Курсовая работа: Анализ деятельности коммерческого банка "Правекс-Банк"

Название: Анализ деятельности коммерческого банка "Правекс-Банк"
Раздел: Рефераты по банковскому делу
Тип: курсовая работа

Анализ деятельности коммерческого банка «Правекс-Банк»

Содержание

Введение

1. Организационно-экономическая характеристика АКБ «Правэкс-банк»

2. Характеристика банковских услуг

3. Правовая поддержка и менеджмент банка

4. Организация маркетинговой службы банка

5. Планирование и прогнозирование деятельности банка, основные показатели

6. Положение об отделе планово- коммерческой деятельности

Ответственность работников отдела

Заключение


Введение

На протяжении уже многих лет “Правэкс- банк” занимает лидирующие позиции на рынке финансовых услуг Украины. За период с 1993 по 2009 гг. в числе главных событий в банковской деятельности следует отметить получение лицензии НБУ №7 на право осуществления банковских операций.

Правэкс-банк осуществляет практически все виды банковских операций, разрешенных к проведению в Украине.

В этом отношении стратегическая цель развития банка состоит в обеспечении его лояльности в качестве универсального, представляющего своим клиентам максимально возможный перечень банковских услуг.

В настоящее время, Правэкс-банк принял в качестве одного из основных приоритетов в своем развитии максимальное приближение банковских услуг непосредственно к потребителю за счет расширения сети филиалов и отделений.

На данный момент, практически во всех областных центрах Украины создано 23 филиала банка. Следуя требованиям рынка, Правэкс-банк в последние годы стал уделять повышенное внимание работе с мелкими вкладчиками, рассматривая их в качестве перспективного источника привлеченных дополнительных финансовых ресурсов. И эта политика принесла ощутимые результаты – за последние 5 лет вклады частных лиц увеличились в 15 раз и на конец 2009 года эта сумма составила около 430 млн. грн.

Открыв своим вкладчикам более 40 тыс. текущих и депозитных счетов, Правэкс-банк в настоящее время приобрел все черты массового сберегательного банка.

Для банка стало традицией заканчивать каждый год с приростом по основным экономическим показателям, более того, развитие банка не ограничивается только механическим наращиванием объемов обслуживания. В качестве главного направления своего развития банк выделяет, прежде всего, непрерывное совершенствование технологий по уже предоставляемым услугам, освоение и внедрение банковских продуктов.

За последние 5 лет общая сумма собственного капитала банка увеличилась до 310 тыс. грн. В комплексе с другими основными показателями – это позволило банку на протяжении нескольких последних лет уверенно сохранять свою позицию в составе первой десятки крупнейших банков страны.

Уставный капитал достиг величины 80 млн. грн. Что, по данным Ассоциации Украинских банков, составляет четвертую позицию среди всех коммерческих банков страны.

Основное стратегическое направление развития Правэкс –банка направлено на обеспечение его деятельности как универсального розничного банка, представляющего своим клиентам максимально возможный перечень услуг.

И эта задача успешно реализуется. Одновременно банк уделяет большое внимание внедрению высокотехнологических продуктов, которые значительно расширяют обслуживание клиентов. Как правило, эти новые услуги основаны на самых современных достижениях в области информационных технологий, и других самых новых продуктов банковской деятельности.


1. Организационно - экономическая характеристика АКБ” Правэкс- Банк”

Коммерческие банки – основное звено кредитной системы страны, в которое входят кредитные учреждения, осуществляющие разнообразные банковские операции для своих клиентов на началах коммерческого расчета. Для этого они используют не только свой собственный капитал, но и привлеченный финансовый капитал в виде вкладов, депозитов, межбанковских кредитов и других источников. Правэкс-банк относится к числу коммерческих банков, и вот уже на протяжении многих лет банк занимает лидирующие позиции на рынке финансовых услуг Украины.

АКБ “Правэкс-банк” был официально зарегистрирован в НБУ 29.12.92г.

Основное стратегическое направление развития Правэк-банка направлено на обеспечение его деятельности, как универсального розничного банка, представляющего своим клиентам максимально возможный перечень услуг.

И эта задача успешно реализуется.

В настоящее время, банк имеет лицензию НБУ № 7, которая подтверждает право банка на осуществление всех видов банковских операций, которые подлежат лицензированию в соответствии с Законом Украины “О банках и банковской деятельности”.

В русле общей стратегии развития банка был0а поставлена задача, сделать банк максимально доступным и удобным для всех категорий клиентов, причем не только в части соблюдения высоких стандартов обслуживания, но даже и в географическом плане. А это подразумевает создание широчайшей сети филиалов и отделений по всей территории Украины. И эта задача была достигнута- на конец 2009г. в структуре банка уже насчитывалось более 245 филиалов и отделений, расположенных разных регионах Украины. Одновременно банк уделяет большое внимание внедрению высокотехнологических продуктов, которые значительно расширяют обслуживание клиентов. В числе таких услуг нового поколения можно упомянуть интернет- банкинг, систему мгновенных денежных переводов, многие другие продукты, связанные с использованием платежных пластиковых карт.

Основным базисным видом банковской деятельности является привлечение временно свободных денежных средств и ведение банковских счетов клиентов. Принято считать, что эти средства составляют до 80% финансовых ресурсов любого банка и представляют собой главный источник для активных банковских операций.

В 2008г. по сравнению с предыдущим годом, сума привлеченных средств клиентов возросла почти в 1,5 раза, причем опережающий их рост ( в 1,6 раза) произошел по категории вкладов физических лиц. Для достижения таких результатов банк широко применяет гибкую систему процентных ставок и типов вкладов, рассчитанных на удовлетворение потребностей различных слоев населения. Сложившееся в настоящий момент соотношение привлеченных средств юридических и физических лиц (40/60) является наиболее рациональным, с т. з. обеспечения максимальной финансовой устойчивости банка, поскольку диверсификация источников финансовых ресурсов среди большой массы частных вкладчиков существенно улучшает показатели ликвидности банка.

