Курсовая работа: Редуктор двухступенчатый соосный двухпоточный
Название: Редуктор двухступенчатый соосный двухпоточный Раздел: Промышленность, производство Тип: курсовая работа | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ФЕДЕРАЛНОЕ АГЕНСТВО ПО КУЛЬТУРЕ И КИНЕМАТОГРАФИИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ КИНО И ТЕЛЕВИДЕНИЯ Кафедра механики Расчетно-пояснительная записка к курсовому проекту на тему «Редуктор двухступенчатый соосный двухпоточный с внутренним зацеплением тихоходной ступени» Санкт-Петербург 2009г. Содержание
Техническое задание на курсовое проектирование Механизм привода 1- электродвигатель; 2- муфта; 3- редуктор зубчатый цилиндрический двухступенчатый соосный двухпоточный с внутренним зацеплением тихоходной ступени; 4- муфта; 5- исполнительный механизм. Вариант 1 Потребный момент на валу исполнительного механизма (ИМ) Тим =30Нм; Угловая скорость вала ИМ ωим =5,8с-1 . Разработать: 1- сборочный чертеж редуктора; 2- рабочие чертежи деталей тихоходного вала: зубчатого колеса, вала, крышки подшипника. 1 Кинематический расчет и выбор электродвигателя Исходные данные: - потребный момент на валу исполнительного механизма (ИМ) Тим =30Нм; - угловая скорость вала ИМ ωим =5,8с-1 ; Определяем мощность на валу ИМ Nим = Тим х ωим =30х5,8=174Вт. Определяем общий КПД привода по схеме привода ηобщ =ηкп ηшп ηм ηп (1.1) где [1, с.9,10]: ηзп =0,972 - КПД зубчатой цилиндрической передачи; ηм =0,982 – потери в муфтах; ηп =0,994 - коэффициент, учитывающий потери на трение в подшипниках 4-х валов. Сделав подстановку в формулу (1.1) получим: ηобщ. =0,972 *0,982 *0,994 =0,868 Определяем потребную мощность электродвигателя [1,с.9] Nэд ≥Nим /ηобщ. (1.2) где Nэд – требуемая мощность двигателя: Nэд =174/0,877=198,4Вт Выбираем электродвигатель [1,с.18,табл.П2] Пробуем двигатель АИР71В8: Nдв. =0,25кВт; nдв =750об/мин; S=8%. Определяем номинальную частоту вращения электродвигателя по формуле (5) [1,c.11]: nном =nдв ·(1-S/100); nном =750·(1-0,08); nном =690 об/мин Определяем угловую скорость вала двигателя ωдв =πnдв /30=π*690/30=72,2рад/с; Определяем общее передаточное число привода U=ωдв. /ωим =72,2/5,8=12,5 Производим разбивку передаточного числа по ступеням. По схеме привода Uобщ. =U1 · U2 ; (1.3) Назначаем по рекомендации [1,табл.2.3]: U2 =5; тогда U1 = Uобщ. /U2 ; U1 =2,5. Принимаем окончательно электродвигатель марки АИР71В8. Угловые скорости определяем по формуле ω=πn/30 (1.4) Рис.1 Схема валов привода 1 – быстроходный вал; 2 – промежуточный вал; 3 – тихоходный вал. По схеме валов (рис.1) и формуле (1.4) определяем частоты вращения и угловые скорости каждого вала n1 = nном. ω1 = ωдв =72,2рад/с; n2 = nном /U1 =650/3,5=185,7об/мин; ω2 =πn2 /30=π*216,7/30=19,45 рад/с; n3 = n2 /U2 =216,7/3,55=52,3 об/мин; ω3 =πn3 /30=π*61,1/30=5,48 рад/с. Определяем мощность на каждом валу по схеме привода N1 =Nдв ηм =0,25*0,98=245Вт; N2 =N1 ηзп ηп 3 =245*0,97*0,993 =230Вт; N3 =N2 ηзп ηп =233*0,97*0,99=221Вт; Nим =N3 ηм =224*0,98=217Вт. Определяем вращающие моменты на каждом валу привода по формулам [1,с.12,14]: ; Т2 =Т1 •U1 ; Т3 =Т2 •U2 ; (1.5) Т1 =245/72,2=3,4 Н•м; Т2 =3,4•2,5=8,5 Н•м; Т3 =8,5•5=42,5 Н•м. Все рассчитанные параметры сводим в табл.1. Таблица 1 Параметры кинематического расчета
