Дипломная работа: Разработка коллекции клубной женской одежды
Название: Разработка коллекции клубной женской одежды Раздел: Промышленность, производство Тип: дипломная работа | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Федеральное агентство по образованию ГОУВПО «Удмуртский государственный университет» Институт Искусства и Дизайна Кафедра «Дизайн промышленных изделий» Специальность 281300 “Художественное проектирование костюма” Иванова Ольга Владимировна ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОНАЯ РАБОТА Тема: Разработка коллекции женской клубной одежды. Ижевск 2010 Содержание АННОТАЦИЯ Введение I. Социальный раздел 1.1 Профессия стилист 1.2. О клубном стиле 1.3. Описание портрета потребителя II. Исследовательский раздел 2.1. Прогноз формы как результат предпроектного анализа 2.2. Изучение творческого источника коллекции 2.2.1. Дизайн зеркальных шаров 2.2.2. Поиск пластического символа III. Проектно – композиционный раздел 3.1. Замысел коллекции и его практическое воплощение 3.2. Описание художественной выразительности модели 3.2.1 Содержательность образа 3.2.1.1 Утилитарные качества 3.2.1.2. Художественно-эстетические качества 3.2.1.3. Композиция 3.2.2 Тектоничность 3.2.2.1 Форма 3.2.2.2 Конструкция IV. Конструктивно – технический раздел 4.1. Техническое описание моделей 4.2. Обоснование выбора и характеристика материалов 4.3. Выбор методики конструирования 4.4. Размерные признаки типовой фигуры 4.5. Выбор прибавок на свободное облегание 4.6. Анализ и характеристика фигуры 4.7. Построение чертежа конструкции 4.7.1. Расчет чертежа конструкции 4.7.2. Чертеж конструкции 4.7.3. Характеристика этапа технического моделирования 4.7.4. Выбор методов обработки 4.7.5. Требования к раскладке лекал на ткани 4.7.6. Раскладка лекал V. Экономический раздел 5.1. Введение 5.2. Формирование исходных данных 5.3. Пример расчета себестоимости, цены прибыли и рентабельности изделий 5.3.1. Наиболее типовой перечень статей калькуляции 5.4. Вывод Заключение Список литературы ВВЕДЕНИЕ У художников-модельеров на развитие каждой модной, новой идеи уходят пять – восемь лет, в течение которых она получает дополнительные оттенки, оттачивается. И только тогда полностью исчерпает себя и на смену ей придут новые замыслы. Художник, дающий толчок развитию новой идеи, нового взгляда, новой линии, должен предугадывать и ощущать настроение «потребителей моды». Новая идея сначала доступна далеко не всем, затем она завоевывает всеобщее внимание, при этом старое, долгое время, привлекавшее внимание, постепенно изживает себя, начинает ощущаться серым и скучным. В первую очередь это касается «острых» предложений, ориентированных на определенный модный образ. Однако есть идеи и модели, которым суждено пройти проверку временем, остаться в истории моды и даже использоваться долгие десятилетия. Так проявляется классика моды, модели, с небольшими поправками переходящие из сезона в сезон. Это и «английский» костюм начала 30-х годов, и маленькое черное платье, созданное Г.Шанель в 1924 г., и тренчкот. Современная мода отличается большим богатством идей и свободой выбора. Она не диктует, она создала для нас благоприятные «демократические» условия для такого выбора, потому что одновременно существуют и одинаково модны и привлекательны разные стили, формы и покрои, разные объемы и длины одежды, широкая цветовая гамма. Это вполне логично, поскольку все люди разные не только по внешним данным, темпераменту, социальному положению, но и просто по своему отношению к моде и одежде. Сегодня в моде ценится индивидуальность, умение адаптировать новую идею для себя. Модно одеваться своеобразно, на свой лад, правда, это по силам немногим: кроме фантазии необходимо и «чувство вещей». Целью дипломного проекта является создание женской коллекции одежды в клубном стиле. Методы исследования: статистический и структурный анализ форм костюма, эвристические методы работы с творческим источником, метод аналогии. Новизна работы в использовании классической цветовой гаммы для моделей клубного стиля, современных материалов, методов их обработки и в применении оригинального кроя. Коллекция создана под веянием современных тенденции моды, учитывая индивидуальность заказчиц – молодых девушек, ведущих клубный образ жизни. Практическая значимость. Коллекция создана для посещения ночных клубов и вечеринок. Коллекция востребована, каждая модель имеет своего потребителя. I . СОЦИАЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ 1.1 Профессия – стилист Развитие современного костюма и связанная с этим развитием мода, является важнейшей частью материальной и духовной жизни человеческого общества, являлась связующим звеном между прошлым, настоящим и будущим. Один из самых знаменитых дизайнеров одежды конца XXв. яркий представитель итальянской школы моделирования Джанни Версаче сказал об этом следующее: «Мода всегда первой отражает все изменения, происходящие в нашем обществе, она смотрит в прошлое и находится в постоянном поиске нового». Создание современной одежды – сложный и многоэтапный процесс, в котором заняты специалисты самых разных профессий: художники-стилисты, модельеры-конструкторы, инженеры-технологи, портные и другие. Создатели костюма должны обладать высоким профессионализмом. Специалисты, непосредственно участвующие в коллективном творчестве, должны быть эстетически образованными. Все они выполняют различные функции, участвуя в процессе разработки и изготовления одежды. Но автором, создателем новых моделей одежды является именно художник-стилист, определяющий образ и стиль, общее конструктивное решение, изобретающий новые технологии и разрабатывающий декор, выбирающий цвет и материалы, продумывающий аксессуары и дополнения. Для создания костюма (одежды, обуви, аксессуаров) используются самые разнообразные материалы, наделенные различными качествами - цветом, фактурой, структурой, рисунком. Из материалов создаются объемные, трехмерные пластичные формы платьев, ботинок, шляп, сумок и т.