Дипломная работа: Методика формирования умений решать тригонометрические уравнения и неравенства в курсе алгебры и начал анализа
Название: Методика формирования умений решать тригонометрические уравнения и неравенства в курсе алгебры и начал анализа Раздел: Рефераты по математике Тип: дипломная работа | ||||||||||||||||
Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Поморский государственный университет имени М.В.Ломоносова» Кафедра методики преподавания математики Работа допущена к защите Заведующая кафедрой _________ «__»_____________2008 г. Выпускная квалификационная работа Методика формирования умений решать тригонометрические уравнения и неравенства в курсе алгебры и начал анализа Архангельск 2008 Содержание Введение Глава 1 Тригонометрические уравнения и неравенства в школьном курсе математики. 1.1 Этапы развития тригонометрии как науки 1.2 Содержание и анализ материала по тригонометрии в различных школьных учебниках 1.3 Роль и место тригонометрических уравнений и неравенств в школьном курсе математики 1.4 Виды тригонометрических уравнений и методы их решения 1.5 Тригонометрические неравенства и методы их решения Глава 2 Формирование умений и навыков решения тригонометрических уравнений и неравенств. 2.1 Основы формирования умений, необходимые при решении тригонометрических уравнений и неравенств 2.2 Методика формирования у учащихся умений решать тригонометрические уравнения 2.3 Методика формирования у учащихся умений решать тригонометрические неравенства 2.4 Эксперимент, его проведение и обработка результатов Заключение Литература Введение В настоящее время основной задачей перестройки школьного образования является переориентация на приоритет развивающей функции обучения. Это означает, что на первый план выходит задача интеллектуального развития личности, т.е. развитие учебно-познавательной деятельности. Пожалуй, ни один школьный предмет не может конкурировать с возможностями математики в воспитании мыслящей личности. Уже несколько десятилетий тригонометрия, как отдельная дисциплина школьного курса математики не существует, она плавно растеклась не только в геометрию и алгебру основной школы, но и в алгебру и начала анализа. Исторически сложилось, что тригонометрическим уравнениям и неравенствам уделялось особое место в школьном курсе. Еще греки на заре человечества, считали тригонометрия важнейшей из наук. Поэтому и мы не оспаривая древних греков, будем считать тригонометрию одним из важнейших разделов школьного курса, да и всей математической науки в целом. Тригонометрические уравнения и неравенства занимают одно из центральных мест в курсе математики средней школы, как по содержанию учебного материала, так и по способам учебно-познавательной деятельности, которые могут и должны быть сформированы при их изучении и применены к решению большого числа задач теоретического и прикладного характера. В школьном математическом образовании с изучением тригонометрических уравнений и неравенств связаны несколько направлений: 1. Решение уравнений и неравенств; 2. Решение систем уравнений и неравенств; 3. Доказательство неравенств. Анализ учебной, научно-методической литературы показывает, что большое внимание уделяется первому и второму направлениям. Требованием нашего времени является необходимость усиления прикладных направлений в обучении математике. Как показал анализ содержания школьного математического образования, возможности решения тригонометрических уравнений, а особенно тригонометрических неравенств в этом плане достаточно широки. Так же следует заметить, что решение тригонометрических уравнений и неравенств создаёт предпосылки для систематизации знаний учащихся, связанных со всем учебным материалом по тригонометрии (например, свойства тригонометрических функций, приёмы преобразования тригонометрических выражений и т.д.) и даёт возможность установить действенные связи с изученным материалом по алгебре (уравнения, равносильность уравнений, неравенства, тождественные преобразования алгебраических выражений и т.д.).[1] Иначе говоря, рассмотрение приёмов решения тригонометрических уравнений и неравенств предполагает своего рода перенос этих умений на новое содержание. Актуальность исследования: анализ материала, посвященного решению тригонометрических уравнений и неравенств в учебных пособиях «Алгебра и начала анализа» для 10 – 11 классов разных авторов, учет целей изучения тригонометрических уравнений и неравенств, а так же обязательных результатов обучения, связанных с рассматриваемой темой, свидетельствует о том, что перед учителем стоит задача – формировать у учащихся умения решать уравнения и неравенства каждого вида, развивая тем самым общие тригонометрические представления. Цель исследования: Разработать методику, направленную на формирование у учащихся умений решать тригонометрические уравнения и неравенства. Объект исследования: процесс обучения математике. Предмет исследования: методика формирования у учащихся умений решать тригонометрические уравнения и неравенства. Гипотеза исследования: Если выделить основные умения, необходимые при решении тригонометрических уравнений и неравенств и разработать методику их формирования, то это будет способствовать качественному научению решать тригонометрические уравнения и неравенства. Под осознанным и качественным изучением тригонометрии мы понимаем процесс обучения, осуществляемый с учетом идей личностно ориентированного обучения, при реализации которого не допускается формальной передачи знаний и схоластической отработки умений, т.е. изучение тригонометрии должно опираться как на логическую, так и на образную составляющие мышление, при этом учащимся должны быть предоставлены возможности для дифференциации и индивидуализации. В процессе исследования и проверке достоверности гипотезы необходимо было решить следующие задачи: 1. Провести анализ психолого-педагогической, учебной и методической литературы по проблеме исследования. 2. Выявить роль тригонометрических уравнений и неравенств в обучении математики. 3. Выделить основы формирования умений необходимых для решения тригонометрических уравнений и неравенств. 4. Классифицировать методы решения тригонометрических уравнений и неравенств. 5. Разработать методику формирования умений и навыков решать тригонометрические уравнения и неравенства. 6. Провести экспериментальное исследование разработанной методики. Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: 1. Анализ психолого-педагогической и методической литературы. 2. Анализ учебно-методических пособий, учебников, дидактических материалов. 3. Наблюдения, беседы с учителями. 4. Педагогический эксперимент. Структура работы. Работа состоит из двух глав, введения и заключения. Во введении подчеркнута актуальность изучения проблемы. Первая глава посвящена рассмотрению значимости тригонометрического материала в школьном курсе математики, классификации тригонометрических уравнений и неравенств, а так же методов их решений. Во второй главе описаны основные умения, необходимые при решении тригонометрических уравнений и неравенств и методика формирования умений решать тригонометрические уравнения и неравенства. Список литературы включает 32 источника. Глава 1 Тригонометрические уравнения и неравенства в ШКМ 1.1 Этапы развития тригонометрии как науки Тригонометрия является одним из наиболее молодых отделов элементарной математики, получивших окончательное оформление лишь в XVIII в., хотя отдельные идеи её относятся к глубокой древности, к античному миру и к математическому творчеству индусов (К. Птолемей, II в., Аль Баттани, IX в., и др.). Европейские математики достигли высокой степени совершенства в вычислении таблиц натуральных синусов и тангенсов (Региомонтанус, XV в., Ретикус и Питискус, XVI в., и др.). Само название «тригонометрия» греческого происхождения, обозначающее «измерение треугольников»: Научная разработка тригонометрии осуществлена Л. Эйлером в его труде «Jntroductio in analysis infinitorum» (1748). Он создал тригонометрию как науку о функциях, дал ей аналитическое изложение, вывел всю совокупность формул из немногих основных формул. Обозначение сторон малыми буквами и противолежащих углов — соответствующими большими буквами позволило ему упростить все формулы, внести в них ясность и стройность. Эйлеру принадлежит мысль рассматривать тригонометрические функции как отношения соответствующих линий к радиусу круга, т. е. как числа, причём радиус круга как «полный синус» он принял за единицу. Эйлер получил ряд новых соотношений, установил связь тригонометрических функций с показательными, дал правило знаков функций для всех четвертей, получил обобщённую формулу