Курсовая работа: Расширенный реферат научной книги
Название: Расширенный реферат научной книги Раздел: Остальные рефераты Тип: курсовая работа | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Содержание Введение 1. Реферирование как особая разновидность работы с информацией 1.1 Из истории реферирования 1.2 Понятие о реферате, его структура 2. Расширенный реферат научной книги 2.1 Расширенный реферат научной книги и его назначение 2.2 Сущность расширенного реферата научной книги 2.3 Модель расширенного реферата научной книги и её анализ Заключение Список использованной литературы Введение Реферирование — это сложный творческий процесс, в основе которого лежит умение выделить главную информацию из текста первоисточника. В специальном исследовании «Об обязанностях журналистов при наложении ими сочинений, предназначенных для поддержания свободы философии» в 1755 г. М.В. Ломоносов предъявил строгие требования к рефератам: «Кто берется сообщать публике содержание новых сочинений, должен наперед взвесить свои силы, ибо он предпринимав труд тяжелый и весьма сложный, которого цель не в том, чтобы передавать вещи известные и истины общие, но чтоб уметь cхватить новое и существенное в сочинениях, принадлежит иногда людям самым гениальным. Говорить о них неверно и нерассудительно – знaчит подвергать себя презрению и посмеянию» [3; С.7]. Любой специалист должен иметь устойчивые навыки работы с текстами. При этом, конечно, можно говорить об умении пользоваться всеми информационными процессами. Наиболее важным и трудным в рассматриваемом случае является процедура, включающая одновременно несколько информационных процессов, нацеленная на определённый способ переработки текста, позволяющий без искажений содержания (сущности) документа-источника получить из него вторичный документ в сжатом (свёрнутом) виде. Такая деятельность определяется как аннотирование и реферирование, а применяемый способ – аналитико-синтетическая переработка. Тема данной курсовой работы – расширенный реферат научной книги. Она актуальна потому, что реферирование играет важную роль в научно-исследовательской работе и позволяет обрабатывать огромное количество информации. Чтобы осуществить реферирование какого-нибудь документа или книги, нужно обладать определёнными знаниями и практическими навыками. Для решения этой проблемы применяются методы реферирования документов. Целью работы является процесс составления расширенного реферата научной книги. В задачи данного исследования входит рассмотрение круга вопросов: рассмотрение процесса реферирования в целом, составление расширенного реферата научной книги (на основе научной монографии) Курсовая работа состоит из введения, обзора литературы, основной части, заключения и списка использованной литературы. Обзор литературыНаиболее обстоятельно методика процесса реферирования изложена в работахВ.И. Соловьева [3; C. 199-319]. Главная особенность реферата в том, что он отражает, идентифицирует не вообще содержание соответствующего произведения (документа, издания), а лишь новое, ценное и полезное содержание (приращение науки, знания), Эта давно осознанная функция библиографии до сих пор не воспринята библиографоведением во всех его модификациях. Вопреки исторической закономерности сам феномен реферата (реферирования) исключен из процесса библиографии и лишь сохранен в самом общем и, на наш взгляд, не совсем четком определении: «Краткое изложение содержания документа или его части, включающее основные фактические сведения и выводы, необходимые для первоначального ознакомления с документом и определения целесообразности обращения к нему» [ГОСТ 7.9-95; С. 5]. Скажем, в отличие от аннотации дальнейшей дифференциации здесь не дается. Но она есть в учебнике «Библиографическая работа в библиотеке»: «Рефераты классифицируются по целевому назначению (общие и специализированные); глубине свертывания информации (информативный реферат, реферативная аннотация, расширенный реферат), форме представления (анкетные или позиционные рефераты, табличные рефераты, рефераты телеграфного стиля, схематические рефераты); методу изложения информации в реферате (реферат-экстракт, перефразированный реферат, синтезированный реферат); способу подготовки (ручной, автоматизированный); количеству охваченных рефератом источников (монографический, сводный); авторскому исполнению (автореферат, реферат, составленный другим человеком – референтом)» [2; С. 22]. Более обстоятельно процесс реферирования рассмотрен в классической монографии «Основы информатики». Здесь выделяются два основных вида рефератов: информативный (реферат-конспект) и индикативный (указательный, или реферат-резюме). Затем классификация уточняется по другим признакам: по количеству источников – монографический (по одному), обзорный (по нескольким на одну тему); специализированный – изложение ориентировано на специалистов в определенной отрасли деятельности или на какой-либо аспект (оборудование, технология, методы исследования); с точки зрения составителя – авторские, составленные специалистами (референтами) [16; С. 80-81]. Другой точки зрения придерживается В.П. Леонов, который считает деление рефератов на информативные и индикативные достаточно спорным [7; C. 32]. В основе типизации рефератов и аннотаций, по его мнению, лежит «функциональный критерий», согласно которому аннотации по «общественному назначению» подразделяются на справочные и рекомендательные (как мы отмечали выше, довольно распространенная точка зрения), а рефераты по функциональному назначению – на общие (для специалистов широкого профиля) и специализированные (для специалистов узкого профиля). «Функциональный критерий» дополняется другими признаками, которые играют вспомогательную роль: способ характеристики первичного документа, глубина свертывания, форма представления, степень механизации, количество источников, составитель [7; С. 49]. К сожалению, подход В.