Контрольная работа: Применение замкнутых систем водопользования на промывочно-пропарочных станциях сети железных дорог
Название: Применение замкнутых систем водопользования на промывочно-пропарочных станциях сети железных дорог Раздел: Рефераты по транспорту Тип: контрольная работа | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Курсовой проект "Ресурсосберегающие технологии" Исходные данные Контур охлаждения компрессоров
Оборотный контур щелочного моющего раствора
Оборотный контур обмывки мотор-вагонных секций (вагонов)
Введение Внедрение технологических систем оборотного водопользования на предприятиях железнодорожного транспорта является основным направлением как при решении вопросов рационального использования водных ресурсов, так и защиты окружающей среды и водоёмов от загрязнения. Всероссийским институтом железнодорожного транспорта разработаны требования к качеству оборотной воды с учётом особенностей технологических процессов транспортных предприятий: – сточная вода после промежуточной очистки может быть использована в том же технологическом процессе; – качество воды в пределах установленного уровня должно обеспечиваться известными методами очистки воды применительно к каждому технологическому процессу. – качество очищенной воды не должно ухудшать параметры технологического процесса; – качество очищенной воды должно обеспечивать создание бессточных систем, по возможности без дополнительного применения чистой водопроводной воды, за исключением пополнения естественной убыли и периодической смены воды в системе. В целом применение замкнутых систем водопользования на промывочно-пропарочных станциях сети железных дорог позволяет экономить 2 млн. м3 воды в год. Стоимость обработки цистерн по замкнутой технологии по сравнению со стоимостью сброса воды на очистные сооружения нефтеперерабатывающего завода снижается до 25%, а по сравнению со стоимостью сброса в открытые водоёмы при учёте предотвращённого ущерба – на 30% и более. На шпалопропиточном заводе внедрение бессточной системы водопользования обеспечивает экономию воды около 50 тыс. м3 /год, а внедрение аналогичной системы при обмывке пассажирских вагонов – до 100 тыс. м3 /год на один пункт. 1. Расчёт оборотного контура охлаждения компрессорных установок Схема оборотного использования охлаждающей воды в компрессорных установках включает водоохладитель с насосом охлаждённой воды, подающий насос и сливной бак (рис. 1). При работе компрессора нагретая вода из сливного бака насосом подаётся в водоохладитель, откуда после охлаждения другим насосом возвращается в компрессор . Сливной бак является расширительной ёмкостью для обеспечения нормальной работы системы. Насосы подбираются исходя из необходимой производительности и создания напора 25–30 мм вод. ст. В качестве водоохладителя испарительного типа используются различные типы теплообменников, выбор которых определяется климатическими и производственными условиями. Охладители брызгательный бассейн или малогабаритные градирни (открытые или вентиляционные). Рис. 1. Схема оборотного использования воды охлаждения компрессоров: 1 – компрессор (струйный); 2 – сливной бак для расширения нагретой воды; 3 – подающий насос; 4 – место установки теплообменника (можно установить для вторичного использования тепла, тогда вода после него должна иметь более низкую температуру, чем t 2 , следовательно, уменьшается время охлаждения и величина испарения воды в водоохладителе); 5 – водоохладитель (брызгательный бассейн, тогда величина капельного уноса велика или миниградирня); 6 – насос; 7 – сливной бак (введение подпиточного объема воды); W – объем циркулирующей охлаждающей воды; Р – слив с целью уменьшения концентрации солей; И – объем испаряемой воды в водоохладителе; У – капельный унос; t 1 – температура воды на входе в компрессор; t 2 – температура воды на выходе из компрессора; а – подача газа (воздуха) в компрессор; в- выход сжатого газа (воздуха) из компрессора; с – подача холодной воды в теплообменник; д – выход нагретой воды из теплообменника; е – подпитка. 