Курсовая работа: Расчет привода и поршневого двигателя автомобиля
Название: Расчет привода и поршневого двигателя автомобиля Раздел: Рефераты по транспорту Тип: курсовая работа | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ВведениеКурсовая работа является важным этапом подготовки студентов к решению задач применительно к практике по обработке исходной информации и по обучению оформления технической и нормативной документации в соответствии с ГОСТ и ЕСКД. Качество выполнения курсовой работы характеризует уровень усвоения дисциплины «Основы функционирования систем сервиса», что позволяет оценить готовность студента к самостоятельной работе по выполнению дипломного проекта и к практической деятельности на производстве как будущего специалиста по сервису (Специализация 23.07.12). 1. Приводы автомобиля Простейшая принципиальная схема привода автомобиля (рис. 1) включает в себя карбюраторный или дизельный многоцилиндровый четырехтактный двигатель с кривошипно-шатунным механизмом тронкового типа 1, маховик 2, фрикционную муфту сцепления 3, коробку перемены передач 4, главную передачу 5 заднего моста автомобиля, дифференциал 6 и полуоси 7. Кривошипно-шатунный механизм предназначен для преобразования возвратно-поступательного движения поршня во вращательное движение коленчатого вала. В головке блока размещены впускные и выпускные клапаны. Маховик 2 во время рабочего хода поршня накапливает запас энергии, за счет которой осуществляется нерабочий ход и повышается равномерность вращения коленчатого вала. Фрикционная муфта сцепления 3 обеспечивает присоединение или отсоединение трансмиссии (коробки перемены передач) и двигателя внутреннего сгорания. Коробка перемены передач 4 (КПП) – двухступенчатая и двухскоростная. Главная передача 5 – коническая, соединена шестернями дифференциала с полуосями заднего моста. 2. Двигатель внутреннего сгорания Поршневые двигатели внутреннего сгорания являются тепловыми двигателями, у которых химическая энергия топлива преобразуется в механическую работу непосредственно в самом двигателе. Преобразование химической энергии в тепловую и тепловой – в энергию движения поршня (механическую) происходит практически одновременно, непосредственно в цилиндре двигателя. В результате сгорания рабочей смеси в цилиндрах двигателя образуются газообразные продукты с высоким давлением и температурой. Под влиянием давления поршень совершает поступательное движение, которое с помощью шатуна и кривошипа преобразуется во вращение коленчатого вала. Четырехтактными называют двигатели, у которых один рабочий цикл совершается за четыре хода (такта) поршня, соответствующих двум оборотам коленчатого вала. Схема работы четырехтактного двигателя без наддува представлена на рис.2. Первый такт – впуск или всасывание горючей смеси – соответствует движению поршня вниз от В.