Курсовая работа: Применение демократических ценностей Евросоюза на примере Эстонии
Название: Применение демократических ценностей Евросоюза на примере Эстонии Раздел: Рефераты по государству и праву Тип: курсовая работа | ||||||||||||
ПРИМЕНЕНИЕ ДЕМОКРАТИЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ ЕВРОСОЮЗА НА ПРИМЕРЕ ЭСТОНИИ Талинн 2010 Оглавление Введение 1. Демократические ценности европейского союза 1.1 Понятие 1.2 Проблемы демократии 2. Применение демократических ценностей европейского союза в Эстонии 2.1 Народ как носитель верховной власти 2.2 Равенство полов 2.3 Свобода слова 3. Положение меньшинств в Эстонии 3.1 Меньшинства русских людей 3.2 Сексуальные меньшинства 3.3 Меньшинства с ограниченными возможностями Заключение Список использованной литературы ВведениеОдной из главной задач Европейского Союза (ЕС) является обеспечение демократии в странах-участников. Каждое государство должно соответствовать принципам демократии и предпринимать шаги в улучшении жизни граждан, принимая во внимание демократические ценности ЕС. Актуальность данной темы исследования заключается в том, что Эстонии, как члену ЕС, следует применять демократические ценности ЕС в различных сферах деятельности государства. Данная тема затрагивается в Эстонии как простыми гражданами в повседневной жизни, так и на государственном уровне при принятии каких-либо решений, в законотворчестве или в судебной практике. Однако исследования именно применения демократических ценностей ЕС в Эстонии не было. Главная цель написания данной курсовой работы - это анализ применения демократических ценностей, таких как свобода, равенство, братство, справедливость, толерантность, ЕС на примере Эстонии. Таким образом, выявить в каких отраслях общественной жизни нарушаются принципы демократии и какие шаги Эстонии предстоит еще сделать для улучшения сложившейся ситуации. На основании цели данного исследования были поставлены следующие задачи : 1. определить демократические ценности ЕС и возникающие проблемы при их толковании; 2. выявить каким образом народ может осуществлять государственную верховную власть в Эстонии; 3. на какой стадии в Эстонии находится гендерное равноправие; 4. существует ли свобода слова в Эстонии; 5. описать положения меньшинств (меньшинства русских людей, сексуальные меньшинства и меньшинства с ограниченными возможностями) в Эстонии. Гипотеза данного исследования, состоит в том, что демократическаясвобода и демократические ценности реализуют и разделяют жителей Эстонии не в полном объеме, ввиду существующих нерешённых проблем этнокультурной и политической жизни. ЕС с самого начала своего возникновения стремился защищать основные ценности: свободу, демократию, права человека и уважение основных свобод. Исходя из положения, что эти ценности являются общемировыми, ЕС и каждое государство отдельно проводят их в жизнь и стоят на переднем плане во всех своих начинаниях. Работа составлена на теоретическом методе исследования . Теоретическая часть данной работы основывается на анализе источников литературы по данной теме. Практическая часть включает в себя анализ источников средств массовой информации (СМИ), данных статистики, исторических событий, различных исследований и семинаров. Работа изложена на 24 страницах, состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемых материалов, включающего 25 источников и резюме. 1. Демократические ценности европейского союзаБольше, чем когда-либо, европейская модель основывается на универсальных ценностях: свобода, демократия, соблюдение прав человека и основных свобод и верховенство закона. Эти идеалы в основном были реализованы на практике. Тем не менее все еще необходимо бороться за их полное воплощение, даже в наших старых демократиях. (Louis, M. 2001) Основные демократические ценности ЕС представлены в Лиссабонском договоре, который был принят 13 декабря 2007 года. Эстония утвердила данный договор 19 июня 2008 года. Принято считать, что независимое и демократическое участие в ЕС связано с принципом демократии ЕС. Однако это является противоположным. Так, с одной стороны, усиление демократии в ЕС является необходимым, с другой стороны, этот процесс принудительный и приводит к зависимости самого государства. 