1. Определение потери воды от капельного уноса. , где W – объём охлаждаемой воды, м3 /сут.; К1 – коэффициент капельного уноса водоохладителя. 2. Определение потери воды от испарения. , где W – объём охлаждаемой воды, м3 / сут; К2 – коэффициент водоохладителя; t2 – максимальная температура воды на выходе из компрессора, о С; t1 – максимальная температура воды на входе в компрессор, о С. 3. Определение количества осадка, образующегося в баках контура, кг/сут. , где C1 – концентрация взвеси в циркулирующей воде контура, г/м3 ; C01 – предельно допустимая концентрация взвешенных веществ в охлаждённой воде,C01 = 30г/м3 ; α – доля взвеси в осадке; 1000 – коэффициент перевода в кг. 4. Определение количества, воды теряемое с осадком, кг/сут. ОС = Р1 ·К3 , где k3 – расчётная доля воды в осадке, К3 = 1 – α. 5. Определение количества маслонефтепродуктов, всплывших в баках контура, кг/сут. , где С2 – концентрация маслонефтепродуктов в охлаждённой воде контура, г/м3 ; C02 – предельно допустимая концентрация маслонефтепродуктов в охлаждённой воде, С02 = 20г/м3 ; β – расчётная доля нефтепродуктов во всплывшем слое. 6. Определение количества воды, теряемое с маслонефтепродуктами, кг/сут. НП = Р2 ·К4, где К4 – доля воды, теряемая с маслонефтепродуктами, К4 = 1 – β. 7. Определение солесодержания в оборотном контуре. Солесодержание в контуре (Сх ) определяется на основе водно-солевой баланса. При этомСх определяется с учётом добавления питьевой воды с концентрацией солей Сдоб, которая может изменяться от 300 до 1000 мг/л, при продувке П = 0 и Qдоп = 0. При этом производится расчёт при трёх значениях с солесодержанием в добавочной воде равном соответственно 300, 500 и 1000 мг/л. (У+ОС+НП+П)·Сх=(И+У+ОС+НП+П) · Cдоб + Qдоп (1) где У – потери воды от капельного уноса, м3 / сут; ОС – потери воды с удалённым осадком, м3 / сут; НП – потери воды с выделенными нефтепродуктами, м3 / сут; И – потери воды от испарения, м3 / сут; Cдоб – солесодержание в добавочной воде, г/м3 , максимальная Сдоб =1000 г./м3 , Qдоп - количество поступивших в воду контура солей, г/сут. Сдоб. =300г/м3 Сдоб =500 г./м3 Сдоб. =1000 г./м3 8. Определение объема продувки в контуре. Солесодержание воды в контуре не должно превышать Сх = 2000 мг/л. Если расчётное количество Сх по заданию не превышает 2000 мг/л, то продувка не нужна. Если Сх > 2000 мг/л, то рассчитывается объём продувки из водно-солевого баланса, при Qдоп = 0. (У+ОС+НП+П) ∙ 2000=(И+У+ОС+НП+П) ∙ Cдоб +Qдоп Так как расчётное количество Сх не превышает 2000 г./м3 , то продувка не нужна. 9. Определение объёма подпитки по формуле: Qподп = И+У+ОС+НП (2) Qподп = 1,6926+0,1178+0,868+1,684=4,35244,4 м3 /cут Затем рассчитывается процент подпитки и продувки в общем объеме контура. 62 = 100%; 4,4 = х%; х = 7,9% Общее количество подпиточной воды не должно превышать 5%. Необходимо вычислить, что оказывает большее влияние. 