М.Т. до Н.М.Т. За счет движения поршня создается разрежение (около 0,05 – 0,1 н/см2 ) и горючая смесь через открытый клапан «а» засасывается в цилиндр. Для достижения максимального наполнения цилиндра впускной клапан открывается несколько раньше положения поршня в В.М.Т. (точка 1) с определенным углом опережения и закрывается с некоторым углом запаздывания после Н.М.Т. (точка 2). Второй такт – сжатие – соответствует движению поршня вверх от момента закрытия впускного клапана до момента прихода поршня в В.М.Т. Во время такта сжатия все клапаны находятся в закрытом положении. Поршень сжимает находящуюся в цилиндре горючую смесь, в точке 3 подается искра в свече для воспламенения горючей смеси. Третий такт – горение и расширение (рабочий ход) – соответствует движению поршня от В.М.Т. к Н.М.Т. под давлением сгорающего топлива и расширяющихся продуктов сгорания. (от точки 4 до точки 5). Четвертый такт – выпуск отработавших газов – осуществляется при ходе поршня вверх от Н.М.Т. к В.М.Т. Этот ход поршня происходит при открытом выпускном клапане «б». Для улучшения процесса выпуска клапан открывается несколько раньше Н.М.Т. (точка 5) и закрывается с некоторым запаздыванием (точка 6). В дизель, в отличие от карбюраторного двигателя, при движении поршня от В.М.Т. к Н.М.Т. засасывается через впускной клапан атмосферный воздух, на такте сжатия повышается давление и температура, при впрыске через форсунку топливо самовоспламеняется и сгорает, газы расширяясь давят на поршень, совершая рабочий ход, при движении поршня из Н.М.Т. к В.М.Т. через открытый выпускной клапан отработанные газы выталкиваются в атмосферу. При дальнейшем движении поршня вниз начинается новый рабочий цикл, такты которого повторяются в перечисленной ранее последовательности. Рабочий цикл четырехтактного двигателя изображается диаграммами в виде замкнутой (рис. 3) и развернутой (рис. 4). Исходные данные для кинематического и динамического (силового) анализа кривошипно-шатунного механизма представлена в таблице 1. 3. Обозначения К – карбюраторный двигатель Д – дизель В.М.Т. – верхняя мертвая точка Н.М.Т. – нижняя мертвая точка Пведом – ведомый вал Пд – частота вращения двигателя (ведущего вала), об/мин; Пп – частота вращения промежуточного вала КПП, об/мин; Пкпп – частота вращения выходного вала КПП, об/мин; Пв – частота вращения ведомого вала главной передачи, об/мин; R – радиус кривошипа, мм; l - постоянная кривошипно-шатунного механизма; l = R / L = 0,25 где L – длина шатуна, мм; Р1 , Р2 , Р3 , Р4 – давление газов в цилиндре двигателя, МПа; (см. Индикаторная диаграмма Рис. 3) Z1 …. Z6 – число зубьев шестерен и колес в коробке перемен передач и в главной передаче; Рш – сила, направленная по оси шатуна, Н; (см. рис. 5) Рг – сила давления газов на поршень, Н; Рн – сила, направленная перпендикулярно оси цилиндра, Н; Рр – радиальная сила, действующая по радиусу кривошипа, Н; Pт – тангенциальная сила, действующая по касательной к окружности 4. Исходные данные (l=0,25) Таблица 1
