Контрольная работа: Национальное собрание Республики Беларусь – представительный и законодательный орган

Название: Национальное собрание Республики Беларусь – представительный и законодательный орган
Раздел: Рефераты по государству и праву
Тип: контрольная работа

Введение

Тема работы – «Национальное собрание Республики Беларусь – представительный и законодательный орган» является очень важной и актуальной и понимание роли парламента как органа народного представительства важно не только для правоведа, но и для любого сознательного гражданина, ведь посредством парламента, насколько это возможно, наиболее полно выражается воля народа, что отвечает принципам демократизма.

Работа показывает огромную роль парламента в механизме управления государства, посредством народного представительства в этой ветви власти. Работа дает представление о принципе разделения властей и об конституционных обязанностях парламента. Чтобы лучше понять механизм законотворческой деятельности парламента нужно разобраться в технике работы парламента, его структуры и компетенции. Работа должна описать две палаты парламента, требования предъявляемые к депутатам и членам парламента, принцип выборности в Палату представителей и Совет Республики, их состав, структуру, определить область компетенции парламента и палат в частности.

Курсовая работа должна раскрыть роль конституции, законов, постановлений и всяческих нормативных актов, определить их компетенцию и место в иерархии нормативно правовых актов Республики Беларусь. Эта работа должна дать представление о процедуре законотворческой деятельности в парламенте.


Парламент Республики Беларусь представительный и законодательный орган

Согласно Конституции Республики Беларусь. Статья 90. Парламент – Национальное собрание Республики Беларусь является представительным и законодательным органом Республики Беларусь [2 ст. 60]

Национальное собрание Республики Беларусь имеет представительный характер т.е. оно выражает интересы граждан Республики Беларусь.

Воля народа является верховной во всех сферах жизни. Конкретным выражением фактического народного суверенитета является народное представительство посредством образования парламента страны.

Формирование парламента обычно осуществляется путем прямых выборов, однако нередко принцип выборности дополняется назначением части парламентариев главой государства. Статья 91. Состав Палаты представителей 110 депутатов. Избрание депутатов Палаты представителей осуществляется в соответствии с законом на основе всеобщего, свободного, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании.

Совет Республики является палатой территориального представительства. От каждой области и города Минска тайным голосованием избираются на заседаниях депутатов местных Советов депутатов базового уровня каждой области и города Минска по восемь членов Совета Республики. Восемь членов Совета Республики назначаются президентом Республики Беларусь.

Выборы нового состава палат Парламента назначается не позднее 30 дней до окончания полномочий палат действующего созыва.

Внеочередные выборы палат Парламента проводятся в течении трех месяцев со дня досрочного прекращения полномочий палат Парламента. [2 ст. 60]

Депутатом Палаты представителей может быть гражданин Республики Беларусь, достигший 21 года.

Членом Совета Республики может быть гражданин Республики Беларусь, достигший 30 лет и проживающий на территории соответствующей области, города Минска не менее 5 лет.

Депутаты Палаты представителей осуществляют свои полномочия в Парламенте на профессиональной основе, если иное не предусмотрено Конституцией. Одно и тоже лицо не может быть одновременно членом двух палат Парламента. Депутат Палаты представителей не может быть депутатом местного Совета депутатов. Член Совета Республики не может быть одновременно членом Правительства. Не допускается совмещение обязанностей депутата Палаты представителей, члена Совета Республики с одновременны занятием должности президента либо судьи.

Обычно срок полномочий Парламента 4–5 лет. Срок полномочий белорусского Парламента – 4 года. Полномочия могут быть продлены на основании закона только в случай войны.

Первая после выборов сессия палат Парламента созывается Центральной комиссией по выборам и проведению республиканских референдумов и начинает свою работу не позднее чем через 30 дней после выборов. При этом отсчет 30-дневного срока для созыва и начала работы первой сессии Палаты представителей осуществляется со дня второго тура голосования по выборам в Палату её нового состава. Если второй тур голосования по выборам в Палату представителей не проводится, отсчет

30-дневного срока осуществляется со дня проведения первого тура общих выборов в Республике Беларусь. Отсчет 30-дневного срока для созыва и начала работы первой сессии Совета Республики осуществляется со дня первого заседания депутатов местных Советов депутатов базового уровня по выборам членов Совета Республики от областей или города Минска.

