Реферат: Рождение Запада
Название: Рождение Запада Раздел: Рефераты по культуре и искусству Тип: реферат | ||||||||||||||||||||||||||
"РОЖДЕНИЕ ЗАПАДА" Период культурно-исторического развития, образно названный "Рождением Запада", по историко-периодической периодизации относится к Новому времени. Его принято укладывать в хронологические рамки 17-первой половины 19 вв. Однако те процессы, которые составили сущность культуры этого периода, начали формироваться в недрах предшествующего этапа и были показателями нового образа жизни и мышления. К ряду таких культурных явлений уже нельзя применить термина "средневековый". Поэтому понятие "Новое время" отражает не только временную характеристику периода, но и новые качественные состояния в культурном развитии. Именно с этого периода начинает все явственнее проявляться дифференциация стадий культурно-исторического развития Запада и Востока. Городская культура западных стран, получившая развитие с эпохи Возрождения, начинает "обгонять" сельские культуры Востока и Америки. Культуры Востока в современной культурологической литературе получили наименование "традиционных". Одной из причин такого отставания была колонизация этих земель европейскими странами, начавшаяся с великих географических открытий. 1. Материально-культурное развитие Западной Европы В этот период во всех странах Западной Европы сельскохозяйственная деятельность продолжала оставаться ведущей. На периоды 17-18 вв. приходились годы резких снижений температуры. Эпоха Людовика ХIV названа "малым ледниковым периодом". 90-е годы 17 в. были самыми холодными за семь столетий. В 18 в. Франция пережила 30 голодных лет. По своему численному составу крестьянство превосходило другие социальные слои населения. Чем же отличались условия жизни крестьян в Новое время? Стремлением к раскрепощению крестьян. Сущность раскрепощения проявлялась в изменении порядка владения землей и условий экономического подчинения одного класса другому, в появлении новых законодательных норм и новом идеологическом оформлении отношений между классами. Перемещением центров относительно прогрессивного развития агрокультуры с земель помещиков на земли арендаторов и зажиточных крестьян. Возросшим влиянием городов на образ труда и жизни села ( рынок сбыта крестьянской продукции, прибежище для массы обезземеленных крестьян, места получения образования и др.). Вытеснением натурального обмена денежным как в городе, так и в селе. Увеличением мобильности земель (переход к новым собственникам). Причин для этого было много (отмена крепостного права, конфискации земель в ходе революционных перемен, изъятия земель у церквей, протестантов или католиков во время Реформации, возвращение земель прежним владельцам, и т.д.). Преобладанием арендных отношений над наследственным держанием собственности во всех видах сельской деятельности (земли, скота, рыбных и лесных угодий, мельниц и пр.). Внедрением высокопродуктивных культур (расширение посевов пшеницы, картофеля, масленичных культур и др.) и использованием усовершенствованных орудий труда (металлических плугов, сеялок, молотилок на конной и паровой тяге и т.п.). Наиболее развитыми в техническом и агрокультурном отношении были Нидерланды и Англия. По плотности населения и по количеству городов на первом месте в 17 в. были Нидерланды (более З00 городов). С ростом городов менялось соотношение сельского и городского населения, возрастала стоимость продуктов питания. Основу городских работников составляли ремесленники. Они вплоть до 19 в. объединялись в цехи, регламенты которых тормозили технический прогресс. Стоимость ученичества у мастера возрастала. В Англии в 16 в. плата была равна 10-20 фунтам стерлингов, а в 17 в. -100. Закон 18 в. заставлял мануфактуристов брать в ученики сирот из приютов под страхом штрафов. Приходской совет за каждого ребенка платил мастеру по 5 фунтов. Общепринято было заставлять работать детей по 14-16 часов наравне со взрослыми. В 19 в. в европейских странах были организованы индустриальные школы. Традиции цеховых запретов и ограничений были еще столь сильны, что в Новое время избежать их можно было двумя путями. Созданием объединений скупщиков и мануфактуристов, которые проникали в села, не входившие в сферу влияния цехов, и там организовывали производство товаров силами крестьян-надомников. Сельские районы были распределены между скупщиками. Приобретением королевского разрешения или покупкой монополии на право заниматься каким-либо видом деятельности (включая и художественную, театральную и др.). При этом деятельность или производство