Курсовая работа: Особенности политического сознания современной студенческой молодёжи
Название: Особенности политического сознания современной студенческой молодёжи Раздел: Рефераты по социологии Тип: курсовая работа |
Содержание
Введение Глава 1. Политическое сознание и особенности его формирования 1.1. Понятие, структура, виды политического сознания 1.2. Формирование политического сознания Глава 2. Особенности политического сознания современной студенческой молодёжи 2.1. Студенческая молодёжь как социально-демографическая категория 2.2. Особенности политического сознания современного студенчества Заключение Список литературы Введение
Изучение социологическими методами политической деятельности и политического поведения различных социальных групп предполагает выявление в данной деятельности и данном поведении роли массового политического сознания. От состояния политического сознания различных социальных групп, господствующих в нем идей и настроений, зависит многое в политической, социальной, культурной жизни общества. Особенно важно учитывать состояние политического сознания молодёжи - наиболее активной части общества, которой принадлежит будущее. «Международная комиссия по гуманитарным вопросам ООН среди факторов перемен, наряду с новыми государствами, общественными движениями, современной технологией, транснациональной кооперацией и т.п. в качестве реальной и значительной силы перемен определяет молодежь. В документах ООН отмечается, что по мере роста численности молодежи, она становится наиболее мощным фактором в формировании общества. Предполагается, что к концу столетия лица в возрасте до 30 лет будут составлять почти 60% населения земного шара, а люди до 25 лет — около 50%. В любом случае с молодежью придется считаться как с силой, которая будет определять политические, экономические и социальные структуры общества, и которая уже выступает в качестве фактора развития духовной культуры современного общества. В области досуга, средств массовой информации (телевидение и радио), художественной жизни, поп-музыки, кинематографа, моды молодежь является важным фактором формирования вкусов. Ее духовные ценности распространяются по всему миру. Ее взгляды оказывают все большее влияние на власть имущих. Однако роль молодежи в общественном развитии много ниже, чем должна и может быть». [1] Формирование политического сознания молодежи является важной функцией социальных институтов. Воспитание на принципах толерантности, политкорректности, гражданственности, патриотизма, ответственности, доверия к действиям государственной власти способствует успешной интеграции молодежи в политическое и социальное пространство, идентификации с общими ценностями и нормами, является залогом воспроизводства общества и его стабильности. В этой связи особое значение имеет исследование различных механизмов становления молодежи как субъекта социально-политических отношений. Молодёжь как социальная группа неоднородна по своему составу. Традиционно самой передовой частью молодёжи считалось студенчество. Поэтому всестороннее изучение данной социальной группы активно велось в рамках различных научных дисциплин, таких как социология, психология, политология. В томчисле изучались и особенности политического сознания студенчества. Известны труды Ю.А. Зубок,[2] В.Е Семенова,[3] И.М. Ильинского[4] , посвящённые исследованию ценностных ориентациях молодежи и студентов, О.В.Сорокина,[5] посвящённые особенностям формирования политического сознания современной российской молодёжи, и др. Однако политическое сознание студенческой молодёжи легко меняется под влиянием происходящих событий в мире, стране и регионе. Появляется необходимость в новых исследованиях, в изучении динамики изменения политического сознания молодежи. Тема эта не перестаёт быть актуальной. Объект исследования : политическое сознание студенческой молодёжи. Предмет: влияние внешней среды на политическое сознание. Цель исследования : выявить специфику политического сознания студенческой молодежи. Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи: 1) рассмотреть сущность, структуру и виды политического сознания; 2) выявить особенности формирования политического сознания; 3) изучить специфику молодежи как социальной группы; 4) на основании данных исследований, проведённых во 2 -й половине 2000 -х гг., выявить особенности политического сознания студенческой молодёжи. Методы: - аналитический; - сравнительный. Глава 1. Политическое сознание и особенности его формирования
1.1 Понятие, структура, виды политического сознания В содержательном отношении большинство исследователей рассматривает политическое сознание как многомерное, неоднородное, внутренне противоречивое, многоуровневое образование, в обобщенной форме отражающее степень знакомства субъекта с политикой и рационального к ней отношения.[6] Политическое сознание тесно связано с политическим поведением — оно выступает в качестве рациональной основы субъективных механизмов такого поведения. В традиционном отечественном понимании политическое сознание трактовалось как вариант общественного сознания, возникающий как отражение, прежде всего, социально-экономических условий бытия людей. В общепринятой мировой традиции политическое сознание рассматривается в более широком контексте, как вся совокупность психического отражения политики, как ее субъективный компонент, проявляющий себя на разных уровнях, в различных ситуациях.[7] Понятие политического сознания имеет достаточно длительную историю употребления в различных областях обществознания, оно относится к числу междисциплинарных, комплексных категорий, с различных точек зрения исследуемых разными науками о человеке и обществе. Политическая социология трактует его, прежде всего, как совокупность, с одной стороны, установок и стереотипов, сформировавшихся вне сферы политического сознания, и, с другой стороны, выводов, полученных в результате самостоятельного анализа индивидом или группой социально-политической действительности, выделяя в качестве особых факторов идеологические компоненты политического сознания, оказывающие на него значительное искажающее влияние. [8] Политическое сознание через составляющие его чувства, настроения, идеи и теории выражает отношение различных групп населения к общественному строю, к системе собственности и власти, к государству, политическому режиму, партиям и общественным движениям, а также к политическим правам и свободам граждан.[9] Те или иные компоненты политического сознания присутствуют в каждом политическом действии классов, социальных групп и национальных общностей. Политические настроения, взгляды, мотивы, цели, выступают в роли побудительных сил деятельности людей, характеризуют её содержание и направленность. Политическое сознание пронизывает деятельность всех политических институтов, других элементов политической структуры общества. Оно олицетворяет субъективную сторону политической жизни общества. Политическое сознание выполняет в обществе специфические функции . Главными среди них являются: политическое целеполагание и политическое программирование. Основной задачей любой политики является выработка системы целей, соответствующей интересам данного класса (группы), а также стратегии и тактики, необходимых для ее реализации. Эти цели и способы их достижения находят свое воплощение в соответствующих программах, заявлениях, декларациях субъектов политической деятельности. Политическое сознание не только отражает политическую деятельность, но и активно воздействует на нее. Следовательно, оно выполняет также и нормотворческую функцию , заключающуюся в том, что политическое сознание формирует определенную систему ценностей (таких, например, как толерантность, демократичность, патриотизм, интернационализм, коллективизм и т. д.). Полититическое сознание выполняет и научно-познавательную (когнитивную) функцию, предполагающую систематически осуществляемый анализ политической практики и выявляющий ее определенные закономерности и тенденции (на базе чего вырабатывается политическая стратегия и тактика).[10] Политическое сознание - сложное духовное образование. Оно проявляется через различные состояния и уровни. По степени и формам отражения сущности и содержания политической деятельности в структуре политического сознания выделяются два взаимосвязанных уровня : обыденный теоретический. Обыденное политическое сознание представляет собой своеобразный сплав знаний, представлений, настроений, чувств, мнений, носителями которых являются разные социальные общности; оно формируется под влиянием как политической идеологии, так и политической практики. Обыденное политическое сознание отличается целым рядом специфических свойств: содержательной диффузностью, размытостью, спутанностью и противоречивостью, отрывочностью, несистематизированностью, повышенной эмоциональностью, во многом случайностью образующих его компонентов, стихийностью становления и развития под влиянием бытовых представлений и суждений о политике в рамках так называемого «житейского здравого смысла».