2. Расчёт оборотного контура обмывки щёлочным моющим раствором деталей и узлов подвижного состава Для очистки от загрязнений деталей и узлов подвижного состава перед ремонтом (букс, колёсных пар, рессор, тележек, тормозных тяг) используют струйные моечные машины. В зависимости от поступающих загрязнений вода находится в обороте от 1 до 2 месяцев. Струйная моечная машина представляет собой закрытую камеру с наконечниками, которую называют соплом, куда поступают промывочные детали. Моющий раствор готовят на водопроводной воде путём добавления до 50 г./л щелочного реагента (едкого натрия или кальцинированной соды) и 2–3 г./л жидкого стекла для эмульгирования смываемых нефтепродуктов. При истощении моющего средства его корректируют добавлением щелочи. Моющий раствор из бака, располагающегося под камерой, подается насосом к соплам с напором 30–40 мм водяного столба, а отработанный раствор стекает обратно в бак. После этого происходит домывание объекта (детали), путём ополаскивания чистой водой. В процессе работы машины образуется слой всплывших нефтепродуктов и образуется осадок, при этом обычно осадок забивает всасывающий патрубок насоса и сопловую систему, а находившиеся нефтепродукты замасливают промываемую поверхность, что приводит к ухудшению качества мойки деталей. Чтобы этого не происходило, машину останавливают на чистку, а моющий раствор очищают. Отработанные щелочные моющие растворы представляют собой эмульсию разной окраски от желто-белого до темно-коричневого цвета. Допустимое солесодержание моющего щелочного раствора используемого в обороте соответствует СХ = 7000 г./м3 , а после обмывки в машине с использованием щелочи остается солесодержание СХ1 = 10–100 г./м3 после роликов и букс (более загрязненные детали) и СХ2 = 300–2500 г./м3 после колесных пар (менее загрязнены). Нефтепродукты в воде находятся в виде кусков плавающей смазки, после подшипников и букс, и в виде масел после обмывки тележек, колесных пар и цистерн. Присутствие щелочи приводит к образованию коллоидного раствора и повышенного пенообразования. Взвешенные вещества состоят из песка, глины, продуктов коррозии и износа промываемых деталей. Концентрация их составляет от 200–3000 мг/л. Основным способом очистки отработанных растворов является отстаивание, причем за 3–5 мин. отстаивания удаляется 60% взвешенных веществ. Наиболее перспективным оборудованием по отстаиванию является реактор-отстойник , в котором для ускорения отведения взвешенных веществ и нефтепродуктов по оси аппарата размещено приспособление в виде последовательно расположенных воронок. Реактор – отстойник устанавливают после песколовки. Содержание взвешенных веществ на выходе при очистке вод после мойки вагонов составляет 75 мг/л. Производительность оборудования 5–10 м3 /час. Для более глубокой очистки от нефтепродуктов и взвешенных веществ используют флотаторы . Максимальная концентрация нефтепродуктов на флотаторе не должна превышать 50 мг/л, после флотации содержание нефтепродуктов уменьшается в 8–10 раз. Для более глубокой очистки от нефтепродуктов используют фильтры с зернистой загрузкой. 1. Определение количества образующего осадка, кг/сут. , где W1 – производительность моющего насоса, м3 /час; Т1 – продолжительность работы моющего насоса, час/сут; С1 – концентрация взвешенных веществ поступающих в моечный раствор, г/м3 ; α – доля твёрдой фазы в осадке; 103 – коэффициент перевода в кг. 2. Определение объёма воды теряемого с осадком, м3 /сут. ОС = Р·(1 – α)·10-3 , где (1 – α) – доля воды в осадке. 3. Определение количества смываемых нефтепродуктов поступающих в моечный раствор, г/м3 . , где Сн – концентрация нефтепродуктов поступающих в моечный раствор, г/м3 ; β – доля нефтепродуктов в смываемой смеси; 103 – коэффициент перевода в кг. 4. Определение объёма воды в смываемом нефтепродукте, кг/сут (дм3 /сут). НП = Рн · (1-β) где 1-β – доля воды в смываемой смеси 5. Определение объёма воды от испарения (м3 /сут) при вентиляционном отсосе паров из моечной машины. , где С2 – содержание водяных паровв вентиляционном отсосе, г/м3 ; Т2 – продолжительность работы вентилятора, час/сут; W2 – производительность вентилятора, м3 /ч; 106 – коэффициент перевода в м3 /сут. 6. Определение объёма потерь воды от уноса моющего раствора, м3 /сут. , где К1 – коэффициент (процента потери раствора от уноса и разбрызгивания). 