В случаях и порядке предусмотренных Конституцией, полномочия Палаты представителей или Совета Республики могут быть прекращены досрочно. С прекращением полномочий Палаты представителей или Совета Республики по решению Президента могут быть также прекращены полномочия соответственно Совета Республики или Палаты представителей. Так, полномочия Палаты представителей могут быть досрочно прекращены при отказе в доверии Правительству, либо двукратный отказ в даче согласия на назначение Премьер-министра. Полномочия Палаты представителей либо Совета Республики могут быть также досрочно прекращены на основании Конституционного суда в случае систематического или грубого нарушения ими Конституции.

Президент принимает решение по этим вопросам не позднее чем в 2 – месячный срок после официальных консультаций с представителями палат.

Палаты не могу быть распущены:

- в период чрезвычайного или военного положения.

- в последние 6 месяцев полномочий президента.

- в период решения палатами вопроса о досрочном освобождении Президента с должности.

Не допускается роспуск палат в течении года со дня их первых заседаний.

Каждая из палат Парламента обладает самостоятельными полномочиями. Конституция не предусматривает совместного введенья палат.

Следует отметить, что количественный состав Парламента Республики Беларусь в последние годы претерпел существенные изменения. Если раньше численный состав был 485 депутатов, в последующем 360, затем 260, то ныне-174. Указанная норма является оптимальной, что позволяет с одной стороны Верховному совету быть органом достаточно широкого представительства народа республики, а с другой работоспособным.

Как видим если подходить с формальной стороны, то для Парламента нашей Республики характерно достаточно широкое представительство. Однако не следует забывать о другом важном аспекте: Парламент должен быть работающим, инициативным, полноправным центром государственной власти и, что тоже не менее важно, не слишком дорогим для налогоплательщиков.

Показателям того факта, что Парламент реально представительный орган, является его социальный состав. К таким характеристикам следует отнести возраст депутатов, количество мужчин и женщин в Парламенте их профессиональная принадлежность. С возрастной структурой обычно косвенно связана длительность пребывания одних и тех же лиц в Парламенте.

Парламент как представительный орган осуществляет законодательную власть, основываясь на нерушимых принципах народовластия, стремясь утвердить права и свободы каждого гражданина, обеспечить гражданское согласие, нерушимые принципы правового государства.

Реализация парламентом одной из своих функций – осуществление законодательной деятельности – не должна приводить к превращению его в орган, который не только принимает, но и исполняет законы. А это может произойти, если перечень вопросов, находящихся в ведении парламента, не будут закрыты. В одном из проектов Конституции Республики Беларусь 1994 г. устанавливается что Верховный Совет может решать иные (помимо прямо указанных) вопросы в соответствии с Конституцией и законами. При такой формулировке у парламента была бы всегда возможность принять к своему рассмотрению и решить любой вопрос, предварительно закрепив его в законе. Наряду с теми полномочиями, которые перечислены в ст. 97 и 98 Конституции Республики Беларусь, палаты Парламент, на наш взгляд, должны иметь право решать также лишь те вопросы, которые перечислены в других статьях Конституции и вытекают из юридической природы Парламента. Анализ недавно принятых Конституций России, Казахстана, Узбекистана и других стран подтверждают эту мысль.

Согласно ст. 90 Конституции Республики Беларусь Парламент является законодательным органом. Однако это не исключает право Парламента законом делегировать свои законодательные полномочия иным государственным органом.

Структура, состав, компетенция и формы работы Парламента

Парламент состоит из двух палат: Палаты представителей и Совета Республики.

Согласно статье 91 Конституции Республики Беларусь в состав Палаты представителей избирается 110 депутатов. Избрание депутатов Палаты представителей осуществляется в соответствии с законом на основе всеобщего, свободного, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании.

Совет Республики является палатой территориального представительства. От каждой области и города Минска тайным голосованием избираются на заседаниях депутатов местных Советов базового уровня каждой области и города Минска по 8 членов Совета Республики, кроме того 8 членов Совета Республики назначаются президентом Республики Беларусь.

Депутатом Палаты представителей может быть гражданин Республики Беларусь, достигший 21 года. Членом Совета Республики может быть гражданин Республики Беларусь, достигший 30 лет и проживший на территории соответствующей области, города Минска не менее 5 лет.

Компетенция Палаты представителей Национального собрания определена статьёй 97 Конституции Республики Беларусь.

Статья 97. Палата представителей.

1) Рассматривает по предложению Президента либо по инициативе не менее 150 тысяч граждан Республики Беларусь, обладающих избирательным правом, проекта законов о внесении изменений и дополнений в Конституцию, о толковании Конституции.

