Реферат: Развитие внешне-экономических связей Республики Беларусь со странами СНГ и дальнего зарубежья в условиях глобализации мировой экономики

Название: Развитие внешне-экономических связей Республики Беларусь со странами СНГ и дальнего зарубежья в условиях глобализации мировой экономики
Раздел: Рефераты по экономике
Тип: реферат

Средняя школа № г. Минска

Реферат на тему:

Развитие внешне-экономических связей Республики Беларусь со странами СНГ и дальнего зарубежья в условиях глобализации мировой экономики

Выполнила:

Классный руководитель:

Минск


Содержание

Введение.................................................................................................. 3

Глава 1. Особенности экономического развития Республики Беларусь.............................................. 5

Глава 2. Экономические связи Республики Беларусь со странами СНГ на современном этапе 12

Глава 3. Беларусь как часть мировой экономической системы.................................. 18

Заключение........................................................................................ 23

Список использованной литературы.......................... 24

Введение

На современном этапе социально-экономического развития наша республика переживает особый период своей новейшей истории. Его специфика обусловлена совмещением трех чрезвычайно важных и сложных задач: рыночной трансформацией экономики, созданием Союзного государства России и Беларуси, интегрированием в мировое хозяйство. В ходе этого процесса в стране реализуется линия на открытость своей внутренней экономики, чтобы включиться в систему мирохозяйственных связей в качестве равноправного участника.

Как известно, развитие цивилизации вызывает постоянное вовлечение отдельных государств в международный хозяйственный обмен, который ведет к созданию единой мировой экономики. Все страны мира развиваются по общим экономическим законам, что обусловливает приоритет экономического характера международных отношений.

Постоянно усложняющаяся структура потребностей, редкость и удаленность ресурсов требуют все более эффективных средств обмена не только между регионами внутри отдельного государства, но и между самими государствами и мировыми регионами. Экономическое развитие и прирост населения в разных странах мира происходят неравномерно, что также вызывает необходимость расширять международные обмены, которые содействуют развитию новых рынков (товаров, услуг, труда, информационных, финансовых и др.),импорту сырья, техно­логическому и информационному обмену, научным, научно-техни­чес­ким, производственным, культурным и прочим внешнеэкономическим связям.

Особенно динамичный характер тенденция к расширению международных экономических отношений приобрела в XX веке. Можно без преувеличения сказать, что он войдет в историю как столетие беспрецендентного, взрывного роста внешнеэкономических связей во всех формах: торговли, вывоза капитала, производственного кооперирования, научно-технического взаимодействия, миграции рабочей силы.

Возрастание экономической открытости меняет соотношение внутренних и внешних факторов развития. Если на ранних стадиях интернационализация хозяйственной жизни решающая роль принадлежала внутренним факторам, то по мере вовлечения национально-хозяйственного комплекса в мировую экономику внешнее воздействие становится все более решающим в выборе экономической стратегии. В этом случае государственная экономическая политика концентрируется на приспособлении национального хозяйства к новой системе мирохозяйственных связей, которые сегодня функционируют иначе, чем в прошлом.

Нынешний этап интернационализации хозяйственной жизни именуется в совокупности глобализацией мировой экономики. Уже сегодня глобализация определяет и в ближайшем будущем будет определять современный облик мира.

Доминирующими в этом тысячелетии будут процессы региональной интеграции (регионализации) во всех сферах жизнедеятельности общества. Создаются региональные экономические, военно-политические и иные союзы. Значительно увеличилась экономическая мощь транснациональных корпораций (ТНК) и мультинациональных корпораций. Их финансовые возможности нередко превышают совокупный потенциал не только отдельных стран, но и целых регионов. Сегодня частный капитал имеет больше ресурсов, чем центральный банк даже такой страны как США. Ежемесячно мировой финансовый рынок перемещает более 3 млрд. долл. США из страны в страну, из них 2 — не контролируется государствами или другими официальными институтами.

Увеличивается разрыв в уровнях жизни народов, темпах научно-технического развития, концентрации капитала. Обостряется борьба за рынки сбыта как между промышленно-развитыми странами, так и между транснациональными корпорациями. Происходит передел мирового рынка ресурсов и, прежде всего, рынка энергоресурсов. В результате интенсификации хозяйственной деятельности углубляется кризис системы “общество—природа”. Сегодня скорость антропогенных нарушений природы выше скорости ее самовосстановления.

Чтобы не остаться на обочине мирового прогресса, ответить на вызовы гло­бализации, Республике Беларусь, которая является страной с переходной эко­номикой, необходимо органически вписаться в современную систему мирохозяйственных связей. Это и обусловливает актуальность темы данного реферата.

В работе делается попытка проанализировать состояние внешнеэкономических связей Республики Беларусь с учетом особенностей исторического развития государства и процессов глобализации мировой экономики.

Реферат включает три главы и список использованной литературы.

Глава 1. Особенности экономического развития Республики Беларусь

Геополитическое положение Беларуси издавна содействовало развитию и росту ремесла и торговли, промышленности и сельского хозяйства. Экономическая жизнь не замыкалась в собственных этнических рамках ¾ изделия белорусских ремесленников, продукция сельского хозяйства и промышленности, торговые связи белорусских купцов были известность за пределами белорусских земель.

Торговля ¾ древнее земледелия или любого другого вида регулярного производства. По утверждению лауреата Нобелевской премии по экономике Ф.А. Хайека: “Торговля, безусловно, зародилась в глубокой древности, причем, торговля дальняя, торговля предметами, происхождение которых вряд ли было известно и самим торговцам; и она гораздо древнее любого другого вида прослеживаемых ныне контактов между группами, обитавшими далеко друг от друга”. Древнейшими международными торговыми путями, проходившими по территории современной Беларуси, являлись так называемые “янтарный” путь и путь “из варяг в греки”, которые связывали побережье Балтики с Черным морем и бассейном Средиземноморья.