[11] В силу этого обыденное политическое сознание наряду с элементами верного отражения политической действительности содержит немало политических иллюзий, ложных представлений о тех или иных политических явлениях, в том числе и о соотношении в обществе различных политических сил, о действительной направленности деятельности различных политических партий, истинных целях их лидеров и т. д. Одновременно, обыденное политическое сознание характеризуется устойчивостью и особого рода инерционностью влияния на политическое поведение. [12] Можно сказать, что на уровне обыденного политического сознания мыслит большая часть общества., не обладающая знаниями о глубинных законах развития политической жизни. Разумеется, у людей с различным уровнем образования и культуры в разной мере развито их политическое сознание. В отличие от обыденного, теоретическое политическое сознание направлено на раскрытие закономерностей политической жизни общества и их использование в организации практической политической деятельности. На уровне теоретического политического сознания осмысливаются социальная природа различных политических сил, прежде всего классов и политических партий, объективные политические интересы последних, непосредственно направляющие их политическую деятельность. Благодаря теоретическому анализу те или иные субъекты получают более ясные представления о своём собственном положении в системе политических отношений данного общества и о возможности утвердить себя в рамках данных отношений. Как замечал по этому поводу итальянский политический деятель А. Грамши (1891 - 1937), “активный представитель массы действует практически, но у него нет ясного теоретического осознания своих действий». Такое осознание приходит с пониманием своей принадлежности к определённым социально - политическим силам. В этом заключается решающий шаг в формировании более или менее зрелого и грамотного политического сознания и самосознания, в котором «теория и практика наконец, объединяются».[13] Содержание теоретического политического сознания составляет выработка теорий и концепций, обоснование системы ценностей и политических установок. Этот уровень связан непосредственно с деятельностью идеологов и потому нередко называется политической идеологией. Политическая идеология представляет собой «теоретическое отражение политической действительности через призму классов, наций, политических партий и других политических сил».[14] Политическая идеология играет значительную роль в духовной жизни общества, она оказывает влияние на образование, искусство, нравственность. Она имеет ярко выраженный классовый характер, и господствующей в обществе является идеология экономически господствующего класса. На разных исторических этапах роль идеологии в обществе различна. В нашей стране идеология играла гипертрофированную роль в 30 - 50-х годов ХХ века, в период культа личности Сталина. В послесталинское время идеология, провозгласив борьбу с культом личности и его последствиями, сама оказалась непоследовательной и недиалектичной. Она утвердила догматизм в общественной науке, воздвигла жесткие границы научному поиску и выводам научных исследований: все, что выходило за рамки партийных документов (программ, решений съездов КПСС и пленумов ЦК КПСС), отвергалось и подвергалось уничтожающей критике или попросту замалчивалось. Перекосы идеологической борьбы, выразившиеся в преследовании всякого инакомыслия (борьба с диссидентами отнюдь не только с помощью идейных средств) нанесли значительный урон научному творчеству.[15] Кризис экономики, социальная напряженность и нестабильность не могли не отразиться на состоянии массового сознания в постсоветский период. Сегодня есть достаточно оснований для вывода о кризисе идеологии и массового сознания, проявляющегося в хаотичности и “разынтегрированности” массового сознания, ослаблении роли идеологии в обществе, в отречении от прошлого, некритическом отношении к опыту западных стран, резком снижении ответственности и дисциплины, росте анархистских, националистических и религиозно-мистических настроений и т. д. В основе данной ситуации лежит неспособность людей адекватно понять и объяснить происходящее. Создание правового государства и формирование гражданского общества предполагают наличие политической идеологии, обеспечивающей становление действительно демократических принципов политической жизни, утверждение социальных и политических инноваций, свободной от догм, иллюзий и мифов, способной интегрировать разные социальные и национальные группы, аккумулировать политическую энергию и опыт людей.[16] Устоявшаяся государственная идеология является обязательным условием политической стабильности общества, интеграции общества и государства. По содержанию политическая социология выделяет консервативное, либеральное, реформистское, революционное, тоталитарное, авторитарное, демократическое и другие конкретные типы политического сознания, По субъектам (носителям) политическое сознание можно подразделить на индивидуальное, групповое, массовое и общественное. Индивидуальное политическое сознание предполагает усвоение человеком своих политических прав и свобод, умение ими пользоваться в конкретной жизненной ситуации. Групповое политическое сознание - это политические представления и чувства тех или иных социальных групп, классов, слоев общества, профессиональных сообществ. Политическое сознание одной социальной группы может существенно отличаться от политического сознания другой. Есть различия в политическом сознании возрастных слоев населения, а также различных профессиональных групп. Групповое политическое сознание надо отличать от массового , которое характерно для нестабильных, временных крупных объединений людей (митинг, демонстрация, бунтующая толпа). Для характеристики политического сознания макроколлективов (населения страны, континента, исторической эпохи) используется понятие "общественное политическое сознание". Сюда можно отнести и политические взгляды наций и народностей.[17] В структуру политического сознания входят политические знания, политические интересы, общественные настроения, общественное мнение, политические чувства, политические убеждения. Неотъемлемым элементом содержания как теоретического (политической идеологии), так и обыденного уровней сознания являются политические знания . Политические знания, отражающие интересы тех или иных классов и групп, нередко отличаются скорее по форме, чем по существу. Так, теоретические знания, разработанные политическими идеологами, преподносятся затем в виде политических призывов и лозунгов и усваиваются обыденным политическим сознанием. [18] Усвоение новых знаний увеличивает способность адекватно отражать происходящие политические изменения, адаптироваться к ним, участвовать в принятии политических решений, усиливает политические интересы. Политический интерес – это «избирательное отношение институциональных и социальных субъектов политики к общественно-политическим процессам, событиям и явлениям, реальная причина их политической активности, основанная на вполне определенных мировоззренческих принципах, убеждениях и установках. Иначе говоря, это тот внутренний осознанный источник политического поведения, который побуждает субъекты политики к постановке определенных политических целей и осуществлению конкретных политических действий по их достижению».[19] Обыденное политическое сознание остро реагирует на те явления общественной жизни, которые воплощают в себе отступления от тех или иных норм морали и идеологии. Эти реакции отражаются наиболее полно в общественных настроениях , которые представляют собой широкие совокупности образов, мнений, знаний, волевых импульсов и т. п. Общественные настроения — самый изменчивый элемент обыденного политического сознания. Ещё Аристотель, одним из первых обратившись к этому понятию, достаточно однозначно связывал “настроения лиц, поднимающих восстание”, с особого рода политическими процессами — мятежами, направленными на свержение власти, “политическими смутами” и разного рода “междоусобными войнами”. Анализируя достаточно массовые, по тем временам, выступления граждан против властей, Аристотель прямо писал: “Во-первых, нужно знать настроение лиц, поднимающих восстание, во-вторых, — цель, к которой они при этом стремятся, и, в-третьих, чем собственно начинаются политические смуты и междоусобные распри”. Аристотель неоднократно подчеркивал ту большую роль, которую играет настроенческий фактор в особых вариантах социально-политической системы, связанных с доминированием на политической арене “охлократии”, власти толпы, плебса. В подобных ситуациях рациональные начала политики уходят на задний план, и вся политическая жизнь оказывается в плену массовых настроений, [20] Политические знания и настроения создают основные предпосылки для формирования оценочных суждений, лежащих в основе группового (коллективного) и общественного мнения. Последнее образуется как результат группового (массового) общения, интенсивного обмена социальной информацией по актуальным и жизненно важным для людей проблемам. Общественное мнение — «усредненная и поддерживаемая большинством точка зрения различных социальных групп на какую-либо проблему с учетом развития массового сознания и ролевых представлений социальной группы о поведении и мышлении внутри социума».