2 Выбор материалов и определение допускаемых напряжений Выбираем материал для шестерни и колеса по табл.3.2 [4,c.52]: шестерня – сталь 40Х, термообработка – улучшение 270НВ, колесо - сталь 40Х, термообработка – улучшение 250НВ. Определяем допускаемое контактное напряжение по формуле [4,c.53]: (2.1) где σHlimb – предел контактной выносливости при базовом числе циклов; КHL – коэффициент долговечности; [SH ] – коэффициент безопасности; по [1,c.33]: КHL =1; [SH ] =1,1. Определяем σHlimb по табл.3.1[4,c.51]: σHlimb =2НВ+70; (2.2) σHlimb 1 =2×270+70; σHlimb 1 =610МПа; σHlimb 2 =2×250+70; σHlimb 1 =570МПа. Сделав подстановку в формулу (2.1) получим ; МПа; ; МПа. Определяем допускаемое расчетное напряжение по формуле [4,c.53]: (2.3) ; МПа. Определяем допускаемые напряжения по по табл.3.1[4,c.51]: [σ]Fo =1,03НВ; [σ]Fo 1 =1,03x270=281МПа; [σ]Fo 2 =1,03x250=257МПа. 3 Расчет тихоходной ступени привода 3.1 Проектный расчет Определяем межосевое расстояние передачи по формуле [4,c.61]: (3.1) где Ка – числовой коэффициент, Ка =49,5 [4,c.61]; КHβ – коэффициент, учитывающий неравномерность распределения нагрузки по ширине венца, КHβ =1 для прямозубых колес [4,c.54]; - коэффициент ширины венца колеса, =0,315 назначаем по ГОСТ2185-66 с учетом рекомендаций [4,c.61]; U – передаточное отношение, U2 =5 (см. табл.1): Т – вращающий момент на колесе ,Т3 =42,5 Нм (см. табл.1). Подставив значения в формулу (3.1) получим: Принимаем окончательно по ГОСТ6636-69 [4,табл.13.15] Определяем модуль [2,c.36]: (3.2) mn =(0,01…0,02)·70; mn =0,7; Принимаем модуль mn =1мм [2,c.36] Так как тихоходная ступень внутреннего зацепления определяем разность зубьев зубьев по формуле [5,т.2, c.432]: z2 -z1 =2aw /mn (3,3) z2 -z1 =2·70/1; z2 -z1 =140. Определяем число зубьев шестерни и колеса по формулам (3.13) [2,c.37]: z1 = z2 -z1 /(U2 +1); z1 =140/6=23,3; z1 =24; z2 = z2 -z1- +z1 =140+24=164; z2 =164. Отклонения передаточного числа от номинального нет. Определяем делительные диаметры шестерни и колеса по формуле [5,т.2, c.432]: d=mn ·z; (3.4) d1 =mn ·z1 =1х24=24мм; d2 =mn ·z2 =1х164=164мм; Определяем остальные геометрические параметры шестерни и колеса по формулам [5,т.2, c.432]: ; ; ; ; (3.5) ; (3.6)
мм; мм; мм; мм; ; мм; ; мм; ; мм ; мм;
; мм; Определяем окружные скорости колес ; м/с. Назначаем точность изготовления зубчатых колес – 7F [2,c.32]. Определяем силы в зацеплении [4, табл.6.1]: - окружная (3.7) ; Н; Таблица 2 Параметры зубчатой передачи тихоходной ступени
- радиальная ; где α=20° - угол зацепления; (3.8) ; Н; Осевые силы в прямозубой передачи отсутствуют. Все вычисленные параметры заносим в табл.2. 3.2 Проверочный расчет по контактным напряжениям Проверку контактных напряжений производим по формуле {4, c.64]: ; (3.9) где: - К - вспомогательный коэффициент, для прямозубых передач К=436; Ft =531Н (табл.2); U2 =5; КНα – коэффициент, учитывающий распределение нагрузки между зубьями, для прямозубых колес КНα =1; КНβ – см. п.3.1; КНυ – коэффициент динамической нагруки, зависящий от окружной скорости колес и степени точности передачи, КНυ =1,04 [4, табл.4.3]. (3.10) Определяем ∆σН ; ; недогрузки, что допускается. 