приведения и освободил тригонометрию от многих ошибок, которые допускались почти во всех европейских учебниках математики. Сочинение Л. Эйлера в дальнейшем послужило фундаментом для учебников тригонометрии. Одно из первых руководств, «Сокращённая математика» С. Румовского (1760), отдел «Начальные основания плоской тригонометрии», начинает изложение следующим образом: «Тригонометрия плоская есть знание через Арифметические выкладки сыскивать треугольники, которые геометрия черченьем находит». Всё изложение сводится к решению треугольников (самые простые случаи), вычисления проводятся весьма сложным путём, учение о функциях отсутствует. Таким образом, тригонометрия возникла на геометрической основе, имела геометрический язык и применялась к решению геометрических задач. Развитие алгебраической символики позволило записывать тригонометрические соотношения в виде формул; применение отрицательных чисел позволило рассматривать направленные углы и дуги и распространить понятие тригонометрических линий (определенных отрезков в круге) для любых углов. В этот период создалась база для изучения тригонометрических функций как функций числового аргумента, основа аналитической теории тригонометрических (круговых) функций. Аналитический аппарат, позволяющий вычислять значения тригонометрических функций с любой степенью точности, был разработан Ньютоном.[25] Современный вид тригонометрия получила в трудах великого ученого, члена Российской академии наук Л. Эйлера (1707 – 1783). Эйлер стал рассматривать значения тригонометрических функций как числа – величины тригонометрических линий в круге, радиус которого принят за единицу («тригонометрический круг» или «единичная окружность»). Эйлер дал окончательное решение о знаках тригонометрических функций в разных четвертях, вывел все тригонометрические формулы из нескольких основных, установил несколько неизвестных до него формул, ввел единообразные обозначения. Именно в его трудах впервые встречаются записи Аналитическое (не зависящее от геометрии) построение теории тригонометрических функций, начатое Эйлером, получило завершение в трудах великого русского ученого Н.И. Лобачевского. Современная точка зрения на тригонометрические функции как на функции числового аргумента во многом обусловлена развитием физики, механики, техники. Эти функции легли в основу математического аппарата, при помощи которого изучаются различные периодические процессы: колебательные движения, распространение волн, движения механизмов, колебание переменного электрического тока. Как показал Ж. Фурье (1768 – 1830), всякое периодическое движение с любой степенью точности можно представить в виде суммы простейших синусоидальных (гармонических) колебаний. Если в начале развития тригонометрии соотношение Таким образом, на первоначальных стадиях своего развития тригонометрия служила средством решения вычислительных геометрических задач. Ее содержанием считалось вычисление элементов простейших геометрических фигур, то есть треугольников. Но в современной тригонометрии самостоятельное и столь же важное значение имеет изучение свойств тригонометрических функций. Этот период развития тригонометрии был подготовлен всем ходом развития механики колебательных движений, физики звуковых, световых и электромагнитных волн. В этот период даны обобщения многим терминам тригонометрии и, в частности, выведены соотношения для Почти также изложен и учебник В. Никитина и П. Суворова. Шаг вперёд делает академик М. В. Остроградский в 1851 г. В своём конспекте по тригонометрии для руководства в военно-учебных заведениях он выступает как сторонник определения тригонометрических функций, на первом этапе их изучения, как отношений сторон в прямоугольном треугольнике с последующим обобщением их определения и распространением его на углы любой величины. [24] 1.2 Содержание и анализ материала по тригонометрии в различных школьных учебниках Анализ материала, посвящённого решению тригонометрических уравнений и неравенств, в учебнике «Алгебра и начала анализа» для 10-11 классов под ред. А.Н.Колмогорова и в учебнике «Алгебра и начала анализа» для 10-11 классов авторов Ш.А. Алимова и др. свидетельствует, что различные виды тригонометрических уравнений и неравенств представлены в пособиях по математике для средней школы. Значит, перед учителем стоит задача – формировать у учащихся умения решать уравнения и неравенства каждого вида. Рассмотрим содержание материала по тригонометрии изложенного в различных учебниках по математике за курс 10 – 11 класс средней школы, с целью его сравнения, анализа и формироваания наиболее приемлемой методики внедрения данной темы в школьном курсе математики. Башмаков М.И. Алгебра и начала анализа. 10-11 Учебник разбит на 6 глав. Каждая глава открывается списком вопросов и задач. Затем коротко формулируются результаты, которые необходимо достичь после изучения главы. Материал, касающийся темы «Решение тригонометрических уравнений и неравенств» представлен в главе III «Тригонометрические функции» после изучения глав «Функции и графики» и «Производная и её применение». Четвёртая глава «Показательная и логарифмическая функции» и пятая глава «Интеграл и его применение» не содержат обращений к области тригонометрии вообще, а в шестой главе «Уравнения и неравенства» встречаются и тригонометрические уравнения, и тригонометрические неравенства. Обращаясь в главе III к теме «Тригонометрические функции» М.И. Башмаков считает нужным повторить такие темы как: измерение углов; соотношения в треугольнике; вращательное движение; техника вычислений. Далее вводятся: определения и простейшие свойства тригонометрических функций; формулы приведения; значения тригонометрических функций.Причём, здесь же вводится основное тригонометрическое тождество. Здесь же М.И Башмаков рассматривает вопрос решения простейших тригонометрических уравнений по тригонометрической окружности. Следующие разделы данной темы «Исследование тригонометрических функций» и «Тождественные преобразования». Лишь после этого в разделе «Решение уравнений и неравенств» вводятся различные виды уравнений и некоторые виды неравенств. И соответственно здесь же говорится о способах и методах их решения. Схема изучения темы «Решение тригонометрические уравнений и неравенств» определяется следующим образом: функция → уравнения → преобразования. [3] Мордкович А.Г. Алгебра и начала анализа. 10-11 Учебник разбит на 8 глав. В конце изучения каждой главы чётко обозначены основные результаты изучения. Курс изучения математики в 10 классе начинается с изучения главы «Тригонометрические функции». Здесь автор вводит понятия тригонометрической окружности на координатной плоскости, понятия синус и косинус, основные тригонометрические соотношения с ними связанные, решения простейших уравнений по тригонометрической окружности. Как таковые формулы приведения вводятся после изучения тригонометрических функций углового аргумента. Далее рассматриваются свойства и графики тригонометрических функций. Во второй главе «Тригонометрические уравнения» подробно рассматривается решение каждого простейшего тригонометрического уравнения, на основе ранее введенных понятий арксинуса, арккосинуса, арктангенса. В этой же главе рассмотрены такие методы решения: разложение на множители и введение новой переменной; метод решения однородных тригонометрических уравнений. Другие методы решения рассматриваются после изучения третьей главы «Преобразование тригонометрических выражений». Здесь схема изучения выглядит следующим образом: функция → уравнения → преобразования. С точки зрения применения учебник Мордковича удобен для самостоятельного изучения учащимися, т.к. он содержит сильную теоретическую базу. Изложение теоретического материала ведётся очень подробно. В условиях острой нехватки часов для проведения занятий в классе возрастает значение самостоятельной работы учеников с книгой. Опираясь на учебник, учитель прекрасно разберётся в том, что надо рассказать учащимся на уроке, что заставить их запомнить, а что предложить им просто прочесть дома. К недостаткам можно отнести не очень большое количество упражнений по этой теме в самом учебнике.[19] Колмогоров А.Н. Алгебра и начала анализа Учебник содержит 4 главы. Схема изучения материала по теме «Решение тригонометрических уравнений и неравенств» радикально отличается от предыдущих, т.