2) Рассматривает проекты законов, в том числе об утверждении основных направлений внутренней и внешней политики Республики Беларусь; военной доктрины; ратификации и денонсации международных договоров; об основном содержании и принципах осуществления прав, свобод и обязанностей граждан; гражданстве, статусе иностранцев и лиц без гражданства; об утверждении государственного бюджета и отчета о его исполнении; установлении республиканских налогов и сборов; о принципах осуществления отношений собственности; об основах социальной защиты; о принципах регулирования труда и занятости; об охране окружающей среды и рациональном использовании природных ресурсов, об определении решения вопросов административно территориального устройства государства; о местном самоуправлении; о судоустройстве, судопроизводстве и статусе судей; об уголовной ответственности; об амнистии; об объявлении войны и заключении мира; о правовом режиме военного и чрезвычайного положения; об установлении государственных наград; о толковании законов;

3) Назначает выборы Президента;

4) Дает согласие Президенту на назначение Премьер-министра;

5) Заслушивает доклад Премьер-министра о программе деятельности Правительства и одобряет или отклоняет программу; повторное отклонение палатой программы означает вотума недоверия Правительству;

6) Рассматривает, по инициативе Премьер-министра вопрос о доверии Правительству;

7) По инициативе не менее одной трети от полного состава Палаты представителей выражает вотум недоверия Правительству; вопрос об ответственности Правительства не может быть поставлен в течении года после одобрения программы его деятельности;

8) Принимает отставку Президента;

9) Выдвигает большинством голосов от полного состава Палаты представителей обвинение против Президента в совершении государственной измены или иного тяжкого преступления; на основании соответствующего решения Совета Республики принимает большинством не менее двух третей голосов от полного состава решение о смещении Президента с должности;

10) Отменят распоряжение Председателя Палаты представителей.

Палата представителей может принимать решения по другим вопросам, если это предусмотрено Конституцией.

Компетенция Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь закреплена в статье 98 Совета Республики.

Статья 98. Совет Республики:

1) одобряет или отклоняет принятые Палатой представителей проекты законов о внесении изменений и дополнений в Конституцию; о толковании Конституции; проекты иных законов;

2) дает согласие на назначение Президентом Председателя Конституционного Суда, Председателя и судей Верховного Суда, Председателя и судей Высшего Хозяйственного Суда, Председателя Центральной комиссии по выборам и проведению республиканских референдумов, Генерального прокурора, Председателя и членов Правления Национального банка;

3) избирает шесть судей Конституционного суда;

4) избирает шесть членов Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов;

5) отменяет решения местных Советов депутатов, не соответствующие законодательству;

6) принимает решения о роспуске шестого Совета депутатов в случае систематического или грубого нарушения или требований законодательства и в иных случаях, предусмотренных законом;

7) рассматривает выдвинутое Палатой представителей обвинение против Президента в совершении государственной измены или иного тяжкого преступления, принимает решение о его расследовании. При наличии оснований большинством, не менее 2/3 голосов от полного состава, принимает решение о смещении Президента с должности;

8) рассматривает указы Президента о введении чрезвычайного положения, полной или частичной мобилизации и не позднее чем в трехдневный срок после их внесения принимает соответствующее решение

Совет Республики может принимать решения по другим вопросам, если это предусмотрено Конституцией. В соответствии со статьей 101 Конституции РБ Палата представителей и Совет Республики законом, принятым большинством голосов от полного состава палат по предложению Президента Республики Беларусь, могут делегировать ему законодательные полномочия на издание декретов, имеющих силу закона. Этот закон определяет предмет регулирования и срок полномочий Президента на издание декретов.

Не допускается делегирование полномочий Президента на:

- издание декретов, предусматривающих изменение и дополнение Конституции, толкование Конституции;

- изменение и дополнение программных законов;

- утверждение республиканского бюджета и отчета о его исполнении;

- изменение порядка выборов Президента и Парламента.

Закон о делегировании законодательных полномочий Президенту не может разрешать ему изменение этого закона, а также предоставлять право принимать нормы, имеющие обратную силу.

Основной организационно-правовой формой работы Парламента является сессия. Первая после выборов сессия палат Парламента созывается Центральной комиссией по выборам и проведению республиканских референдумов и начинает свою работу не позднее чем через 30 дней после выборов.