3.3 Проверочный расчет зубьев на изгиб Расчетные напряжения изгиба в основании ножки зубьев колеса и шестерни [4,с.67]: ; (3.11) ; (3.12) где: КFβ – коэффициент неравномерности нагрузки по длине зуба, для прирабатывающихся зубьев КFβ =1; КFv - коэффициент динамической нагруки, зависящий от окружной скорости колес и степени точности передачи, КНυ =1,1 [4, табл.4.3]; YF 1 и YF 2 – коэффициенты формы зуба шестерни и колеса, YF 1 =3,9, YF 2 =3,61 [4,табл.4.4]. Подставив значения в формулы (3.11) и (3.12), получим: ; . Прочность зубьев на изгиб обеспечивается. Определяем ∆σF ; Все вычисленные параметры проверочных расчетов заносим в табл.3. Таблица 3 Параметры проверочных расчетов
4 Расчет быстроходной ступени привода Межосевое расстояние для быстроходной ступени с учетом того, что редуктор соосный и двухпоточный, определяем половину расстояния тихоходной ступени: а=d2 -d1 ; а=84-14=70мм. Из условия (3.2) принимаем модуль mn =1,5мм Определяем суммарное число зубьев по формуле (3.12) [1,c.36]: zΣ =2а/mn ; zΣ =2·70/1,5; zΣ =93,3 Принимаем zΣ =94. Определяем число зубьев шестерни и колеса по формулам (3.13) [2,c.37]: z1 = zΣ /(U1 +1); z1 =94/(2,5+1); z1 =26,1; принимаем z1 =26. Тогда z2 = zΣ -z1 =94-26=68 Фактическое передаточное соотношение U1 =68/26=2,6 Отклонение передаточного числа от номинального незначительное. Определяем делительные диаметры шестерни и колеса по формуле (3.17) [2,c.37]: d1 =mn ·z1 =1,5х26=39мм; d2 =mn ·z2 =1,5х68=102мм; Определяем остальные геометрические параметры шестерни и колеса по формулам [2,c.37]: ; ; ; ; ; мм; ; мм; ; мм; ; мм; ; мм; ; мм; ; мм ; мм;
; мм; Определяем окружные скорости колес ; м/с. Назначаем точность изготовления зубчатых колес – 7А [2,c.32]. Определяем силы в зацеплении (3.7, 3.8): - окружная ; Н; - радиальная ; Н. Осевые силы в прямозубой передачи отсутствуют. Все вычисленные параметры заносим в табл.4. Таблица 4 Параметры зубчатой передачи быстроходной ступени
Учитывая, что геометрические параметры быстроходной ступени незначительно отличаются от тихоходной, выполнение проверочных расчетов нецелесообразно. 5 Проектный расчет валов редуктора По кинематической схеме привода составляем схему усилий, действующих на валы редуктора по закону равенства действия и противодействия. Для этого мысленно расцепим шестерни и колеса редуктора, при этом дублирующий вал не учитываем. Схема усилий приведена на рис.1. Рис.2 Схема усилий, действующих на валы редуктора. Из табл.1,2,4 выбираем рассчитанные значения: Т1 =3,4 Нм; Т2 =8,5 Нм; Т3 =42,5 Нм; Ft 1 =166,7 Н; Ft 2 =1012 Н; Fr 1 =60,7 Н; Fr 2 =368 Н; d1 =39мм; d2 =102мм; d3 =14мм; d4 =84мм. Fm 1 и Fm 1 – консольные силы от муфт, которые равны [4, табл.6.2]: ; ; Н; Н. Rx и Ry – реакции опор, которые необходимо рассчитать. Так как размеры промежуточного вала определяются размерами остальных валов, расчет начнем с тихоходного вала. 5.1 Расчет тихоходного вала редуктора Схема усилий действующих на валы редуктора представлена на рис.2. Назначаем материал вала. Принимаем сталь 40Х, для которой [2, табл.8.4] σв =730Н/мм2 ; Н/мм2 ; Н/мм2 ; Н/мм2 . Определяем диаметр выходного конца вала под полумуфтой из расчёта на чистое кручение [2,c.161]: где [τк ]=(20…25)МПа Принимаем [τк ]=20МПа. ; мм. Принимаем окончательно с учетом стандартного ряда размеров Rа 20 (ГОСТ6636-69): мм. Намечаем приближенную конструкцию ведомого вала редуктора (рис.3), увеличивая диаметр ступеней вала на 5…6мм, под уплотнение допускается на 2…4мм и под буртик на 10мм.
