Курсовая работа: Пути повышения эффективности управления розничной торговлей
Название: Пути повышения эффективности управления розничной торговлей Раздел: Рефераты по менеджменту Тип: курсовая работа | ||
ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И ТОРГОВЛИ ТАДЖИКСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА КОММЕРЦИИ Кафедра «Менеджмент» Предмет «Менеджмент в торговле и общественном питании» КУРСОВАЯ РАБОТА на тему: «Пути повышения эффективности управления розничной торговлей» Выполнил: студент 4-го курса очной формы обучения Собиров С Руководитель: Абдусаттарова Р.Ш. Худжанд – 2010г. Содержание Введение 1. Основные методы управления розничной торговлей 1.1 Метод выравнивания динамического ряда по скользящей средней 1.2 Государственная поддержка розничной торговли в РТ 2. Краткая характеристика предприятия розничной торговли 2.1 Характеристика индивидуального предприятия «Яхмоси-33» 2.2 Анализ форм и каналов сбыта мороженого. Исследование рекламной деятельности 2.3 Формирование ценовой стратегии и определение ценовой политики 3. Повышение эффективности розничной торговли 3.1 Разработка и рекомендация ассортимента продукции ЗаключениеСписок использованной литературыВведение Рыночная экономика предлагает становление и развитие предприятий различных организационно – правовых форм, основанных на разных видах частной собственности, появление новых собственников, – как отдельных граждан, так и трудовых коллективов предприятий. Появился такой вид экономической деятельности, как предпринимательство - это хозяйственная деятельность, т.е. деятельность, связанная с производством и реализацией продукции, выполнением работ, оказанием услуг или же продажей товаров, необходимых потребителю. Она имеет регулярных характер и отличается, во-первых, свободой в выборе направлений и методов деятельности, самостоятельностью в принятии решений (разумеется, в рамках закона и направленных норм), во-вторых, ответственностью за принимаемые решения и их использования. В-третьих, этот вид деятельности не исключает риска, убытков и банкротства. Наконец, предпринимательство четко ориентировано на получение прибыли, чем в условиях развитой конкуренции достигается и удовлетворение общественных потребностей. Это важнейшая предпосылка и причина заинтересованности в результатах финансово – хозяйственной деятельности. Реализация этого принципа на деле зависит не только от предоставленной предприятием самостоятельности и необходимости финансировать свои расходы без государственной поддержки, но и от той доли прибыли, которая остается в распоряжении предприятия после уплаты налогов. Кроме того, необходимо создать такую экономическую среду, в условиях которой выгодно производить товары, получать прибыль, снижать издержки. Изучение явлений невозможно без анализа. Сам термин "анализ" происходит от греческого слова "analizis", что в переводе означает "разделяю", "расчленяю". Следовательно, анализ в узком плане представляет собой расчленение явления или предмета на составные его части (элементы) для изучения их как частей целого. Такое расчленение позволяет заглянуть вовнутрь исследуемого предмета, явления, процесса, понять его внутреннюю сущность, определить роль каждого элемента в изучаемом предмете или явлении. Поэтому, для принятия тех или иных решений в управлении предприятием немаловажным становится проведение различных видов экономического анализа. Анализ связан с повседневной финансово-экономической деятельностью предприятия, их коллективов, менеджеров, собственников. Следует отметить, что «экономика» - в переводе с греческого означает «законы хозяйства». T.е. финансово-экономическая деятельность на микро уровне – это не что иное, как финансово – хозяйственная деятельность предприятия. Чтобы обеспечить выживаемость предприятия в современных условиях, управленческому персоналу необходимо, прежде всего, уметь реально оценить финансовое состояние предприятия, как своего, так и существующих конкурентов. Основным инструментом для оценки финансового состояния предприятия является финансовый анализ, который характеризует итоги финансово – экономической деятельности предприятия. Для принятия того или иного решения необходимо проанализировать обеспеченность предприятия финансовыми ресурсами, целесообразность и эффективность их размещения и использования, платежеспособность предприятия и его финансовое взаимоотношения с партнерами. Анализ и оценка финансовых показателей необходим для эффективного управления предприятием. С его помощью руководители предприятием могут осуществлять планирование, контроль, улучшать и совершенствовать направления своей деятельности. Итак, успешное финансовое управление направлено на: - выживание предприятия в условиях конкурентной борьбы; - избежать банкротства и кредитных финансовых неудач; - лидерство в борьбе с конкурентами; - приемлемые темпы роста экономического потенциала предприятия; - рост объемов и реализации; - максимизация прибыли; - минимизация расходов; - обеспечение рентабельной работы предприятия. 