Палаты собираются на две очередные сессии в год. Первая сессия открывается 02 октября. Её продолжительность не может быть более 90 дней. Заседание палат считается правомочным при условии, что на нем присутствует не менее 2/3 Палаты Представителей или членов Совета Республики от полного состава палаты. Голосование в Палате представителей и в Совете Республики открытое и осуществляется лично депутатом, членом Совета Республики путем подачи голоса «за» или «против». Тайное голосование проводится только при решении кадровых вопросов.

Вторая сессия проводится 02 апреля, ее продолжительность не более 90 дней.

Палата представителей и Совета Республики в случае особой необходимости созывается на внеочередную сессию по инициативе Президента, а также по требованию большинства не 2/3 голосов от полного состава каждой из палат по определенной повестке дня. Внеочередные сессии созываются указом Президента.

Палата представителей и Совета Республики избирают из своего состава Председателя Палаты представителей, Председателя Совета Республики и их заместителей. Данные должностные лица ведут заседания палат и ведают их внутренним распорядком. Кроме того, палаты из своего состава избирают постоянные комиссии и иные органы для ведения законопроектной работы, предварительного рассмотрения и подготовки вопросов, относящихся к ведению палат.

Согласно статьи 103 Конституции РБ заседания палат являются открытыми. Палаты, если этого требуют интересы государства, могут принять решения о проведении закрытого заседания большинством голосов от их полного состава. Во время заседаний, в том числе и закрытых, Президент и его представители, Премьер-министр и члены Правительства могут выступать вне очереди записавшихся для вступления столько раз, сколько они этого потребуют.

Однако заседание в месяц резервируется для вопросов депутатов Палаты представителей и членов Совета Республики и ответов Правительства. Депутат Палаты представителей, член Совета Республики вправе обратиться с вопросом к Премьер-министру, членам Правительства, руководителям государственных органов, образуемых или избираемых Парламентом. Ответ на запрос надлежит дать в течении 20-ти сессионных дне в порядке, установленном палатой Парламента.

Порядок деятельности Палаты представителей, Совета Республики, их органов, депутатов Палаты представителей и членов Совета Республики определяется регламентами палат, которые подписываются председателями палат.

В соответствии с регламентом работы Палаты представителей Национального собрания РБ (статьи 22 – 38) для организации законопроектной работы, предварительного рассмотрения и подготовки вопросов, относящихся к ведению Палаты представителей, организации работы постоянных комиссий и иных органов Палаты представителей, создается Совет Палаты представителей, который является постоянно действующим органом, подотчетным Палате представителей, и осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией, законодательством и Регламентом. Совет Палаты представителей возглавляет Председатель Палаты представителей.

В соответствии с Регламентом Совета Республики Беларусь (статья 53) для организации работы Совета Республики, предварительного рассмотрения и подготовки вопросов, относящихся к ведению Совета Республики, создается Президиум Совета Республики, который, как и Совет Палаты представителей является постоянно действующим органом, подотчетным Совету Республики. Данный орган осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией РБ, действующим законодательством и Регламентом Совета Республики. В состав Президиума Совета Республики входят Председатель Совета Республики, его заместитель и председатели постоянных комиссий Совета Республики. Президиум возглавляет Председатель Совета Республики.

В силу статьи 96 Конституции РБ Палата представителей и Совет Республики из своего состава избирают постоянные комиссии и иные органы для ведения законопроектной работы, предварительного рассмотрения и подготовки вопросов, относящихся к ведению палат.

В соответствии с постановлением Палаты представителей Национального собрания РБ от 22 ноября 2000 года «Об образовании постоянных комиссий Палаты представителей Национального собрания РБ» в указанной палате образовано 14 постоянных комиссий:

1. Комиссия по законодательству и судебно-правовым вопросам.

2. Комиссия по национальной безопасности.

3. Комиссия по государственному строительству, шестому самоуправлению и регламенту.

4. Комиссия по аграрным вопросам.

5. Комиссия по образованию, культуре, науке и научно-техническому прогрессу.

6. Комиссия по правам человека, национальным отношениям и средствам массовой информации.

7. Комиссия по международным делам и связи с СНГ.

8. Комиссия по проблемам чернобыльской катастрофы, экологии и природопользованию.

9. Комиссия по бюджету, финансам и налоговой политике.

10. Комиссия по денежно-кредитной политике и банковской деятельности.

11. Комиссия по труду, социальной защите, делам ветеранов и инвалидов.

12. Комиссия по охране здоровья, физической культуре, делам семьи и молодежи.

13. Комиссия по жилищной политике, строительству, торговле и приватизации.

14. Комиссия по промышленности, топливно-энергетическому комплексу, транспорту, связи и предпринимательству.