1.1 ПонятиеДемократия - это социальное явление, которое меняется в разное время и разном месте, например сравнивая демократию Афин, демократию Союза Советских Социалистических Республик (СССР),19 века и западной Европы, Северных стран и демократию Соединенных Штатов Америки (США). Общее значение в демократии - это власть народа. Нюансы при обозначении зависят от определения "народа" и "власти". Демократия как социальный феномен формируется соответственно потребностям, возможностям, культурным ценностям и тд. Основной демократический принцип современной западной демократии - это человек, как индивид, который является ответственным членом общества, осведомленный о своих правах, признающий личную свободу и способный к сотрудничеству. (Strömpl, J. 2004) Понятие демократии настолько распространенное и охватывает многие области, при том, что каждый понимает ее по своему. На сегодняшний день демократия понимается, как форма устройства, при которой делами общества управляет народ, а не один человек; как мировоззренческий идеал, где основными ценностями выступают уважение прав человека, свобода, равенство, участие граждан в управлении, суверенитет личности. (Пуховский, В.И. 2004, 149) Демократические ценности ЕС описаны в статье 8 Лиссабонского договора. Основными демократическими ценностями ЕС являются свобода, равенство, братство, справедливость, толерантность и тд. Демократические ценности ориентированы на свободу личности во всем, т.е. недискриминации,равноправия, равенства полов, уважения "национальной индивидуальности", открытости, уважении человеческих достоинств и тд. Современная идея демократии опасна для Европы своей двойственностью, и опасность эта протекает из неопределенности. С одной стороны, демократические свободы и независимость личности предполагают масштабную социальную организацию. С другой стороны, демократическое гражданство предполагает, что "малое прекрасно". Такова дилемма современной демократии. (Зидентоп, Л. 2001, 59) Для того, чтобы разобраться в этой дилемме, необходимо разделить три различных аспекта демократических ценностей: 1. неограниченная демократия; 2. демократическое правительство; 3. демократическое общество. Неограниченная демократия. Эта демократия не содержит никаких указаний по строительству общества и управлению им. Призывы к демократическому правительству и демократическому обществу - более перспективные идеи, но и в отношении их необходима осторожность. Опасность заключена в том, что если мы начнем метаться между двумя этими типами демократических требований, то рискуем совершенно запутаться. Это обьясняется тем, что одно понятие, может в тоже время противоречить другому понятию демократии. Для обеспечения демократической Эстонии в контексте ЕС, необходимо осуществлять это, прежде всего, в таких областях, как принятие решения судов Эстонии, законотворчество и контроль обеспечения Конституции. 1.2 Проблемы демократииЕС имеет определенную историю успеха, обеспечив мир и стабильность в Европе. Интеграционный процесс привел к существеннымпеременам, превратив европейские государства в правовые и демократические объединения. Однако, несмотря на беспорные достижения, в настоящее время репутация ЕС далеко не безупречна. Со времен заключения Маастрихтского договора и принятия единой внешней политики и политики безопасности происходит постепенная интеграция стран-членов во всех крупных областях, начиная с борьбы с терроризмом и кончая миграционной политикой. (Нейер, Ю. 2009) Верховенство закона, защита фундаментальных прав человека и представительные институты являются устоявшимися либеральными демократическими ценностями. Они представляют собой, в широком смысле, достижение существующих в Европе национальных государств. (Зидентоп, Л. 2001, 31) Однако, по мнению исследователя, ЕС является огромнейшим сообществом, включающий в себя государства со своими национальными политическими культурами, и для их всеобщего объединения необходимо создать единое федеративное государство. Так как управление федерацией с таким большим количеством населения и контролем за многими сферами общественной жизни подразуемевает под собой жесткий контроль - это является противоречием принципу демократии. Демократия и бюрократизм в данном случае будут сталкиваться между собой.Однако, этого не избежать. Профессор Европейского университета Виадрина (Франкфурт-на-Одере, Германия) Ю. Нейер считает, что основными проблемами для европейской демократии являются: (Нейер, Ю. 2009, 79) - проблема слабой роли Европарламента; - проблема нарушения принципа разделения властей; - и проблема европейского патернализма; Проблема слабой роли Европарламента. Европарламент не является полноценным законодателем, так как не имеет права инициировать правовые акты и формировать повестку дня своих заседаний. Таким образом, самый демократичный орган ЕС исключен из решения самых острых социально-экономических проблем. Проблема нарушения принципа разделения властей. Наблюдается сознательное использование европейского уровня для реализации политики, которую невозможно проводить внутри страны. Ряд проблемных