товаров, указанных в монополии, запрещались другим лицам. Надомничество и производство шерстяного полотна оказали прогрессивное влияние на развитие промышленности в Европе. Сукноделие требовало значительных технических приспособлений и пооперационного разделения труда, чего не было еще ни в какой другой сфере производства, где от начала до конца процесс выполнялся одним или двумя мастерами. Возросшие потребности в сукне определялись появлением регулярных армий, которые надо было одевать. Именно с сукноделия начался и технический прогресс: появилась механическая прялка и механический ткацкий станок в Англии. Технические усовершенствования в Новое время касались: создания разнообразных механизмов, ускоряющих производственные операции и механизмов, приводящих в движение другие механизмы, поиски новых источников энергии (пар, жидкое топливо, электричество). Огромный вклад в развитие техники в данный период внесли часовщики. Точность операций, тщательная подгонка деталей, расчет позволили им делать и изобретать не только часы, но и разнообразные механизмы от пароходов (часовщик Фултон) до механических зверей, птиц, людей-андроидов ( Вокансон, отец и сын Дро и др.). Внедрение механизмов вызывало протесты не только ткачей-надомников и скупщиков-предпринимателей, но и цехов. Конкуренты являлись в дома изобретателей, ломали механизмы, избивали хозяев, преследовали их. В 17 в. успехи технического творчества в отличие от средних веков были связаны с использованием научных объяснений процессов, с которыми сталкивалось то или иное новшество. Это в первую очередь коснулось теоретического объяснения явлений: атмосферного давления, трения и температуры. Знание физических законов позволило создать паровые машины, насосы для откачки воды из шахт и снабжения водой искусственных водоемов, систем фонтанов в парках и др. С развитием промышленности металлургия становится основным условием ее совершенствования, поэтому регионы с запасами железной руды быстро обрастают фабриками, рабочими поселками, там скорее начинают внедряться технические новшества (напр., Манчестер в Англии). Техническое развитие европейских стран еще более усиливает неравномерность достижений в материально-культурном развитии. Французская революция 1789 г. во многом содействовала техническому прогрессу Франции. За короткое время в союзе с учеными быстрое развитие получили такие отрасли, как производство селитры для изготовления пороха, химиком Бертоле было создано сильно взрывчатое вещество, им же был внедрен новый способ отбеливания тканей с помощью хлора. Начато производство искусственн ых красителей, технической соды и др. Было создано 39 новых орудийных заводов, 18 мануфактур холодного оружия. Были реализованы идеи создания первого телеграфа, и осуществлен запуск воздушного шара, создана первая команда аэронавтов и др. Технической прогресс в Новое время был связан с созданием рельсового транспорта, двигателя внутреннего сгорания, получением разных видов нового топлива (газа, нефтяных продуктов). В 17-19 вв. увеличивается степень свободы торговли. Создаются внешнеторговые компании: Ост-Индская, Африканская, Гудзонова пролива и др., которые ведут активную колониальную торговлю, в том числе и рабами, вывозимыми из Африки. Внешняя торговля сопровождалась активной контрабандой и пиратством. Происходили изменения и в предметной среде. Владельцы старых замков стали переселяться в дома с новой планировкой, большими окнами вместо узких бойниц, анфиладой смежных комнат. Особняки, виллы, коттеджи строились в соответствии с требованиями новых архитектурных стилей (барокко, классицизм, неоклассицизм, модерн) - с росписями, колоннадами, скульптурой. В моде были садово-парковые ансамбли - регулярные или пейзажные парки (парки Версаля, Лондона, Вены и др.). С 17 по 19 вв. в европейских городах осуществляли снос крепостных стен, оборонительных валов, на месте которых появлялись бульвары, превращавшиеся в места массовых гуляний разных сословий. 2. Социально-политическая культура европейских стран В первой половине периода она характеризовалась упрочением сословной пирамиды (три сословия: дворянство, духовенство и т.