Курсовая работа: Бухгалтерский управленческий учет
Название: Бухгалтерский управленческий учет Раздел: Рефераты по бухгалтерскому учету и аудиту Тип: курсовая работа | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Оглавление ВВЕДЕНИЕ. 4 1. Изложение организации методики бухгалтерского управленческого учета туристической деятельности. 5 1.1 Факторы технологии и организации производства, влияющие на формирование затрат на производство продукции (работ, услуг) 5 1.2 Научно обоснованная классификация затрат. 6 1.3. Установление объектов учета затрат, объектов калькулирования и калькуляционных единиц. 9 1.4 Выбор метода распределения косвенных расходов. 10 1.5 Разграничение затрат по периодам. 12 1.6 Учет капитальных затрат. 13 1.7 Выбор метода учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг) 15 II. Расчет себестоимости продукции (работ, услуг) с использованием пооперационного метода. 23 2.1 Исходные данные. 23 2.2 Определение величины косвенных затрат, относимых на каждый продукт и полной себестоимости на производство каждого продукта. 25 2.4 Эффект изменения ресурсоемкости. 39 Производство продукции А и С.. 39 ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 44 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 45 ВВЕДЕНИЕ
В условиях рыночной экономики процесс формирования себестоимости продукции трудно переоценить. Основной целью любого промышленного коммерческого предприятия является получение максимальной прибыли, что не что иное, как разность между полученными средствами за отгруженную продукцию и затратами на их производство и продажу. Таким образом, затраты предприятия непосредственно влияют на формирование объема прибыли. Чем меньше себестоимость производимой продукции, тем более конкурентоспособно предприятие, доступней продукция для потребителя и тем ощутимей экономический эффект от ее продажи. В настоящее время на коммерческих предприятиях особое внимание уделяется снижению и оптимизации затрат на производство и продажу. Каждое предприятие стремиться быть рентабельным. Это требует систематического контроля издержек производства. Для контроля издержек нужна информация о затратах по местам их использования, по видам продукции, по предприятию в целом. Такие данные можно получить лишь при наличии технологических карт производства продукции, технически обоснованных норм затрат на производство, оснащении производства измерительной аппаратурой, организации технического контроля за качеством выпускаемой продукции, определении перечня цехов и видов продукции, по которым затраты должны учитываться обособленно, разработке номенклатуры статей затрат для учета расходов на производство, определении методов распределения косвенных расходов по видам выпускаемой продукции, а также между готовой продукцией и незавершенным производством. Целью курсовой работы является изложение организации и методики управленческого учета на конкретном предприятии и расчет себестоимости продукции, работ, услуг. 1 Изложение организации методики бухгалтерского управленческого учета туристической деятельности1.1 Факторы технологии и организации производства, влияющие на формирование затрат на производство продукции (работ, услуг)Под туристской деятельностью понимается деятельность туристской организации по формированию (производству), продвижению и продаже туристского продукта, оказание услуг по туристскому обслуживанию, а также иная деятельность в сфере туризма. Туристский продукт - право на тур как комплекс услуг по перевозке, размещению, питанию, экскурсионных услуг, а также услуг гидов-переводчиков и услуг, предоставляемых в зависимости от целей путешествия, являющееся объектом купли-продажи и подлежащее продаже либо туристу, либо другой туристской организации. Туристский продукт может формироваться туристской организацией либо из услуг, права на которые приобретаются у сторонних организаций, либо из услуг, оказываемых собственными силами, либо как из услуг, права на которые приобретаются у сторонних организации, так и из услуг, оказываемых собственными силами. Продвижение и продажа туристского продукта туристу может осуществляться туристской организацией самостоятельно (через собственные точки реализации - собственные турагентства, как выделенные, так и не выделенные на отдельный баланс), а также на основе договоров со сторонними организациями. Туристская путевка является письменным акцептом оферты туристской организации на производство и продажу туристского продукта и неотъемлемой частью договора, а также документом первичного учета у туристской организации. Себестоимость туристского продукта представляет собой стоимостную оценку используемых в процессе производства и продажи туристского продукта материальных и иных ресурсов, а также других затрат на его производство и продажу.
1.2 Научно обоснованная классификация затратВ современных условиях для эффективного ведения туристского бизнеса предприниматель должен иметь достоверную информацию о том, во что обходится организации производство туристского продукта, оказание дополнительных услуг, каков размер прочих затрат. От этого зависит оперативность принятия управленческих и финансовых решений, определение рентабельности произведенных затрат и оптимальной цены на туристские продукты. Важным условием правильной организации учета затрат в туристской фирме является их научно обоснованная классификация. Для определения себестоимости продукции и оценки полученной прибыли все затраты туристской фирмы можно подразделить на: прямые и косвенные. Прямые затраты учитываются по дебету счета 20 "Основное производство", и их можно непосредственно отнести на определенный вид туристических продуктов: затраты по размещению и проживанию, транспортному и экскурсионному обслуживанию, питанию, медицинскому и визовому обслуживанию, страхованию туристов, затраты на оплату труда производственного персонала фирмы и т.п. К косвенным затратам относятся общепроизводственные и общехозяйственные расходы, которые собираются на одноименных счетах 25 и 26 и после соответствующего распределения относятся на себестоимость отдельных видов оказанных услуг через счет 20 "Основное производство". Этот вид затрат включает арендную плату за помещения и расходы по их содержанию; заработную плату с отчислениями работников аппарата управления; затраты на ремонт и содержание основных средств; расходы на подготовку кадров и др. По роли в производственном процессе все затраты подразделяются на производственные и внепроизводственные (периодические). В соответствии с международными стандартами бухгалтерской отчетности только производственные затраты следует включать в себестоимость туристских продуктов. Производственные затраты связаны с основным видом деятельности туристской фирмы и состоят из трех элементов: прямые материальные затраты; затраты на оплату труда; общепроизводственные затраты. В конце отчетного периода производственные затраты собираются на счетах 20 "Основное производство", 23 "Вспомогательные производства". Внепроизводственные затраты практически не связаны по своей экономической сути с формированием и продвижением туристского продукта; их можно рассматривать в качестве периодических убытков каждого отчетного периода. Все внепроизводственных затраты собираются в течение месяца на счетах 26 "Общехозяйственные расходы" и 44 "Расходы на продажу", а затем списываются с этих счетов полностью на счет 90 "Продажи". По составу затраты туристской фирмы подразделяют на одноэлементные (заработная плата, амортизация и др.) и комплексные (общепроизводственные расходы). В зависимости от целесообразности и пожеланий руководства организации они могут быть детализированы. Все затраты туристской организации можно подразделить на планируемые и непланируемые. Согласно Методическим рекомендациям по планированию, учету и калькулированию туристского продукта и формированию финансовых результатов у организаций, занимающихся туристской деятельностью, утвержденным приказом ГКФТ России от 4.12.98 г. N 402), целью планирования себестоимости туристского продукта является определение уровня прибыли и возможностей производственного