внутригосударственных проектов можно осуществлять через европейские проекты, избегая неприятных национальных дискуссий. Проблемы европейского патернализма. Почти все крупные европейские проекты - это создание единого внутреннего рынка, введение евро, расширение на Восток и проведение общей политики безопасности - осуществлялись в обход мнения общественности и представлялись как объективно необходимые мероприятия, не допускающие критики. Ни один из проектов не был результатом широкого обсуждения. По мнению профессора Нейера, Лиссабонский договор, утверждая примат европейского права над национальным, "вторгается в демократическую политику национальных государств" и как свидетельствуют многие факты, в обозримом будущем ЕС не имеет реальных шансов следовать принципам демократических правительств. (Нейер, Ю. 2009, 80) Автор обращает внимание, что Европейский союз является огромным федеративным объединением, имеют огромную историю и сделал шаги к успехам, все же он имеет массу недостатков и упущений. Плохой образ ЕС не в последнюю очередь поддерживается национальными политиками, которые не упускают случая обьявить успехи Европейского союза как свои собственные, и за национальные неудачи возложить ответственность на ЕС. В эпоху глобализации европейцы должны понять, что они являются малой частью мира: в настоящее время только 7,5% населения планеты живет в странах ЕС, а к 2050 г. эта доля снизится до 4%. Будучи малой частью мирового сообщества, европейцы имеют шанс сохранить свои ценности, политическую культуру, образ жизни и благосостояние только при условии, что они еще больше сблизятся и будут еще теснее сотрудничать. Для этого необходимы демократические реформы европейских институтов. Следует активнее проводить в жизнь принцип субсидиарности, сочетая децентрализацию в решении задач и усиление демократического строя. (Эйзел, С.О. 2010) 2. Применение демократических ценностей европейского союза в Эстонии2.1 Народ как носитель верховной властиДемократия по мнению Государственного суда Эстонии означает как противоположность автократии при общественном устройстве, и она состоит из возможности народа принимать участие при решении управления. (Решение Госсуда в деле нр III-4/A-11/94, пункт I) Так и Конституция Эстонии параграф 1, гласит: "Эстония самостоятельная и независимая демократическая республика, где носителем верховной власти является народ". Поскольку народ является носителем верховной власти, автор обращает внимание на вступление Эстонии в ЕС, точнее на Референдум по вступлению в ЕС. Поскольку Лиссабонским договором предусмотрен Референдум, во многих странах его не проводили. По мнению автора, это противоречит Конституции Эстонии, в том обьяснении, когда у народа есть право влиять на решения властей, а Референдум - это форма участия в деятельности государственных органов и местных самоуправлений. Автор обращает внимание, что под понятием народа в различных ситуациях осуществления власти может совершенно по разному трактоватся. В Конституции Эстонии статьи 56-58 описано каким образом может осуществлятся власть, кто имеет право голоса, а кто нет. Верховную государственную власть народ осуществляет через граждан, обладающих правом голоса: 1) путем выборов в Рийгикогу и 2) путем референдума (всенародного голосования). Поскольку есть возможность референдума, то автор считает, что данную возможность необходимо в эстонском государстве чаще использовать. Так, например, президент Эстонии избирается Рийгикогу, или в отдельных случаях коллегией выборщиков, не прямым голосованием народа, как это проводится в России. 2.2 Равенство половРавенство возможностей женщин у мужчин в сфере общественной жизни является одним из главных приоритетов обеспечения демократического общества. Одинаковые права мужчин и женщин было одной из главной ценности еще при начале построения Евросоюза. Когда в Римском договоре 1957 года было закреплено лишь равноправие полов в отношении зарплаты, то за счет развития судебной практики ЕС в Амстердамский договор были внесены большие изменения, касающиеся женских прав. С 1975 года было принято восемь директив, цель которых уравнять права женщин и мужчин во многих сферах - зарплата, трудоустройство, образование, социальная защита. В 1979 году Европейский Парламент основал отдельно комиссию парламента (FEMM - Committee on Women´s Rights and Gender Equality ), которая занимается только вопросами прав женщин. (Euroopa Parlament euroopa väärtuste kaitsjana. 