Отчет по практике: Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности предприятия

Название: Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности предприятия
Раздел: Рефераты по экономике
Тип: отчет по практике

Введение

В период с 22 июня 2010 года по 22 июля 2010 года мною была пройдена практика в ООО «Ппп».

Целями данной практики являлось:

– закрепление и углубление теоретических знаний по комплексному экономическому анализу хозяйственной деятельности предприятия;

– привитие навыков самостоятельной работы по выполнению аналитических и финансовых расчётов.

Задачи пройденной практики были следующие:

– приобретение практических навыков в решении экономических задач;

– самостоятельное выполнение работ по анализу основных показателей работы организации;

– составление и защита отчёта по практике;

– углубление теоретических знаний по специальности «Менеджмент организации»;

– сбор и обработка данных для курсовых работ и диплома.


1. Общая технико-экономическая характеристика организации

1.1 История создания и развития предприятия

ООО «ППП» – это молодая и современная, динамично развивающаяся компания, идущая в ногу со временем и современными технологиями. Компания была основана 31 марта 2006 года тремя учредителями.

Основной концепцией фирмы является – поставка и дистрибьюция строительных, отделочных материалов, а также строительного оборудования и инструмента Российских и Европейских заводов производителей.

Партнерами организации являются такие компании, как «БАУЦЕНТР», «КЛОНДАЙК» сеть гипермаркетов которых уверенно развиваются и шагают по территории Калининградской области и в городах России.

ООО «Ппп» имеет большой опыт работы в области развития и продвижения товаров на современном строительном рынке.

ООО «Ппп» имеет свою строительную компанию специализирующуюся на системах гидроизоляции и большим опытом в сфере строительства. Все строительные и отделочные материалы, а также оборудование, проходят испытания на строительных площадках, после чего специалисты дают им объективную оценку и характеристики. Компания максимально ориентирована на потребности производителей и покупателей, ООО «Ппп» гарантирует профессиональное обслуживание и индивидуальный подход к каждому клиенту.

ООО «ППП» – объединяет в себе профессионалов в различных сферах деятельности, с которыми приятно иметь дело. В основном это молодые специалисты, которые зарекомендовали себя на Российском, Калининградском и Европейском рынках.

Компания «Ппп» за время своего существования участвовал в трёх выставках на тему «Строительство и ремонт», которые проходили в торгово-выставочном центре «Балтик-Экспо». В результате участия в этих выставках, компания получила в награду три диплома:

– 2007 г.: За особое внимание к вопросам маркетинга, отличное оформление экспозиции, активную и профессиональную работу на выставке;

– 2008 г.: За настойчивую пропаганду своих производственных и коммерческих возможностей, высокий профессионализм в использовании выставочных инструментов маркетинга и активную работу с посетителями;

– 2009 г.: За настойчивый поиск эффективных путей продвижения бизнеса в условиях экономического спада, грамотное представление своих производственных и коммерческих возможностей, активную работу с посетителями выставки.[1]

1.2 Организационно-правовая форма собственности предприятия

Общество с ограниченной ответственностью «Ппп»» создано и действует в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и Федеральным законом Российской Федерации «Об обществах с ограниченной ответственностью»

Общество является юридическим лицом и строит свою деятельность на основании настоящего Устава и действующего законодательства Российской Федерации. Срок деятельности общества не ограничен.

Полное фирменное наименование Общества в русской транскрипции: Общество с ограниченной ответственностью «Ппп», сокращённое наименование в русской транскрипции ООО «Ппп». Общество имеет равнозначное наименование в английской транскрипции: «SilexLTD».

Общество является коммерческой организацией. Общество вправе в установленном порядке открывать банковские счета на территории Российской Федерации и за её пределами. Общество имеет круглую печать, содержащую его полное фирменное наименование на русском языке и указание на его место нахождения. Общество имеет штампы и бланки со своим наименованием, собственную эмблему и другие средства визуальной идентификации.

Целями деятельности Общества являются расширение рынка товаров и услуг, извлечение прибыли, а также:

1) содействие наиболее полному удовлетворению потребностей народного хозяйства в промышленных товарах и товарах народного потребления;

2) изучение и удовлетворение спроса населения в товарах и услугах.

Общество вправе осуществлять любые виды деятельности, не запрещённые законом. Виды деятельности общества осуществляются в соответствии с действующим законодательством РФ. Отдельными видами деятельности, перечень которых определяется специальными федеральными законами, общество может заниматься только при получении специального разрешения (лицензии).

Общество осуществляет внешнеэкономическую деятельность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

Для достижения целей своей деятельности Общество может приобретать права, нести обязанности, осуществлять любые действия, которые не будут противоречить действующему законодательству и настоящему Уставу.