п. Создавая костюм как художественный ансамбль, согласовывая элементы композиции в органическое единое целое, художник по костюму решает и вопросы тонально-цветовых соотношений и сочетаний. Таким образом, художник по костюму – это и скульптор, и живописец и график. В модель – идею автор вкладывает свое творческое мастерство, талант художника, свой почерк создателя по-новому решенной, порой уникальной, неповторимой вещи. Интегрирующий характер творческого таланта художника-стилиста, дизайнера выразил в своем определении итальянский дизайнер Этторе Сотсасс: «Дизайнер – это художник, ремесленник, философ». Философ, потому что, создавая проект изделий для человека в соответствии с его потребностями и вкусами, проектируя вещи и предметную среду в целом, он проектирует самого человека, его облик, эмоции, стиль жизни. Непосредственно художник проектирует вещь, а опосредованно - человека и общество. Исходный пункт творчества художника-стилиста - потребности человека и общества. Их он должен изучать, знать, чувствовать и претворять. Костюм должен органично дополнять предметную среду, которая окружает человека и постоянно воздействует на него. Поэтому художник-стилист должен стремиться к тому, чтобы форма костюма была содержательной, предельно удобной, максимально согласованной с технологией производства. Чтобы установить жизнеспособность вещи, художник рассматривает ее не изолированно, а в связи с человеком, которому она служит, и средой, в которой находится человек и другие вещи, т.е. как составную часть сложной системы человек-вещь-среда (эргономическая формула процесса художественного проектирования). Вещи должны быть приспособлены к действиям человека, и иметь такие свойства, которые бы делали их действительно полезными. Так создавая костюм определенного назначения (повседневный, нарядный, для отдыха и т.п.) художник должен в первую очередь предусмотреть, чтобы обеспечивалось максимальное удобство его ношения, ухода за ним и т.д. При всем этом костюм должен вписываться в конкретную среду и создавать с ней единое целое. Художнику-стилисту выпала трудная, ответственная и вместе с тем почетная миссия - направлять свое профессиональное мастерство на проектирование и производство костюма, доставляющего радость людям, создающего благоприятные условия в труде, учебе, на отдыхе. 1.2 О клубном стиле Стилей одежды и вариантов имиджа великое множество, однако, ярким пятном на фоне других выделяется клубный стиль. Клубный стиль не имеет особых ограничений, поэтому не подвергается воздействию со стороны твердых доктрин, присущих миру моды. Каждый выбирает для себя свой клубный стиль, руководствуясь только внутренними побуждениями и правилами. Своей бешеной популярностью и быстрым развитием он обязан своей легкости и ненавязчивости. Этот стиль не имеет особых ограничений, в нем не существует каких-то особых, жестких правил. В клубном стиле не существует четких границ и рамок, в которые его можно было бы втиснуть. Можно сказать, что каждый выбирает себе свой тусовочный стиль, руководствуясь исключительно личностными вкусами и интересами. Конечно, ведущие дизайнеры, среди которых Donna Karan, Calvin Klein и Tom Ford, имеют некоторое влияние на тенденции клубной моды, но главным критерием выбора остается сам человек. Берет свое начало клубная мода приблизительно с середины прошлого века. Начиналось все с развитием клубной культуры - тогда одежда стала знаком принадлежности к субкультуре тусовщиков. В истории клубной моды были периоды повального «хиппизма» с разноцветными очками, яркими кислотными цветовыми гаммами и обувью на высокой платформе. Были времена космической тематики с использованием пластика, винила и резины в одежде. Были времена так называемого английского «дендизма», когда рулила утонченность и чопорность. Сейчас же клубная мода начала ассимилироваться, и для того чтобы увидеть ярких представителей того или иного направления этой моды, то скорее всего придется побегать по многим клубам и тусовочным местам, прежде чем найти что-нибудь стоящее. Клубный стиль приветствует откровенные наряды, где как ни в клубе можно с успехом продемонстрировать красивые ноги и грудь, щегольнуть стройной фигурой. Эта одежда как никакая другая сможет подчеркнуть индивидуальность и сексапильность. В основной своей массе клубная молодежь старается использовать микс спортивного, повседневного, классического и многих других стилей одежды. В этот момент возникает проблема – очень сложно подобрать правильные вещи. Очень просто перейти грань красоты и китча, умеренного гламура и кричащего пафоса. Неправильно подобранные элементы одежды могут сразу вычеркнуть человека из списка людей, предпочитающих «клубный стиль». Многие пользуются услугами профессиональных дизайнеров и модельеров. Несмотря на все сложности, в клубном стиле можно выделить несколько давно устоявшихся сочетаний одежды. Люди со спортивной фигурой часто выбирают облегающую одежду: джинсы, красивые майки с трафаретным рисунком или стразами. Любители классического стиля прибегают к такому типу одеяния: приталенный и желательно узкий пиджак, узкие брюки и стильная, яркая рубашка. Большим спросом пользуются потертые джинсы, в который вправлен уникальный дизайнерский ремень с отличительной пряжкой. Модные любители клубов достаточно часто надевают стильные рубашки, заправленные в джинсы по-итальянски, то есть, три пуговицы должны быть расстегнуты. Хорошим аксессуаром для тусовщика может стать привлекательный кулон, или крупные, явно выделяющиеся наручные часы. Последнее время современному клубному стилю присущи гангстерские R&B тенденции. Отличительной чертой данного стиля являются большие кроссовки с выделяющейся шнуровкой, крупные золотые цепи, бесформенные туники и штаны. Люди, которые предпочитают клубный стиль, любят экспериментировать, не признают всевозможных запретов и не ограничивают себя догмами. Каждый тусовщик формирует свой отличительный образ, который сможет выделить его из армии клубной молодежи. Если говорить о модных трендах, то в Европе правит минимализм. Выбираясь в клубы, люди думают о том, как бы поудобнее одеться, чтобы не было жарко и ничего не мешало танцевать и отдыхать. В России же в клуб ходят, как на праздник. Девушки стараются выглядеть сексапильно - миниюбки, открытые топы, множество аксессуаров, высокие каблуки. Танцевать в таком наряде весьма неудобно, но многие рискуют своим удобством ради красоты. 