2008) В интересы ЕС входит защита женщин также в таких областях, как - торговля женщинами, использование их в сексуальных принуждениях, а также семейное насилие. На сегодняшнее время женщины в наше время получили право голоса, получать образование, занимать должности наравне с мужчинами. В Эстонии женщины получили право голоса по Конституции 1920 года. В конце 19 начале 20 веков в Европе были приняты первые законы, которые защищали здоровье женщин и не рожденных детей. Ввели такое понятие, как отпуск по рождению. В 1960-80гг. ввели отпуск по уходу за ребенком женщинам, а уже в 1970-80гг предоставили мужчинам отпуск. В Эстонии не популярно использование отцом отпусков по уходу за ребенком. Так, например, в 2008 году лишь 4% мужчин использовали родительские пособия. 2008 год был единственным годом, когда государство выплачивало 2-х недельный отпуск отцам в полном размере их зарплаты. Так каждый десятый отец пользовался такой возможностью. На сегоняшний день Эстония отказалась от таких мер до 2013 года. Нарушение равенства полов в Эстонии, по мнению автора, наблюдаются во многих случаях. Самым очевидным, является неравная зарплата у мужчин и женщин. Разрыв в заработной плате по половому признаку вызывает в последнее время много споров среди общественности Эстонии. На основании данныхЕвростата (Eurostat) в 2007 году в Эстонии женщины получали в среднем на 30,9% меньшую зарплату, чем мужчины. (Turk, P., jt 2010) Для того, чтобы уравнять их, необходимо, сделать открытыми данные о зарплатах. Однако, в свою очередь, будет нарушатся право защиты личных данных. Поэтому автор предлагает ввести ответственность за равную зарплату мужчин и женщин переложить на работодателя. В других случаях неравноправия видны, например,при разнице стоимости билетов на различные мероприятия для мужчин и женщин. Почему женщинам может быть бесплатный вход, а мужчинам приходится платить, автор не понимает и считает, что в близжайщее время такое перестанут практиковать. Также примером можно привести, в эстонской судебной практике, при рассмотрении дела, с кем будет проживать ребенок, предпочтение отдается женщине. Если оба родителя в равных условиях, т.е. одинаковые зарплата и условия жизни для ребенка, место жительства намечают у матери. В Европеской судебной практике в таком случае, в последнее время отцам часто определяют проживание ребенка. Автор также считает, что обязательная служба граждан в армии для мужчин и добровольной для женщин является дискриминацией. Равноправие мужчин и женщин достигнуто в политической и экономической сфере. Однако, в Эстонии, только в нормативных актах. Дискриминацию в какой-то степени игнорируют, не документрируют, не признают и дискриминаторов не наказывают. В судебной практике мало поступает исковых заявлений со случаем неравноправия женщин и мужчин. Это обьясняется тем, что доказательную базу при судопроизводстве собрать и доказать выдвинутые требования трудно. 2.3 Свобода словаДля осуществления демократии в Эстонии существует много способов у людей. Так, через политические партии, референдумы, организации, СМИ, государственный аппарат, движения и обьединения граждан, опросы можно высказывать свои взгляды, суждения, и каким-либо образом добиваться демократии. Поскольку при таком взаимодействии требуется свободное, независимое выражение мнения, автор рассмотрит подробнее, применение "цензуры" и "свободы слова" в Эстонии. Статья 45 Конституции Эстонской Республики (ЭР), гласит, что цензуры нет. Каждый имеет право свободно распространять идеи, мнения, убеждения и иную информацию устно, печатно, изобразительным или иным способом.Статья 41 описывает, что каждый вправе сохранять верность своим мнениям и убеждениям. Никого нельзя принуждать изменить их. Свобода слова у нас закреплена в нормативных актах и является основным из демократических ценностей. Однако на практике не многие осмеливаются высказать свободно свое мнение. Так примером, служит опрос, проведенный Turuuringute AS в феврале 2010 года "Насколько готовы жители Таллинна высказать критику в адресс власти". (Том, Я. 2010) Рисунок 1.Жители Таллинна, не готовые (или скорее не готовые) высказать критику в адрес органов власти (президент, правительство, парламент, мэрия). Источник: Том, Я. 2010 По данным результатов опроса, 22% респондента не готовы выразить критику на демонстрации. Это обьясняется тем, что после событий в апреле 2007 года жители Эстонии не рискуют проводить митинги и собрания. Этому есть свое объяснение. Закон о полиции (ЗоП) и Закон об общественном собрании (ЗоБС) накладывает различные рамки для проведения собраний, митингов и т.д. Перед собранием, организатору необходимо добиться многих разрешений либо от самоуправлений, либо от полиции. Несмотря на статью 47 Конституции ЭР, в которой говорится: „Все люди имеют право без предварительного разрешения мирно собираться и проводить собрания“. 