П. Леонова также нельзя считать бесспорным. В.И.Соловьев считает, что реферирование непременно связано с оценкой информации, содержащейся в первичном документе. Но она, по его мнению, не носит критического характера, свойственного, например, рецензии, поэтому оценка должна проводиться при реферировании всех текстов. Это требование, являясь основанием для того, чтобы говорить о критической направленности процесса реферирования, в то же время не позволяет выделить в качестве самостоятельного типа критический реферат. Реферирование – это всегда в определенной степени оценка содержания первоисточника. Но если эта оценка не отражается в процессе информационного общения (управления), т.е. не воспроизведена в реферате и соответствующем издании, а остается в скрытом виде, то, значит, и не существует для потребителей информации. Следовательно, нельзя дать целенаправленной оценки и самому процессу реферирования, и его результату. Другими словами, субъективный характер этого процесса еще больше усугубляется [13; C. 35]. Наиболее интересным с точки зрения реферирования как процесса логической переработки документальной информации является метод моделирования. Например, В.И. Соловьев рассматривает реферат как информационную модель реферируемого документа, который представляет собой, по существу, и отображение (модель) соответствующей объективной действительности, познанной в процессе научного исследования [14; C. 217]. В данном случае нужно говорить не просто об информационной (содержательной, идеальной, мыслительной) модели, а об информационно-семиотической (знаково-логической), т.е. применительно к изданиям – логико-знаково-конструктивной модели. В этом отношении реферат – это прежде всего семиотическая модель документального источника и соответствующей, отраженной в этом документе действительности. Именно в такой форме реферат и функционирует в системе социального общения. Содержание реферативной модели должно быть адекватно содержанию оригинала. Однако эта адекватность носит различный характер. Реферат может отражать все основные ступени семиотической редукции - синтаксическую, семантическую и прагматическую [3; C. 45-48]. Так, семантическая адекватность реферата достижима лишь для социальной информации в сфере точных наук, документальных источников теоретического характера. Для социальной информации в сфере художественной литературы, искусств, публицистики, технической деятельности и т.п. одного семантического критерия явно недостаточно. Не случайно в библиографических изданиях по литературоведению и искусству, общественно-политическим наукам наибольшее распространение получили такие разновидности реферата, как аннотация и рецензия. При реферировании документов по естествознанию и технике, как свидетельствуют практика и существующие методики, используют не семантический, или абстрактно-логический, критерий, а описательный, синтаксический. Последний заложен в самом широко распространенном определении реферата, который понимается как «сокращенное изложение содержания произведения печати (его части) или опубликованной работы (ее части) с основными выводами и фактическими сведениями» [ГОСТ 7.9-95; С. 6]. Таким образом, документальный первоисточник можно рассматривать как синтаксическое, семантическое и прагматическое информационное единство. Каждая из этих трех составляющих может служить определенным критерием реферирования в зависимости от решаемых задач. Рефераты, предназначенные для поиска фактографической информации, должны прежде всего соответствовать синтаксической (максимальной) полноте информационного анализа; предназначенные для специалистов – должны иметь семантическое, для массового потребителя – прагматическое соответствие реферируемым первоисточникам. 1. Реферирование как особая разновидность работы с информацией Искусство реферирования, или извлечение наиболее важных или характерных фрагментов из одного или многих источников информации, стало неотъемлемой частью повседневной жизни. Новости, которые предлагает нам телевидение, – это суть реферат мировых событий дня. Бегущая строка биржевых котировок – «сухой остаток» информации о купле-продаже, которую ежеминутно порождает рынок. Программа телевидения предлагает короткие анонсы фильмов, и телезрители, думая, что листают программку, на самом деле читают реферативный журнал по киноискусству. 1.1 Из истории реферирования Старейшие зарегистрированные записи относятся к Шумерской цивилизации (около 3600 г, до н.э.) и были сделаны на глиняных табличках. Естественно предположить, что уже тогда учащиеся и писцы делали на глине краткие заметки, затем обжигали эту глину и хранили свои записи длительное время. Египетские библиотеки были основаны в 2000 г. до н.э., и в них содержались папирусы с отчетами об исторических событиях и судебных делах. В период расцвета греческой цивилизации были написаны тысячи книг и стали создаваться личные библиотеки. Зрителям греческих пьес выдавались «рефераты», в которых можно было найти краткое описание содержания и список действующих лиц. Вэллинистический период, когда греческая цивилизация распространилась по Средиземноморью, Птолемей I (367-285 гг. до н.э.) основал знаменитую Александрийскую библиотеку, которая затем была расширена Птолемеем II (309-247 гг. до н.