Также рациональной представляется структура привлеченных средств клиентов по видам счетов- это соотношение близко к равновесию и составляет 46,6% по текущим счетам до востребования и 53,4% по срочным депозитным счетам.


Таблица 1.

“Средства клиентов, привлеченные Правэкс – банком”.

Сумма, тыс. грн.

Структура,

%

Темп роста,

%

2009 2008

Средства юридических лиц

Средства до востребования;

срочные депозиты;

Средства физических лиц

средства до востребования;

срочные депозиты;

239555

210745

28810

364607

71086

293521

191424

157879

33545

227570

48014

179556

39,7

34,9

4,8

60,3

11,8

48,6

125,1

133,5

85,5

160,2

148,2

163,5

Итого средств клиентов

средства до востребования;

срочные депозиты;

604162

281831

322331

418994

205893

213101

100

46,6

53,4

144,2

136,9

151,3

За последние несколько лет сумма собственного капитала банка увеличилась почти в 2 раза и составила около 150540 тыс.грн. В комплексе с другими основными показателями это позволило банку сохранять свою позицию в составе первой десятки крупнейших банков страны.

Уставный капитал достиг величины 60 млн.грн. ( около 12,5 млн.евро), что по данным Ассоциации Украинских банков, составляет четвертую позицию среди всех коммерческих банков страны.

В числе акционеров банка состоят частные лица (18,2% от уставного капитала) и коммерческие предприятия новой рыночной формации(81,8%)- АО СП “Бравэкс-Брок”, SerwidenEnterprisesLTD, ООО СП “Коммерческие системы”,

АО СП “Украинская биржа недвижимости” Кристина”.

Одним из ключевых факторов, обеспечивающих эффективность функционирования банка, стала рациональная кадровая политика, сочетающая в себе принципы профессионализма и деловой активности, а также постоянного обучения персонала новым банковским технологиям.

На протяжении 2008 года проводились подготовительные работы к проведению модернизации корпоративной сети банка, имеющий целью интеграцию технологий передачи данных, голоса и видео на основе высокоскоростных защищенных каналов.

Таблица 2. “ Структура акционерного капитала банка”.

тыс. грн. Удельный вес, %

АО СП «Правэкс-Банк»

Serwiden Enterprises LTD

ООО СП “Коммерческие системы”

АО СП “Украинская биржа недвижимости “Кристина”

АО “Безпека”

Физические лица

21000

18480

8925

621

33

10941

35,0

30.8

14,9

1,0

0,1

18,2

Итого акционерного капитала 60000 100

Еще в 2007 году был осуществлен перевод технологического комплекса передачи международных сообщений SWIFT на новую серверную RISC-платформу компании IBM. Эта система отвечает всем требованиям SWIFT и на сегодняшний день, реализована на подавляющей части UNIX- серверов для комплексов SWIFT.

Также в 2008 году “Правэкс –банк” вплотную подошел к внедрению комплексной системы управления взаимоотношений с клиентами . Это позволит на новом уровне построить взаимоотношения с клиентами, сделав их более индивидуальными. По состоянию на 31.12.03г. общая численность работников банка составила 2650 человек по сравнению с 2006г. больше на 1358 человек, т.е. почти в 1,9 раза.


Таблица 3.

Основные сведения о персонале: развитие банка и создание новых рабочих мест

ПОКАЗАТЕЛИ 2006 2007 2008 2009

Численность персонала банка всего

В т.ч.

Киевские регионы

Областные центры Украины

Из общей численности персонала:

Мужчины

Женщины

1292

702

590

35%

65%

1449

767

682

36%

64%

1889

1031

858

42%

58%

2650

1515

1135

47%

53%

Предоставление банком денежных средств на определенный период под письменное обязательство клиента называется кредитованием.

На современном этапе кредитование является краеугольным камнем деятельности банковских учреждений и составляет, как правило, основной источник доходов.

Так в 2009 году процентные доходы от кредитных операций составили 73,3 млн. грн. , или 46,7% от всех доходов банка. При этом по сравнению с предыдущим годом кредитный портфель банка возрос почти в1,5 раза.

Следуя потребностям рынка, Правэкс –банк в определенные периоды времени принимает дополнительные усилия по развитию отдельных направлений кредитования.


Таблица 4. “Кредитный портфель банка”

Сумма, тыс. грн. Структура % Темп роста, %
2009 2008

Кредиты физ. Лицам

Кредиты юр. Лицам

В т.ч. по видам деятельности:

оптовая и розничная торговля

химическое производство

с/х и пищевая промышленность

машиностроение и торговля транспортными средствами

прочие виды деятельности

230908

323698

209262

45838

28281

12791

25526

122631

254041

89660

40205

40301

41923

41952

41,6

58,4

37,7

8,3

5,1

2,3

5,0

188,3

127,4

233,4

114,0

70,2

30,5

65,6

Итого кредитов

Резерв под задолженность по кредитам

554606

-15984

376672

-16121

100 147,2
Всего кредитный портфель 538622 360551 149,4

Такими направлениями стали в 2008 году, потребительское ипотечное и автокредитование частных лиц, успешное развитие которых внесло существенное изменение в структуру кредитного портфеля, кредитование физических лиц увеличилось почти в 1.9 раза, в то время как рост кредитования юридических лиц составил 127, 4%.

В результате займы физических лиц составили в 2008 году почти половину ( 41,6 % ) от общего кредитного портфеля банка.

Также в 2008 году и уже в 2009 году приобретенное развитие получило потребительское кредитование частных лиц на приобретение товаров длительного пользования. И хотя этот вид займов по объему пока еще занимает не столь весомую долю в общем кредитном портфеле банка ( всего 2,0 % ), тем не менее, в 2009 году его развитие имело тенденцию стремительного роста, что позволяет с большей долей вероятности говорить о появлении новой рыночной нити , имеющей длительные перспективы.

В настоящее время «Правэкс-банк» выдает кредиты на приобретение товаров более чем 150 наименований, среди которых можно выделить аудио и видео технику, компьютеры, средства связи, холодильники и стиральные машины, мебель и многое другое.