Предки белорусов ¾ племена полочан, древлян, радимичей, принимали участие в победоносном походе киевского князя Олега на Константинополь, который завершился договором 907 г. Ряд его статей регулировал торговые взаимоотношения Византии и Древней Руси. Этот договор можно считать первым известным в истории внешней политики дипломатическим соглашением, отражающим внешнеэкономические интересы белорусских земель. Торговля с Византией имела первостепенное значение до конца XI — начала XII вв. Затем значительное развитие приобрело северное и северо-западное направления: торговля с о. Готланд, скандинавскими и северо-немецкими городами. В XIV—XV вв. почти монопольным правом на торговлю в бассейнах Северного и Балтийского морей владела Ганза — торговый союз немецких и ряда европейских городов во главе с Любеком. Известны торговые договоры, нередко совместные для Полоцка, Витебска и Смоленска с ганзейскими городами Любеком, Данцигом, Бременом, Мюнстером, Дортмундом, Брауншвейгом, Касселем. В Полоцке был немецкий торговый двор. Право торговли в Полоцке с иностранными купцами имели также и новгородцы, и москвичи, которые, однако, могли покупать привозные товары лишь при посредничестве полоцких купцов.

Важнейшим внешнеторговым партнером белорусских земель в Средневековье являлось Московское государство. В XIII¾XV вв. экспорт из него достигал от трети до половины всей внешней торговли Великого княжества Литовского.

Эпохой коренных изменений в мировой торговле стал XVI в. В ходе Великих географических открытий в Западную Европу переместился центр мировых торговых путей. В то же время в XVI—XVII вв. происходит включение районов Восточной Европы в формирующийся мировой рынок в качестве полупереферии, специализировавшейся на поставках сырья для промышленности (лес, кожи, лен, пенька) и сельскохозяйственных продуктов массового спроса (зерно, сало). Именно с этого времени вывоз леса надолго стал ведущей статьей белорусского экспорта.

После вхождения в конце XVII в. белорусских земель в состав Российской империи были сняты таможенные препятствия для движения белорусских товаров в ее пределах, а экономическая эволюция XIX ¾ начала XX в. в сельском хозяйстве и промышленности кардинально трансформировали состав и структуру белорусского экспорта и импорта. Развитие путей сообщения Беларуси в первой половине XIX в. характеризуется интенсивным строительством каналов и водных систем, а во второй половине XIX ¾ начале XX в. ¾ строительством и эксплуатацией железных дорог. Эти меры благоприятствовали росту белорусской торговли. Через белорусские земли шел поток и транзитной торговли. Однако в это время Беларусь была аграрной окраиной России, а национально-колониальная политика царского самодержавия затормаживала появление здесь индустрии.

Международные экономические отношения и развитие путей сообщения влияли на судьбы целых отраслей белорусской экономики. Так, с развитием железнодорожного транспорта и экспорта металла с Урала и Украины прекратила свое существование белорусская металлургия. В то же время на основе использования привозного сырья в XIX в. возникли новые отрасли отечественной промышленности, например, табачная. Как правило, основная часть продукции промышленных предприятий, работавших на импортном сырье, шла на экспорт. Крупнейшая на территории Беларуси табачная фабрика Шерешевского в Гродно имела оптовые склады для продажи своей продукции в Варшаве, Люблине, Лодзи, Ломже, Радоме, Вильно, Двинске, Симферополе. Сырье на нее привозили из российских губерний, Крыма, Украины, Турции и США.

Некоторые белорусские предприятия изначально ориентировались на сбыт продукции за пределами Беларуси. Это в полной мере относится к предприятиям, специализировавшимся на выпуске отдельных видов потребительской продукции, объемы продаж которой в белорусских губерниях можно было рассчитать заранее, а также к предприятиям, производственные мощности, специализация и, в определенной степени, монопольное положение которых позволяли занять свою нишу на внебелорусских рынках. Таким предприятием была, например, Гродненская карандашная фабрика — одна из четырех фабрик такого профиля в дореволюционной России. А первой и единственной фабрикой очков и оптических инструментов стало предприятие, открытое в 1892 г. в Витебске.

Важным инструментом международных отношений, начиная с середины XIX в., стали выставки. Всемирные выставки возникли с развитием капитализма как мировой системы. В этих смотрах мировой экономики, науки и культуры активное участие принимала императорская Россия, а в составе ее павильонов и отделов и Беларусь. Всего на девяти всемирных выставках XIX в. по различным отделам и классам приняло участие около ста экспонентов из Беларуси. Большинство из их было удостоено различных наград и призов. Такое мировое признание свидетельствовало об экспортном потенциале белорусской промышленности и сельского хозяйства. Кроме того, белорусские производители неоднократно участвовали и получали награды не только на всемирных, но и на международных специализированных выставках, а также на многочисленных отечественных смотрах достижений, в том числе и на всероссийских выставках (1882, 1896, 1913).

В начале XX в. Беларусь, располагаясь между крупнейшими промышленными центрами Российской империи ¾ Петербургом, Москвой, Ригой, Царством Польским, Украиной ¾ успешно развивала различные отрасли промышленности, сельское хозяйство и разработку лесных богатств, участвовала в международном разделении труда и международных экономических отношениях. Потребности белорусского рынка частично покрывались за счет импорта. Отдельные отрасли белорусской экономики развивались за счет иностранных инвесторов.

После распада СССР и обретения в 1991 году независимости Беларусь была одной из самых развитых и богатых республик бывшего Союза (без учета новых государств Балтии) по показателям дохода на душу населения, что является отражением устойчивого развития нашей страны в 70-е и начале 80-х гг. XX в. На ее территории крупные узкоспециализированные промышленные предприятия выпускали в основном конечную продукцию; многие предприятия Беларуси имели тесные кооперационные связи с партнерами из других союзных республик, прежде всего, из России. Распад единого экономического пространства СССР и совпавшее с ним по времени начало процесса системной трансформации привели к резкому ухудшению экономической ситуации в республике. Началось падение производства, огромных масштабов достигла инфляция, заметно снизился жизненный уровень населения.