1.3 Описание портрета потребителя Потенциальные потребители - это девушки, ведущие клубный образ жизни. Это девушки, для которых одежда имеет большое значение в формировании собственного стиля, и на это они готовы тратить деньги. Они независимы в своих суждениях и с легкостью следуют моде. Это молодые женщины от 20 - 35 лет, с различным семейным положением и статусом, имеющие высшее и среднее образование, со средним и высоким уровнем дохода, любящие ночные клубы, вечеринки, кафе и рестораны, где они могут свободно общаться и отдыхать. Большинство из них ярко выраженные лидеры. У данного типа девушек имидж давно сформирован, они не стремятся к деловому или офисному стилю: мало кто носит классические костюмы, невысокие каблуки, очки и т.д., предпочитая создавать свой собственный. Правильно созданный персональный стиль - это определенное сочетание цветов, кроя и фактур тканей, которое несет в себе определенные эмоции. Индивидуальный стиль одежды этой девушки находится в прямой зависимости от моды. И мода вносит в него заметные изменения, обычно эти перемены глобальны и характеризуются тем, что иногда могут даже изменить этот индивидуальный стиль до неузнаваемости. От романтичной кокетки до гламурной стервы, но обязательно стильной и модной – так может меняться образ этой девушки. Большое внимание в коллекции уделено обуви и аксессуарам, так как - это главные признаки наличия вкуса у человека. Немало важна сама модель обуви или аксессуара, его оригинальность. Для того чтобы соответствовать созданному имиджу следует много работать над собой. Данная коллекция способствует этому и помогает, т.к. эта одежда модная, интригующая и интересная. Надев её, нужно не просто выйти в свет, но и ещё и войти в образ, перевоплотиться. Вещи из этой коллекции заставляют обращать внимание не только на внешний вид обладательницы, но и на её поведение. Для девушки, предпочитающую быть на виду, необходимо создать имидж яркой, неординарной модицы, так как каждый раз, когда она выходит в свет, ей приходится сталкивается с людьми, которые составляют о ней определенное мнение. Это мнение может повлиять на статус, имидж, карьеру и личный успех, к которому так стремится эта девушка. Она выбирает эти вещи, потому что они необычные и яркие, потому что они выделяют ее из толпы и являются предметом зависти подруг. Ей нравится быть эталоном стиля и красоты. В коллекции используются преимущественно натуральные ткани верха: атлас, шелк и шифон, а также синтетические ткани для отделки: сетка, ткань с пришивными пайетками. Нейтральная гамма – серые и черные оттенки стали фоном, не отвлекающим от сложных силуэтов, объемов и наслоений, оказавшихся в центре внимания. На первом месте в этой коллекции - объемные формы, роскошные тактильные ощущения и мерцающий блеск. Яркие массивные аксессуары завершают образ их обладательницы. Удобство и эстетичность моделей добавляют уверенности и помогают расслабиться на отдыхе. II . ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ РАЗДЕЛ 2.1 Прогноз формы как результат предпроектного анализа Исследование проводилось по методике профессора Т.В.Козловой. Согласно так называемой «нечеткой линии» и на основе собственных исследований профессор Т.В.Козлова создала таблицы основных силуэтных форм, лидирующих согласно циклам в костюмной моде. Опираясь на эти таблицы – матрицы, исследователь получает возможность анализировать формы костюма, определенного временного периода, делать выводы о тенденциях, развитии форм и строить собственные прогнозы. Первый этап предпроектного анализа это исследование формы за период с 2006 до 2010 г. и создание на основе этих данных перспективной формы на 2011 г. По исследованию базовая форма на 2006 год составляет комбинацию прямоугольника и в равных частях овал и трапеция, лидируя над X-образным силуэтом. Линия талия завышена. Линия низа сложной не ровной формы. Длина изделия также варьирует от мини до макси. Базовая форма 2007 года составляет комбинацию овала и в равных частях прямоугольник и трапеция, лидирующие над X-образным силуэтом. Линия плеча естественная, рукав реглан. Линия талия завышенная. Длинна изделия варьирует. Базовая форма 2008 года по своей силуэтной структуре стремится к комбинации прямоугольника и овала, с присутствием X-образного силуэта и трапеции. Линия плеча максимально естественная. Линия талии завышена. Появляется легкая небрежность. Базовая форма 2009 года плотно закрепляет комбинацию овала и в равных частях прямоугольник и трапецию лидирующие над X-образным силуэтом, возвращается женственный силуэт, т.е. возвращение талии на свое исконное место. Базовая форма 2010 года. Базовая форма стремится к почти равному соотношению прямоугольника и овала, а трапеция и песочные часы лишь дополняют силуэт для образования контура и концентрации объёма в верхней или нижней части модели. Также сочетание трапеции и песочных часов с прямоугольником или овалом по отдельности даёт выявление новых форм. Таблица 1