По итогам 2008 начало 2009 годов банк заключил более 500 партнерских отношений с предприятиями торговли, имеющие в своем составе более чем 1000 магазинов, расположенных по всей территории Украины, а именно: как МWM-droup ( сеть магазинов «Про 100» , «Мега-люкс» ,«Мир электроники» , «Факстрот» , «Домотехника» , «Протон» и многие другие.

Другим приобретенным направлением для банка стало построение собственной системы среднесрочного кредитования в поддержку малого и среднего предпринимательства сроком до 3-х лет. Причем по обеим новым программам применяется пониженная ставка кредитования до 20 % в валюте.

Также «Правэкс-банк» в 1998 году первым в Украине получил право на проведение операции по купле-продаже банковских металлов – золота, серебра, платины и палладия. Однако уже в ближайшие годы на внутренний рынок банковских металлов вышли новые операторы, что сразу же образовало достаточно мощную конкурентную среду. Тем не менее, даже в условиях ужесточения конкуренции, «Правэкс-банк» все же сумел увеличить объемы продажи по основным банковским металлам_ золоту и платине. Так за период с 1998 года «Правэкс-банк» реализовал украинским потребителям 3.3 тонны золота, платины, палладия и серебра. Особенно впечатляющих достижений банк добился в 2008 году, реализовав 921,9 кг. банковских металлов , что почти в 2,5 раза превышает уровень 2007 года ( 372,0 кг ).

Одним из крупнейших проектов «Правэкс-банка» явилась продажа НБУ 179,3 кг. банковской платины.

В настоящее время банк предлагает своим клиентам наибольший в Украине ассортимент банковских металлов, который включает 12 наименований слитков золота и платины, 9 наименований слитков серебра и 3 наименования слитков палладия.

Так в 2008 году через эту региональную сеть прошло более 40 % от всех продаж банковских металлов в целом по банку. Также немаловажное значение для банка имеют операции на межбанковском рынке по привлечению и размещению финансовых ресурсов, поскольку они напрямую связаны с поддержанием текущей ликвидности. Кроме того эти операции являются основой для формирования качественной и потенциально высокодоходной структуры активов и пассивов банка.

В течении 2009 года было размещено временно свободных финансовых ресурсов на сумму 2,58 млрд. грн. и привлечено 2,78 млрд. грн.

Кроме того. Проведение арбитражных операций на межбанковском рынке принесло банку доход в сумме 1,10 млн. грн., известно , что всеми операторами на межбанковском рынке применяется , как правило, лимитная система ограничения сделок, по существу, степень доверия банковского сообщества к каждому конкретному банку.

В этом отношении можно отметить безусловный рост доверия к «Правэкс-банку» со стороны участников межбанковского рынка- крупнейшие украинские банки, такие как «Приватбанк» ,АППБ «Аваль» , ПУМБ «Укрсоцбанк» и другие, значительно увеличили свои лимиты на проведение ресурсных операций с «Правэкс-банком».

Таким образом, проанализировав деятельность банка можно сделать вывод, что в 2009 году «Правэкс-банк» продолжает удерживать статус одного из лучших банков Украины. Его установки стабильно выполняли требования клиентов. Банк обеспечил использование установленных НБУ нормативов платежеспособности и ликвидности.

Так в 2009 году «Правэкс-банк» получил чистую прибыль 3226 тыс. грн. Уровень общей рентабельности составил 30,8 % , рентабельность доходных активов за 2009 год составила 20 % . Общая сумма доходов составила 10452 тыс. грн., затраты приведенные в сумме 92378 тыс.грн.

Основную сумму доходов получено от предоставления услуг клиентам банка – 14,1 % , от кредитной деятельности – 85, 8 %.

Из общей суммы затрат банка , общеадминистраторские затраты - 62,5 %, затраты на персонал – 37,5 %.

Активы «Правэкс-банка» составляют 965496 тыс. грн. Процентные доходы формируют 70 % всех доходов, непроцентные – 30 %; из них – комиссионные доходы по операциям с клиентами -- 55057 тыс.грн., результат от торговых операций с иностранной валютой 8709 тыс. грн. , прочие доходы составляют 31 тыс.грн.

Анализ структуры свидетельствует, что 52 % составляют доходы от кредитования юридических лиц. Общий объем расходов на содержание персонала работников банка в сравнении с прошлым годом увеличился и составляет 34627 грн. ( 27066 в прошлом году ).

Таким образом, в результате деятельности 2009 года «Правэкс-банк» получил чистую прибыль в сумме 3226 тыс. грн. Операционный доход банка за отчетный период составил- 96949 тыс. грн.

Анализ его структуры свидетельствует, что ведущее место в нем – 54 % занимает чистый комиссионный доход, чистый процентный доход составляет – 29 % , чистый торговый доход от продажи валюты составляет – 10,7 % , прочие доходы – 6,3 %. С начало года «Правэкс-банком» было выдано кредитов на общую сумму 538622 тыс. грн., что почти в 2 раза превышает уровень прошлого года 3 60551 тыс. грн.

Можно сказать, что в этом году банк значительно увеличил свои доходы, а также привлек внимание многих людей, которые стали его клиентами, и это количество людей стремительно растет.

2. Характеристика банковских услуг

Одним из приоритетных направлений банка является расчетное обслуживание клиентов в иностранных валютах. Причем все виды международных финансовых расчетов осуществляются банком на высоком качественном уровне, благодаря использованию в работе современных электронных средств связи, таких как S.W.I.F.T., Reuters , Sprint .

«Правэкс-банк» активно проводит операции по покупке и продаже валюты на внутреннем рынке, как по поручениям клиентов, так и для удовлетворения собственных потребностей. В последнее время «Правэкс-банк» активизировал свою работу по выпуску и обслуживанию пластиковых карт международных платежных систем.