Рис.3 Приближенная конструкция тихоходного вала мм; мм – диаметр под уплотнение; мм – диаметр под подшипник; мм – диаметр под колесо; мм – диаметр буртика; b4 =25мм. Учитывая, что осевых нагрузок на валу нет предварительно назначаем подшипники шариковые радиальные однорядные особо легкой серии по мм подшипник №106, у которого Dп =55мм; Вп =13мм [4,табл.К27]. Выбираем конструктивно остальные размеры: W=20мм; lм =20мм; l1 =35мм; l=60мм; с=5мм. Определим размеры для расчетов: l/2=30мм; с=W/2+ l1 + lм /2=55мм – расстояние от оси полумуфты до оси подшипника. Проводим расчет тихоходного вала на изгиб с кручением. Заменяем вал балкой на опорах в местах подшипников (см. рис.4). Назначаем характерные точки 1,2, 3 и 4. Определяем реакции в подшипниках в вертикальной плоскости. ΣМ2y =0; RFy ·0,06-Fr2 ·0,03=0 RFy = 368·0,06/ 0,03; RЕ y = RFy =736Н. Рис.4 Эпюры изгибающих моментов тихоходного вала Определяем изгибающие моменты в характерных точках: М1у =0; М2у =0; М3у = RЕ y ·0,03; М3у =22Нм2 ; М3у =0; Строим эпюру изгибающих моментов Му , Нм2 (рис.3) Определяем реакции в подшипниках в горизонтальной плоскости. ΣМ4 x =0; Fm 2 ·0,115- RЕ x ·0,06+ Ft 2 ·0,03=0; RЕ x =( 814·0,115+ 1012·0,03)/ 0,06; RЕ x =2066Н; ΣМ2 x =0; Fm 2 ·0,055- Ft 2 ·0,03+ RFx ·0,6=0; RFx = (1012·0,03- 814·0,055)/ 0,06; RFx =-240Н, результат получился отрицательным, следовательно нужно изменить направление реакции. Определяем изгибающие моменты: М1х =0; М2 = -Fr 2 ·0,03 М2х =-368·0,03; М2х =-11Нм; М3хслева =-Fm 2 ·0,085-RЕх ·0,055; М3хслева ==-814·0,085-240 ·0,03; М3хслева =-76Нм; М3х =- RE х ·0,055; М3х =- 2066 ·0,03; М3х =- 62; М4х =0; Строим эпюру изгибающих моментов Мх . Крутящий момент Т1-1 = Т2-2 = Т3-3 = T3 =42,5Нм; T4-4 =0. Определяем суммарные радиальные реакции [4,рис 8.2]: ; ; ; Н; ; Н. Определяем результирующий изгибающий момент в наиболее опасном сечении (в точке 3) [4,рис 8.2]: ; ; Нм2 . Эквивалентный момент: ; ; Нм2 . 5.2 Расчет быстроходного вала редуктора Схема усилий, действующих на быстроходный вал представлена на рис.2. Назначаем материал вала. Принимаем сталь 40Х, для которой [2, табл.8.4] σв =730Н/мм2 ; Н/мм2 ; Н/мм2 ; Н/мм2 . Определяем диаметр выходного конца вала под полумуфтой из расчёта на чистое кручение [2,c.161]:
где [τк ]=(20…25)Мпа Принимаем [τк ]=20Мпа. ; мм. Принимаем окончательно с учетом стандартного ряда размеров Rа 5 (ГОСТ6636-69): мм. Намечаем приближенную конструкцию быстроходного вала вала редуктора (рис.5), увеличивая диаметр ступеней вала на 5…6мм, под уплотнение допускается на 2…4мм и под буртик на 10мм. мм; мм – диаметр под уплотнение; мм – диаметр под подшипник; мм – диаметр для заплечиков; мм – диаметр вала-шестерни; b1 =22мм. Учитывая, что осевых нагрузок на валу нет предварительно назначаем подшипники шариковые радиальные однорядные особо легкой серии по мм подшипник №101, у которого Dп =28мм; Вп =8мм [4,табл.К27]. Выбираем конструктивно остальные размеры: W=14мм; lм =16мм; l1 =25мм; l=60мм. Определим размеры для расчетов: l/2=30мм; с=W/2+ l1 + lм /2=40мм – расстояние от оси полумуфты до оси подшипника. Проводим расчет быстроходного вала на изгиб с кручением.