5. Содержание курсовой работы Курсовая работа состоит из расчетно-пояснительной записки и графической части в виде принципиальной схемы привода автомобиля (рис. 1), схемы работы четырехтактного двигателя (рис. 2), замкнутой и развернутой индикаторной диаграммы (рис. 3, рис.4), схемы кривошипно шатунного механизма и действия сил давления газов на поршень (рис.5), графика зависимости пути «S», скорости «n» и ускорения «а» поршня от угла «a» поворота коленчатого вала(рис. 6), графика зависимости усилий Рш , Рн ,Рр , Рт и крутящего момента Мкр на валу двигателя от угла «a» поворота коленчатого вала. По исходным данным вначале построить индикаторные диаграммы (рис.3, рис.4). Расчетно-пояснительная записка включает титульный лист (см. Приложение), исходные данные на выполнение курсовой работы и следующие разделы: 1. Привод автомобиля. 2. Двигатель внутреннего сгорания. 3. Обозначение: 4. Исходные данные (Таблица 1). 5. Содержание курсовой работы. 6. Кинематический анализ кривошипно-шатунного механизма. 7. Динамический анализ кривошипно-шатунного механизма. 8. Силовой расчет трансмиссии автомобиля. 9. Прочностной расчет поршня и поршневого пальца двигателя. 6. Кинематический анализ кривошипно-шатунного механизма 6.1 Выражение для определения перемещения «S» поршня в зависимости от угла поворота кривошипа «a» запишется в виде (рис. 5) S = (R + L) – (R*Cosa + L*Cosb) = R (1 – Cosa) + L (1 – Cosb) = R (1 – Cosa) + L (1 – 1 - l2 * Sin2 a ) Величина R (1 – Cosa) – определяет путь, который прошел бы поршень, если шатун был бы бесконечно длинным, а величина L (1 – 1 - l2 * Sin2 a ) – есть поправка на влияние конечной длины шатуна. Используя формулу Бинома Ньютона выражение для вычисления “ S“ упрощается: S = R (1 – Cosa + ( l/2)* Sin2 a ). S = 75*(1 – Cos0 + ( l/2)* Sin2 0 )=0 S = 75*(1 – Cos30 + ( l/2)* Sin2 30 )=12.392 S = 75*(1 – Cos60 + ( l/2)* Sin2 60 )=44.531 S = 75*(1 – Cos90 + ( l/2)* Sin2 90 )=84.375 S = 75*(1 – Cos120 + ( l/2)* Sin2 120 )=119.531 S = 75*(1 – Cos150 + ( l/2)* Sin2 150 )=142.296 S = 75*(1 – Cos180 + ( l/2)* Sin2 180 )=150 S = 75*(1 – Cos210 + ( l/2)* Sin2 210 )=142.296 S = 75*(1 – Cos240 + ( l/2)* Sin2 240 )=119.531 S = 75*(1 – Cos270 + ( l/2)* Sin2 270 )=84.357 S = 75*(1 – Cos300 + ( l/2)* Sin2 300 )=44.531 S = 75*(1 – Cos330 + ( l/2)* Sin2 330 )=12.392 S = 75*(1 – Cos360 + ( l/2)* Sin2 360 )=0 Расчеты внесем в табл.2 и построим график зависимости S = f (a)… (рис.6) 6.2 Скорость поршня изменяется во время «t», т.