Курсовая работа: Управление кадрами. Формирование социального пакета
Название: Управление кадрами. Формирование социального пакета Раздел: Рефераты по менеджменту Тип: курсовая работа |
Министерство образования республики БеларусьБелорусский национальный технический университет Факультет технологий управления и гуманитаризации Кафедра политологии, социологии и социального управления Курсовая работа по дисциплине Управление кадрами Тема: Формирование социального пакета и его роль в управлении кадрами на предприятии на примере организации РПУП «Торгмаш» Выполнил: студент 5 курс гр.308115.14 Митченко П.В. Проверил: ст. преподаватель Вайнилович Э.Г. Минск 2010СОДЕРЖАНИЕ Введение 1. Теоретическая часть 1.1 Формирование социального пакета 1.2 Роль социального пакета в управлении кадрами 2. Практическая часть 2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия РПУП «ТОРГМАШ». 2.2 Анализ практики формирования социального пакета и его роль в управлении кадрами на РПУП «Торгмаш» Заключение Литература ВВЕДЕНИЕ Наиболее востребованным направлением в разработке и реализации социальной политики организации является политика социального обеспечения. В рамках политики социального обеспечения организация принимает на себя социальную ответственность за персонал. С этой целью могут осуществляться политика справедливого вознаграждения по результатам труда, предоставляться определенные возможности социальной защиты и набор социальных льгот, которые являются дополнением к вознаграждению персонала и осуществляются в рамках внутрифирменного социального страхования, различных программ помощи и льготного обслуживания своих сотрудников. При этом социальная политика организации подразумевает наличие социального обеспечения, которое, в свою очередь, связано с понятиями "социальная защита", "социальная помощь", "социальная поддержка". Разработка социального пакета очень важная и многосторонняя задача, которая в свою очередь связана со многими аспектами деятельности предприятия, но в своем докладе я хочу рассмотреть социальную политику предприятия как нечто целое - как определенную сферу деятельности определить ее структуру, параметры и критерии эффективности. Если исходить из этих позиций, то социальная политика фирмы должна характеризоваться следующими параметрами: - структурой и формой управления социальной политикой фирмы - перечнем и формой социальных льгот и выплат (социальным пакетом) - контролем эффективности, как в мотивационном плане, так и в финансовом. Целью данного исследования является изучение формирования социального пакета и его роль в управлении кадрами на предприятии. 1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 1.1 Формирование социального пакета Важным аспектом социальной политики организации является разработка социального пакета для сотрудников. Социальная политика на предприятии является одним из способов дополнительного стимулирования работников, что существенно повышается лояльность персонала, если организация предлагает к зарплате различные социальные бонусы. Социальный пакет выполняет несколько функций: 1) компенсация невысокого уровня заработной платы; 2) привлечение новых сотрудников; 3) удержание уже имеющихся сотрудников; 4) поддержание стимулирующего фактора в трудовой деятельности. Однако, для того чтобы мероприятия, проводимые компанией, имели результат (а именно эффективную трудовую деятельность и высокий уровень лояльности персонала компании), необходимо соблюдение ряда условий. Во-первых, сотрудники предприятия должны осознавать, что представляемый пакет социальных льгот и услуг является дополнительным материальным вознаграждением за работу, помимо заработной платы. Во-вторых, все мероприятия социальной политики должны отвечать основным потребностям сотрудников. По сути, соблюдение этих условий соответствует особенностям мотивационно-гигиенической теории Ф. Герцберга, в соответствии с которой таких "факторов гигиены", как уровень заработной платы, физические условия труда и т.