Общество осуществляет свою деятельность на основании любых, за исключением запрещённых законодательством, операций, в том числе путём:

– проведения работ и оказания услуг по заказам юридических лиц и граждан как в России, так и за рубежом на основании заключённых договоров или в инициативном порядке на условиях, определяемых договорённостью сторон;

– поставок продукции, выполнения работ, оказания услуг в кредит, оказания финансовой или иной помощи на условиях, определённых договорённостью сторон;

– участия в деятельности других юридических лиц путём приобретения их акций, внесения паевых взносов;

– образования новых юридических лиц совместно с иностранными и российскими юридическими лицами и гражданами в соответствии с действующим законодательством;

– осуществления совместной деятельности с другими юридическими лицами для достижения общих целей.[2]

1.3 Характеристика рынков, на которых фирма реализует свой товар

Тип рынка . ООО «Ппп» представляет на российском рынке отделочные материалы и сантехническое оборудование в низшей и средней ценовой категориях. Его товары являются наиболее ликвидными, а высокий спрос на предлагаемую продукцию не привязан к сезонности. Ассортимент насчитывает более 3 000 товаров, география поставщиков насчитывает 5 стран. Более 800 компаний, которые являются клиентами ООО «Ппп», убедились в том, что предлагаемые товары имеют высокий спрос и низкую конкуренцию, а ценовая политика компании способствует скорому развитию бизнеса и устойчивому росту прибыльности компании. Уникальность сотрудничества с фирмой основывается на эксклюзивных условиях поставки товаров, гибкой системе товарного кредитования, которая не имеет аналогов на рынке. ООО «Ппп» – офис и склад в одном месте.

Доля фирмы на рынке . Руководство компании использует способ выявления занимаемой доли рынка, согласно которому определяется соотношение между объемом продаж товаров компании и объемом продаж товаров, продающихся в данной товарной категории другими крупными фирмами, действующими на данном рынке.

В розничном направлении рынка отделочных материалов продолжает доминировать и активно развиваться формат гипермаркетов и супермаркетов. Представляется, что на гипермаркеты (вообще на магазины крупных форматов) приходится 50–60% объема продаж, и около 30% рынка занимает так называемая «базарная торговля».

Что же касается данной фирмы, то по объёму продаж она стоит за такими гипермаркетами, как Бауцентр, Клондайк, Мастер. По с равнению с такими «гигантами» объём продаж данной фирмы можно считать небольшим, однако здесь весь упор делается на эксклюзивность товара. Аналогов товара, продаваемого данной организацией невозможно встретить в других магазинах города и области. Однако фирма налаживает тесное сотрудничество с крупными гипермаркетами Калининграда, предлагая свой товар на продажу на их торговых площадях. Таким образом можно отметить, что по количеству продаваемого товара компания занимает весьма небольшую долю рынка, однако продавая товары эксклюзивного характера компания намерена расширять географию своей деятельности и увеличивать объёмы продаж.

Какую роль играет фирма на данном рынке . На рынке эксклюзивных отделочных и строительных материалов компания играет роль ценового лидера. На данном этапе экономической деятельности у данной компании не так много конкурентов, так как она сотрудничает на очень выгодных условиях с поставщиками эксклюзивных товаров с различных стран. Такое положение компании обусловлено необходимостью потребителей (в данном случае основным потребителем является население Калининграда) получать качественные строительные материалы для строительства и реконструкции особо важных и ответственных городских объектов таких как спортивные, жилые комплексы, мосты и т.д.[3]


1.4 Методы изучения спроса, практикуемые фирмой

Спрос покупателей формируется под влиянием различных факторов. На характер и структуру покупательского спроса влияют экономика района, климатические условия, покупательная способность, культурный уровень населения, а также его профессиональный и национальный состав. Важным фактором, оказывающим большое влияние на формирование спроса, является мода.

Резкие изменения, происходящие в формировании спроса, задачи правильного построения ассортимента товаров в магазине, обеспечения бесперебойного снабжения покупателей требуют от работников ООО «Ппп» повседевного, внимательного и тщательного изучения покупательского спроса. Самая ответственная роль в этом вопросе принадлежит главному Центру продаж «Смайл». Изучение спроса организуется менеджером отдела продаж и осуществляется повседневно под его руководством продавцами.

В Центрах продаж применяются разнообразные методы изучения покупательского спроса:

1. Учет неудовлетворенного спроса;

2. Учет замечаний и пожеланий покупателей по ассортименту и качеству товаров, имеющихся в продаже;

3. Определение объемов продажи товаров и анализ товарных остатков;

4. Организация выставок-продаж и выставок-просмотров.

Учет неудовлетворенного спроса. Одним из действенных методов изучения запросов покупателей является учет неудовлетворенного спроса, т.е. учет спроса на те товары, которых не было в продаже.

Для этой цели менеджеры компании применяют различные методы учёта. Так, продавцы на протяжении рабочего дня записывают в свои блокноты наименование и частоту спроса товаров, не имеющихся в продаже.

В конце рабочего дня продавцы информируют менеджера отдела или директора магазина о результатах своих наблюдений, которые потом обобщаются и анализируются.

Также на торговых точках применяются контрольные листки, которые лежат на видном месте в торговом зале. Покупатель, не найдя в магазине интересующий его товар, записывает об этом в листке спроса, одновременно указывая свой домашний адрес или телефон. Заполненный листок опускается в ящик. О поступлении отсутствующих товаров в продажу покупателю сообщается письменно или по телефону.

Замечания и пожелания покупателей по качеству продаваемых товаров продавцы записывают в свои блокноты и докладывают о них директору или заведующему отделом магазина в конце рабочего дня.

Директор магазина группирует записи по видам товаров и содержанию замечаний, анализирует и сопоставляет их с предыдущими записями, определяет их типичность и актуальность. Результаты наблюдений продавцов и отдельные наиболее важные замечания, высказанные покупателями о том или ином товаре, директор должен записывает в «Журнал учета замечаний покупателей». Все отмеченные в журнале замечания сообщаются поставщикам товара для принятия соответствующих мер.