В мае 1992 года были приняты “Основные направления политики правительства Республики Беларусь по предотвращению спада производства и формированию условий выхода из кризиса”. Согласно этому документу “стратегический курс правительства состоит в последовательном и более ускоренном формировании рыночной экономики с одновременной глубокой перестройкой народно-хозяйственного комплекса республики, направленной на разумное свертывание ресурсоемких производств (в первую очередь тех, которые определяют отрицательные торговые и платежные балансы республики со странами СНГ) и интенсивным развитием наукоемких производств, обеспечивающих рост экспортного потенциала и удовлетворение потребностей самой республики”. Наряду с этим предусматривалось проведение в жизнь тактики экономических прорывов в тех сферах и отраслях, где такие прорывы реально возможны и могут дать относительно быстрый эффект: сельское хозяйство, производство товаров народного потребления, конверсия части ВПК.

Характерной чертой экономической политики Беларуси в середине 90-х гг. было сочетание жесткого стабилизационного курса в денежно-кредитной сфере с медленными темпами рыночных преобразований в других областях. В Беларуси, в отличие от России и ряда других стран СНГ, не ставилась задача создания широкого слоя собственников. В промышленности предполагалась эволюционная структурная перестройка, а изменение отношений собственности было отодвинуто на второй план.

Важным фактором изменения экономического положения Беларуси явилось расширение связей с Россией и другими партнерами по СНГ.

Наша республика ¾ одно из экономически развитых государств СНГ. В ее экономике доля промышленности составляет около 1 /3 объема национального продукта. Наибольшее развитие получили такие отрасли промышленности как автомобилестроение, тракторостроение и сельскохозяйственное машиностроение, станкостроение и производство подшипников, электротехническая промышленность, добыча и переработка нефти, производство синтетических волокон, минеральных удобрений, фармацевтическая промышленность, производство строительных материалов, легкая и пищевая промышленности. Характерной чертой национальной индустрии является выпуск готовой продукции, большая часть которой поставляется на экспорт.

Машиностроение и металлообработка — ведущие отрасли промышленности Республики Беларусь. Отраслевая структура машиностроения весьма разнообразна. В нее входят: электротехническая промышленность, химическое и нефтехимическое машиностроение, станкостроение и инструментальная промышленность, приборостроение, автомобильная и подшипниковая промышленность, тракторное и сельскохозяйственное, строительно-дорожное и коммунальное машиностроение, машиностроение для легковой и пищевой промышленности и бытовых приборов.

Радиоэлектронная промышленность Беларуси специализируется главным образом на производстве средств вычислительной техники, мобильных автоматизированных систем управления, оптических приборов, систем и средств связи, авиационного оборудования, телеметрической аппаратуры, изделий электронной техники, элементов вооружения и военной техники. В значительной мере по этой причине большинство предприятий радиотехнической и электронной отраслей промышленности располагают современной производственно-технологической базой, высококвалифицированной рабочей силой и инженерно-техническим персоналом.

Основными видами производимой в республике электротехнической продукции являются электродвигатели переменного тока, осветительные электролампы, кабельные изделия и провода для комплектования электробытовых приборов, управляющие комплексы и разнообразные виды приборов.

Ведущие предприятия белорусского химического комплекса введены в эксплуатацию в 70-х годах при участии специалистов из Англии, Германии, Японии, России, США и других стран. В последующие периоды действующие производственные мощности неоднократно реконструировались, оснащались новейшими отечественным и зарубежным оборудованием.

Все это позволяет производить качественную химическую продукцию, пользующуюся постоянным спросом во многих странах мира. Такие белорусские изделия, как химические волокна и нити, стеклоткани и полимерные материалы, удобрения и шины, лаки и краски пользуются спросом и экспортируются во многие страны Европы, Америки и Азии.

В последние годы значительное развитие получила легкая промышленность республики. Ведущее место здесь принадлежит текстильной, швейной и обувной отраслям промышленности. Они сориентированы на выпуск довольно широкого круга изделий: разнообразных видов ниток, пряжи и тканей из льна, хлопка, шерсти и синтетических материалов; ковров и ковровых изделий, нетканых материалов, трикотажных и чулочно-носочных изделий, продукции швейной промышленности, корсетных изделий, изделий из натуральной и искусственной кожи, искусственного и натурального меха, обуви и др. Большинство промышленных предприятий легкой промышленности активно сотрудничает с иностранными фирмами на основе технологической и производственной кооперации.

Почти половина всей территории Республики Беларусь занята сельскохозяйственными угодьями. Большая часть сельскохозяйственной продукции произ­водится крупными коллективными и государственными предприятиями (колхо­зами и совхозами). Наряду с ними получают развитие и фермерские хозяйства.

Природные условия Беларуси позволяют успешно производить такие высокодоходные товарные виды продукции как молоко, говядина, свинина, мясо и яйцо птицы, зерно, картофель, лен-долгунец, сахарная свекла и др. Большое внимание уделяется техническому переоснащению промышленности, перерабатывающей сельскохозяйственную продукцию, наращиванию экспортного потенциала аграрного сектора.

Беларусь обладает развитым научным потенциалом. В Национальной Академии наук Республики Беларусь, Белорусском государственном университете, научно-исследовательских институтах успешно осуществляются прикладные и фундаментальные исследования в области квантовой электроники, физики твердого тела, генетики, химии, порошковой металлургии и других актуальных направлениях.

Важную роль для национальной экономики играет иностранный капитал. Основой для его функционирования в Республике является Закон “Об иностранных инвестициях на территории Республики Беларусь”.