д., недостаточно для его мотивирования, нужно более широко использовать и другие факторы- "мотиваторы", которые обладают более долговременным стимулирующим воздействием. Социальный пакет – это часть компенсационного пакета в виде дополнительных социальных льгот и выплат работникам, сверх предусмотренных законодательством РБ. В его состав могут включаться дополнительные медицинское, пенсионное страхование, страхование жизни, предоставление беспроцентных кредитов и ссуд сотрудникам, оплата питания, оплата расходов на связь, обучение и переобучение, возмещение расходов по оплате аренды жилья и коммунальных услуг, содержания детей в дошкольных учреждениях, др. Схематично роль социального пакета в системе социальной защиты представлена на рисунке 1. Совокупно же социальный пакет, гарантии и компенсации, устанавливаемые государством, составляют компенсационный пакет работника. Рис. 1. Социальный пакет в системе социальной защиты В том случае, если работник по каким-либо причинам не обладает компенсационным пакетом и получает только заработную плату, существует два варианта. Либо из получаемых средств он может финансировать свой «собственный социальный пакет» (нести расходы на медицинское обслуживание, осуществлять сбережение средств на случай стойкой потери трудоспособности (старость или инвалидность), застраховать свою жизнь и здоровье от несчастного случая), либо поглощать эти риски, т. е. отказаться от попыток предупреждения и распределения этого риска и самостоятельно нести бремя ответственности при наступлении неблагоприятного события. Элементы «обязательного соцпакета» характеризуются тем, что у работодателя нет выбора из каких средств финансировать эти компенсации, все они относятся к расходам на оплату труда персонала, а значит с них платятся платежи в пользу работника в бюджет РБ на финансирование пенсий и во внебюджетные фонды социального и обязательного медицинского страхования. Перечень основных обязательных компенсаций: 1) Оплата дней отпуска; 2) Выходное пособие в некоторых случаях прекращения трудового договора; 3) Оплата дней временной нетрудоспособности (оплата больничных листов); 4) Обязательное страхование от несчастного случая и профессиональных заболеваний; 5) Обязательное пенсионное страхование / обеспечение; 6) Обязательное медицинское страхование; 7) Компенсация расходов при направлении в служебные командировки. Это неполный перечень обязательных элементов компенсационных пакетов, здесь указаны лишь основные гарантии и компенсации, предусмотренные для всех категорий работников. Для отдельных категорий работников законодательством предусмотрены специальные льготы (например, для таких категорий работников, как участники ВОВ, работники, занятые на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда и пр.) В состав рекомендуемых к включению в компенсационный пакет элементов мы относим те компенсации, расходы на которые для работодателя могут быть оптимизированы, например, за счет применения льготного налогообложения – возможности относить затраты на финансирование данных компенсаций на себестоимость. Перечень наиболее востребованных как работниками, так и работодателями компенсаций: 1) Добровольное медицинское страхование; 2) Добровольное страхование от несчастных случаев на производстве; 3) Добровольное страхование жизни; 4) Повышение размера выплаты по временной нетрудоспособности до уровня среднего заработка; 5) Повышение размера выходного пособия; 6) Предоставление дополнительных дней отпуска; 7) Организация питания; 8) Оплата профессионального обучения/ переподготовка; 9) Компенсация расходов на транспорт; 10) Предоставление униформы. Здесь представлен не исчерпывающий перечень таких компенсаций, а наиболее востребованные элементы компенсационного пакета. Дополнительные компенсации, которые не являются обязательными и работодатель финансирует их целиком за счет чистой прибыли (либо солидарно с работником): 1) Предоставление ссуд/поручительство при кредитовании; 2) Съем/оплата жилья; 3) Предоставление служебного автомобиля; 4) Предоставление автостоянки; 5) Оплата мобильной связи; 6) Оплата членства в клубах; 7) Оплата занятий в спортзалах; 8) Оплата няни/детского сада; 9) Организация и проведение корпоративных мероприятий; 10) Скидки на бытовое обслуживание; 11) Скидки на приобретение продукции предприятия; 12) Прочее. Фактически, этот перечень может быть дополнен любым видом материального возмещения работнику его затрат на труд, отдых и прочее в денежной или натуральной выплате. Такие компенсации могут и не требовать прямых затрат работодателя и предлагаются работникам в виде дополнительных возможностей. Например, сотрудник предприятия может купить товар по себестоимости или компания выступает поручителем действий работника. Работодатель также может заключать партнерские соглашения с предприятиями сферы обслуживания (прачечные, театральные кассы, предприятия питания и пр.), для которых такие соглашения являются возможностью поиска новых клиентов, на пользование их услугами со скидкой для своих работников. 