1. Основные методы управления розничной торговлей1.1 Метод выравнивания динамического ряда по скользящей средней Суть данного метода заключается в определении тенденций динамического ряда путем плавного изменения товарооборота во времени. Каждому показателю динамического ряда темпов прироста розничного товарооборота последовательно присваивают условное обозначение К и осуществляют выравнивание показателей по скользящей средней через два или три шага, в зависимости от размера динамического ряда. Изменение
Далее находят планируемый показатель по следующей формуле:
Тогда планируемый объем розничного товарооборота предприятия определяется по следующей формуле:
Балансовый метод предполагает планирование общего объема розничного товарооборота с использованием формулы балансовой увязки товарных ресурсов:
где Рпл – планируемый розничный товарооборот по общему объему, тыс. сомон.; Знпл – планируемые запасы на начало периода, тыс. сомон.; Ппл – планируемое поступление товаров в будущем периоде, тыс.сомон.; Зкпл – планируемые запасы на конец периода, тыс. сомон. .; Впл – планируемое выбытие товаров, тыс. сомон. Нормативный метод планирования розничного товарооборота основан на использовании при расчетах норм и нормативов (физиологических норм потребления продовольственных товаров, рациональных норм потребления непродовольственных товаров, обеспеченности товарами на 1 000 жителей или 100 семей и т. д.). Расчеты данным методом производят на уровне предприятия для обоснования объема розничного товарооборота по отдельным товарным группам, а также расчета потребительской корзины населения. Экономико-математические методы планирования розничного товарооборота заключаются в выявлении математической закономерности развития показателя и построения на этой основе модели развития показателя в будущем. Экономико-математическое моделирование розничного товарооборота осуществляют в несколько этапов: · I этап – построение графика зависимости розничного товарооборота от определяющих его факторов, расчет коэффициента корреляции; · II этап – выбор математического уравнения, отражающего эту зависимость; · III этап – нахождение параметров данного уравнения; · IV этап – планирование товарооборота на основе выбранного уравнения; · V этап – расчет ошибки плана. Метод экспертных оценок . Суть данного метода заключается в привлечении к планированию розничного товарооборота группы экспертов из 5-10 представителей производителей товаров, работников предприятий торговли и общественного питания, экономистов, бухгалтеров, маркетологов и т. п. Эксперты должны отличаться высокой квалификацией, широким кругозором; быть независимыми в суждениях, иметь большой стаж и опыт работы в данной области. Наиболее часто при планировании товарооборота используют методы коллективных экспертных оценок, такие, как метод Дельфи, метод мозговой атаки. Метод получения целевой прибыли от продаж . Расчет данным методом осуществляется на основе предполагаемой (целевой) прибыли от продаж, которую предприятие будет стремиться достигнуть в будущем периоде. Прибыль от продаж в предприятии розничной торговли рассчитывается как разница между валовой прибылью (суммой реализованных торговых надбавок) (ВП) и издержками обращения (ИО):
Отсюда: где; Ппрпл – планируемый размер целевой прибыли от продаж торгового предприятия, тыс. сомон.; УВПпл – планируемый уровень валовой прибыли, %; УИопл – планируемый уровень издержек обращения, %. Метод планирования розничного товарооборота с учетом потребности в прибыли. Суть данной методики состоит в достижении объема товарооборота, обеспечивающего размер прибыли, необходимой для осуществления самофинансирования (т. е. прироста основных фондов и собственных средств в обороте). Эта методика осуществляется в три этапа. На первом этапе определяется величина прибыли, остающейся в распоряжении предприятия для следующих целей: - финансирования прироста основных фондов; - финансирования собственных оборотных средств; - создания финансовых резервов; - погашения кредитов; - приобретения ценных бумаг; - уплаты