[21] Групповое и общественное мнения являются важным показателем состояния обыденного политического сознания. Многие исследователи отмечают такую тенденцию в развитии и функционировании общественного мнения, как рост его компетентности. Это свидетельствует о том, что научные знания (теории, концепции) проникают в обыденное сознание, влияют на его характер и общую направленность. Состояние общественного мнения является важным ориентиром при принятии политических решений. Разумеется, такого рода решения должны приниматься прежде всего на основе научных знаний (т. е. приниматься компетентно), но при этом обязательно должно учитываться состояние обыденного политического сознания.[22] Существенный элемент обыденного политического сознания составляют политические чувства. Они обусловлены характером отношений, в которые включен субъект политического действия. Условием их взаимодействия и распространения служит систематическое участие субъекта в политической жизни в той или иной ее форме. Спектр политических чувств богат — это и патриотизм, и национализм, и солидарность, и классовая ненависть и т. д. Политические чувства можно в целом подразделить на следующие категории. 1. Чувства политической преданности целям, идеалам, ценностям класса (или государства) в целом. Они воплощают в себе и соответствующее отношение к лидерам, олицетворяющим (или защищающим их), к соответствующей символике. 2. Чувства политического послушания. Возникают на основе веры в правильность целей и способов деятельности политической власти или на основе конформизма, привычки “не рассуждать”, не проявлять активности и не брать на себя ответственность. 3. Чувства политического отчуждения. Появляются на основе ощущения невозможности лично влиять на политическую жизнь, на принятие важных политических решений на основе восприятия власть имущих как внешней, господствующей над человеком силы, диктующей ему нормы и правила поведения, не учитывающей его мнения и взгляды. 4. Чувства страха перед власть имущими (политическим режимом) имеют наибольшее распространение в условиях кризиса. Они возникают из-за ощущения незащищенности людей от волюнтаризма и произвола властей. [23] Чувства отличаются от настроений большей устойчивостью и большей подконтрольностью. Политические знания, настроения и чувства оказывают значительное влияние на формирование политических убеждений субъектов политического действия. Политические убеждения — «совокупность или система убеждений и взглядов на политику, экономику, устройство государства и общества, на то, какими должны быть законы и какой должна быть общественная мораль». [24] Политические убеждения нередко тесно переплетаются с другими личными убеждениями человека — с его верой или религией, его личной моралью и шкалой ценностей. Политические убеждения могут отражаться или не отражаться в конкретных действиях, направленных на защиту или реализацию этих убеждений, например, в голосовании на выборах за конкретную политическую партию или движение, за конкретного кандидата, или в участии либо неучастии в митингах и демонстрациях протеста и т.д. и т.п. Политические убеждения — это всегда синтез знаний, чувств, настроений, выражающий глубокую веру в определенные идеалы и ценности, готовность действовать во имя их осуществления. Таким образом, политическое сознание выражает отношение различных групп населения к общественному строю, к системе собственности и власти, к государству, политическому режиму, партиям и общественным движениям, а также к политическим правам и свободам граждан. Политическое сознание выполняет в обществе следующие функции: -политическое целеполагание; - политическое программирование; - нормотворческая; - научно - познавательная. По степени и формам отражения сущности и содержания политической деятельности в структуре политического сознания выделяются обыденный теоретический уровни политического сознания. По содержанию политическая социология выделяет консервативное, либеральное, реформистское, революционное, тоталитарное, авторитарное, демократическое и другие конкретные типы политического сознания, По субъектам (носителям) политическое сознание можно подразделить на индивидуальное, групповое, массовое и общественное. В структуру политического сознания входят политические знания, политические интересы, общественные настроения, общественное мнение, политические чувства, политические убеждения. 1.2 Формирование политического сознания
Становление личности гражданина, члена той или иной политической системы происходит в процессе политической социализации, которая формирует политическое сознание и политическое поведение индивида. Социализация (от лат. socialis - oбщественный) обозначает процесс активного воспроизводства индивидом социального опыта в его деятельности и общении. Политическую социализацию определяют как «процесс активного воспроизводства индивидом политического опыта, определенной системы норм, ценностей и установок политической деятельности и политических отношений. Политическая социализация индивида - это процесс, в ходе которого у него формируется определенная картина политического мира, накапливается опыт политической деятельности и политического общения.»[25] Процесс политической социализации индивида заключается в усвоении им политической культуры, которая представляет собой «совокупность общепринятых ценностных ориентаций, убеждений и норм политического жизни общества.»[26] Процесс политической социализации включает в себя различные уровни, механизмы и факторы. Самый широкий - международный уровень, - охватывает международное сообщество в целом, межгосударственные и неправительственные международные организации. Здесь на личность воздействуют принятые в международном мире ценности, нормы, факторы, такие, как демократия, права человека, толерантность и т.д. Социальный уровень охватывает общество в целом и большие социальные группы, классы, профессии, национально-этнические общности и т.п. На этом уровне на индивида воздействуют такие факторы, как государство, правительство, политические партии, социально-экономические кризисы, безработица, уровень преступности в стране и т.п. На личностном уровне политической социализации индивид испытывает воздействие со стороны людей, составляющих непосредственный круг его общения и оказывающих прямое влияние на его политическую психологию, ценности и установки. Среди механизмов политической социализации на этом уровне можно выделить подражание, внушение, заражение, которые помогают человеку адаптироваться к существующим политическим условиями и сформировать собственное политическое мировоззрение. [27] Политическая социализация по-разному трактуется в науке, ученые акцентируют внимание на различных ее сторонах и гранях. Сам термин «политическая социализация» был введен в политическую науку в 1959 г. американским политологом Г. Хайменом и в дальнейшем получил широкое распространение. Ставшая классической теория политической социализации, разработанная чикагскими учеными под руководством Д. Истона, трактовала ее как процесс обучения человека специальным ролям, которые ему необходимо выполнять в сфере политики. Большинство поддержавших эту теорию американских ученых (Л. Коэн, Р. Липтон, Т. Парсонс) акцентировали в этой связи внимание на взаимодействии человека с политической системой и ее институтами, рассматривая социализацию как процесс ролевой тренировки человека. К. Луман и А. Гелен интерпретировали политическую социализацию как аккультурацию, то есть освоение человеком новых для себя общественных ценностей. Ученые, работающие в русле психоанализа (Э. Эриксон, Э. Фромм) главное внимание уделяли исследованию бессознательных мотивов в политической деятельности, понимая политическую социализацию как скрытый процесс политизации человеческих чувств и представлений. [28] Все исследователи сходятся в том, что неуспешная политическая социализация, отсутствие у человека необходимых знаний, умений и навыков лишает его возможности адаптироваться к политической сфере общества и использовать ее механизмы для защиты своих интересов. Именно поэтому Д. Истон и Р. Гесс рассматривали политическую социализацию как средство, с помощью которого члены политической системы приобретают три вида основных жизненных ориентаций: а) определенную сумму общепринятых политических знаний, совместно разделяемых представлений о природе политического процесса, деятельности политических лидеров; б) политические ценности, рассматриваемые как наиболее общие цели, к которым, по мнению индивидов, должна стремиться система; в) установки, с которыми индивид подходит к политическим объектам (доверие, согласие, симпатии, почтительность или апатия, недоверие, враждебность).