э.). В библиотеке хранилось около 500 тысяч свитков, что эквивалентно 100 тысячам современных книг. Пергамская библиотека, основанная в этот период, содержала около 200 тысяч свитков. На 120 свитках содержалось описание фондов Александрийской библиотеки. Ученые и писцы были заняты переписыванием, реферированием, выписыванием отрывков и аннотированием этих свитков. Во время упадка Греции собрание Александрийской библиотеки послужило средством передачи культурного наследия восходящему Риму. В средние векапосле падения Римской империи в 476 г. грамотными были в основном монахи, жившие во множестве монастырей по всей Европе. Среди образованного населения международным языком являлась латынь. До распространения в Европе бумаги (XII_в.) записи делались на пергаментах, которые хранились в монастырских библиотеках и домах богатых людей. Именно в этот период возник термин «abstractus»: обычно монахи, переписывая каждую страницу, составляли и краткое описание содержания документа. С другой стороны, короли того времени требовали от своих послов и генералов написания сжатых рефератов их отчетов, а в Ватикане реферировались бесчисленные отчеты, поступавшие от папских посланников. В эпоху Возрождения(XIV—XVII вв.) в Европе возникли различные научные общества и академии. Ученые общались друг с другом посредством писем, и если полные тексты направлялись одному-двум ближайшим друзьям, то рефераты этих писем рассылались другим адресатам. Положение резко изменилось с изобретением Гутенбергом печатного станка. Первый научный журнал «Le Journal des scavans» был выпущен в 1665 г. французской Академией наук. Несколькими месяцами позже Лондонское Королевское общество начало издавать «Philosophical Transactions». Всего же с 1665 г. по 1730 г. появилось 330 новых периодических изданий. Все они, помимо оригинальных работ, печатали аннотации книг и рефераты научных статей, в особенности иноязычных. В XVIII в.первые полностью реферативные журналы стремились к универсальности, но большей частью охватывали художественную литературу. Первым из них, вероятно, был «Aufrichtige» Кристиана Готтфрида Гоффмана, выходивший с 1714_г. по 1717_г. Первыми реферативными журналами в Англии были «Universal Magazine of KnowledgeandPleasure» (1747-1815 гг.) и «MonthlyReview» (1749-1844гг.). В 1778 г. Лоренц фон Крелл основал первый полностью химический журнал «ChemischesJournalIuerdieFreundederNaturlehreArzneygeiahrtheit, HaushaltungskunstundManufacturen». Крелл был чрезвычайно заинтересован в информировании своих читателей о важных публикациях в этих изданиях, и это делалось с помощью цитат или рефератов. Первые научные журналы в России появились в петровскую эпоху (20-30е годы XVIII в.). С созданием Академии Наук (1724_г.) реферирование составляло неотъемлемую часть научной работы. Так, один из параграфов «Проекта положения об учреждении Академии наук и художеств», утвержденного Петром I, гласил: «Каждый академикус обязан в своей науке добрых авторов, которые в иных государствах издаются, читать. И тако ему будет легко экстракт из оных сочинить. Сии экстракты, с прочими рассуждениями, имеют от Академии в назначенные времена в печать отданы быть» [3; С.10-11]. Реферирование предназначалось, как указывалось в уведомлении редакции журнала «Содержание ученых рассуждений императорской Академии Наук», для распространения в научно-популярной форме достижений науки и техники, чтобы российскому народу «яснее понять можно было, в чем именно авторы сих рассуждений о приращении наук прилагали старание» [4; С. 20]. В XVIII - начале XIX в. научные журналы России были в основном заполнены не статьями, а сообщениями о новых статьях с оценкой и кратким изложением содержания. Эти сообщения, включающие цитаты оригинального текста или авторские комментарии, получили название экстрактов (рефератов в современном значении этого слова). Впервые термин «реферат» появился в России в «Настольном словаре для справок по всем отраслям знаний» Ф.Г. Толля (1864 г.), где определяется как «отношение, деловая записка, изложение дела вкратце» [4; С. 32]. Стремительный рост потока научно-технической информации в XX веке обусловил появление многочисленных реферативных журналов. С середины XX века на основе реферативных журналов стали возникать электронные базы данных (БД), представляющие собой реферативный журнал в машиночитаемой форме. В настоящее время самыми известными реферативными журналами (РЖ) в России являются РЖ ВИНИТИ (Всероссийский институт научной и технической информации Академии Наук) и РЖ ИНИОН РАН (Институт научной информации по общественным наукам Российской Академии Наук). Сейчас оформляются четыре области, где велика потребность в реферировании. Во всех четырех средствам реферирования придется иметь дело с такими форматами документов, как HTML и XML. Кроме того, данные области должны будут пользоваться информацией, заключенной в тегах (элементах языка разметки гипертекста), связанных с каждым документом. Работа над средствами реферирования гибридных источников и источников на разных языках только начинается, первые прототипы были предложены для реферирования большого числа документов и подготовки аннотаций для мультимедийных источников. В этих приложениях средства реферирования должны извлекать информацию из отформатированных данных и из неотформатированного текста. Таковы, например, сообщения об игроке футбольной команды, в которых статистическая информация о нем объединена с информацией из базы данных, содержащей сведения о его последних успехах. Такие приложения еще очень новы и не имеют под собой серьезного теоретического фундамента. В целом, отрасль средств реферирования находится в самом начале своего развития. Многие из описанных технологий уже работают, и можно ожидать, что инструменты реферирования будут играть решающую роль в завоевании широких информационных пространств в будущем. 1.2 Понятие о реферате, его структура Реферат (от лат. «refero», что означает «сообщаю») представляет собой краткое изложение в письменном виде или в форме публичного доклада содержания научного труда (трудов) литературы по теме с раскрытием его основного содержания по всем затронутым вопросам, сопровождаемое оценкой и выводами референта. Он должен дать читателю объективное представление о характере освещаемой работы, изложить наиболее существенные моменты ее содержания. В отличие от аннотации реферат не только дает ответ на вопрос о чем говорится в первичном печатном документе, но и что говорится, т.