Курсовая работа: Государственные социальные внебюджетные фонды
Название: Государственные социальные внебюджетные фонды Раздел: Рефераты по финансовым наукам Тип: курсовая работа | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Содержание Введение 1.Социально-экономическая сущность внебюджетных фондов 2. Государственные социальные внебюджетные фонды 2.1 Пенсионный фонд Российской Федерации 2.2 Фонд социального страхования 2.3 Фонды обязательного медицинского страхования 3. Анализ деятельности Отднеления Пенсионного фонда России по Красноярскому краю 3.1 Уровень пенсионного обеспечения в Красноярском крае 3.2 Неделя качества 3.3 Передвижная (мобильная) клиентская служба 3.4 Инвестирование пенсионных накоплений Заключение Список использованной литературы Приложение Введение Государственные внебюджетные фонды являются важным звеном финансовой системыРоссийской Федерации.Переход к рынку изменил содержание хозяйственного механизма в стране, организационные структуры отдельных его частей, в т.ч. модернизировал финансовую систему. Превращение экономики России из административно-командной системы в рыночную, привело на практике к децентрализации и ослаблению роли государства, проявлением чего стало реформирование государственной системы финансирования. Один за другим возникли и выделились из бюджетной системы внебюджетные фонды, часть из которых затем опять была консолидирована в бюджеты в виде целевых фондов. Государственные внебюджетные фонды в России – это фонды денежных средств, образуемые вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и предназначенные для реализации конституционных прав граждан и удовлетворения некоторых потребностей социального и экономического характера. Через государственные внебюджетные фонды осуществляется перераспределение части национального дохода в интересах отдельных социальных слоев населения.По своему содержанию внебюджетные фонды делятся на экономические и социальные. Особое значение среди государственных внебюджетных фондов имеют социальные внебюджетные фонды, которые аккумулируют средства для реализации важнейших социальных гарантий – государственного пенсионного обеспечения, поддержки в сфере занятости, оказания бесплатной медицинской помощи, поддержки в случае потери трудоспособности, во время отпуска по беременности и родам, санаторно-курортного обслуживания и прочих. В Российской Федерации созданы и действуют три государственных социальных внебюджетных фонда, которые и будут рассмотрены в данной курсовой работе. Актуальность темы состоит в том, что в современных условиях повышается значение социальных внебюджетных фондов, созданных с целью разрешения социальных задач общества (финансирования выплаты пенсий, пособий, материальной помощи, медицинского обслуживания и т. д.). Целью данной курсовой работы является изучение деятельности государственных социальных внебюджетных фондов, рассмотрение вопросов формирования и использования средств внебюджетных фондов. В связи с поставленной целью в курсовой работе решены следующие задачи: - определена сущность и значение государственных внебюджетных фондов; - дана характеристика государственных социальных внебюджетных фондов: их назначение, задачи, источники формирования, порядок расходования; - проанализирована деятельность Отделения Пенсионного фонда России по Красноярскому краю. В качестве исходной информационной базы привлекались теоретические материалы различных авторов, учебники и учебные пособия, законодательно-нормативная база о внебюджетных фондах, материалы СМИ, статистический материал, официальные сайты ПФР, ФОМС,ФСС и сайт ОПФР по Красноярскому краю. Структурно курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений. Общий объём работы составляет 43 страницы, список использованной литературы включает 24 источника. 1.Социально-экономическая сущность внебюджетных фондовБюджетный кодекс Российской Федерации предоставляет право создавать государственные внебюджетные фонды как фонды денежных средств, образуемые вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, предназначенные для реализации конституционных прав граждан. Первоначально внебюджетные фонды в России появились в виде специальных фондов или особых счетов задолго до возникновения бюджета. Государственная власть с расширением своей деятельности нуждалась во все новых расходах, требовавших средств для своего покрытия. Эти средства концентрировались в особых фондах, предназначенных для специальных целей. Такие фонды носили, как правило, временный характер. С выполнением государством намеченных мероприятий они заканчивали свое существование. В связи с этим количество фондов постоянно менялось. С укреплением централизованного государства начинается период унификации специальных фондов. На основе объединения различных фондов был создан государственный бюджет. Постепенно из бюджета выделились внебюджетные фонды. Целевые бюджетные фонды стали создаваться в РФ в период перехода страны на новые экономические отношения на основе Закона РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР» от 10 октября 1991 года. Создание внебюджетных фондов необходимо было государству для более эффективного использования своих финансовых ресурсов. Порядок образования и использования внебюджетных фондов регламентируется финансовым правом. Внебюджетные фонды решают 2-е задачи: 1. обеспечение дополнительными средствами приобретенных сфер экономики; 2. расширение социальных услуг населения. Внебюджетные фонды имеют ряд особенностей и преимуществ: - у органов государственной власти появляются дополнительные средства для вмешательства в хозяйственную жизнь и финансовой поддержки предпринимательства; - целевое использование средств фондов обеспечивает эффективный контроль; - возможность использования для покрытия бюджетного дефицита при определенных условиях - наличие активного сальдо. Связи между внебюджетными фондами и другими звеньями финансовой системы отличаются сложностью и разнообразием. Различают односторонние, двусторонние и многосторонние финансовые связи. При односторонних связях денежные средства идут в одном направлении: от финансовых звеньев к внебюджетному фонду. Такая связь проявляется при формировании фондов или при использовании ими средств. Например, валютные фонды многих стран образуются за счет средств центрального бюджета в форме безвозвратных субсидий. При двухсторонних связях денежный поток движется между внебюджетными фондами и другими звеньями финансовой системы в 2-х направлениях. Например, фонды социального страхования образуются не только за счет страховых взносов, но и средств центрального бюджета. Одновременно, при наличии активного сальдо они приобретают государственные ценные бумаги и становятся кредитором бюджета. При многосторонних связях один внебюджетный фонд одновременно соприкасается с разными финансовыми звеньями и другими внебюджетными фондами, т.е. деньги движутся в разных направлениях между ними. Внебюджетные фонды обладают рядом особенностей: - запланированы органами власти и управления и имеют строгую целевую направленность; - денежные средства фондов используются для финансирования государственных расходов, не включенных в бюджет; - формируются в основном за счет обязательных отчислений юридических и физических лиц; - страховые взносы в фонды и взаимоотношения, возникающие при их уплате, имеют налоговую природу, тарифы взносов устанавливаются государством и являются обязательными; - на отношения, связанные с исчислением, уплатой и взысканием взносов в фонды, распространено большинство норм и положений Закона РФ «Об основах налоговой системы РФ»; - денежные ресурсы фонда находятся в государственной собственности, они не входят в состав бюджетов, а также других фондов и не подлежат изъятию на какие-либо цели, прямо не предусмотренные законом; - расходование средств из фондов осуществляется по распоряжению Правительства или специально уполномоченного на то органа. По экономическому содержанию внебюджетные фонды с момента своего возникновения делились на две большие группы: социальные фонды и экономические фонды. Под экономическими внебюджетными фондами понимаются фонды, образуемые в соответствии с действующим законодательством для финансирования отдельных государственных расходов и консолидируемые в составе бюджетной системы страны для обеспечения более полного государственного контроля за поступлением и целевым использованием их средств. Подавляющая часть средств экономических