Постоянные комиссии Палаты представителей рассматривают письменные обращения граждан и других субъектов, содержащие предложения по совершенствованию законодательства РБ по направлениям деятельности комиссии.

Палата представителей при необходимости создает временные комиссии. Они прекращают свою деятельность после выполнения возложенных на них задач или досрочно по решению Палаты Представителей.

Совет Республики также избирает из своего состава постоянные и временные комиссии для ведения законопроектной работы, предварительного рассмотрения и подготовки вопросов, относящихся к его компетенции.

Совет Республики Национального собрания РБ образует следующие постоянные комиссии:

1) по законодательству и государственному строительству;

2) экономике, бюджету и финансам;

3) социальным вопросам;

4) региональной политике;

5) международным делам и национальной безопасности.

В состав постоянной комиссии входят председатель постоянной комиссии, заместители председателя и члены постоянной комиссии.

Совет Республики создает при необходимости следственные, ревизионные и иные временные комиссии.

Компетенция Совета Палаты представителей в целях организации деятельности Палаты представителей и ее органов:

1) организует работу по подготовке сессий;

2) принимает решения о внесении проекта повестки дня сессии Палаты представителей на рассмотрение Палаты представителей;

3) принимает меры по обеспечению присутствия депутатов Палаты представителей и решает другие вопросы, связанные с созывом и проведением сессий Палаты представителей;

4) дает поручения Секретариату Палаты представителей и решает другие вопросы, связанные с созывом и проведением сессий Палаты представителей с Конституцией Республики Беларусь и ее регламентом;

5) заслушивает сообщения по работе постоянных комиссий, иных органов Палаты представителей;

6) принимает меры по организационному, правовому, методическому и информационному обеспечению работы комиссий и других органов Палаты представителей;

7) в случае необходимости вносит в Палату представителей предложение о создании, реорганизации или ликвидации постоянных и временных комиссий;

8) в случае необходимости для подготовки и доработки проектов законов и иных актов создает при Совете Палаты представителей рабочие группы из числа депутатов, специалистов, ученых;

9) дает поручения постоянным комиссиям и другим органам Палаты представителей по вопросам, относящихся к их ведению;

10) в случае необходимости создает специальную комиссию для предварительного рассмотрения законопроекта и подготовки его для рассмотрения;

11) исходя из внесенных субъектами права законодательной инициативы законопроектов, утверждает планы рассмотрения законопроектов;

12) ходатайствует перед Президентом Республики Беларусь о награждении депутатов Палаты представителей и работников Секретариата Палаты представителей государственными наградами Республики Беларусь;

13) принимает решения о награждении Почетной грамотой Национального собрания Республики Беларусь а также граждан других государств;

14) осуществляет координацию деятельности и обще руководство органами и учреждениями, предназначенными для обеспечения деятельности Палаты, ее постоянных комиссий и иных органов;

15) информирует депутатов Палаты о решениях, принятых Советом Палаты представителей;

16) осуществляет другие функции предусмотренные регламентом.

Компетенция Президиума

Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь.

В связи с проведением сессии в целях координации и организации деятельности постоянных и временных комиссий, других органов, Президиум Совета Республики:

1) организует работу по подготовке сессии Совета Республики;

2) принимает решения о внесении проекта повестки дня и проектов о дополнении повестки дня сессии Совета Республики на рассмотрение Совета Республики;

3) определяет дату проведения очередного заседания;

4) информирует членов Совета Республики о вопросах, которых предполагается рассмотреть на очередном заседании;

5) контролирует подготовку и представление членам Совета Республики законопроектов, документов и материалов;

6) принимает меры к обеспечению присутствия членов Совета Республики на сессии;

7) рассматривает другие вопросы, связанные с созывом и проведением сессии Совета Республики;

8) заслушивает сообщение по вопросам работы постоянных комиссий и других органов, принимает меры по координации их работы;

9) дает поручения постоянным комиссиям и иным органам Совета Республики по вопросам, относящимися к их компетенции;

10) в случае необходимости вносит в Совет Республики предложения о создании или ликвидации постоянных или временных комиссий Совета Республики;

11) осуществляет другие функции предусмотренные регламентом;

12) обеспечивает осуществление контроля за своевременным рассмотрением запросов Совета Республики, высказанных на сессиях, к Премьер – министру, членам правительства Республики Беларусь, руководителям гос. оргонов;

13) принимает решения о направлении членов Совета Республики в зарубежные командировки;

14) утверждает отчеты членов Совета Республики о результатах их командировок;

15) утверждает Положения о Секретариате Совета Республики;

16) заслушивает отчеты Начальника Секретариата Совета Республики о деятельности Секретариата;

17) рассматривает другие вопросы, отнесенные Регламентом к его компетенции.