21% из опрошенных ответили, что не готовы выразить свое недовольство в газете, теле - или радиопередачи. Поскольку высказываясь в открытом источнике СМИ, будет оглашено имя человека. Многие боятся, что сказанные заявления могут каким-то образом повлиять на отношение коллег по работе или друзей, знакомых. 19% из опрошенных, не готовы критиковать власть в Интернете как под своим именем, так и анонимно. Во-первых, это обьясняется страхом перед государственным аппаратом. Во-вторых, происходят случаи в Эстонии, когда за комментарий в Интернете разбираются в суде. Так было, например с делом Вячеслава Леэдо и интернет порталом Delfi AO. Суд постановил заплатить Леэдо 5000 крон за оскорбительные комментарии в его адрес. (Новостной портал Delfi 2008). По данным исследования видно, что больший процент людей готовы высказывать критику властей в кругу коллег, друзей, родственников. Поскольку сказанное не несет большой ответственности перед знакомыми людьми, свобода слова в этом кругу считается нормой. Исследователь приходит к мнению, что люди живущие в Эстонии более заботятся о личной жизни, чем об общественной. Люди не верят, что могут как-то повлиять на решения властей. Также не высказывают свое критическое мнение из-за боязни быть наказаным прямым или косвенным путем. 3. Положение меньшинств в ЭстонииОдним из принципов современной демократии является то, что меньшинство имеет право отстаивать свои права и интересы. Как только общество начинает говорить о демократии, то немедленно появляется проблема большинства и меньшинства, не обязательно этнического - любого. Под меньшинством можно понимать всех людей, кто не смог путем голосования вывести свои интересы на государственный уровень. В таком случае возникает проблема демократического дефицита. Группа меньшинст не обязательно должна быть меньшинством в количественном соотношении. Это может быть группа, которая ущемлена в своём социальном статусе, образовании, трудоустройстве, медицинской помощи и политических правах. Поэтому автор в своей работе рассмотрит: меньшинства русских людей, сексуальные меньшинства и меньшинства с ограниченными возможностями. "Для вступления в ЕС требуется, чтобы в стране-кандидате была обеспечена стабильность институтов, гарантирующих демократию, власть закона, права человека, а также уважение и защиту меньшинств" (Мониторинг процесса вступления в ЕС 2002,7) - так звучит один из политических критериев членства ЕС. 3.1 Меньшинства русских людейНесмотря на красноречивые заявления и вступления Эстонии в ЕС, защита меньшинств в Эстонии на низком уровне. Большим достижением в данном направлении можно назвать равенство в гражданском, наказательном и административном праве, когда закон применяется во многих случаях независимо от национальности и происхождения человека. Однако, еще есть куда развиваться. Например, гражданство Эстонии получить не так просто человеку, который в должной мере не владеет эстонским языком. Также Эстонские власти закрывают глаза на проблемы меньшинств, особенно русских, а их в Эстонии проживает много. Они игнорируют, не видят, а точнее не хотят видеть трудности, связанные с трудоустройством, с языком делопроизводства, с обучением на другом языке, кроме как эстонского. Для наглядности автор ниже приводит данные Департамента статистики Эстонии, о национальном составе населения Эстонии. (Департамент статистики Эстонии 2010) Таблица 1. Национальный состав населения Эстонии по состоянию на 2010 год (количество человек).
Источник: Департамент статистики Эстонии. По данным, в Эстонии проживает 1340127 человек. Как видно, большую часть населения составляют эстонцы - 68%, русские - 25%, украинцы - 2%, белорусы - 1%. Автор считает, что русским в Эстонии приходится сталкиватся со многими проблемами. Так, после восстановления независимости Эстонии сложилась ситуация, когда околи трети населения представителей меньшинства оказались без эстонского гражданства. Вследствии чего у них ограничились возможности влиять на процесс принятия решений, в том числе и решения, касающихся непосредственно их. Трудности, возникающиe у меньшинств, должны убирать не ЕС, а национальное правительство само. Эстония и Латвия казалось бы могут быть спокойны в проведении своей дискриминационой политики. Однако давление европейского общественного мнения на возрастание роли России на европейском рынке влияет на разрешение проблем русскоязычного населения. Все это подталкивает к созданию некой объединенной партии Европы, ставящей своей целью защиту прав русскоязычного населения в масштабах ЕС. (Пароль, В. 2006,11). В ходе исследования, выяснилось, что каких-либо организаций, занимающихся русскими меньшинствами в