развития предприятия. Связь доходов и расходов с действиями лиц, ответственных за расходование ресурсов устанавливается путем деления затрат на регулируемые и нерегулируемые (контролируемые и неконтролируемые). Для определения структуры себестоимости затраты туристской фирмы группируются по следующим экономическим элементам: материальные затраты; затраты на оплату труда; отчисления на социальные нужды; амортизация; прочие затраты. Каждая из вышеперечисленных групп объединяет однородные по экономическому содержанию затраты, которые не могут быть разложены на собственные части и рассчитываются независимо от того, где они произведены и каково их производственное назначение. Чтобы определить, во что обходится организации производство каждой единицы туристского продукта, согласно Методическим рекомендациям, затраты группируются по следующим статьям калькуляции: "Затраты по приобретению прав на услуги сторонних организаций, используемые при производстве туристского продукта"; "Затраты, связанные с деятельностью производственного персонала"; "Затраты подразделений туристской организации, участвующих в производстве туристского продукта"; "Накладные расходы"; "Коммерческие расходы". Наиболее важной и используемой для целей планирования и контроля является классификация затрат в зависимости от изменения объема производства или уровня деловой активности фирмы. Затраты, которые варьируются с изменением объемов деятельности называются переменными (например, затраты на приобретение услуг сторонних организаций, комиссионное и агентское вознаграждение). В туристском бизнесе эти затраты зависят от числа туристов, изменения стоимости гостиничных услуг, питания и т.д. Переменные расходы сразу относят на счет 20 "Основное производство" или списывают в конце отчетного периода на данный счет со счета 25 "Общепроизводственные расходы", на котором они накапливались в течение месяца. Затраты, которые незначительно изменяются при колебаниях объемов производства, услуг являются постоянными (затраты на рекламу, арендная плата, амортизация основных средств и нематериальных активов). Учет постоянных затрат осуществляется на счете 26 "Общехозяйственные расходы". В конце месяца в зависимости от принятой учетной политики они списываются в дебет счета 20 "Основное производство" или непосредственно на реализацию (если организация применяет способ "директ-костинг"). Использование системы классификации затрат позволяет анализировать и прогнозировать показатели продаж и чистого дохода по туристской организации в целом и отдельным видам турпродукта, по клиентам и продавцам, по каналам реализации и другим категориям. При планировании прибыли и оценке качества работы, а также для их контроля. 1.3. Установление объектов учета затрат, объектов калькулирования и калькуляционных единицСебестоимость турпродукта - широко применяемый термин, обозначающий все издержки, накопленные при формировании, продвижении и реализации конкретных видов турпродукта. Себестоимость турпродукта - это объективный показатель, который не зависит от содержания тех или иных нормативных актов. Его сущность определяется рядом экономических принципов. Принцип 1. Необходима связь затрат с осуществляемой организацией предпринимательской деятельностью. Сущность данного принципа заключается в том, что себестоимость услуг включает затраты, связанные с процессом формирования, продвижения и реализации турпродукта. Затраты, не связанные с процессом оказания услуг, относятся к категории непроизводственных расходов. Принцип 2. Необходимо разделение текущих и капитальных затрат. В бухгалтерском учете должен быть обеспечен раздельный учет текущих и капитальных затрат фирмы. По периодичности возникновения бухгалтерские издержки подразделяют на текущие и капитальные. К текущим относят расходы, имеющие частую периодичность. Они, как правило, потребляются в одном хозяйственном цикле (например, расходы на питание, проживание, экскурсионное обслуживание и др.). К капитальным относят расходы на внеоборотные активы, используемые в нескольких производственных циклах, стоимость которых включается в текущие издержки. Принцип 3. Учет временного фактора при начислении средств. Данный принцип предполагает допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности. Согласно этому принципу факты хозяйственной деятельности предприятия относятся к тому отчетному периоду (отражаются в бухгалтерском учете), в котором они имели место, независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими фактами. Данный принцип имеет особое значение для туристских организаций. Принцип 4. Допущение имущественной обособленности организаций. Согласно этому принципу имущество и обязательства самого предприятия существуют и учитываются обособленно от имущества и обязательств собственников этого предприятия и других юридических лиц, т. е. в системном бухгалтерском учете и на балансе может быть отражено лишь имущество, которое признается собственностью организации согласно законодательству, все прочие ценности должны учитываться на забалансовых счетах. Итак, при решении вопроса о включении тех или иных затрат в себестоимость услуг целесообразно руководствоваться вышеперечисленными принципами, так как никакой, даже самый хороший, закон не сможет вобрать в себя все многообразие хозяйственной деятельности фирмы и дать ответ на все спорные вопросы. Объектом калькулирования себестоимости для туристских организаций является отдельный туристский продукт. В себестоимость туристского продукта включаются затраты, непосредственно связанные с его производством, продвижением и продажей. В качестве объекта учета затрат на производство выступает организация в целом, ее производства, место возникновения затрат, виды продукции (работ, услуг). 1.4 Выбор метода распределения косвенных расходовРазделение затрат на прямые и косвенные зависит от трудоемкости учета так же, как и затраты на междугородные и международные переговоры, которые либо целиком включаются в косвенные расходы, либо распределяются по различным турпродуктам в зависимости от того, к чему относится тот или иной разговор. Однако такое распределение трудоемко и неэффективно, так как все равно останутся затраты, которые нельзя распределить. К косвенным затратам туроператора относятся расходы по организации набора групп, амортизация основных средств и нематериальных активов, плата за аренду, оплата услуг банков и предприятий связи, расходы по содержанию офиса, заработная плата с обязательными отчислениями управленческого персонала, агентов и т. д. Косвенные собственные расходы, т. е. расходы по управлению и содержанию туристской организации, в течение отчетного периода учитываются по дебету собирательно-распределительного счета 26 "Общехозяйственные расходы" и кредиту счетов 70, 69, 68, 02, 05, 60, 76, и др. На сумму НДС по косвенным расходам делаются записи по дебету счета 26 "Общехозяйственные расходы" и кредиту счета 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям". В конце отчетного периода косвенные затраты с кредита счета 26 "Общехозяйственные расходы" списываются в дебет счета 20 "Основное производство". Плановый процент (ставка распределения) косвенных общехозяйственных расходов в плановой калькуляции равен фактическому проценту (ставке распределения), который берется из анализа предшествующих 3-4 месяцев работы, при условии равномерного объема реализации туристских услуг по месяцам. В среднем в туристских фирмах уровень косвенных общехозяйственных расходов составляет от 5 до 20 % прямых затрат. При наличии у туристской организации точек реализации (турагентств) часть косвенных расходов, учтенных по дебету счета 26 "Общехозяйственные расходы" и связанных с функционированием точек реализации, ежемесячно списывается в дебет счета 44 "Расходы на продажу". Остальные накладные расходы ежемесячно распределяются между объектами учета затрат на основе одного из специальных методов (расчетов), который выбирается туристской организацией исходя из цели выявления наиболее точной себестоимости объекта учета затрат:- пропорционально прямым затратам, отнесенным на объект учета;- пропорционально сумме оплаты труда работников, прямо включаемой в затраты по объекту учета;- пропорционально плановой себестоимости объектов учета.В том случае, когда на балансе туристской организации имеются подразделения, участвующие в производстве туристского продукта путем выполнения отдельных работ (услуг), - гостиницы, дома отдыха, специальный туристский транспорт и т.п., затраты которых учитываются на счете 23 "Вспомогательное производство", часть накладных расходов, учтенных на счете 26 "Общехозяйственные расходы", определяемая на основании вышеуказанных методов (расчетов), ежемесячно включается в себестоимость работ (услуг), выполняемых такими подразделениями.Выбранный метод распределения накладных расходов отражается в учетной политике и должен применяться туристской организацией в течение отчетного года.1.5 Разграничение затрат по периодам