Рис.5 Приближенная конструкция быстроходного вала Заменяем вал балкой на опорах в местах подшипников (см. рис.6). Назначаем характерные точки 1,2, 3 и 4. Определяем реакции в подшипниках в вертикальной плоскости. ΣМ2 y =0; RА y ·0,06-Fr 1 ·0,03=0 RА y = 60,7·0,06/ 0,03; RА y = RВ y =121Н. Определяем изгибающие моменты в характерных точках: М1у =0; М2у =0; М3у = RА y ·0,03; М3у =3,6Нм2 ; М3у =0; Строим эпюру изгибающих моментов Му , Нм2 (рис.6). Определяем реакции в подшипниках в горизонтальной плоскости. ΣМ4 x =0; Fm 1 ·0,1- RА x ·0,06+ Ft 1 ·0,03=0; RА x = (130·0,1+ 166,7·0,03)/ 0,06; RА x =300Н; Рис.6 Эпюры изгибающих моментов быстроходного вала ΣМ2 x =0; Fm 1 ·0,02- Ft 1 ·0,03+ RВ x ·0,06=0; RВ x = (166,7·0,03- 130·0,02)/ 0,06; RВ x =40Н Определяем изгибающие моменты: М1х =0; М2 = -Fm 2 ·0,04 М2х =-130·0,04; М2х =-5,2Нм; М3хсправа =-Fm 1 ·0,1+RВх ·0,03; М3хсправа ==-130·0,1+40 ·0,03; М3хсправа =-11,7Нм; М3х =- RАх ·0,03; М3х =- 300 ·0,03; М3х =- 9; М4х =0; Строим эпюру изгибающих моментов Мх . Крутящий момент Т1-1 = Т2-2 = Т3-3 = T3 =3,4Нм; T4-4 =0. Определяем суммарные радиальные реакции [4,рис 8.2]: ; ; ; Н; ; Н. Определяем результирующий изгибающий момент в наиболее опасном сечении (в точке 3) [4,рис 8.2]: ; ; Нм2 . Эквивалентный момент: ; ; Нм2 . 5.3 Расчет промежуточного вала Назначаем материал вала. Принимаем сталь 40Х, для которой [1, табл.8.4] σв =730Н/мм2 ; Н/мм2 ; Н/мм2 ; Н/мм2 . Определяем диаметр выходного конца вала из расчёта на чистое кручение ; где [τк ]=(20…25)Мпа [1,c.161] Принимаем [τк ]=20Мпа. ; мм. С учетом того, что выходной конец промежуточного вала является валом-шестерней с диаметром выступов 24мм, принимаем диаметр вала под подшипник 25мм. мм. Намечаем приближенную конструкцию промежуточного вала редуктора (рис.7), увеличивая диаметр ступеней вала на 5…6мм Рис.7 Приближенная конструкция промежуточного вала dст =30мм; х=8мм; W=20мм; r=2,5мм; dв =28мм. Расстояние l определяем из суммарных расстояний тихоходного и быстроходного валов с зазором между ними 25…35мм. l=60+30+30=120мм. l1 =30мм; l2 =30мм. Предварительно назначаем подшипники шариковые радиальные однорядные особо легкой серии по dп =25мм подшипник №105, у которого Dп =47мм; Вп =12мм [4, табл.К27]. Заменяем вал балкой на опорах в местах подшипников. Рассматриваем вертикальную плоскость (ось у) Определяем реакции в подшипниках в вертикальной плоскости. åМСу =0; -RD у ·0,09+Fr 1 ·0,03+Fr 2 ·0,12=0 RDy =(368·0,03+60,7·0,12)/ 0,09; RDy ==204Н. åМD у =0; RCy ·0,09- Fr1 ·0,06+ Fr2 ·0,03=0; RCy =(368·0,06-60,7·0,03)/ 0,09; RCy =225Н. Назначаем характерные точки 1, 2, 3, и 4 и определяем в них изгибающие моменты: М1у =0; М2у =-RCy ·0,03; М2у =-6Нм; М3услева =-RCy ·0,09+Fr 1 ·0,06; М3услева =-16,6Нм М3усправа = Fr 2 ·0,03; М3усправа = 11 М4у =0; Строим эпюру изгибающих моментов Му , Нм (рис.8). Определяем реакции в подшипниках в горизонтальной плоскости. åМСх =0; RDx ·0,09-Ft1 ·0,03-Ft2 ·0,12=0; RDx =( 