[29] Выделяют первичный и вторичный этапы политической социализации. Первичная политическая социализация происходит в детстве. Американские политологи Д. Истон и Дж. Деннис полагают, что она начинается с 3-х лет. При этом базовые детские впечатления играют важную роль в рассматриваемом процессе. Они связаны с началом социальной идентификации ребенка и удерживаются наиболее прочно.[30] Отечественный автор М. М. Мунтян утверждают, что: - политический мир ребенка формируется уже в школьный период, наиболее значительное развитие происходит между 11 и 13 годами; - собственное политическое Я вырабатывается к 18 годам; - идентификация с политическими партиями и движениями закрепляется в возрасте 20-30 лет, после чего она либо еще более возрастает, либо начинает заметно снижаться. Однако такая модель социализации может функционировать лишь в стабильной и однородной социокультурной среде. В действительности же политическая социализация осуществляется не только посредством сознательного и добровольного принятия и поддержки существующего политического строя, но и путем его критики. Причины такой конфликтной формы политической социализации могут носить экономический, социальный, расовый, этнический, религиозный и другой характер. В целом особенность первичного этапа политической социализации заключается в том, что человеку приходится адаптироваться к политической системе, еще не понимая их сущности и значения. Поэтому крайне важно, чтобы на этом этапе всякая политическая информация была неразрывно связана с авторитетом старших, родителей и/или учителей, и ни в коем случае не содержала жестко идеологизированных образов и понятий. Вторичная политическая социализация начинается с того времени, когда заканчивается базовая политическая идентификация личности. К этому периоду у человека уже складываются основные социально-политические ценности, установки, представления и нормы, которые дают ему возможность самостоятельно и конструктивно выполнять свои политические роли. Личность уже вполне способна выступать сознательным субъектом политики, может независимо от группового мнения и давления сформулировать собственную точку зрения и действовать в соответствии со своей политической позицией. Вторичный этап политической социализации личности продолжается на протяжении всей сознательной жизни человека, охватывает не только социальную зрелость индивида, но и время завершения активного участия в общественно-политической жизни. [31] Политическая социализация индивида испытывает на себе влияние целого ряда факторов: а) нравственного и идейно-политического воздействия общества в целом (политической системы, социально-классовой структуры, политической культуры, средств массовой информации, культуры и искусства); б) биопсихологических особенностей индивида (темперамента, интеллекта, воли т.д.); в) социального опыта индивида, так как чем богаче социальный опыт, тем сложнее и противоречивее происходит его политическая переориентация в изменившейся социально-политической обстановке; г) социального статуса личности, ибо если ее статус не подвергается длительное время изменениям, то укрепляется уверенность в правильно выбранной линии политического поведения.[32] Политическая социализация выполняет следующие функции: - определяет политические цели и ценности, к которым стремится и которые хочет постичь индивид через политическое участие; - формирует представление о приемлемых способах политического поведения, об уместности тех или иных действий в конкретной ситуации; - определяет отношение индивида к окружающей социальной среде и политической системе; - вырабатывает определенное отношение индивида к существующей в обществе и государства политической символике; - формирует способность и потребность в познании окружающего мира политического; - создает убеждения и отношения, являющиеся для индивида кодом политической жизни. Успешность процесса политической социализации во многом зависит от её агентов, которыми выступают политические институты и организации (государство, политические партии, общественно-политические движения), политические элиты и лидеры, группы интересов, а также неполитические факторы - семья, группы сверстников, церковь, система образования, профессиональные, молодежные и женские организации, культурные, спортивные объединения и т.п. Семья является первичным условием политической социализации. Именно здесь формируется основа политических установок и взглядов личности. Семейный уклад, социальный статус семьи, ее нравственные характеристики играют важнейшую роль в способах и направленности политической социализации личности. Помимо семьи, в стадии первичной социализации большое влияние на личность оказывают подростковые референтные группы: сверстники и ближайшее окружение, которые пользуются авторитетом у личности и с которых она берет пример. Если в начальный период развития ребенка первостепенное влияние на его политическую социализацию оказывает семья, то по мере взросления человека значение референтных подростковых групп, как правило, возрастает. Среди других институтов и групп политической социализации следует назвать дошкольные учреждения, школу, вуз, группы по интересам и др. К агентам политической социализации принадлежат и СМИ, которые оказывают на формирование личности сильнейшее влияние. Не случайно их нередко называют четвертой властью. Важную роль в политической социализации личности играют и такие неполитические факторы, как социально-экономические условия и образ жизни человека, национальные традиции и т. п. В определенных общественных ситуациях неполитические факторы могут оказывать на политическую социализацию личности более существенное влияние, нежели собственно политические агенты. Особенно это касается современного открытого и взаимозависимого общества, где все политические и неполитические факторы тесно переплетены. [33] На разных этапах развития индивида и в разных странах на первый план выдвигаются, в зависимости от конкретных обстоятельств политической жизни, особенностей политического строя общества и т.д., разные агенты. Политическая социализация зависит и от конкретно-исторических условий. В стабильном обществе процесс политической социализации проходит в основном плавно и безболезненно, а в обществе, где происходит резкая смена политических норм и ценностей, политических отношений и форм политической деятельности, часто возникает кризис системы политической социализации, имеет место политическая аномия, наблюдается отчуждение личности от политики. Этот кризис проявляется, прежде всего, в том, что утрачиваются или не воспринимаются старые политические идеалы и разрушаются старые механизмы их трансляции, что особенно наглядно обнаруживается при смене одного строя жизни общества другим, как это произошло в связи с распадом СССР.[34] В зависимости от принятых в обществе образцов и норм политического поведения, современная политология выделяет четыре основных типа политической социализации личности: - гармонический тип характеризуется не только принятием индивидом существующего политического порядка и власти, но и уважительным отношением к государству, политической системе в целом. Личность является сознательным и добровольным участником политической жизни, активным субъектом политики; - гегемонистский тип характерен для закрытого, авторитарного общества. Его сущностью является установка на резко отрицательное отношение личности к любым политическими системами организация, кроме той, с которой она себя идентифицирует. Политическая социализация здесь возможна лишь на ценностях и нормах своей группы, класса, той или иной групповой общности; - плюралистический тип предполагает толерантность по отношению к ценностям и убеждениям других людей, нормы политического поведения которых признаются равноправными. Данный тип политической социализации личности преобладает в либерально-демократических странах. Личность в таких обществах рассматривается как суверен, равноправный и независимый гражданин. Основное условие функционирования данного типа политической социализации - защищенность прав и свобод человека и всеобщая ответственность граждан перед законом; - конфликтный тип характеризуется условиями борьбы между разными политическими группировками общества, в основании которой лежат различные, но вместе с тем взаимосвязанные интересы. В этих условиях, чтобы иметь возможность проявить себя в качестве субъекта политики, личность вынуждена присоединяться к какой-нибудь группе, классу, касте, клану. Такой тип политической социализации свойственен слаборазвитым странам. Таким образом, политическая социализация индивида - это процесс, в ходе которого у него формируется определенная картина политического мира, накапливается опыт политической деятельности и политического общения. Процесс