е. какая основная информация содержится в реферируемом первоисточнике. Реферат дает описание первичного документа, оповещает о выходе в свет и о наличии соответствующих первичных документов, он является также источником для получения справочных данных и самостоятельным средством научной информации. Реферат может быть выполнен в письменном виде и в форме устного доклада. Цель реферата – дать читателю относительно полное представление о затронутых в первоисточнике вопросах. В структуре реферата можно выделить три основные части: заголовочную, собственно реферативную и справочный аппарат. Собственно реферативная часть включает в себя основную информацию, получаемую путем аналитико-синтетической переработки содержания первичного документа. Наряду со словесным текстом она может включать также формулы, таблицы, иллюстрации, что бывает обусловлено правилами, которые устанавливают редакции реферативных изданий, исходя в большинстве случаев из технологической возможности их подготовки и выпуска. Например, реферативная часть рефератов по общественным наукам наряду с информацией, извлеченной непосредственно из первичного документа, включает дополнительные сведения справочного характера (об авторе, реферируемом источнике и т.п.), вносимые референтом. Дополнительные справочные сведения, относящиеся к автору, принято вводить также в начало рефератов по культуре и искусству. Заголовочная часть состоит из заглавия реферата и библиографического описания первичного документа. К справочному аппарату реферата относятся сведения, дополнительно характеризующие реферируемый документ и реферат, такие как индекс УДК; шифр (номер) реферата; справки о количестве иллюстраций и таблиц в тексте реферируемого документа, об имеющейся в нем притекстовой библиографии; ссылки, примечания референта или редактора, фамилия референта (название организации, составившей реферат). В тех случаях, когда указывается фондовый номер реферируемого документа, его также нужно относить к справочному аппарату. Расположение отдельных структурных элементов, относящихся к заголовочной части, справочному аппарату и собственно реферативной части обусловливается конкретным материалом, а также официальными правилами, установленными стандартами или редакцией. Одним из важных является вопрос о том, с чего следует начинать изложение собственно реферативной части. Как варианты можно рассматривать: название решаемой проблемы, научной задачи, темы. Такое начало сразу вводит потребителя информации в атмосферу того существенного, что дано в реферате. Для рефератов документов, в которых описаны изделия, технологические процессы, методы исследований и т.п., характерным является начало, в котором указывается назначение предмета описания. Сам предмет обычно называется в заглавии. К типичным относится начало реферата, в котором дается обобщенная характеристика содержания реферируемого документа или указывается, в чем суть этого содержания. Объем собственно реферативной части связан с нормами, установленными государственным стандартом ГОСТ 7.9-95. Средний объем текста в печатных знаках определен: 500 – для заметок и кратких сообщений, 1000 –для большинства статей и описаний изобретений, 2500 – для документов большого объема. Однако при всем стремлении сделать объем реферата стабильным, он остается зависимым от объема и оригинальности реферируемого источника информации, от его научной ценности, доступности широкому кругу читателей, от целевой направленности реферата, а также от того, как и где он опубликован, и от области знания, к которой относится первичный документ. Получение выводов – особое действие в реферировании. Оно может входить в написание реферата, но в силу специфики его следует выделить. Выводы даются в заключении. Их еще предстоит получить, как бы «вывести» из всего текста. Выводы – это всегда новое знание, как умозаключение из ранее сделанных посылок. Вот почему их следует разрабатывать, все время особо ориентируясь на цель, в выводах достигая ее. Кроме краткого и четкого и изложения выводов необходим анализ степени выполнения поставленных во введении задач. Составление библиографии для реферата целесообразно ограничивать, во-первых, конкретно используемыми в тексте источниками, из которых цитируются положения и на которые есть ссылки, во-вторых, только теми работами, которые имеют самое прямое отношение к теме и цели реферата. Составлять список литературы следует с соблюдением всех правил ГОCТа и оформлять в алфавитной последовательности. В него вносится весь перечень изученных учащимся в процессе написания реферата монографий, статей, учебников, справочников, энциклопедий и пр. 2. Расширенный реферат научной книги Реферирование есть разновидность самостоятельной работы с литературным источником, состоящей в использовании разнообразных приемов обработки заключенной в нем информации. При реферировании материал источника конспектируется, цитируется, анализируется, обобщается, сравнивается, в нем выделяется главная мысль, к нему выражается личное отношение, проводятся обоснование, доказательство, моделирование, классификация. В итоге этой работы пишется реферат как последовательное, цельное, логически завершенное письменное изложение ее результатов. 2.1 Расширенный реферат и его назначение Расширенный реферат составляется с ориентировкой на выполнение преимущественно информативной функции. Составление расширенного реферата необходимо, если книга издана на иностранном языке и имеется в стране лишь в нескольких экземплярах. Расширенный реферат научной книги должен составляться на основе поаспектного анализа ее содержания. При составлении реферата книги, обладающей сложной структурой, нужно помнить, что не все ее структурные элементы равнозначны по информативности и что одни и те же сведения в них могут дублироваться. Поаспектный же метод реферирования позволяет отвлечься от структуры книги и создать компактный, содержательный реферат, который включает в себя основной сгусток информации, извлеченной из всего текста научной книги. Реферируя книгу, нельзя обеспечить равномерное освещение всех ее аспектов. Выбор аспектов и степень их освещения зависят от целенаправленности реферата, т.