1.2 Роль социального пакета в управлении кадрами Социальный пакет играет немаловажную роль для сотрудников, его наличие формирует благоприятную обстановку внутри компании и хороший имидж компании на рынке. Основное значение в управлении кадрами придается социальным льготам (бенефитам), предоставляемым работодателем сверх требований законодательства. Соцпакет рассматривается как инструмент для решения целого ряда задач, например: повышения привлекательности работодателя, удержания работников и сохранения контролируемого уровня текучести кадров, повышения мотивации и управления производительностью труда, снижения уровня абсентизма (отсутствия на рабочем месте), обеспечения благоприятного социально-психологического климата, формирования в сотрудниках положительного отношения к организационным изменениям, повышения лояльности к компании. Такой подход определяет следующие основные условия эффективности соцпакета как инструмента управления персоналом: - базовый уровень оплаты труда. Уровень заработной платы должен быть конкурентоспособным и восприниматься работниками как достаточный, с тем чтобы другие мотивирующие факторы могли вступить в действие; - отличие от предложений конкурентов. Предоставляемые социальные льготы и гарантии должны выгодно отличаться от среднестатистического аналогичного предложения на отраслевом или локальном рынке труда и иметь какую-либо уникальную особенность; - информированность сотрудников. Персонал следует широко информировать о существующем на предприятии соцпакете, при этом информация должна содержать не только перечень социальных льгот и гарантий, но и конкретные примеры их предоставления сотрудникам компании; - ценность соцпакета. Предлагаемые бенефиты должны быть важными и значимыми для сотрудников. Таким образом, в рамках управленческого подхода формирование соцпакета и использование его для решения задач управления персоналом производится работодателем в ситуации высокой конкуренции на рынке труда. При этом соцпакет выступает как альтернативный механизм повышения уровня общего вознаграждения работника вместо повышения размера заработной платы (прямого денежного вознаграждения). В большинстве случаев предприятия решают вопрос сокращения затрат на оплату труда в целом по компании за счет снижения размера заработных плат и премий, принятых на стадии интенсивного роста, до уровня среднерыночного предложения по аналогичным должностям. Новые условия материального вознаграждения действуют для вновь набираемого персонала. Учитывая то, что на этапе стабилизации достаточно высокая текучесть кадров и штат быстро обновляется, это позволяет сократить затраты на оплату труда сотрудников, одновременно удерживая ключевых специалистов. Общее снижение заработной платы на этапе стабилизации необходимо компенсировать увеличением объема предоставляемых социальных льгот и компенсаций. Для того чтобы сделать социальный пакет максимально эффективным, некоторые компании используют так называемую «корзину бонусов». Основной принцип такой «корзины» заключается в том, что для каждого сотрудника в зависимости от занимаемой должности, результативности его труда и стажа работы устанавливается фиксированная сумма, в рамках которой он может приобрести различный набор социальных льгот, таких как обучение, медицинская страховка, абонемент в спорт-клуб и т. д. Престижность работы, бонусы, возможность обучения, гарантированный карьерный рост являются часто более привлекательными моментами для знающих себе цену кандидатов. Соискатели, заранее мотивированные на работу в компании, иногда и вовсе не интересуются предлагаемым компенсационным пакетом. Хотя зачастую напрасно... 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия История Республиканского производственного унитарного предприятия «Торгмаш» берёт своё начало 20 июля 1944 года, когда были организованы небольшие мастерские, в которых работало около 20 человек, занимавшихся ремонтом мельничного оборудования, а также ремонтом нестандартного оборудования для предприятий пищевой промышленности. Наращивая свои мощности и, неоднократно меняя профиль, мастерские превратились в завод по выпуску гонторезных и циркулярных станков, а позже пожарных насосов. С 1957 года предприятие освоило выпуск промышленных вентиляторов и выпустило их за год 500 штук. В этом же году завод был переименован в завод вентиляторного оборудования. В 1963 году завод был переименован в завод торгового машиностроения, начав специализироваться на производстве машин и оборудования для предприятий общественного питания и торговли: мясорубок, картофелечисток, овощерезок, протирочных машин и холодильного оборудования. В этом году были построены литейный и сборочный цеха, началось строительство нового производственного