Определение объема продажи товаров . Для правильного учета реализованного спроса большое значение имеет определение объема продажи товаров по видам. Для этой цели руководство компании периодически учитывает количество проданных товаров при помощи специального паспорта, в котором указываются: наименование товара, артикул, цена, поставщик, характеристика товара, а также остаток на начало изучаемого периода, приход, остаток на конец периода и количество реализованного товара.

Организация выставок-продаж . Выставки-продажи обеспечивают высокую культуру обслуживания населения. Наличие в продаже широкого ассортимента товаров дает возможность полнее удовлетворить спрос населения, повысить производительность труда продавцов, а также значительно увеличить товарооборот магазина. Выставки-продажи являются эффективным рекламным мероприятием.

Выставки-продажи в основном проводятся в торгово-выстовачном ценре «Балтик-экспо», где возможно представить более широкий ассортимент товаров. Каждая выставка-продажа тщательно подготовляется, в ее организации принимают активное участие поставщики представленных на выставке товаров. О времени и месте проведения выставки-продажи покупателей широко информируют по радио, через газету, путем вложения в покупки пригласительных билетов, а также развешивания на видных местах красочных плакатов и объявлений. Наряду с действующим ассортиментом, представленным на выставке-продаже, оборудуется специальный стенд новых товаров и товаров, намеченных к выпуску. Если участвует несколько поставщиков, выставляются товары каждого поставщика в отдельности.

Итоговой и обобщающей работой по изучению спроса покупателей является составление директором магазина конъюнкттурного месячного и квартального обзора.

В нём дается анализ выполнения плана товарооборота, перечень товаров, отсутствующих в продаже, и товаров, на которые спрос удовлетворяется неполностью; приводятся замечания и предложения покупателей по качеству, оформлению, фасону, упаковке изделий, имеющихся в продаже.

Если изучение спроса проводилось по определенным товарам, то указывается также объем проданных товаров и дается подробная характеристика изменения спроса на них. В конъюнктурных обзорах отражается также спрос населения на одноименные товары, различных поставщиков и отзывы покупателей о товарах-новинках, поступивших в продажу за истекший период.[4]

1.5 Общая характеристика маркетинговой политики фирмы

Как известно маркетинговая политика предприятия включает в себя товарную, ценовую, сбытовую политику, а также политику продвижения товара на рынке. Именно по такой схеме будет изложена политика предприятия: от выбора товара, определения его цены, различных методов сбыта до конечного этапа – продвижения товара, этапа на котором наращивается прибыль предприятия от продажи товара.[5]

Товарная политика фирмы . Маркетинг целиком и полностью зависит от потребителя, от его потребностей и запросов, поэтому ООО «Ппп» просто вынужден изменять свою товарную стратегию, продавая новые и качественно отличающиеся товары. Примером может служить Однокомпонентные полиуретановые герметики EMFI, Гидроизоляция HYPERDESMO, очистка и защита поверхности GUARD INDUSTRIE и т.д. Конечно, руководитель рискует, начиная исследования нового товара, так как не знает, окупятся ли его затраты. На такой случай и существует служба маркетинга, которая помогает директору снизить риск до минимума, предлагая правила для создания нового товара и, таким образом, повышая прибыль и эффективность предприятия.

– Ценовая политика фирмы . Цена – это единственный элемент комплекса маркетинга, который способствует накоплению денежно-финансовых ресурсов (а, следовательно, и всех иных). Вся иная деятельность в рамках маркетинга, включая исследование рынка, рекламу, перемещение товаров, является затратной и осуществляется с расчетом на получение прибыли от вложенных средств. Под ценовой политикой фирмы понимается система представлений, концептуальных положений о том, какие принципы должны составлять основу ценообразования и как маневрировать ценами для достижения определенных целей фирмы.

Ценовая политика ООО «Ппп» предполагает необходимость установления исходной (базовой) цены на свои товары, которую фирма обоснованно варьирует при работе с посредниками и покупателями. Общая схема определения такой цепи такова: 1) формулируются задачи ценообразования; 2) определяется спрос; 3) оцениваются издержки; 4) анализируются цены и товары конкурентов; 5) выбирается метод ценообразования; 6) устанавливается базовая цена. В последующем, при работе на рынке с различными и меняющимися условиями, руководством разрабатывается система ценовой модификации.

Сбытовая политика фирмы . На сбыт постоянно воздействуют маркетинговые факторы, которые могут быть управляемыми и неуправляемыми (например, цена, ассортимент, каналы сбыта, персонал, потребители, конкуренты, экономические, политические и социальные элементы внешней среды).

С 2008 по 2009 год на фирме наблюдается увеличение объёма реализации товаров. Увеличение доходности (рентабельности) продаж может быть обусловлено двумя основными причинами:

– правильной ценовой политикой;

– уменьшением (неперерасходом) затрат.