политической социализации включает в себя различные уровни, механизмы и факторы. Политическая социализация выполняет следующие функции: - определяет политические цели и ценности, к которым стремится и которые хочет постичь индивид через политическое участие; - формирует представление о приемлемых способах политического поведения, об уместности тех или иных действий в конкретной ситуации; - определяет отношение индивида к окружающей социальной среде и политической системе; - вырабатывает определенное отношение индивида к существующей в обществе и государства политической символике; - формирует способность и потребность в познании окружающего мира политического; - создает убеждения и отношения, являющиеся для индивида кодом политической жизни. Успешность процесса политической социализации во многом зависит от её агентов. Глава 2. Особенности политического сознания современной студенческой молодёжи 2.1 Студенческая молодёжь как социально- демографическая категория В литературе существует множество определений молодежи и подходов к определению границ молодости: - психофизиологический подход рассматривает молодость как период развития человеческой личности между «puberty» (половая зрелость) и «maturity» (полная зрелость); - социально-психологический подход изучает молодежь как людей «определенного возраста со своими биологическими и психологическими отношениями, а потому - всеми особенностями возрастного класса»; - представители конфликтологического подхода считают, что молодость - это «трудный, полный стрессов и чрезвычайно важный период жизни»; «длящийся конфликт между индивидом и обществом»; «проблемная стадия в развитии человека»; - ролевой подход определяет молодость как «особую поведенческую фазу в жизни людей, когда они более не играют ролей ребенка и в то же время не являются полноправными носителями ролей «взрослого»; - субкультурный подход даёт следующее определение молодежи: «это социальная группа со своим специфическим образом жизни, стилем поведения, культурными нормами и ценностями»; - стратификационный подход рассматривает молодежь как социально-демографическую группу, ограниченная возрастными рамками, имеющую специфичные социальные позиции, статус и роли; - социализационный подход делает акцент на том, что молодость - это период социального роста, первичной социализации индивида. Существуют и другие подходы к определению молодёжи и молодости. Её рассматривают как состояние души (интеракционистский подход), как важный этап жизненного цикла человека (аксиологический подход), как этап формирования личности (процессуальный подход), как особое мироощущение вне зависимости от реального возраста (субъективный подход ). [35] Такое множество и разнообразие подходов создаёт необходимость интегративного определения молодежи , которое позволяет рассматривать молодежь в единстве объективных и субъективных характеристик. Еще в конце 1960-х гг. социологом В.Т. Лисовским было сформулировано такое обобщенное определение: «Молодежь - это поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающих (а в более зрелом возрасте уже усвоивших) общеобразовательные, профессиональные и культурные функции и подготавливаемых (подготовленных) обществом к усвоению и выполнению социальных ролей взрослого».[36] В современной отечественной социологии наиболее распространено определение, данное И. С. Коном: «Молодежь - социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных тем и другим социально-психологических свойств».[37] В отечественной социологии наиболее часто нижняя возрастная граница М. определяется между 14-20, а верхняя — между 25-29 годами. В данной социально-демографической группе выделяются различные слои по возрасту (подростки, юношество), по полу, по видам деятельности (учащиеся: школьники и студенты, работающие), по месту жительства (городская, сельская) и др. В. Чупровым был выделен ряд признаков, характеризующих молодежь как социальную группу:[38] * освоение и присвоение социальной субъектности; * переход (на определенном этапе жизни) от свойства быть объектом социализации к свойству быть субъектом социальной деятельности; * наличие социального статуса молодых и самоидентификации как молодых; * распространенные в этой социальной группе тезаурусы, выражающие и отражающие её символический и предметный мир . Молодость - это и возраст, и ступень развития личности, и определенный социальный статус в социальной структуре. Социальный статус объединяет молодого человека с членами его социальной группы, общности. Одновременно статус выступает как социальное различие между ним, его группой и другими группами, общностями. Возрастной социальный статус молодежи охватывает наряду с социализацией и самоопределением (самоидентификацией) и другие важные характеристики: [39] * предписанность, предопределенность, связанная с ещё только формирующейся позицией индивидов, которые составляют молодежь; * динамичность и перспективность, связанная с интенсивной вертикальной социальной мобильностью молодёжи, с расширяющейся возможностью приобретения различных значимых для социального статуса признаков (экономических, властных, престижных и т.д.); * подчиненность, зависимость от других в различных сферах жизни, несамостоятельность в принятии многих решений (выбор работы, создание семьи и т.д.). Такая несамостоятельность, продолжительная материально-бытовая и психологическая зависимость от родителей, взрослых приходит в противоречие с присущими молодежи стремлениями к независимости, автономности, самостоятельности. За этим видимым противоречием (несамостоятельность статуса - стремление к самостоятельности) скрывается более глубокое противоречие, которое позволяет говорить о молодости как «проблемной стадии» в жизни человека; * маргинальность. «Маргиналы» - это люди, находящиеся в промежуточном положении между разными социальными, культурными, этническими средами. Динамизм молодежи, неустойчивость и переходность ее социального статуса делают проблемы маргинальности особенно актуальными применительно к ней; * ценность молодежи для общества. Особую часть молодёжи составляет студенческая молодёжь. Студенчество – это учащиеся высших учебных заведений. Термин «студенчество» обозначает:[40] 1)студентов как социально- демографическую группу, характеризующуюся определенной численностью, половозрастной структурой, территориальным распределением и т.д.; 2) определенное общественное положение, роль и статус; особую фазу, стадию социализации (студенческие годы), которую проходит значительная часть молодежи и которая характеризуется определенными социально-психологическими особенностями. Студенчество как особая группа возникла в Европе одновременно с первыми университетами, то есть в ХII веке. С тех пор социальной значимости высшего образования и роль студенчества в жизни общества неизмеримо выросли. Сегодня студенчество является источником пополнения квалифицированных кадров, интеллигенции, составляет довольно многочисленную социальную группу, отличающуюся высокой общественной активностью. Несмотря на различия своего социального происхождения и материальных возможностей, студенчество связано общим видом деятельности и образует определенную социально-профессиональную группу. Общая деятельность (обучение в вузе) в сочетании с территориальным сосредоточением в крупных городах порождает у студенчества известную общность интересов, групповое самосознание, специфическую субкультуру и образ жизни, причем это дополняется и усиливается возрастной однородностью, которой не имеют другие социально- профессиональные группы.[41] Студенчество не занимает самостоятельного места в системе производства, студенческий статус является временным, а общественное положение студенчества и его специфические проблемы определяются уровнем социально- экономического и культурного развития страны, национальными особенностями системы высшего образования. В настоящее время в научной литературе нет единого мнения по вопросу об особенностях студенчества как социальной группы. Так, социологи Б.Рубин характеризуют студенчество следующим образом: «Студенчество – это мобильная социальная группа, целью существования которой является организованная по определенной программе подготовка к выполнению высоких профессиональных и социальных ролей в материальном и духовном производстве… Студенчество как социальная группа функционирует в системе высшего образования, выступает в качестве объекта производства, предметом которого является не вещь, а сам человек, личность. Поэтому главной формой производства является обучающе-образовательная деятельность».[42] Другой исследователь, А.Н.