Иностранные инвестиции на территории Республики Беларусь могут осуществляться в формах:

¨ долевого участия в предприятиях, создаваемых совместно с белорусскими юридическими и физическими лицами;

¨ создание предприятий, полностью принадлежащих иностранным инвесторам;

¨ приобретения предприятий, зданий, сооружений, акций и других ценных бумаг;

¨ приобретения прав пользования землёй, другими природными ресурсами, а также иных имущественных прав;

¨в любых других формах хозяйственной и иной деятельности, не противоречащих законодательству, действующему на территории Республики Беларусь.

Иностранная предпринимательская деятельность, связанная с созданием предприятия, регулируется следующими нормативными актами: Законом “Об иностранных инвестициях”, Законом “Об инвестиционной деятельности в Республике Беларусь”, Законом “О предприятиях” и Законом “Об акционерных обществах”. Для открытия предприятия с иностранным капиталом необходимо пройти государственную регистрацию в Министерстве иностранных дел Республики Беларусь или ином государственном органе, обладающем соответствующими полномочиями (например, банки регистрируются в Национальном банке).

Привлекаемые в республику зарубежные инвестиции (кредиты), как правило, носят целевой характер и направляются на структурную перестройку экономики, модернизацию действующих предприятий, расширение выпуска потребительских товаров. Так, с января по апрель 2001 года инвестиции в основной капитал составили 592,6 млрд. руб., что составляет 93,4% по отношению к данному периоду 2000 года. Приоритетными в этом отношении являются такие отрасли, как машиностроение, химическая и легкая промышленность, стройматериалы, переработка сельскохозяйственной продукции, производство медицинской техники, а также проекты, связанные с энергоснабжением, охраной окружающей среды и конверсией оборонных предприятий.

С рядом зарубежных стран Республика Беларусь подписала соглашения о содействии (поощрении) и взаимной защите инвестиций.

В последнее время получила развитие новая форма привлечения иностранных инвестиций ¾ свободные экономические зоны (СЭЗ). Основой их создания и развития являются “Концепция организации свободных (специальных) экономических зон на территории Республики Беларусь” и Указ Президента Республики Беларусь “О свободных экономических зонах на территории Республики Беларусь”. Функционирование СЭЗ связывается с либерализацией и активизацией внешнеэкономической деятельности. Для них характерно наличие благоприятного инвестиционного климата, включающего в себя таможенные, финансовые, налоговые льготы и преимущества по сравнению с общим режимом производственной и хозяйственной деятельности, существующим в Беларуси. Одна из крупнейших свободных экономических зон в республике создана в ее столице — г. Минске и располагается на территории промышленного узла Шабаны.

Государственная политика Республики Беларусь в области внешней торговли и осуществляемые государством практические меры позволяют хозяйствующим субъектам всех форм собственности, в том числе иностранным, работать в любой, не запрещенной законом и не наносящей ущерб экономике, сфере предпринимательской деятельности.

Глава 2. Экономические связи Республики Беларусь со странами СНГ на современном этапе

После того, как СССР прекратил свое существование, быстро ухудшалось экономическое положение большинства государств Содружества, причем в немалой степени вследствие разрыва хозяйственных связей, неурегулированности валютно-финансовых отношений, механизма расчетов и ценообразования.

В этих условиях не могло не усиливаться осознание необходимости нормализации экономических взаимоотношений, принятия законодательных мер, которые позволили бы воссоздать некогда единое экономическое пространство, но уже на новой, рыночной основе. Для стран СНГ данная задача особенно актуальна в связи с тем, что в мировой экономике Беларусь, Россия и другие постсоветские государства занимают весьма скромные позиции. Так, совокупная доля СНГ в мировом экспорте насчитывает чуть более двух процентов (в том числе на Россию приходится 1,2—1,3 процента). В мировой торговле услугами новые государства занимают еще более скромные позиции. На долю РФ приходится примерно 0,8 процента коммерческих услуг, предоставляемых странами друг другу. В перемещении капитала участвует фактически только Россия. Правда, и в этой сфере ее роль совсем незначительна. Приведенные цифры свидетельствуют о чрезвычайно малом вкладе новых стран в формирование мировой экономики.

Важным шагом на пути восстановления разорванных экономических связей между бывшими республиками Союза ССР и их развития на новой основе стало заключение в октябре 1992 г. в Бишкеке соглашения “О единой денежной системе и согласованной денежно-кредитной и валютной политике государств, сохранивших рубль в качестве законного платежного средства”. Подписало это соглашение 8 государств.

14 мая 1993 г. в Москве на заседании глав государств — участников СНГ были приняты декларация о поэтапном движении к экономическому союзу и решение о подготовке соответствующего договора и сопутствующих ему соглашений. Документы подписали Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Россия, Таджикистан, Узбекистан, Украина, т.е. все участники заседания за исключением Туркменистана, который, впрочем, проявляет интерес к этой работе в качестве наблюдателя. В документах отражены стремление к глубокой интеграции, созданию общего рынка для свободного перемещения товаров, услуг, капиталов, трудовых ресурсов при обеспечении взаимных интересов государств и намерение более тесно согласовывать действия по различным направлениям экономической политики, особенно проведению экономических реформ.

Затем было подготовлено соглашение о Межгосударственном банке СНГ, а в сентябре 1993 г. заключен Договор о создании Экономического союза СНГ.

Позднее, 24 сентября 1993 г., в Москве был подписан рамочный Договор о создании экономического союза. Договор открыт любой стране СНГ для присоединения. Он предусматривает координацию денежно-кредитной, финансовой и валютной политики и гармонизацию налогообложения. Однако что было совершенно новым в Договоре — это признание существования двух валютных систем в рамках экономического пространства СНГ: много-валютный системы и рублевой зоны нового типа, т.е. зоны российского рубля. Для многовалютной системы Договор установил цели, стадии и механизмы трансформации в направлении валютного союза.