к. сначала рассматриваются тригонометрические функции числового аргумента и основные формулы тригонометрии. В этой же первой главе, но несколько позже, рассматриваются основные свойства тригонометрических функций, их графики и их исследование. После этого вводятся понятия арксинус, арккосинус, арктангенс, арккотангенс и «параллельно» с этим решение простейших тригонометрических уравнений и неравенств. Автор не называет методов решения тригонометрических уравнений, а описывает алгоритм их решения. Тоже касается и решения тригонометрических неравенств. Таким образом, схема изучения выглядит так: преобразования → функции → уравнения. Стоит отметить, что учебник содержит достаточно много дидактических материалов, как простых так и более сложных. Это естественно обеспечивает учителю возможность варьировать задания для учащихся. С точки зрения изложения теоретического материала нельзя сказать, что учебник идеально подходит для самостоятельного изучения.[14] Анализ содержания набора задач в теме «Тригонометрические уравнения» приводит к следующим выводам: 1) преобладающими являются простейшие тригонометрические уравнения, решение которых основано на определениях соответствующих функций в понятиях арксинуса, арккосинуса, арктангенса числа; 2) фактически отсутствуют тригонометрические уравнения, способ решения которых основан на свойстве ограниченности синуса и косинуса; 3) если говорить о связях приемов решения тригонометрических уравнений с приемами тождественных преобразований тригонометрических и алгебраических выражений, то следует отметить, что эти приемы в учебном пособии представлены бедно и однообразно. Рассматриваются приемы тождественных преобразований: а) тригонометрические выражения: - прием использования основного тригонометрического тождества; - прием использования формул двойного и половинного аргументы; - прием преобразования суммы тригонометрических выражений в произведение; б) алгебраических выражений: - прием разложения на множители; - прием преобразования тригонометрического выражения, представляющего собой однородный многочлен относительно синуса и косинуса. Использование указанных приемов приводит к тригонометрическим уравнениям, которые условно можно разделить на следующие виды: а) сводящиеся к квадратным относительно тригонометрической функции; б) сводящиеся к дробно-рациональным относительно тригонометрической функции; в) сводящиеся к однородным; г) сводящиеся к виду 1.3 Роль и место тригонометрических уравнений и неравенств в ШКМ Тригонометрия традиционно является одной из важнейших составных частей школьного курса математики. И этот курс предполагает задачи, решить которые, как правило, можно, пройдя целенаправленную специальную подготовку. Анализ школьных учебников по математике в полной степени определяет место тригонометрических уравнений и неравенств в линии изучения уравнений и линии изучения неравенств. Изучению темы «Решение тригонометрических уравнений» часто предшествует изучение таких тем как «Преобразование тригонометрических выражений» и «Основные свойства и графики тригонометрических функций». В разделе «Решение тригонометрических уравнений и неравенств» мы знакомим учащихся с понятиями арксинус, арккосинус, арктангенс. Опыт преподавания математики показывает, что осознание важности изучаемого материала приходит к ученикам не в процессе его изучения, а в процессе его применения при решении других заданий, т.е. тогда когда он становится средством для решения других задач. Так, например, решение уравнения Мы видим, что именно здесь школьники могут наблюдать пользу от изучения формул тригонометрии. С их помощью нерешаемое на первый взгляд уравнение или неравенство принимает достаточно простой и, главное знакомый вид. Примерно то же самое происходит и при решении тригонометрических неравенств. При таком подходе изучения тригонометрии, когда уравнения и неравенства изучаются после формул преобразования тригонометрических выражений, место тригонометрических уравнений и неравенств определяется через систематизацию знаний по темам «Преобразование тригонометрических выражений» и «Основные свойства и графики тригонометрических функций». Если же тригонометрические уравнения и неравенства изучаются до темы «Преобразование тригонометрических выражений», то здесь место их изучения определяется совершенно противоположным образом. Здесь на изучение тригонометрических уравнений отводится больше времени: как только появляется новая формула, она сразу же используется для решения уравнений или неравенств. То есть в данном случае не формула преобразования является средством для решения тригонометрического уравнения или неравенства, а уравнение выступает как средство закрепления тригонометрических формул. Таким образом, при любом подходе к изучению тригонометрии, роль изучения уравнений и неравенств неизмеримо велика, не зависимо от места их изучения. Ну и как следствие из этого велико и неизмеримо место изучения методов решения и тригонометрических уравнений и тригонометрических неравенств. Т.к. авторы учебников не уделяют должного внимания обозначению методов решения тригонометрических уравнений и неравенств, попробуем классифицировать уравнения и неравенства, и соответственно методы их решения. 1.4 Виды тригонометрических уравнений и методы их решения Материал, относящийся к тригонометрии, изучается не единым блоком, учащиеся не представляют себе весь спектр применения тригонометрического материала, дробление на отдельные темы приводит к тому, что тригонометрия изучается в течение нескольких лет. Необходимость классификации уравнений и неравенств вызывается невозможностью найти общий метод их решения. Очевидно, что классифицировать тригонометрические уравнения и неравенства имеет смысл с опорой на методы их решения. Мы будем рассматривать типы уравнений и неравенств в той последовательности, которая представляется нам наиболее приемлемой для обучения школьников, то есть в последовательности, построенной в соответствии с принципом «от простого к сложному». 1.4.1 Уравнения, сводящиеся к простейшим Практически все тригонометрические уравнения считаются «сводящимися к простейшим», но можно выделить ряд уравнений которые сводятся к простейшим достаточно просто. Рассмотрим сначала виды простейших уравнений. К простейшим тригонометрическим уравнениям относятся уравнения вида: На эти уравнения следует обратить особое внимание, так как без умения их решать невозможно решить никакое другое тригонометрическое уравнение. Лучше всего, если учащиеся будут иметь схемы решения каждого из простейших уравнений
Если Если Особые случаи:
Любая из этих формул может быть заменена формулой общего вида, однако они проще и их выгоднее применять при решении уравнений. Полезно помнить, что при
Уравнение вида Если Если Особые случаи:
Нужно помнить, что при
Уравнение вида
Нужно помнить, что при Уравнение вида
Нужно помнить, что при
Уравнения, сводящиеся к простейшим, имеют вид Данные уравнения также являются простейшими и решаются сначала относительно f ( x ) , а затем полученные уравнения решаются относительно х. Примеры: 1. 2. 3. 1.4.2 Уравнения, являющиеся равенством двух одноимённых тригонометрических функций: а) уравнения вида б) уравнения вида в) уравнения вида Примеры: 1. Решите уравнение: 2. Решите уравнение: 1.4.3 Тригонометрические уравнения, содержащие одну и ту же функцию одного и того же аргумента и решаемые методом подстановки Уравнения данного вида Пример: Решите уравнение: Пусть Оба корня уравнения удовлетворяют условию допустимого значения t , следовательно, переходим к обратной замене.
1.4.4 Однородные уравнения Предварительно можно показать учащимся вид однородной функции от двух переменных U
и V
первой степени, например, 3
U
+ 2
V
; второй степени: Для лучшего усвоения и закрепления идеи необходимо решить с учащимися следующее уравнение:
Обозначим Получается однородное уравнение второй степени:
Имеем 2 случая: U = Vили V = 0,5 U Как правило, на практике очень часто встречается Примеры: 1. Это однородное уравнение первой степени. Обе части уравнения нужно разделить на cosx . При этом получится равносильное уравнение. Чтобы в этом удостовериться, покажем, что уравнение cosx = 0 не содержит корней данного уравнения. Действительно, если
Но это невозможно, т.к. Следовательно, имеем равносильное уравнение 2. Это однородное уравнение второй степени. Получим равносильное уравнение после деления обеих частей уравнения на
1.4.5 Уравнения, решающиеся разложением на множители При решении уравнений такого типа необходимо пользоваться известным правилом: произведение нескольких множителей равно нулю, если хотя бы один из них равен нулю, а остальные при этом имеют смысл. Примеры: 1. Используя данное правило получим:
2. Сгруппируем соответствующие слагаемые, получим: 1.4.6 Уравнения вида Один из способов решения такого уравнения состоит в том, что левую часть уравнения можно преобразовать по формуле: Примеры: 1.
Подставляя в формулу, получаем: 2.