Прогноз базовой формы 2011 года. Силуэтные линии базовой формы 2011 г. – повторяют линии 2007-2008 гг., но с более чётким определением прямоугольника и овала, хотя присутствие трапеции и песочных часов весьма существенно. При этом овальный силуэт теряет характерную плавность, обретая за счет качества тканей угловатость и геометричность, а ярко выраженный трапецевидный силуэт, столь популярный в последние годы, становится менее объемным, приближаясь по очертаниям к прямоугольнику. На данный момент среди всего многообразия форм доминирует силуэт прямоугольной формы с выпрямленной плечевой линией или его вариации, в числе которых особенно популярен прямой приталенный. Чтобы подчеркнуть прямоугольность модного силуэта, плечи акцентируют внутренними прокладками, декором и различными вариантами кроя оката рукава. Благодаря преувеличенной ширине плечевого пояса возникает еще одна модификация прямого силуэта, которая напоминает перевернутую трапецию. Не менее актуальным может стать силуэт «песочные часы» с расширенной к низу юбкой и затянутой широким ремнем талией. 2.2 Изучение творческого источника коллекции Создание коллекции моделей одежды всегда начинается с выбора творческого источника, от которой зависит образ будущих изделий. От этого этапа зависит успех коллекции. Следовательно, дизайнеру требуется вполне осознанное обращение к предметам и явлениям окружающей его действительности, наблюдение и изучение, анализ и отбор исходного материала для дальнейшей творческой работы. Осознание целенаправленное обращение к творческому источнику может иметь место как при определение формы будущего костюма, так и выборе фактуры и цвета. Творческая работа по созданию нового типа костюма на основании уже избранного конкретного источника, как правило, включает несколько примеров: вычленение из цельного образа предмета каких – либо его свойств; соединение вычлененных свойств; усиление или ослабление свойств или качеств; перенос этих свойств или качеств на объект творчества. Итак, предпосылкой к творческой работе является взаимодействие художника с окружающим его миром. И чем многообразнее это взаимодействие, тем больше стимула для движения мысли, шире возможность ассоциативной работы мозга. Для поиска творческого источника нужен дизайнерский взгляд на разные природные и материальные объекты, воспроизводить воспринятое содержание предметов, понятий, мыслей с живостью и яркостью, возникшему в результате ассоциаций, в котором используется жизненный опыт и творческий дар. 2.2.1 Дизайн зеркальных шаров Вдохновить художника на создание новых костюмных форм может любое явление и предмет окружающего мира. Творческими источниками для проектирования костюма могут быть явления природы, события общественной жизни, художественные произведения литературы и искусства, исторические, народные и национальные костюмы, музыка, хореография и т.п. Часто источниками становятся произведения архитектуры, инженерные сооружения, предметы материальной культуры и декоративно-прикладного искусства (металл, керамика, стекло, дерево, пластик). На создание данной коллекции одежды меня вдохновили зеркальные шары, подвешенные под потолком ночных клубов. Они, как символы ночной жизни – переливаются всеми красками и отражают направленные на них лучи света. Все зеркальные шары изготовлены по одному принципу – на легкую пластиковую основу прикреплены кусочки зеркал. Иногда при изготовлении шаров используются окрашенные кусочки стекла – это могут быть шары какого-то определенного цвета, либо шары, переливающиеся всеми цветами радуги. Размеры шаров варьируют от размера елочной игрушки до огромных шаров, способных уместить на себе несколько человек. Очень важно, при использовании зеркальных шаров в качестве декора помещений ночных клубов, освещение. Под светом прожекторов и стробоскопов можно заставить шар не только переливаться шар различными оттенками, но и создать эффект движения. При разработке коллекции зеркальные шары вдохновили меня не только на создание форм, но и помогли определиться с выбором тканей. Все представленные модели выполнены из блестящих тканей. Особенно близка по своим свойствам отражать свет, как зеркальный шар - ткань с пришивными пайетками. Что касается силуэтных форм, то несложно проследить связь творческого источника и представленных моделей. Линии плавные, округлые. За счет объема в некоторых деталях костюма, создается сферический эффект – будь-то наслоение воланов, объемные рукава или детали комбинезона. Из предпроектного анализа форм видно, что прямоугольная и овальная формы лидируют и комбинируются с остальными силуэтами, поэтому они не исчезнут с подиумов ни сейчас, ни в следующем сезоне. Поэтому можно сказать, что проектируемая коллекция актуальна и полностью соответствует прогнозу. 2.2.2 Поиск пластического символа Под влиянием окружающей действительности у художника возникает идея, которая конкретно воплощает в художественный образ. Образ идеи трансформируются в форму, которая отвечает замыслу. Для этого необходимо накопить материал раскрывающий черты коллекции: фактуру, цвет, пластику, которая охарактеризует выбранную тему. Пользуясь законами проектирования, можно добиться отличных результатов. Изучив источник творчества необходимо в дальнейшем перевоплотить его в новые формы одежды. Творческим источником являются зеркальные шары. Их форма трансформируется в соответствии с ассоциативными образами. Данный образ абстрактный, но в эскизах, созданных по ассоциациям, видна четкая связь с первоисточником. Пластика силуэтных линий определяет пластический строй силуэтной формы костюма. В любом силуэте костюма из пластических движений выделяется одно наиболее значимо и становиться самым главным. Самым важнейшим фактором, который определит пластику костюма, является свойства материалов и их пластичность. Также не последним фактором пластической формы костюма является пластика силуэта, как плоскостного выражения формы и пластики. Элементов и деталей этой формы. Без единой пластической связи невозможно создать единства между частями. Пластическая сущность костюма во много зависти от пропорций фигуры человека, так как он является потребителем и носителем заданной формы. Пластика костюма зависит от характера линий, которая образует пропорциональность строя, ритмического решения элементов формы и пластических