Семашко, возражает, что «было бы неправильным рассматривать студенчество как лишь состояние к подготовке и занятию статуса интеллигенции. Студенчество обладает всеми необходимыми характеристиками, достаточными для отнесения его к особой социальной группе, тат как оно отвечает всем установившимся признакам». Эти признаки следующие: выполнение в обществе определенных функций, объективность существования, однозначная детерминированность поведения членов групп, определенная целостность и самостоятельность по отношению к другим социальным группам, специфические социально-психологические черты и системы ценностей. [43] Автор отмечает внутренние различия, вызванные источниками формирования студенчества Т.В.Ищенко, характеризуя студенчество, акцентирует внимание на том факте, что оно является составной частью такой социально - демографической группы, как молодежь: «Студенчество – особая общественная группа общества, резерв интеллигенции – объединяет в своих рядах молодых людей примерно одинакового возраста, образовательного уровня – представителей всех классов, социальных слоев и групп населения. Отличительными особенностями студенчества как общественной группы являются: характер труда студентов, заключающийся в систематическом накоплении, усвоении, в овладении научными знаниями, и его основные социальные роли, определенные положением студенчества как резерва интеллигенции и его принадлежностью к молодому поколению – молодежи».[44] На основании вышеприведённых характеристик можно выделить следующие отличительные черты студенчества как социальной группы: - студенчество является составной частью молодежи, но представляет собой специфическую социальную группу, характеризующуюся особыми условиями жизни, труда и быта, социальным поведением и психологией, системой ценностных ориентаций. Для студентов подготовка к будущей деятельности в избранной сфере материального или духовного производства является главным, хотя и не единственным занятием; - студенчество – высокомобильная социальная группа, состав которой постоянно меняется; - студенчество - наиболее передовая группа молодёжи, в число которой входит будущая элита страны; - общность целей в получении высшего образования, единый характер труда – учеба, образ жизни, активное участие в общественных делах вуза делают студенчество сплоченной социальной группой. Дружеские, профессиональные и прочие связи, берущие начало в студенческом возрасте, зачастую сохраняются на всю жизнь; - студенчество активно взаимодействует с различными социальными образованьями общества, характеризуется высокоинтенсивным общением; - напряженный поиск смысла жизни, стремление к новым идеям и прогрессивным преобразованиям в обществе является социально значимой чертой студенчества. Таким образом, молодежь - социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, проходящая стадию социализации, усваивающая общеобразовательные, профессиональные и культурные функции и подготавливаемая обществом к усвоению и выполнению социальных ролей взрослого. Особую часть молодёжи составляет студенчество. Студенчество выполняет особую роль в системе общественного разделения труда, которая заключается в подготовке к выполнению функций интеллигенции. 2.2 Особенности политического сознания современного студенчества Современное российское студенчество подвергается пристальному вниманию социологов. Исследуются социальные проблемы, менталитет, ценностные ориентации, жизненные установки современных студентов. Результаты социологических исследований молодёжи вообще и студенческой молодёжи, в частности, позволяют учёным сделать вывод о том, что события последних двадцати лет в России привели к тому, что у большинства молодых людей выявляется «мозаично-эклектический псевдоменталитет», т.е. отсутствие какой-либо более или менее четкой картины мира, системы ценностей, норм и установок, явные противоречия в сознании»,[45] что сказывается и на особенностях политического сознания молодёжи. Особенности политической социализации и политического сознания студенчества также не оставлены без внимания социологов и политологов. Изменение социализационных механизмов, высвобождение молодежи из-под общественно-политического контроля в 90 -е гг. повлекли изменения в процессе интеграции молодежи в политическую сферу российского общества, которые выразились в создании множества молодежных организаций, формировании молодежных секций в рамках основных политических партий и др. Однако многие исследователи отмечают сегодня в целом низкое доверие представителей студенчества к действующим властным институтам, политическим партиям и большинству их молодежных лидеров. Это недоверие является следствием отсутствия реальных политических сил, отстаивающих интересы молодёжи, нерешённости её насущных социальных проблем. Молодёжь уже не верит провозглашаемым политиками лозунгам, так как не верит в их реализацию на практике. Популистские лозунги отталкивают студенческую молодёжь от участия в политике, способствуют росту нигилизма. В частности, об этом свидетельствуют данные социологического опроса, проведённого среди петербургских студентов в 2007 г.[46] Участие в политической жизни в шкале ценностных суждений, предложенных в ходе анкетного опроса студентам пяти петербургских вузов, заняло последнее место (это занятие привлекает лишь 7,3% опрошенных). На первое место студенты ставят жизненный успех, материальное благополучие, на второе - возможность самореализации в профессии , на третье - семью. Политикой интересуется лишь 19,4% опрошенных, отсюда и неопределенные политические позиции студентов: лишь треть из них (31,1%) имеет сложившиеся политические убеждения (по самооценке), в то время большая часть студентов либо вообще ими не обладает, либо никогда не задумывалось об этом (соответственно 30,5 и 39,4%). Однако другие исследования говорят о несостоятельности распространенного в последние годы стереотипа об аполитичности студенческой молодежи, вернее о том, что молодёжь не интересуется политикой. Так, опрос студентов провинциальных вузов центра России показал, что лишь 7% студентов не интересуются политикой вообще. Хотя и утвердительный ответ «интересуюсь» дало всего лишь 21% респондентов. Активно участвуют в политической жизни в качестве члена политической партии, движения лишь 5% процентов опрошенных. Гораздо больший процент участвует в политической жизни только в качестве избирателя - 56%[47] . Среди казанских студентов 75 % выбрали в 2007 г. положительный вариант ответа об участии в голосовании. [48] Социологический опрос студентов московских вузов, проведённый в 2008 году, показал, что интересуются политикой 42, 3 %, принимают участие в политике в качестве избирателей 80, 2 %, принимают активное участие в политической жизни в качестве члена политической партии или политического движения - 5,8%.[49] Социологи также отмечают более высокий интерес к политике у студенческой молодёжи, чем у молодых людей, не обучающихся в вузе. Большое воздействие формирование политического сознания студенческой молодежи отказывают средства массовой информации, что ведет к пассивному формированию политического мировоззрения. Е.В.Ефимова отмечает, что СМИ играют двойственную роль в формировании политического сознания молодёжи, с одной стороны, призывая активно участвовать в политической жизни, с другой, пропагандируя индивидуализм, приоритет материальных ценностей. Социологический опрос студенчества Казани позволил исследователю сделать вывод о том, что студентам присущ пассивный политический конформизм с высоким уровнем потребления политической информации и низким уровнем активного политического участия (исключая голосование на выборах). Казанские студенты в целом поддерживают ценности существующей политической системы.[50] Конформное отношение молодых людей к власти обеспечивает целый ряд факторов, связанных со СМИ: 1) важные проблемы общества (безработица, проблемы образования, насилие на телеэкране, культура и нравственность в российском обществе) редко упоминаются в выпусках новостей; 2) методы PR используются для популяризации отдельных политических и государственных деятелей, создания благоприятного имиджа института власти; 3) большой объём предоставляемой СМИ информации создаёт иллюзию включённости индивида в политическую жизнь общества; 4) программное содержание отвечает интересам тех, кто обеспечивает финансирование телеканалов, а не конечных потребителей продукта. Степень воздействия СМИ на студенческую молодёжь связана не только с тем, что говорится, но более важными являются темы, о которых умалчивается. Таким способом обеспечивается конформное отношение людей к власти. Для политической социализации молодёжи политическая пропаганда использует развлекательные и музыкальные медиа. Е. В. Ефимова делает вывод о том, что учащиеся вузов воспринимают внешний мир главным образом посредством СМИ, они на подсознательном уровне доверяют тем, кто предоставляет им эту информацию. Она также утверждает, что СМИ предоставляют одностороннюю коммуникацию, создают искусственную информированность аудитории об общественных проблемах, что способствует «усыплению внимания индивида, наркотизации, а не активизации организованного социального действия».