Подставляя в формулу, получаем К сожалению, внимание учащихся нечасто обращается на преобразование выражения В некоторых пособиях эта формула приведена в таком виде
Такая запись приведёт к ошибке, если, например, a и b отрицательны.[10] Выделенные виды тригонометрических уравнений представлены в пособиях по математике для средней школы. Значит, перед учителем стоит задача – формировать у учащихся умения решать уравнения каждого вида. 1.5 Тригонометрические неравенства и методы их решения 1.5.1 Решение простейших тригонометрических неравенств Большинство авторов современных учебников по математике предлагают начать рассмотрение данной темы с решения простейших тригонометрических неравенств. Принцип решения простейших тригонометрических неравенств основан на знаниях и умениях определять на тригонометрической окружности значения не только основных тригонометрических углов, но и других значений. Между тем, решение неравенств вида Мы на протяжении ряда лет для нахождения решения тригонометрических неравенств довольно успешно применяем формулы корней соответствующих уравнений. Изучение данной темы осуществляем таким образом: 1. Строим графики Затем записываем уравнение Добавив к концам этих промежутков число, кратное периоду синуса, в первом случае получим решение неравенства 2. Далее проводим аналогичные рассуждения для косинуса Только в отличие от синуса из формулы Теперь нетрудно записать решения неравенств а во втором: Подведём итог. Чтобы решить неравенство При решении неравенств Данный приём позволяет научить решать тригонометрические неравенства всех учащихся, т.к. этот приём полностью опирается на умения, которыми учащиеся владеют прочно. Это умения решать простейшие и находить значение переменной по формуле. Кроме того, становится совершенно необязательным тщательное прорешивание под руководством учителя большого количества упражнений для того, чтобы продемонстрировать всевозможные приёмы рассуждений в зависимости от знака неравенства, значения модуля числа a и его знака. Да и сам процесс решения неравенства становится кратким и, что очень важно, единообразным. Ещё одним из преимуществ данного способа является то, что он позволяет легко решать неравенства даже в том случае, когда правая часть не является табличным значением синуса или косинуса. Продемонстрируем это на конкретном примере. Пусть требуется решить неравенство Найдём значения При n
= 1
При n
= 2
Записываем окончательный ответ данного неравенства:
В рассмотренном примере решения простейших тригонометрических неравенств недостаток может быть только один – наличие определенной доли формализма. Но если всё оценивать только с этих позиций, то тогда можно будет обвинить в формализме и формулы корней квадратного уравнения, и всех формул решения тригонометрических уравнений, и многое другое.[11] Предложенный метод хоть и занимает достойное место в формировании умений и навыков решения тригонометрических неравенств, но нельзя и преуменьшать важность и особенности других методов решения тригонометрических неравенств. К таковым относится и метод интервалов. Рассмотрим его сущность. 1.5.2 Метод интервалов Многолетний опыт преподавателей математики убеждает, что учащиеся, успешно решающие тригонометрические уравнения, часто испытывают серьезные затруднения при решении тригонометрических неравенств, допуская много ошибок в окончательном отборе решений, после того как выполнена основная часть работы. Ошибки появляются из-за невнимательности или в силу того, что учащиеся не поняли каких-то специфических особенностей неравенства. Не помогает и проверка. Она не всегда достаточна, для того чтобы обнаружить ошибку. К тому же при наличии в ответе одного-двух интервалов проверка утомительна, а при большем количестве интервалов техническая сложность проверки многократно возрастает. В связи с этим разработан особый методический подход к заключительному этапу решения тригонометрического неравенства, который удобно разъяснять учащимся с помощью специально составленного алгоритмического предписания. 1. Привести неравенство к такому виду, чтобы в одной его части (например, в правой) стоял ноль. 2. Определить нули и точки разрыва функции, стоящей в левой части неравенства. 3. Расставить на единичной окружности точки, являющиеся представителями всех найденных чисел. 4. Выбрать произвольное число 5. Провести луч 6. На луче Если выражение больше нуля, то Иначе 7. Начиная с точки 8. Выбрать нужные участки конфигурации, которую образовала проведённая линия. Для этого: Если выражение, стоящее в левой части неравенства, больше нуля, то выбрать участки фигуры, лежащие вне единичной окружности. Иначе – выбрать те участки фигуры, которые расположены внутри единичной окружности. 9. Отметить стрелками в положительном направлении те дуги единичной окружности, которые принадлежат выбранным участкам. Эти дуги соответствую множеству решений неравенства. Проиллюстрируем данный метод интервалов решения тригонометрических неравенств. Пример 1. Решите неравенство Приведём левую часть неравенства к виду Первое из уравнений этой совокупности даёт I серию значений х
: Второе из уравнений совокупности приводит ко II серии Далее заполним тригонометрическую окружность соответствующими точками. Для I серии достаточно взять Выберем теперь контрольную точку, положив Значит, в данном случае луч Соединим точку Решению исходного неравенства соответствуют дуги единичной окружности в тех областях, которые отмечены на рисунке знаком « + « . При записи окончательного ответа следует иметь в виду, что в одной из областей (она показана пунктирной стрелкой) нарушается переход от меньших значений х
к большим. В таком случае следует к меньшему значению
Заметим, что если волнообразную линию после обхода ею всех отмеченных на единичной окружности точек не удаётся вернуть в точку Приведённый пример имеет одну особенность. Серии Пример 2: Решите неравенство Рассмотрим совокупность уравнений На единичной окружности значения серии Пусть теперь число
Она помогает нам выделить на единичной окружности искомые области. Они обозначены знаком « +». Окончательный ответ запишем в виде совокупности неравенств: [13,c.17-18] Глава 2. Формирование умений и навыков решения тригонометрических уравнений и неравенств 2.1 Основные умения, необходимые при решении тригонометрических уравнений и неравенств В методической литературе существуют различные трактовки понятия «умения». Например, Петровский А.В. под «умениями» понимает способность использовать имеющиеся данные, знания или понятия, оперировать ими для выявления существенных свойств вещей и успешного решения определенных теоретических или практических задач.[22] По мнению Булыгиной Т.Б. «умения – это способность осознанно выполнять определенное действие».[32] Матюхина М.В. дает следующее определение: «умение – сочетание знаний и навыков, которое обеспечивает успешное выполнение деятельности». Навыки – это автоматизированные способы выполнения действий. Знания – это разновидность субъективных образов в сознании. Понятие – это форма знания, которая отражает единичное и особенное, являющееся одновременно и всеобщим.[6] Рассмотрим следующее понятие – «формирование умений». Под ним понимается деятельность учителя, связанная с организацией усвоения определенного элемента социального опыта учеником. Формирование умений – это овладение всей сложной системой операций по выявлению и переработке информации, содержащейся в знаниях и получаемой от предмета, по сопоставлению и соотнесению информации с действиями. Формирование умений выступает, прежде всего, как продукт все углубляющихся знаний. Умения формируются на основе освоения понятий о различных сторонах и свойствах изучаемых объектов. Главный путь формирования умений – это приучение учащихся видеть различные стороны в объекте, применять к нему разнообразные понятия, формулировать в понятиях многообразные отношения этого объекта. Учащихся надо научить преобразовывать объект с помощью синтеза через анализ. Применяемые преобразования зависят от того, какие отношения и зависимости требуется установить. Схема таких преобразований и есть план решения задачи. Научение умениям может осуществляться разными путями. Один из них заключается в том, что учащемуся сообщают необходимые знания, затем перед ним ставят задачи на их применение. И учащийся сам ищет решения, обнаруживая путем проб и ошибок соответствующие ориентиры, способы переработки информации и приемы деятельности. Этот путь называют проблемным обучением. Другой путь заключается в том, что учащихся обучают признакам, по которым можно однозначно распознать тип задач и требуемые для ее решения операции. Этот путь называют алгоритмизированным обучением или обучением на полной ориентировочной основе. Наконец, третий путь заключается в том, что учащегося обучают самой психической деятельности, необходимой для применения знаний. В этом случае педагог не только знакомит учащегося с ориентирами отбора признаков и операций, но и организует деятельность учащегося по переработке и использованию полученной информации для решения поставленных задач. Это достигается систематическим проведением учащегося через все этапы деятельности, требующей ориентировки на признаки, которые закреплены в изучаемом понятии. На первом этапе эти ориентиры (существенные признаки) предмета предъявляются ученику в готовом, материализованном виде, в виде схем, символа, предметов, а операции по выделению ориентиров осуществляются в форме предметных действий. На втором этапе ориентиры и предметные операции заменяются речевыми обозначениями и действиями. На третьем этапе отпадают и словесные действия, их заменяют мыслительные операции, которые протекают по все более свернутой схеме. Эту концепцию называют методикой поэтапного формирования умственных действий.[6] Фактически эти этапы проходит каждый человек при формировании новых понятий. Однако при обычном обучении эти этапы не организуются сознательно. Поэтому ученик вынужден сам искать и обнаруживать нужные существенные или логические признаки, а главное – сам подбирать для этого действия. Неизбежно возникают ошибки. Понятия формируются не всегда полные и верные. Традиционное обучение, основанное на «самостоятельном» осмысливании и корректировке через результаты, является следствием неполноты ориентировочной деятельности ученика. Причем деятельность ученика не должна сводиться к созданию понятий, нахождению их признаков, а к тому, чтобы наполнить сообщаемые понятия значением, то есть усвоить способы их использования, - это деятельность не по самостоятельному отыскиванию существенных признаков вещей, закрепленных в понятиях, а по применению этих признаков. Чтобы понятия формировались полно и безошибочно, соответствующая деятельность ученика должна строиться на полной ориентировочной основе. Иначе говоря, учитель должен давать ученику готовыми все существенные признаки объектов и обучать ребенка тем операциям, каких требует каждый из признаков для его выявления и воспроизведения.