е. n = ds / dt = (ds / da) * (da / dt), где da / dt = w - угловая частота вращения. ds / da = R* d/da (1 – Cosa + ( l/2)* Sin2 a) = = R (Sina + ( l/2)* Sin2a) n = w * R (Sina + (l/2)* Sin2a). n = (3.14*3400/30)*45 (Sin0 + (l/2)* Sin2*0)=0 n = (3.14*3400/30)*45 (Sin30 + (l/2)* Sin2*30)=11936.97 n = (3.14*3400/30)*45 (Sin60 + (l/2)* Sin2*60)=19120.22 n = (3.14*3400/30)*45 (Sin90 + (l/2)* Sin2*90)=19625 n = (3.14*3400/30)*45 (Sin120 + (l/2)* Sin2*120)=14871.28 n = (3.14*3400/30)*45 (Sin150 + (l/2)* Sin2*150)=7688.03 n = (3.14*3400/30)*45 (Sin180 + (l/2)* Sin2*180)=0 n = (3.14*3400/30)*45 (Sin210 + (l/2)* Sin2*210)= -7688.03 n = (3.14*3400/30)*45 (Sin240 + (l/2)* Sin2*240)= -14871.28 n = (3.14*3400/30)*45 (Sin270 + (l/2)* Sin2*270)= -19625 n = (3.14*3400/30)*45 (Sin300 + (l/2)* Sin2*300)= -19120.22 n = (3.14*3400/30)*45 (Sin330 + (l/2)* Sin2*330)= -11936.97 n = (3.14*3400/30)*45 (Sin360 + (l/2)* Sin2*360)=0 Расчеты внесем в табл. 2 и построим график зависимости n = f (a) … (рис. 6) 6.3 Ускорение поршня изменяется во времени t , т.е. а = dn / dt = (dn / da) * (da / dt) = (dn / da) * w. dn / da = w * R * d/ da (Sina + ( l/2)* Sin2α) = = w * R * (Cosa + l * Cos2α). а = w * (dn / da) = w2 * R * (Cosa + l * Cos2α). а = (3.14*3400/30)2 * 45 * (Cos0 + l * Cos2*0)=6419010.4 а = (3.14*3400/30)2 * 45* (Cos30 + l * Cos2*30)=5089121.91 а = (3.14*3400/30)2 * 45* (Cos60 + l * Cos2*60)=1925703.125 а = (3.14*3400/30)2 * 45* (Cos90 + l * Cos2*90)= -1283802.1 а = (3.14*3400/30)2 * 45* (Cos120 + l * Cos2*120)= -3209505.2 а = (3.14*3400/30)2 * 45* (Cos150 + l * Cos2*150)= -3805319.82 а = (3.14*3400/30)2 * 45* (Cos180 + l * Cos2*180)= -3851406.25 а = (3.14*3400/30)2 * 45 * (Cos210 + l * Cos2*210)= -3805319.82 а = (3.14*3400/30)2 * 45* (Cos240 + l * Cos2*240)= -3209505.2 а = (3.14*3400/30)2 * 45 * (Cos270 + l * Cos2*270)= -1283802.1 а = (3.14*3400/30)2 * 45* (Cos300 + l * Cos2*300)=1925703.125 а = (3.14*3400/30)2 * 45* (Cos330 + l * Cos2*330)=5089121.91 а = (3.14*3400/30)2 * 45* (Cos360 + l * Cos2*360)=6419010.4 Расчеты занесем в табл.2 и построим график зависимости а = f (a) … (рис. 6). Таблица 2
7. Динамический анализ кривошипно-шатунного механизма К основным силам, действующим в кривошипно-шатунном механизме, относят: силы давления газов на поршень, силы инерции масс движущихся частей и полезное сопротивление на колесах заднего моста автомобиля. Силами трения в кривошипно-шатунном механизме пренебрегаем из-за их небольшой величины. Силы давления газа на поршень находятся в прямой зависимости от рабочего цикла двигателя внутреннего сгорания (см. индикаторные диаграммы (рис. 3, рис. 4)). Давление газа на поршень изменяется в зависимости от угла поворота кривошипа и для любого положения поршня определяется по индикаторной диаграмме для данного варианта исходных данных и заносится в таблицу 3. Силы инерции зависят от масс