Учебное пособие: Проведение урока по математике в 4 класса по теме "Нахождение доли числа"
Название: Проведение урока по математике в 4 класса по теме "Нахождение доли числа" Раздел: Рефераты по педагогике Тип: учебное пособие | ||
Урок по математике в 4 г классе. Учебник Питерсон Л.Г. 1 четверть Тема: Нахождение доли числа. Цели: – формировать представления об алгоритме поиска доли числа. Закреплять представление о понятии «доля», читать и записывать доли. Начать подробно рассматривать решение задач на нахождение доли числа. Развивать логическое мышление, творческие способности учащихся . Оборудование : таблицы с долями, учебник Питерсон 4 класс, карточки для индивидуальной работы. Ход. 1. Организационный момент. У учителя в руках цветик – семицветик. Лети, лети, лепесток, Через запад на восток, Через север, через юг, Возвращайся, сделав круг. Лишь коснешься ты земли – Быть по-моему вели. – Я хочу, чтобы все дети сегодня на уроке хорошо работали, чтобы им было всё понятно и интересно! 2. Актуализация знаний. а) Ребята, желание я загадала, а тему урока не сказала, вы поможете мне определить тему урока? – что за цветок у меня в руках? (Цветик-семицветик) – Где мы встречались с этим цветком? (сказка «Цветик-семицветик») – Кто автор этого произведения? (Валентин Петрович Катаев) – какие еще произведения Катаева вы читали? (Дудочка и кувшинчик, Сын полка, Пень…) – Сколько лепестков у цветика-семицветика? (7) – Я держу один, как по другому можно сказать? (1/7). – Что это за число? (доля) – Что такое доля? (число вида 1/п, где 1 – числитель, п-знаманатель) – что показывает знаменатель? (на сколько равных частей разделили) – что показывает числитель? (сколько частей взяли). – Почему в старину было почетно уметь считать долями? (было очень много правил, каждая доля имела своё название, нужно было много запоминать) – запишите в тетрадь 1/7 в) Минутка чистописания продолжите ряд так, чтобы цифра знаменателя увеличивалась сначала в 2 раза, затем на 2 1/7, 1/14, 1/16, 1/32, 1/34, 1/68, 1/70,1/140, 1/142, 1/184,1/186 – что происходит с числами? (они уменьшаются) – назовите самое большое число (1/7), – назовите самое маленькое 1/186 – как сравнить две доли? (из двух долей больше та, знаменатель которой меньше) д) Мы с вами повторили теоретическую часть по теме дроби, а теперь предлагаю вам математический диктант, где вы сможете показать умения на практике, я буду показывать карточку, вы записывать какая доля закрашена. В тетрадях ряд 1/8, ¼, 1/5,/3, 1/6, 1/7 – проверка в парах. 3. Постановка проблемы . – учитель берёт следующий лепесток и читает задачу. – Ребята, моё желание постепенно начинает сбываться, а какое первое желание загадала девочка Женя из сказки? (чтобы у неё появился пакет баранок) – Решите задачу. В пакете у Жени было 15 баранок, когда она принесла их домой, разделила поровну между тремя членами семьи, по сколько досталось каждому? – О чем задача? (о баранках) – сколько было баранок? (15) – что число 15 покажет на отрезке? (целое) – на сколько частей разделено целое? (3) – что мы ищем? (одну часть) – как её найти? (целое разделить на количество частей) – запишите выражение. (15:3=5 (б) – досталось каждому.) – мы разделили все баранки на 3 части, искали чему равна одна часть, а как её можно назвать? (1/3) – значит мы с вами искали 1/3 от числа 15., что для этого нужно было сделать? (разделить это число на знаменатель) – вы догадались, о чем мы будем говорить? – Тема урока «Нахождение доли числа» Цель нашего урока – научиться находить доли числа, это пригодится нам в дальнейшем для решения задач и в жизни, когда вам понадобится что-то купить или с кем-то поделиться. 4. Открытие нового знания. – давайте сверим наш вывод с учебником. – чтение правила на странице 71 в учебнике.