Акты Парламента Республики Беларусь

В основу новой редакции Конституции Республики Беларусь принятой на республиканском референдуме 24 ноября 1996 г., положена концепция сильной президентской власти. Однако это нисколько не уменьшает роли Национального собрания – Парламента в формировании правовой системы государства. Эффективно работающий Парламент является неотъемлемой составляющей государственного механизма, ибо именно акты, применяемые Парламентом, в сути представительного характера этого органа, наиболее отражает волю народа.

Статья 104 Конституции предусматривает что решение Палаты представителей принимаются в форме законов и постановлении, а решения Совета Республики – в форме постановлений. Вместе с тем системный анализ ряда других конституционных положений позволяет сделать вывод, что эти акты неоднородны и занимают различное место в иерархии правовых актов Республики Беларусь.

В первую очередь к числу актов, принимаемых Парламентом, следует отнести Конституцию. Принятие новой Конституции Парламентом с правовой точки зрения небезупречно. В соответствии с частью третьей статьи 140 Конституции разделы I, II, IV и VIII могут быть изменены только путем референдума. Тем более логичным представляется принятие новой Конституции исключительно на Республиканском референдуме.

Однако возможность принятия Конституции Парламентом допускается основным законом. Она вытекает из части первой статьи 140 Конституции, согласно которой Конституция считается принятой, если за неё проголосовало не менее двух третей от полного состава каждой из палат. Какие-либо иные особенности процедуры принятия Парламентом новой Конституции на сегодняшний день не установлены. Можно предположить, что в отношении принятия новой Конституции должны выполняться требования статей 138 и 139 действующего Основного Закона, регулирующие внесение в Конституцию изменений и дополнений. Кроме того, представляется очевидным, что в случае возникновения такой необходимости порядок принятия новой Конституции Парламентом должен быть дополнительно урегулирован либо путем принятия специального закона, либо посредствам толкования части первой статьи 140 Конституции.

Вопрос о юридической силе Конституции предельно ясен, верховенство Конституции четко закреплено в самом Основном Законе.

Основным видом правовых актов принимаемых Национальным собранием являются законы. В силу важности регулируемых или общественных отношений и относительной стабильности законы являются стержнем всей системы законодательства. Несмотря на то, что в процессе принятия законов участвует и глава государства, его участие ограниченно процедурой подписания принятого закона, а так же правом законодательной инициативы и отлагательного вето. Вся процедура принятия закона проходит в палатах Национального собрания, а потому законы с полным основанием можно рассматривать как акты Парламента. Именно из такого понимания правовой природы закона исходит современная юридическая наука.

Конституция выделяет несколько видов законов, занимающих различное место в иерархии нормативных правовых актов.

Прежде всего, это законы о внесении изменении и дополнений в Конституцию. В некоторых государствах такие законы называются конституционными. В конституции РБ для определения данной категории законов данный специальный термин не используется, однако предусмотрена усложненная процедура их принятия: ограничен круг субъектов, имеющих право их инициировать, установлена необходимость двух предварительных обсуждений с промежутком не менее трех месяцев, а также принятия их квалифицированным большинством; определены периоды, в течении которых указанные законы приниматься не могут.

После вступления в силу законов об изменении и дополнении Конституции новые нормы становятся неотъемлемой частью Основного Закона и имеют такую же юридическую силу, как и иные конституционный положения. Таким образом, законы о внесении изменений и дополнений в Конституцию в иерархии правовых актов стоят на одном уровне с Конституцией, что однако не исключает проверки их конституционности Конституционным Судом.

Такую же юридическую силу, надо полагать, имеют и законы о введении в действие указанных законов. Этот ввод можно сделать исходя из того, что нормы о порядке вступления в силу действующей реакции Конституции включены непосредственно в ее текст. Таким образом, в Конституции проводится тезис о равной юридической силе первичных правовых норм и норм, определяющих порядок их введения в действие.

Кроме законов об изменении и дополнении Конституции, в Основном Законе выделяются законы о толковании Конституции. Эти законы применяются в таком же порядке, как законы об изменении и дополнении Конституции, за исключением того, что к процедуре принятия законов о толковании Конституции не предъявляется требования, установленные статьей 139 Конституции. Конституция специально не оговаривает место указанных законов в иерархии нормативно правовых актов, хотя есть основания полагать, что по своей юридической силе они идут в след за Конституцией. Думается, было бы оправдано закрепить это в Законе «о нормативно правовых актах Республики Беларусь».