налогов и других отчислений из чистой прибыли; - поощрения и социального развития коллектива; - других целей. На втором этапе рассчитанная сумма прибыли сопоставляется с возможностями ее получения при планируемом объеме деятельности, для чего определяется необходимый размер валовой прибыли и допустимый уровень издержек обращения (на основе анализа за предыдущий период). На третьем этапе рассчитываются все другие показатели хозяйственно-финансовой деятельности (объем и структура товарного обеспечения, финансовый план, потребность в кредитах, необходимая численность работников и др.). Обоснованность плана розничного товарооборота проверяется с помощью определения критической точки продаж или порога рентабельности. Она отражает размер товарооборота, при котором полученный доход покрывает постоянные издержки, и рассчитывается по следующим формулам:
Или где Рк – розничный товарооборот в критической точке, тыс. сомон.; Р – расчетный плановый розничный товарооборот, тыс. сомон.; ИОпост – постоянные издержки обращения, тыс. сомон.; ИОпер – переменные издержки обращения, тыс. сомон. Метод планирования розничного товарооборота исходя из предполагаемых ресурсов. Данный метод основан на оптимизации планового объема розничного товарооборота и определении его максимальной величины по отдельным видам ограниченных ресурсов (площадь торгового зала, товарные запасы, трудовые и финансовые ресурсы, другие факторы). Для реализации этой методики используются экономико-математические организационные модели, решение которых осуществляется с использованием ЭВМ. Метод технико-экономических расчетов . При планировании розничного товарооборота можно использовать нормативы товарооборота на 1 м2 торговой площади или (при их отсутствии) показатели, достигнутые хорошо работающими предприятиями, имеющими сопоставимые условия деятельности. При этом следует учитывать особенности работы торговых предприятий и корректировать нормативы на следующие коэффициенты: - средней стоимости покупки; - интенсивности покупательных потоков (этот коэффициент, в свою очередь, корректируется на показатель сменности работы торгового предприятия); - завершенности покупок. Метод планирования розничного товарооборота на основе спроса населения . Данная методика основана на применении двух методов. Согласно первому, коэффициент эластичности рассчитывается по формуле
|
![]() |
30
20
10 D
![]() |
30 40 Q
Рис 2.1. Эластичность спроса на мороженое
Как изображено на графике, это фирма производит 40тыс. штук в день и реализовывает свою продукцию по цене 10 дирамов за штуку. Предположим, что этот мини-цех решил поднять цену на свою продукцию до 15 дирамов. В этом случае производитель, сможет реализовать 28тыс. штук по этой цене. Потому что у некоторых покупателей бюджет не будет позволять им покупать мороженое за 15 дирамов с такой же частотой как раньше. А другие покупатели решат, что за 15 дирамов покупать мороженое такого качества не разумно и перейдут к другим производителям. Из всего приведенного выше, следует что спрос на мороженое эластичен и любое незначительное изменение в цене приведет к уменьшению спроса на данный продукт.
Предположим вышеуказанный мини-цех производит мороженое по цене 10 дирам за штук, а переменные затраты за штуку составляют 9 дирамов. Постоянные издержки составляют 50000 дирамов за неделю. Безубыточный объем составит 50000 дирамов за неделю.
Это означает, что мини-цех начнет получать прибыль, только при производстве выше 50000 шт. мороженого.
В качестве наиболее оптимального метода ценообразования мы выбрали, исходя из стоящих перед фирмой задач, метод основанный на анализе безубыточности и получении целевой прибыли.
Самый простой метод ценообразования-себестоимость плюс надбавка. Рассчитаем себестоимость 350граммого мороженого фирмы «Яхмоси-33»:
При расчете себестоимости воспользуемся следующей формулой:
S = S(уп) N + S(пер);
где, S – себестоимость;
S(уп) – условно-постоянные расходы;
N – планированный годовой объем продукции;
S(пер) – переменные расходы.
В условно-постоянные расходы мы включили зарплату директора и арендная плата земли.
S(уп)= (100+300/6мес)сомони*6мес = 900сомони
Планируемый объем продукции за 6 месяцев:
- один цех производит 3000 шт. мороженое;
- фирма имеет 2 цеха:
N= 3000*2*183дней=109800шт. мороженого в день.
В переменные расходы мы включили стоимость сырья на единицу мороженого, зарплата работников
S(пер) = 0,2+0,5=0,7 сомони
Итак,
S = 900/109800 +0,7= 0,8 сомони
Себестоимость одного из видов мороженого фирмы «Яхмоси-33» составляет 80 дирамов.