Правильно выбранная ценовая политика ведет к пропорциональному увеличению себестоимости по отношению к продажным ценам.[6]


Таблица 1. Динамика объема реализации продукции за 2008–2009 г.[7]

Наименование продукции Объем реализации, тыс. руб. Отклонение
2008 г. 2009 г. Абсолютное, тыс. руб. Относительное, %
Гидроизоляция 216 337 121 56,0
Декоративные штукатурки 225 375 150 66,7
Лакокрасочные материалы 235 385 150 63,8
Ревизионные люки 209 276 67 32,1
Крепёжные системы 207 293 86 41,5
Строительный и малярный инструмент 236 386 150 63,6
Очистка и защита поверхности GUARD INDUSTRIE 207 321 114 55,1
Пропитки для бетона 210 355 145 69,0
Прочее 205 312 107 52,2
Итого 1950 3040 1090 55,9

Как показывают данные таблицы 1, в отчётном периоде по сравнению с базисным периодом, наблюдается увеличение реализации продукции в среднем на 55,9%. Это увеличение произошло из-за увеличения сбыта продукции. Так, реализация Пропитки для бетона увеличилась на 69,0%, Декоративной штукатурки увеличилась на 66,7% и т.д. Эту тенденцию следует оценивать положительно, т. к. в результате этих изменений увеличивается доход и прибыль предприятия.

1.6 Организационная структура предприятия

Система управления на предприятии имеет линейную структуру. Это наиболее распространенный тип иерархической структуры. Многоуровневая иерархическая система управления, в которой вышестоящий руководитель осуществляет единоличное руководство подчиненными ему нижестоящими руководителями, а нижестоящие руководители подчиняются только одному лицу – своему непосредственному вышестоящему руководителю. По такому принципу формируется иерархия служб, пронизывающая всю организацию до самого низа.

Преимущества линейной структуры:

– четкая система взаимных связей функций и подразделений;

– четкая система единоначалия – один руководитель сосредотачивает в своих руках руководство всей совокупностью процессов, имеющих общую цель;

– ясно выраженная ответственность;

– быстрая реакция исполнительных подразделений на прямые указания вышестоящих.

Недостатки линейной структуры:

– отсутствие звеньев, занимающихся вопросами стратегического планирования; в работе руководителей практически всех уровней оперативные проблемы («текучка») доминирует над стратегическими;

– тенденция к волоките и перекладыванию ответственности при решении проблем, требующих участия нескольких подразделений;

– критерии эффективности и качества работы подразделений и организации в целом – разные;

– большое число «этажей управления» между работниками, выпускающими продукцию, и лицом, принимающим решение; перегрузка управленцев верхнего уровня; повышенная зависимость результатов работы организации от квалификации, личных и деловых качеств высших управленцев. [8]

Вывод: Подобная структура может широко использоваться и в современных условиях, но требует применения современных методов организации работы компании в целом. Линейная структура управления проста, ее легко понять. Ясно очерченные права и обязанности всех ее участников создают условия для оперативного принятия решений.

По мере роста фирмы, усложнения технологии, расширения номенклатуры выпускаемых изделий возникает необходимость в создании в структуре компании дополнительных функциональных подразделений, решающих общие и функциональные задачи.

2. Анализ финансово-экономического состояния ООО «Ппп» (индивидуальное задание)

2.1 Основные финансово-экономические показатели деятельности предприятия

Основные финансово-экономическиепоказатели деятельности предприятия даны в таблицах: за 2008 г. – в таблице 2.1, за 2009 г. – в таблице 2.2.

Таблица 2.1 Основные финансово-экономические показатели деятельности предприятия за 2008 г.

Показатели Предыдущий год Отчетный год Абс. откл. Темп роста, %
1. Выручка от реализации продукции (услуг), тыс. руб. 7388 42348 +34960 573
2. Среднесписочная численность работающих, чел. 4 5 +1 125
3. Среднегодовая выработка 1 работающего, тыс. руб. 1847 8469,6 +6622,6 459
4. Фонд оплаты труда, тыс. руб. 146 237 +91 162
5. Среднегодовой уровень оплаты труда, тыс. руб. 36,5 47,4 +10,9 130
6. Стоимость ОПФ на конец года, тыс. руб. 17 15 -2 88
7. Себестоимость продукции (услуг), тыс. руб. 7346 40400 +33054 550
8. Фондоотдача, руб./руб. 434,6 2823,2 +2386,6 650
9. Фондоемкость, руб./руб. - - - -
10. Затраты на 1 руб. реализованной продукции, руб. 0,99 0,95 -0,04 96
11. Прибыль от продаж, тыс. руб. 42 1950 +1908 464
12. Рентабельность: продукции, % 0,57 4,83 +4,26 -
продаж, % 0,57 4,6 +4,03 -

Таблица 2.2. Основные финансово-экономические показатели деятельности предприятия за 2009 г.

Показатели Предыдущий год Отчетный год Абс. откл. Темп роста, %
1. Выручка от реализации продукции (услуг), тыс. руб. 42348 49967 +7619 118
2. Среднесписочная численность работающих, чел. 5 5 0 100
3. Среднегодовая выработка 1 работающего, тыс. руб. 8469,6 9993,4 +1523,8 118
4. Фонд оплаты труда, тыс. руб. 237 383 +146 162
5. Среднегодовой уровень оплаты труда, тыс. руб. 47,4 76,6 +29,2 162
6. Стоимость ОПФ на конец года, тыс. руб. 15 12 -3 80
7. Себестоимость продукции (услуг), тыс. руб. 40400 46927 +6527 116
8. Фондоотдача, руб./руб. 2823,2 4164 +1340,8 147
9. Фондоемкость, руб./руб. - - - -
10. Затраты на 1 руб. реализованной продукции, руб. 0,95 0,93 -0,02 98
11. Прибыль от продаж, тыс. руб. 1950 3040 +1090 156
12. Рентабельность: продукции, % 4,83 6,5 +1,67 -
продаж, % 4,6 6,1 +1,5 -