е. от того, на какие группы потребителей информации он рассчитан, какие должен выполнять функции. Расширенный реферат книги имеет элементы информативного и индикативного рефератов. В нем излагаются основные положения книги, содержащиеся в ней новые идеи, концепции, выводы. Чтобы показать, насколько обоснованны и достоверны излагаемые результаты, в реферате в обобщенной форме могут быть приведены основные авторские аргументы, доказательства. Однородная информация, выбираемая из книги в процессе поаспектного анализа и комплексируемая применительно к соответствующим аспектам, излагается в реферате поабзацно. Такой реферат, составленный из последовательно расположенных абзацев, каждый из которых соответствует тому или иному смысловому аспекту книги, становится в итоге сводным по своему содержанию. Когда книга многопрофильна, возможны два варианта реферата. В одном случае реферат может состоять из ряда частей (разделов), в каждой из которых поаспектно излагается содержание соответствующего тематического раздела книги; в другом – реферат может быть составлен с учетом только какого-либо одного тематического профиля, в соответствии, например, с запросом потребителя (целевой или аспектный реферат). 2.2 Сущность расширенного реферата научной книги Сложившая практика реферирования научной литературы свидетельствуют о том, что оптимальный объем реферата должен составлять в среднем 10-15 % реферируемого документа (хотя возможна и большая степень сжатия информации). В данном случае в реферате в полной мере можно отразить все элементы структуры, основной фактографический материал, методические и концептуальные особенности реферируемого источника, статистические и справочные данные. Такой реферат может заменить исследователям и преподавателям первоисточник, который возможно им недоступен по тем или иным причинам. Являясь специфическим жанром научной информации, реферат во многом по своей структуре зависит от реферируемого документа. Тем не менее в его структуре обычно выделяются три основные части: • заглавие; • текст реферата; • справочный аппарат. Заглавие реферата включает в первую очередь библиографическое описание (БО) реферируемого источника. Если же реферируется литература на иностранных языках, то в самом начале дается краткий перевод заглавия, а затем БО документа на языке оригинала. В сводных рефератах сначала приводится название данного реферата, после чего идет перечень БО реферируемых источников. Причем, очередность их расположения может базироваться на основе хронологического или алфавитного принципа. Сам текст реферата содержит научно значимую информацию, полученную путем аналитико-синтетической обработки реферируемого документа. В тексте применяются цитаты, формулы, таблицы и иллюстрации. В нем даются сведения об авторе реферируемого источника (ученая степень, место работы и др.), представляется структура и особенности первоисточника, документальная база исследования, отмечается актуальность и степень новизны реферируемой работы, излагаются концептуальные воззрения автора. Справочный аппарат расширенного реферата научной книги обычно включает сведения, которые дополнительно характеризуют первоисточник: • индекс УДК; • шифр или номер реферата; • справки о количестве иллюстраций и таблиц в реферируемом документе, о наличии в нем библиографии; • ссылки и примечания референта; • фамилию референта или название организации, составившей реферат. Проблема структуры реферата тесно связана с особенностями составления расширенного реферата научной книги, которые практически сводятся к следующему: • общее ознакомление с реферируемым документом (чтение авторского резюме, введения, оглавления и заключения, просмотр текста, приложений и справочного аппарата), в ходе которого определяется его научная значимость и актуальность, тип будущего реферата; • чтение документа с целью выделения существенных, ключевых элементов его содержания, определения глубины и степени новизны информации, выявленной в реферируемом источнике и т.п.; • анализ выделенных сведений и окончательный их отбор для включения в реферат; • построение схемы изложения материала реферата с тем, чтобы он логически и адекватно отражал реферируемый документ; • написание и научное оформление реферата Далее в курсовой работе приводится модель расширенного реферата научной книги П.А._Гаджикурбанова «Античная философия: Энциклопедический словарь». 2.3 Модель расширенного реферата научной книги и её анализ Расширенный реферат научной книги составляется в 3 этапа: 1. Внимательное чтение текста первоисточника, 2. Обработка текста по дифференциальному алгоритму (выделение в каждом абзаце ключевых слов, составление смысловых рядов и выявление доминаты), 3. Составление и оформление расширенного реферата. Рассмотрим методику составления расширенного реферата научной книги. Книгу необходимо прочитать с карандашом в руках три раза. При первом прочтении нужно подчеркивать только ключевые слова. Второе чтение − построение смысловых рядов. В третий раз читаются смысловые ряды, на основе которых выявляется основное значение текста − доминанта. Текст 1 Образец расширенного реферата научной книгиП.Л. Гаджикурбанов Античная философия: Энциклопедический словарь/Отв. ред. М.А.