Эстонии, отсутствуют. Хотя, данное было бы весьма актуально и полезно на сегодняшний день. Политические партии в Эстонии тоже не оказывают никакого существенного влияния и вообще не определились во многих существенных вопросах, касающихся меньшинств. Что касается законодательства Эстонии в отношении национальных меньшинств, то меры хоть какие-то и приведены, но их недостаточно. Так, статья 50 Конституции ЭР гласит: Национальные меньшинства имеют право создавать в интересах национальной культуры самоуправленческие учреждения на условиях и в порядке, установленных Законом о культурной автономиии национальных меньшинств (Vähemusrahvuse kultuuriautonoomia seadus ). Европейский союз может в значительной мере повлиять на положения меньшинств. Так как он может создать четкие стандарты, касающиеся прав меньшинств. На сегодняшний день не существует такого международного договора, в котором содержалось бы обязательство государства обеспечивать, охранять права национальных меньшинств. 3.2 Сексуальные меньшинстваТема сексуальных меньшинств, с одной стороны щепетильна, а с другой стороны требует проговаривания. Прежде всего, потому что права лиц, принадлежащих формально к данному меньшинству, сильно ущемлены в Эстонии. Исследуя данную тему, автор пришел к выводу, что это не любят затрагивать ни на государственном уровне, ни в СМИ, ни в обыденной жизни. К сожалению данная тема мало исследована в Эстонии. Также как и немного есть организаций объединяющие таких людей. Ландшафт организаций гомосексуалистов в Эстонии многообразен и отличается от соседних стран, в первую очередь, отсутствием организации, которые бы объединяла их все. Другой своеобразной чертой является наличие оживленного лесбийского движения: первой организацией сексуальных меньшинств Эстонии (и всей Прибалтики) был созданный в 1990 году Эстонский лесбийский союз (Eesti Lesbiliit ). С 1998 года его место заняла Эстонская ассоциация лесбиянок и бисексуальных женщин, а в 2001 году была создана первая лесбийская молодежная организация Эстонии Mea Culpa. В 1992 году были основаны Эстонская гей лига и Клуб ледерменов Эстонии, в 1994 году - трансгендерное общество Генди, в 1996 году - Тартуское геевское общество "Аполло". Все вышеназванные объединения действуют и сегодня. (Эстонский Союз Сексуального здоровья 2004) Конституция ЭР ст.12, гласит, что перед законом все равны . Никто не может быть подвергнут дискриминации из-за его национальной, расовой принадлежности, цвета кожи, пола, языка, происхождения, вероисповедания, политических или иных убеждений , а также имущественного и социального положения или по другим обстоятельствам. Право на однополый брак в Эстонии отсутствует. Закон о семье (ЗоС) ст.1 ч.1 - брак заключается между мужчиной и женщиной. А ст.10 ч.1 того же закона, говорит, что брак заключенный между людьми одного пола считается недействительным. Соответственно и усыновить или удочерить ребенка люди одного пола (совместно) не могут, только если одному человеку это сделать. Люди одного пола могут любить друг друга, жить вместе, вести совместное хозяйство и тд, однако не иметь между собой семейных правоотношений. По мнению автора, согласно демократическим принципам, главная цель которых признание свободы личности во всем, данное положение сексменьшинств несправедливо. По данным опроса, проведенного в 2000, 2001 году Эстонским Союзом Сексуального Здоровья, были выявлены следующие положения: (Эстонский Союз Сексуального здоровья 2004) Только 29% гетеросексуальных опрошенных Таллинна были против однополых браков, положительно к ним относились 33% и нейтрально 35,1% опрошенных. Праву гомосексуалистов на усыновление противостояли 49,1%, за это право высказались 28% и безразличными оказались 22,1% опрошенных. В 2001 году половина опрошенных геев и лесбиянок заявили, что они использовали бы право заключения однополого брака и 41,2% - право на усыновление (среди лесбиянок число давших положительный ответ на оба эти вопроса достигает двух третей), притом очевидное большинство положительно ответивших имели в виду ребенка своего партнера. Автор упомянет немного истории однополых браков в Европе. История однополых браков началась в 1989 году, когда Дания ввела закон, согласно которому однополые пары могли регистрировать свою связь т.н. партнерством. В Норвегии подобный закон был принят в 1993 году (в отличие от Дании, партнер получает родительские права над детьми своего партнера). В Швеции закон о партнерстве вступил в силу в 1995 году. В 2002 году в Финляндии вступил в силу закон, аналогичный тем, которые действуют в настоящее время во всех странах Северной Европы. В январе 2001 года парламентская комиссия Швеции предложила дать однополым парам право на усыновление. С августа 2001 года Германия вошла в список государств, официально признающих однополые браки.