Мы можем увидеть из таблиц, что стоимость основных производственных фондов небольшая и в течение двух лет она уменьшается. Скорее всего, фонды состоят из компьютеров и оргтехники, а стоимость их уменьшается за счет амортизации. К концу 2008 года выручка ООО «Ппп» увеличилась почти в 6 раз, видимо фирма – покупатель значительно расширила свою деятельность. К концу 2009 года выручка также увеличивается, но незначительно всего на 18%. Увеличивается среднегодовой уровень оплаты труда в 2008 году на 30%, в 2009 году на 62%. Также растет себестоимость продукции и ее прибыль. Показатели рентабельности – невысокие, но, тем не менее, они тоже растут.

2.2 Вертикальный и горизонтальный анализ бухгалтерского баланса

Горизонтальный анализ бухгалтерского баланса

Горизонтальный анализ заключается в построении одной или нескольких аналитических таблиц, в которых абсолютные показатели дополняются относительными темпами роста (снижения). Ценность результатов горизонтального анализа существенно снижается в условиях инфляции, но эти данные можно использовать при межхозяйственных сравнениях.

Целью горизонтального анализа является определение абсолютных и относительных изменений величин различных статей баланса за определенный период.[9]

Горизонтальный анализ бухгалтерского баланса представлен в таблице 2.2.

Таблица 2.2. Горизонтальный анализ бухгалтерского баланса

АКТИВ 2008 год 2009 год
на нач. года на кон. года абс. откл. темп р., % на нач. года на кон. года абс. откл. темп р., %
I. ВНЕОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ
Основные средства 17,1 14,9 -2,2 87,1 14,9 12,2 -2,7 81,9
II. ОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ
Запасы 1412,5 1414,4 1,9 100,1 1414,4 1168,4 -246 82,6
в том числе:
затраты в незавершенном производстве
(издержки обращения)
171,7 39 -132,7 22,7 39 31,6 -7,4 81,0
готовая продукция и товары для перепродажи

1240,8

1375,4

134,6

110,8

1375,4

1136,8

-238,6

82,7

дебит. задолженность (платежи в теч. 12 мес. после отчет. даты) 6702,6 8602,2 1899,6 128,3 8602,2 17482,8 8880,6 203,2
денежные средства 1,4 805,9 804,5 57564,3 805,9 102,3 -703,6 12,7
ИТОГО по разделу II: 8116,5 10822,5 2706 133,3 10822,5 18753,5 7931 173,3
БАЛАНС 8133,6 10837,4 2703,8 133,2 10837,4 18765,7 7928,3 173,2
ПАССИВ
III. КАПИТАЛ И РЕЗЕРВЫ
Уставный капитал 20 20 0 100,0 20 20 0 100
Нераспред. прибыль 54,5 861,8 807,3 1581,3 861,8 2882,4 2020,6 334,5
ИТОГО по разделу III: 74,5 881,8 807,3 1183,6 881,8 2902,4 2020,6 329,1
V. КРАТКОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА
займы и кредиты 6327,1 1931,2 -4395,9 30,5 1931,2 3575,2 1644 185,1
кредит. задолженность 1732 8024,3 6292,3 463,3 8024,3 12288,1 4263,8 153,1
в том числе:
поставщики и подрядчики 1702,9 8017,5 6314,6 470,8 8017,5 12107,4 4089,9 151,0
задолж. перед персоналом по оплате труда 24 5,2 -18,8 21,7 5,2 83,5 78,3 1605,8
задолж. перед гос. внебюджетными фондами 5,1 1,6 -3,5 31,4 1,6 - -1,6
задолж. по налогам и сборам - - - - - 97,2 97,2
ИТОГО по разделу V: 8059,1 9955,5 1896,4 123,5 9955,5 15863,3 5907,8 159,3
БАЛАНС 8133,6 10837,3 2703,7 133,2 10837,3 18765,7 7928,4 173,2

На рассматриваемом предприятии валюта баланса за 2008 год увеличилась на 33,2%, а за 2009 год на 73,3%. Рассмотрим более подробно изменения, которые произошли в значениях статей баланса.

АКТИВ : Величина внеоборотных активов уменьшилась в 2008 г. на 12,9%, в 2009 г. на 18,1% за счет уменьшения основных средств.

Количество оборотных активов увеличилось в 2008 г. на 33,3%, а в 2009 г. – на 73,3%.

Рассмотрим, за счет чего увеличился объем оборотных активов в 2008 году. Мы видим, что стоимость запасов практически не изменилась (сократились издержки обращения, но увеличились товары для перепродажи), увеличилась почти на 30% дебиторская задолженность и значительно увеличились денежные средства.

В 2009 году картина меняется. Почти на 20% уменьшаются запасы (как за счет издержек, так и за счет товаров), значительно сокращаются денежные средства, но практически в 2 раза возрастает дебиторская задолженность.

