Доклад: Анализ свойств товаров с помощью дифференцированной оценки
Название: Анализ свойств товаров с помощью дифференцированной оценки Раздел: Рефераты по экономике Тип: доклад |
Анализ свойств товаров с помощью дифференцированной оценки Для выяснения степени соответствия продукта субъективным представлениям потребителей существует несколько возможностей: можно просто опросить потребителей, как они оценивают качество товара можно провести дифференцированную оценку отдельных элементов и свойств продукта. Для этого существуют две модели: компенсационные и некомпенсационные Линейно-компенсационные модели: Модель Розенберга Aj=Сумма (Vi*Iij), где Aj – субъективная пригодность продукта (отношение к продукту) Vi – важность мотива для потребителя, Iij – субъективная оценка пригодности продукта j для удовлетворения мотива i. Потребители оценивают продукт с точки зрения его пригодности для удовлетворения своих потребностей. Модель Фишбейна (более практичная) Qj=Сумма от 1 до n (Xk*Yik), где Qj – оценка потребителями марки j, Xk – важность характеристики K марки j с точки зрения потребителя Yik – оценка характеристики K марки j с точки зрения потребителей. Собрав таким образом данные о многих продуктах, можно получить: общие оценки продуктов, которые могут служить индикаторами предпочтений потребителей; информацию о том, как воспринимаются потребителем отдельные продукты; информацию о важности различных характеристик для общей оценки. Модели с идеальной точкой Qj= Сумма от 1 до n (Wk*[Bjk-Ik]r), где выражение в скобках [] берется как модуль, Qj – оценка потребителями марки j Wk – важность характеристики k (k=1,...,n) Bjk – оценка характеристики k маркой j с точки зрения потребителей Ik – идеальное значение характеристики k с точки зрения потребителей r – параметр, означающий при r=1 постоянную, а при r=2 убывающую пользу. Многомерные методы Для каждого товара определяется набор характеристик, по которым потребитель оценивает товар, а затем набор характеристик сужается до 2-х наиболее важных. Модели «продукт-рынок» с предварительно заданными характеристиками. Потребители должны определить место продукта на шкале (чаще всего сами при помощи ступенчатого рейтинга), отражающей определенную характеристику. Затем с помощью статистических методов эти шкалы можно уплотнить до небольшого числа. В итоге получается наглядная модель рынка, в котором каждый продукт занимает свое место. Модели «продукт-рынок» без задания характеристик. Продукт оценивается парами характеристик без задания их свойства. Характеристики не определяются заранее, а определяются из суждения о сходстве продуктов. n(n-1)/2 = число попарных сравнений. |