корпуса. С 1976 года завод является головным предприятием Белорусского производственного объединения торгового машиностроения ПО «Белорусьторгмаш». В 1987 году в объединении было создано специализированное конструкторское бюро СКБ ТМ для разработки нового оборудования и модернизации выпускаемого. Завод стал поставлять свою продукцию не только в города бывшего Советского Союза, но также в 29 стран мира, в том числе в Канаду, Финляндию, Нидерланды, Австрию, Индию, Данию, Аргентину, страны социалистического содружества и ряд развивающихся. В 1995 году предприятие в рамках международного проекта «За успешное экономическое выживание и развитие в условиях социально-экономического кризиса» было награждено Международным памятным знаком «Факел Бирмингема». В настоящее время предприятие, выдержав испытание временем, сохранило традиции и осваивает новые направления в своей деятельности. Завод проектирует и производит широкий спектр машин и оборудования. Ассортимент выпускаемой продукции представлен следующим образом: 1. Производство технологического оборудования для предприятий торговли и общественного питания: - оборудование механическое для переработки мяса, теста, овощей (мясорубки, картофелечистки, машины протирочно-резательные); 2. Оборудование технологическое для перерабатывающих отраслей Агропрома и медицинского назначения (овощерезки, установки укупорочные). 3. Товары народного потребления (мясорубки бытовые, медогонка, маслобойка и др.). 4. Производство теплоэнергии для промышленных потребителей. Основные виды выпускаемой продукции: - Мясорубки МИМ-300 и МИМ-600. предназначены для измельчения мяса и рыбы на фарш, повторного измельчения котлетной массы и набивки колбас на предприятиях общественного питания, имеют производительность 300 и 600 кг/ч соответственно. - Картофелечистки МОК-150М и МОК-300М. предназначены для снятия кожуры с картофеля и других корнеплодов путём механического воздействия на продукт, имеют производительность по очищенному картофелю 150 и 300 кг/ч соответственно. - Машина протирочно-резательная МПР-350М изготавливается в трёх исполнениях для использования на предприятиях общественного питания. - Машина МПР-350М.01 предназначена для протирки вареного картофеля, гороха, крупяных жидких каш, свеклы, моркови, тыквы, печеных яблок и творога. - Машина МПР-350М.02 предназначена для нарезки сырых и вареных овощей на части различной геометрической формы, а также тонкого измельчения картофеля, моркови, хрена, шинкования капусты. - Машина универсальная МПР-350М может работать как овощерезательная, так и как протирочная, производительность 350 кг/ч. - Установка укупорочная УУ-1. предназначена для укупоривания бутылок с гладким горлом алюминиевыми колпачками обкатным способом и оснащена механизмом подачи бутылок в зону укупоривания. Производительность 900 бут/час. - Овощерезка промышленная ОР-1. предназначена для резки корнеплодов на ломтики, столбики и кубики на предприятиях по переработке овощей. Производительность-3000 кг/час. - Шкаф холодильный торговый ШХ-0,56-01 предназначен для кратковременного хранения скоропортящихся пищевых продуктов. Шкаф эксплуатируется в торговых залах магазинов, в столовых, буфетах, кафе, ресторанах и других предприятиях торговли и общественного питания. Направление деятельности РПУП «Торгмаш» предполагают применение в выпускаемой продукции современных комплектующих, которые производят специализированные фирмы, как правило, западные. Повышение конкурентоспособности продукции за счет применения современных комплектующих требует вложения средств, в которых предприятие испытывает острый недостаток, и поэтому нуждается в кредитовании под закупку комплектующих при производстве высокоэффективной техники. Потребность в материалах на производство продукции определяется при подготовке каждого изделия. Специфицированные и сводные нормы расхода материалов передаются соответствующим подразделениям РПУП «Торгмаш» для закупки. РПУП «Торгмаш» в настоящее время ведет достаточно успешную деятельность. 