По временным периодам осуществления различают затраты предшествующих периодов, данного периода и будущих периодов. Затраты предшествующих периодов представлены в незавершенном производстве (по счетам 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», 29 «Обслуживающие производства и хозяйства»). При исчислении себестоимости продукции (работ, услуг) к стоимости незавершенного производства на начало месяца прибавляют затраты отчетного периода и из совокупной величины вычитают стоимость незавершенного производства на конец месяца. Затраты отчетного периода — это расходы, осуществляемые в отчетном периоде. Основная их часть включается в себестоимость продукции. Расходы будущих периодов — это затраты, произведенные в отчетном периоде, но относящиеся к будущим отчетным периодам. Расходы будущих периодов, связанные с освоением новых туристских маршрутов и видов туристской продукции, оплатой таймшеров, оплатой авансом за последующие периоды арендной платы и периодической печати, страховых платежей, с расходами на рекламу и подготовку кадров, учитываются на счете 97 "Расходы будущих периодов". Собранные по дебету балансового счета 97 расходы равномерно списываются по следующей записи: Дебет счетов 20 Основное производство", 26 "Общехозяйственные расходы", 23 "Вспомогательные производства", Кредит счета 97 "Расходы будущих периодов". Сроки списания расходов будущих периодов на издержки или на другие источники, на которые списываются указанные расходы, регламентируются законодательными и другими нормативными актами или определяются самой туристской организацией и отражаются в ее учетной политике. 1.6 Учет капитальных затратКапитальные затраты учитывают по их видам и отражают на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы» в размере фактических расходов по мере их производства или по договорной стоимости на основании оплаченных или принятых к оплате счетов сторонних организаций. Инвентарная стоимость приобретенных отдельных видов основных средств и других долгосрочных активов определяется в следующем порядке. Инвентарная стоимость зданий, сооружений, оборудования, транс портных средств и других отдельных объектов складывается из фактических затрат по их приобретению и расходов по их доведению до состояния, в котором они пригодны к использованию в запланированных целях. Инвентарная стоимость земельных участков и объектов природопользования складывается из расходов по их приобретению, включая затраты по улучшению их качественного состояния, комиссионных вознаграждений и других платежей. Затраты по строительству на приобретенных земельных участках различных сооружений учитывают отдельно от стоимости этих участков и по завершении работ по строительству сооружений определяют их стоимость при зачислении сооружений как отдельных объектов в состав основных средств. Здания, сооружения и другие объекты основных средств, приобретенные отдельно от строительства объектов, а также земельные участки, объекты природопользования зачисляют в размере инвентарной стоимости в состав основных средств по поступлении их в организацию и окончании работ по их доведению до состояния, в котором они пригодны к использованию в запланированных целях, на основании акта приемки-передачи основных средств. Инвентарная стоимость нематериальных активов складывается из затрат по их созданию или приобретению и расходов по доведению их до состояния, в котором они пригодны к использованию в запланированных целях. По мере создания или поступления нематериальных активов в организацию и окончания работ по доведению их до состояния, в котором они пригодны к использованию в запланированных целях, нематериальные активы зачисляют на основании акта приемки в состав нематериальных активов. 1.7 Выбор метода учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг)
Калькулирование полной себестоимости турпродукта Теория и практика отечественной системы калькулирования на предприятиях в условиях развивающихся рыночных преобразований нуждаются в совершенствовании. Рассмотрим первый, традиционный, способ группировки и включения затрат в себестоимость турпродукта. Калькулирование полной себестоимости турпродукта предполагает расчет всех издержек, связанных с формированием и реализацией единицы турпродукта. При этом методе рассчитываются средние валовые издержки или полная себестоимость единицы турпродукта. Например, при затратах у туроператора по формированию и реализации турпродукта в размере 400 руб. и продажной цене туристской путевки 500 руб. прибыль от реализации одной путевки составит 100 руб. Калькулирование полной себестоимости турпродукта - это система учета, в которой все затраты (как переменные, так и постоянные) распределяются на все виды турпродукта. Метод калькулирования полной себестоимости позволяет получить представление о всех затратах, которые несет организация при формировании и реализации единицы турпродукта. Его суть состоит в ежемесячном определении полной фактической себестоимости турпродукта путем сбора всех затрат по формированию и реализации турпродукта на бухгалтерском счете 20 "Основное производство". В основе этого метода лежит группировка расходов по способу включения в себестоимость отдельных видов услуг. Рассмотрим калькулирование себестоимости у туроператора ОАО «Визит», который и формирует стоимость туристского продукта. Объектом калькуляции служит стоимость обслуживания группы туристов при групповом типе тура и стоимость обслуживания индивидуального туриста при индивидуальном типе тура. В настоящее время основная часть потока туристов ОАО «Визит» состоит из укомплектованных групп. Это означает, что туристская фирма определяет оптовую цену поездки для всей группы. При этом обычно предоставляется скидка для массовой оптовой сделки в зависимости от объема операции - до 10 %, по срокам и продолжительности - до 5 %, в зависимости от продолжительности проживания туристов в гостиничном предприятии - до 10 %. С оптовой цены могут делаться дополнительные скидки за участие фирмы в рекламе и издании рекламных проспектов по стране, отдельному городу, отдельной гостинице, в других местах пребывания туристов. Нередко турфирма реализует рекламные проспекты страны, рекламирует таким образом не только свои туры, но и страну в целом. Скидки могут также производиться при предварительной оплате туристского обслуживания. В целом цена на туристское обслуживание групп может быть ниже рыночной цены для разовых сделок в среднем на 10-20 %. На стоимость путевки влияет фактор количества предлагаемых услуг. Туристу могут быть предоставлены либо определенные виды услуг по его выбору, либо полный комплекс услуг. Полный комплекс услуг может быть предоставлен путем продажи так называемых инклюзив-туров (inclusive tour) или пэкидж-туров (packadge tour). При инклюзив-турах, применяемых при авиаперевозках, стоимость перевозки туристов к месту назначения и обратно определяется на основе специально разрабатываемых инклюзив-тарифов, которые могут быть наполовину ниже обычных. Общий уровень рентабельности и цены инклюзив-тура должен быть не ниже обычного тарифа стоимости транспортировки. Клиентам сообщается паушальная (общая) цена инклюзив-тура без разбивки ее на отдельные виды услуг. При расчете стоимости инклюзив-тура фирма учитывает стоимость туристских услуг и собственные затраты на содержание аппарата фирмы, издержки на рекламу и определенную прибыль. Несмотря на это, общая стоимость инклюзив-тура для отдельного туриста обходится дешевле, чем при индивидуальной поездке без помощи турфирмы с таким же комплектом и уровнем услуг. Пэкидж-туры предлагают предоставление клиенту полного комплекта услуг, которые, однако, могут и не включать транспортные расходы. Организуются пэкидж-туры по определенной, заранее рекламируемой программе. Структура туров варьируется в зависимости от страны, состава туристов, их покупательной способности, характера, ассортимента и качества услуг. Калькуляция составляется плановая (предварительная) и фактическая (последующая, отчетная). Составим калькуляцию на группу из 10 человек по маршруту «Отдых в Турции» Архангельск – Анталья (Турция) – Архангельск, вылет из аэропорта г.