7. Определение солесодержания моющего раствора, используемого в обороте без продувки контура (П=0). Солесодержание в контуре СХ определяется из уравнения (1). Значение Сх определяется при П = 0 и Qдоп = 10000 г./сут и для Сдоб = 300, 500 и 1000 г./м3 (соответствующая солесодержанию питьевой воды). Сдоб. =300 г./м3 Сдоб. =500 г./м3 Сдоб. =1000 г./м3 8. Объём продувки контура определяется из расчёта, что допустимое солесодержание моющего щелочного раствора используемого в обороте соответствует 7000 г./м3 , а Qдоп – расчетное подкрепление раствора щелочью 10000 г./сут. Допустимое солесодержание моющего щелочного раствора меньше 7000 г./м3 , поэтому продувка не нужна. 9. Объём подпитки контура определяется по уравнению (2). Qподп = 0,28+0,06+0,003+0,96 = 1,3 м3 /cут Затем рассчитывается процент подпитки и продувки в общем объеме контура. 14,4 = 100%; 1,3 = Х%; Х = 9,02%. Общее количество подпиточной воды не должно превышать 5%. Необходимо вычислить, что оказывает большее влияние. 3. Расчёт контура обмывки вагонов При наружной обмывке пассажирских вагонов, вагонов электропоездов, дизельных поездов и кузовов локомотивов образуется сточная вода, загрязнённая минеральной взвесью, эмульгированным маслом и моющими средствами, в состав которых входят поверхностно-активные вещества и кислоты. В сточной воде содержится до 300 мг/л нефтепродуктов, большое количество минеральной и органической взвеси до 250 мг/л. На предприятиях сети (на железных дорогах) наружную обмывку подвижного состава осуществляют с помощью специальной моечной машины, включающей систему труб с насадками для моющего раствора и обмывочной водой, а также систему вращающихся щёток, количество которых доходит до восьми пар. Моющий раствор готовят на основе технического моющего средства (ТМС), в состав которого входят компоненты: ПАВ – алкиларилсульфонат – 40%; триполифосфат – 20%; сульфат натрия – 25%; силикат натрия ингибитор коррозии -5%; вода -10%. Машина находится на открытой площадке или в закрытом ангаре. По мере продвижения подвижного состава со скоростью 0,4 – 0,5 км/час, с него смывают грубые загрязнения, наносят моющий раствор, растирают его по поверхности и обмывают подогретой водой щётками. Подогрев обмывочной (оборотной) воды проводят в котельной. Заключительной операцией является обмывка свежей водой. Обмывочная вода стекает с подвижного состава в межрельсовый лоток, проходит очистку и используется повторно (рис. 2).
Рис. 2. Схема оборотного использования воды при промывке грузовых вагонов: 1 – прирельсовый сборный лоток; 2 – колодец – предотстойник; 3 – дозатор коагулянта; 4 – отводящий лоток; 5 – гидроэлеватор; 6 – промежуточный резервуар; 7 – флотатор-отстойник; 8 – рециркуляционный трубопровод; 9 – выпуск нефтепродуктов; 10 – напорный бак; 11 – воздушный эжектор; 12 – рециркуляционный насос; 13 – резервуар для очищенной воды; 14 – насос для подачи воды на промывку; 15 – выпуск в канализацию; 16 – фильтр для доочистки сбрасываемой воды; 17 – водопровод; 18 – хлоратор; 19 – решетка; 20 – промываемые вагоны. 1. Определение количества образующего осадка (кг/сут.) , где V1 – расход воды на обмывку одного вагона без использования моющего средства: 1,5 м3 /вагон; N – количество обмываемых вагонов в сутки, штук; С2 – концентрация взвешенных веществ в отработанной воде; С1 – допустимая концентрация взвешенных веществ в оборотной воде, С1 =75 г./м3 ; α – доля твёрдой фазы в осадке; 1000 – коэффициент перевода в кг. 2. Определить количество воды теряемое с осадком, м3 /сут. ОС = Р1 ·(1-α)·10 −3 , где (1-α) – доля воды.