[30] Говоря об умениях решать тригонометрические уравнения и неравенства, нужно иметь в виду, что эти умения образуют целый комплекс, в который среди прочих входят следующие: - умения отыскать на числовой окружности точки, соответствующие заданным числам, выраженных в долях числа - умение изображать числа точкой числовой окружности и надписывать точки (имеется в виду определять все числа, которые соответствуют данной точке); - умение изображать числа на числовой окружности по значению одной из тригонометрических функций; - составлять двойные неравенства для дуг числовой окружности;[20] - умение провести анализ предложенного уравнения или неравенства с целью получения оснований для отнесения уравнения к одному из известных видов; - умение осуществить обоснованный выбор приема решения; - умение решать простейшие тригонометрические уравнения и неравенства и иллюстрировать решение с помощью графика, тригонометрического круга; - умение применять свойства тригонометрических функций при решении уравнений и неравенств; - умение выполнять тождественные преобразования тригонометрических выражений, которое, в свою очередь, предполагает умение применять приемы преобразований алгебраических выражений и соответствующие тригонометрические формулы; - умение решать алгебраические уравнения определенных видов (линейные, квадратные, дробно-рациональные, однородные, сводящиеся к совокупностям алгебраических уравнений указанных видов) и др.[28] Перечисленные умения формируются в течение длительного времени, рядом из них учащиеся должны владеть, приступая к изучению тригонометрических уравнений. Но рассмотрение приемов решения тригонометрических уравнений или неравенств предполагает своего рода перенос этих умений на новое содержание. Анализ программ по математике для средней школы, учет целей изучения тригон6ометрических уравнений и неравенств, а также обязательных результатов обучения, связанных с рассматриваемой темой, приводит к выводу, что указанные умения должны быть усвоены, по крайней мере, на уровне применения «в ситуации по образцу». Предложенные ниже методики предусматривает овладение учащимися умениями решать простейшие тригонометрические уравнения и неравенства, и знакомство с приемами решения тригонометрических уравнений и неравенств других видов.[6] 2.2 Методика формирования у учащихся решать тригонометрические уравнения В процессе формирования у школьников умений решать тригонометрические уравнения рекомендуется выделить три этапа: 1. подготовительный, 2. формирование умений решать простейшие тригонометрические уравнения и неравенства, 3. введение тригонометрических уравнений и неравенств других видов и установление приемов их решения. Цель подготовительного этапа состоит в том, чтобы, во-первых, начать формирование у школьников умения использовать тригонометрический круг или график функции для решения уравнения; во-вторых, познакомить учащихся с применением свойств тригонометрических функций для решения уравнений вида Реализовать этот этап рекомендуется в процессе систематизации знаний школьников о свойствах тригонометрических функций. Основным средством могут служить задания, предлагаемые учащимся и выполняемые либо под руководством учителя, либо самостоятельно. Приведем примеры таких заданий: 1) найти все числа отрезка 2) отметить на единичной окружности точки Pt
, для которых соответствующие значения t удовлетворяют равенству 3) используя график функции 4) решить уравнения а) б) в) г) д) 5) решить уравнения: а) б) в) Обратим внимание на два последних задания. В основе решения предложенных уравнений, как правило, – применение определений синуса, косинуса числа (либо таких свойств тригонометрических функций, как наличие корней, наличие экстремумов у функций синус и косинус). Выполнение пятого задания предполагает решение совокупностей тригонометрических уравнений рассматриваемого вида (например, последнее уравнение преобразуется следующим образом: Реализация второго этапа обучения школьников решению тригонометрических уравнений, на котором происходит формирование умений решать простейшие уравнения, предполагает введение понятий «арксинус числа», «арккосинус числа» и т.д., получение общих формул решения простейших тригонометрических уравнений, формирование умений иллюстрировать решение простейших тригонометрических уравнений с помощью графика соответствующей функции или тригонометрического круга. В настоящее время понятия арксинуса, арккосинуса числа и т.д. вводятся без обращения к функции, которая является обратной по отношению соответственно к функциям синус, косинус и т.д. В качестве основы введения указанных понятий используется так называемая теорема о корне. Указанная теорема применяется и для введения способа решения простейших тригонометрических уравнений. Это требует выделять в процессе получения формул, задающих множества их решений, несколько пунктов: 1) рассматривается промежуток, длина которого равна наименьшему положительному периоду функции, представленной в левой части уравнения и на котором определено понятие арксинуса, арккосинуса или арктангенса числа (в зависимости от предложенного уравнения); если эта функция – синус или косинус, то промежуток разбивается на два); 2) данное уравнение решается на каждом промежутке; основой решения служит теорема о корне, которая конкретизируется для соответствующей тригонометрической функции; 3) на основе свойства периодичности рассматриваемой тригонометрической функции делается вывод о том, что числа Рекомендуем предложить учащимся и другой способ получения формулы решений простейшего тригонометрического уравнения. Раскроем его суть, обратившись к решению уравнения Так как Предложим рекомендации, связанные с методикой организации деятельности учащихся на втором этапе обучения решению тригонометрических уравнений. При этом будем ориентироваться на использование второго способа получения общей формулы решений простейшего тригонометрического уравнения. Во-первых, мотивировать целесообразность получения общего приема решения простейших тригонометрических уравнений можно, обратившись, например, к уравнениям Во-вторых, следует обратить внимание учащихся, что получение общих формул для записи множеств решений уравнений указанного вида предполагает введение понятий арксинуса, их арккосинуса числа и т.д. Ввести эти понятия должен учитель, демонстрируя школьникам применение теоремы о корне к каждой из тригонометрических функций на определенном множестве. При этом целесообразно обратиться к графическому способу решения задачи о нахождении множества решений уравнения вида В-третьих, следует провести работу по формированию у учащихся умений находить значения выражений вида 1) Вычислить: 2) Найти значение выражения: Учитель должен обратить внимание учащихся на способ выполнения каждого из заданий, дать соответствующий образец. В первом случае способ задается следующим предписанием: нужно найти такое действительное число В-четвертых, целесообразно провести работу по актуализации у учащихся приемов преобразования суммы (разности) тригонометрических функций в произведение, обратить внимание школьников на роль этих приемов при решении тригонометрических уравнений. Организовать такую работу можно через самостоятельное выполнение учащимися предложенных учителем заданий, среди которых выделим следующие: 1)Разложить на множители: 2)Решить уравнение: В-пятых, начать работу по введению способа решения простейших тригонометрических уравнений следует с постановки вопроса: при каких значениях параметра В-шестых, от учащихся не рекомендуется требовать обязательной иллюстрации решения каждого простейшего тригонометрического уравнения с помощью графика или тригонометрического круга. Но обратить внимание на ее целесообразность следует (в особенности на применение круга), так как в последующем при решении тригонометрических неравенств соответствующая иллюстрация служит очень удобным средством фиксации множества решений данного неравенства. Последующее формирование у учащихся умений решать простейшие тригонометрические уравнения осуществляется в основном в процессе самостоятельного решения школьниками уравнений, среди которых – уравнения, приводящиеся к простейшим или их совокупностям после выполнения преобразований тригонометрических выражений. В список предлагаемых учащимся уравнений рекомендуем включить такие, которые сводятся к виду
Аналогичные задания могут служить средством контроля за сформированностью у учащихся умений решать простейшие тригонометрические уравнения. В связи с реализацией третьего этапа процесса формирования у школьников умений решать тригонометрические уравнения сделаем лишь два замечания. Во-первых, знакомство учащихся с приемами решения тригонометрических уравнений, не являющихся простейшими, целесообразно осуществлять по следующей схеме: обращение к конкретному тригонометрическому уравнению = типичному представителю определенного вида Во-вторых, чтобы, с одной стороны, систематизировать знания учащихся о приемах решения тригонометрических уравнений, а с другой, продемонстрировать достаточную «условность» отнесения ряда уравнений к определенному виду, рекомендуем специально показать школьникам возможность применения различных приемов решения к одному и тому же уравнению. Для этого целесообразно обратиться к «хорошему уравнению, установить все те приемы, которые могут быть реализованы в процессе его решения, акцентировать внимание учащихся на их особенностях, выделить прием, который в рассматриваемой ситуации оказывается наиболее рациональным. В качестве такого «хорошего» уравнения можно предложить, например, следующее Это уравнение может быть приведено 1) к виду однородного относительно 2) к квадратному относительно
3) к простейшему тригонометрическому вида после применения приема введения вспомогательной переменной. Сравнение приемов решения уравнения в каждом из указанных случаев свидетельствует, что наиболее рациональным является приведение данного уравнения к простейшему тригонометрическому, так как процесс решения состоит из наименьшего числа операций, выполнение каждой из этих операций не может нарушить равносильность исходного и полученного уравнений, запись ответа более компактна. В заключение приведем примеры тригонометрических уравнений, которые рекомендуем предложить учащимся для самостоятельного решения: 1 группу составляют тригонометрические уравнения, способ решения которых основан на определениях и некоторых свойствах тригонометрических функций. а) 2 группу составляют простейшие тригонометрические уравнения, способ решения которых основан на определениях тригонометрических функций и понятиях арксинуса, арккосинуса и арктангенса числа. а) г) 3 группа задач объединяет тригонометрические уравнения, решение которых потребует выполнения тождественных преобразований тригонометрических и алгебраических выражений для приведения данного уравнения к одному из известных видов. а) в) д) 2.3 Методика формирования умений решать тригонометрические неравенства В процессе формирования у школьников умений решать тригонометрические неравенства, также можно выделить 3 этапа. 1. подготовительный, 2. формирование умений решать простейшие тригонометрические неравенства; 3. введение тригонометрических неравенств других видов. Цель подготовительного этапа состоит в том, что необходимо сформировать у школьников умения использовать тригонометрический круг или график для решения неравенств, а именно: - умения решать простейшие неравенства вида sinx > 1, sinx <-1 , cos x > 1, cosx < -1 с помощью свойств функций синус и косинус; - умения составлять двойные неравенства для дуг числовой окружности или для дуг графиков функций; - умения выполнять различные преобразования тригонометрических выражений. Реализовать этот этап рекомендуется в процессе систематизации знаний школьников о свойствах тригонометрических функций. Основным средством могут служить задания, предлагаемые учащимся и выполняемые либо под руководством учителя, либо самостоятельно, а так же навыки наработанные при решении тригонометрических уравнений. Приведем примеры таких заданий: 1
. Отметьте на единичной окружности точку
2.