свойств ткани. III. ПРОЕКТНО - КОМПОЗИЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ 3.1 Замысел коллекции и его практическое воплощение Большое значение при создании коллекции имеет выбор цвета ткани, ее фактуры, а также конструктивное решение. Идея зеркального шара воплощена в конструкции изделий. Все конструктивные линии мягкие, плавные, ненавязчивые. Напоминают и повторяют линии зеркального шара. Силуэтное формообразование формируется за счет конструктивных линий. Идея зеркального шара проявляется в пластике, фактуре и отделке ткани. В коллекции присутствуют материалы с глянцевой поверхностью - атлас, натуральный шелк, пайеточная ткань. Фактура с гладкой поверхностью придает изделиям легкость, а ткань с пришивными пайетками наиболее наглядно передает связь творческого источника и моделей. Выбранные ткани как нельзя лучше напоминают зеркальный блеск зеркальных шаров. Выбор цвета также сделан под влиянием творческого источника – это серый (цвет зеркала) и благородный черный (ночь, обстановка в клубе). Выбор данной цветовой гаммы приближает коллекцию к классической, добавляя ей шарм и утонченность. Вещи, выполненные в монохромных цветах всегда актуальны, как маленькое черное платье Коко Шанель. Украшениями является пластмассовая бижутерия: серьги, браслеты, заколки. Обувь, аксессуары: туфли и босоножки на высоком каблуке, объемные сумки. Макияж и прически соответствуют клубному стилю. 3.2 Описание художественной выразительности модели 3.2.1 Содержательность образа Художественный образ в дизайне одежды – гармоничное единство образа человека и костюма в определенной среде. Основным критерием создания образа являются новизна и выразительность. Яркая образность достигается не только композицией костюма, но и всем комплексом средств составления ансамбля: одеждой, обувью, головным убором, дополнениями, макияжем, прической, украшениями. Содержательность образа представленной модели достигается А) цветовым решением и фактурой ткани - модель выполнена из благородного черного шелка. Самым продуктивным является цветовое освоение творческого источника, так как соотношение цветов, образующее определенное единство, служит одним из важнейших средств эмоциональной выразительности, важнейшим компонентом художественного образа произведения. Идея зеркальных шаров подтолкнула к созданию коллекции из блестящих, переливающихся тканей. А колорит навеяла обстановка и сама цветовая гамма шаров - монохромные цвета – цвет ночи и цвет зеркал. Ткань представляет массу возможностей в композиционном решении костюма. Одним из важнейших свойств ткани является пластичность. Именно благодаря пластическим свойствам выбранной ткани образуется композиционный строй костюма, неустойчивая подвижная форма, постоянно изменяющаяся в процессе движения. Б) стилевым решением – комбинезон овального силуэта. Обладательница такого комбинезона должна не только следовать тенденциям моды, но и иметь свой собственный стиль. Такая девушка должна с каждым выходом в свет удивлять и восхищать. Ее фигура и вкус должны быть безупречны В) макияжем и прической – 3.2.2 Утилитарные качества Комбинезон предназначен для посещения вечеринок, клубов и дискотек. в таком наряде можно выйти в свет, на тусовку или вечеринку. Сменив огромные каблуки и яркий макияж на классические туфли и естественный цвет лица, можно пойти в таком наряде и на работу. - ансамбль предназначен для молодых стильных девушек, которые любят модно одеваться и эпатировать. - комфортность этого комбинезона заключается в выборе кроя и (овальный силуэт) и ткани (натуральный шелк) - данный комплект рационален и целесообразен в том случае, если его обладательница ценит удобство и комфорт, и знает цену этим качествам. - оптимальность способов обработки можно оценить визуально – комбинезон выглядит эстетично, создается впечатление качественности 3.2.3 Художественно-эстетические качества Ансамбль соответствует клубному стилю, отображает тенденции моды следующего сезона. 3.2.4 Композиция - Симметрия – закономерное расположение одинаковых, равных частей относительно друг друга. Симметрия является одним из ярких композиционных средств, с помощью которого форма организуется, приводится к порядку, устойчивости и стабильности. В данном костюме симметрия зеркальная, она наблюдается в силуэте и конструкции изделия. За счет полной симметрии получается равновесная форма, которая отличается некоторой статичностью. - согласованность. Композиция данного костюма основана на контрасте, благодаря чему он так необычен и оригинален. По определению контраст – это резко выраженное различие между двумя однородными свойствами. На этой картинке четко видно контрастное отношение элементов комбинезона – прилегающие к телу кокетка и манжеты в противовес широким брючинам и маленькая черная шапочка в противовес всему комбинезону. Если говорить о композиции всего образа, то можно отметить контраст цвета кожи с цветом одежды и фона. - Масштабность – соотношение размеров, массы предмета и его деталей с размерами человеческого тела. Масштабность изделия достигается путем пропорционирования. В данном костюме масштабность достигнута соответствием размера комбинезона росту и фигуре модели, общим силуэтом. - цветовое решение. Цвет – это ощущение которое возникает в органе зрения человека при воздействии на него света, отраженного от предметов окружающего мира. Черный цвет относится к группе ахроматических цветов, в представленном костюме он насыщенный, глубокий. - фактурное решение. Комбинезон выполнен из блестящей шелковой ткани. Фактура пассивная, соответствует назначению изделия. 