Представляется интересным использование в статье 140 Конституции, «акт о толковании Конституции». Трудно представить, чем руководствовались в данном случае авторы проекта Конституции, поскольку из статей 97 и 98 усматривается, что Парламент принимает законы о толковании Конституции. И это логично, поскольку даже толкование любого иного закона согласно пункту 2 части первой статьи 97 Конституции осуществляется посредством принятия законов. Вместе с тем во избежание двусмысленности понимания термина «акт о толковании Конституции» в разрабатываемом проекте Закона «О Национальном собрании Республики Беларусь» было бы целесообразно предусмотреть, что формой акта о толковании Конституции является закон.

В качестве еще одного вида законов можно выделить програмные законы. К числу программных законов часть четвертая статьи 104 Конституции относит законы об основных направления внешней и внутренней политики Республики Беларусь, и о военной доктрине Республики Беларусь. Даные законы также принимаются большинством голосов. Конституция прямо не устанавливает приоритета программных законов перед иными законами, хотя установление было бы в полне естественным. Сам термин «программный закон», а также предусмотренный Конституцией предмет их правового регулирования подчеркивают, что эти законы должны определять основной вектор государственной политики, в русле которой развивается текущее законодательство. Большая юридическая сила программных законов по сравнению с обычными законами предполагается и исходя из усложненной процедуры их принятия, хотя оптимальным было бы закрепление такого подхода на законодательном уровне.

Следующие видом законов являются иные, кроме вышеназванных, законы. Эти законы принимаются Национальным собранием по обычной законодательной процедуре направлены на правовое регулирование различных сфер общественных отношений. По процедуре принятия Парламентом можно выделить три разновидности законов:

Законы, принятые Палатой представителей и одобренные Советом Республики (часть вторая ст. 100 Конституции Республики Беларусь) законы, принятые Палатой представителей и не рассмотренные Советом Республики в установленные Конституцией сроки (часть четвертая ст. 100 Конституции); законы принятые Палатой представителей по требованию Президента либо по его поручению Правительства, если согласительной комиссией не принят соглашенный текст законопроекта (часть первая ст. 100 Конституции).

В Конституции содержится упоминание об отдельных правоотношениях регулирование которых производится законом. Это вопросы проведения выборов, гражданства, статуса столицы и т.д. кроме того, примерный круг законодательного регулирования очерчен в пункте 2 части первой статьи 97 Конституции. Приведенный там перечень вопросов по которым Парламент в праве принимать законы, достаточно широк. Это утверждение республиканского бюджета, ратификация международных договоров, установление республиканских налогов и сборов, принципов осуществления отношений собственности и многое другое. Вместе с тем этот перечень не является исчерпывающим, что может порождать споры относительно целесообразности выбора той или иной формы правового акта.

Надо полагать, при решении вопроса о необходимости принятия закона следует исходить из подходов содержащихся в Указе Президента Республики Беларусь от 4 марта 1999 г. №99 «О некоторых вопросах законопроектной деятельности в Республике Беларусь». Пунктом 2 которого предусмотрена, что форма закона используется в том случае, если такие отношения невозможно регламентировать иными нормативными актами. Таким образом, Глава государства ориентирует на то, чтобы законом регулировались лишь наиболее значимые, фундаментальные общественные отношения, носящие долговременный характер.

Среди законов особое место занимают кодексы, которые являются базовыми законами в соответствующей отросли права. Однако включение в кодексы положений о большой юридической силе этой категории законов представляется небесспорным. Поскольку такая норма уже содержится в новом Гражданском кодексе данная проблема может быть решена путем рассмотрения вопроса о конституционности указанной нормы Конституционным Судом.

Вопрос о соподчиненности законов и актов Президента я рассматривать не буду. Что касается соотношения законов и иных нормативных актов, то приоритет закона здесь неоспорим. Это совершенно определенно усматривается в части четвертой статьи 116 Конституции.

Кроме законов, палаты Национального собрания принимают постановления. Среди правоведов нет единого мнения относительно того, могут ли постановления палат парламента нести нормативный характер. Совершенно очевидно, что подавляющее большинство постановлений палат не являются нормативными. Согласно ст. 104 Конституции постановления Палаты представителей принимаются по вопросам распорядительного и конкретного характера. относительно постановлений Совета Республики Конституция не содержит подобного указания, хотя нормативность большинства из них обусловлена конституционным полномочием этой палаты.