н. третье сословие, состоявшее из крестьян и горожан) и окончательным переходом к абсолютистским формам правления; во второй половине периода революционными ситуациями, разрушающими наследие абсолютизма. Упрочение власти одного лица шло одновременно с территориальным и национальным объединением страны. Начало абсолютистским преобразованиям было положено еще в конце 15 в. Что же нового появилось в условиях жизни 17 в., для чего понадобилось оформить единоличное правление и почему прежние формы уже не отвечали прогрессу общественно-политической деятельности? Происходил постоянный рост городов, шло расширение торговых, денежных операций, расширение рынков. Успеху этих процессов мешало обособление земельных владений. Рост городского населения сопровождался ростом потребностей в продуктах питания, что делало необходимым увеличение урожайности земель, расширении площади посевов. Всего этого нельзя было достичь при преобладании маленьких крестьянских наделов. Феодалы отказывались от натурального налога, т.к. им нужны были деньги для удовлетворения все растущих потребностей в средствах роскоши, образовании и др. Нужны были единые денежные системы государств. Появление наемных регулярных армий потребовало огромных наличных средств, которыми не располагали ни короли, ни земельная аристократия. Нужны были налоги на государственные нужды. Деньги, а не земельная собственность, становились политической силой, следовательно, не земельная аристократия, а торгово-промышленный капитал выдвигался на первое место. В этих условиях абсолютизм выступил в роли организатора социально-политической жизни на новом этапе, чтобы привести в соответствие форму национально-государственного образования с содержанием жизненных процессов. Первыми государствами в Западной Европе, где были реализованы начала абсолютизма, были итальянские города-государства. Своеобразной школой абсолютистского упрочения королевской власти была Испания, опыт которой был повторен практически всеми европейскими странами. Что же было предпринято королями Испании для упрочения власти? Объединение земель вокруг одной короны. Уничтожение самостоятельности дворян-грандов. Им было запрещено вести частные войны, чеканить свою монету, изображать на гербах корону, употреблять фразы, претендующие на исключительность (напр., "Таково мое волеизъявление", "Под страхом смертной казни" и т.п.). Разрушение политического значения знати сопровождалось раздачей громких и почетных званий, подчинением их требованиям этикета, возвеличивавшего значение трона, но формировавшего черты подобострастия и покорности. Создание системы параллельных служб, при которой гранды выполняли лишь представительные функции, а реальную работу вели чиновники из третьего сословия. Лишение городов и университетов самостоятельного управления с помощью насильственного введения королевской администрации. Получение у пап разрешения представлять свои кандидатуры на церковные должности и тем контролировать эти должности. Лишение прежнего значения деятельность представительного органа (Кортесов), короли перестали регулярно собирать их. Создание репрессивной политической и религиозной системы (инквизиции и политического сыска). Изгнание евреев и мавров (не католиков) подготовило почву для идеологического обоснования режима: католицизм и национализм (чистота веры и чистота крови) стали обязательными признаками граждан данного государства. Данная схема в более или менее полном виде была реализована во всех Европейских странах. Но из всех стран Англия была единственной страной, где сословно-представительная монархия не переросла в абсолютную. В этом социально-культурное своеобразие этой страны. Идеологами абсолютизма была принята на вооружение идея "служения государству как условие дворянского достоинства" и разработан "Табель о рангах". В отличие от наследного дворянства ("шпаги") появлялось дворянство "мантии", которое рекрутировалось из третьего сословия. Предусматривалась целая система обращений, этикетных правил, способов времяпрепровождения и пр. С упрочением абсолютизма связано явление придворного этикета, представляющего собой систему предписаний, закрепленных в документах, составленных при королевских дворах, главной целью которых было формирование унифицированного поведения как средства сословной дифференциации в обществе. Монархические режимы во второй половине 18 в. в ряде стран получили название "просвещенных монархий". Это было связано: с личной образованностью королей, которые получали воспитание в духе идей гуманизма и Просвещения, знали иностранные языки, читали классическую литературу, покровительствовали искусствам, имели представление о пользе наук и образовании народа; с деятельностью лишь просвещенной части общества - придворными, образованными выходцами из третьего сословия, посвятившими себя науке, просвещению, пытавшихся на практике осуществить те или иные теории, пропагандировали пользу образования народа (Локк, Вольтер, Монтескье, Руссо, Лессинг, Гете и др.). В среде