внебюджетных фондов консолидируется в составе федерального бюджета [2]. Источниками финансирования экономических внебюджетных фондов являются: 1) средства бюджетов; 2) целевые поступления от отдельных видов налогов и сборов, закрепленных за фондами; 3) доходы от реализации конфискованного имущества; 4) платежи за загрязнение окружающей среды; 5) штрафы и другие платежи, поступающие в соответствующий фонд. Создание экономических внебюджетных фондов связано с необходимостью обеспечения развития определенного направления сектора экономики, социальной сферы или охраны природы. Состав экономических внебюджетных фондов в федеральном бюджете непостоянен. В последние годы в состав бюджетов включены следующие фонды [14, с.26]: - Российский фонд технологического развития и отраслевые внебюджетные фонды НИОКР; - Государственный внебюджетный фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы; - Экологический фонд Российской Федерации; - Фонд инвестирования жилищного строительства; - Дорожный фонд. Ведущая роль принадлежит государственным социальным внебюджетным фондам. При создании социальных внебюджетных фондов ставилась задача «разгрузить» бюджет от существенной доли социальных расходов, которые в рамках бюджета финансировались с большими трудностями. Впоследствии, исчерпав положительный ресурс от функционирования целого ряда внебюджетных фондов, Правительство РФ приняло решение о консолидации их в бюджет, при этом сохранив определенную автономность таких фондов. Государственные социальные внебюджетные фонды - это целевые централизованные фонды финансовых ресурсов, формируемые за счет обязательных платежей и отчислений юридических и физических лиц и предназначенные для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение, охрану здоровья и медицинскую помощь [2]. Статья 144 Бюджетного Кодекса РФ в состав государственных внебюджетных фондов Российской Федерации включает: - Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР); - Фонд социального страхования Российской Федерации ( ФСС) ; - Федеральный фонд обязательного медицинского страхования Российской Федерации (ФОМС). 2. Государственные социальные внебюджетные фонды Специфика социальных внебюджетных фондов – четкое закрепление за ними доходных источников и строго целевое использование их средств. 2.1 Пенсионный фонд Российской Федерации Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР) - один из крупнейших и наиболее значимых социальных институтов России (наиболее крупный из всех социальных внебюджетных фондов). На его долю в настоящее время приходится более 80% суммы средств, поступающих во всё социальные внебюджетные фонды. Создание ПФР стало вехой в решении одной из важнейших задач по реформированию социальной сферы Российской Федерации - перехода от государственного пенсионного обеспечения к обязательному пенсионному страхованию [20, с.31]. Согласно пункту 1 Положения о Пенсионном фонде РФ, ПФР является самостоятельным финансово-кредитным учреждением и создан в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в РФ. Согласно положениям статьи 5 ФЗ №167-ФЗ от 15.12.2001 «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» ПРФ является государственным учреждением и осуществляет функции страховщика в системе обязательного пенсионного страхования. При этом решаются две принципиально важные задачи. 1. Средства пенсионной системы становятся сферой самостоятельного бюджетного процесса: ПФР имеет свой бюджет, ежегодно утверждаемый федеральным законом, средства которого являются федеральной собственностью, не входят в состав других бюджетов и изъятию не подлежат. Поэтому ПФР изначально приобрел статус самостоятельного государственного внебюджетного фонда. 2. Основной источник финансирования пенсионных выплат - страховые взносы и платежи, которые уплачиваются за застрахованных работодателями. В результате источником выполнения государством его обязательств перед пенсионерами является не государственный бюджет, а страховой платеж. И хотя средства ПФР сохраняют статус федеральных средств, они в то же время являются по своей природе и средствами обязательного пенсионного страхования. Конституционный Суд РФ определил, что Пенсионный фонд Российской Федерации наделен публично-властными полномочиями по обеспечению конституционного права на государственную пенсию, в том числе полномочием по назначению указанных пенсий. Положениями ФЗ №167-ФЗ от 15.12.2001 «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» определен новый статус ПФР (его территориальных органов) как страховщика и государственного учреждения, урегулирован порядок уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, права и обязанности субъектов правоотношений по обязательному пенсионному страхованию. В структуру Пенсионного фонда РФ входит 89 региональных отделений, которые составляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования в РФ. Особого внимания заслуживает ФЗ №122-ФЗ от 22.08.2004 «О внесении изменений в законодательные акты РФ», основным нововведением которого, является изменение порядка предоставления льгот гражданам, имеющим на них право, путем их предоставления в денежном выражении (монетизация льгот). Функции по выплате этих сумм (ежемесячных денежных выплат) возложены на ПФР и его территориальные органы. В основные задачи ПФР входят [20, с.35]: - целевой сбор и аккумуляция страховых взносов, а также финансирование расходов в соответствии с назначением ПФР; - организация работы по взысканию с работодателей и граждан, виновных в причинении вреда здоровью работников и других граждан, сумм государственных пенсий по инвалидности вследствие трудового увечья, профессионального заболевания или по случаю потери кормильца; - капитализация средств ПФР, а также привлечение в него добровольных взносов (в том числе валютных ценностей) физических и юридических лиц; - контроль с участием налоговых органов за своевременным и полным поступлением в ПФР страховых взносов, а также за правильным и рациональным расходованием его средств; - межгосударственное и международное сотрудничество РФ по вопросам, относящимся к компетенции ПФР, участие в разработке и реализации в установленном законом порядке межгосударственных и международных договоров и соглашений по вопросам пенсий и пособий. Таким образом, в системе пенсионного обеспечения РФ закреплены страховые принципы, гарантирующие застрахованному лицу, при наступлении страхового случая, осуществление выплаты пенсии в размере, пропорциональном размеру уплаченных за него работодателем (страхователем) страховых взносов. Формирование бюджета Пенсионного фонда РФ осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», с дополнениями и изменениями. Бюджет ПФР формируется за счет: - страховых взносов; - средств федерального бюджета; - сумм пеней и иных финансовых санкций; - доходов от размещения (инвестирования) временно свободных средств обязательного пенсионного страхования; - добровольных взносов физических лиц и организаций, уплачиваемых ими не в качестве страхователей или застрахованных лиц; - иных источников, не запрещенных законодательством РФ. Денежные средства обязательного пенсионного страхования хранятся на счетах ПФР, открываемых в учреждениях Центрального банка РФ, а при их отсутствии на счетах, открываемых в кредитных организациях, перечень которых на конкурсной основе определяется Правительством РФ. В составе бюджета ПФР отдельно учитываются суммы страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, средства, направляемые на инвестирование, выплаты за счет средств пенсионных накоплений, а также расходы бюджета ПФР, связанные с формированием и инвестированием средств пенсионных накоплений, ведением специальной части индивидуальных лицевых счетов и выплатой накопительной части трудовой пенсии. В соответствии с федеральными законами «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» № 167-ФЗ от 15.12.2001 и «О трудовых пенсиях в РФ» № 173-ФЗ от 17.12.2001 трудовые пенсии по старости и инвалидности могут состоять из трех частей: базовая, страховая и накопительная. При этом базовая часть финансируется за счет сумм единого социального налога (взноса), зачисляемых в федеральный бюджет, страховая часть - за счет сумм страховых взносов, уплачиваемых страхователем за застрахованных лиц на финансирование страховой части трудовой пенсии, накопительная – за счет сумм страховых взносов, уплачиваемых страхователями за застрахованных лиц на накопительную часть трудовой