166,7·0,03+ 1012·0,12)/0,09; RDx =1404Н; åМD х =0; RCx ·0,09+ Ft1 ·0,06-Ft2 ·0,03=0; RCx =(1012·0,03+166,7·0,06)/ 0,09; RCx =337Н. Назначаем характерные точки 1, 2, 3 и 4 и определяем в них изгибающие моменты: М1 x =0; М2 x =-RCx ·0,03; М2 x =-10Нм; М3 x слева = -RCx ·0,09-Ft 1 ·0,06; М3 x слева =-91Нм; М3 x справа = Ft 2 ·0,03; М3 x справа =5Нм; М4у =0. Строим эпюру изгибающих моментов Му , Нм (рис.8) Рис.8 Эпюры изгибающих и крутящих моментов промежуточного вала. Крутящий момент Т1-1 =0; Т2-2 =-Т3-3 =- T2 /2=-4,3Нм; Т4-4 =0. Определяем суммарные радиальные реакции [4,рис 8.2]: ; ; ; Н; ; Н. Определяем результирующий изгибающий момент в наиболее опасном сечении (в точке 3) [4,рис 8.2]: ; ; Нм. Эквивалентный момент: ; ; Нм. Все рассчитанные значения сводим в табл.5. Таблица 5 Параметры валов
6 Подбор и проверочный расчет шпонок Выбор и проверочный расчет шпоночных соединений проводим по [4]. Обозначения используемых размеров приведены на рис.11. Рис.9 Сечение вала по шпонке 6.1 Шпонки быстроходного вала Для выходного конца быстроходного вала при d=10 мм подбираем призматическую шпонку со скругленными торцами по ГОСТ23360-78 bxh=3x3 мм2 при t=1,8мм (рис.9). При длине ступицы полумуфты lм =16 мм выбираем длину шпонки l=14мм. Материал шпонки – сталь 40Х нормализованная. Напряжения смятия и условия прочности определяем по формуле: (6.1) где Т – передаваемый момент, Н×мм; Т1 =3,4 Н×м. lр – рабочая длина шпонки, при скругленных концах lр =l-b,мм; [s]см – допускаемое напряжение смятия. С учетом того, что на выходном конце быстроходного вала устанавливается полумуфта из ст.3 ([s]см =110…190 Н/мм2 ) вычисляем: Условие выполняется. 6.2 Шпонки промежуточного вала Для зубчатого колеса вала при d=30 мм подбираем призматическую шпонку со скругленными торцами bxh=8x7 мм2 при t=4мм, t1 =3,3мм. Т2 =8,5Нм. При длине ступицы шестерни lш =25 мм выбираем длину шпонки l=25мм. Материал шпонки – сталь 45 нормализованная. Проверяем напряжение смятия, подставив значения в формулу (6.1): Условие выполняется. 6.3 Шпонки тихоходного вала Передаваемый момент Т3 =42,5Нм. Для выходного конца вала при d= 22мм подбираем призматическую шпонку со скругленными торцами bxh=6x6 мм2 при t=3,5мм. При длине ступицы полумуфты lМ =20 мм выбираем длину шпонки l=16мм. Для зубчатого колеса тихоходного вала при d=35 мм подбираем призматическую шпонку со скругленными торцами bxh=10x8мм2 при t=5мм. При длине ступицы шестерни lш =20 мм выбираем длину шпонки l=20мм. С учетом того, что на ведомом валу устанавливаются шестерни из стали 45 ([s]см =170…190 Н/мм2 ) вычисляем по формуле (6.1): условие выполняется. Таблица 6 Параметры шпонок и шпоночных соединений