движущихся деталей и числа оборотов двигателя. График зависимости сил инерции от угла поворота кривошипа коленчатого вала представлен на развернутой индикаторной диаграмме (рис. 4). Мгновенная сила от давления газов, действующая на поршень: Р = Рг * F = Рг * (π*Д2 / 4); МН; где Д – диаметр цилиндра, м; F – площадь поршня, м2 ; Рг – давление газов, МПа; Движущее усилие Рд = Р + Ри равно сумме силы от давления газов на поршень Р и сил инерции движущихся частей Ри . Рд = РS *F = π*Д2 / 4 * РS ; Рд = -0,9*3,14*0,0822 /4= -0,00475 Рд = 4,3*3,14*0,0822 /4=0,0227 Рд = -0,8*3,14*0,0822 /4= -0,00422 Рд = 2,9*3,14*0,0822 /4=0,01531 Рд = -0,5*3,14*0,0822 /4= -0,00264 Рд = 2,6*3,14*0,0822 /4=0,01372 Рд = 0,3*3,14*0,0822 /4=0,00158 Рд = 2,4*3,14*0,0822 /4=0,01267 Рд = 0,8*3,14*0,0822 /4=0,00422 Рд = 2,5*3,14*0,0822 /4=0,0132 Рд = 1*3,14*0,0822 /4=0,00528 Рд = 2,55*3,14*0,0822 /4=0,01346 Рд = 1,1*3,14*0,0822 /4=0,00581 Рд = 2,3*3,14*0,0822 /4=0,01214 Рд = 1,1*3,14*0,0822 /4=0,00581 Рд = 1,75*3,14*0,0822 /4=0,00924 Рд = 1*3,14*0,0822 /4=0,00528 Рд = 0,75*3,14*0,0822 /4=0,00396 Рд = 0,5*3,14*0,0822 /4=0,00264 Рд = -0,5*3,14*0,0822 /4= -0,00264 Рд = 0*3,14*0,0822 /4=0 Рд = -0,8*3,14*0,0822 /4= -0,00422 Рд = -0,2*3,14*0,0822 /4= -0,00106 Рд = -0,9*3,14*0,0822 /4= -0,00475 Рд = 1*3,14*0,0822 /4=0,00528 Сила давления газов на поршень Р (см. рис. 5.) разлагается на силу, направленную по оси шатуна Рш , и силу, перпендикулярную оси цилиндра Рн .Рш = Рд / Cosb Рш = -0,00475/1= -0,00475 Рш =-0,00422/0,99= -0,00418 Рш =-0,00264/0,98= -0,00259 Рш =0,00158/ 0,97=0,00153 Рш =0,00422/ 0,98= 0,00414 Рш =0,00528/ 0,99=0,00523 Рш =0,00581/1=0,00581 Рш =0,00581/ -0,99= -0,00575 Рш =0,00528/ -0,98= -0,00517 Рш =0,00264/-0,97= -0,00256 Рш =0/-0,98= 0 Рш =-0,00106/ -0,99=0,00105 Рш =0,00528/ -1= -0,00528 Рш =0,0227/ -0,99= -0,0227 Рш =0,01531/ -0,98= -0,015 Рш =0,01372/-0,97= -0,01331 Рш =0,01267/-0,98= -0,01242 Рш =0,0132/-0,99= -0,01307 Рш =0,01346/ 1=0,01346 Рш =0,01214/ 0,99=0,01202 Рш =0,00924/0,98=0,00906 Рш =0,00396/0,97=0,00384 Рш =-0,00264/0,98= -0,00259 Рш =-0,00422/0,99= -0,00422 Рш =-0,00475/1= -0,00475 Рн = Рд * tgb; Рн = -0,00475*0=0 Рн =-0,00422*0,13= -0,00055 Рн =-0,00264*0,22= -0,00058 Рн =0,00158*0,26=0,00041 Рн =0,00422*0,22=0,00093 Рн =0,00528*0,13=0,00069 Рн =0,00581*0=0 Рн =0,00581*(-0,13)= -0,00076 Рн =0,00528*(-0,22)= -0,00116 Рн =0,00264*(-0,26)= -0,00069 Рн =0*(-0,22)=0 Рн =-0,00106*(-0,13)=0,00014 Рн =0,00528*0=0 Рн =0,0227*(-0,13)= -0,00295 Рн =0,01531*(-0,22)= -0,00337 Рн =0,01372*(-0,26)= -0,00357 Рн =0,01267*(-0,22)= -0,00279 Рн =0,0132*(-0,13)= -0,00172 Рн =0,01346*0=0 Рн =0,01214*0,13=0,00158 Рн =0,00924*0,22=0,00203 Рн =0,00396*0,26=0,00103 Рн =-0,00264*0,22= -0,00058 Рн =-0,00422*0,13= -0,00055 Рн =-0,00475*0=0 Сила Рш стремится