[51] Фундаментальная ценность гражданского общества - демократия. В ней находит своё воплощение единство свободы и социального контроля. Однако представления студентов о демократии весьма противоречивы. Нередко правопорядок (т.е. власть закона) сводится ими к порядку (в том числе, с применением любых - даже противозаконных - средств, включая силовые). Обычно считается, что такие настроения присущи старшему поколению. Но результаты опроса студентов показывают, что их не чужды и молодые. Так, 37% опрошенных студентов московских вузов ответили, что сильный лидер наведет порядок в стране, руководствуясь законом и действуя под контролем Думы. В то же время 34% считают, что порядок в России будет, если люди смогут объединиться и научаться решать свои проблемы демократическим путем. [52] В целом социологические опросы студентов разных городов показывают, что респонденты поддерживают демократические идеи, хотя находится немало тех, кто отдает дань авторитарным настроениям. Наиболее значимо в демократии для молодых людей невмешательство государства в их частную жизнь. Свобода и равенство, демократия и авторитаризм, законность - социально-политические ценности общего плана. Однако важным является и то, как студенты относятся к конкретным идейно-политическим течениям и партиям. Проведённые в последние годы социологические исследования отражают значительное опережение «Единой Россией» своих конкурентов; но всё ещё популярны идеи КПРФ и ЛДПР в молодёжной среде, хотя и менее, чем среди молодых людей, не обучающихся в вузах. Однако около половины всех респондентов не могут или не хотят отдать предпочтение какой-либо партии. [53] Наиболее актуальными проблемами российского общества, по мнению студентов, являются: 1)экономический кризис; 2) социальная незащищённость людей 3) проблемы терроризма и преступности. В то же время, если в 2007 г. большинство московских студентов оценивали политическую ситуацию в современной России как напряженную (64%), то в начале 2009 характеризующих её как стабильную (59%). Политическая деятельность - понятие очень широкое и касается всех сфер жизни общества. Позитивное отношение студентов к выбранному политическому пути характеризует лишь субъективную оценку, связанную с влиянием политики на общество в целом. Истинное же понимание влияния политики на молодежь может дать лишь такой вопрос, в котором будут задеты именно интересы молодых, а не всего общества в целом. Результаты многочисленных опросов говорят о том, что проводимая государством политика в отношении молодежи либо вообще не имеет места, либо слабо эффективна, т.к. большая часть студенческой молодёжи не ощущает на себе никаких результатов деятельности государственных органов, занимающихся решением проблем молодежи. Однако анализ крайние оценок позволяет исследователям сделать вывод о том, что появление национальных проектов, увеличение (хоть и не значительное) зарплат и стипендий, сокращение срока службы в армии и многое другое способствует росту числа респондентов, положительно оценивающих действия руководителей российского государства в сфере молодёжной политики. [54] Внимание социологов привлекает уровень доверия молодежи к различным социальным институтам. Исследования показывают, что положительный баланс доверия сохраняется только у Президента и у церкви. Положительный баланс доверия Президенту связан как с деятельностью самого Президента, так и с парадоксом политического сознания (во многом, вероятно, имеющий иррациональный оттенок): в качественно новой социально-экономической и политической ситуации как бы возрождается традиционная российская иллюзия о хорошем государе и плохих чиновниках. Причем, как показывает многочисленные исследования степени доверия россиян (и не только молодых), этот разрыв в оценках Президента и других властных структур сохраняется, а порой и увеличивается. Низкое доверие к остальным социальным институтам может свидетельствовать об институциональном кризисе. [55] Российское студенчество начала ХХI века подвергается значительной мифологизации. Комплекс политических мифов, актуальных для студенчества, можно разделить на 2 группы: "мифы вчерашнего дня" (эпоха Б.Ельцина) и "мифы сегодняшнего дня" (эпоха В. Путина и Д. Медведева). Так, данные социологического исследования, проведённого в Москве и Ульяновске в 2008 г., показывают, что восприятие первой группы менее глубоко, чем второй (19% и 38% соответственно). Среди групп политических мифов наиболее активно студентами восприняты миф о рынке, как наиболее оптимальном механизме регулирования экономических отношений и создание наиболее оптимального распределения товаров и услуг (62%), миф о демократической власти, как наиболее совершенной форме государственного устройства (54%), миф о террористической угрозе как единственной для страны и мира (45%).[56] В результате социологических исследований было установлено, что существуют четыре уровня восприятия мифов студенческой молодежью. На первом уровне миф воспринимается, согласно основным его постулатам, лишь на 25%. На втором уровне воспринимается от 25 до 50% информации, которую несет в себе миф. На третьем уровне воспринимается от 50 до 70% информации, содержащейся в сути того или иного мифа. На четвертом уровне информация не только воспринимается, но и побуждает к определенным активным действиям. Такая ситуация возникает тогда, когда более 70 % информации, которую несет в себе миф, воспринимается респондентами. В зависимости от степени мифологизации сознания, определились следующие группы студенческой молодежи. 1. Группа лиц, которая не поддалась мифологизации и способна воспринимать все происходящее реалистично. 2.Группа лиц, находящаяся под воздействием мифа, но способная критически действовать. 3. Группа лиц, которая полностью находится под воздействием мифа и, для которой установки мифологического сознания становятся императивами их действий. Относительно того, как глубоко мифы укоренились в массовом сознании, мы можем судить на основе данных, полученных при анализе прожективных ситуаций. Очевидно, если мифы глубоко проникли в массовое сознание, то человек делает выбор прожективной ситуации в соответствии с имеющимися у него представлениями. Также очевидно, что если миф не внедрился в массовое сознание, то выбор сделан не будет.[57] Исследователи отмечают, что в массовом сознании молодежи присутствует большое разнообразие мифов различных исторических эпох. Все они находятся в сложном взаимодействии, иногда взаимоподкрепляя друг друга, а когда наоборот, взаимодескредитируя друг друга. «Политические мифы, присутствующие в массовом сознании студенчества, являются сложной динамично развивающейся системой. В зависимости от социальной практики студенческой молодежи, от сложившихся условий политической деятельности мифы меняют свой мобилизационный потенциал, вытесняются на периферию общественных отношений или перемещаются в эпицентр происходящих событий». Исследователи с сожалением констатируют, что большая часть студенческой молодежи находится под воздействием политических мифов. У нее прослеживается отсутствие четкого представления о реальной действительности. Сознание этой части молодежи неопределенно, у них нет четкой политической позиции. Они не отдают себе полного отчета в том, что мифы выступают основными механизмами, регулирующими и направляющими их деятельность в различных сферах общественной жизни и, прежде всего, в сфере политики.[58] Таким образом, социологические исследования особенностей политического сознания студенческой молодёжи свидетельствуют об отсутствии какой-либо более или менее четкой картины мира, системы ценностей, норм и установок, явные противоречия в сознании, что сказывается и на особенностях политического сознания молодёжи. Политика не является приоритетной сферой интересов молодежи. Интерес молодежи к политике носит в основном ситуативный характер. Основная форма интереса молодежи к политике - информационная; источником информации, как правило, являются СМИ. Большая часть студенческой молодежи находится под воздействием политических мифов. У нее прослеживается отсутствие четкого представления о реальной действительности. Заключение