Являясь членом EuropayInternationalи VisaInternational, «Правэкс-банк» и в 2006 году осуществлял эмиссию следующих типов пластиковых карт своим логотипам:

Europay International Visa International Eurokard / Master Card Standart Visa Classik

Cirus / Maestro International Visa Electron International

Cirus / Maestro Domestic Visa Electron Domestic

За последние 3 года было выпущено более 20 тыс. карт, их владельцами было совершено более 80 тыс. операций в 50 странах мира на сумму более

15 млн. $ США, что в 10 раз превышает объем аналогичных операций 1999 года.

Новая операция банка уже вот 3 года позволяет предприятиям и организациям значительно уменьшить расходы по доставке наличных денег, упростить процесс выдачи из заработной платы и авансовых командировочных средств, значительно сократить затраты рабочего времени.

Продолжает развиваться сеть банкоматов и пунктов выдачи наличных денежных средств. Операции такого характера являются неотъемлемой частью банковского бизнеса. Как правило, подобные операции подразумевают обмен наличной валюты, прием от населения всех видов платежей, включая коммунальные, осуществление денежных переводов, продажи юбилейных и памятных монет, продажа и обналичивание дорожных чеков, сдача в имущественный найм индивидуальных сейфов, обмен ветхих и проверка платежеспособности иностранных купюр.

В 2009 году, как и в предыдущие годы, продолжалась расширяться сеть пунктов и отделений банка, в которых предоставлялись услуги по обмену наличной иностранной валюты – в настоящее время эта сеть охватывает 102 обменных пункта в Киевском регионе и 144 пункта в других городах Украины.

Широкое распространение получила система денежных переводов WesternUnion.

Также имея в своем распоряжении разветвленную сеть филиалов и отделений «Правэкс-банк» разработал с августа 2009 года и ввел в эксплуатацию свою собственную, во многом уникальную систему внутриукраинских денежных переводов, получившую название «Правэкс-телеграф». Эта система позволяет осуществлять мгновенный перевод денежных средств по всей сети внешней инфраструктуры банка, причем номинированных как в гривне, так в долларах и Евро.

«Правэкс-банк», как универсальный и розничный банк, ориентирован, прежде всего, на максимальный охват всех категорий клиентов, в т. ч. и тех которых принято называть «особо важными». Поэтому для крупных, особо важных корпоративных и частных клиентов «Правэкс-банк» стал применять специальную систему управления технологическим процессом банковского производства, хорошо зарекомендовавшую себя в промышленно-развитых странах, под названием «PrivatebankingforVIPCorporate” Такое подразделение в банке было создано в 2007 году и результаты его работы вполне успешны.

За последние годы банк значительно активизировал свою деятельность в сфере торговли наличными гривневыми ресурсами на межбанковском рынке.

В целом за 2009 год объемы таких операций уже превысили рубеж в 2 млрд.грн., и имеют четкую тенденцию к дальнейшему росту. Достаточно отметить, что в IV квартале 2009 года объем межбанковской торговли наличностью составил уже 641,9 млн. грн.

«Правэкс-банк» располагает высококвалифицированным персоналом, прошедшим специальную переподготовку и аттестованным в установленном порядке, а также имеет свой парк автотранспорта (включая бронемашины), который оснащен самым современным оборудованием и средствами радиосвязи. В этой связи получает все большую популярность среди клиентов услуга коммерческой инкассации.

Активно проводится работа по привлечению клиентов на кассовое обслуживание. При этом в зависимости от объективных предпосылок клиентам предлагаются вполне конкретные тарифы в пределах от 0,3 до 1,0 %.

Развитие информационных технологий в «Правэкс-банке» направлено на обеспечение главной стратегической задачи – создание подлинно-универсального банка, представляющего своим клиентам максимально возможный перечень банковских услуг с максимально высоким качеством банковского обслуживания. На основе современных продуктов и решений известной международной компании CiscoSystem был разработан проект и начато построение корпоративной мультисервисной сети банка. В ближайшее время, банк позволит предложить клиентам ряд самых современных услуг электронного банкинга. Также была внедрена система «Потребительское кредитование» с обеспечением централизованного учета выдаваемых кредитов. Разработано и внедрено программное обеспечение для расчетов с субагентами банка, осуществляющими денежные переводы с применением системы WesternUnion.

Значительно расширены возможности системы «Платежи населения», обеспечивающей оплату коммунальных услуг, услуг мобильной связи, интернет - провайдеров и т.д. Постоянно совершенствуются и получают все большую популярность среди клиентов уже действующие системы «Клиент-банк» и «Интернет клиент-банк», а также мобильный телебанкинг на основе стандартна GSM.

3. Правовая поддержка и менеджмент банка

В процессе многолетней деятельности «Правэкс-банк» выработал определенную идеологию правовой поддержки банковской деятельности, основные принципы которой заключаются в обеспечении системности при решении разнообразных правовых и экономических проблем, типизации хозяйственных отношений, обеспечении безусловной четкости во взаимоотношениях клиентами и партнерами. В своей деятельности банк придерживается принципа верховенства закона, соблюдает требования

Закона Украины «О банках и банковской деятельности», «О платежных системах и переводе денег в Украине», др. нормативных актов Украины, прежде всего НБУ.

Одной из стратегических целей в деятельности банка является соблюдение высоких стандартов в области банковской тайны и приоритетного следования интересам клиентов. Ни один государственный орган не может получить от «Правэкс-банка» информацию, если его запрос оформлен с нарушением требования ст. 62. ЗУ «О банках и банковской деятельности».

«Правэкс-банк» установил жесткую процедуру прохождения любых запросов официальных органов: все они проходят тщательную юридическую проверку на соответствующие законодательству и формальным требованиям делопроизводства. При малейшем нарушении или отклонении все запросы не принимаются к исполнению.

В условиях быстро развивающегося бизнеса, а тем более, если этот бизнес банковский, особую важность приобретает обеспечение высококвалифицированного состава менеджеров банка на всех уровнях управленческой иерархии. В настоящее время, когда «Правэкс-банк» проводит значительное увеличение внешней инфраструктуры и сервисной базы, на первый план выходит задача – создание постоянно растущей команды опытных и надежных сотрудников оснащенных современным оборудованием и технологиями.