ПАССИВ: В 2008 и в 2009 годах увеличение пассива происходит как за счет роста собственного, так и за счет роста заемного капитала. Но в 2008 году темп роста собственного капитала значительно выше. Мы видим, что рост собственного капитала происходит за счет увеличения нераспределенной прибыли. Рост заемного капитала в 2008 году происходит за счет краткосрочной кредиторской задолженности (большую часть которой составляет задолженность поставщиков и подрядчиков), а краткосрочные займы и кредиты – сокращаются. В 2009 году растут и займы и кредиторская задолженность, причем темп роста займов и кредитов выше кредиторской задолженности.

Вертикальный анализ бухгалтерского баланса

Вертикальный анализ показывает структуру средств предприятия и их источники. Он применяется к исходному балансу, к трансформированному, либо к модифицированному (укрупненному по статьям). При проведении вертикального анализа расчет ведется в условных единицах, то есть Итог баланса на начало (на конец) года принимается за 100 ед. и все статьи Актива (Пассива) пересчитывается с учетом доли процентов в общей сумме. Вертикальный анализ позволяет не учитывать инфляцию, а анализировать лишь структуру баланса.[10]

Вертикальный анализ бухгалтерского баланса представлен в таблице 2.2

Таблица 2.2 Вертикальный анализ бухгалтерского баланса

АКТИВ Данные баланса на конец года Структура баланса, в% Изменения
2007 2008 2009 2007 2008 2009 за 2008 г. за 2009 г.
I. ВНЕОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ
Основные средства 17,1 14,9 12,2 0,21 0,14 0,07 -0,07 -0,07
II. ОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ
Запасы 1412,5 1414,4 1168,4 17,37 13,05 6,23 -4,32 -6,82
в том числе:
затраты в незавершенном производстве (издержки обращения) 171,7 39 31,6 2,11 0,36 0,17 -1,75 -0,19
готовая продукция и товары для перепродажи 1240,8 1375,4 1136,8 15,26 12,69 6,06 -2,56 -6,63
дебит. задолженность (платежи в теч. 12 мес. после отчет. даты) 6702,6 8602,2 17482,8 82,41 79,38 93,16 -3,03 13,79
денежные средства 1,4 805,9 102,3 0,02 7,44 0,55 7,42 -6,89
ИТОГО по разделу II: 8116,5 10822,5 18753,5 99,79 99,86 99,93 0,07 0,07
БАЛАНС 8133,6 10837,4 18765,7 100 100 100
ПАССИВ
III. КАПИТАЛ И РЕЗЕРВЫ
Уставный капитал 20 20 20 0,25 0,18 0,11 -0,06 -0,08
Нераспределенная прибыль 54,5 861,8 2882,4 0,67 7,95 15,36 7,28 7,41
ИТОГО по разделу III: 74,5 881,8 2902,4 0,92 8,14 15,47 7,22 7,33
V. КРАТКОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА
займы и кредиты 6327,1 1931,2 3575,2 77,79 17,82 19,05 -59,97 1,23
кредит. задолженность 1732 8024,3 12288,1 21,29 74,04 65,48 52,75 -8,56
в том числе:
поставщики и подрядчики 1702,9 8017,5 12107,4 20,94 73,98 64,52 53,04 -9,46
задолж. перед персоналом по оплате труда 24 5,2 83,5 0,30 0,05 0,44 -0,25 0,40
задолж. перед гос. внебюджетными фондами 5,1 1,6 - 0,06 0,01 - -0,05 -0,01
задолж. по налогам и сборам - - 97,2 - - 0,52 0,00 0,52
ИТОГО по разделу V: 8059,1 9955,5 15863,3 99,08 91,86 84,53 -7,22 -7,33
БАЛАНС 8133,6 10837,3 18765,7 100 100 100

На основе проведенного вертикального анализа бухгалтерского баланса можно сделать следующие выводы .

В структуре АКТИВА основную часть валюты баланса составляют оборотные активы. Доля запасов уменьшилась к концу 2008 года на 4,3%, а к 2009 г. еще на 6,8%. Это произошло за счет того, что уменьшились и издержки обращения и товары для перепродаж. За два года доля издержек снизилась от 2,11% до 0,17% от общей валюты баланса. Доля товаров тоже снизилась с 15,26% до 6,06%. Доля денежных средств менялась за два года: за 2008 г. – увеличилась на 7,42%, а за 2009 г. – уменьшилась на 6,89%. Также существенно меняется доля дебиторской задолженности (платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев). Если за 2004 г. она снизилась на 3,03%, то за 2009 г. – выросла почти на 14%.

За счет этих изменений часть оборотных активов в общей сумме баланса меняется незначительно (с 99,79% до 99,93%).

Внеоборотные активы к концу 2009 г. занимают немного меньшую часть в валюте баланса, чем в начале 2008 г. Причиной этому послужило снижение доли основных средств (с 0,21% до 0,07%), как мы уже предполагали за счет амортизации.

Структура ПАССИВА баланса также претерпела значительные изменения. Доля собственного капитала, которая составляла около 1% на начало 2008 г., к концу 2009 г. выросла до 15,5%. А именно нераспределенная прибыль стала занимать более весомую часть в валюте баланса (изменилась с 0,67% до 15,36% за 2 года).