1. На первой стадии трансформации Договор предусматривает создание платежного союза на базе: взаимного признания и официальных котировок всех республиканских валют; многостороннего клиринга через Межгосударственный банк или другие учреждения с использованием национальных валют; скоординированных механизмов взаимного кредитования для покрытия дефицитов платежных балансов; конвертируемости национальных (республиканских) валют по текущим расчетам.

2. Межгосударственный банк был создан в декабре 1993 г. Доля России в его оплаченном капитале — 50%. Банк должен предоставлять кредиты республиканским центральным банкам в рамках лимитов, пропорциональных их счетам в этом банке. Со второй половины 1994 г. банк должен был обеспечить многосторонний клиринг в российских рублях, в твердых валютах или в третьих валютах по решению Совета банка.

3. На следующем этапе предусматривалось трансформация платежного союза в “валютный” союз на базе: плавающих обменных курсов республиканских валют и удержаний колебаний курсов в согласованных пределах; полной конвертируемости этих валют.

4. После достижения валютной “прозрачности” предполагалось преобразовать многовалютную систему в одновалютную. При этом наиболее широко используемая и стабильная валюта среди бывших республиканских валют должен был играть роль общей валюты.

Межгосударственный валютный комитет, предусмотренный Договором об экономическом союзе в качестве наднационального валютного органа, был наделен такими функциями, как осуществление мер, способствующих конвертируемости “мягких” валют по текущим расчетам; контроль за процессом либерализации рынка иностранной валюты в странах-участницах Договора с тем, чтобы обеспечить формирование обменных курсов их валют рыночными факторами; создание фонда под контроль комитета в случае намерения участников Договора частично объединить резервы твердой валюты, золота и драгоценных металлов для решения проблем платежных балансов. Однако, несмотря на то, что деятельность комитета формально началась в 1994 г., указанные соглашения остались на бумаге. Кстати, многие из документов, подписанных в рамках СНГ, также до сих пор не реализованы. Это свидетельствует о том, что данное образование в значительной степени носит политический, а не экономический характер.

Одной из острейших проблем взаимоотношений стран ближнего зарубежья стала проблема взаимных расчетов. Ее безотлагательное решение является необходимым условием формирования экономического союза. Поиск денежно-расчетной модели, приемлемой для стран ближнего зарубежья, идет давно. Ряд их вышли из рублевой зоны и ввели свои национальные валюты.

Некоторые специалисты еще в конце 1991 г. не исключали возможности формирования рублевой зоны особого типа, сочетающей национальные валюты во внутриреспубликанском обороте с рублем России в качестве резервной валюты безналичных расчетов между республиками. На эту гипотезу появилась ссылка в обзоре ЕЭК ООН за первое полугодие 1992 г. Данная модель валютных отношений (поливалютная зона с взаимо-плавающими курсами национальных валют и координацией хозяйственной и денежной политики) нашла свое место и в предложениях Института внешнеэкономических исследований РАН за 1992 г. При этом Институт исходил из высокой степени вероятности разных скоростей и направленности реформных преобразований в государствах на территории бывшего СССР, и соответственно необходимости защиты внутренних рынков от сторонней инфляции и оттока с них товарных ресурсов местного происхождения.

Однако политическое оформление процессов государственного размежевания заметно разошлось с экономическими реалиями. Достаточно напомнить, что Беловежское и последовавшие за ним соглашения исходили из функционирования единого рубля и лишь введение с 1 июля 1992 г. системы межгосударственных расчетов через корреспондентские счета в Центральном банке Росии (как защищенной меры от кредитной эмиссии рубля в других государствах СНГ) привело к реальному прекращению функционированию денежной системы, основанной на бывшем советском рубле.

Наступил новый этап — разделение на автономные денежные системы, внешне объединенные общим платежным средством — рублем — в начальном денежном обороте (10—15% общего оборота), но различные в своей основе — в безналичном обороте. С учетом этого была предпринята попытка создать Межгосударственный банк стран СНГ для многосторонних расчетов.

Политические игры с рублевой зоной, призванные демонтировать стремление к реинтеграции, завершилось подписанием 7 сентября 1993 г. шестью государствами — Россией, Арменией, Беларусью, Казахстаном, Такжикистаном и Узбекистаном — соответствующего соглашения, где было заявлено о стремлении участников иметь единую денежную систему с использованием российской валюты, а затем заключением с Россией двусторонних соглашений с конкретными обязательствами. Страны, заявившие о своем стремлении иметь общую денежную систему с использованием российской валюты, обязались согласовать с Россией основные параметры денежно-кредитной, финансовой, валютной, таможенной политики и объема валютной интервенции на рынках. В качестве основных показателей должны были бы использоваться объемы денежной массы на территории государств — участников соглашения, размеры дефицитов консолидированных бюджетов, показатели регулирования деятельности коммерческих банков, процентные ставки по кредитам.

Таким образом, в рамках сформированного 27 сентября 1993 г. Экономического союза как бы сразу возникли две зоны расчетно-платежных отношений, вторая из которых опирается на самостоятельные валютные политики государств-членов. К этой зоне принадлежат Кыргызстан, Молдова, Туркменистан и Украина.

Для анализа того, в каком направлении должны развиваться связи Беларуси с государствами Содружества, большое значение имеет экономическое положение различных стран СНГ. Его можно проиллюстрировать на примере итогов 2000 г.

Самые высокие темпы экономического роста в 2000 г., как и в 1999 г., продемонстрировала Туркмения (более 10%). В Беларуси продолжался спад, начавшийся в 1999 г. Правда, согласно информации, представленной Статистическим комитетом СНГ, белорусский ВВП вырос в 2000 г. на 6%, а производство промышленной продукции — на 8%. Однако, по данным того же комитета, перевозки грузов (без трубопроводного транспорта) сократилась в Беларуси на 14%, инвестиции в основной капитал — на 3%. В остальных странах СНГ ВВП вырос в среднем на 4—5%.