пенсии и дохода от их инвестирования, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица. Накопительная часть – формируется за счет страховых платежей и отражается в специальной части индивидуального страхового счета гражданина; представляет собой резерв, направляемый на инвестирование. Доход от него также отражается на индивидуальном лицевом счете и позволяет, в конечном итоге, увеличить размер будущей пенсии. Право на накопительную часть пенсии получили возрастные группы – мужчины 1953 года рождения и моложе, женщины 1957 года рождения и моложе. Для мужчин с 1953 по 1966 год рождения и женщин с 1957 по 1966 год рождения до 2005 года было предусмотрено начисление на специальную, накопительную часть их лицевого счета, 2% из 14% общего страхового взноса в ПФР. С 2005 года у застрахованных лиц старше 1967 года рождения накопительные поступления отсутствуют [23, с.105]. Федеральный закон от 24.07.2002 № 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» дал определение понятия пенсионные накопления – это совокупность средств, включающая в себя: - суммы страховых взносов на финансирование накопительной части трудовой пенсии, поступившие в Пенсионный фонд РФ и еще не переданные в доверительное управление управляющим компаниям, включающие чистый финансовый результат, который получен от временного размещения указанных страховых взносов Пенсионным фондом Российской РФ и порядок расчета которого в целях настоящего Федерального закона устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти; - средства, переданные в доверительное управление управляющим компаниям Пенсионным фондом РФ в соответствии с настоящим Федеральным законом; - средства, поступившие в Пенсионный фонд РФ от управляющих компаний для выплаты застрахованным лицам и их правопреемникам и еще не направленные на выплату пенсий; - средства, поступившие в Пенсионный фонд РФ от управляющих компаний для передачи в негосударственные пенсионные фонды в соответствии с заявлениями застрахованных лиц и еще не переданные негосударственным пенсионным фондам; - средства, поступившие в Пенсионный фонд РФ от негосударственных пенсионных фондов в соответствии с законодательством РФ и еще не переданные в доверительное управление управляющим компаниям. Расходы на пенсионное обеспечение – это самый объемный поток социальных трансфертных платежей в России. Согласно ст.147 Бюджетного Кодекса РФ – расходование средств государственных внебюджетных фондов осуществляется исключительно на цели, определенные РФ, субъектов РФ, регламентирующим их деятельность, в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов РФ: - выплату в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации трудовых пенсий и социальных пособий на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти; - доставку пенсий, выплачиваемых за счет средств бюджета ПФР; - финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности страховщика (включая содержание его центральных и территориальных органов); - иные цели, предусмотренные законодательством Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании. Расходы, не предусмотренные бюджетом ПФР на соответствующий год, осуществляются только после внесения изменений в указанный бюджет в установленном федеральным законом порядке. Средства, образовавшиеся в результате превышения сумм поступлений единого социального налога (взноса) в части, зачисляемой в федеральный бюджет, над расходами, осуществляемыми на финансирование выплаты базовой части трудовой пенсии, зачисляются в бюджет ПФР в полном объеме. Указанные средства расходуются в следующем порядке: - на возмещение недостатка средств бюджета ПФР на выплату страховой части трудовой пенсии; - на дополнительное повышение базовой части трудовой пенсии исходя из инфляции на очередной финансовый год. Обязательным страховым обеспечением по обязательному пенсионному страхованию являются: - страховая и накопительная части трудовой пенсии по старости; - страховая и накопительная части трудовой пенсии по инвалидности; - страховая часть трудовой пенсии по случаю потери кормильца; - социальное пособие на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти. Ответственность за нецелевое расходование денежных средств ПФР определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации. Для обеспечения в среднесрочной и долгосрочной перспективах финансовой устойчивости системы обязательного пенсионного страхования в случае возникновения профицита бюджета ПФР создается резерв, размер которого, порядок формирования и расходования определяются ФЗ о бюджете ПФР. 2.2 Фонд социального страхования Фонд социального страхования был создан в целях обеспечения государственных гарантий в системе социального страхования и повышения контроля за правильным и эффективным расходованием средств социального страхования и является самостоятельным финансово-кредитным учреждением. Управление осуществляется Правительством РФ.ФСС, включая исполнительные органы, является некоммерческой организацией, не занимающейся предпринимательской деятельностью. Денежные средства и иное имущество, находящееся в оперативном управлении Фонда, а также имущество, закрепленное за подведомственными Фонду санаторно-курортными учреждениями, являются федеральной собственностью. Денежные средства ФСС не входят в состав бюджетов соответствующих уровней, других фондов и изъятию не подлежат. В Фонд социального страхования Российской Федерации входят следующие исполнительные органы: - региональные отделения, управляющие средствами государственного социального страхования на территории субъектов Российской Федерации; - центральные отраслевые отделения, управляющие средствами государственного социального страхования в отдельных отраслях хозяйства; - филиалы отделений, создаваемые региональными и центральными отраслевыми отделениями Фонда по согласованию с председателем Фонда. Основными задачами ФСС являются: - обеспечение гарантированных государством пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, а также социального пособия на погребение или возмещение стоимости гарантированного перечня ритуальных услуг, санаторно-курортное обслуживание работников и их детей; - участие в разработке и реализации государственных программ охраны здоровья работников, мер по совершенствованию социального страхования; - осуществление мер, обеспечивающих финансовую устойчивость ФСС; - разработка совместно с Министерством труда и социального развития РФ и Министерством финансов РФ предложений о размерах тарифа страховых взносов на государственное социальное страхование; - организация работы по подготовке и повышению квалификации специалистов для системы государственного социального страхования, разъяснительной работы среди страхователей и населения по вопросам социального страхования; - сотрудничество с аналогичными фондами (службами) других государств и международными организациями по вопросам социального страхования. Фонд организует исполнение бюджета государственного социального страхования, утверждаемого ежегодно федеральным законом, контролирует использование средств социального страхования. В необходимых случаях Фонд перераспределяет средства социального страхования между регионами и отраслями, поддерживая финансовую устойчивость системы. Кроме того, Фондом разрабатываются и реализуются государственные программы по совершенствованию социального страхования, охраны здоровья работников. Средства ФСС образуются за счет: - страховых взносов работодателей (предприятий, организаций, учреждений и иных хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности); - страховых взносов граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью и обязанных уплачивать взносы на социальное страхование в соответствии с законодательством; - страховых взносов граждан, осуществляющих трудовую деятельность на иных условиях и имеющих право на обеспечение по государственному социальному страхованию, установленному для работников, при условии уплаты ими страховых взносов в Фонд; - доходов от инвестирования части временно свободных средств Фонда в ликвидные государственные ценные бумаги и банковские вклады. Помещение этих средств Фонда в банковские вклады производится в пределах средств, предусмотренных в бюджете Фонда на соответствующий период; - добровольных взносов граждан и юридических лиц; поступления иных финансовых средств, не запрещенных законодательством; - ассигнований из федерального бюджета на покрытие расходов, связанных с