В какой четверти координатной плоскости расположена точка
3.
Отметьте на тригонометрической окружности точки 4. Приведите выражение к тригонометрическим функциям I четверти. а) 5. Дана дуга МР. М – середина I – ой четверти, Р – середина II-ой четверти. Ограничить значение переменной t для: (составить двойное неравенство) а) дуги МР; б) дуги РМ. 6. Записать двойное неравенство для выделенных участков графика: 7. Решите неравенства sinx > 1, sinx <-1 , cos x > 1, cosx <-1 8. Преобразовать выражение sin 5 xcos 4 x - cos 5 xsin 4 x Обратим внимание на задания 5 и 6. Естественно, именно оно лежит в основе решения простейшего тригонометрического неравенства. Неравенства, характеризующие дугу, мы предлагаем составлять в 2 шага. На первом шаге составляем «ядро» записи неравенства (это, собственно говоря, главное к чему следует научить школьников); для заданной дуги МР получим
Если же речь идёт о дуге РМ, то при записи «ядра» нужно учесть, что точка А(0) лежит внутри дуги, а потому к началу дуги нам приходиться двигаться по первой отрицательной окружности. Значит, ядро аналитической записи дуги РМ имеет вид При решении задания 7, следует особо обратить внимание на значимость свойств тригонометрических функций. На втором этапе обучения решению тригонометрических неравенств можно предложить следующие рекомендации, связанные с методикой организации деятельности учащихся. При этом будем ориентироваться на уже имеющиеся у учащихся умения работать с тригонометрической окружностью или графиком, сформированные во время решения простейших тригонометрических уравнений. Во-первых, мотивировать целесообразность получения общего приема решения простейших тригонометрических неравенств можно, обратившись, например, к неравенству вида Во-вторых, учитель должен обратить внимание учащихся на различные способы выполнения задания, дать соответствующий образец решения неравенства и графическим способом и с помощью тригонометрического круга. Предлагаем такие варианты решения неравенства 1. Решение неравенства с помощью круга. Решим тригонометрическое неравенство На первом занятии по решению тригонометрических неравенств предложим учащимся подробный алгоритм решения, который в пошаговом представлении отражает все основные умения, необходимые для решения неравенства. Шаг 1.
Начертим единичную окружность, отметим на оси ординат точку Шаг 2.
Эта прямая разделила окружность на две дуги. Выделим ту из них, на которой изображаются числа, имеющие синус больший, чем Шаг 3.
Выберем один из концов отмеченной дуги. Запишем одно из чисел, которое изображается этой точкой единичной окружности
Таким образом, мы видим, что неравенству Внимательно рассмотрите рисунок и разберитесь, почему все решения неравенства Обратить внимание учащихся на то, что при решении неравенств для функции косинус, прямую проводим параллельно оси ординат. 1. Графический способ решения неравенства. Строим графики Затем записываем уравнение (Придавая n
значения 0; 1; 2, находим три корня составленного уравнения). Значения Подведём итог. Чтобы решить неравенство В-третьих, факт о множестве корней соответствующего тригонометрического неравенства очень наглядно подтверждается при решении его графическим способом. Необходимо продемонстрировать учащимся, что виток, который является решением неравенства, повторяется через один и тот же промежуток, равный периоду тригонометрической функции. Так же можно рассмотреть аналогичную иллюстрацию для графика функции синус. В-четвертых, целесообразно провести работу по актуализации у учащихся приемов преобразования суммы (разности) тригонометрических функций в произведение, обратить внимание школьников на роль этих приемов при решении тригонометрических неравенств. Организовать такую работу можно через самостоятельное выполнение учащимися предложенных учителем заданий, среди которых выделим следующие:
В-пятых, от учащихся необходимо требовать обязательной иллюстрации решения каждого простейшего тригонометрического неравенства с помощью графика или тригонометрического круга. Обязательно следует обратить внимание на ее целесообразность, в особенности на применение круга, так как при решении тригонометрических неравенств соответствующая иллюстрация служит очень удобным средством фиксации множества решений данного неравенства В связи с реализацией третьего этапа процесса формирования у школьников умений решать тригонометрические неравенства сделаем лишь два замечания. Во-первых, знакомство учащихся с приемами решения тригонометрических неравенств, не являющихся простейшими, целесообразно осуществлять по следующей схеме: обращение к конкретному тригонометрическому неравенству Во-вторых, чтобы систематизировать знания учащихся о тригонометрии, рекомендуем специально подобрать такие неравенства решение которых требует различных преобразований, которые могут быть реализованы в процессе его решения, акцентировать внимание учащихся на их особенностях. В качестве таких продуктивных неравенств можно предложить, например, следующие В заключение приведем примеры тригонометрических неравенств, которые рекомендуем предложить учащимся для самостоятельного решения: 1) 4) 7) 10) 13) Итак, в теме «Тригонометрические неравенства» мы предлагаем изучать только то, что даст возможность школьникам почувствовать именно специфику тригонометрических неравенств. Педагогический эксперимент Предметом исследования является система тригонометрических уравнений и неравенств, направленная на развитие умений решать тригонометрические уравнения и неравенства Объект исследования – процесс обучения математике. Гипотеза эксперимента: если в процессе изучения тригонометрического материала использовать разработанную методику, то это будет способствовать осознанному и качественному формированию умений решать тригонометрические неравенства. Цель: заключается в выявлении и обосновании возможности использования данной методики для формирования умений решать тригонометрические уравнения и неравенства. В процессе исследования проблемы и проверки достоверности сформулированной гипотезы необходимо было решить следующие задачи: 1. Выявить роль тригонометрических уравнений и неравенств при обучении математике; 2. Разработать методику формирования умений решать тригонометрические уравнения и неравенства, направленную на развитие тригонометрических представлений; 3. Экспериментально проверить эффективность разработанной методики. Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: - анализ психолого-педагогической и методической литературы; - теоретический метод; - практический метод. Ход эксперимента можно разбить на три этапа: - Диагностирующий; - Обучающий; - Диагностирующий База исследования: Средняя общеобразовательная школа №2 г. Каргополя. Диагностирующий этап эксперимента В качестве испытуемых 19 учеников 10 «Г» класса средней школы №2 г. Каргополя. Среди учеников были хорошо успевающие, но преимущественно отстающие ученики. Целью этапа является выявление уровня сформированности основных умений необходимых для решения тригонометрических уравнений и неравенств. Для реализации цели, поставленной на данном этапе, были сформулированы следующие задачи: 1. Выявить умение учащихся определять положение точки на единичной окружности, соответствующей данному углу; 2. Установить умение учащихся отмечать угол соответствующий конкретному значению конкретной тригонометрической функции; 3. Проверить умения определять принадлежность угла соответствующей четверти и оперировать с формулами приведения; 4. Вычислять значения тригонометрических функций и обратных тригонометрических функций некоторых углов (как положительных, так и отрицательных); Для реализации данных задач были использованы методы: - контрольная работа; - наблюдение. Учащимся была предложена контрольная работа, состоящая из 7 заданий. Задания контрольной работы были выбраны в соответствии с умениями, необходимыми для решения тригонометрических уравнений и неравенств. Текст самостоятельной работы 1
. Отметьте на единичной окружности точку
2.