Архангельска. Калькуляцию оформим в виде представленного ниже документа (табл. 2.1). Многие посольства выдают визу только при наличии страхового полиса, который является гарантией оплаты медицинских услуг. Поэтому при организации туров туристские фирмы сотрудничают со страховыми компаниями. Страховой взнос входит в стоимость путевки. Его величина зависит от тарифа. Существуют четыре разновидности тарифов, которые основываются: на условиях посольств, которые могут определить минимальную величину страховой суммы; срок поездки; количестве человек в группе (возможны скидки от 5 до 20 %); возраст (старше 60 лет страховая сумма может быть увеличена в два раза). Таблица 1.1 – Калькуляция на группу из 10 человек по маршруту «Отдых в Турции»
В настоящее время существуют две формы страхового обслуживания туристов. 1. Компенсационное страхование . Предусматривает оплату самим путешественником всех медицинских расходов и возмещение их лишь по возвращении на родину; этот вид страхования неудобен тем, что вынуждает туриста иметь при себе значительный денежный запас на страховой случай. Программа страхования багажа - наиболее распространенный вид страхования, так как тариф страхования багажа составляет около 50 % в день. Сумма страхового лимита (~2 тыс. долл. США) выплачивается по предъявлении документов, подтверждающих, что багаж был утерян или поврежден во время хранения или транспортировки. 2. Сервисное страхование. Страхование медицинских расходов. Юридическое и информационное ассистанс-обеспечение правовой поддержки путешественникам в случае административных или гражданских нарушений, а также гарантия получения необходимой информации о наиболее удобных маршрутах. Программа страхования от несчастных случаев. Программа страхования гражданской ответственности за нанесение ущерба имуществу третьих лиц в результате неумышленных действий. Обычно турфирмы включают в стоимость турпутевки страховые полисы и за это берут со страховой фирмы комиссию в размере 10-15 %. Если страховка не является обязательной и оплачивается туристом по желанию, в стоимость тура она вообще не входит и оформляется как дополнительная услуга. Отметим, что операции по страхованию и перестрахованию освобождены от уплаты НДС. Следующая калькуляционная статья - визы. Стоимость виз, как и страховки, рассматривается исходя из стоимости на одного человека и количества человек в группе. Оформление туристских виз осуществляется с помощью вызова от зарубежной фирмы на определенное количество туристов. Консульством после рассмотрения выдается виза, общая для всей группы или предназначенная для отдельных туристов. При разработке программ учитывается не столько стоимость, сколько сложность процедуры оформления. Российские граждане имеют право на выезд без оформления виз в Колумбию, Малайзию, Эквадор, Кипр и ряд других стран. Безвизовый въезд по приглашению без оформления заграничного паспорта разрешен в страны Восточной Европы, Монголию, Кубу. Калькуляционная статья "Транспортные расходы" включает стоимость: проезда до страны пребывания (авиаперелет, железная дорога, автобус, теплоход и т. д.), перевозки туристов от места сборов до аэропорта вылета, от аэропорта прилета до гостиницы или иного места проживания, транспортных расходов на экскурсионное обслуживание при автобусных экскурсиях и т. д. В калькуляцию включаются те расходы, которые входят в обязательную программу тура. Стоимость авиаперелета, например, как и иного средства транспортировки, определяется исходя из стоимости билета на одного человека и численности группы. В расчете учитывается групповая скидка, предоставляемая перевозчиком. Процент скидки зависит от компании перевозчика, наличия и условий договоров, заключенных между туроператором и перевозчиком. Размер скидки в среднем составляет от 5 до 30 %. Расчет усложняется, если туроператор занимается и чартерными рейсами или при сложной схеме движения группы, при использовании нескольких видов транспорта. Калькуляционная статья "Расходы на проживание" рассчитывается исходя из стоимости номера, которая зависит от класса гостиницы, расселения, сезона заезда, количества человек в группе и предоставляемых групповых скидок, количества суток проживания. Калькуляционная статья "Расходы на питание" рассчитывается в зависимости от вида туризма. При въездном туризме, т. е. при калькулировании туров на прием иностранных туристов в России, эти расходы рассчитать достаточно сложно. При выездном туризме стоимость питания зависит от условий тура: завтрак, полупансион, полный пансион. Как правило, стоимость питания включается в стоимость проживания. В большинстве гостиниц завтрак входит в стоимость номера в сутки. В некоторых гостиницах стоимость завтрака, обеда и ужина указывается отдельно от стоимости номера. Калькуляционная статья "Расходы на экскурсионную программу" включает только те расходы по экскурсионному обслуживанию, которые входят в обязательную программу тура. Обычно это 2-3 экскурсии и указывается, что при желании на месте турист может оплатить дополнительные экскурсии. Стоимость экскурсий зависит от цены входных билетов в музеи, парки, а также стоимости услуг экскурсовода, гида, сопровождающего. В калькуляцию включают либо стоимость группового билета, либо результат умножения стоимости одной экскурсии на количество туристов. Рассмотрим бухгалтерский учет вышеперечисленных прямых затрат . Оплата (без НДС) туроператором прав на получение туристских услуг у организаций, оказывающих услуги туристам в местах их пребывания, отразится по кредиту счета 51 "Расчетный счет" (52, 71) и дебету счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", субсчет "Приобретенные права на услуги". Стоимость прав на услуги, в частности сформированных туров, списывается на себестоимость турпродукта с кредита счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", субсчет "Приобретенные права на услуги", в дебет счета 20 "Основное производство". В себестоимость турпродукта непосредственно включаются собственные прямые трудовые и материальные затраты туроператора, связанные с формированием турпродукта (например, заработная плата гида-переводчика), по следующей бухгалтерской записи: дебет счета 20 "Основное производство", кредит счетов 70, 69, 68, 60, 76, 52 и др. НДС учитывается по прямым расходам, относимым на себестоимость по дебету счета 20 "Основное производство" и кредиту счета 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям". Стоимость услуг гида-переводчика либо выделяется в самостоятельную калькуляционную статью, либо включается в косвенные (накладные - общехозяйственные) расходы фирмы. Разделение затрат на прямые и косвенные зависит от трудоемкости учета так же, как и затраты на междугородные и международные переговоры, которые либо целиком включаются в косвенные расходы, либо распределяются по различным турпродуктам в зависимости от того, к чему относится тот или иной разговор. Однако такое распределение трудоемко и неэффективно, так как все равно останутся затраты, которые нельзя распределить. При традиционном способе учета затрат в конце отчетного периода по дебету счета 20 "Основное производство" отражается сумма фактических затрат по формированию турпродукта. II . Расчет себестоимости продукции (работ, услуг) с использованием пооперационного метода2.1 Исходные данные