предоставлением льгот (пособий и компенсаций) лицам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы или радиационных аварий на других атомных объектах гражданского или военного назначения и их последствий, а также в других установленных законом случаях; - прочих поступлений (возмещаемых страхователем расходов, не принятых к зачету в счет страховых взносов, и не принятых расходов на выплату пособий по временной нетрудоспособности вследствие трудового увечья или профессионального заболевания; недоимок по обязательным платежам, сумм штрафов и иных санкций, предусмотренных законодательством; уплаченных в установленном порядке сумм за путевки, приобретенные страхователем за счет средств Фонда; средств, возмещаемых Фонду в результате исполнения регрессных требований к страхователям, и других) [23, с.254]. Средства ФСС направляются на: - выплату пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, при рождении ребенка, при усыновлении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, а также социального пособия на погребение или возмещение стоимости гарантированного перечня ритуальных услуг; - оплату дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом или инвалидом с детства до достижения им возраста 18 лет; оплату путевок для работников и их детей в санаторно-курортные учреждения, расположенные на территории Российской Федерации и в санаторно-курортные учреждения в государствах - участниках СНГ, аналогичных которым нет в Российской Федерации, а также на лечебное (диетическое) питание; - частичное содержание находящихся на балансе страхователей санаториев-профилакториев, имеющих лицензии на право занятия этим видом деятельности (оплата расходов на питание, лечение и медикаменты, заработную плату работников, культурно-массовое обслуживание); - частичную оплату путевок в детские загородные оздоровительные лагеря, находящиеся на территории РФ, для детей работающих граждан; - частичное содержание детско-юношеских спортивных школ (оплата расходов на оплату труда тренерско-преподавательского состава и аренду помещений, необходимых для учебно-тренировочного процесса); - оплату проезда к месту лечения и обратно; - создание резерва для обеспечения финансовой устойчивости ФСС на всех уровнях. Порядок формирования резерва и предоставления из него средств (на возвратной основе или безвозмездно) определяется инструкцией о порядке начисления, уплаты, расходования и учета средств государственного социального страхования, утвержденной ФСС совместно с Министерством труда и социального развития РФ, Министерством финансов РФ, Государственной налоговой службой РФ и с участием Центрального банка РФ; - обеспечение текущей деятельности, содержание аппарата управления ФСС; - финансирование деятельности подразделений органов исполнительной власти, обеспечивающих государственную защиту трудовых прав работников, охрану труда (включая подразделения надзора и контроля за охраной труда) в случаях, установленных законодательством; - проведение научно-исследовательской работы по вопросам социального страхования и охраны труда; - осуществление иных мероприятий в соответствии с задачами Фонда, включая разъяснительную работу среди населения, поощрение внештатных работников ФСС, активно участвующих в реализации мероприятий по социальному страхованию; - участие в финансировании программ международного сотрудничества по вопросам социального страхования. Средства ФСС используются только на целевое финансирование мероприятий. Не допускается зачисление средств социального страхования на личные счета застрахованных. Средства, полученные от взимания пеней и наложения финансовых санкций, образуют фонд развития Фонда социального страхования РФ. С 1 января 2001 года взносы в государственные социальные внебюджетные фонды уплачиваются в составе единого социального налога (взноса), порядок исчисления и уплаты которого установлен главой 24 Налогового кодекса РФ. Уплата страховых взносов в фонд осуществляется в соответствии с тарифом, установленным федеральным законом на соответствующий финансовый год. Работодатели регистрируются в качестве страхователей в региональных отделениях фонда. Выплата пособий по социальному страхованию, оплата путевок работникам и членам их семей в санаторно-курортные учреждения, финансирование других мероприятий по социальному страхованию на предприятиях, в организациях, учреждениях и иных хозяйствующих субъектах независимо от форм собственности осуществляется через бухгалтерии работодателей. Региональные отделения фонда образуются в субъектах РФ. Они решают следующие задачи: 1) осуществляют регистрацию страхователей и выдают удостоверения о регистрации, организуют банки данных по всем категориям страхователей; 2) осуществляют финансовую деятельность по обеспечению социального страхования в регионе или отрасли; 3) устанавливают для страхователей нормативы расходов, необходимые для обеспечения государственных гарантий по социальному страхованию работников; 4) обеспечивают полноту и своевременность уплаты страхователями взносов на социальное страхование, исполнение доходных и расходных частей бюджетов органов фонда; 5) осуществляют аккумуляцию страховых взносов и других платежей для создания резервов, принимают решения об использовании свободных денежных средств; 6) разрабатывают проекты бюджетов органов фонда и смет расходов на содержание; производят расчеты со страхователями, другими органами фонда и прочими организациями; осуществляют контроль за расходованием средств страхователями; принимают решения о непринятии к зачету расходов по социальному страхованию и списании средств в бесспорном порядке и др. Контроль за расходованием страхователями средств государственного социального страхования осуществляется отделениями (филиалами отделений) Фонда посредством проведения документальных выездных проверок страхователей, истребования у страхователей документов, получения от них объяснений, проверки данных учета и отчетности. Контроль за расходованием средств отделениями Фонда осуществляется контрольно-ревизионной службой Фонда. 2.3 Фонды обязательного медицинского страхования Обязательное медицинское страхование - составная часть системы социального страхования в РФ. Фонды обязательного медицинского страхования (ФОМС) – это самостоятельные государственные кредитные учреждения, реализующие государственную политику в области обязательного медицинского страхования граждан как составной части государственного социального страхования. ФОМС предназначены для аккумулирования страховых взносов, обеспечения финансовой стабильности государственной системы ОМС и выравнивания финансовых ресурсов на его проведение. Средства фондов находятся в государственной собственности, не входят в состав бюджетов других фондов и изъятию не подлежат. Федеральный и территориальные фонды ОМС не наделены правом издания каких-либо нормативных документов, обязательных для плательщиков страховых взносов на ОМС. Право издания инструкций о порядке взимания и учета страховых взносов предоставлено только Правительству РФ. Задачи медицинского страхования — гарантировать гражданам при возникновении страхового случая получение медицинской помощи за счет накопленных средств и проводить профилактические мероприятия. Для реализации государственной политики в области обязательного медицинского страхования созданы Федеральный и Территориальный фонды обязательного медицинского страхования как самостоятельные некоммерческие финансово-кредитные учреждения. Федеральный фонд обязательного медицинского страхования является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, обособленное имущество, счета в учреждениях Центрального банка РФ и других кредитных организациях, печать со своим наименованием, штампы и бланки установленного образца. Основными задачами Федерального фонда являются: - финансовое обеспечение установленных законодательством РФ прав граждан на медицинскую помощь за счет средств обязательного медицинского страхования в целях, предусмотренных Законом РФ «О медицинском страховании граждан в РФ»; - обеспечение финансовой устойчивости системы обязательного медицинского страхования и создание условий для выравнивания объема и качества медицинской помощи, предоставляемой гражданам на всей территории РФ в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования; - аккумулирование финансовых средств Федерального фонда для обеспечения финансовой стабильности системы обязательного медицинского