На протяжении ряда лет стабильным уровнем цен отличается Армения. В 2000 г. индекс цен производителей промышленной продукции повысился здесь на 0,8%, а индекс потребительских цен понизился также на 0,8%. Несколько улучшилась инфляционная обстановка в Беларуси: если в 1999 г. цены выросли здесь в 4 раза, то в 2000 г. — в 2,6—2,9 раза. В большинстве других стран СНГ темпы роста цен выходили за пределы 30%.

В 2000 г. были сделаны определенные попытки подтолкнуть интеграционое строительство на постсоветском пространстве. В октябре 2000 г. Россия вместе с другими странами — участницами Таможенного союза — Беларусью, Казахстаном, Киргизией и Таджикистаном — подписала Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества.

Позитивные изменения в плане развития экономического сотрудничества стран СНГ принес истекший 2001-й год. Так, экономическая интеграция стала отдельной темой на состоявшемся в начале марта с.г. неформальном саммите лидеров государств Содружества в Казахстане. Отмечалась необходимость более тесного экономического союза и активизации усилий по созданию зоны свободной торговли. Достигнута договоренность о взаимодействии в топливно-энергетической сфере. Речь идет о том, — отметил Президент России В.В. Путин — что Россия и Туркменистан, крупнейшие газодобытчики, будут работать на новых условиях с другими странами, которые готовы предоставить свои транспортные системы для доставки газа не только потребителям из СНГ, но и для Европейского Союза, а также азиатских государств.

Особенность функционирования СНГ в ближайшие годы состоит также в том, что он вынужден будет опираться прежде всего на государственные структуры в сферах производства, обращения и управления воспроизводственным процессом, поскольку государственная собственность пока является господствующей во всех без исключения странах-участницах подготовки Договора.

Исходя из реальной экономической ситуации в странах Содружества, и строит Республика Беларусь свои взаимоотношения с ними.

Главный торговый партнер Беларуси — Россия, товарооборот с которой составляет около 10 миллиардов долларов (58,7 процента общего товарооборота). В структуре экспорта на долю транспортных средств (тракторы, грузовые автомобили, велосипеды) приходится 17,9 процента; машин, оборудования, механизмов (бытовые холодильники, телевизоры, подшипники, электронные интегральные схемы) — 13,8; химической продукции — 11,5; текстиля и изделий из него — 11,5; недрагоценных металлов — 9,2 процента. В структуре импорта 27,5 процента составляют минеральные продукты; 15 — машины, оборудование, механизмы; 13 — продукция пищевой промышленности; 12,5 — недрагоценные металлы; 10,4 процента — химическая продукция. В Беларуси зарегистрировано около 1500 совместных предприятий с иностранными партнерами. Объем производства продукции совместных предприятий составляют более 20 миллиардов белорусских рублей; экспорт — 210 миллионов долларов; импорт — 320 миллионов долларов. Приведенные показатели свидетельствуют о сильной ориентированности белорусского производства на внешние рынки, о том, что основными внешнеэкономическими партнерами Республики Беларусь остаются страны СНГ и прежде всего Российская Федерация, с которой у нас установились особые политические и экономические отношения в рамках создания Союза двух государств.

Следует отметить, что именно создание единого союзного государства должно стать важнейшим фактором для обеспечения прочной интеграции нашей республики в мировое экономическое сообщество. Этот процесс особенно активизировался в прошлом году. Конец 2001 г. ознаменован важными событиями в жизни Союза Беларуси и России. Прошли заседания Совета Министров и Высшего Государственного Совета Союзного государства. А 12 марта нынешнего года в Минске состоялось очередное заседание Высшего Госсовета, на котором принято решение в ближайшее время подписать целый пакет межправительственных соглашений, направленных на создание единых экономических условий для субъектов хозяйствования Беларуси и России. Активно ведется в настоящее время подготовка проекта Конституционного акта Союзного государства.

Глава 3. Беларусь как часть мировой экономической системы

Географически Беларусь является центром Европы. По сути, она должна бы относиться к Центральной Европе. Но условное деление производится не столько географически, сколько экономически, политически и социально. Европа сегодня представляет собой многомерное пространство, начиная от высоко индустриально развитой западной части до стагнирующей восточной.

Важную роль в решении проблем выхода из социально-экономического кризиса играют внешнеэкономические связи республики с мировым сообществом. Это обусловлено, прежде всего, тем, что, во-первых, Беларусь имеет традиционно сложившуюся открытую экономику, ориентированную на внешние сырье и рынки сбыта. Во-вторых, моральный и физический износ основных фондов большинства отраслей экономики, а также рост цен на энергоносители и сырье до мирового уровня снизили конкурентоспособность нашей продукции на мировом рынке. В-третьих, сложности в бюджетно-налоговой системе не позволяют без внешних ресурсов решать задачи не только финансирования дефицита государственного бюджета, но и макроэкономической стабилизации экономики республики.

Стратегия республики на международной экономической арене определяется ее положением в системе мировых хозяйственных связей. Периферийные страны, к которым относятся Беларусь и другие постсоветские государства, не могут конкурировать на равных с ведущими участниками глобальной интеграции и вынуждены приспосабливаться к ней на правах новичков. Поэтому актуальной задачей становится адаптация национально-хозяйственного комплекса Беларуси к процессу глобализации мировой экономики. Это означает, в первую очередь, необходимость повышения национальной конкурентноспособности, чтобы наша страна смогла занять достойное место в мировом сообществе.