3. Определить количество уловленных нефтепродуктов, кг/сут , где N – количество обмываемых вагонов в сутки, штук; С4 – концентрация нефтепродуктов в отработанной воде г/м3 ; С3 – допустимая концентрация нефтепродуктов в отработанной воде С3 = 20 г./м3 ; β – доля нефтепродукта в отводимой смеси; 1000 – коэффициент перевода в кг. 4. Определить количество воды, теряемое с удаляемыми нефтепродуктами, л/сут. НП = Р2 · (1-β), где (1-β) – для воды в уловленных нефтепродуктах. 5. Определить объём воды теряемой на унос и разбрызгивание при машинной обмывке подвижного состава, м3 /сут. , где К1 – коэффициент потерь воды на унос и разбрызгивание, 2%, 100 – перевод процентов в долю. 6. Определить потери воды от испарения из моечной машины струйного типа, м3 /сут. , где К2 – коэффициент на испарение воды, зависящий от времени года (0,2% для лета); t1 –начальная температура обмывочной воды, о С; t2 – конечная температура обмывочной воды, о С, 100 – перевод процентов в долю 7. Количество солей, поступающее в оборотную воду без применения моющих растворов (смытых с вагонов), г/сут рассчитывается по формуле: m1 = C5 · V1 ∙N, где С5 – увеличение солесодержания оборотной воды (г/м3 ∙сут), которое равно 10 г./м3 в сутки; 8. Определить массу солей, поступающую в оборотную воду при использовании моющих средств (для смачивания вагонов), г/сутки. Избыток моющего раствора стекает в количестве 1/2 от наносимого количества его на вагон (расход моющего средства-раствора составляет примерно 5 л на вагон). m2 =1/2 · V1 · N ∙ С6 · α1 + m1 , где V1 – расход технического моющего средства-раствора, л/вагон; N – количество обмываемых вагонов в сутки, штук; С6 – концентрация моющего средства-раствора, г/л; α1 – доля непрореагировавшего моющего раствора; m1 – масса солей, смытых с вагона, г/сутки. Оставшаяся часть ТМС находится на стенках вагона. 9. Определить солесодержание оборотной воды « C х » без продувки контура (П=0) и без применения моющего раствора из солевого баланса из уравнениия (1). (У+ОС+НП+П) ∙ Сх =(И+У+ОС+НП+П)∙Сдоб +Qдоп , где У – потеря воды от капельного уноса, м3 /сут; ОС – потеря воды с удалённым осадком (нефтешламом), м3 /сут; НП – потеря воды с выделенными нефтепродуктами, м3 /сут; И – потеря воды от испарения, м3 /сут; Сдоб – солесодержание добавочной воды, мг/л (г/м3 ); Сдоб = 300, 500 и 1000 г./м3 ; Qдоп = m1 , это количество поступивших в воду контура солей с обмывочной водой , г/сут. Сдоп = 300 мг/л Сдоп = 500 мг/л Сдоп = 1000 мг/л 10. Определить солесодержание оборотной воды « C х » без продувки контура (П=0) с применением 3% моющего раствора (из уравнения (1)). Сдоб =300, 500 и 1000 г./м3 ; Qдоп = m2 г/сут. Сдоп = 300 мг/л Сдоп = 500 мг/л Сдоп = 1000 мг/л Поскольку заключительной стадией является домывка вагонов питьевой водой с температурой 60–800 С, то в этом случае солесодержание Сх в оборотном контуре допускается до концентрации 3000–4000 г./м3 . Поэтому объем продувки рассчитывается, если Сх > или = 3000 г./м3 . Солесодержание в оборотном контуре Сх > 3000 г./м3 , поэтому нужна подпитка. При m1 = 1905 г./сут: При m2 = 3953 г./cут: Посчитать процент продувки от объема воды в контуре. 11. Определение объема подпитки проводится по уравнению (2). Рассчитать процент подпитки от суточного потребления воды. Qподп = 12,6+3,8+0,073+3,4 = 19,87 м3 /сут Затем рассчитывается процент подпитки и продувки в общем объеме контура. Общее количество подпиточной воды не должно превышать 5%. Необходимо вычислить, что оказывает большее влияние. 12. Определить дополнительную потерю воды за сутки, м3 /сут. Эта величина рассчитывается как 6% от суточной подачи воды Vсут = V1 · N, м3 /сут. Vсут =1,5 ∙ 127 = 190,5 м3 /cут 6% от суточной подачи воды составляет 11,43 м3 /сут Она оценивает необходимое количество воды для компенсации объема ее потерь при транспортировке в системе. При большем расходе воды в систему будет поступать избыток, который приведёт к переливу воды в системе, т.