучела, по убеждению народа, было необходимо, чтобы растительная сила — зола обнаружила себя летом в злаках. Буйное веселье заканчивалось сжиганием самой Масленицы. Включается фрагмент оперы А. Н. Римского-Корсакова «Снегурочка» «Прощай, Масленица!». Сжигание куклы-Масленицы связывали с тем что, оказывается, Масленица носит древнее славянское имя забытой языческой богини Мажаны (Маржаны), олицетворяющей мрак. Естественно, ее следовало уничтожить, чтобы под теплыми лучами солнца вырастить хороший урожай. Этот день в народе еще называют прощенное воскресенье. С окончанием праздников начинался великий пост до Пасхи. В преддверии великого поста, стремясь очиститься от всего греховного, люди просили друг у друга прощения. С той же целью в прощенное воскресенье ходили на кладбище, оставляли у могилы блины и поклонялись праху родных. Так умиротворенно, тихо заканчивается этот праздник. На прощание люди говорили: Масленица, прощай! А на тот год опять приезжай. Теперь мы выпьем чаю с блинами. На память о нашей встрече получите рецепт блинов. ПЛАН ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ. ДИДАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ С АНОТАЦИЕЙ МУЗЫКАЛЬНО – ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬРОГО ВОЗРАСТА Игра для развития диатонического слуха. Громко - тихо запоем. Игровой материал. Любая игрушка. Ход игры. Дети выбирают водящего. Он уходит из комнаты. Все договариваются, куда спрятать игрушку. Водящий должен найти ее, руководствуясь громкостью звучания песни, которую поют все дети: звучание усиливается по мере приближения к месту, где находится игрушка, или ослабевает по мере удаления от нее. Если ребенок успешно справился с заданием, при повторении игры он имеет право спрятать игрушку. Игру можно провести как развлечение. ПРОТОКОЛ ОБСУЖДЕНИЯ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ ДЕВОЧКА ИЗ ЦВЕТКА Доминантное занятие по творчеству для подготовительной группы. 1) Обучающие задачи: - слышать и чувствовать начало и конец музыкального произведения; - слышать и различать приемы звукоизвлечения (legato, staccato); - учить воспроизводить голосом различную динамику (звуковысотное движение голосом вверх, вниз). 2) Развивающие задачи: - развивать творческое воображение посредством музыкально - ритмических движений; - побуждать импровизировать мелодию на заданный текст; - эмоционально передавать через движения музыкальные образы; - развивать чувство ритма; - развивать межпредметные связи (музыка и литература). 3) Воспитательные задачи: - воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней. Методическое обеспечение: - сказочный цветок; - фонограмма музыки «Подснежник» П.,Чайковского; - цветные кружки (0 10 см); - музыкальные инструменты (треугольник, металлофон); - шапочка и трость крота. Предварительная работа: 1. Разучивание пластических упражнений руками («Ветерок», «Мельница», «Игра с водой» на музыку Л. Бетховена). 2. Разучивание шага польки. 3. Чтение сказок Г.-Х. Андерсена. 4. Рассматривание книг с иллюстрациями насекомых, цветов. Музыкальный руководитель: Ребята, я знаю, что вы очень любите сказки Г.-Х. Андерсена. А какие сказки ваши самые любимые? Ответы детей. Музыкальный руководитель. Посмотрите, пожалуйста, какой сказочный цветок расцвел сегодня в нашем волшебном саду. Как выдумаете, в какой сказке Г. -X. Андерсена есть такой цветок? (В сказке «Дюймовочка» .) Ребята, из чего вырос цветок? Дети: Из зернышка. Музыкальный руководитель: Что нужно сделать для того, чтобы цветок вырос? Дети: Посадить зернышко в землю и полить его. Музыкальный руководитель: Сегодня я вас приглашаю в сказку. Сейчас под музыку воспитатель «подарит» вам каждому по волшебному зернышку и вы посадите его. Подумайте, как это нужно сделать, чтобы выросли красивые цветы. Дети становятся в круг, воспитатель каждому «вкладывает» в ладоши по зернышку. Звучит нежная, красивая мелодия (фонограмма) —«Подснежник» П. Чайковского. Дети изображают «выращивание цветка»: выкапывают ямку, кладут зернышко, поливают, закапывают. Цветок начинает расти, дети импровизируют распускание цветка. Воспитатель кладет сзади кружочки. Музыкальный руководитель: Какие прекрасные цветы распустились, какие они красивые, - полюбуйтесь им! Оглянитесь назад, у каждого из вас есть цветной кружочек. У кого кружочки желтые? Пройдите сюда. Какими вы будете цветами? (Одуванчиками .) Вот здесь ваше место на полянке... У какого цветка белые лепестки? (У ромашки .) А здесь растут ромашки. Кружочки лилового цвета — у колокольчиков. Они