сжать или растянуть шатун, а сила Рн прижимает поршень к стенке цилиндра и направлена в сторону, противоположную вращению двигателя. Сила Рш может быть перенесена по линии её действия в центр шейки кривошипа и разложена на тангенциальную силу Рт , касательную к окружности, и радиальную силу Рр , действующую по радиусу кривошипа Рр = Рш *Cos (a + b) = Pд * (Cos(a + b) / Cosb); Рр = -0,00475*1= -0,00457 Рр =-0,00422*0,8= -0,00336 Рр =-0,00264*0,31= -0,00082 Рр =0,00158*(-0,26)= -0,00041 Рр =0,00422*(-0,69)= -0,00291 Рр =0,00528*(-0,93)= -0,00491 Рр =0,00581*(-1)= -0,00581 Рр =0,00581*(-0,93)= -0,0054 Рр =0,00528*(-0,69)= -0,00364 Рр =0,00264*(-0,26)= -0,00069 Рр =0*0,31=0 Рр =-0,00106*0,8= -0,00085 Рр =0,00528*1=0,00528 Рр =0,0227*0,8=0,01816 Рр =0,01531* 0,31=0,00475 Рр =0,01372*(-0,26)= -0,00357 Рр =0,01267*(-0,69)= -0,00874 Рр =0,0132*(-0,93)= -0,01228 Рр =0,01346*(-1)= -0,01346 Рр =0,01214*(-0,93)= -0,01129 Рр =0,00924*(-0,69)= -0,00638 Рр =0,00396*(-0,26)= -0,00103 Рр =-0,00264*0,31= -0,00082 Рр =-0,00422*0,8= -0,00336 Рр =-0,00475*1= -0,00475 Силы Рт и Р’т образуют на коленчатом валу пару сил с плечом R, момент которой приводит во вращение коленчатый вал и называется крутящим моментом двигателя. Мкр = Рт *R = Рд * (Sin(a + b) / Cosb) * R; где Рт = Рд * (Sin(a + b) / Cosb); R – радиус кривошипа в м. Мкр =0,075*(-0,00475)*0=0 Мкр =0,075*(-0,00422)*0,61= -0,00019 Мкр =0,075*(-0,00264)*0,98= -0,00019 Мкр =0,075*0,00158*1=0,00012 Мкр =0,075*0,00422*0,75=0,00024 Мкр =0,075*0,00528*0,39=0,00015 Мкр =0,075*0,00581*0=0 Мкр =0,075*0,00581*(-0,39)= -0,00017 Мкр =0,075*0,00528*(-0,75)= -0,0003 Мкр =0,075*0,00264*(-1)= -0,0002 Мкр =0,075*0*(-0,98)=0 Мкр =0,075*(-0,00106)*(-0,61)=0,00005 Мкр =0,075*0,00528*0=0 Мкр =0,075*0,0227*(-0,61)= -0,00104 Мкр =0,075*0,01531*(-0,98)= -0,00113 Мкр =0,075*0,01372*(-1)= -0,00103 Мкр =0,075*0,01267*(-0,75)= -0,00071 Мкр =0,075*0,0132*(-0,39)= -0,00039 Мкр =0,075*0,01346*0=0 Мкр =0,075*0,01214*0,39=0,00036 Мкр =0,075*0,00924*0,75=0,00052 Мкр =0,075*0,00396*1=0,0003 Мкр =0,075*(-0,00264)*0,98= -0,00019 Мкр =0,075*(-0,00422)*0,61= -0,00019 Мкр =0,075*(-0,00475)*0=0Рт =-0,00475*0=0 Рт =-0,00422*0,61= -0,00257 Рт =-0,00264*0,98= -0,00259 Рт =0,00158*1=0,00158 Рт =0,00422*0,75=0,00316 Рт =0,00528*0,39=0,00206 Рт =0,00581*0=0 Рт =0,00581*(-0,39)= -0,00227 Рт =0,00528*(-0,75)= -0,00396 Рт =0,00264*(-1)= -0,00264 Рт =0*(-0,98)=0 Рт =-0,00106*(-0,61)=0,00065 Рт =0,00528*0=0 Рт =0,0227*(-0,61)= -0,01385 Рт =0,01531*(-0,98)= -0,015 Рт =0,01372*(-1)= -0,01372 Рт =0,01267*(-0,75)= -0,0095 Рт =0,0132*(-0,39)= -0,00515 Рт =0,01346*0=0 Рт =0,01214*0,39=0,00473 Рт =0,00924*0,75=0,00693 Рт =0,00396*1=0,00396 Рт =-0,00264*0,98= -0,00259 Рт =-0,00422*0,61= -0,00257 Рт =-0,00475*0=0 На подшипники коленчатого вала действует