7 Проверочный расчет валов на статическую прочность В соответствии с табл.5 наиболее опасным является сечение 3-3 тихоходного вала, в котором имеются концентраторы напряжений от посадки зубчатого колеса с натягом, шпоночного паза и возникают наибольшие моменты. Исходные данные для расчета: МИэкв = 89Нм; МИ =79Нм; Т3-3 =42,5Нм; dв =35мм; в=10мм – ширина шпонки, t=5мм – глубина шпоночного паза, l=22мм – длина шпонки. При расчете принимаем, что напряжения изгиба изменяются по симметричному циклу, а напряжения кручения – по отнулевому циклу. Определяем диаметр вала в рассчитываемом сечении при допускаемом напряжении при изгибе [σ-1 ]и =60МПа: мм; 35>20. Условие соблюдается. Определяем напряжения изгиба: σи =Ми /W; где W – момент сопротивлению изгибу. По [4,табл.11.1]: ; мм3 ; σи =79000/3566=22Н/мм2 . При симметричном цикле его амплитуда равна: σа = σи =22Н/мм2 . Определяем напряжения кручения: τк =Т3-3 /Wк ; где Wк – момент сопротивлению кручению. По [4,табл.22.1]: ; мм3 ; τк =42500/7775=5,4Н/мм2 . При отнулевом цикле касательных напряжений амплитуда цикла равна: τа = τк /2=5,4/2=2,7Н/мм2 . Определяем коэффициенты концентрации напряжении вала [4, с.258]: (Кσ )D =( Кσ /Кd + КF -1)/ Кy ; (Кτ )D =( Кτ /Кd + КF -1)/ Кy ; (7.1) где Кσ и Кτ – эффективные коэффициенты концентрации напряжений, по табл.11.2 [4] выбираем для шпоночных пазов, выполненных концевой фрезой Кσ =1,6, Кτ =1,4; Кd – коэффициент влияния абсолютных размеров поперечного сечения, по табл.11.3 [4] выбираем Кd =0,75; КF - коэффициент влияния шероховатости, по табл.11.4 [4] выбираем для шероховатости Rа =1,6 КF =1,05; Кy - коэффициент влияния поверхностного упрочнения, по табл.11.4 [4] выбираем для закалки с нагревом ТВЧ Кy =1,5. Подставив значения в формулы (7.1) получим: (Кσ )D =( 1,6/0,75+ 1,05-1)/ 1,5=1,45; (Кτ )D =( 1,4/0,75+ 1,05-1)/ 1,5=1,28. Определяем пределы выносливости вала [4, c263]: (σ-1 )D =σ-1 /(Кσ )D ; (τ-1 )D =τ-1 /(Кτ )D ; (7.2) где σ-1 и τ-1 – пределы выносливости гладких образцов при симметричном цикле изгиба и кручения, по табл.3. [4] σ-1 = 380Н/мм2 , τ-1 ≈0,58 σ-1 =220Н/мм2 ; (σ-1 )D =380/1,45=262Н/мм2 ; (τ-1 )D =220/1,28=172 Н/мм2 . Определяем коэффициенты запаса прочности по нормальным и касательным напряжениям 4, c263]: sσ =(σ-1 )D / σа ; sτ =(τ-1 )D / τа . (7.3) sσ =262/ 22=12; sτ =172/ 2,7=63,7. Определяем общий коэффициент запаса по нормальным и касательным напряжениям [4, c263]: (7.4) где [s]=1,6…2,1 – допускаемый коэффициент запаса прочности. Сопротивление усталости вала в сечении 3-3 обеспечивается, расчет остальных валов не проводим, т.к. расчет проведен на самом опасном сечении, и коэффициент запаса прочности значительно превышает допустимый. 8 Выбор и проверочный расчет подшипников Предварительно выбранные подшипниками с действующими на них радиальными нагрузками приведены в табл.7. Таблица 7 Параметры выбранных подшипников