В 1998 году во Франции был введен т.н. "Пакт гражданского сожительства", как для разнополых, так и для однополых пар, дающий им ряд прав, свойственных браку. В Италии и Португалии, к сожалению, законные инициативы об однополом партнерстве не были столь успешными. А в Испании закон о партнерстве с 1998 года в действии в двух провинциях из 17 - в Каталонии и Арагоне. (Эстонский Союз Сексуального здоровья 2004). В 2001 году 82,7% опрошенных гомосексуалистов считали, что в нашей стране слишком мало уделялось внимания правовым вопросам однополой любви. 3.3 Меньшинства с ограниченными возможностямиВ данном контексте автор исходит от понятия меньшинства с ограниченными возможностями, как к понятию инвалидов, для большей ясности и анализа темы. Главными демократическими принципами для приминения к инвалидам - это равенство, а также толерантность и справедливость. Согласно статистике Всемирной организации здравоохранения, в Эстонии социальные пособия, связанные с инвалидностью, получает более 8 тыс. человек на каждые 100 тыс. жителей. Тем самым Эстония с большим отрывом от остальных государств занимает по этому показателю первое место в ЕС. (Росбалт2008) Следует отметить, что несмотря на большое количество инвалидов в нашей стране, социальная поддержка последних довольно слабая. На днях Госконтроль предложил отменить выплату ежемесячных пособий инвалидам и ввести вместо них систему компенсаций на покупку лекарств и вспомогательных средств. (Новостной портал Delfi 2010). Автор считает, что это несправедливо. Так как выплаты и так очень маленькие и многие инвалиды используют эти суммы не только на покупку лекарств, но и на питание. В Эстонии положение инвалидов плачевно с одной стороны, но положительным является то, что эту тему затрагивают и пытаются улучшить ситуацию, а также видны достижения. В правовом контексте в Эстонии принято много нормативных актов. Так, например, Конвенция о правах инвалидов - принятая резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи от 13 декабря 2006 года, подписана Эстонией. В Эстонии существуют различные пособия, льготы инвалидам, различные объединения (Эстонская палата обществ инвалидов, Союз людей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, Эстонский союз глухих, Эстонский союз слепых, Эстонский союз поддержки людей с ограниченными возможностями интеллекта и др.). Что касается, условий в общественных местах и транспорте для инвалидов, передвигающихся в коляске, мы видим печальную картину. Общественный транспорт не всегда предполагает использование последнего в коляске, так как лестницы не позволяют спокойно зайти. Во многих магазинах проемы между прилавками настолько узкие, что невозможно инвалиду без проблем совершить покупку. Такая же ситуация в общественных туалетах, лифтах, кафе и так далее. ЗаключениеВ заключении, автор приходит к выводу, что демократические ценности ЕС на уровне Эстонии осуществляются в какой-то степени. Однако, Эстонии есть еще к чему стремится. Сопоставление результатов работы с поставленными задачами позволяют заключить следующее: Заключение по задаче 1. Основными демократическими ценностями Европейского Союза являются свобода, равенство, братство, справедливость, толерантность. Заключение по задаче 2. Народ (как носитель верховной власти) в большинстве своем активно не действует, не проводит какие - то мероприятия, не отстаивает свои права активно. Этим занимаются, в основном, так называемые, люди у власти, у которых другие цели. Заключение по задаче 3. Гендерное равноправие не уравновешено. В жизни узаконено равноправие, однако данный принцип скрытно нарушается. Заключение по задаче 4. В отношении свободы слова - люди не привыкли активно выражать свое мнение в сторону власти открыто. Либо по причине незаинтересованности в общественной жизни, либо из-за разочарования, что хоть как-то могут повлиять на государственные решения. Заключение по задаче 5. Рассмотренные в данной работе меньшинства Эстонии находятся в ущемленном положении. Русские не объединяются для совместного предприятия, представляющего их интересы. Сексуальные меньшинства есть в Эстонии, однако каких-либо организаций, защищающие их интересы, мало. Меньшинства людей с ограниченными возможностями активно занимаются деятельностью в своих интересах, как и государство поддерживает инвалидов. Следует понимать, что меньшинства, охотно поддерживают либеральные начинания и демократические ценности Европейского союза, поэтому в эстонском обществе есть большой простор для активности поддержки