В результате увеличения процентной части капитала и резервов, доля краткосрочных пассивов, естественно уменьшилась. Поскольку из краткосрочных пассивов на исследуемом предприятии имеются только займы и кредиты, а также разные виды кредиторской задолженности, мы и будем их рассматривать:

– доля задолженности поставщикам и подрядчикам увеличилась за 2008 г. на 53%, зато за 2009 г. – уменьшилась почти на 10%

– задолженность перед персоналом по оплате труда и перед государственными внебюджетными фондами составляют небольшую долю валюты баланса и терпят незначительные изменения

– к концу 2009 г. появляется задолженность по налогам и сборам, она составляет 0,5% от общего баланса

– а вот доля краткосрочных займов и кредитов за 2008 г. выросла на 52,75% и за 2005 г. снизилась всего на 1,23%.

2.3 Анализ прибыли и рентабельности предприятия

Анализ состава и динамики прибыли

Финансовые результаты деятельности предприятия характеризуются суммой полученной прибыли и уровнем рентабельности. Чем больше величина прибыли и выше уровень рентабельности, тем эффективнее функционирует предприятие, тем устойчивее его финансовое состояние. поэтому поиск резервов увеличения прибыли и рентабельности – одна из основных задач в любой сфере бизнеса. Большое значение в процессе управления финансовыми результатами отводится экономическому анализу.

Таблица 3.1 – Анализ динамики и состава прибыли на конец 2008 г.

Показатель Базовый период Отчетный период Темп роста
сумма, Доля, сумма, Доля, прибыли,
тыс. руб. % тыс. руб. % %
Прибыль от реализации прдукции, услуг до выплаты процентов и налогов 1950 183 3040 114 156
Процентные доходы от инвестиционной деятельности - - - - -
Сальдо прочих операционных доходов и расходов -887 -83 - - -
Сальдо внереализационных доходов и расходов - - -381 -114 -
Общая сумма брутто – прибыли 1063 100 2659 100 250
Проценты к уплате за использование заемных средств - - - - -
Прибыль отчетного периода после уплаты процентов 1063 100 2659 100 250
Налоги из прибыли 255 24 638 24 250
Экономические санкции по платежам в бюджет - - - - -
Чистая прибыль 808 76 2021 76 250
Втом числе: нераспределенная (капитализированная) прибыль 808 76 2021 76 250

Как показывают данные таблицы 3.1, общая сумма брутто – прибыли за исследуемый период увеличилась в 46 раз. Причем прибыль от реализации товарной продукции составляет гораздо большую сумму (на 83%), которая уменьшается на эти 83% за счет операционных расходов. Также из таблицы 4.1 можно увидеть, что за 2008 год прибыль предприятия значительно увеличилась.

В 2008 году картина несколько меняется (таблица 3.2):

Сумма брутто – прибыли увеличилась на 150%, так же как и чистая прибыль. К концу 2009 года, исчезают операционные расходы, но появляются Внереализационные, которые уменьшают прибыль от реализации на 14%.


Таблица 3.2 – Анализ динамики и состава прибыли на конец 2009 г.

Показатель Базовый период Отчетный период Темп роста
сумма, Доля, сумма, Доля, прибыли,
тыс. руб. % тыс. руб. % %
Прибыль от реализации прдукции, услуг до выплаты процентов и налогов 1950 183 3040 114 156
Процентные доходы от инвестиционной деятельности - - - - -
Сальдо прочих операционных доходов и расходов -887 -83 - - -
Сальдо внереализационных доходов и расходов - - -381 -114 -
Общая сумма брутто – прибыли 1063 100 2659 100 250
Проценты к уплате за использование заемных средств - - - - -
Прибыль отчетного периода после уплаты процентов 1063 100 2659 100 250
Налоги из прибыли 255 24 638 24 250
Экономические санкции по платежам в бюджет - - - - -
Чистая прибыль 808 76 2021 76 250
В том числе: нераспределенная (капитализированная) прибыль 808 76 2021 76 250

Анализ рентабельности предприятия

Рентабельность – это относительный показатель, определяющий доходность бизнеса. Показатели рентабельности характеризуют эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности (производственной, коммерческой, инвестиционной и т.д.азатели рентабельности характеризуют эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности). Они более полно, чем прибыль, характеризуют окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными или потребленными ресурсами. Эти показатели используют для оценки деятельности предприятия и как инструмент в инвестиционной политике и ценообразовании.

Для анализа рассчитаем некоторые показатели рентабельности и поместим их в таблицу 3.3

,(11)

(12)

(13)

(14)

Таблица 3.3 Показатели рентабельности

Показатель 2008 год 2009 год
нач. года конец года Абс. откл. нач. года конец года Абс. откл.
в тыс. рублях в тыс. рублях
Прибыль от реализации прдукции, услуг 42 1950 1908 1950 3040 1090
Выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг 7388 42348 34960 42348 49967 7619
Полная себестоимость 7346 40398 33052 40398 46927 6529
Чистая прибыль 18 807 789 807 2021 1214
Собственный капитал 74 882 808 882 2902 2020
Стоимость активов 8134 10837 2703 10837 18766 7929
Рентабельность продукции 0,57 4,83 4,26 4,83 6,48 1,65
Рентабельность продаж 0,57 4,60 4,04 4,60 6,08 1,48
Рентабельность активов 0,22 7,45 7,23 7,45 10,77 3,32
Рентабельность собственного капитала 24,32 91,50 67,17 91,50 69,64 -21,85

Рентабельность продукции показывает, сколько предприятие имеет прибыли с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции. На данном предприятии рентабельность продукции невысокая. На начало 2008 года всего 0,57%: значит прибыль с одного рубля затрат меньше одной копейки. К концу 2009 года она увеличивается и составляет уже почти 5 копеек на 1 рубль затрат, а к концу 2009 года – 6,5 копеек.