страхования. Территориальные фонды обязательного медицинского страхования в области финансово-кредитной деятельности и контроля над рациональным использованием финансовых средств в системе обязательного медицинского страхования осуществляют следующие основные функции: - аккумулируют финансовые средства территориальных фондов; - осуществляют финансирование обязательного медицинского обслуживания, проводимого страховыми медицинскими учреждениями; - проводят финансово-кредитную деятельность по обеспечению системы обязательного медицинского страхования; - выравнивают финансовые ресурсы городов и районов, направляемые на проведение обязательного медицинского страхования; - совместно с органами государственной налоговой службы РФ осуществляют контроль за своевременным и полным поступление в территориальный фонд страховых взносов, а также за рациональным использованием поступивших финансовых средств; - согласовывают совместно с органами исполнительной власти, профессиональными медицинскими ассоциациями тарификацию стоимости медицинской помощи, территориальную программу обязательного медицинского страхования населения, вносят предложения о финансовых ресурсах, необходимых для ее осуществления, о тарифах на медицинские и иные услуги по обязательному медицинскому страхованию. Основным нормативным актом, регулирующим медицинское страхование, является Закон РФ «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации», принятый 28 июня 1991 года №1499-1 (с последующими изменениями и дополнениями), который провозглашает, что медицинское страхование - это форма социальной защиты интересов населения в охране здоровья, целями которой являются гарантия гражданам при возникновении страхового случая получения медицинской помощи за счёт накопленных средств и финансирование профилактических мероприятий. Основной документ в системе ОМС – страховой полис обязательного медицинского страхования граждан, который является юридическим оформлением прав пациента и обязательством системы обязательного медицинского страхования по оказанию медицинской помощи. Страховой полис обязательного медицинского страхования персонализирует право пациента на получение медицинской помощи надлежащего качества и объема, установленных Базовой программой обязательного медицинского страхования на всей территории РФ независимо от уровня дохода, социального положения и места проживания. На территории РФ действует страховой полис обязательного медицинского страхования единого образца. Страхование по обязательному медицинскому страхованию на территории РФ осуществляется филиалами (с функциями страховщиков) территориальных фондов ОМС и страховыми медицинскими организациями. Структура системы обязательного медицинского страхования в России представлена 91 территориальным ФОМС, 832 их филиалами, из которых 378 филиалов выполняли функции страховщиков, 276 страховыми медицинскими организациями и 90 их филиалами. В зависимости от административно-территориального устройства, демографических и экономических условий в субъектах Российской Федерации сложилось четыре типа организационных схем системы ОМС РФ [13, с.38]. Согласно Закону «О медицинском страховании граждан в РФ», ОМС «обеспечивает всем гражданам РФ равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой за счёт средств ОМС в объёме и на условиях, соответствующих программам обязательного медицинского страхования». В России действуют Базовая и Территориальные программы ОМС, в рамках которых определяется, какая именно амбулаторно-поликлиническая и стационарная помощь, в каких именно учреждениях здравоохранения и при каких заболеваниях оказывается гражданам, проживающим постоянно или преимущественно на данной территории, за счёт средств ОМС, а также проведение каких именно мероприятий по профилактике заболеваний, включая диспансерное наблюдение, осуществляется за счёт указанных средств. Базовая программа ОМС разрабатывается Министерством здравоохранения РФ и утверждается Правительством РФ. Территориальные программы ОМС утверждаются органами государственного управления субъектов РФ на основе базовой программы. В России финансовые средства системы ОМС формируются из двух источников: платежи из бюджета; отчисления предприятий, организаций и других юридических лиц в фонд обязательного медицинского страхования. Средства поступают через банки в фонды обязательного медицинского страхования от страхователей, которые обязаны в этих фондах зарегистрироваться в качестве плательщиков страховых взносов. Финансовые средства фондов ОМС находятся в государственной собственности, не входят в состав бюджетов других фондов и изъятию на другие цели не подлежат. Законом определён круг лиц, участвующих в системе ОМС и обеспечивающих её работоспособность. В первую очередь это страхователи - любые предприятия, учреждения, организации, а также государство в лице местных органов государственной власти, уплачивающие взносы на ОМС. Взносы в страховые фонды работающей части граждан вносятся через предприятия (учреждения, организации). Таким образом, страховые фонды играют роль посредника между лечебно-профилактическими учреждениями и населением. С 1 января 2001 года взносы в ФОМС уплачиваются в составе единого социального налога (взноса), порядок исчисления и уплаты которого установлен главой 24 Налогового Кодекса РФ. За неработающих граждан взносы в ФОМС осуществляет государство. Затем взносы поступают следующему участнику системы ОМС - в Федеральный или Территориальный Фонд ОМС. Это самостоятельные некоммерческие финансово-кредитные учреждения, предназначенные для аккумулирования финансовых средств на ОМС, обеспечения финансовой стабильности государственной системы ОМС и выравнивания целевых финансовых ресурсов. Аккумулированные взносы идут на оплату установленного страховой программой объёма медицинской помощи. Территориальный ФОМС является основным организаторским звеном. Он осуществляет регистрацию плательщиков, сбор, учет и контроль за поступлением страховых взносов и платежей, обеспечивает всеобщность медицинского страхования на местном уровне.Следующий участник системы ОМС - страховые медицинские организации. Это юридические лица, имеющие лицензию на право деятельности по обязательному медицинскому страхованию. Страховая медицинская организация (страховая компания) заключает договоры с медицинскими учреждениями на оказание медицинской помощи застрахованным по ОМС, осуществляет деятельность по ОМС на некоммерческой основе, выдаёт страховые полисы, а также контролирует объём, сроки и качество медицинской помощи и защищает интересы застрахованных. Медицинские учреждения - ещё один участник системы ОМС - учреждение независимо от форм собственности, лицензированное на осуществление определённой деятельности и услуг по программам ОМС, а также имеющее аккредитацию, то есть соответствующее установленным профессиональным стандартам. И, наконец, самые многочисленные участники системы ОМС - застрахованные лица - граждане России, независимо от пола, возраста, состояния здоровья, места жительства, уровня дохода, а также иностранные граждане, постоянно проживающие на территории РФ, которые имеют право на бесплатное (для них) получение медицинских услуг, включённых в государственную программу обязательного медицинского страхования. 3. Анализ деятельности отделения пенсионного фонда России (ОПФР) по Красноярскому краю Проводимая в нашей стране пенсионная реформа коренным образом меняет отношение застрахованных лиц к формированию своей будущей пенсии. Раньше роль будущего пенсионера была пассивной, о пенсионном обеспечении граждан заботилось государство исходя из своих финансовых возможностей, и пенсионер не мог повлиять на размер будущей пенсии. Начавшаяся в 2002 году пенсионная реформа направлена на то, чтобы застрахованные лица могли сами влиять на размер будущей пенсии. Повышение уровня пенсионного обеспечения является основной задачей проведения пенсионной реформы. Анализ деятельности ОПФР произведен по материалам аналитического вестника ПФР [12]. 