В какой четверти координатной плоскости расположена точка
4. Отметьте на тригонометрической окружности точки 4. Приведите выражение к тригонометрическим функциям I четверти. а) 5. Дана дуга МР. М – середина I – ой четверти, Р – середина II-ой четверти. Ограничить значение переменной t для: (составить двойное неравенство) а) дуги МР; б) дуги РМ. 6. Записать двойное неравенство для выделенных участков графика: 7. Решите неравенства sinx > 1, sinx <-1 , cos x > 1, cosx <-1 8. Преобразовать выражение cos 5 xcos 4 x - sin 5 xsin 4 x Результаты диагностирующего эксперимента. Результаты контрольной работы отражены в таблице в количественном и процентном отношении.
1 задание: (задание на обозначение точки). Справилось 14 человек. Ошибки: Неверное деление на доли тригонометрической окружности. Неверное определение четверти. 2 задание: (задание на принадлежность угла к координатной четверти). Справилось 8 человек. Ошибки: Неумение определять положение отрицательного угла. Неверное представление десятичной дроби к виду обыкновенной. 3 задание: (определение угла по значению конкретной функции). Справилось 8 человек. Ошибки: Определение не пар точек у функций синус и косинус, а только одной. Для функции y = tgx учащиеся отмечают точку не на окружности, а на прямой, изображающей линию тангенса 4 задание: (задание на преобразование угла к острому). Справилось 5 человек. Ни один из учеников не ответил правильно на все формулы. Вероятно, что у учеников нет чёткого понимания принадлежности угла к интервалу 5 задание: (составление двойных неравенств для дуг тригонометрической окружности) Справилось 8 человек. Ошибки: сложность вызывает определение дуги, расположенной ниже мнимой прямой МР, а именно обозначение той точки дуги, которая обозначается отрицательным значение 6 задание: (составление двойных неравенств для дуг графика тригонометрической функции). Справилось 13 человек. Ошибки: Учащиеся затрудняются в определении направления той дуги, которая расположена в левой части графика, т.е. граничные значения которых имеют отрицательное значение. «Они ведут по дуге от центра» 7 задание: (решение тригонометрических неравенств с помощью свойств тригонометрических функций). Справилось 7 человек. Ошибки: Сложно выделить трудности, т.к. учащиеся, не справившиеся с заданием, не приступали к его выполнению. 8 задание: (преобразование выражения) Справилось 14 человек. Ошибки: Используется аналогия с формулой синуса разности. В результате наблюдения работы учащихся у доски, а так же в ходе устной работы было замечено, что учащиеся более верно выполняют задания под руководством учителя. Таким образом, анализ результатов самостоятельной работы и наблюдений показал что: 1. Учащиеся не уделяют должного внимания определению области применимости некоторых формул и правил; 2. Определяют точку на единичной окружности –73,6% учащихся; Определяют принадлежность угла соответствующей четверти – 42,1% учащихся; Отмечают угол по значению функции - 42,1 % учащихся; Выполняют задание на преобразование угла к острому – 26,3% учащихся; Составили двойные неравенства для дуг тригонометрической окружности– 42,1% учащихся; Составили двойные неравенства для дуг графика тригонометрической функции– 68,4% учащихся; Решили тригонометрические неравенства с помощью свойств тригонометрических функций–36,8% учащихся; Упрощают выражение – 73,6 % учащихся. Это говорит о том, что при обучении учащихся решать тригонометрические уравнения и неравенства необходимо акцентировать внимание учащихся на работу с тригонометрической окружностью. Обучающий эксперимент Целью данного этапа является формирование у учащихся умений решать тригонометрические уравнения и неравенства. Для реализации поставленной цели сформулированы следующие задачи: 1. В соответствии с результатами предыдущего этапа внести коррективы в разработанную методику формирования у учащихся решать тригонометрические неравенства, направленную на развитие тригонометрических представлений; 2. Применять данную систему задания на уроках и дополнительных занятиях со слабыми учащимися. 3. Организовать деятельность учащихся на занятиях, направленную на формирование умений решать тригонометрические неравенства. Для реализации данных задач были проведены уроки и дополнительные занятия. Содержание этих занятий включало в себя теоретическую и практическую часть. Фрагмент урока направленный на формирование умений решать тригонометрические неравенства Решим тригонометрическое неравенство Шаг 1.
Начертим единичную окружность, отметим на оси абсцисс точку Шаг 2.
Эта прямая разделила окружность на две дуги. Выделим ту из них, на которой изображаются числа, имеющие косинус больший, чем Шаг 3.
Выберем один из концов отмеченной дуги. Запишем одно из чисел, которое изображается этой точкой единичной окружности Шаг 4.
Для того чтобы выбрать число, соответствующее второму концу выделенной дуги, «пройдем» по этой дуге из названного конца к другому. При этом напомним, что при движении против часовой стрелки числа, которые мы будем проходить, увеличиваются (при движении в противоположном направлении числа уменьшались бы). Запишем число, которое изображается на единичной окружности вторым концом отмеченной дуги Таким образом, мы видим, что неравенству Фрагмент урока направленный на формирование умений решать тригонометрические неравенства Решим тригонометрическое неравенство
Шаг 1. Начертим единичную полуокружность. Исключим верхнюю и нижнюю точки, так как они изображают числа, тангенс которых не существует. Отметим на линии тангенсов точку -1 и соединим эту точку с началом координат. Эта прямая пересечет единичную окружность. Точка пересечения изображает числа, тангенс которых равен -1. Шаг 2.
Выделим дугу, для точек которой тангенс больше или равен -1. Один из концов этой дуги уже обозначен числом Шаг 3.
Второй конец дуги в случае решения неравенств с тангенсом всегда можно обозначить как арктангенс соответствующего числа. В данном случае это арктангенс -1, то есть Внимательно рассмотрите рисунок и разберитесь, почему все решения неравенства Решим тригонометрическое неравенство
Неравенства такого вида Фрагмент урока направленный на формирование умений решать тригонометрические неравенства Решим тригонометрическое неравенство Шаг 1.
Начертим единичную окружность, отметим на оси ординат точку Шаг 2.
Эта прямая разделила окружность на две дуги. Выделим ту из них, на которой изображаются числа, имеющие синус больший, чем Шаг 3.
Выберем один из концов отмеченной дуги, например, справа. Запишем одно из чисел, которое изображается этой точкой единичной окружности
Таким образом, мы видим, что неравенству Мы решили неравенство для чисел, расположенных на одном периоде функции синус. Поэтому все решения неравенства могут быть записаны в виде Фрагмент урока направленный на развитие умения решать тригонометрические уравнения Решим тригонометрическое уравнение tg x = -1 Шаг 1. Начертим единичную окружность. Исключим верхнюю и нижнюю точки, так как они изображают числа, тангенс которых не существует. Отметим на линии тангенсов точку -1 и соединим эту точку с началом координат. Эта прямая пересечет единичную окружность. Точка пересечения изображает числа, тангенс которых равен -1. Шаг 2.