В нашей работе мы рассмотрели различные подходы к определению сущности политического сознания, рассмотрели его структуру, виды и особенности формирования; выявили особенности студенческой молодёжи как социальной группы; изучили публикации, посвящённые анализу результатов социологических исследований политического сознания студенческой молодёжи последних лет. В результате мы пришли к следующим выводам: 1. Политическое сознание выражает отношение различных групп населения к общественному строю, к системе собственности и власти, к государству, политическому режиму, партиям и общественным движениям, а также к политическим правам и свободам граждан. Политическое сознание выполняет в обществе следующие функции: -политическое целеполагание; - политическое программирование; - нормотворческая; - научно - познавательная. По степени и формам отражения сущности и содержания политической деятельности в структуре политического сознания выделяются обыденный теоретический уровни политического сознания. По содержанию политическая социология выделяет консервативное, либеральное, реформистское, революционное, тоталитарное, авторитарное, демократическое и другие конкретные типы политического сознания, По субъектам (носителям) политическое сознание можно подразделить на индивидуальное, групповое, массовое и общественное. В структуру политического сознания входят политические знания, политические интересы, общественные настроения, общественное мнение, политические чувства, политические убеждения. 2. Политическое сознание формируется в процессе политической социализации индивида. Политическая социализация индивида - это процесс, в ходе которого у него формируется определенная картина политического мира, накапливается опыт политической деятельности и политического общения. Процесс политической социализации включает в себя различные уровни, механизмы и факторы. Политическая социализация выполняет следующие функции: - определяет политические цели и ценности, к которым стремится и которые хочет постичь индивид через политическое участие; - формирует представление о приемлемых способах политического поведения, об уместности тех или иных действий в конкретной ситуации; - определяет отношение индивида к окружающей социальной среде и политической системе; - вырабатывает определенное отношение индивида к существующей в обществе и государства политической символике; - формирует способность и потребность в познании окружающего мира политического; - создает убеждения и отношения, являющиеся для индивида кодом политической жизни. Успешность процесса политической социализации во многом зависит от её агентов. 3.Молодежь - социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, проходящая стадию социализации, усваивающая общеобразовательные, профессиональные и культурные функции и подготавливаемая обществом к усвоению и выполнению социальных ролей взрослого. Особую часть молодёжи составляет студенчество. Студенчество выполняет особую роль в системе общественного разделения труда, которая заключается в подготовке к выполнению функций интеллигенции. 4.Социологические исследования особенностей политического сознания студенческой молодёжи свидетельствуют об отсутствии какой-либо более или менее четкой картины мира, системы ценностей, норм и установок, явные противоречия в сознании, что сказывается и на особенностях политического сознания молодёжи. Политика не является приоритетной сферой интересов молодежи. Интерес молодежи к политике носит в основном ситуативный характер. Основная форма интереса молодежи к политике - информационная; источником информации, как правило, являются СМИ. Большая часть студенческой молодежи находится под воздействием политических мифов. У нее прослеживается отсутствие четкого представления о реальной действительности. Список литературы 1. Аристотель. Сочинения. В 4 т. (Серия «Философское наследие»).Т. 4. / Ред. и вступ. ст. А. И. Доватура, Ф. Х. Кессиди. - М.: Мысль, 1983.- 832с. 2. Алисова Л. Н., Голенкова З. Т. Политическая социология. Социологический анализ состояния политического сознания /Л.Н. Алисова, З.Т. Голенкова. - М.: Мысль,2008. - 371с. 3. Базовые ценности россиян. Сб. статей./ Под ред. А.В. Рябова, Е.Ш. Курбангалеевой. - М: ИНФРА - М , 2003. - 319 с. 4. Грамши А. Искусство и политика \ А. Грамши. - М.: Искуство, 1993. - 526 с. 5. Ефимова Е. В. Воздействие средств массовой коммуникации на политические ориентации российского студенчества / Е. В. Ефимова // www.ksu.ru 6. Зубок, Ю.А. Феномен риска в социологии. Опыт исследования молодежи / Ю.А. Зубок.- М.: Мысль, 2007. - 296 с. 7. Ильинский И. М. Молодёжь в процессе развития //www.ilinskiy.ru 8. Ильинский И. М. Молодёжь планеты / И. М.Ильинский. - М.: ВЕК, 2003. - 518 с. 9.Кон И. С. Социология молодежи / И.С. Кон // Краткий словарь по социологии М.: Наука, 1988. 10. Кулешова И.Н. Социально-психологические особенности политического мировоззрения студенческой молодёжи (на примере провинциальных ВУЗов центра России) / И. Н. Кулешова. - Иваново: КГУ, 2006.- 220 с. 11. Мунтян М. М. Политическая социализация и политическое участие / М. М, Мунтян. - М.: Мысль, 2006 - 437 с. 12.Ольшанский Д.В. Основы политической психологии / Д. В. Ольшанский. - М., 2004. - 472 с. 13. Политическое сознание // Философия политики. М., 1993. Кн. IV. Рук. авт. колл. д.ф.н., проф. Бессонов Б.Н. 14.Семенов В.Е. Ценностные ориентации и проблемы воспитания современной молодежи / В.Е. Семенов // СОЦИС- 2007, - № 6. С. 29 - 36. 15. Скачкова Т.А. Мифологизация массового сознания молодежи / Т. А. Скачкова // www.isras.ru 16. Соколова Г. Н., Титаренко Л. Г. История западной социологии / Г. Н. Соколова, Л.Г.Титаренко. - М.: Наука, 1997. - 474 с. 17. Сорокин О.В. Особенности формирования политического сознания современной российской молодежи / О.В.Сорокин // СОЦИС- 2008, - №8. С. 45 - 52. 18.Социология молодежи / Под рел. Ю.Р. Вишневского, В.Т. Шапко. - Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ-УПИ, 2006. - 430 с. 19. Чупров В.И. Молодежь в обществе риска / В.И. Чупров. - М.: Мысль, 2007. - 352 с. [1] Ильинский И. М. Молодёжь в процессе развития //www.ilinskiy.ru [2] Зубок Ю. А. Феномен риска в социологии. Опыт исследования молодежи.- М., 2007. [3] Семенов В.Е. Ценностные ориентации и проблемы воспитания современной молодежи // СОЦИС- 2007,- № 6. С. 29 - 36. [4] Ильинский И. М. Молодёжь планеты. - М., 2003. [5] Сорокин О.В. Особенности формирования политического сознания современной российской молодежи // СОЦИС- 2008, - №8. С. 45 - 52. [6] Алисова Л. Н., Голенкова З. Т. Политическая социология. Социологический анализ состояния политического сознания - М.,2008. С. 225. [7] Политическое сознание // Философия политики. М., 1993. Кн. IV. С. 462. [8] Алисова Л. Н., Голенкова З. Т. Указ. соч. С. 227. [9] Там же. С. 228. [10] Политическое сознание // Философия политики. М., 1993. Кн. IV. С. 466. [11] Там же. С. 313 . [12] Там же. [13] Алисова Л. Н., Голенкова З. Т. Указ. соч. С. 229. [14] Там же. С. 230. [15] Грамши А. Искусство и политика - М., 1993. С. 52. [16] Алисова Л. Н., Голенкова З. Т. Указ. соч. С. 231. [17] Алисова Л. Н., Голенкова З. Т. Указ. соч. С. 2313. [18] Алисова Л. Н., Голенкова З. Т. Указ. соч. С. 234. [19] Там же. [20] Аристотель. Сочинения. В 4 т. Т. 4. М., 1983. С. 538. [21] Алисова Л. Н., Голенкова З. Т. Указ. соч. С. 234. . [22] Там же. [23] Алисова Л. Н., Голенкова З. Т. Указ. соч. С. 235. [24] Там же. [25] Мунтян М. М. Политическая социализация и политическое участие. - М., 2006 С. 327. [26] Там же. [27] Там же. С. 329. [28] Соколова Г. Н., Титаренко Л. Г. Западная социология. - М., 1997. С. 154. [29] Соколова Г. Н., Титаренко Л. Г. Указ. соч. С. 159. [30] Мунтян М. М. Указ. соч. С. 329. [31] Ольшанский Д.В. Основы политической психологии. - М., 2004 С. 268. [32] Там же. [33] Ольшанский Д.В. Основы политической психологии. - М., 2004 С. 270. [34] Мунтян М. М. Указ. соч. С. 336.. [35] Социология молодежи / Под рел. Ю.Р.Вишневского, В.Т. Шапко. - Екатеринбург, 2006. С. 35. [36] Т ам же. [37] Кон И. С. Социология молодежи // Краткий словарь по социологии М., 1988. С. 150 [38] Чупров В.И. Молодежь в обществе риска . - М., 2007. С. 19. [39] Чупров В.И. Указ. соч. С. 38. [40] Кулешова И.Н. Социально-психологические особенности политического мировоззрения студенческой молодёжи (на примере провинциальных ВУЗов центра России) - Иваново, 2006. С. 26. [41] Там же. С. 27. [42] Рубин Б. Студент глазами социолога // Базовые ценности россиян . Сб. статей./ Под ред. А.В. Рябова, Е.Ш. Курбангалеевой. - М., 2003. С. 117. [43] Семашко А. Н. Ценностные ориентации студенческой молодёжи // Базовые ценности россиян . Сб. статей./ Под ред. А.В. Рябова, Е.Ш. Курбангалеевой. - М., 2003. С.103. [44] Ищенко Т. В. Студенчество - резерв интеллигенции // Базовые ценности россиян . Сб. статей./ Под ред. А.В. Рябова, Е.Ш. Курбангалеевой. - М., 2003. С.38.. [45] Зубок, Ю.А. Феномен риска в социологии. Опыт исследования молодежи. - М., 2007. С. 195. [46] Сорокин О.В. Особенности формирования политического сознания современной российской молодежи // СОЦИС- 2008, - №8. С. 45 - 52. [47] Кулешова И.Н. Социально-психологические особенности политического мировоззрения студенческой молодёжи (на примере провинциальных ВУЗов центра России) - Иваново, 2006 . С. 103. [48] Ефимова Е. В. Воздействие средств массовой коммуникации на политические ориентации российского студенчества / www.ksu.ru [49] Сорокин .О. В. Указ. соч. С.48. [50] Ефимова Е. В. Указ. соч. [51] Ефимова Е. В. Указ. соч. [52] Семенов В.Е. Ценностные ориентации и проблемы воспитания современной молодежи // СОЦИС- 2007, - № 6. С. 29 - 36. [53] Там же. [54] Кулешова И. Н. Указ. соч. С. 114. [55] Там же. [56] Скачкова Т. А. Мифологизация массового сознания молодежи // www.isras.ru [57] Скачкова Т. А. Мифологизация массового сознания молодежи // www.isras.ru [58] Там же. |