Подшипники устанавливаем по схеме «враспор». Пригодность подшипников определяем по условиям [4, c.129]: Ср ≤С; Lр ≥Lh ; где Ср – расчетная динамическая грузоподъемность; Lh – требуемая долговечность подшипника, для зубчатых редукторов Lh =10000ч. ; [4, c.129] (8.1) где ω – угловая скорость соответствующего вала (см. табл.1); m=3 для шариковых подшипников; RЕ – эквивалентная динамическая нагрузка, при отсутствии осевых усилий [4, табл.9.1]: RЕ =V×RА Кδ Кτ (8.2) где Kd - коэффициент безопасности; Kd =1,1…1,2 [4, табл.9.4]. Принимаем Kd =1,1. V – коэффициент вращения, при вращении внутреннего кольца V=1 Kτ – температурный коэффициент; Kτ =1 (до 100ºС) [4, табл.9.4]. Определяем расчетную долговечность подшипников в часах [4, c.129]: (8.3) Подставив значения в формулы (8.1)-(8.3) проверяем подшипники. Для быстроходного вала: RЕ =323х1,1=355Н; - условие выполняется; - условие выполняется. Для промежуточного вала: RЕ =1419х1,1=1560Н; - условие выполняется; - условие выполняется. Для тихоходного вала: RЕ =2118х1,1=2330Н; - условие выполняется. - условие выполняется. Окончательные параметры подшипников приведены в табл.7. Параметры выбранных подшипников 9 Выбор масла, смазочных устройств Используем картерную систему смазывания. В корпус редуктора заливаем масло так, чтобы венец зубчатого колеса был в него погружен на глубину hм (рис.10): hм max £ 0.25d2 = 0.25×102 = 25,5мм; hм min = 2×m = 2×1,5 = 3мм. При вращении колеса масло будет увлекаться его зубьями, разбрызгиваться, попадать на внутренние стенки корпуса, откуда стекать в нижнюю его часть. Внутри корпуса образуется взвесь частиц масла в воздухе, которым покрываются поверхности расположенных внутри корпуса деталей, в том числе и подшипники. Рис.10 Схема определения уровня масла в редукторе Объем масляной ванны принимаем из расчета 0,5 л на 1кВт передаваемой мощности V = 0,5×Nдв = 0,5×0,25 = 0,125 л. Контроль уровня масла производится жезловым маслоуказателем, который ввинчивается в корпус редуктора при помощи резьбы. Для слива масла предусмотрена сливная пробка. Заливка масла в редуктор производится через съемную крышку в верхней части корпуса. Выбираем смазочный материал. Для этого ориентировочно рассчитаем необходимую вязкость: где ν50 – рекомендуемая кинематическая вязкость смазки при температуре 50°С; ν1 =170мм2 /с – рекомендуемая вязкость при v=1м/с для зубчатых передач с зубьями без термообработки; v=1,2м/с – окружная скорость в зацеплении Принимаем по табл.10.29 [4] масло И-220А. И для шестерни, и для зубчатого колеса выберем манжетные уплотнения типа 1 из ряда 1 по ГОСТ 8752-79. Установим их рабочей кромкой внутрь корпуса так, чтобы обеспечить к ней хороший доступ масла. Список использованной литературы 1. Основы конструирования: Методические указания к курсовому проектированию/ Сост. А.А.Скороходов, В.А Скорых.-СПб.:СПбГУКиТ, 1999. 2. Дунаев П.Ф., Детали машин, Курсовое проектирование. М.: Высшая школа, 1990. 3. Скойбеда А.Т., Кузьмин А.В., Макейчик Н.Н., Детали машин и основы конструирования, Минск: «Вышейшая школа», 2000. 4. Шейнблит А.Е. Курсовое проектирование деталей машин: Учеб. пособие. – М.: Высш. шк., 1991 5. Анурьев В.И. Справочник конструктора-машиностроителя: В 3 т. -8-е изд. перераб. и доп. Под ред. И.Н. Жестковой. – М.: Машиностроение, 1999 |