Солопова. М.: Прогресс Традиция, 2008. — 896 с. Энциклопедический словарь «Античная философия» посвящен классической философской традиции Древней Греции и Рима. Издание вышло в свет под грифом Института философии РАН, в его авторском коллективе — представители ведущих академических институтов и университетов Москвы, Санкт-Петербурга и Новосибирска. Как сказано в предисловии, «главный замысел словаря — отразить в компактной форме все аспекты исторического бытия античной философии с VI в. до н. по VI в. н.э. и познакомить с последними достижениями отечественного зарубежного историко-философского_ антиковедения»._ В_ Словаре_ с исчерпывающей полнотой дана вся палитра школ, направлений персоналий античной философии, значительное число которых впервые освещено в энциклопедическом издании, а также представлены ключевые понятия философии и наиболее значимые произведения античного наследия. Появление энциклопедического словаря «Античная философия» — исключительное и долгожданное событие в отечественной философии и историко-философской науке. Действительно, до сих пор у нас не было опубликовано ни одного труда подобного рода. Хотелось бы подчеркнуть, что перед нами не переводное издание, а работа, выполненная силами ведущих российских исследователей античной философской мысли. Это особенно важно, поскольку до недавних пор в качестве некоторого эрзаца необходимых для русскоязычного читателя специализированных лексиконов античной культуры и философии выступал переведенный с немецкого «Словарь античности», где статьи по античной философии, небольшие по объему,занимали не самое видное место. Ценную информацию справочного характера об основных персоналиях и темах, связанных с античной философской традицией, можно было почерпнуть из наиболее авторитетных энциклопедических проектов, посвященных общефилософской проблематике: пятитомной «Философской энциклопедии», «Философского энциклопедического словаря» и четырехтомной «Новой философской энциклопедии». Как представляется, создание энциклопедического словаря «Античная философия» во многом было стимулировано появлением «Новой философской энциклопедии», в которой весьма широко освещена античная философская проблематика. Ставший уже традиционным для отечественной практики стандарт «энциклопедизма» — основные мыслители, школы и направления, наиболее значимые произведения и понятия — был воспринят и развит в однотомном словаре «Античная философия». Этой широтой словника, кстати сказать, концепция Словаря отличается от наиболее значительного из европейских специализированных справочных изданий по данной тематике — словаря античных философов» под редакцией Р.Гуле, многолетнем и многотомном проекте Национального центра научных исследований (Париж). Словник французского словаря содержит только персоналии, представленные в нем с беспримерной полнотой. Авторы словарных статей, посвященных всем упоминаемым в источниках философам, даже если зачастую о них ничего известно, кроме одних только имен, стараются по возможности учесть как можно больше специальной литературы по теме. При этом самостоятельного библиографического списка статьи не имеют, и то, что отечественный Словарь сохраняет традиционный способ оформления библиографии отдельным блоком в конце текста, следует признать более удобным и наглядным для читателя. Конечно, не только структура энциклопедического словаря «Античная философия», но и объем содержащейся в нем информации позволяет говорить о принципиально иных задачах, которые решали авторы этих двух изданий. Рассчитанный на профессионалов, французский словарь опирается на богатейшую традицию европейской учености, на другие подобные антиковедческие проекты, иногда позволяя себе явную диспропорцию в подаче материала, частую о некоторых известных философах он дает более сжатый материал, о малоизвестных — максимально подробный, предполагая, что о том или ином философе французский читатель способен без труда получить более подробную информацию в других справочных изданиях. Между тем отечественный Словарь «Античная философия», будучи первым в российской науке, должен содержать максимально сбалансированный объем информации по всем школам античной философии и быть, насколько это возможно, «самодостаточным». Во многом авторам это удалось. Можно лишь заметить, что, поскольку издание рассчитано не только на профессиональную аудиторию специалистов в области изучения классической древности, но и на более широкий круг читателей, в том числе тех, кто еще только начинает свое знакомство с реалиями античной философии и традициями ее изучения, представляется небесполезным снабдить ударениями заглавные термины русского словарного лексикона (как это часто делается в справочной литературе, например, в «Философском энциклопедическом словаре» или двухтомной энциклопедии «Мифы народов мира»). Это позволит неискушенному читателю научиться правильно произносить имена философов и специфические термины античной философии. Задача собрать в рамках ограниченного объема однотомника как можно более полную информацию по античной философской проблематике потребовала от организаторов проекта объединения усилий целого коллектива профессионалов и большой редакторской работы. В Словаре сказали свое веское слово многие видные представители российского историко-философского антиковедения, известные своими публикациями в рамках именно той проблематики, которой они посвятили свои словарные статьи. В частности, ряд статей по ранним греческим философам и философии Аристотеля написан А.В._Лебедевым — издателем тома «Фрагментов ранних греческих философов. Ч. 1» (1989) и переводчиком труда Аристотеля «О небе» (1981); блок статей по стоицизму принадлежит перу А.А. Столярова — автора «Стоики и стоицизм» (1995); блок статей по платонизму и неоплатонизму подготовил Ю.А. Шичалин — автор «Истории античного платонизма в институционом аспекте» (2000), а также Т.Ю. Бородай — переводчик философских трактатов Сенеки (2000), автор книги «Рождение философского понятия. Серию статей по пифагореизму написал Л.