Предприятие производит четыре вида продукции (А, В, С и Д), которые отличаются объемом выпуска и размером (под размером понимается относительная ресурсоемкость продуктов, т.е. количество ресурсов, необходимых для производства одной единицы продукции).: Таблица 1 - Объем выпуска и размер продуктов
Все продукты проходят операции обработки на станках Н и К, материалы для их производства приобретаются предприятием на стороне. Кроме того, станки требуется специально настраивать для выпуска партии того или иного продукта, время от времени нужно проводить их текущий ремонт и обслуживание. И, наконец, имеют место операции по управлению производственным процессом. Все затраты на выпуск продуктов можно разделить на прямые и косвенные. К прямым затратам относятся материальные затраты и затраты труда производственных рабочих, установленные нормы по этим видам затрат приведены в таблице 1. К косвенным затратам относится стоимость обработки продуктов на станках Н и К, а также расходы на наладку, ремонт и обслуживание станков, заказ материалов отделом снабжения, управление производством. В табл.1 приведены данные о нормах времени на обработку продуктов на станке, а также оценочные данные о необходимом для достижения планового выпуска продуктов количестве операций по наладке, ремонту, заказу материалов и управлению. Таблица 2 - Затраты на выпуск продукции
При выполнении курсовой работы необходимо: Сравнить два подхода к калькулированию затрат: 1. Определить величину косвенных затрат, относимых на каждый продукт и полную себестоимость на производство каждого продукта, используя: а) традиционный подход; б) метод учета затрат и калькулирование себестоимости продукции (работ, услуг) по операциям. 2. Провести анализ расхождений и сделать выводы. 3. Выявить источники расхождений, для этого рассмотреть два эффекта: - эффект изменения объема производства (распределить косвенные за - эффект изменения размера (ресурсоемкости) (распределить косвенные 4. Провести анализ расхождений и сделать выводы. 2.2 Определение величины косвенных затрат, относимых на каждый продукт и полной себестоимости на производство каждого продуктаВ курсовой работе будут использованы два подхода к калькулированию себестоимости продуктов: традиционный и по методу учета затрат по операциям. 1. Традиционный метод. Используем сначала традиционный подход. Он, как правило, предполагает распределение косвенных затрат с объектов учета затрат на объекты калькулирования пропорционально одной выбранной базе, например, машино – часы работы оборудования или прямая заработная плата основных производственных рабочих. Умножив полученную ставку распределения на количество показателя выбранной базы распределения, определим косвенные расходы на единицу продукта, сложив эти расходы с прямыми затратами на продукт получим себестоимость единицы продуктов и затем определим общую себестоимость продуктов. За базу распределения возьмём прямые трудозатраты: (23 * 0,7) + (230 * 0,7) + (23 * 2,1) + (230 * 2,1) = 708,4 руб. Ставка распределения = (4900 + 4100 + 2920 + 1300 + 260 + 2600) / 708,4 = 22,69904 руб. Косвенные расходы на единицу продукции: А = 22,69904 * 0,7=15,89 руб. В = 22,69904 * 0,7=15,89 руб. С = 22,69904 * 2,1=47,67 руб. Д = 22,69904 * 2,1=47,67 руб. Полученные результаты приведены в таблице. Таблица 3- Себестоимость продуктов
Расчет себестоимости продукции и распределение затрат традиционным способом показывает, что продукты с высоким объёмом производства (В и Д) стоят столько же сколько и продукты с низким объёмом производства (А и С). 2. Метод учета затрат и калькулирования себестоимости продукции по операциям (АВС). Новые подходы к управлению предприятием требуют инициативы менеджмента среднего звена, что делает особенно актуальными перед высшим руководством вопросы мотивации и стимулирования. Кроме того, необходимо иметь возможность оперативно и по возможности точно отслеживать доходность каждого направления деятельности, принимая решения о перераспределении общих ресурсов в наиболее выгодные и перспективные области деятельности. Встает вопрос - как оценить вклад каждого из подразделений в производство того или иного продукта, чтобы наиболее рационально построить механизм стимулирования. Кроме того, остро как никогда ранее встает проблема минимизации затрат - от всех лишних ресурсов, неиспользуемых при данном уровне деловой активности необходимо было отказаться. Это требует, в свою очередь, тщательного анализа потребления этих ресурсов, их участия в производстве того или иного продукта. В соответствии с общим подходом к построению систем Activity-Based Costing, процесс внедрения данного метода учета разбивается на 4 основных этапа: 1. Выявление внутрифирменных процессов. 2. Создание центра затрат для каждого из процессов. 3. Определение драйвера затрат для каждого процесса. 4. Отнесение стоимости процессов на продукты, в соответствии с потребностью продуктов в этих процессах. Выявление внутрифирменных процессов. На данном этапе необходимо создать модель бизнес-процессов, протекающих в компании. Так как информация о данных процессах в дальнейшем будет использована для формирования себестоимости продуктов и оценки эффективности отдельных направлений деятельности, то наиболее приемлемым представляется выделение ключевых процессов в соответствии с существующими направлениями деятельности компании. После определения процесса верхнего уровня мы выделяем ключевые внутрифирменные процессы. Ключевыми мы будем называть наиболее важные для целей управления процессы, которые будут подвержены наиболее тщательному анализу и максимально точному выявлению задействованных в них ресурсов. Выбор подобных процессов проводится на основе обсуждения с руководством общей организации деятельности компании и выяснения у высших менеджеров наиболее значимых вопросов внутреннего управления, заинтересованности в информации о тех или иных процессах внутри компании. Следует помнить, что выделение процессов должно соответствовать цели максимально точного распределения стоимости на конечные продукты, т.е. при выборе процессов следует учитывать их место в общей цепочке создания продукта, логическую законченность, обособленность и возможность оценить результат. В качестве примера можно привести: оформление заказов на поставку материалов; эксплуатация основного технологического и вспомогательного оборудования; операции по его переналадке; контроль качества полуфабрикатов и готовой продукции, их транспортировка и др. Количество видов деятельности зависит от сложности бизнеса компании. В результате, на выходе первого этапа построения системы Activity-Based Costing, появляется модель бизнес-процессов компании. Создание центра затрат для каждого из процессов. Этот большой и трудоемкий этап заключается в выявлении всех ресурсов, задействованных в процессах, определении их стоимости, отнесении этой стоимости на процессы и формировании себестоимости процесса. Если на предприятии существует практика группировки затрат по статьям и центрам ответственности, то это существенно упрощает реализацию данного этапа. Есть две возможности отнесения стоимости ресурсов на процессы - непосредственно и через предварительное отнесение затрат на центры ответственности. Второй путь позволяет добиться большей точности, но связан со значительным увеличением объема учетных работ - относить затраты непосредственно на процессы, на основе данных о стоимости ресурсов, сгруппированных в соответствии с принятыми на предприятии статьями калькуляции. Хорошо построенная классификация затрат по статьям калькуляции обычно отражает те ресурсы, за которые платит компания и их стоимость. Скажем, статье «Аренда» соответствует определенный ресурс - помещение. Сумма ежемесячных затрат по данной статье является стоимостью пользования данным ресурсом на протяжении одного месяца. Аналогично, заработная плата - стоимость ресурса «труд», связь и почта стоимость ресурса - «коммуникации», проценты за заемные средства - стоимость ресурса «капитал», амортизация - стоимость ресурса «оборудование». Разные предприятия используют в своей деятельности различные ресурсы и классификация затрат по статьям обычно существенно отличается от предприятия к предприятию. Кроме того, для целей системы ABC может понадобиться скорректировать существующую систему группировки затрат. Для более детального контроля за затратами, анализа их динамики и структуры, данная классификация расширяется путем введения подстатей к каждой статье затрат. Затраты делятся на косвенные и прямые (операционные), т.