Опыт государств с переходной экономикой свидетельствует о том, что стратегия международного экономического сотрудничества должна быть направлена на привлечение в республику передовых технологий и иностранных капиталов; улучшение структуры внешнеторгового обмена за счет существенного увеличения удельного веса в экспорте наукоемких изделий и услуг и организации импортозамещающих товаров с учетом факторов экономической целесообразности и сравнительных преимуществ белорусской экономики; достижение достаточного уровня платежеспособности, что позволит своевременно обслуживать внешний долг, накапливать валютные резервы и на этой основе поддерживать конвертируемость национальной валюты.

Одним из направлений международного сотрудничества является работа с международными финансовыми организациями, такими как Международный валютный фонд (МВФ), Мировой банк реконструкции и развития (МБРР), Европейский банк реконструкции и развития, по привлечению в республику финансовых ресурсов.

Кредиты международных финансовых организаций являются источниками финансирования реформирования экономики, поддержания платежного баланса, осуществления структурной перестройки промышленности (путем финансирования инвестиционных проектов, предполагающих закупку современного оборудования и технологий, консультативного содействия), развития инфраструктуры (транспорта и коммуникаций) и энергетики, развития малого и среднего бизнеса, ускорения процессов приватизации.

Сотрудничество с МВФ важно для республики, так как финансовые ресурсы этой организации используются на поддержание платежного баланса и создание валютных резервов государства. Техническая помощь, предоставляемая МВФ республике на безвозмездной основе, была оказана при создании Казначейства при Министерстве финансов, компьютеризации и реструктуризации налоговой инспекции. За счет средств технической помощи постоянно повышается квалификация государственных служащих через систему семинаров и курсов, проводимых международными финансовыми организациями на базе Объединенного венского института, а также предоставляются высококвалифицированные консультации по различным направлениям.

Осуществляя финансовую поддержку, МВФ должен быть уверен, что страна проводит политику, способную улучшить внешнеэкономическую ситуацию. Использование ресурсов МВФ связывается с попытками достижения страной определенного прогресса в восстановлении платежного баланса и стабилизации экономического роста. Нормальное состояние платежного баланса означает, что страна может осуществлять финансовые платежи и обслуживание своего внешнего долга своевременно. Поэтому программы МВФ по финансовой поддержке направлены на приведение в норму внутреннего и внешнего баланса в экономике.

В обмен на финансовую поддержку со стороны МВФ государство должно принять обязательство о проведении комплекса мер, направленных на преодоление экономических и финансовых диспропорций. При этом кредиты предоставляются только под проведение экономических реформ (МВФ не требует ни финансовых, ни имущественных залогов) и под низкие проценты (средний уровень колеблется около 4,5% годовых, что в 1,5—2 раза ниже уровня, существующего на рынках ссудного капитала).

Первая финансовая помощь со стороны МВФ была предоставлена Беларуси в июле 1993 г. в виде первой транши кредита по линии фонда системных трансформаций, вторая транша кредита поступила в начале 1995 г. (всего около 200 млн. дол. США). Средства займа были направлены на поддержание валютных резервов Национального банка, покрытие дефицита государственного бюджета, погашение просроченной задолженности по кредиту Европейскому союз и на финансирование инвестиционных проектов предприятий республики.

В сентябре 1995 г. было принято решение Совета директоров МВФ о предоставлении Республике Беларусь кредита стэнд-бай в размере около 280 млн. дол. США, первая транша которого в размере 70 млн. дол, США уже получена. Для получения кредита стэнд-бай правительством республики совместно с персоналом МВФ была разработана экономическая программа, предусматривающая основные направления реформирования экономики страны. Сам факт получения кредита стэнд-бай и успешная реализация экономической программ являются условием для привлечения кредитных ресурсов по другим линиям.

Однако роль МВФ в обеспечении устойчивости белорусской экономики в течение нескольких последних лет претерпела значительные изменения. Наша страна уже не зависит от кредитов этой организации в такой мере, как в прежние годы. Подчеркивая этот факт, Президент Республики Беларусь А.Г. Лу­ка­шенко отметил, что в последние месяцы у Беларуси сложились самые хорошие отношения с Международным Валютным Фондом. Однако в настоящее время кредитов республика брать не собирается. Они просто не нужны. Хотя несколько лет назад потребность в займах МВФ была.

МБРР предоставил республике три кредитных линии: заем на институциональное развитие, средства которого были направлены на укрепление и развитие институтов управления экономикой в переходный период; реабилитационный заем для поддержки программы экономических реформ и финансирования критически необходимых статей экспорта (продукты питания, медикаменты и др.); заем на развитие лесного хозяйства. При ускорении проведения рыночных реформ (приватизация, развитие частного сектора, совершенствование законодательства, создание благоприятного инвестиционного климата) МБРР планирует расширение своей финансовой и технической помощи Беларуси в области поддержки частного сектора, структурных преобразований (реформирование и разгосударствление крупных промышленных предприятий, составляющих основу промышленного сектора республики), а также в осуществлении отраслевых проектов (сельское хозяйство, транспорт, жилищное строительство, энергетика и др.).

Европейский банк реконструкции и развития осуществляет прямое финансирование проектов под гарантии правительства (в частности, модернизация Оршанской ТЭЦ, создание минского оптового рынка, развития международной телекоммуникационной связи, модернизация автомагистрали Брест-Минск-граница Российской Федерации, развитие частных предприятий), а также оказывает техническую помощь и содействие по привлечению иностранных инвесторов и кредиторов в страну, беря на себя проектный и кредитный риск.

В масштабах экономики Беларуси средства, предоставленные международными финансовыми организациями, не так уж велики, но именно они являются катализатором для инвестиционного и торгового сотрудничества нашей республики с Западом. Деловой и финансовый мир развитых стран очень осторожен в выборе партнеров и практически не делает никаких шагов до тех пор, пока МВФ и Всемирный банк не включат “зеленый свет”, означающий, что страна прошла через определенные экономические трудности, вошла в режим рыночных отношений, что политический и финансовый риск в ней для западного инвестора вполне приемлемый.