Я. Жмудь — автор книг «Наука, философия и религия в раннем пифагореизме» (1994) и «Зарождение истории науки в античности» (2002); статьи, посвященные софистам, — А.Л. Верлинский, автор книги «Античные учения о возникновении языка» (2006), раздел по эпикуреизму — М.М. Шахнович, автор книги «Сад Эпикура». Наконец, председатель редколлегии словаря П.П. Гайденко хорошо известная философам и историкам философии, в частности, как автор классического исследования «Эволюция понятия науки» (1980) и учебного пособия «История греческой философии в ее связи с наукой» (2000). О работах других авторов также хотелось бы упомянуть отдельно, но, думается, достаточно ограничиться уже сказанным, чтобы убедиться в профессионализме участников проекта и определить для себя тот интеллектуальный уровень, который общими усилиями задает авторский коллектив Словаря. Справедливости ради стоит отметить, что в рассматриваемом нами Словаре участвуют многие авторы, которые ранее уже помещали свои статьи в «Новой философской энциклопедии», и здесь (в силу консерватизма словарного жанра) им зачастую пришлось повторять самих себя. Тем не менееочевидно, что Словарь представляет собой реализацию вполне самостоятельного исследовательского проекта с гораздо большим числом авторов, пишущих на данную тему, и с несравненно более полным и обстоятельным обзором античной философии. Отличительной чертой справочного издания в сравнении с упомянутыми выше являются особый угол зрения и специфическая стилистика, характеризующая именно этот исследовательский проект. Как уже отмечалось, он во многом ориентируется на современные западные образцы научной продукции. При общем высоком профессиональном и теоретическом уровне осуществленного издания некоторые из представленных в нем статей заметно выделяются полнотой освещения проблемы и глубиной понимания своеобразия античной духовной традиции. В частности, не называя имен (читатель Словаря сам может их найти), хотелось бы отметить исчерпывающую статью «Стоицизм» и внушительный корпус статей, посвященных отдельным понятиям и персоналиям стоической философии. Статья «Неоплатонизм», как и все статьи раздела, посвященного истории трансляции платоновского наследия и неоплатонизму, отличается системностью и глубиной представления этой весьма специфической темы, требующей от исследователя как хорошей историко-философской подготовки, так и умения вникать в сложную религиозно-философскую ткань платонического миропонимания. Выделяется и статья «Софисты», заявляющая о себе масштабностью и полнотой освещения темы. Достойны отдельного упоминания статьи «Плотин», «Порфирий», «Прокл», «Ямвлих», «Аммоний сын Гермия», «Автаркия», «Диалектика», и целый ряд других блестящих статей, посвященных отдельным персоналиям, в особенности эллинистического и позднеантичного периодов.По сравнению с Энциклопедией ощутимо расширен словник, в который вошли имена и понятия, еще не освещавшиеся ни в одном русскоязычном справочно-энциклопедическом издании (таковы статьи «Алкидамант», «Анахарсис», «Генады», «Гипатия», «Дервенийский папирус», «Праксифан», «Цельс» и др.) Вместе с тем позволим себе отметить определенное несоответствие масштабов той или иной фигуры на философском небосклоне античного мира — другими словами, ее места в историко-философской «табели о рангах» — той информации, которую получает о ней читатель Словаря. Приведем один из наиболее ярких примеров: детальная и развернутая статья, посвященная Проклу, почти в два раза превосходит очерк о Платоне как общим объёмом текста, так и списком представленной в ней литературы, а также оказывается в 8 раз больше теоретически насыщенной, но очень краткой статьи о Пармениде. То же самое можно сказать и о ряде исследований, в которых раскрываются важнейшие понятия античной философии. К примеру, понятию «архе» в энциклопедическом словаре отпущена всего одна страница текста вместе с литературой. Это примерно столько же, сколько посвящено представителю раннего Стоицизма Архедему из Тарса, статья о котором идет следом и невыгодно оттеняет лаконизм предшествующей статьи. Хотелось бы высказать пожелание к руководителям проекта продолжить работу и увеличить объем издания, расширяя статьи в тех случаях, когда это необходимо по существу вопроса. К сожалению, недостаточно выразительны и так же малы по объему некоторые очерки, характеризующие ряд школ (или направлений) античной философии. В первую очередь это относится к статьям «Сократические школы», «Скептицизм», «Элидо-Эретрийская школа» и др. Данные разделы Словаря необходимо радикально расширить, развернуть, поскольку они должны содержать очень важный концептуальный материал не дескриптивного, а теоретического характера, т.е. представлять определенную историко-философскую концепцию, которой придерживается автор того или иного исследования. Особых похвал заслуживает научный и справочный аппарат данного издания. Помимо общего словника и списка авторов с обозначением написанных ими статей, Словарь содержит тщательно составленный указатель имен исторических лиц, мифологических и художественных персонажей, встречающихся на его страницах. В нем есть и карты Древней Греции, Италии, эллинистических государств и Римской империи, а также весьма подробная сводная хронологическая таблица, позволяющая соотнести во времени события философской жизни античности с историческими реалиями и важнейшими событиями в науке, религии и культуре. Одним из несомненных достоинств рассматриваемого Словаря является подготовленная его редакцией детальная библиография, которой сопровождаются как отдельные статьи, так и издание в целом. В ряде случаев библиография составлена столь продуманно и подробно, что может представлять для исследователей (в особенности для начинающих работать над данной темой) не меньшую ценность, чем сама статья. Следует отметить также выверенный и емкий обзор литературы, размещенный во вводной части Словаря. В нем