3.1 Уровень пенсионного обеспечения в Красноярском крае Диаграмма 1 – Структура страхователей, зарегистрированных в ОПФР по Красноярскому краю (на 01.08.2008) По состоянию на 1 июля 2008 года в территориальных органах ПФР Красноярского края состоит на учете 755 826получателей пенсии в соответствии с ФЗ от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» и от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ». В районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях Красноярского края проживает 123071 получатель пенсий, что составляет 16 % от общего числа пенсионеров. Остальные 632755 пенсионеров проживают в 48 административно-территориальных образованиях и составляют третью группу северных районов, не относящихся к районам Крайнего севера и приравненным к ним местностям, но в которых установлены районные коэффициенты к заработной плате. Диаграмма 2 - Изменение численности пенсионеров в Красноярском крае по годам за период пенсионной реформы Ежегодно увеличиваются и расходы на выплату пенсий. Ежемесячная потребность на выплату пенсии и денежных выплат за 2006 год в среднем составляла 2409,3 млн. руб., за 2007 год – 2851,9 млн. руб., за 2008 год – 3677,0 млн. руб. Диаграмма 3 - Расходы на выплату пенсий и денежных выплат по Красноярскому краю за 2002-2008 гг. По сравнению с «дореформенным» периодом средний размер пенсии в целом по краю повысился в 3,8 раза - с 1167,13 рублей (по состоянию на 31.12.2001) до 4389,66 рубля (на 01.07.2008). Средний размер трудовой пенсии по старости – с 1297, 39 рублей до 4776,43 рублей. По отношению к прожиточному минимуму, установленному администрацией Красноярского края за II квартал 2008 года, средний размер трудовой пенсии по старости в крае на 01.07.2008 составил 122 процента, в районах Крайнего Севера – 116 процента, в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, – 109 процентов, в центральных и южных городах и районах края – 119 процентов. В то же время вызывает обеспокоенность пенсионное обеспечение жителей районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. В отдельных территориях Красноярского края сохраняются противоречия между уровнем пенсионного обеспечения и стоимостью жизни. В районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях средние размеры трудовых пенсий по старости увеличились соответственно с 1588 рублей до 7624,15 рублей и с 1194 рублей до 5148,30 рублей, а в Норильском промрайоне – с 1671 рубля до 8245,84 рублей. Средний размер трудовой пенсии по старости на 01.07.2008 в районах Крайнего Севера составляет 7624,15 рубля. В местностях, приравненных к районам Крайнего Севера –5148,30 рубля. Самый высокий средний размер трудовой пенсии по старости на 01.04.2008 в Норильском промрайоне –8245,84 рубля. На 01.07.2008 не достигли прожиточного минимума (за IIквартал 2008 года) средние размеры трудовых пенсий по старости в Эвенкийском муниципальном районе (93%), Туруханском (90%) и Северо-Енисейском районах (87%), которые относятся к районам Крайнего Севера. В целом уровень пенсионного обеспечения «северян» ниже уровня пенсионного обеспечения жителей центральных и южных районов края. Приводим динамику средних размеров трудовых пенсий по старости в крае за период с 01.01.2002 по 01.07.2008 по отношению к прожиточному минимуму. Диаграмма 4 – Динамика средних размеров трудовых пенсий по старости в Красноярском крае по отношению к прожиточному минимуму Анализ средних размеров пенсий свидетельствует, что за период с 01.01.2002 по 01.01.2008 повысилось соотношение средних размеров пенсий по старости в сравнении с прожиточным минимумом. Значительное увеличение прожиточного минимума за 1 квартал 2008 года в связи с установлением единого по краю, включая Эвенкию и Таймыр (ранее прожиточный минимум для данных территорий устанавливался отдельно), с 01.07.2008 повлекло снижение соотношения среднего размера пенсии по краю к прожиточному минимуму. Для каждого гражданина индексация пенсий по-разному влияет на повышение уровня его пенсионного обеспечения. Чем выше размер получаемой пенсии, тем большую прибавку по результатам проведенной индексации получает пенсионер. С 1 августа 2008 года проведено очередное повышение размеров пенсии. Размер базовой части трудовой пенсии по старости установлен в сумме 1794 рублей. Также утвержден коэффициент индексации страховой части трудовой пенсии в размере 1,08. В результате предусмотренного повышения пенсий прогнозируемый средний размер пенсии по краю увеличился на 490 руб. и составил 4834 рубля, прогнозируемый средний размер трудовой пенсии по старости – на 521 руб. и составил 5265 рублей. При этом для пенсионеров, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, прогнозируемый размер трудовой пенсии по старости увеличился на 818 руб. и на 571 руб. и составил 8364 рубля и 5693 рубля соответственно. Для работающих пенсионеров ежегодно с 2003 года проводится перерасчет и корректировка страховой части трудовых пенсий в соответствии с п. 3 ст.17 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ». Принципиальное отличие от дореформенного порядка исчисления пенсий заключается в том, что размер страховой части пенсии при перерасчете определяется не от величины заработка и продолжительности стажа, а от уплаченных страхователем (работодателем) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. Из уплаченных страховых взносов формируется для работающих пенсионеров дополнительный расчетный пенсионный капитал, который является базой для увеличения размера пенсий. И это увеличение напрямую зависит, в свою очередь, от полноты и своевременности уплаты предприятиями страховых взносов в Пенсионный фонд, где трудятся работающие пенсионеры. Перерасчету в 2008 году подлежат пенсии работающих пенсионеров, численность которых в крае составляет 194 655 человек. С заявлениями на перерасчет пенсий в 2008 году обратилось 103 516 пенсионера, произведено перерасчетов 102 109, среднее увеличение пенсий после перерасчета составило 193,78 руб. в месяц. По сравнению с 2003 и 2004 годом значительно сократилось количество отказов в перерасчете страховой части пенсии из-за отсутствия уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, если в 2003 количество пенсионеров, которые не смогли увеличить свой размер пенсий, было около 5 тысяч, в 2004 году – 425, в 2005 - 191, в 2006 – 139, в 2007 – 51, то в 2008 году их 7 (по причине неуплаты работодателем страховых взносов). Диаграмма 5 – Динамика количества отказов в перерасчете страховой части пенсии из-за отсутствия уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование На 2007-2009 годы Правительством Российской Федерации рассматривается возможность доведения базовой части трудовой пенсии до прожиточного минимума, что приведет к существенному увеличению пенсионных выплат. Приводим динамику роста трудовых пенсий на 2007-2010 годы. Диаграмма 6 – Увеличение среднего размера трудовой пенсии по старости с учетом индексации на 2007-2010 гг. Государственная социальная поддержка. Диаграмма 7 – Динамика приема заявлений о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал в 2007-2008 гг. (на 01.08.2008) Диаграмма 8 – Информация о количестве поданных заявлений об отказе от получения набора социальных услуг в 2007-2008 гг. (по СФО на 01.08.2008) Информация о реализации социальной программы в Красноярском крае за 2007 год в части оказания адресной социальной помощи неработающим пенсионерам, а также неработающим пенсионерам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий в Приложении 1. 3.2 Неделя качества В целях улучшения качества приема пенсионеров, застрахованных лиц и страхователей проведение недели качества обслуживания граждан в Управлениях (Отделах) ПФР Красноярского края стало традиционным. Начиная с 2004 года, неделя качества проводится ежегодно, приобретая новые формы и более широкий охват организаций. Повторив положительный опыт в 2005 году, Отделение стало инициатором проведения недели качества на почтовых отделениях. Положительный результат и благодарственные отзывы со стороны населения поспособствовали дальнейшему развитию и более широкому внедрению данного мероприятия. И в 2006 году неделя качества на территории Красноярского края была проведена в подразделениях Сберегательного банка России, который обслуживает пенсионеров, производя выплату пенсий и других социальных выплат. 