Особое внимание уделяется подбору и расстановке кадров на руководящие должности. Так, «Правэкс-банк» стал инициатором присуждения именных поощрительных стипендий студентам вузов, выпускники которых прошли достаточно жесткий конкурсный отбор на должность директора или заместителя директора отделения банка. В настоящее время в «Правэкс-банке» работают высококвалифицированные руководители и специалисты разных профессий, обладающие глубокими знаниями и высокими моральными принципами. Это представители деловой интелегенции всех регионов Украины, в т. ч. и города Луганска, средний возраст которых составляет 32 года.

Что же касается безопасности деятельности банка, то эта задача охватывает два основных аспекта:

Первое - это противодействие легализации доходов, полученных преступным путем. И второе – это собственно обеспечение безопасности, что включает не только непосредственную физическую и техническую охрану материальных ценностей и соблюдение внутрибанковских режимов, но и целый ряд других элементов, в числе которых важнейшими являются защита экономических интересов банка, охрана информации, составляющей банковскую и коммерческую тайну, информационно-аналитическое обеспечение деятельности банка.

«Правэкс-банк» полностью придерживается принципов и критериев международного сообщества в борьбе с отмыванием денег, полученных преступным путем. Принимаются меры по повышению квалификации специалистов. Был проведен семинар, посвященный вопросам борьбы с финансовой преступностью, коррупцией и отмыванием денег.


4. Организация маркетинговой службы банка

В сегодняшней обстановке всем нам нужно четко представлять, что такое маркетинг. Продавая машину, находясь в поисках работы, пропагандируя какую – либо идею , мы уже, оказывается, занимаемся маркетингом. Нам необходимо знать, что представляет собой рынок, как он функционирует , кто на нем действует.

Маркетинг – это вид человеческой деятельности, направленный на удовлетворение потребностей путем обмена. Потребность людей практически безгранична, а все ресурсы для их удовлетворения ограниченны. Поэтому человек будет выбирать те товары , которые принесут ему наибольшее удовлетворение в рамках его финансовых возможностей.

Деятельность банков становится более обширной , они не ограничиваются предоставлением кредитных услуг. С целью привлечения новых и сохранения существующих клиентов банки внедряют предоставление дополнительных услуг с использованием современных банковских технологий.

Особенности маркетинга в банковской сфере обусловлены, прежде всего , спецификой банковской продукции. Под “ банковской продукцией ”понимается любая услуга или операция, совершенная банком. И поскольку банк является предприятием, то реализация товаров и услуг- главная задача в деятельности любого предприятия. Банк не является исключением . Целью политики руководства банка и деятельности всех его служб явдяется привлечение клиентуры, расширение сферы сбыта своих услуг , завоевание рынка, рост получаемой прибыли.

Отсюда следует огромное значение маркетинговой работы банка, содержание и цели которой существенно изменяются в последние время под влиянием конкуренции и других причин. Переход к рыночной системе в настоящее время является основным направлением стабилизации экономики Украины, основываясь в первую очередь на оздоровление финансов , формировании и развитии финансового рынка.

Маркетинг – это стратегия и философия банка, требующая тщательной подготовки, глубокого и всестороннего анализа. Маркетинговый подход предполагает первоочередную ориентацию банка не на свой продукт, а на реальные потребности клиентуры. Поэтому столь необходимо изучение рынка, анализ предпочтений клиента. Банк должен предоставлять клиентам широкий диапазон финансовых услуг как для финансирования предпринимательства, так и для финансирования частных ( личных интересов ). Некоторые из этих услуг необходимы большому числу клиентов, например, счет в банке. Однако прочие финансовые услуги (такие как страхование, услуги по импорту- экспорту) представляют интерес только для потенциальных пользователей, которые должны быть убеждены в преимуществах, предоставляемых этими услугами.

Потребности юридических и физических лиц во многом схожи. Они нуждаются в хранении своих денег, а также в получении их со счета по мере надобности или переводе. Однако, если банк планирует расширять диапазон предлагаемых услуг, чтобы удовлетворить клиента в полном объеме и извлечь больше прибыли, то банкир должен четко представлять различия в потребностях организаций и частных лиц ( физических и юридических ).

Банк ориентируется на удовлетворение реальных потребностей, в которых нуждается клиент. Одна из целей банковского маркетинга – постоянное привлечение новых клиентов.

В условиях обострения конкурентной борьбы за привлечение денежных средств банки должны систематически совершенствовать пополнения своих ресурсов. Одним из способов привлечения новых слоев населения в сферу деятельности банковского капитала является создание новых видов вкладов, например, молодежных, которые дают возможность получать кредиты по более низкой ставке. Основные функции банковского маркетинга состоят в изучении спроса на рынке капитала и его отдельных сегментов, представляющих особый интерес для банков , анализ процентной ставки, реклама, расширение активов и пассивов банка, разработка системы планирования банковской деятельности, управление персоналом, организация обслуживания клиентов. Как правило, банк на основе анализа рынка капитала, изменений его объема, изучения потребительских привычек, учета социально- психологических особенностей объектов на территории составляет программу по привлечению средств (вкладов, депозитов) и выдаче кредитов и ссуд. Банк должен определить общие принципы стратегии конкурентной борьбы. Такой стратегией должны руководствоваться все подразделения банка.

Другой важной стороной банковского маркетинга является анализ кредитоспособности заемщиков, куда входит изучение факторов, обуславливающих непогашение кредитов.

Поэтому для банка крайне важно определить способность и готовность заемщика вернуть кредит в соответствии с условиями договора. Банк должен установить степень риска при выдаче кредита, а также учесть размер кредита, который он может предоставить.

Таким образом, целью банковского маркетинга в настоящее время является создание необходимых условий приспособления к требованиям рынка капиталов, разработка системы мероприятий по изучению рынка, повышение конкурентоспособности банковского учреждения и его прибыльности.

Все банки проводят маркетинговые исследования по разному: важнейшее место в маркетинговых исследованиях занимает процесс изучения обслуживаемого рынка с помощью рыночных производственных характеристик, которые делятся на:

1. рыночные характеристики, с помощью которых оценивается состояние рынка, его основные тенденции и клиенты.