растут рядом. Дети образуют группы. Музыкальный руководитель: Пропойте название вашего цветка. Я — ромашка, Я — колокольчик, Я — одуванчик . Пока дети пропевают названия цветов, воспитатель выбирает Дюймовочку. Музыкальный руководитель: Посмотрите, цветы такие прекрасные, в каждом цветке живет Дюймовочка. Дюймовочка пока спит, давайте споем ей колыбельную песенку. Исполняется песня «Колыбельная Дюймовочки»,музыка О. Юдахиной, слова Н. Соловьевой. Дети танцуют в соответствии с характером песни. Музыкальный руководитель: Давайте осторожно разбудим Дюймовочку. У нас есть цветок — веселый колокольчик. Веселый колокольчик, пропой свою звонкую, радостную песенку, чтобы Дюймовочка проснулась. Дети сами сочиняют мелодию на заданный текст. Песенная импровизация Веселый колокольчик — динь, дань, динь, динь, динь, динь — Смеется и хохочет — динь, динь, динь, динь, динь, динь. Музыкальный руководитель: Каждое утро Дюймовочка умывалась капельками росы. Давайте покажем под музыку, как она это делала. Сбиваем капельки росы, умываемся, стряхиваем с ладошек. Звучит музыка: 2 такта — legato, 2 такта — staccato. Музыкальный руководитель: Ребята, Дюймовочка просила меня навестить ее друзей, давайте отправимся в путь. Звучит марш, музыка Ж. Люлли или Е. Теличеевой (по выбору музыкального руководителя). Под музыку дети выполняют движения. Музыкальный руководитель (комментирует ): Идем осторожным шагом, чтобы не потревожить птичьи гнезда. Перед нами ручеек — легкий бег змейкой. Подлезание под ветвями деревьев, перешагивание. Музыкальный руководитель: Путь наш был долгим, трудным, давайте присядем, отдохнем на лесной опушке и послушаем музыкальные загадки. Послушайте первую загадку. Звучит песня «Кузнечик», музыка В. Герчика, слова Л. Кондратенко. Музыкальный руководитель: Давайте украсим эту песенку музыкальными инструментами. Какие вы выберите? Дети выбирают треугольник, колокольчик. Песня исполняется 2-й раз. Музыкальный руководитель : Вторая музыкальная загадка. Исполняется вступление к песне «Паучок», музыка Е. Поплянова, слова Н. Пукулевой. Дети называют песню. Музыкальный руководитель: На вступление и заключение песни плетем пальчиками паутинку, как паучки. Звучит песня «Паучок». Дети выполняют задание. Музыкальный руководитель: А вот и третья загадка. Звучит вступление к песне «Мистер Жук», музыка Гр. Гладкова, слова Дж. Чиарди (перевод Р. Сефа). Музыкальный руководитель: Изобразите голосом, как жук летит. Дети пропевают звук «ж», постепенно увеличивая громкость и меняя тембр — от низкого до высокого. Затем громкость и тембр снова снижаются. Пение песни «Мистер Жук» Музыкальный руководитель: Мистер Жук приглашает нас отправиться на лесную танцплощадку. Я слышу музыку, послушайте и вы. Какой это танец? (Полька) . Давайте придумаем танец сами. Музыкальный руководитель делит детей на 3 группы. Музыкальный руководитель: Ой, ребята, тише, тише, Что-то странное я слышу. Появился на лужке Некто в черном котелке. На лужке была жара — И кротовая нора. Кто будет кротом? По считалке выбирается крот. Музыкальный руководитель: Послушайте музыку и угадайте, кто сейчас будет двигаться. «Марш», музыка С. Прокофьева— кузнечики. Танец «Вальс» А. Жилина — бабочки. Бег (под венгерскую народную мелодию, обработка Л. Вишкарева) — жуки. Каждая группа «летает» и прыгает на свою музыку. С окончанием музыки дети замирают, засыпают. Когда появляется крот, все прячутся в свои домики — приседают и закрывают голову руками. Музыкальный руководитель: Вам понравилось наше путешествие? Что вам понравилось сегодня на занятии? Подводятся итоги занятия. Музыкальный руководитель : Лес открыл для всех ворота настежь, Луг припас для всех свои цветы, Всё кругом поет тебе о счастье, Если сам ты полон доброты. Береги природу ты! Дети поют «Лесную песенки», музыка Ю. Чичкова, слова К. Ибряева и уходят под музыку. ФИО музыкального руководителя: Патрикеева Людмила Сергеевна. Дата проведения: 22.02.2008г. Открытое занятие проходило в подготовительной группе. Направление занятия: воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней посредством восприятия музыкальных образов. Тема занятия «Девочка из цветка». Доминантное занятие по творчеству для подготовительной группы. Занятие на развитие творческого воображения, чувства ритма, слуха и эмоциональной отзывчивости. На занятии решается ряд основных обучающих развивающих и воспитательных задач музыкально-эстетического воспитания детей. Время проведения занятия: первая половина дня, начало занятия в 9ч. 30м., занятие в этот день