Рентабельность продаж характеризует эффективность производственной и коммерческой деятельности, показывает сколько прибыли предприятие имеет с рубля продаж. По данным таблицы видно, что рентабельность продаж также невысока и ее показатели очень близки к показателям рентабельности продукции. Растут они примерно пропорционально.

Рентабельность активов увеличивается более значимо, если на начало 2008 года она составляла всего 0,22%, то к концу 2009 года – 10,77%. Значит на конец отчетного периода на 1 рубль активов предприятия приходится почти 11 копеек чистой прибыли.

Рентабельность собственного капитала ведет себя неоднозначно: в 2008 году она увеличивается за год на 67%, а в 2009 – уменьшается почти на 22%.

Вывод: Анализ финансово-экономического состояния предприятия показал, что в течение отчетного периода наблюдается перераспределение средств между различными статьями баланса. Увеличивается дебиторские и кредиторские задолженности. Незначительно меняются запасы, но при этом сократилась величина основных средств фирмы. Увеличивается количество собственных средств, что оказывает благоприятное влияние на финансовую устойчивость компании. Общая сумма валюты баланса за два отчетных года растет.

Из расчета показателей финансового положения фирмы видно, что низкие в начале отчетного периода значения финансовой независимости к концу 2008 года становятся немного лучше. Доля заемных средств в валюте баланса на начало 2007 года примерно в 99 раз больше доли собственных средств, а к концу 2008 года их соотношение составляет уже 16:84. Следовательно, данное предприятие находится в состоянии финансовой неустойчивости и зависимости от кредиторов, но еще не все потеряно и возможно, при дальнейшей положительной динамике все войдет в норму.

Предприятию необходимо придерживаться курса увеличения собственного капитала и вложению его в оборотные активы. Нужно стремиться уменьшить краткосрочные кредиты, поскольку необходимо как можно раньше создать платежеспособное предприятие, которое было бы финансово устойчивым. Пока что таковым его назвать нельзя, т. к. краткосрочные заемные средства все еще превышают собственный капитал.

Несмотря на увеличение баланса, стоит более активно вести себя на рынке, т. к. оборачиваемость капитала велика, и поэтому, взяв долгосрочный кредит, вложить его в оборотные средства добиться более весомой прибыли.


Заключение

В заключении можно сделать вывод, что ООО «Ппп» продолжает развиваться, превращаясь в стабильную и эффективную организацию, способную конкурировать на Калининградском и Российском рынках в области продажи строительных и отделочных материалов, а также производства строительных работ,ориентированную на требования клиентов и высокое качество продукции.За все время работы торговое предприятие ООО «Ппп» зарекомендовало себя как надежный партнер, стабильная в финансовомотношении фирма.

В условиях современного бизнеса конкурентоспособность любого предприятия, вне зависимости от его размеров, зависит в первую очередь от качества его продукции и соизмеримости ее цены с предлагаемым качеством. Высокое качество продукции, удовлетворяющее ожиданиям потребителя, является важным фактором принятия решений в пользу покупки именно данного товара или услуги.

Список использованных источников

1. http://ru.wikipedia.org/wiki/Файл: Supply-and-demand.svg;

2. http://www.elitarium.ru/2009/06/01/analiz_prodazh.html;

3. http://corpsite.ru/Encyclopedia/Consulting/Structure/Linear.aspx;

4. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия. М. – 2007;

5. Афанасьев М.П. «Маркетинг: стратегия и практика фирмы»; М. 2005;

6. Интервью с Генеральным директором ООО «Ппп»;

7. Ковалев В.В. Финансовый анализ: Управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчетности. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2000.

8. Собственные наблюдение за время прохождения производственной практики;

9. Современный маркетинг, В.Е. Хруцкой, И.В. Корнеева и др. – М: Финансы и статистика, 2005;

10. Т.Г. Вакуленко, Л.Ф. Фомина «Анализ бухгалтерской (финансовой) отчетности для принятия управленческих решений» – СПб.: «Издательский дом Герда», 2001;

11. Управление персоналом/под ред. Т.Ю. Базарова, 2001;

12. Устав ООО «Ппп»;


[1] Интервью с Генеральным директором ООО «Ппп»;

[2] Устав ООО «Ппп»

[3] Интервью с Генеральным директором ООО «Ппп»

[4] Собственные маркетинговые исследования, проводимые за время прохождения производственной практики

[5] Современный маркетинг, В.Е. Хруцкой, И.В. Корнеева и др. – М: Финансы и статистика, 2005;

[6] http://www.elitarium.ru/2009/06/01/analiz_prodazh.html

[7] Собственны маркетинговые исследования, проводимые за время прохождения производственной практики

[8] http://corpsite.ru/Encyclopedia/Consulting/Structure/Linear.aspx

[9] Т.Г. Вакуленко, Л.Ф. Фомина «Анализ бухгалтерской (финансовой) отчетности для принятия управленческих решений» - СПб.: «Издательский дом Герда», 2001

[10] Т.Г. Вакуленко, Л.Ф. Фомина «Анализ бухгалтерской (финансовой) отчетности для принятия управленческих решений» - СПб.: «Издательский дом Герда», 2001