е. непосредственно связанные с основной (операционной) деятельностью. Хотя возможен подход к построению системы ABC при котором операционные затраты также относятся на процессы, тем не менее для целей данной системы достаточно распределять через отнесение на процессы лишь косвенные затраты, а операционные затраты вычитать непосредственно из валового дохода от реализации продукта/услуги. Это поможет более точно оценить финансовый результат и упростить саму систему. Таким образом, операционные затраты, включающие в себя заработную плату сотрудников, непосредственно вовлеченных в процесс получения дохода от того или иного продукта (занятых исключительно производством продукта или его реализацией), оплату услуг посредников связанных реализацией данного продукта и некоторые другие затраты, сразу относятся на центры прибыли. Ресурсы вовлеченные в процессы по поддержке основной деятельности, обеспечению возможности оказания услуг/производства продукта, а также в другие процессы, участвующие в производстве нескольких продуктов одновременно являются косвенными и распределяются на продукты опосредованно, через их отнесение на процессы. В качестве стоимости ресурса, используемой в системе ABC для формирования стоимости процессов можно использовать фактическую стоимость за период (определение фактической стоимости процессов, скажем за месяц), плановую стоимость (для определения плановой стоимости процессов), среднюю стоимость ресурсов (взятую, например, как среднее значение затрат по каждой статье за предыдущие месяца), нормальную стоимость ресурсов (стоимость ресурсов, взятую как среднее от величины затрат по каждой статье в периоды нормальной загрузки предприятия). Каждый из приведенных методов определения стоимости ресурсов может дать полезную для управления информацию, особенно при сопоставлении с данными полученными с помощью другого метода. Так, нормальная стоимость ресурсов, позволяет определить сколько стоят ресурсы при нормальных объемах производства, и сформировать нормальную себестоимость продукта и нормальную стоимость процесса. В то же время ее сопоставление с фактической стоимостью процессов при текущем уровня производства позволяет оценить неиспользованную мощность предприятия. Себестоимость продукции при этом не меняется, т.к. затраты относятся на продукты в соответствии с нормальными драйверами затрат, т.е. стоимость процессов распределяется на продукты в том же объеме, что и в условиях нормальной загрузки предприятия. Оставшаяся же нераспределенной часть стоимости процесса является «запасом мощности» данного процесса. Ее следует либо задействовать в процессе производства, либо постараться сократить затраты на процесс приведя его стоимость в соответствии с текущими потребностями в данном процессе. После определения стоимости ресурсов, вторым шагом является определение потребления ресурсов тем или иным процессом. Многие ресурсы используются несколькими процессами совместно, точное распределение некоторых из них невозможно. Одни ресурсы следует распределять между процессами пропорционально какой-либо выбранной базе, потребление же других можно точно измерить. Например, для отнесения на ключевые процессы аренды, логично использовать такую базу распределения, как площадь. Общая сумма затрат на аренду делиться на общую площадь помещений и дает коэффициент распределения затрат на аренду. Далее следует оценить площадь, используемую для того или иного процесса. Ясно, что отдельные процессы могут протекать в одном и том же помещении. В этом случае, площадь используемых помещений следует делить между процессами либо на основе оценки сотрудников, либо пропорционально количеству занятого персонала данного помещения в том или ином процессе. При этом, часть помещения может быть вообще не использована ни в одном процессе (скажем, холл). Затраты на подобные ресурсы относятся на отдельный центр затрат - «Неиспользованные ресурсы». Есть отдельные ресурсы, потребление которых можно определить максимально точно. Прежде всего это заработная плата. На основе интервью с менеджерами и сотрудниками выясняется какой персонал вовлечен в те или иные процессы, затем заработная плата сотрудников распределяется между соответствующими процессами. Если один работник участвует в нескольких процессах, необходимо измерить время (в соответствии с его оценкой или с помощью наблюдения) затрачиваемое им на тот или иной процесс и распределить пропорционально времени заработную плату по процессам. Следующим шагом является отнесение собственно стоимости ресурсов на потребляющие их процессы, в соответствии с коэффициентом распределения, характеризующим стоимость единицы данного ресурса. Отдельные ресурсы распределяются пропорционально каким-либо косвенным базам распределения. Например, затраты на охрану помещения можно распределить пропорционально распределению арендной платы, т.е. в соответствии с площадью, используемой для того или иного процесса. Составляется таблица распределения стоимости ресурсов на процессы и формирования стоимости процессов, которая характеризует потребление каждого из ресурсов тем или иным процессом. Таким образом определяются затраты на каждый ресурс, вызванные каждым процессом. Определение драйвера затрат для каждого процесса. Следующим важным этапом построения системы Activity-Based Costing является определение драйверов затрат для дальнейшего перераспределения стоимости процессов на конечные продукты. Безусловно, при выборе драйвера затрат следует учитывать его измеримость в отношении к тому или иному продукту. Отнесение стоимости процессов на продукты, в соответствии с потребностью продуктов в этих процессах. Не все процессы полностью можно отнести на конкретные продукты. Часть некоторых процессов направлена на обеспечение общих, вспомогательных по отношению ко всем продуктам функций, которые скорее всего никак не изменятся в результате отказа от любой комбинации продуктов даже в долгосрочном периоде. Подобные процессы можно отнести на центр затрат соответствующий общефирменным расходам и вычитать из общего финансового результата от реализации всех продуктов. Основной задачей данного этапа является измерение потребления различными продуктами драйверов затрат. В результате определения потребления драйверов теми или иными продуктами строится таблица распределения стоимости процессов по продуктам. В итоге, после рассмотренного распределения, определяется сумма косвенных затрат приходящаяся на каждый конкретный продукт. Таким образом, на данном заключительном этапе формируется наиболее точная себестоимость конечного продукта и определяется финансовый результат от каждого направления. Таблица 4 - Определение носителя затрат и потребности затрат на единицу носителя
Сумма накладных расходов по каждой операции делится на значение соответствующего носителя затрат и таким образом оценивается стоимость единицы носителя затрат. а) определение единиц носителей затрат. - обработка на станке Н: (23*9)+(230*90)+(23*27)+(230*270) = 83628 - обработка на станке К: (23*9)+(230*90)+(23*27)+(230*270) = 83628 - наладка станков: (23*3)+(230*12)+(23*3)+(230*12) = 5658 - заказы материалов: (23*3)+(230*12)+(23*3)+(230*12) = 5658 - ремонт станков: (23*3)+(230*12)+(23*3)+(230*12) = 5658 - управление: (23*3)+(230*3)+(23*3)+(230*3) = 1518 б) затраты на единицу носителя: - обработка на станке Н: 4900/83628 = 0,06 - обработка на станке К: 4100/83628 = 0,05 - наладка станков: 2920/5658 = 0,52 - заказы материалов: 1300/5658 = 0,23 - ремонт станков: 260/5658 = 0,04 - управление: 2600/1518 = 1,71 Таблица 5 - Определение совокупных затрат и себестоимости продуктов, руб.