сила Р’ш , которая может быть разложена на силу P’ = P и Р’н = Рн . Значение расчетных величин Рд , Рш , Рн , Рр , Рт и Мдв занести в табл. 3 и построить зависимости от a. 8. Силовой расчет трансмиссии автомобиля. Трансмиссия автомобиля (рис. 1) включает в себя фрикционную муфту сцепления 3, коробку перемены передач 4, главную передачу 5 заднего моста, дифференциал 6 и полуоси 7. Коробка перемены передач состоит из двух пар шестерен: первая пара с числом зубьев Z1 и Z2 , вторая пара с числом зубьев Z3 и Z4 . Шестерня Z2 – подвижная по промежуточному валу и может выходить из зацепления с Z1 . Прямая передача может включаться с помощью кулачковой муфты при разъединении шестерен Z1 и Z2 . Передаточное отношение коробки перемены передач вычисляется по выражению: ip = i1 *i2 . Передаточное отношение первой зубчатой пары i1 =Z2 / Z1 , а второй i2 =Z4 / Z3 , т.е. ip = (Z2 / Z1 ) * (Z4 / Z3 ). ip =(60/20)*(100/25)=12 Передаточное отношение конических шестерен главной передачи: iк =Z6 / Z5 . iк =80/20=4 Общее передаточное отношение iобщ =iр * iк . iобщ =12*4=48 Частота вращения выходного вала коробки передач Пвых = Пg / ip ; а ведомого вала Пведом = Пвых / iк . Пвых =2500/12=208,33 об/мин Пведом =208,33/4=52,08 об/мин Крутящий момент на ведомом валу: Мкр =Мведом =Мg *iобщ . Мкр =0*48=0 Мкр =-0,00019*48=-0,00912 Мкр =-0,00019*48=-0,00912 Мкр =0,00012*48=0,00576 Мкр =0,00024*48=0,01152 Мкр =0,00015*48=0,0072 Мкр =0*48=0 Мкр =-0,00017*48=-0,00816 Мкр =-0,0003*48=-0,0144 Мкр =-0,0002*48=-0,0096 Мкр =0*48=0 Мкр =0,00005*48=0,0024 Мкр =0*48=0 Мкр =-0,00104*48=-0,04992 Мкр =-0,00113*48=-0,05424 Мкр =-0,00103*48=-0,04944 Мкр =-0,00071*48=-0,03408 Мкр =-0,00039*48=-0,01872 Мкр =0*48=0 Мкр =0,00036*48=0,01728 Мкр =0,00052*48=0,02496 Мкр =0,0003*48=0,0144 Мкр =-0,00019*48=-0,00912 Мкр =-0,00019*48=-0,00912 Мкр =0*48=0 9. Прочностной расчет узлов и деталей двигателя 9.1 Поршень Поршень рассчитывается на сжатие от силы давления газов Рг по наименьшему сечению, расположенному выше поршневого пальца, на удельное давление тронка, на прочность днища, а поверхность опорных гнезд пальца (бобышек) проверяется на наибольшее удельное давление (рис. 7). Напряжение сжатия определяется из выражения: sсж = Рг /Fmin £[sсж ] Н/мм2 , где Fmin – наименьшее сечение поршня над пальцем (в большинстве конструкций проходит по канавке последнего кольца), мм2 . Fmin = (π*Д2 / 4)- (π*Д1 2 / 4)= π / 4*( Д2 - Д1 2 ) Д1 =Д-(0,05…0,07)*Д=Д*(1-0,06)=82*0,94=77,08 мм Fmin =3,14/4*(822 -77,082 )=614,4 мм2 т.