2007 год ознаменовал себя годом качества, и неделя качества на его фоне должна была приобрести новые форматы и воплотить в себе нетрадиционные методы обслуживания. В рамках проведения недели качества проводится анкетирование посетителей почтовых отделений и подразделений банка по актуальным вопросам организации выплаты пенсий, организованы посещения УПФР (Отделов ПФР) представителями почтамтов, сотрудниками почтовых отделений, структурных подразделений Сберегательного банка. Для объективной оценки на местах создаются независимые комиссии, состоящие из представителей органов исполнительной власти, Советов ветеранов и других организаций. Результаты проведения недели качества обобщаются и доводятся до организаций, осуществляющих доставку пенсий, что позволяет выработать определенные мероприятия по улучшению обслуживания пенсионеров. Итогами проведения «Недели качества» стало размещение в почтовых отделениях информационных стендов для населения «Пенсионный фонд РФ информирует» и выделение отдельных окон для обслуживания пенсионеров в структурных подразделениях Сберегательного банка России. Проведение данных мероприятий способствует более тесному взаимодействию и повышению имиджа территориальных органов ПФР края и организаций – доставщиков. Получил широкое распространение «Звонок вежливости», который в территориальных подразделениях применяется относительно к престарелым, одиноким пенсионерам, ветеранам войн, почетным гражданам и другим. Звонок вежливости осуществляется с целью поздравления, информирования об изменениях в пенсионном законодательстве или просто общения в знак внимания. Почетным и заслуженным гражданам по ходатайству территориальных органов ПФР на 01.07.2008 в крае вручено 885 Карт дорогого гостя. Одним из способов усовершенствования обслуживания граждан стала предварительная запись на прием. Она дает возможность специалисту полноценно подготовиться к приему гражданина, подобрать весь необходимый нормативный материал, обеспечить удобное для гражданина время для приема, а также сэкономить его личное время и предотвратить очередь. В г. Норильске 9 января 2007 года гостеприимно распахнуло двери для посетителей новое здание Управления ПФР. В новом здании были реализованы все возможности улучшения качества приема посетителей и предоставления всего спектра услуг по информированию. В первую очередь Управлением Пенсионного фонда в г. Норильске проведен анализ заполненных анкет и опросных листов и были учтены все замечания, которые посетители в них указали. Также был учтен опыт работы других Управлений Красноярского края и рекомендации Отделения ПФР. В новом здании созданы и функционируют два Клиентских зала по приему пенсионеров, страхователей, застрахованных лиц и др. Все специалисты Клиентской службы имеют единую форму в цветовой гамме Пенсионного фонда России. С IV квартала 2006 года выделено время для приема с сурдопереводчиком слабослышащих и глухонемых инвалидов. Широко развивается ветеранское движение в тесном сотрудничестве с территориальными органами ПФР. Пенсионеры стали более осведомлены о своих правах и обязанностях, более грамотны в пенсионных вопросах. Больше предложений стало поступать по совершенствованию условий работы, а не качеству предоставляемых консультаций. Новшество, которое внедрено в период недели качества - 2007 во всех Управлениях (Отделах) ПФР - это «Школа молодого пенсионера». Ее суть заключалась в проведении встречи с «молодыми пенсионерами». На встречу приглашаются пенсионеры, которым пенсия назначена недавно или находится в процессе назначения. Все приглашенные получают «урок» по расчету пенсии, информацию о своих пенсионных правах и обязанностях. С целью обеспечения комплексного консультирования пенсионеров в этом мероприятии принимают участие юристы, руководители управлений социальной защиты населения с выступлением о льготах и субсидиях и районных Советов ветеранов с выступлением об общественных организациях ветеранов в районе. Встреча включает в себя: торжественное вручение пенсионных удостоверений, выступление руководителя и специалистов УПФР (Отдела ПФР) в городе (районе) с разъяснением пенсионного законодательства. Выдаются памятка для пенсионера с содержанием наиболее важной социальной информации, справка о расчете пенсии, при необходимости разовое поручение на выплату пенсии. Управлением ПФР в Ленинском районе г. Красноярска, кроме того, в период недели качества подготовлены и вручены «молодым» пенсионерам памятные подарки. В Кировском районе это мероприятие проведено более широкомасштабно: на встречу приглашены два поколения - школьники и студенты, для которых проведен пенсионный всеобуч, и «молодые» пенсионеры, получившие свой первый пенсионный «урок». «Школа» получила положительный отзыв, признательность и благодарность со стороны «учеников» в адрес Пенсионного фонда. Для пенсионеров это особенное мероприятие, торжественное, волнительное, к которому они относятся с полной ответственностью, свойственной людям пожилого возраста. 3.3 Передвижная (мобильная) клиентская служба С 2007 года ведется работа передвижной (мобильной) клиентской службы с использованием ноутбука при выезде в отдаленные населенные пункты, на предприятия, в Советы ветеранов и в другие организации. По состоянию на 01.01.2008 количество граждан, получивших консультации на различных мероприятиях, составляет 11302 человека. В 2008 году (по состоянию на 01.07.2008) такая работа проводится в 24 районах края, проконсультировано 6489 человек. В 2007 году неделя качества стала началом работы передвижной (мобильной) клиентской службы на специально оборудованном автомобиле «Баргузин», который в сопровождении специалистов Отделения и Управлений в соответствии с графиком передвигается по отдаленным населенным пунктам. Первыми в график выездов включены Березовский, Сухобузимский и Емельяновский районы. Органы ПФР пригласили к сотрудничеству на передвижном офисе представителей социальной защиты населения, районных и сельских администраций. Жители поселков и деревень получили возможность консультироваться, решать многие свои вопросы комплексно, не выезжая в районный центр. В общей сложности за период деятельности мобильных служб на автомобиле «Баргузин» в 2007 году проконсультировано 1166 человек, проведена информационно-разъяснительная работа в 51 населенных пунктах. В 2008 году, расширив зоны проведения, работа передвижной (мобильной) клиентской службы продолжается на специально оборудованном автомобиле «Газель». С начала 2008 года (по итогам 1 и 2 квартала 2008 года), согласно утвержденному плану-графику, работа осуществлялась в 17 районах края (Сухобузимский, Козульский, Березовский, Емельяновский, Новоселовский, Балахтинский, Казачинский, Большемуртинский, Манский, Ачинский, Уярский, Рыбинский, Боготольский, Саянский, Большеулуйский, Партизанский, Назаровский). По состоянию на 01.07.2008 консультативная помощь была оказана в 83 отдаленных населенных пунктах 968 пенсионерам. 13 ноября 2007 года из Красноярска отправился передвижной консультативно-диагностический медицинский центр «Доктор Войно-Ясенецкий - святитель Лука», вагоны которого переоборудованы под медицинские кабинеты различных специалистов и оснащены самым современным диагностическим, лечебным и процедурным оборудованием. В купе дополнительно выделенного вагона, выполнявшего функцию клиентского зала, осуществлялось консультирование граждан по пенсионным вопросам. Работу клиентской службы обеспечивали специалисты районных УПФР по месту стоянки поезда. Рабочее место специалистов оборудовано программно-аппаратным комплексом (ноутбук, принтер, модем) с организацией удаленного доступа к информационным ресурсам Отделения. Это позволило на месте решить многие вопросы и дать индивидуальные консультации в части пенсионного обеспечения. В работе клиентской службы принимали участие специалисты районных органов социальной защиты населения по вопросам, входящим в их компетенцию. В ноябре по маршруту движения «Поезд Здоровья» посетил Курагинский, Партизанский, Рыбинский и Нижнеингашский районы Красноярского края. За две недели работы поезда было охвачено 7 отдаленных населенных пунктов края, в которых специалистами ПФР проконсультировано 346 человек. В декабре 2007 года «Поезд здоровья» работал на территории Боготольского и Ачинского районов. Прием населения осуществлялся на 4 станциях, в которых специалистами УПФР даны 174 индивидуальные консультации. Население отметило социальную значимость работы поезда, выразило благодарность и признательность за оказанное внимание и за данное мероприятие, в т.