3. Повышение эффективности розничной торговли
3.1 Разработка и рекомендация ассортимента продукции
Мороженое является товаром постоянного ежедневного спроса, одним из самых дешевых и популярных кондитерских изделий. По поводу частоты покупок можно сделать следующее наблюдение:
- в летнее время мороженое покупается средним потребителем практически каждый день, причем зачастую в несколько раз;
- в зимнее время покупки совершаются в среднем 3-4 раза меньше.
Результат опроса потребителей мороженого показали, что большинство потребителей, хотя употребляют мороженое местного производства, недовольны качеством. Потребители желают покупать мороженое такого качества как и импортные, но по меньшей цене. Также потребители хотят видеть мороженого местного производства в таких же ярких упаковках, что и импортная продукция.
Результат исследования показывает, что основными путями развития сферы производства мороженого и создания конкурентоспособной продукции, является:
- улучшение качества, соответствие продукции международным стандартам и основным рецептурам;
- увеличение ассортимента продукции;
- производство мороженого с различными пищевыми добавками, натуральными красителями, начинками и глазурями и т.д.
Для создания продукции с вышеуказанными качествами, необходимо приобретение оборудования, позволяющее производить высококачественное мороженое соответствующее мировым стандартам.
Основными путями повышении качественной продукции и его превосходства над конкурентами являются:
- ежедневное потребление свежего натурального молока, которое дает продукту свежий вкус и запах;
- использование в качестве компонентов кремодан импортного высококачественного производства. В современном производстве мороженого использования эффективной системы эмульгаторов/стабилизаторы является важнейшим фактором для производства высококачественной продукции.
Заключение
Итак, можно утверждать, чтобы создать конкурентоспособное предприятие, надо не просто модернизировать производство и управление, но и четко знать, для чего это делается, какая цель должна быть достигнута. Главным при этом должно быть одно: умение определить, быстро и эффективно использовать в конкурентной борьбе свои сравнительные преимущества. Все усилия необходимо направить на развитие тех сторон, которые выгодно отличают вас от потенциальных или реальных конкурентов.
Четкая ориентация на свои сравнительные преимущества на рынке товаров и услуг, неустанный их поиск как внутри предприятия, так и вне его предопределяют набор функций, выполняемых аппаратом управления ведущих компаний, состав их управленческих и инженерных подразделений, подходы к разработке хозяйственной стратегии. Одним из важных моментов являются маркетинговые исследования. Результаты исследования являются существенным «путеводителем» для фирмы. С их помощью можно предотвратить крах фирмы и разработать стратегический замысел.
Можно сказать, что предоставленное исследование представляет собой эксклюзивную информацию, которая отсутствует в текущем информационном массиве. Управление процессом данного исследования предполагает: постановку задач проводимого исследования, планирование программы исследования, его реализацию, контроль и анализ результатов, подготовку аналитического отчета.
Проведенное исследование нацелено на информационно-аналитическое обоснование поиска и выбора оптимальных решений, завоевание и освоение новых рынков сбыта, осуществление программ модернизации и диверсификации производства и торговли, оптимизацию товародвижения, совершенствование форм обслуживания потребителей.
Список использования литературы
1. Лукашевич «Основы менеджмент в торговле»
2. Н.А. Сафронова «Экономика предприятия » Юрист Москва 1998 г.
3. Виктория Сенегирова «Розничный магазин» Питер. Москва 2007 г.
4. Е.Е Вернигора. «Менеджмент» Учебное пособие. М: Информ. 1999 г.
5. Алексунин В.А. Маркетинг: Учебное пособие. – 3-е издание. – М.:
6. Издательно - торговая корпорация «Домино и Ко », 2002. – 190с.
7. Бесовский Л.Е. Маркетинг: Учебное пособие. – М.: Инфра – М, 2001. – 134с.
8. Аксель Генри, Маркетинг: Принципы и стратегии: Учебник для вузов – М.: Инфра – М, 2001. – 804с.
9. Ф. Котляр, Основы маркетинга. – М.: Прогресс, 1990. – 736с.
10. Х. Ховард, Ю.А. Цынкинг и др. Маркетинг. – М.: Юнити Дала, 2003. – 631с.
11. Санин К.Н., Технология производства мороженого.- М.: Юнити, 2001
12. Бланк И.А. Торговый менеджмент 2- с изд. прираб. и зап. Киев; Ольга 2006г.
13. Усмонов И.У. и др. менеджмент учебное пособия. Худжанд; «Хуросон» 2005.
14. www.google.ru
15. www.