Точки пересечения проведенной прямой с окружностью это и есть решения данного уравнения, в данном случае это арктангенс -1, то есть Шаг 3. Учитывая, что тангенс периодическая функция с периодом , получаем решения уравнения Диагностирующий эксперимент Целью данного этапа является определение эффективности разработанной методики. Для реализации данной цели были сформулированы следующие задачи: 1. Провести контролирующую самостоятельную работу, позволяющую определить уровень сформированности у учащихся умений решать тригонометрические неравенства. 2. Сделать соответствующие выводы об использовании данной методики, её корректировке или полном изменении. Для решения данных задач была проведена контрольная работа, аналогичная работе, предложенной на подготовительном этапе. Текст контрольной работы. 1. Отметить на единичной окружности точки Pt
, для которых соответствующие значения t удовлетворяют равенству Справилось –15 человек (78,9 %);. 2. Определить принадлежность угла соответствующей четверти, если α равно Справилось – 10 человек (52,6%); 3. Отметить угол α по значению функции Справилось – 10 человек (52,6%); 4. Выполнить задание на преобразование угла к острому а) Справилось – 5 человек (26,3%); 5. Составить двойные неравенства для дуг тригонометрической окружности. R – середина III четверти, К – середина IV четверти. Составить двойное неравенство для дуг КR и RК. Справилось – 12 человек (63,2%); 6. Составить двойные неравенства для дуг графика тригонометрической функции Справилось – 13 человек (68,4%); 7. Решить тригонометрические неравенства с помощью свойств тригонометрических функций cosx<1, sinx>0 Справилось – 10 человек (52,6%); 8. Упростить выражение cos 5 xcos 4 x + sin 5 xsin 4 x Справилось – 15 человек (78,9%); 9. Решить неравенство Справилось – 12 человек (63,2 %). 1. Ученики более внимательно работают с тригонометрической окружностью, более точно обозначают точки на окружности, определяют направление нужной дуги и приступают к решению неравенств после рассмотрения условий применимости свойств функции, необходимых для решения. 2. Сравнение результатов тестирования до и после эксперимента позволяет представить их в графической форме. Работа с учащимися по формированию осознанного и качественного научения решать тригонометрические неравенства прошла успешно. Об этом свидетельствуют: · Улучшение результатов проверочных работ · Отношение самих учащихся к проведённым занятиям. Школьники с интересом принимали участие в процессе обучения. Таким образом, цель эксперимента достигнута. Его результаты удовлетворительны. Данная методика имеет возможность применения на занятиях по алгебре и началам анализа в общеобразовательной школе. Заключение Проработав соответствующую психолого-педагогическую и методическую литературу по данному вопросу, очевидно, сделать вывод о том, что умение и навыки решать тригонометрических уравнения и неравенства в школьном курсе алгебры и начал анализа являются очень важными, развитие которых требует значительных усилий со стороны учителя математики. Таким образом, учитель сам обязан в достаточной мере владеть методиками формирования умений и навыков решать тригонометрические уравнения и неравенства. С учётом того, что тригонометрические уравнения и неравенства разделяются на несколько типов, то соответственно и методика для каждого типа различна. Бесспорно, достичь поставленной цели с помощью только средств и методов предложенными авторами современных учебников, практически невозможно. Это связано с индивидуальными особенностями учащихся. Ведь в зависимости от уровня их базовых знаний по тригонометрии выстраивается линия возможностей изучения различных видов уравнений и неравенств на разных уровнях. С решением уравнений, в которых переменная входит под знак одной или нескольких тригонометрических функций, так или иначе связаны многие задачи тригонометрии, стереометрии, физики и др. Процесс решения таких задач как бы синтезирует в себе практически все знания и умения, которые учащиеся приобретают при изучении элементов тригонометрии. Поэтому учитель сталкивается с довольно сложной проблемой выделения тех идей изучаемого материала, которые лежат в основе способов решения рассматриваемых задач, с целью их последующего обобщения и систематизации. Это важно и для осознанного усвоения учащимися теории, и для овладения некоторыми достаточно общими способами решения математических задач. Следует также заметить, что решение тригонометрических уравнений не только создает предпосылки для систематизации знаний учащихся, связанных с материалом тригонометрии (например, свойства тригонометрических функций, приемы преобразования тригонометрических выражений и т.д.), но и дает возможность установить действенные связи с изученным алгебраическим материалом (уравнение, равносильность уравнений, виды алгебраических уравнений, способы их решения, приемы преобразования алгебраических выражений и т.п.). В этом состоит одна из особенностей материала, связанная с изучением тригонометрических уравнений. Другая особенность – в исключительном разнообразии таких уравнений. Именно это разнообразие влечет определенные трудности в их классификации; его следствием могут быть и затруднения в решении тригонометрических уравнений, в частности, - в выборе того приема, который целесообразно применить для получения искомого множества значений переменной. Указанные особенности должны быть учтены учителем при разработке методики обучения школьников решению тригонометрических уравнений. Тригонометрические уравнения и неравенства занимают достойное место в процессе обучения математики и развитии личности в целом. Литература 1. Аджиева А. Тригонометрические уравнения // Математика. Приложение к газете «Первое сентября» № 33, 2001г. 2. Адрова И.А., Ромашко И.В. Модульный урок в X классе по теме «Решение тригонометрических уравнений» //Математика в школе. 2001. №4. С. 28-32. 3. БашмаковМ.И. Алгебра и начала анализа. 10-11. Учебное пособие для 10 – 11 кл. средней школы. М. Просвещение, 1998. – 335 с.: ил. 4. Водинчар М.И. и др. Метод концентрических окружностей для систем тригонометрических неравенств //Математика в школе. 1999. № 4. С. 73-77. 5. Гилемханов Р.Г. Освободимся от лишней работы (при решении однородных триг.уравнений) //Математика в школе. 2000. № 10. С.9 6. Зайкин М.И. Развивающий потенциал математики и его реализация в обучении (сборник научных и методических работ, предоставленных на региональную научно-практичечскую конференцию).М.: Арзамас, 2002. - 334с. 7. Зандер В.К. О блочном изучении математики / на примере изучения темы «Решение тригонометрических уравнений и неравенств» //Математика в школе.1991. № 4, С.38-42. 8. Звавич В.И., Пигарев Б.П. Тригонометрические уравнения //Математика в школе. 1995. № 2. С.23-33 9. Звавич В.И., Пигарев Б.П. Тригонометрические уравнения (решение уравнений + варианты самостоятельных работ) //Математика в школе. № 3, С.18-27. 10. Золотухин Е.П. Замечания о решении уравнений вида asinx + bcosx = c //Математика в школе. 1991. № 3. С.84. 11. Калинин А.К. О решении тригонометрических неравенств. // Математика. Приложение к газете «Первое сентября» № 6, 1991г. 12. Кириченко Т.Ф. и др. Методические рекомендации для студентов-заочников по решению математических задач. Ленинград, 1987 – 53 с. 13. Клещев В.А. Обобщение метода интервалов на тригонометрической окружности //Математика в школе. 1992. № 6. С. 17-18. 14. Колмогоров А.Н. и др. Алгебра и начала анализа: Учебное пособие для 10 – 11 кл. средней школы. М. Просвещение, 1998. – 335 с.: ил. 15. Кордемский Б.А. Как увлечь математикой. М.:Просвещение, 1981. -112с.ил. 16. Е.И. Лященко и др. Методические рекомендации по формированию ведущих понятий курса математики. Ленинград, 1988. – 72 с. 17. Мирошин В . Отбор корней в тригонометрических уравнениях.// Математика. Приложение к газете «Первое сентября» № 17, 2006г. 18. Мордкович А.Г. Беседы с учителем. М.: ООО “Издательский дом “ОНИКС 21 век”:ООО “Издательство “Мир и Образование”, 2005” 19. Мордкович А.Г . Алгебра и начала анализа. 10-11 кл.: Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Мнемозина, 2000. – 336с.:ил. 20. Мордкович А.Г. Методические проблемы изучения тригонометрии в общеобразовательной школе // Математика в школе. 2002. №6. 21. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн–4-е изд. М.: Гумакнит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.-Кн.1:Общие основы психологии.-688с. 22. Немов Р.С. Психология: Учеб.для студ.высш.пед.учеб.заведений: В 3 кн. – 4е изд. М.:Гумакнит.изд.центр ВЛАДОС, 2003.-Кн.2: Общие основы психологии.-608с. 23. Орлова Т. Решение однородных тригонометрических уравнений: Конкурс “Я иду на урок” //Математика. Приложение к газете «Первое сентября» № 48, 1999г. 24. Пичурин Л.Ф . О тригонометрии и не только о ней: М. Просвещение, 1985г. 25. Решетников Н.Н. Тригонометрия в школе: М. Педагогический университет «Первое сентября», 2006, лк 1. 26. Смоляков А.Н., Севрюков П.Ф. Приемы решения тригонометрических уравнений //Математика в школе. 2004. № 1. С. 24-26. 27. Суворова М.В. Повторительно-обобщающие уроки в курсе математики (на примере изучения темы «Тригонометрические уравнения» //Математика в школе. 1995. № 4. С.12-13 28. Токарева А. Тригонометрические неравенства. // Математика. // Приложение к газете «Первое сентября» № 44, 2002 г. 29. Шабунин М. Тригонометрические уравнения. // Математика. Приложение к газете «Первое сентября» № 12,13, 1995г. 30. Филатов В.Г. О потере корней при решении тригонометрических уравнений //Математика в школе. 1991. №2. С.57-59. 31. Шабашова О.В. Приемы отбора корней в тригонометрических уравнениях //Математика в школе. 2004. №1. С.20-24. 32. Якимовская И.С . Знания и мышление школьников. М.: Просвещение, 1976. |