2. Показатели услуг, позволяющие составить представление о банковских продуктах и соотнести их с основными требованиями, предъявляемыми к ним потребителями.

3. Показатели конкуренции для оценки конкурентоспособности банка в условиях рынка.

4. Характеристики среды, включающие анализ экономических, политических, технологических и др. тенденций.

Также важное место в маркетинговых исследованиях занимает изучение сбыта и продвижение продукта банковской деятельности.

Способ сбыта зависит от следующих условий: наличие или отсутствие посредников; количество используемых отделений банка и их распределение по районам; степень контроля за каждым каналом сбыта; выбор поставщиков и посредников; отношения с конкурентами.

Продвижение продукта предполагает выбор инструментов маркетинга: использование рекламы, стимулирование сбыта услуг и персональное обслуживание клиентов, и т.д.

Таким образом, поскольку роль маркетинга заключается, во- первых, в сборе и обработке маркетинговой информации, во- вторых, в выполнении мероприятий по разработке и интенсивному продвижению на рынок банковских продуктов, то можно предположить, что деятельность, осуществляемая на основе маркетингового обеспечения, способствует реализации этих продуктов, что, в свою очередь, обеспечивает конкурентные преимуществ на рынке.

5. Планирование и прогнозирование деятельности банка

Бюджет банка – документ, который формируется в банке и определяет источники получения доходов, порядок и объемы финансирования его деятельности с целью получения максимальной прибыли и обеспечения стабильности.

Составными частями бюджета являются:

- операционный доход ,

- общеадминистративные затраты ,

- затраты на содержание персонала,

- отчисления в резервы на возмещение возможных затрат по активным операциям,

- налог на прибыль,

- непредвиденные доходы ( расходы),

- капитальные вложения в основные средства и нематериальные активы.

Операционный доход формируют: чистый процентный доход, чистый комиссионный доход, чистый торговый доход, и другие доходы.

Прибыль от операций представляет собой операционный доход, уменьшенный на сумму общеадминистративных затрат, затрат на содержание персонала.

Чистая прибыль – это прибыль от операций , уменьшенная на сумму отчислений в резервы на возмещение возможных затрат по активным операциям, налога на прибыль с учетом сальдо непредвиденных доходов (расходов ).

Доход формируют процентные доходы (с сальдовыми доходами и затратами по операциям с филиалами ), комиссионные доходы, чистый торговый доход, другие операции и непредвиденные доходы .

Затраты состоят из процентных, комиссионных, общеадминистративных, затрат на содержание персонала, отчислений в резервы на возмещение затрат по активным операциям , налога на прибыль, непредвиденных затрат.

Бюджет составляется с придерживанием плановых параметров и нормативов:

1. прибыль от операций на одного работника .

2. норматива накладных затрат от операционного дохода.

3. Норматива финансирования капитальных вложений.

Численность работников в эквиваленте полной занятости, которая принимается для расчета прибыли от операций на одного работника, предоставляется справкой.

Планирование чистого процентного дохода .

Чистый процентный доход – это разница между процентами доходов и затрат.

Планирование процентных доходов и затрат проводится на основании полученных от регионального управления нормативов составления бюджета ( объемов активов/ пассивов и соответствующих им процентных ставок ), разработанных соответственно к параметрам, утвержденным для региона центральным аппаратом. Процентные доходы планируются по таким статьям:

- по кредитам, предоставленным субъектам хозяйственной деятельности;

- по кредитам, предоставленным органам государственного управления;

- по кредитам, предоставленным физическим лицам;

- по ценным бумагам;

- по операциям с филиалами и другими учреждениями банка.

По таким же статьям формируются и процентные расходы.

Планирование чистого комиссионного дохода.

Чистый комиссионный доход – это разница между комиссионными доходами и расходами.

Комиссионные доходы и расходы планируются исходя из планового объема таких услуг ( с учетом заданий по их увеличению), утвержденных тарифов и услуг учреждений банка и размеров комиссионных вознаграждений, определенных на договорной основе.

Планирование чистого торгового дохода.

Чистый торговый доход планируется от операций:

- с иностранной валютой и банковскими металлами;

- с ценными бумагами на продажу;

- с другими финансовыми инструментами.

Планирование других операционных доходов осуществляется по таким видам доходов:

- результат от продажи ценных бумаг на инвестиции;

- доходы от оперативного лизинга;

- доходы от предоставления консультационных услуг финансового характера;

- другие банковские и не банковские доходы.

Штрафы, пеня по банковским операциям и непредвиденные доходы в связи со сменой учетной политики не планируются.

Планирование общеадминистративных затрат.

Объемы общеадминистративных затрат планируются в пределах доведенного отделения в составе параметров , норматива накладных затрат от операционного дохода.

Затраты должны быть оптимизированы исходя из объема активов, их доходности и соответствующей численности персонала в сравнении с лучшими учреждениями.

Затраты на оплату налогов (кроме налога на прибыль) и других обязательных платежей рассчитываются исходя из плановой базы налогообложения и нормативов отчислений, определенных действующим законодательством Украины.

Затраты на маркетинг и рекламу планируются исходя из финансовых возможностей и необходимости продвижения продуктов на местный рынок банковских услуг, по согласованию их состава с областным управлением.

Затраты на спонсорство и пожертвование не запланированы.

Планирование затрат на содержание персонала.

Осуществляется исходя из финансовых возможностей учреждений отдельно по каждой статье, планируемой на будущий год.

С целью придерживания нормативов на содержание персонала отделений банка планируется исходя из показателей:

- количество персонала, необходимого для обеспечения эффективной деятельности учреждения.

- Финансовых возможностей учреждений .

- Перспектив деятельности учреждений с обязательным учетом намеченных мероприятий из оптимизации и развития сети.

- Среднего размера таких затрат с расчета на одного работника.

- Законодательно установленных размеров и базы начислений на фонд оплаты.