-что обозначает число п? (знаменатель)
- что показывает знаменатель? – когда мы делим на знаменатель, мы узнаём, чему равна одна часть. 5. Первичное закрепление . – Отрывается ёще один лист. Вспомните, какое желание девочки Жени было третьим? (много игрушек) А) Решите задачу. По велению Жени цветик-семицветик подарил ей 54 игрушки, 1/6 часть составляли куклы. Сколько кукол подарили Жене? – О чем задача? – Что показывает число 54? (сколько всего было игрушек, целое) – что известно про куклы? (их было 1/6) – на сколько частей разделим отрезок? (на 6) -как найти 1/6? (нужно целое число 54 разделить а знаменатель 6) – запишите действие. – запишите ответ. – Б) Я предлагаю вам условие и решение следующих двух задач обсудить в парах, и записать решение. 1 задачу объясняет 1 вариант, 2-второй. №3.стр. 71 . А) (32:4=8 хоккеистов) Б) – обсудите условие задачи в парах и решите самостоятельно. (120:6=20 деревьев.) – проверка. Вы решили верно, если ваши ответы удовлетворяют двойному неравенству Х – больше 7 и меньше или равно 20 6. Физкультминутка. (гимнастика для глаз) 7. Закрепление. №4 стр. 71. – работа с комментированием у доски (нахождение доли числа ) 1/9 от 45 45:9=5 1/7 от 84 84:7=12 1/5 от 70 70:5=14 1/8 от 96 96:8=12 – Самостоятельная работа с проверкой по образцу . Перед каждым человеком в жизни всегда стоит выбор – совершать хорошие дела или плохие, выбирать большее или довольствоваться малым, каждый из вас сейчас тоже должен сделать свой выбор – определить свои силы и свой столбик примеров, я отрываю ещё 3 лепестка, загадайте желание, чтобы у вас всё получилось, но для этого нужно быть внимательным! Красный лепесток Жёлтый лепесток Зелёный лепесток. 1/7 от 49 ¼ от 28 1/5 от 45 1/3 от 33 1/6 от 48 1/7 от 91 ¼ от 68 1/5 от 60 1/3 от 48 1/6 от 84 1/7 от 158 ¼ от 144 1/5 от 215 1/3 от 147 1/6 от 138 – проверка по образцу. 1 ряд -7, 6, 9, 11, 8 2 ряд-13, 17, 12, 16, 14 3 ряд-24, 36, 43, 49, 23 8. Физкультминутка Куда совершила своё путешествие Женя во втором желании (на северный полюс) – что почувствовала она на северном полюсе (сильный холод) – давайте представим, что мы попали на северный полюс, что нужно делать, чтобы согреться? (активно двигаться) учитель показывает карточку Прыгните столько раз, сколько 1/7 составляет от21 (3) Присядьте столько раз, сколько 1/3 составляет от12 (4) Наклонитесь вперёд столько раз, сколько 1/9 составляет от 36 (4) – Давайте скорее возвращаться домой. А дома нас ждёт составная задача. 9. Рение задач. №5 стр. 72. – прочитайте задачу. – о чём задача? (о ткани) – что известно про ткань? (было-2м50 см, сшили-1/5 от куска, осталось неизвестно) – дополните схему. – сколько вопросов в задаче? (2) – можем начать решать? (нет – смешанное число.) 2 м 50 см=250 см 1) 250:5=50 (см) – пошло на платье 2) 250–50=200 (см) – осталось 200 см=2 м Ответ: 2 метра. – составьте выражение 250–250:50=200 – На следующем уроке мы научимся решать задачи в которых нужно будет найти число по его доле. 10. Итог урока. Рефлексия – а) Какое слово чаще всего встречалось на нашем уроке? (доля) – Что называется долей? (доля – равная часть целой мерки) – б) Посмотрите на пословицу на доске Для лучшей доли нужно много воли . – Какое значение имеет слово доля в этой пословице? (судьба) – объясните смысл пословицы. – что мы делали сегодня, чтобы «улучшить нашу судьбу» – продвинуться к следующему этапу обучения? – Вспомните моё желание, как вы думаете, оно сбылось? – Что помогло сбыться моему желанию? (трудолюбие и внимание) – в) Я подарю вам тоже цветочки, попробуйте загадать желание, если оно будет доброе и вы приложите усилия, оно обязательно сбудутся. На обратном стороне лепестков написаны примеры для домашней работы, а один лепесток пустой, вы должны будете придумать свой пример на нахождение доли числа. – г) У меня остался один лепесток, т.е. ещё одно желание. Оно должно быть самым главным, вспомните, что загадала девочка Женя на последний лепесток? (здоровья своему другу) – я тоже загадаю очень хорошее желание. Лети, лети, лепесток, Через запад на восток, Через север, через юг, Возвращайся, сделав круг. Лишь коснешься ты земли – Быть по-моему вели – хочу чтобы все вы, ребята, и вы, наши гости, были здоровые и счастливые. |