представлены наиболее авторитетные справочно-энциклопедические издания; самые современные и ставшие уже легендарными труды, посвященные античной философской традиции; названы классические фундаментальные изложения философии Древней Греции и Рима, учебники и хрестоматии; и даже приведен обзор источников по антиковедению, размещенных в электронной сети Интернет, что является новацией для подобного рода изданий. Этот блок Словаря не только выполняет важную просветительскую функцию, но и задает общий тон предлагаемого исследования, одновременно ориентируя читателя на самые современные стандарты мировой историко-философской литературы. Энциклопедический словарь «Античная философия» представляет собой выдающееся достижение отечественной науки, и кажется несомненным, что этот труд ждут долгая судьба и не одно переиздание. Специалисты и начинающие исследователи найдут в нем ценнейший материал для работы и высокие образцы профессионализма в области изучения классической древности, преподаватели — прекрасное учебное пособие для общих и специальных курсов по истории философии, культурологии и многих других вузовских дисциплин, а читающая публика — истинное интеллектуальное удовольствие. Эта книга являет собой не только обнадеживающий знак развития отечественного антиковедения, но и серьезную и перспективную заявку на будущее. Порядок анализа содержания абзацев представлен в таблице 1. Таблица 1
После проделанной работы можно приступать к написанию самого расширенного реферата. При этом следует помнить, что реферат необходимо начинать с указания выходных данных первоисточника. Заключение Реферирование есть разновидность самостоятельной работы с литературным источником, состоящей в использовании разнообразных приемов обработки заключенной в нем информации. При реферировании материал источника конспектируется, цитируется, анализируется, обобщается, сравнивается, в нем выделяется главная мысль, к нему выражается личное отношение, проводятся обоснование, доказательство, моделирование, классификация. Сегодня реферирование (и реферат в частности) приобретает все большие масштабы и все большую популярность – в связи с развитием учебно-образовательных систем не только в России, но и в мире в целом. Одни страны, развиваясь, только-только постигают эту науку (например, страны так называемого третьего мира и развивающиеся страны), другие уже переживают развитие данного вида научно-исследовательских работ и отмечают его переход на более высокий уровень. В настоящее время рефераты пользуются большой популярностью. В интернете появились ресурсы, целиком посвященные этому виду работ. Это свидетельствует о повышении степени образованности населения, о развитии науки и техники, о качественных переменах в системе образования – начального, среднего и высшего звена. Реферированию подвергаются чаще всего научные, научно-популярные, публицистические произведения и некоторые официальные документы. Пожалуй, лишь художественные тексты с доминирующей эстетической функцией редко подлежат реферированию. В учебной практике распространено и реферирование как упражнение, направленное на контроль понимания прочитанного обучаемым и на развитие навыков продуктивной речевой деятельности. Таким образом, в результате работы, была раскрыта тема и касающиеся реферирования моменты, а именно, история данного процесса, основные понятия о реферате, его структура; подробно рассмотрена сущность и назначение расширенного реферата, а также представлена модель расширенного реферата научной книги и её анализ В заключение необходимо отметить, что назначение реферирования и реферата состоит в том, чтобы продемонстрировать умение работать с информацией, используя научные приемы и методы, умение работать с различными источниками познания, разнообразными жанрами научной литературы, а также способность понимать и проникать в смысл текстов, адекватно авторскому замыслу. Список использованной литературы 1.БогатоваС.М., ЦыганковаН.Ю.,ИвановаЛ.С. RENDERING:Учебно-методическое пособие по обучению реферированию. – Омск: Изд-во ОмГУ, 2004. – 103 с.2. Дзевенская Р.Д. Основы теории и практики реферирования. – М.: Наука, 2007. – 212 с. 3. Жанры информационной литературы: Обзор. Реферат / А.А. Гречихин, И.Г. Здоров, В.И. Соловьев. – М.: Книга, 1983. – 320 с. 4. Колесникова Н.И. От конспекта к диссертации: Учебное пособие по развитию навыков письменной речи. – М.: Флинта: Наука, 2008. – 288 с. 5. Конюшко А.Е. Реферативные издания. Типология и редакторская подготовка. –– М., 1998. – 224 с. 6. Кушнерук С.П., Шалимова Ю.М. Аннотирование и реферирование: Методические рекомендации для студентов отделения «Документоведение и документационное обеспечение управления» и других гуманитарных специальностей. – Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2003. – 40 с. 7._Леонов В.П. Реферирование и аннотирование научно-технической литературы. – Новосибирск: Наука, 1986. – 173 с.8. Маркушевская Л.П., Цапаева Ю.А. Аннотирование и реферирование: Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов. – СПбГУ ИТМО, 2008. – 51 с. 9. Мильчин А.Э. Методика редактирования текста. – 2-е изд., перераб.– М., 1980. – 320 с. 10. Свинцов В.И. Смысловой анализ и обработка текста, – М,: Книга, 1979. – 272 с. 11. Сикорский Н.М. Теория и практика редактирования: Учебник для вузов. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Высшая школа, 1980. – 328 с. 12. Снежинская Г.В. Анализ текста при реферировании. – М., 1980. – 326 с. 13. Соловьев В.И. Поаспектный метод реферирования// НТИ. Сер. 2. – 1971. – № 2. – 320 с. 14. Соловьев В.И. Составление и редактирование рефератов. – М., 1995 15. Хуако Ф.Н. Методические рекомендации по изучению курса «Теория и практика реферирования» и выполнению курсовых работ для студентов - Майкоп: Изд-во МГТИ, 2003. – 89 с. 16. Черный А. И. Основы информатики. – М., 1996. –205 с. |