Планирование отчислений в фонд оплаты труда проводится в зависимости от установленных размеров и прогнозной базы таких начислений:

1. 32% - сбор на обязательное государственное пенсионное страхование.

2. 2,1% - взносы в общеобязательное государственное социальное страхование на случай безработицы.

3. 2,9 % - взносы на общеобязательное государственное социальное страхование в связи с временной нетрудоспособностью.

4. 0,84% - взносы на общеобязательное государственное страхование от несчастных случаев на производстве и профессионального заболевания, согласно с порядком определенных страховых тарифов, утвержденных постановлением КМУ от 13. 09. 2006 года № 142 и Закона Украины “О страховых тарифах на общеобязательное государственное социальное страхование от несчастных случаев и т. д .” от 22. 02. 2007 года № 2272 – III.

Планирование отчислений в резервы.

Планирование отчислений в резервы на возмещение возможных затрат по активным операциям, связаны с соответствующими статьями баланса и бюджета отдельно по видам активов:

- по кредитам клиентам ( юридическим и физическим лицам );

- по ценным бумагам;

- по дебиторской задолженности;

- по другим активам.

Основные показатели для анализа деятельности банка.

Прибыль является важнейшим показателем оценки деятельности банка. Прибыль банка представляет собой разницу между доходами и расходами. Величина прибыли определяет уровень рентабельности банка, характеризующий эффективность его работы. Основной деятельностью банка является балансовый отчет. Основными видами баланса являются – анализ структуры, который дает возможность оценки изменения активов и пассивов на протяжении анализируемого периода. Анализ структуры базируется на процентных значениях, каждой статьи и общей суммы. Относительные изменения статей на протяжении периода показывают изменения по удельному весу операций банка.

К основным показателям относят:

1. выполнение финанансового плана и средств использования на собственные нужды .

2. доходы, расходы и прибыль в абсолютной сумме и в среднем на одного работника банка.

3. Количество убыточных филиалов .

4. Структура доходов и расходов в абсолютной сумме и в процентах к общей сумме .

5. Рентабельность.

6. Структура резерва по кредитным операциям .

7. Данные по выдаче кредитов .

6. Динамика суммы задолженности по кредитам юридических и физических лиц.

7. Данные по выдаче кредитов.

8. Динамика суммы задолженности по кредитам юридических ифизических лиц.

С целью повышения ответственности руководителей и специалистов за состояние дел в банке,за реальное решение проблем и за усиление заинтересованности работников в конечных результатах труда проводится анализ финансовой деятельности банка, это один из важных направлений экономической работы отделения. Основным источником анализа является баланс банка. В процессе анализа баланса применяются такие методы:

1.Метод сравнения. Дает возможность определить причины и уровень динамических изменений и отклонений по статьям, а также определить резервы по повышению доходности.

2.Метод группирования. Дает возможность систематизировать данные баланса и разобраться в сути анализа.

3.Метод коэффициентов . дает возможность определить взаимосвязь между разными статьями баланса. При этом метде устанавливается удельный вес одной статьи или нескольких в общем обьеме активов и пассивов.

Активные балансовые счета сравниваются с аналогичными счетами баланса за предыдущий период.

Определяется соотношение активных и пассивных статей с коэффициентами ликвидности .

Процесс определения оценки текущего и прошлого финансового состояния банка и основных результатов его деятельности.

При этом первоочередной целью анализа является определение обобщающих показателей и прогноза будущих результатов деятельности банка.

При анализе используются квартальные или годовые данные по прибылям и убыткам, рассчитываются средние показатели балансового отчета за анализируемый период и определяется состояние поступлений, коэффициент роста остатков по вкладам и кредитам, средние процентные ставки (полученные и выплаченные).

6. Положение об отделе планово-коммерческой деятельности

Отдел планово-коммерческой деятельности является структурным подразделением отделения Правэкс- банка. В своей работе ОПКД руководствуется Законами, Указами Президента, постановлениями и распоряжениями КМУ, НБУ, Уставом Правэкс - банка Украины, а также другими нормативными актами, относящимися к деятельности учреждений Правэкс-банка и настоящим Положением.

Этот отдел возглавляет начальник и подчиняется непосредственно управляющему отделением, функциональное и методическое руководство отделом по направлениям его работы осуществляют следующие отделы областного управления:

- финансово- экономический отдел;

- отдел по работе с БПК и ценными бумагами;

- отдел банковских продуктов;

- отдел валютных операций;

- отдел управления активами и пассивами;

- отдел кредитования;

- отдел проблемных активов;

- отдел денежного обращения и инкассации.

Основными задачами ОПКД являются:

1. прогнозирование основных направлений развития деятельности банка, организация и проведение системного анализа результатов деятельности банка, разработка предложений по совершенствованию управления и планирования банковской деятельности, изучение и внедрение новых видов услуг с целью увеличения коммерческого дохода;

2. анализ платежеспособности и ликвидности баланса;

3. получение доходов через рынок ценных бумаг, валютных и других операций;

4. организация и методическое обеспечение внедрения пластиковых карт;

5. организация работы по размещению свободных кредитных ресурсов отделения , и т. д.

Отдел ОПКД в соответствии возложенными на него основными задачами, выполняет следующие функции:

= организует и осуществляет контроль за соблюдением обязательных экономических нормативов;

= составляет планы основных направлений работы банка;

= осуществляет учет и контроль за движением кредитных ресурсов, контроль за карсчетом, регулирует остатки;

= проводит операции по оформлению и выдаче кредитов юридическим и физическим лицам;

= готовит предложения о перспективных направлениях развития и деятельности банка.

И еще много других функций, касающихся развития банка, увеличения доходов и привлечения клиентов.

Что касается прав работников планово-экономического отдела, то они заключаются в следующем:

- получать от других отделов и служб соответствующие материалы, необходимые для выполнения возложенных на него обязанностей, задач и функций;

- давать опер.части и филиалам отделения рекомендации по правильному применению нормативных актов по вопросам, относящимся к компетенции отдела;

- осуществлять контроль за выполнением приказов, соблюдением требований нормативных документов, относящихся к работе отдела;

- по согласованию с руководством отделения привлекать к выполнению функций отдела специалистов других отделов и служб отделения;

- осуществлять деловые контакты с соответствующими структурными подразделениями Правэкс- банка и других банков, управлением статистики, налоговой администрацией, предприятиями, организациями и клиентами банка ;

- вести переписку с гражданами и организациями по вопросам, входящим в круг их обязанностей, и т. д.