Однако, исходя из Конституции, могут иметь место случаи, когда постановления Палаты представителей и Совета Республики Национального собрания носят нормативный характер. К таким можно отнести постановления об отмене временных декретов Президента, а также постановления о принятии, изменении и дополнении регламентов палат. На регламентах палат следует остановится особо. Их нормативность не вызывает сомнений, по сколько регламент по своей сути является собранием парламентских процедур. Думается, не правы те государствоведы, которые пытаются приуменьшить юридическую значимость регламентов палат. Порядок деятельности Палаты представителей и членов Совета Республики регулируется регламентом на основании Конституции. Исходя из этого, правила регламентов, касаются организации работы палат Парламента, по нашему мнению, должны быть обязательными для всех участников законодательного процесса.

Анализ конституционных норм (в частности ст. 116 и 137) приводит к выводу, что по своей юридической силе постановления, как правило, стоит ниже законов, а так же декретов и указов Президента. Что касается их соотношения с иными правовыми актами, то провести такое сравнение невозможно или, весьма затруднительно. Постановления палат принимаются исключительно по вопросам компетенции палат и не вторгается в сферу компетенции иных государственных органов, равно как и иные органы, за исключением главы государства, не вправе вмешиваться в правовое регулирование вопросов внутренней организации н парламентской деятельности. Исключение из указанного правила является те случаи, когда из смысла Конституции, безусловно, вытекает особая юридическая сила решений палат Парламента. Это касается отдельных вопросов исключительной компетенции палат, в частности отмены временных декретов Президента и некоторых других. Надо полагать, что такие постановления, принятые в случаях, предусмотренных Конституцией, и с соблюдением установленной процедуры, имеют большую юридическую силу по сравнению со всеми иными правовыми актами, в том числе актами главы государства, поскольку должны исполнятся даже в случаях коллизий их с последними.

И, наконец, следует упомянуть об обращениях, декларациях и заявлениях Палаты представителей, которые принимаются постановлением палаты и сами не содержат правовых норм.


Заключение

Цель Парламента в государстве состоит в том, чтобы посредством представительства достойных избранников из народа отображать волю народа и своей нормотворческой деятельностью улучшать жизнь общества, а также быть сдерживающим противовесам для других ветвей власти.

В свете теории разделения властей Парламент это общегосударственный представительный орган, главная функция которого заключается в осуществлении государственной власти. Законодательные полномочия образуют главную часть компетенции парламента. Реализация данной функции занимает зачастую наибольшее место в деятельности Парламента, ибо исключительно законом определяются права и свободы человека и гражданина, государственное устройство, упорядочиваются важнейшие блоки общественных отношений, регламентируется юридический режим собственности и т.д.

Парламент – Национальное собрание Республики Беларусь является представительным и законодательным органом Республики Беларусь. Парламент состоит из двух палат – Палаты представителей и Совета Республики.

Развитие представительных учреждений наглядно продемонстрировало их полезность и исключительную жизнеспособность. Вовлекая в управленческий процесс широкие слои населения, представительным органам отчасти удается сблизить народ и политическую элиту, обеспечить более открытый режим функционирования публичной власти.

Практика последних лет свидетельствует о том, что система представительных органов Республики Беларусь коренным образом изменилась и имеет тенденцию к оптимизации. Постепенно возрастает политико-правовая культура народных избранников, они чаше обращаются к цивилизованным формам разрешения общественных проблем. Однако процесс совершенствования системы представительной власти только набирает ускорение; он требует глубокого научного осмысления и анализа.

Многообразие правовых актов принимаемых палатами Парламента Республики Беларусь., и их место в иерархии правовых актов государства является подтверждением значительной роли Парламента в формировании современной системы законодательства, свидетельствует о серьезном влиянии идей парламентаризма на последовательное развертывание действительно демократических основ конституционного строя.


Список использованных источников

1. Конституция Республики Беларусь. – Мн. 1997 г.

2. Василевич Г.А. Органы государственной власти Республики Беларусь. – Мн.; 1998 г.

3. Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2001 №66 4/2547

4. Астафичев П.А. Социально правовая природа народного представительства / Государство и право. – 2001 г. №11

5. Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2000 №7 2/136

6. Голованов В. Юстиция Беларуси 1999 г.

7. Демичев Д.М. Конституционное право – Мн. 2004 г.