просветителей родилась идея "договорной теории власти", которой они пытались заменить теорию божественного происхождения власти ("Власть короля - от бога"). По "договорной теории власти" король, якобы, получает власть по договору от подданных, она дается ему для разумного управления, для "государственной пользы", "заботы об общем благе". Однако абсолютизм и феодальные порядки не были совместимы с идеями Просвещения. Их распространению препятствовало рабство в колониях и метрополиях, крепостные порядки в частных владениях, эксплуатация женского и детского труда на мануфактурах и в мастерских, повсеместность телесных наказаний, общая неграмотность населения. В среде просветителей родилась идея "договорной теории власти", которой они пытались заменить теорию божественного происхождения власти ("Власть короля - от бога"). По "договорной теории власти" король, якобы, получает власть по договору от подданных, она дается ему для разумного управления, для "государственной пользы", "заботы об общем благе". Однако абсолютизм и феодальные порядки не были совместимы с идеями Просвещения. Их распространению препятствовало рабство в колониях и метрополиях, крепостные порядки в частных владениях, эксплуатация женского и детского труда на мануфактурах и в мастерских, повсеместность телесных наказаний, общая неграмотность населения. Новое время - это время революций. Первой революцией была революция в Нидерландах (16 в.). Особенностью ее был реформационный, религиозный характер. Главный удар был направлен на уничтожение церковного землевладения и испанского владычества. В результате революции был введен протестантизм, провозглашена независимость от Испании, страна распалась на две чести, в северной части образована Республика соединенных провинций с ведущей ролью Голландии. Второй по времени - была английская буржуазная революция 17 в., которая проходила в два этапа. В результате была провозглашена республика, во главе ее стоял лорд-протектор (Оливер Кромвель), у крупных землевладельцев-сторонников короля, были конфискованы земли (которые они могли выкупить у государства), был введен английский язык в судах. За время республики были объединены три королевства: Англия, Ирландия, Шотландия, страна стала господствовать на морях, завоевала ряд колоний. После второго этапа революции в Англии установлена "Ограниченная парламентом монархия", уничтожены феодальные порядки. Следующими по времени были буржуазные революции во Франции (1789-1794; 1830; 1848; 1870). Три из них завершились реставрацией монархии. Наибольший международный резонанс имела революция 1789-1794 гг., в ходе которой было свергнуто самодержавие, конфискованы земли и имущество аристократов, были проведены важные реформы, затронувшие все стороны жизни: экономику, военное дело, образование, наук, искусство, религию, воспитание. Крестьяне получили землю, было установлено всеобщее избирательное право, законопроекты, принимаемые в этот период, намного опережали свое время. В Испании многократные попытки ограничить власть королей Конституцией оканчивались трагично. Революционная ситуация в этой стране подучила название "хронической революции". Фактически революционный характер носили движения за объединение стран (Италия) и против колониальной зависимости (США и др. страны). 3. Духовная культура Нового времени В Новое время идеологическую базу духовной жизни основной массы населения еще составляла религия. Атеизм был уделом значительно меньшей части передовых ученых, мыслителей и общественных деятелей. Важнейшими идейными течениями, отделившими в сознании людей Средневековье от Нового времени, были в первую очередь идеи гуманистов эпохи Возрождения и идеи реформаторов церкви. Гуманисты, заложили основы Реформации. При этом гуманизм вошел в историю духовной культуры как тенденция светской мысли, а Реформация - как религиозной.
Иногда Реформацию называют религиозной революцией, столь велика ее обновляющая роль. Реформация имела три направления. Первое - королевско-княжеское. Короли и князья, поддержавшие идеи реформы, встали во главе местных церквей, пополнили казну за счет ликвидации церковного имущества, получили свободу действий в рамках религиозной деятельности в своей стране. Второе направление - городское (бюргерское), возглавленное Лютером в Германии, Кальвином и Цвингли в Швейцарии, Ноксом в Шотландии. Третье - крестьянское (Т. Мюнцер, анабаптисты) так же дали своих идеологов и исполнителей реформационных преобразований, участников религиозных войн. Их усилиями идеи и сама реформа церкви были внедрены в жизнь. Реформаторы выдвинули ряд тезисов, которые фактически приводили к разрыву с римской церковью и папой. По их мнению в основу веры должно быть положено внутреннее доверие богу, церковь должна быть "дешевой", должно быть отменено безбрачие духовенства, священнослужители не являются посредниками между богом и верующим, они не обладают божественным авторитетом, невозможно использовать индульгенции как способ освобождения от грехов, душа спасается трудом, единственной основой веры служит Библия, ничего нет таинственного в семи церковных обрядах (крещение, причащение, священство, исповедь, миропомазание, брак, соборование) и т.