3.2.5. Тектоничность 3.2.5.1 Форма Одним из условий возникновения художественных качеств одежды является единство всех ее элементов в формы, то есть соразмерность, согласованность и соподчиненность их, создающих целостное восприятие формы. В структурной организации данного костюма центральным элементом является низ стана – широкие брючины комбинезона, верх стана – кокетка и бант – подчиняются верху. Поверхность стана выпуклая, ломаная. Первое зрительное впечатление от костюма вытекает из степени его объемности, контуров формы в целом и ее частей, и ее поверхностью. В представленном комбинезоне большая объемность достигается за счет формы, приближенной к форме шара. А выразительность композиции получается за счет разницы в размерах верхней и нижней части комбинезона. Костюм статичен – четко видна устойчивость во всем композиционном строе, прослеживается геометрическая основа силуэта. Но в тоже время можно заметить и динамичность - за счет конструктивного членения нижней части комбинезона. Также важную роль играют свойства ткани – шелк легкий и блестящий, соответственно, изделие из шелка по умолчанию не может быть абсолютно статичным 3.2.5.2. Конструкция. Единство данного костюма достигается за счет связи между целыми частями, силуэт и детали решены в одном ключе. Все элементы соразмерны и соподчинены друг другу. Костюм отличается целесообразностью объемно-пространственной структуры и функциональностью, что определяет его соответствие форме и размерам тела модели, а также удобство пользования, соответствие назначению. IV . КОНСТРУКТИВНО - ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ 4.1 Техническое описание модели Комбинезон из атласной ткани для девушек и стройных женщин, предназначен для посещения дискотек и ночных клубов. Комбинезон свободного покроя, овального силуэта. Силуэтная форма достигается за счет конструктивного моделирования путем горизонтального членения и параллельного разведения деталей комбинезона. Верх комбинезона обработан кокеткой шириной 20 см. Кокетка продублирована, на подкладе. Подклад выполнен из основной ткани. Передняя и задняя детали комбинезона цельные, присборенные к низу, с притачными манжетами. Манжеты на резинке. Комбинезон на потайной застежке-молнии в среднем шве спинки. 4.2 Обоснование выбора и характеристика материалов В наше время все стремительно меняется: появляются новые технологии обработки материалов и их ассортимент. При помощи при помощи этого мы можем добиваться различных эффектах при изготовлении одежды. Для изготовления представленной модели используется атласная ткань (натуральный шелк). Атлас – искусственная или натуральная шелковая ткань с гладкой блестящей лицевой поверхностью и матовая с изнанки, иногда с введением шерстяного или льняного утка. На лицевой стороне тканей атласного переплетения видны только нити основы (основной атлас) или только нити утка (уточный атлас). Более ценное волокно всегда идет по лицевой стороне. Соотношение хода утка к основе 1:5 и более, что и позволяет достичь особой гладкости ткани. Атласный тип переплетения нитей был изобретен в Китае и позднее вместе с технологией выращивания тутового шелкопряда и обработки шелка-сырца был вывезен по Великому шелковому пути через Среднюю Азию на Ближний Восток и в Европу, где в эпоху Возрождения было налажено собственное производство атласа. Тем не менее в Европе даже в новое время широко использовался китайский атлас – акинфа. Наивысшего качества изготовление атласа достигло в Иране XVI– XVIIвв. известны гладкие и узорчатые, муаровые, тяжелые и др. сорта атласов. Атлас используется до сегодняшних дней для изготовления одежды, платков, галстуков, как подкладочная ткань, как материал для праздничных церковных облачений. Требования, предъявляемые к материалам, связаны с назначением одежды. Необходимо четко представлять какие функции будет выполнять изделие. Коллекция предназначена для молодых девушек, ведущих клубный образ жизни. Для них важны такие свойства одежды как: эстетичность и комфортность. Выбор материала обоснован тем, что основная ткань в полной мере отвечает назначению швейного изделия. Целью данного проекта было создать яркие, cоединительные материалы: нитки полиэстер. Потайная застежка молния. Изучив свойства этих тканей можно сделать вывод, что выбранные ткани как нельзя лучше подходят к изготовлению проектируемого изделия. 4.3 Выбора методики конструирования Стилисту необходимы знания и умения конструирования в создании любой силуэтной формы одежды, а также знания о связях конструктивных поясов и элементов конструкции с силуэтной формой изделия. При создании коллекции используется два метода конструирования. Единый метод конструирования ГОСТ 17522-79 (типовые фигуры женщин, размерные признаки для проектирования одежды). Суть его состоит в том, что с индивидуальной фигуры снимают дополнительные измерения, характеризующие особенности телосложения фигуры, универсальность расчетных формул; двухэтапное построение чертежей, что способствует сокращению объема работ при проектировании одежды; определения всех элементов конструкции расчетным путем, при расчете участков спинки, полочки и проймы предусмотрена возможность учета свойств ткани. Применение Единого метода конструирования дает возможность качества и точной посадки изделий. Метод наколки - метод моделирования одежды, в основе которого лежит творческий поиск объемной формы на манекене или на фигуре человека. Этот метод уникален, им можно пользоваться при накалывании не только простых форм одежды, но и сложных форм вечерних туалетов с применением драпировок. 4.4 Размерные признаки типовой фигуры Лекала базовой конструкции предложенной модели в дипломном проекте разрабатываются на типовую фигуру. Размерные признаки, необходимые для проектирования конструкции модели представляются в форме таблицы 2. Размерные признаки типовой фигуры Таблица 2
4.5 Выбор прибавок на свободное облегание При построении чертежа изделия к измерениям фигуры дают прибавку на свободное облегание и декоративное оформление. По своему назначению прибавки делятся на технические и декоративно-конструктивные. Технические прибавки обеспечивают свободу дыхания, движения, создает воздушную прослойку для регулирования теплообмена. Эта прибавка учитывает толщину материалов верха, подкладки и прокладки. Прибавка на декоративно-конструктивное оформление зависит от вида одежды, ее назначения, формы, силуэта, художественного оформления и постоянно претерпевает изменения. Величины прибавок на свободное облегание заносятся в таблицу 3. Таблица 3