е. неоправданный сброс в канализацию. Расход потери моющих средств В процессе мойки вагонов происходит потеря ТМС. 13. Определить расход массы моющего средства (кг/вагон) , где С6 – концентрация необходимого моющего средства-раствора, г/л; К3 – коэффициент возврата ТМС; V2 – расход моющего средства ТМС, л/вагон; 1000 – пересчет в кг/вагон. 14. Определить суточный расход моющего раствора, м3 /сут. , где m3 – расход массы моющего средства, кг/вагон; N– количество обмываемых вагонов в сутки; С6 – концентрация моющего раствора; 15. Рассчитать количество осадка в сборном баке моющего раствора, кг/сут. , где V3 – суточный расход моющего раствора, м3 /сут., С7 – концентрация взвешенных веществ в собранном растворе, образовавшемся после очистки, г/м3 ; С1 – 75 г./м3 – норма содержания взвешенных веществ в оборотной воде; α2 – доля твёрдой фазы в осадке, а (1-α2 ) – доля воды в осадке; 1000 – коэффициент перевода в кг. 16. Рассчитать количество всплывающих нефтепродуктов в сборном баке, после мойки, кг/сут. , где V1 – суточный расход моющего раствора, м3 /сут. С8 – концентрация нефтепродуктов в собранном моющем растворе, г/м3 . С3 – 20 г./м3 – норма содержания нефтепродуктов в оборотной воде (в растворе), г/м3 ; γ – доля нефтепродукта во всплывшем слое в собранном моющем растворе, (1-γ) – доля воды. 17. Определить количество моющего раствора, теряемое с удаляемым из бака осадком. ОСМР = P3 ∙ (1-α2 ) 18. 19. Определить количество моющего раствора, теряемое с нефтепродуктами. НПМР = P4 ∙ (1-γ), 20. Определить объём разбрызгивания моющего раствора при нанесении его с помощью сопел моечной машины. , где V3 – расход моющего раствора, м3 /сут; J1 – потери моющего раствора при разбрызгивании, % (J=3%); 100 – перевод в проценты. 21. Определить объём потери раствора от испарения при машинной обмывке вагонов. , где J2 – коэффициент, зависящий от времени года, J2 = 0,2; 100 – перевод в проценты. 22. Определение общих потерь моющего раствора, (ПМобщ ), м3 /сут . ПМобщ = ИМР + УМР + ОСМР + НПМР ПМобщ = 0,02+0,009+0,01+0,05 = 0,089 м3 /сут 23. Рассчитать процент общих потерь моющего раствора от суточного расхода. Суточный расход моющего раствора V3 = 0,3 м3 /cут, общие потери моющего раствора ПМобщ. =0,089 м3 /cут:
Выводы 1. При расчёте оборотного контура охлаждения компрессорных установок концентрация солесодержания не превышает 2000 мг/л, поэтому продувку контура производить не следует. Количество подпиточной воды превышает 5% и составляет 7,79%. Исходя из расчётных данных, необходимо дать рекомендации главному механику по восстановлению герметизации, т. к. испарение воды даёт больший вклад. 2. При расчёте оборотного контура обмывки щелочным моющим раствором деталей и узлов подвижного состава концентрация солесодержания не превышает 7000 мг/л, поэтому продувка не проводится. Количество подпиточной воды превышает 5% от циркулирующей в системе и составляет 9,02%, из-за загрязнения нефтепродуктами. Рекомендуется отделу главного механика увеличить количество очистных работ оборотного контура. 3. При расчёте обмывки вагонов концентрация солесодержания превысила 3000 мг/л, поэтому необходимо провести продувку. Подпитка превысила 5% и составила 10,4%, поэтому необходимо рекомендовать отделу главного механика проверить работу градирны, т. к. испарение имеет больший вклад. Суточные потери ТМС составили 30%, поэтому главному инженеру необходимо подобрать помещение и оборудование для оптимального хранения моющих средств. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1.Зубрев Н.И., Байгулова Т.М., Зубрева Н.П. Теория и практика защиты окружающей среды. – М.: Желдориздат, 2004. 2.Зубрев Н.И., Журавлёв М.А. Методические указания. – Москва 2008. |