д. Реформаторы упразднили догматическое отношение к Библии и стали свободно трактовать те или иные сюжеты. Они придавали большое значение беседе с верующими на житейские темы и темы морали. Они содействовали обмирщению религии, переведя Библии на национальные языки и придав им художественную форму. Повсюду, где возникал протестантизм шли кровопролитные войны, начинались ведовские процессы. Реформистские идеи вызвали к жизни действия римских пап - Контрреформацию: инквизиционные трибуналы, монашеские ордена (иезуитов), введение индекса запрещенных книг, строжайшую идейную цензуру. Религиозные взгляды между тем изменялись от века к веку. "Набожность" как черта духовной жизни к 18 в. не была уже характерна для определенного круга образованных людей, представителей света и даже царственных особ. Фридрих Великий имел присказку: "Да простит меня бог, если он есть". Философы по-разному объясняли бога (Спиноза называл его "субстанцией, состоящей из множества атрибутов", Гегель - "Абсолютной идеей" и т.п.). Для науки этого времени характерны: отход от умозрительных теологических объяснений; создание экспериментального метода познания; институализация научной деятельности; проникновение передовой научной мысли в образовательные учреждения; отход от энциклопедизма и появление дисциплинарности как способа разделения труда в науке. В 1662 г. было создано Королевское общество в Англии, 1666 г. - Академия наук в Париже. Основание этих учреждений положило начало институтам, определяющим научные нормы и осуществляющим социальный контроль за их соблюдением. Начался процесс отделения теологического знания от научного.
В Новое время в связи с появлением объективных потребностей в объединении земель возникает тенденция к образованию единых национальных языков, обслуживающих все регионы страны. В результате преодолевается официальное двуязычие: использование латыни и национального языка, языка столицы и языков окраин. Во Франции последние поэты, писавшие по латыни, исчезают в 18 в., вводится официальная документация на французском языке. С 17 в. на смену латыни пришел французский язык, как язык королевских дворов, дипломатов, международных договоров, научных дискуссий. С усилением национальной государственности начинается работа над составлением словарей и грамматик национальных языков. Сословные различия повлияли на речь разных сословий. Появился язык светских кругов и образованных людей и простонародья. Происходило обогащение языка заимствованиями из языков колоний. Последний 19 век Нового времени дал небывалый подъем художественной литературы. В каждой стране появилась плеяда выдающихся поэтов, драматургов и прозаиков. Существенным отличием художественной культуры Нового времени явилось все более углубляющееся различие между городской и сельской художественной жизнью. Городская художественная жизнь приобретала единые общеевропейские черты; формировались многочисленные художественно-стилевые направления, отражавшие изменения в духовных устремлениях эпох; художественная деятельность освобождалась от религиозной, цеховой замкнутости и сословных ограничений; появились государственные (королевские) театры, литературно-художественная критика; происходило слияние демократических традиций народного творчества с профессиональным искусством. Новые формы художественно-культурной жизни раньше всего проявились в замках и домах аристократов. Королевские дворы привлекали на службу известных композиторов, художников, архитекторов чаще итальянцев. Им подражали аристократы, вслед за которыми эстетизацией своего быта и приобщением к новому официальному искусству занялась буржуазия. Единству европейской художественной жизни содействовало профессиональное творчество, которое подчинялось единым идейно-художественным и эстетическим требованиям тех или иных стилей. Это были унаследованные от прошлой эпохи ренессансные приемы и идеалы. Наиболее отчетливо эти приемы отражены в произведениях Шекспира, созданных на