4.6 Анализ и характеристика фигуры Для полного анализа и характеристики фигуры необходимо снять мерки с модели и определить полнотную группу, найти по методике типовые измерения и сравнить их. Этот анализ даст полное представление о фигуре. Сравнение измерений фигуры демонстратора с измерениями типовой фигуры. Таблица 4
4.7 Построение чертежа конструкции Построение чертежа конструкции базовой модели осуществляется на основе исходных данных и выполняется в два этапа: разработка чертежа основы конструкции и нанесения модельных особенностей в соответствии с эскизом модели. 4.7.1. Расчет чертежа конструкции комбинезона 164-80-92 Таблица 5
4.7.2 Чертеж конструкции комбинезона 4.7.3 Расчет чертежа конструкции комбинезона 164-80-92 Таблица 6
4.7.4. Чертеж конструкции комбинезона 4.7.5 Характеристика этапа технического моделирования Припуски по срезам деталей комбинезона Таблица 7
Направление долевых нитей в деталях проектируемого изделия Таблица 8
Специфика деталей Таблица 9
4.7.6 Выбор методов обработки Таблица 10
4.7.7 Требования к раскладке лекал на ткани При раскладке лекал и раскрое необходимо соблюдать технические условия, в которых предусмотрено положение всех деталей по отношению к нити основы, а также предусмотрены допускаемые отклонения от долевой нити. Главным при выполнении раскладки лекал является нахождение более рационального расположения лекал с соблюдением допускаемого числа надставок к деталям, соблюдение нитей основы. При изготовлении зарисовки лекал, лекала обводят тонко отточенным мелом. Толщина линий должна быть не более 1 мм, внутренняя сторона линий обводки должна совпадать с контуром лекал; при допустимом отклонении не более 2 мм между деталями по раскладке должно оставаться расстояние не менее 1,0 -1,5 мм. Перед раскроем ткани декатируют, удаляя замины, просматривают с лицевой стороны, отмечая на изнаночной стороне дефекты, чтобы обойти их при раскрое, трикотажные полотна дополнительно подвешивают, для уточнения его растяжимости. Раскладку лекал начинают с крупных деталей, меняя расположения лекал до такой степени, пока не будет найдена наиболее рациональная раскладка. В процессе обмелки лекал наносят все конструктивные линии, обозначают вытачки, складки, проставляют контрольные надсечки для соединения деталей. Выполнена однокомплектная раскладка лекал, состоящая из одного комплекта лекал при раскладке их на материале в развертке. При раскрое тканей по индивидуальным заказам чаще всего применяют однокомплектные раскладки лекал на материалах, сложенных вдвое по длине. Но в данном случае удобнее в развороте. Чтобы выполнить рациональную раскладку, необходимо определить площади лекал и процент межлекальных потерь. Существует три способа определения площади лекал: механизированный (площадь лекал вычисляют с помощью специальной машины), геометрический и комбинированный (с использованием механизированного и геометрического способов). Для определения площади лекал в представленном проекте был использован геометрический способ. Сущность данного способа в том что бы лекала разбить на геометрические фигуры, после чего вычисляют площадь каждой фигуры. Экономичность определяется в процентах межлекальных потерь. 4.7.8. Раскладка лекал Раскладка из плащевой серой ткани Раскладка из подкладочной (сетке) Раскладка на плащевой белой ткани Вывод Предлагаемый комбинезон спортивного стиля отвечает требованием моды с точки зрения формы, цветового решения, мобильных элементов в запросах потребителя в высококачественной одежды. Экономичность комбинезона обусловлена недорогой тканью рациональной раскладкой обеспечивающей допускаемый процент межлекальных выпадов. Технологичность комплекта, максимальное использование выпадов раскладки, обеспечивают модели заинтересованность производителя и потребителя. Режим обработки изделия Таблица 11
Таблица 12
Режим ВТО Таблица 13
Характеристика оборудования представлена в таблице Таблица 14
Технологическая последовательность обработки изделия Таблица 15
V . ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ 5.1 Введение Перед проектировщиками (стилистами) стоит множество задача экономического плана. При изготовление изделий в условиях производства главным становится экономические требования. Цены на изделия должны быть целесообразны, приемлемы для потребителя. Перед данной задачей встает множество вопросов о значении рынка, экономического плана, маркетинга. Под производством понимается любая деятельность человека направленная на преобразование ресурсов в необходимые блага. Предпринимательская деятельность - по законодательству РФ - самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность граждан и их объединений, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. В РФ регулирование предпринимательской деятельности основывается на нормах гражданского права. Бизнес - предпринимательская деятельность, осуществляемая за счет собственных или заемных средств на свой риск и под свою ответственность, ставящая главными целями получение прибыли и развитие собственного дела. Маркетинг (от англ. market — рынок) — система управления деятельностью фирмы по разработке, производству и сбыту товаров или предоставлению услуг на основе изучения рынка и реальных запросов и потребностей покупателя. Включает планирование ассортимента товаров, долгосрочную и краткосрочную стратегию изменения их качества, изучение потенциала и структуры рынка, успешности сбыта продуктов, а также меры воздействия на рынок потребителей (напр., рекламу). Бизнес-план - подробный план предпринимательской деятельности на определенный период, устанавливающий показатели, которые должно достичь