меньшинств. Для того, чтобы как-то улучшить положение меньшинств в Эстонии, автор пришел к выводам, что следует, прежде всего,информировать общество ; воплощать в жизнь различные проекты, программы ,форумы которые связаны с меньшинствами; а также больше дискутировать и обсуждать положения меньшинств. Очевидно, что такие демократические ценности, как уважение прав человека, свобода, равенство, участие граждан в управлении, суверенитет личности, в Эстонии принимаются во внимание, однако, часто не задумываются о них, когда проводят политику в области новвовведений. Таким образом, следует считать, что задачи исследования полностью выполнены, цель достигнута. Список использованной литературыКниги: 1. Euroopa Parlament euroopa väärtuste kaitsjana. (2008). Euroopa ühendused. 2. Louis, M. (2001). Preface to the European Parliaments Annual Report on Human Rights. 3. Зидентоп, Л. (2001). Демократия в Европе. Москва: Логос. 4. Паульман, В.Ф. (1998). ЕС и Эстония. Учебное пособие.Таллинн. 5. Пуховский, В.И. (2004). Права человека в международном праве. Минск: МИУ. Статьи: 6. Turk, P., Karu M. (2010).millest tekib sooline palgalõhe? - Sotsiaaltöö ajakiri.2 /2010. 7. Мониторинг процесса вступления в ЕС: Защита меньшинств. Отчет: Латвия. 2001 Меньшинства и большинство в Эстонии: проблемы интеграции в европейском контексте. (2002). Международный семинар Таллинн 15-16 ноября 2002г.Материалы. 8. Нейер, Ю. (2009). Проблемы демократии в Европейском союзе. - Социальные и гуманитарные науки. Серия 2.3/2009. 9. Пароль, В. (2006). Демократия меньшинства как феномен перспективногоразвития современной Европы. - Ученые записки. Таллинн: Социально-Гуманитарный институт.7/2006. 10. Эйзел, С.О. (2010). Экономика в будущем Евросоюза. - Социальные и гуманитарные науки. Серия 2.1/2010. Нормативные акты: 11. Закон о полиции 12. Закон о семье 13. Закон об общественном собрании 14. Закон о культурной автономиии национальных меньшинств 15. Конституция Эстонской Республики Интернет источники 16. Strömpl, J. (19.11.2004). Haridus ja demokraatlikud väärtused. - Õpetajate leht. [WWW] http://www.opleht.ee/Arhiiv/2004/19.11.04/peamearu/2.shtml 17. Департамент статистики Эстонии. (2010). Национальный состав населения Эстонии по состоянию на 2010 год. [WWW] 18. http://pub.stat.ee/px-web. 2001/Dialog/varval.asp? ma=RV0222&ti=RAHVASTIK+SOO%2C+RAHVUSE+JA+MAAKONNA+J%C4RGI%2C+1%2E+JAANUAR&path=./Database/Rahvastik/01Rahvastikunaitajad_ja_koosseis/04Rahvaarv_ja_rahvastiku_koosseis/&lang=2 19. Новостной портал Delfi. (2008). [WWW] http://rus.delfi.ee/daily/estonia/sud-udovletvoril-isk-leedo-protiv-delfi.d? id=19229707 20. Решение Госсуда в деле нр III-4/A-11/94, пункт I. [WWW] http://www.nc.ee/? id=11&tekst=RK/III-4/1-11/94 21. Росбалт. (2008). В Эстонии самое большое количество инвалидов в ЕС. [WWW] http://www.rosbalt.ru/2008/07/15/504075.html 22. Том, Я. (08.03.2010). Свобода слова - есть. Нет умения ее использовать.Газета Столица. [WWW] http://stolitsa.tallinn.ee/? pid=83&lang=7 23. Эстонский Союз Сексуального здоровья. (2004). Взросление гомосексуала. [WWW] http://www.amor.ee/18922 24. Эстонский Союз Сексуального здоровья. (2004). Стиль жизни гомосексуалов. [WWW] http://www.amor.ee/18923 25. Эстонский Союз Сексуального здоровья. (2004). Узаконивание однополых браков.[WWW] http://www.amor.ee/18932 26. RÉSUMÉ 27. Euroopa Liidu demokraatliku väärtuste kasutamine Eesti tasandil Jana Pribludnaja: 28. Käesolevas uurimustöös vaadeldakse Euroopa Liidu põhilised demokraatlikud väärtused. Need on vabadus, võrdsus, kodaniku tegevus riigis ning isiku suvereniteet. Vaadeldakse samuti, mis probleemid on seotud EL väärtustega. 29. Analüüsitakse, mis viisil koheldakse demokraatlikud väärtused Eesti riigi tasandil. Autor vaatles, kuidas rahvus teostab riigivõimu Eestis, mis tasandil on sõnavabadus ja mis õigused on nii naistel, kui ka meestel. Vaadeldakse ka vähemused Eestis, nagu vene inimeste vähemus, seksuaalsed vähemused ja invaliidide vähemused. Analüüsitakse, mis probleemid neil on olemas ning kuidas võib neid aidata. 30. Uurimuse käigus autor püüab analüüsida, mis edusammud on Eestis tehtud, ning samuti, mis on vaja veel teha, et parandada tänast olukorda selleks, et võiks kindlalt öelda, et Eesti kohtleb EL demokraatlikud väärtused täielikul määral. 31. Autor tuli järeldusele, et selleks, et kasutada rohkem demokraatlikud väärtused, on vaja rohkem püüda pakkuda oma rahvusele oma riigielus tegutsema, luua erinevad organisatsioonid, foorumid, rohkem rääkida probleemidest ja nende lahendamisest. 32. Uurimiseks oli kasutatud erinevad raamatud, mis puudutavad antud teemat. Oli analüüsitud artiklid ning statistika Eesti kohta. |