Стоимость единицы носителя затрат умножается на их количество по тем видам деятельности (операциям), выполнение которых необходимо для изготовления единицы продукции. а) прямые материальные затраты на весь объём А= 23 ед. * 7 руб. = 161 руб. В= 230 ед.* 7 руб. = 1610 руб. С= 23 ед.* 21 руб. = 483 руб. Д= 230 ед.* 21 руб. = 4830 руб. б) прямые затраты труда производственных рабочих на весь объём вида продукции: А= 23 ед.* 0,7 руб. = 16,1 руб. В= 230 ед.* 0,7 руб. = 161 руб. С= 23 ед.* 2,1 руб. = 48,3 руб. Д= 230 ед.* 2,1 руб. = 483 руб. в) обработка всего объёма вида продукта на станке Н: А = 9 м-ч/ед * 23 ед.* 0,06 = 12,42 руб. В = 90 м-ч/ед.* 230 ед.* 0,06 руб. = 1242 руб. С = 27 м-ч/ед.* 23 ед.* 0,06 руб. = 37,26 руб. Д = 270 м-ч/ед.* 230 ед.* 0,06 руб. = 3726 руб. г) обработка всего объёма вида продукта на станке К: А = 9 м-ч/ед.* 23 ед.* 0,05 руб. = 10,35 руб. В = 90 * 230 * 0,05 = 1035 руб. С = 27 * 23 * 0,05 = 31,05 руб. Д = 270 * 230 * 0,05 = 3105 руб. д) общие затраты на наладку станков по видам продуктов: А = 3 ед. * 23 ед. * 0,52 руб. = 35,88 руб. В = 12 * 230 * 0,52 = 1435,2 руб. С = 3 * 23 * 0,52 = 35,88 руб. Д = 12 * 230 * 0,52 = 1435,2 руб. е) затраты на заказ материалов по видам продуктов: А = 3 ед.* 23 ед.* 0,23 руб. = 15,87 руб. В = 12 * 230 * 0,23 = 634,8 руб. С = 3 * 23 * 0,23 = 15,87 руб. Д = 12 * 230 * 0,23 = 634,8 руб. ж) затраты на ремонт станков по каждому виду продуктов: А = 3 ед.* 23 ед.* 0,04 руб. = 2,76 руб. В = 12 * 230 * 0,04 = 110,4 руб. С = 3 * 23 * 0,04 = 2,76 руб. Д = 12 * 230 * 0,04 = 110,4 руб. з) общие затраты на управление по видам продуктов: А = 3 у.ед.* 23 ед.* 1,71 руб. = 117,99 руб. В = 3 * 230 * 1,71 = 1179,9 руб. С = 117,99 руб. Д = 1179,9 руб. Таблица 6 - Сравнение двух систем при распределении косвенных затрат
Наибольшее расхождение наблюдается при сравнении двух систем распределения косвенных расходов по продуктам С и А. Такая разница вероятно произошла из-за того, что некоторые процессы не были задействованы при производстве продуктов, что не учитывает традиционный способ распределения косвенных затрат. Позаказный метод для распределения накладных расходов использует лишь один показатель (в нашем примере – трудозатраты), игнорируя влияние других факторов (таких, как контроль качества или переналадка оборудования). Являясь более быстрым и простым, он может использоваться, как правило, лишь тогда, когда влияние прочих факторов на накладные расходы организации незначительно. Применение АВС - метода позволяет более точно определить прибыльность продукции и принимать более эффективные решения в области маркетинговой стратегии. Важным преимуществом является также возможность контролировать расходы на стадии их возникновения. 2.3 Эффект изменения объема производства Производство продукции А и В
1) Традиционный метод База распределения – прямые трудозатраты (23 * 0,7) + (230 * 0,7) = 177,1 руб. Ставка распределения = 16080 / 177,1 = 90,79616 руб. Косвенные расходы на единицу продукции А = 90,79616 * 0,7 = 63,56 руб. В = 90,79616 * 0,7 = 63,56 руб. Таблица 7- Себестоимость продуктов А и В
2) Метод АВС Таблица 8 - Определение носителя затрат и потребности затрат на единицу носителя
а) определение единиц носителей затрат: - обработка на станке Н: (23 * 9) + (230 * 90) = 20907 - обработка на станке К: (23 * 9) + (230 * 90) = 20907 - наладка станков: (23 * 3) + (230 * 12) = 2829 - заказы материалов = ремонт станков = 2829 - управление: (23 * 3) + (230 * 3) = 759 Таблица 9 - Определение совокупных затрат и себестоимости продуктов А и В, руб.
Себестоимость единицы продукта 26,6 74,68 Производство продукции С и Д 1) Традиционный метод База распределения – прямые трудозатраты (23 * 2,1) + (230 * 2,1) = 531,3 руб. Ставка распределения = 16080/ 531,3 = 30,26539 руб. Косвенные расходы на единицу продукции С = 30,26539 * 2,1 = 63,56 руб. Д = 30,26539 * 2,1 = 63,56 руб. Таблица 10 - Себестоимость продуктов С и Д
2) Метод АВС Таблица 11 - Определение носителя затрат и потребности затрат на единицу носителя
определение единиц носителей затрат: - обработка на станке Н: (23 * 27) + (230 * 270) = 62721 - обработка на станке К: (23 * 27) + (230 * 270) = 62721 - наладка станков: (23 * 3)+(230 * 12) = 2829 - заказы материалов = ремонт станков = 2829 - управление: (23 * 3)+(230 * 3) = 759 Таблица 12 - Определение совокупных затрат и себестоимости продуктов С и Д, руб.