предприятие. Для новых предприятий бизнес-план является обязательным документом, помогающим мобилизовать капитал или получить кредит. Обычно бизнес план содержит: - показатели движения наличности и объемов производства с разбивкой по месяцам на первые два года и более общие показатели на последующие годы; - описание стратегии и тактики, которые руководство собирается использовать для достижения плановых показателей 5.2 Формирование исходных данных На основе маркетингового исследования была выбрана модель и произведен анализ жизненного цикла, дано конструктивное описание. Конструктивное описание модели: Размер 164 – 88 – 92 Женский комбинезон овального силуэта на кокетке и манжетах. Выполнен из атласной ткани черного цвета. Для того чтобы определить экономичность данных изделий, изучили коньюктуру рынка, уровень спроса и предложения в соответствии необходимо установить цену изделия и составить план по себестоимости, прибыли и рентабельности с помощью плановой калькуляции. Ценообразование — процесс формирования цен, определение их уровней и соотношений Калькуляция – способ определения себестоимости. Себестоимость – выраженная в денежной форме часть общественно необходимых затрат предприятия на производство и реализацию продукции. Прибыль – часть средств в денежном выражении превышающих доходы над расходами. Рентабельность – часть прибыли полученной на предприятии Расчет на пошив комбинезона. В настоящее время действуют «свободные цены», которые зависят от спроса и предложения и определяются они по формуле: Св.цена = Пол.с/с + Прибыль + Налоги В эту цену прибыль закладывается сразу, от 15% до 50% Исходные данные для расчета женского комбинезона Таблица 1
Определяем тарифные ставки среднего разряда Minз/п составляет 4330 рублей Определяем минимальную тарифную ставку за 1 час работы Min. тар. ставка за 1 час = 4330 / 167 = 25,9 167 – среднее количество рабочих часов в месяц Тарифный коэффициент соответствующего разряда Vip. =2,03 Vp. =1,75 Определяем тарифные ставки соответствующих разрядов Тар. ставка сост. разряда: VIр. = 25,9 * 2,03 = 52,5 Vр. = 25,9 * 1,75 = 45,3 Определение расценки за пошив и раскрой изделия Комбинезон: За пошив 45,5 * 10 = 455 За раскрой 59,5 * 1,5= 89,7 Итого прямая з/п за изделия 89,7 + 455 = 544,7 5.3 Пример расчета себестоимости, цены прибыли и рентабельности женского комбинезона Плановая калькуляция на изделия Таблица 2
5.3.1. Наиболее типовой перечень статей калькуляции Таблица 3
Затраты на один рубль товарной продукции определяется по формуле. З1= (Сп/Цопт)*100 коп Рентабельность определяется по формуле. Рентабельность =(прибыль/пол. с/с)*100% Все полученные значения сведем в общую таблицу 19, со значениями экономических показателей. Технико – экономические показатели потока Таблица 4
5.4 Вывод На основе маркетинговых исследований с целью получения прибыли была создана коллекция моделей спортивного ассортимента. Расчёт калькуляции по выявлению себестоимости ведущей модели коллекции, подтверждает целесообразность данной коллекции. Все проектируемые изделия соответствуют тенденциям моды, и являются экономичными. Модель считается рентабельной, рентабельность составила 20 %. Заключение Задача художника-стилиста помочь человеку самостоятельно ориентироваться в многообразии модных тенденций. В свою очередь потребитель предъявляет к одежде высокие требования (одежда должна быть красивой и удобной). Богатый ассортимент и разнообразие тканей, быстрое внедрение в производство удовлетворение спроса населения – основные задачи моделирования. Задача модельера – разработка перспективных моделей. Выпуск и изготовление должны быть рентабельными и технологичными. Художественный образ изделия индивидуального производства, Возникает только при функционировании системы человек - костюм-среда. Список используемой литературы 1. Андросова Э.М. Основы художественного проектирования костюма: Учебное пособие. — Челябинск: Издательский дом "Медиа-Принт", 2004. —184 с, ил. 2. Современная энциклопедия Аванта. Мода и стиль/Глав. ред. В.А.Володин. -М.: Аванта + 2002. – 480 с.: ил 3. Бплдано И.Ц. Мода 20 века: Энциклопедия, М., 2002. 4. Бердник Т.О. Основы Художественного проектирования костюма и эскизной графики, Ростов-на-Дону,2000. 5. Бердник Т.О. Неклюдова Т.П. дизайн костюма, Ростов-на-Дону,2000. 6. Автор - составитель Т.О. Бердник. Моделирование и художественное оформление одежды. Учебник для учащихся профессиональных лицеев, училищ и курсовых комбинатов. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2001.- 352 с (Серия «Учебники 21 века»). 7. Сафина Л.А. Дизайн костюма / Л.А. Сафина, Л.М. Тухбатуллина, В.В. Хамматова. –Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2006.-309,[1] с.: ил., [16] л. ил. (Высшее образование). 8. Анхель Фернандес / Габриэль Мартин Ройг. Рисунок для модельеров. Издательство АРТ – РОДНИК, 2007, стр.114. 9. ЦОТШЛ. Единый метод конструирования женской одежды, изготовляемой по индивидуальным заказам населения. Методические указания, ч. 1. Основы конструирования плечевых изделий. – М.: ЦБНТИ, 1989. 10. Дворецкая Г.В., Крушельницкая Я.В., Москаленко В.П., Организация оплаты и стимулирования труда в прмышленности. – Киев: Техника, 1979. 11. Котлер Ф., Основы маркетинга, М., 1990. 12. А.П. Жихарева, Г.П. Румянцева, Е.А. Кирсанова, материаловедение: швейное производство: Учебное пособие для нач. проф. образования – М.: Издательский центр «академия», 2005. – 240 с. 13. Журнал мод: Ателье (с 2005 по 2007гг.) 14. ГОСТ 12807- 88. Изделия. Классификация стежков, строчек и швов. 15. Козлов Т.В. Художественное проектирование костюма, М., 1982. 16. Боткин О.И. Основы экономической теории, Ижевск,2000. 17. Мальцева Е.П. Материаловедение швейного производства. М., Легпромиздат, 1986. 18. Черемных А.И. Основы художественного проектирования одежды. М., 1968. 19. Е.И. Рачитская, В.И. Сидоренк, Моделирование и художественное оформление одежды. Ростов-на-Дону, 2002. |