рубеже 16-17 вв. ("Гамлет"). Стиль барокко усиливает в искусстве религиозную направленность: темы мучений, страстей, экстазов, чудес. Они трактуются с повышенной эмоциональностью, эксцентричностью и аффектацией. С особой силой он воплотился в работах мастеров 17-18 вв. в архитектуре, прикладном искусстве, живописи, музыке (скульптор Бернини, художник Рубенс, композиторы: Вивальди, Скарлатти, Люлли, Куперен, Бах, Моцарт и др.). С 17 в формируется стиль классицизм. Его появлению содействовало упрочение абсолютизма и введение принципа всеобщей регламентации во всех сферах жизни. Идеалом для классицизма служил императорский Рим, его обычаи и искусство. Теоретиками классицизма в литературе выступил французский поэт Буало, в изобразительном искусстве французский художник Пуссен. В архитектуре стиль внедрял античную ордерную систему. Классицизм пережил второе рождение в эпоху Наполеоновской империи. В европейских странах продолжали строиться здания по образцу греческих храмов; входили покрои платьев и прически римских матрон; города украшались триумфальными арками, колоннами, конными статуями королей. На смену классицизму пришел романтизм, его основой послужил отход от сковывающих личность принципов долга перед государством, императором, осознание личностью своей индивидуальности и права на самовыражение. Романтизм и входящие в его состав течения сентиментализма и символизма, раскрывали богатую чувствами индивидуальность человека, меланхолическое, мечтательное, порой иррационально-мистическое отношение к миру (Байрон, Шелли, Метерлинк, Гофман и др.). Обращение к прошлому, патриархальности, средневековью приводит романтиков к идеализации жизни рыцарства (В.Скотт), поэтизации образа жизни крестьянской общины, труда, изделий его ремесла (прерафаэлиты в Англии). С конца 19 в. в изобразительном искусстве, музыке, литературе получает распространение стиль, названный импрессионизм. Его целью была передача непосредственных, сиюминутных впечатлений, что привело к поиску новых приемов, форм творчества (художники К. Моне, О. Ренуар, Э. Дега, композиторы - К. Дебюсси, М. Равель). Бурная общественная жизнь 19 в., изменила мировоззрение, рост образованности, активное участие в жизни государств рабочего класса неизбежно оказывали влияние на выбор тем и способов их отражения в искусстве. Появляется метод критического реализма (Курбе, Домье, Золя, Стендаль, Бальзак, Ибсен и др.). Институализация художественной деятельности началась с появления учреждений, целью которых было закрепление профессионального подхода к творчеству (учреждение Академий художеств, консерваторий, королевских драматических и оперных театров), принятие законов об авторском праве. В итоге художественное развитие разных европейских стран за три столетия внесло разный вклад в мировую сокровищницу. Достижения каждой страны не сводятся к именам наиболее известных деятелей искусства. При внимательном рассмотрении достигнутое в каждой области не поддается перечислению, и всегда и во все времена составляло прочную базу дальнейшего художественного развития европейских народов. Выводы: Культурно-историческое развитие в Новое время оставило в наследство следующим этапам: схему перерастания коллективных форм правления в единоличные; упроченную национальную государственность; оформленные национальные государственные языки (словарный фонд, словари, грамматики, школы, печать, художественная литература); систему сословных ограничений, как основу будущих социальных коллизий, а также сословное сознание, язык, эстетические вкусы, этикетные предписания и нравственные нормы; формирующиеся рабочий класс и класс буржуазии, с их идеалами и идеологиями, политической и социальной практикой борьбы за свои права; начало процессов революционных преобразований в обществе; институализации науки, образования, художественной практики и др. Список литературы Барг М.А. , Черняк Е.Б. Великие социальные революции XVII-XVIII вв. -М., 1990. Бродель Ф. Структуры повседневности. Возможное и невозможное. - М., 1986. Гайденко П.П. Эволюция понятия науки (ХVII-XVIII вв.): формирование научных программ нового времени. - М., 1987. Импрессионисты, их современники, их соратники. Живопись. Графика. Литература. Музыка. (Сб. статей). - М.,1976. История крестьянства в Европе. Эпоха феодализма: В 3-т. - М., 1986. Т. 3. Лилли С. Люди, машины, история. - М., 1970. Рогинская А.Е. Очерки по истории Франции ХVII-ХVIII вв. - М., 1958. Техника в ее историческом развитии. - М., 1979. Тревельян Д.М. Социальная история Англии. Обзор шести столетий. - М., 1959. Виппер Р.Ю. и др. |