Таблица 13 - Сравнение двух систем при распределении косвенных затрат на продукты А и В
Таблица 14 - Сравнение двух систем при распределении косвенных затрат на продукты С и Д
Если распределить все косвенные затраты на продукты А и В то себестоимость единицы продукта составит 71 руб. 26 коп. при традиционном методе расчета, т.е. объём производства не повлиял на себестоимость – она осталась такой же. При расчете методом АВС себестоимость А составила 26 руб. 60 коп., В – 74 руб. 68 коп. Так как метод АВС более точен можно сказать, что несмотря на более высокий объём производства В себестоимость единицы этого продукта выше, а значит была значительно превышена себестоимость А при расчёте традиционным методом. Аналогичный результат наблюдается при распределении косвенных затрат на производство продукции С и Д.
2.4 Эффект изменения ресурсоемкостиПроизводство продукции А и С1) Традиционный метод База распределения – прямые трудозатраты (23 * 0,7) + (23 * 2,1) = 64,4 руб. Ставка распределения = 16080 / 64,4 = 249,68944 руб. Косвенные расходы на единицу продукции А = 249,68944 * 0,7 = 174,78 руб. С = 249,68944 * 2,1 = 524,35 руб. Таблица 15. Себестоимость продуктов А и С
2) Метод АВС Таблица 16 - Определение носителя затрат и потребности затрат на единицу носителя
Определение единиц носителей затрат: - обработка на станке Н: (23 * 9)+(23 * 27) = 828 - обработка на станке К: (23 * 9)+(23 * 27) = 828 - наладка станков: (23 * 3) + (23 * 3) = 138 - заказы материалов = ремонт станков = 138 - управление: (23 * 3) + (23 * 3) = 138 Таблица 17 - Определение совокупных затрат и себестоимости продуктов А и С, руб.
Себестоимость единицы продукта 259,43 470,49 Производство продукции В и Д 1) Традиционный метод База распределения – прямые трудозатраты (230 * 0,7) + (230 * 2,1) = 644 руб. Ставка распределения = 16080 / 644 = 24,96894 руб. Косвенные расходы на единицу продукции В = 24,96894 * 0,7 = 17,48 руб. Д = 24,96894 * 2,1 = 52,43 руб. Таблица 18 - Себестоимость продуктов В и Д
2) Метод АВС Таблица 19 - Определение носителя затрат и потребности затрат на единицу носителя
Определение единиц носителей затрат: - обработка на станке Н: (230 * 90) + (230 * 270) = 82800 - обработка на станке К: (230 * 90) + (230 * 270) = 82800 - наладка станков: (230 * 12) + (230 * 12) = 5520 - заказы материалов = ремонт станков = 5520 - управление: (230 * 3) + (230 * 3) = 1380 Таблица 20 - Определение совокупных затрат и себестоимости продуктов В и Д, руб.
Таблица 21 - Сравнение двух систем при распределении косвенных затрат на продукты А и С
Таблица 22 - Сравнение двух систем при распределении косвенных затрат на продукты В и Д
Если распределить все косвенные затраты на продукты с одинаковым объёмом производства А = С = 23 ед. и В = Д = 230 ед. можно наблюдать, что себестоимость единицы А и С оказалась слишком высокой, т.к. объём их производства низок (т.е. на малое количество продуктов приходятся те же расходы). Однако если производить только В и Д при тех же косвенных затратах себестоимость единицы этих продуктов практически не меняется, т.е. производство А и С не значительно влияют на затраты предприятия. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Организация учета затрат на производство продукции основана Регламентирующая роль государства по отношению к себестоимости продукции проявляется в установлении норм амортизации основных средств, тарифов отчислений на социальные нужды и др. Изменения и дополнения, внесенные Правительством Российской Федерации, определили новые подходы государства к формированию себестоимости продукции. Раньше многие расходы включались в себестоимость продукции в пределах установленных государством нормативов (командировочные расходы, расходы на рекламу, представительские расходы и др.), а превышение по указанным расходам относили на уменьшение чистой прибыли организаций. Вследствие такого подхода организации не имели реальных показателей себестоимости, что затрудняло и управление себестоимостью, сейчас нормируемые государством расходы относятся на себестоимость продукции в сумме фактических расходов, а корректировка указанных затрат с учетом утвержденных в установленном порядке лимитов, норм и нормативов осуществляется для целей налогообложения. Изменение подходов государства к формированию себестоимости продукции позволяет теперь организациям исчислять реальные показатели себестоимости продукции. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ1. Бухгалтерский учет: Учебник / А.С. Бакаев, П.С. Безруких, Н.Д. Врублевский и др.; Под ред. П.С. Безруких. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Бухгалтерский учет, 2002. - 719 с. 2. Вахрушина М.В. Бухгалтерский управленческий учет: Учебник для вузов. — 2-е изд., доп. и перераб. - М.: ИКФ (Омега-Л: высш. шк.), 2002. - 528 с. 3. Вил Р.В., Палий В.Ф. Управленческий учет. - М.: ИНФРА-М, 1997. 4. Друри Колин. Введение в управленческий и производственный учет: Пер. с англ. / Под ред. С.А. Табалиной. - М.: Аудит; ЮНИТИ, 1994. - 560 с. 5. Ивашкевич В.Б. Бухгалтерский управленческий учет: Учебник для вузов. - М.: Юристь, 2003. - 618 с. 6. Калькуляция себестоимости продукции в промышленности / Под ред. В.А. Белобородовой. — 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 1989. - 279 с. 7. Карпова Т.П. Управленческий учет: Учебник для вузов. - М.: ЮНИТИ, 2002. - 350 с. 8. Керимов Б.А. Управленческий учет: Учебник. - М.: Маркетинг, 2001.-268 9. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет: Учеб. пособие. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2002. - 640 с. 10. Нидлз Б., Андерсон X., Колдуэл. Принципы бухгалтерского учета: Пер. с англ. / Под ред. Я.В. Соколова. - М.: Финансы и статистика, 1993. - 496с. 11. Николаева О.Е., Шишкова Т.В. Управленческий учет. Учеб. пособие. - М.: УРСС, 1997. - 366 с. 12. Николаева С.А. Управленческий учет: Учеб. пособие. - М.: ИПБ России ИПБ-БИНФА, 2002. - 176 с. 13. Управленческий учет: Учеб. пособие/Под ред. А.Д. Шеремета. - 2-е изд., испр. - М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2001. - 512 с. 14. Энтони Р., Рис Дж. Учет: ситуации и примеры: Пер. с англ. / Под ред. и с предисл. А.М. Петрачкова. - М.: Финансы и статистика, 1993.-560 с. |