второе. Гигиенические условия: занятие проходило в музыкальном зале. Предварительно помещение проветривалось, температура в зале соответствовала норме. Освещение искусственное. Занятие проходило с применением методического обеспечения, выполненного эстетично. Во время проведения занятия дети сами сочиняли мелодию на заданный текст, импровизировали в пении и музыкально-ритмических движениях. Дети с лёгкостью переключались с одного вида деятельности на другой. Занятие проходило в игровой форме. Была проведена предварительная работа с детьми. Музыкальный руководитель чётко объяснял детям их действия в предлагаемых ситуациях. Дети внимательно и с видимым удовольствием выполняли задания, которые чередовались: статичные и двигательные, голосовые упражнения и пальчиковая гимнастика. В конце занятия были подведены итоги. Дети вспомнили любимую сказку, закрепили знания о насекомых, закрепляли умение управлять своим голосовым аппаратом, координировать движения с музыкальным сопровождением. Музыкальный руководитель показал профессионализм и творческий подход в музыкально-эстетическом воспитании детей. ОТЧЁТ О МЕТОДИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ Место прохождения методической практики – МДОУ детский сад № 75. Программа, по которой работает дошкольное учреждение – государственная программа «Радуга». Во время прохождения практики я провела консультацию для педагогов на тему «Масленица широкая – музыкальные и игровые традиции». Я составила конспект развлечения с родителями «Это русская сторонка, это Родина моя». Родители откликнулись на призыв принять активное участие в подготовке и проведении развлечения. Развлечение было проведено в форме круглого стола. Так же я подготовила и провела развлечение во 2-ой младшей группе «День рождения книги». Подготовила методическое обеспечение, провела работу с родителями с целью активизировать их участие в учебно-воспитательном процессе. Дети вместе с родителями выучили стихи, нарисовали обложки любимых книжек, которые после занятия были оформлены в виде выставки в игровой комнате. Я участвовала в подготовке и проведении педагогического совета. Ознакомилась с видами планирования и контроля в ДОУ. Работа в данном дошкольном учреждении направлена на гармоничное воспитание детей в тесном сотрудничестве с родителями. Коллектив дружный и сообща решает поставленные задачи и возникающие проблемы. Заведующая и старший воспитатель имеют большой опыт работы в данном дошкольном учреждении и высокий уровень профессионализма в решении поставленных задач. Характеристика Студента-практиканта__________________________________________ (фамилия, имя, отчество) __________курса___________ факультета, проходившего практику в_____________________________________________________________ (ДОУ № ) с________по___________2008г. 1. Анализ выполненной программы практики. 1.1. Изучение студентом методической документации ДОУ (годовой план работы, планы работы заведующего, методиста, планирование контроля в ДОУ, протоколы педсоветов, совещаний и пр.). ________________________________________________________________________________________________________________________________ 1.2. Участие студента в подготовке и проведении педагогического совета.________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 1.3. Проведение студентом консультации для воспитателей (актуальность темы, кругозор, практическая направленность, умение заинтересовать слушателей и т.д.). _______________________________________________________________________________________________________________________________ 2. Уровень теоретической и практической подготовки к практике (качество и объем выполненных заданий, стиль делового общения, уровень и глубина психолого-педагогического анализа и самоанализа педагогической и методической деятельности и пр.)._____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 3. Уровень развития профессионально важных качеств личности студента (самостоятельность, творческая активность, ответственность, коммуникативность, проектировочные умения и пр.).________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 4. Рекомендации, пожелания студенту__________________________ ___________________________________________________________________________________________________________________________ Отметка за педагогическую практику____________________________ ___________________________________________________________ ЗаведующийДОУ_________________________________________________________ (подпись) |