За первый квартал 2001 года внешнеторговый оборот (без учета услуг) Республики Беларусь составил $ 3504,1 млн. (экспорт товаров —$1773,5 млн., импорт товаров — $1730,6 млн., сальдо — 42,9). Если сравнить с первым кварталом 2000 года, можно сделать, что экспорт увеличился на 6,4%, а импорт уменьшился на 13,5%.

Характеризуя наши отношения со странами “дальнего” зарубежья, следует отметить, что на первом месте здесь идет Германия, которая является вторым после России торговым партнером Беларуси, опережая Украину, Польшу, Латвию, Литву, Италию и США.

На примере расширяющихся деловых связей Беларуси с фирмами Германии можно показать, как важно знание особенностей сотрудничества с немецким бизнесом для успешного развития отношений с этой страной. Рынок в Германии является одним из крупнейших рынков мира, объем импорта в год превышает 550 млрд. марок, а по экспорту занимает ведущее место в мире. Важнейшие отрасли экспорта: автомобилестроение, химическая и электротехническая промышленности, машиностроение.

Немецкий рынок является классическим рынком предложения, а не рынком спроса. Только конкурентоспособное предложение и деятельная концепция маркетинга с немецкими партнерами может привести к успеху на рынке спроса. Качество, дизайн и упаковка часто более важны, чем цена товара, а для технических товаров еще и сервис, и соответствие немецким техническим стандартам.

Поэтому в последние годы ключевое значение в Беларуси придается работе по приближению национальных стандартов к мировым требованиям качественных характеристик производимых товаров. Действующий фонд стандартов по машиностроению и приборостроению, изделиям электронной техники и электротехнической продукции уже на 70—80 процентов соответствует международным требованиям.

Мировая практика свидетельствует, что в ходе проведения хозяйственной трансформации ныне успешно действующие страны использовали весь арсенал государственного регулирования экономических отношений с зарубежными партнерами и никогда полностью не полагались на стихию рыночных сил в международном обмене. Как правило, внешнеэкономическая политика современных государств включает сочетание методов обеспечения свободной конкуренции и, где это необходимо, — введение протекционистских средств. Причем такое сочетание предполагает, в первую очередь, учет национальных интересов.

В полном согласии с такой тенденцией нынешние акценты в стратегии западных стран по отношению к Республике Беларусь из сферы военно-полити­ческого противостояния постепенно смещаются в область экономики. Беларусь подвергается ужесточению экономической блокады, а в сотрудничестве с ее главным партнером — Россией — отчетливо прослеживается стремление западных стран к достижению односторонних преимуществ, сдерживанию развития России, скрытому проникновению в стратегически важные для нее отрасли промышленности, устранению с мировых рынков конкурентноспособных российских товаропроизводителей.

Понимание особенностей нынешней системы международных хозяйственных связей, определяющим фактором которых является глобализация мировой экономики, ставит перед нашей республикой задачу выработки новой внешнеэкономической стратегии. Без ее успешного решения и практической реализации невозможно дальнейшее движение вперед по пути социально-экономического прогресса.

Заключение

Вступление человечества в XXI в. ознаменовалось множеством кардинальных перемен во всех сферах социально-экономической и общественно-политической жизни. Важнейшая из них — становление глобальной экономики, когда мировое экономическое пространство становится единым полем для крупного бизнеса, когда география размещения производительных сил, отраслевая структура инвестиций, производства и сбыта определяются субъектами хозяйственной жизни с учетом глобальной конъюнктуры, а экономические подъемы и спады приобретают всемирные масштабы.

В этих условиях, ни одна страна, в том числе и Беларусь, не в состоянии достигнуть высокого уровня развития, опираясь только на свои собственные силы и свой научно-технический потенциал. Опоздать, не приспособиться к реалиям времени — значит безнадежно отстать, оказаться на обочине новой постиндустриальной цивилизации.

Поэтому расширение внешнеэкономических связей Беларуси является одной из узловых проблем стабилизации и развития национальной экономики на современном этапе. Уже сегодня нужно найти эффективные методы преодоления негативных тенденций, препятствующих более тесному включению нашей республики в мировые экономические процессы, приливу иностранных инвестиций в народное хозяйство страны, чтобы отстоять национальные интересы государства, с наименьшими потерями приспособиться к условиям глобального рынка.

Список использованной литературы

1. Балабанов И.Т., Балабанов А.И. Внешнеэкономические связи: Учебное пособие. — М., 1998.

2. Беларусь и страны мира 2000 / Мин-во статистики и анализа РБ. — Мн., 2000.

3. Беларусь: выбор пути: Национальный отчет о человеческом развитии 2000. — Мн., 2000.

4. Бригадин П.И., Новикова И.В. Тенденции мировой экономики и государственное управление. — Мн., Проблемы управления, 2002, № 1.

5. Богуш О. Опыт сотрудничества стран с переходной экономикой с международными организациями в 90-х гг. и особенности его применения в Республике Беларусь. Вестник ассоциации белорусских банков — Мн., 2001, № 26.

6. Внешняя торговля Республики Беларусь за 2000 год (предварительные данные). — Мн., 2001.

7. Годин Ю. Открытость не в ущерб безопасности. Экономическая интеграция Беларуси и России и мировые процессы глобализации. — Мн., Беларуская думка, 2001, № 2.

8. Дайнеко А. Беларусь и мировая экономика на пороге третьего тысячелетия. — Мн., 1999.

9. Проблемы развития внешнеэкономических связей Республики Беларусь: Тез. докл. Междунр. конф., 28—29 марта 1996 г. — Мн., 1996.

10. Шишков Ю. Внешнеэкономические связи в XX в. — От упадка к глобализации. Мировая экономика и международные отношения. — М., 2001, № 8.