к. Рг = Рг max * (π*Д2 / 4); Pг =5*(3,14*822 /4)=26391,7 Н. sсж =263917/614,4=42,96 Н/мм2 £[sсж ] Допустимое напряжение для поршней из алюминиевых сплавов [sсж ] = 50,0 … 70,0 Н/мм2 , и для стальных [sсж ] = 100 Н/мм2 . Расчет тронка поршня на удельное давление и определение длины направляющей части производится по формуле Lp = Pн. max / Д*к, где Pн. max = (0,07…0,11) Pг ; [к] = 2…7 кг/см2 . Lp =0,09*26391,7/(8,2*5)=57,933 Днище поршня рассчитывается на изгиб. При плоском днище условие прочности (максимально-допустимое напряжение изгиба) имеет вид sи = Pг. max / 4d2 £[sи ], где в - толщина днища поршня, мм. Допустимое напряжение на изгиб днищ для алюминиевого поршня [sи ] = 70 н/мм2 , а для стальных - [sи ] = 100 н/мм2 . При проектировании пользуются эмпирическими зависимостями, установленными практикой. Толщина днища алюминиевых поршней в = (0,1 … 0,12) Д и стальных (0,06 … 0,1) Д. Для алюминиевых: sи = 26391,7/ 4*(0,12*82)2 =68,14£[sи ] Для стальных: sи = 26391,7 / 4*(0,1*82)2 =98,125 £[sи ] Толщина стенки поршня за кольцами принимается равной (0,05 … 0,07) Д; Общая длина поршня L = (1,2 … 1,8)S, Где S – ход поршня, S = 2R, [мм]S=2*75=150 мм Расстояние от нижней кромки поршня до оси пальца С = (0,7 … 1,2) Д. С=0,9*82=73,8 Поверхность опорных гнезд пальца (бобышек) проверяется на наибольшее удельное давление. Рmax = (Pг. max /dп )* lп , н/мм2 Где dп – наружный диаметр поршнего пальца, мм, dп / Д = 0,4. dп =0,4*Д=0,4*82=32,8 мм lп – длина гнезд пальца, мм, lп = 2 dп . lп =2*32,8=65,6 мм Рmax =(5/32,8)*65,6=10 н/мм2 Допускаемые удельные давления составляют [р] = 20 … 40, н/мм2 9.2 Поршневой палец Поршневой палец проверяется по наибольшему давлению сгорания Рг. max = Р4 на изгиб и на срез. Палец рассматривается как балка с равномерно распределенной нагрузкой и концами, лежащими на опорах. Изгибающий момент относительно опасного сечения I –I: Ми = Pг /2 (L/2 - а/4), Н*мм, Где L – расстояние между опорами, мм, L = Д – dп =82-32,8=49,2 мм а – длина подшипников верхней опоры шатуна, мм, а = dп =32,8мм Следовательно: Ми = 26391,7/2(49,2/2 – 32,8/4)=216406,2 Н*мм Напряжение изгиба sи = Ми / Wи , н/мм2 ; £[sи ], где Wи – момент сопротивления изгибу Wи = 0,1 * ((d4 п – d4 в ) / d п ), мм3 , Где dв – внутренний диаметр поршневого пальца, мм; dв = 0,5*dп dв =0,5*32,8=16,4 мм Wи =0,1*((32,84 -16,44 )/32,8)=3308,208 мм3 sи =216406,2/3308,208=65,415 н/мм2 ; £[sи ], [sи ] = 120 н/мм2 для углеродистой стали. Срезывающие напряжения пальца sср = Pг / 2F < [sср ] F – поперечное сечение пальца, мм2 , F = (π/4) * (d2 п – d2 в )=(3,14/4)*(32,82 -16,42 )=633,4 мм2 sср =216406,2/(2*633,4)=170,83 Н/мм2 < [sср ] [sср ] = 500…600 Н/см2 . Литература 1. Е.Росляков, И.Кравчук, В.Гладкевич, А.Дружинин. «Энергосиловое оборудование систем жизнеобеспечения». Учебник – СПб: Политехника, 2004. – 350 с.: ил. 2. «Многоцелевые гусеничные и колесные машины.» Под ред. Акад., докт. техн. наук,проф. Г.И.Гладкова – М: Транспорт, 2001. – 214 с. 3. Скойбеда А.Т. и др. «Детали машин и основы конструирования.» Учебник М:, Высшая школа, 2000. – 584 с. |