ч. за новые формы и методы работы органов ПФР. На 2008 год запланировано еще 12 поездок «Поезда Здоровья» по территории Красноярского края. За 1 полугодие 2008 года в Красноярском крае осуществлено 6 поездок передвижного консультативно-диагностического медицинского центра «Доктор Войно-Ясенецкий - святитель Лука». За время работы поезда в 2008 индивидуальные консультации от специалистов территориальных органов ПФР получили 1197 человек в 25 населенных пунктах Красноярского края. 3.4 Инвестирование пенсионных накоплений На сегодняшний день к осуществлению деятельности по обязательному пенсионному страхованию допущено 126 негосударственных пенсионных фондов. На территории Красноярского края действуют 8 НПФ, из них один зарегистрирован в г. Красноярске – «Сибирский межрегиональный» – и семь являются филиалами НПФ, зарегистрированными в других субъектах Российской Федерации: Красноярский филиал НПФ «Благосостояние», Норильский филиал НПФ «Норильский никель», Красноярский филиал НПФ «Норильский никель», Филиал «Красноярский» НПФ «Социум», Красноярский филиал НПФ «ПРОМРЕГИОНСВЯЗЬ», Красноярский региональный филиал НПФ электроэнергетики, Красноярский филиал НПФ Сберегательного банка (Приложение 2). С начала 2008 года Пенсионным фондом РФ в лице Отделения ПФР по Красноярскому краю заключено 17 соглашений о взаимном удостоверении подписей с предприятиями и организациями в 7 районах края, в том числе с кредитными учреждениями, имеющими разветвленную сеть дополнительных офисов –7 соглашений, с НПФ – 7. По состоянию на 01 июля 2008 года жителями Красноярского края подано 16557 заявлений о передаче средств пенсионных накоплений в доверительное управление частным УК и негосударственным пенсионным фондам. Диаграмма 7 – Количество и структура заявлений, принятых в 2008по Красноярскому краю
Заключение Исходя из вышеизложенного, сделаем следующие краткие выводы. Расширение деятельности государства привело к созданию значительного количества специальных фондов, многие из которых сохранили свою самостоятельность даже после создания государственного бюджета, основанного на объединении различных фондов. Среди них ведущую роль заняли государственные внебюджетные фонды. В теоретической части данной работы рассмотрены государственные социальные внебюджетные фонды РФ. Государственные социальные внебюджетные фонды – это фонды денежных средств, образуемых вне федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ и предназначенные для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, охрану здоровья и медицинскую помощь. Они имеют строго целевое назначение и выполняют определенные функции, возложенные на них государством. Так, Пенсионный фонд РФ создан в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения; Фонд обязательного медицинского страхования – для обеспечения стабильности государственной системы ОМС; Фонд социального страхования – для обеспечения государственных гарантий в системе социального страхования. Расходы и доходы внебюджетных социальных фондов утверждаются законодательными (представительными) органами в форме закона (решения) аналогично закону (решению) об утверждении государственного бюджета. Формируются и расходуются государственные социальные внебюджетные фонды в порядке, установленном федеральным законом. В практической части работы проанализирована деятельность Отделения Пенсионного фонда России по Красноярскому краю за первую половину 2008 года. Хочется надеяться, что сложившаяся система внебюджетных фондов по-прежнему останется одним из важных звеньев финансовой системы государства в обеспечении государственного социального страхования. Список использованной литературы 1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12.12.93). 2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями). 3. Налоговый кодекс Российской Федерации (с последующими изменениями и дополнениями). 4. Федеральный закон РФ №173-ФЗ от 17.12.2001 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями). 5. Федеральный Закон РФ №167-ФЗ от 15.12.01 «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» (с последующими изменениями и дополнениями). 6. Федеральный Закон РФ №166-ФЗ от 15.12.01 «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями). 7. Федеральный Закон РФ №165-ФЗ от 16.07.99 «Об основах обязательного социального страхования» (с последующими изменениями и дополнениями). 8. Федеральный Закон РФ №1499-1 от 28.06.91 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями) 9. Указ Президента РФ №822 от 07.07.92 «О Фонде социального страхования Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями). 10. Положение о Фонде социального страхования РФ, утвержденного Постановлением Правительства РФ №101 от 12.02.94 (с последующими изменениями и дополнениями). 11. Положение о Пенсионном фонде Российской Федерации (России) №2122-1 от 27.12.91 (с последующими изменениями и дополнениями).12. Аналитический вестник. // Отделение Пенсионного фонда РФ по Красноярскому краю. – 2008. - №14. 13. Зиновьева О.В. Медицинское страхование / О.В.Зиновьева. – СПб.: «Группа ОНЕГИН», 2005. – 229 с. 14. Колпакова Г.М. Финансы, денежное обращение, кредит / Г.М.Колпакова. - М.: Финансы и статистика, 2005. - 495 с. 15. Лаврушин О.И. Деньги, кредит, банки: Учебник/О.И.Лаврушин, М.М.Ямпольскнй, Ю.П.Савинский и др. - М.: Финансы и статистика, 2000. - 390 с. 16. Парыгина В.А. Бюджетная система РФ: Учебное пособие / В.А.Парыгина, А.А.Тедеев, С.И.Мельников - Ростов-на-Дону: Дана, - 2005. – 225 с. 17. Петренко В.А. Совершенствование финансовых механизмов социального страхования – безотлагательная и ключевая задача государственной социальной политики. // Аналитический вестник Совета Федерации.- 2005. - № 5. - С.5-8. 18. Сенчагов В.К. Финансы, денежное обращение, кредит / В.К.Сенчагов, А.И.Архипов. - М.: Проспект, 2005. - 719 с. 19. Соколов В.П. Особенности функционирования внебюджетных социальных фондов на современном этапе. // Экономический анализ: теория и практика. - 2004. - № 10. - С. 32-40. 20. Соловьев А.К. Проблемы развития системы государственного пенсионного страхования в условиях переходной экономики. // Вестник ПФР. - 1999.- №2.- С. 31-76. 21. Федотов Д.Ю. О формировании доходов внебюджетных фондов России. // Финансы. - 2003. - № 7. - С.61-63. 22. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов / Л.А.Дробозина, Л.П.Окунева, Л.Д.Андросова и др.; Под ред. проф. Л.А.Дробозиной. - М.: Финансы, ЮНИТИ, 2002.- 479 с. 23. Финансы: учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. / под ред. В.В.Ковалева. - М.: Проспект, 2007. - 640 с. 24. Шмелев А.К. Модернизации финансовых механизмов государственных внебюджетных фондов требуется системный подход. // Аналитический вестник Совета Федерации.- 2005. - № 5. - С.8-12. Приложение 1 Итоги реализации социальной программы в Красноярском крае в 2007 году В соответствии с Федеральным законом от 19.12.2006 № 236-ФЗ «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2007 год» и постановлением Правительства Российской Федерации от 05.05.2007 № 264 «Об утверждении Правил финансирования в 2007 году расходов на социальные программы субъектов Российской Федерации в части оказания адресной социальной помощи неработающим пенсионерам, а также на оказание адресной социальной помощи неработающим пенсионерам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, за счет средств Пенсионного фонда Российской Федерации» 13.06.2007 администрацией Красноярского края по согласованию с Отделением ПФР была утверждена Краевая социальной программы по оказанию адресной социальной помощи неработающим пенсионерам в 2007 году. Реализация указанной программы являлась одной из приоритетных задач ОПФР по Красноярскому краю в 2007, поскольку основная ее цель – повышение уровня жизни, улучшение условий проживания малообеспеченных неработающих пенсионеров и неработающих пенсионеров, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. В 2007 году согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 05.05.2007 № 264 «Об утверждении Правил финансирования в 2007 году расходов на социальные программы субъектов Российской Федерации в части оказания адресной социальной помощи неработающим пенсионерам, а также на оказание адресной социальной помощи неработающим пенсионерам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций, за счет средств Пенсионного фонда Российской Федерации» Красноярскому краю выделены лимиты в размере 27004,59 тыс. рублей (предполагаемая численность получателей – 28557 человек), в том числе:
В течение 1999 - 2007 годов на оказание адресной социальной помощи малоимущим неработающим пенсионерам и инвалидам было направлено средств ПФР в размере 96,3 млн. рублей. Оказание адресной социальной помощи неработающим пенсионерам и инвалидам в 1999-2007 гг.
Приложение 2 Негосударственные пенсионные фонды и филиалы НПФ, осуществляющие деятельность по обязательному пенсионному страхованию на территории Красноярского края
|