Ответственность работников отдела заключается в следующем :

1.работники несут ответственность за выполнение полученной работы в соответствии с этим действующим Положением, должностными обязанностями, действующим законодательством Украины, нормативными документами НБУ и

Правэкс-банка;

2. работники отдела обязаны хранить банковскую тайну по операциям, счетам и вкладам его клиентов, а также коммерческую тайну в составе и объеме деятельности банка;

3. работники отдела несут ответственность за сохранение имущества банка, соблюдением правил техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты, за соблюдением правил трудового распорядка, а также несут полную материальную ответственность за совершение действий, которые могут быть нанесены или нанесли ущерб отделению Правэкс- банка.


Заключение

Проанализировав деятельность банка, можно сделать вывод, что для успешной деятельности банка с предоставлением услуг, необходимо искать своего клиента, а в некоторых случаях проводить анкетирование, встречи за круглым столом.

Секрет успеха кроется как раз в нетрадиционной подаче самых обычных услуг: культуре общения, заботе о клиенте, предоставление ему необходимых своевременных консультаций, рекомендаций.

АКБ “ Правэкс- банк”планирует и в дальнейшем развивать все сферы банковской деятельности, наращивать удельный вес на рынке банковских услуг,

в том числе, и по таким направлениям:

- развитие кредитных отношений с с нашими надежными партнерами, привлечение на обслуживание новых платежеспособных клиентов;

- укрепление активного сотрудничества с нашими партнерами в развитии банковских услуг с использованием БПК международных платежных систем, а также увеличение реализации ценных банковских металлов и т.д.

Руководство банка постоянно работает в направлении совершенствования и улучшения качества обслуживания клиентов. Солидное государство должно иметь солидный, крепкий, сетевой банк.

Банк должен быть достаточно самостоятельным и конкурентным, таким каким на сегодняшний день является Правэкс- банк.

Сила банка в обдуманной стратегии: он должен быть небольшим, универсальным, надежным, и самое главное, - рентабельным. А для этого необходимо дифференцировать услуги, предлагаемые банком, искать своего клиента и тщательно изучать его потребности. И еще непременным условием нормального развития банковской системы страны является честная конкуренция банкиров, которая, являлась идеальной средой для развития любого предпринимательства.

В современном мире все банки сталкиваются с необходимостью создания внутренней инфраструктуры и сервисной базы для клиентов, основанной на команде опытных и надежных сотрудников, оснащенных современными технологиями.

Правэкс-банк осуществляет операции с вкладами, кредитует физических и юридических лиц, работает с банковскими пластиковыми картами, дорожными чеками и выполняет все функции, возложенные на банковское учреждение в современных условиях. Характерно и то, что условия вкладов и кредитов выгодно отличаются от аналогичных условий в коммерческих банках.

Банк действует по принципу наименьшей выгоды для себя и наибольшей для клиента.

Сегодня главная функция Правэкс-банка – это прием, сохранность и приумножение вкладов населения и организаций. Более половины рынка личных вкладов населения страны контролирует Правэкс-банк, и выполняет все экономические нормативы, установленные НБУ, что позволяет ему поддерживать высокую ликвидность и осуществлять устойчивое расчетно – кассовое обслуживание.


Литература

1. Бухгалтерський облік на сільськогосподарських підприємствах: Підручник / Ред. М.Ф.Огійчук, В.Я.Плаксієнко, Л.Г.Панченко.-2-е вид., перероб. і допов.- Київ: Вища освіта, 2009. – 800с.

2.Бухгалтерський облік у сільському господарстві України: Підручник для студентів вищих закладів/ В.Я.Плаксієнко, Л.М.Пісьмаченко, Є.І.Рябий. К.: Центр навчальної літератури, 2008.-492с.

3. Закон «Документы о вексельном обращении» // Спецвыпуск.-2000.-№8.

4. Закон «О бухгалтерськом учете и финансовой отчетносте в Украине» // Все о бухгалтерском учете – 2006 г.- № 11. – с.3.

5. Закон «О госбюджете 2007» // Все о бухгалтерском учете, К, 2007.-№4 (1281) от 15.01.2007

6. Обзор налового и бухгалтерського законодательства // Все о бухгалтерском учете. Киев, 2005.-№ 19 (24 февраля).-с.2-3.

7. Положення (стандарти) бухгалтерського обліку/ Навчальний посібник: Х., 2004 р.- с.351.

8. Положення о ведені касових операцій у національній валюті в Укораїні // Баланс. Всеукраинский бухгалтерский еженедельник.- 2005.-№ 37.-с.25-39.

9. Про затвердження інструкції про безготівкові розрахунки в Україні в національній валюті. Постанова від 29 березня 2001 року № 135 //Бухгалтерія в сільському господарстві.-2004. - № 14. с.27-46.

10.Нашкерська Г.В. Фінансовий облік: Навчальний посібник. – К.: Кондор, 2009 р. – 503 с.

11.Огійчук М.Ф. Бухгалтерський облік на сільськогосподарських підприємствах: Підручник. — 2-ге вид., перероб. і допов. / М.Ф. Огійчук, В.Я. Плаксієнко, Л.Г. Панченко та ін.; За ред. ироф. М.Ф. Огійчука. — К.: Вища освіта, 2006. — 849 с.

12. Сопко В.В. Бухгалтерський облік: фінансовий та внутрішньогосподарський – навч. посібник. К. Фенікс, 2003. - 468 с.

13.Ткаченко И.М.Бухгалтерский финансовый учет на предприятиях Украины. Учебник: для студ. высш. учеб. завед. экон. спец. - 7-е изд. дополн. и перераб. - К.: А.С.К., 2004. - 864 с.