2.2 Анализ практики формирования социального пакета и его роль в управлении кадрами на РПУП «Торгмаш» Предприятие должно постоянно развиваться, чтобы создавать новые рабочие места в своей и смежных отраслях, оно должно производить конкурентоспособный товар и правильно позиционировать его на рынке. Всё это требует работы хорошо организованного коллектива квалифицированных сотрудников, способных, а главное, – желающих развивать компанию. Таким образом, мы получаем циклическую модель взаимосвязи работника, компании и общества. Лояльный сотрудник вкладывает усилия в развитие компании, успешная компания не только обеспечивает достойное материальное вознаграждение для своих сотрудников, но и вносит вклад в развитие общества, а сильное общество в итоге создаёт более комфортные условия, как для отдельных индивидов, так и для компаний. В результате становится очевидна заинтересованность персонала не только во внутрикорпоративной социально-ориентированной политике, но и в осуществлении более масштабных программ социальной ответственности. На внутреннем уровне компания РПУП «Торгмаш» использует программу, сочетающую как материальные, так и нематериальные средства мотивации персонала. Кроме того, компания осуществляет материальную помощь сотрудникам по случаю: - свадьбы, - декретного отпуска, - рождения ребёнка, - 50-летия, - выхода на пенсию, - смерти близких родственников, - форс-мажорных ситуаций… То есть организация помогает сотруднику в моменты, важные для него и его семьи. В социальном пакете, предоставляемый работникам компании РПУП «Торгмаш», особое внимание уделяется решению вопроса о личном и семейном оздоровительном отдыхе. Корпоративная база отдыха и детский оздоровительный лагерь), оплата путевок в летние лагеря для детей сотрудников. Кроме того, пакет включает в себя традиционно востребованные блага, такие как: - Добровольное медицинское страхование (включая стоматологические услуги и возможность застраховать своих родственников по корпоративным ценам) - Страхование жизни, страхование от несчастного случая; - Компенсация на питание; - Дополнительные выплаты по больничным листам; - Дополнительные выплаты по командировочным расходам; - Выплаты при переводе работника на работу в другую местность; - Страхование имущества по льготным ценам; - Проведение корпоративных командных турниров по игровым видам спорта; - Корпоративные праздники; - Новогодние подарки для сотрудников и их детей; - Наличие оснащенных медицинских кабинетов. Что же касается немонетарного вознаграждения, то есть «Книга почета» предприятия, Доска почета, почетные грамоты, дипломы. В День металлурга цех, добившийся в своей работе наиболее ощутимых результатов, награждается переходящим знаменем предприятия. Каждый месяц доплату к пенсии получают ветераны, ежегодно за счет средств предприятия отдыхают работники и их дети. Начиная с 2002 г. застраховали каждого из работников в рамках добровольного медицинского страхования. Однако, кроме этих достаточно традиционных и идущих еще с советских времен форм, РПУП «Торгмаш» намерен использовать и нестандартные подходы. Например, созданием статуса корпоративной ценности работника, а также института советников компании, который предполагается формировать из наиболее заслуженных работников, ушедших на пенсию. Кстати, ранг советника предполагается присваивать не только бывшим руководителям. Им может стать любой работник, опыт которого может оказаться для компании ценным не только с производственно-технической точки зрения, но и в плане развития социально-трудовых отношений. Кроме того, в РПУП «Торгмаш» действует институт «заместителей начальников цехов по социально-трудовым вопросам». Совместно с профсоюзными комитетами цехов и профкомом всего предприятия они принимают самое непосредственное участие в формировании социально-психологического климата, развитии социальных отношений, выявлении, предупреждении и разрешении проблем, неминуемо возникающих в каждом из цехов. Простой пример: в течение прошлого года начали проводить так называемую «социальную паспортизацию» предприятия, в ходе которой заместители по социально-трудовым вопросам лично общались с каждым из работников в своем коллективе. Цель таких разговоров заключалась, с одной стороны, в том, чтобы понять, что именно беспокоит каждого из работников, какие у него проблемы и вопросы, а с другой — оценить потенциал конкретного работника и понять, как помочь его раскрыть. В итоге после проведения социальной паспортизации получили возможность для более эффективной и адресной социальной работы. Часть социальных средств РПУП «Торгмаш» направляет на проведение цеховых праздников, посвященных профессиональным датам или другим событиям. Поддерживает шефские связи, развивает спортивную и творческую деятельность в коллективах. Такое единение коллектива на непроизводственной почве дает свои результаты. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Ошибочно воспринимать соцпакет как безвозмездную заботу руководителей. Если компания предлагает определенные льготы, следовательно, это ей выгодно, т.е. она компенсирует отсутствие возможности повышения зарплаты социальными благами. Для компаний важно наличие соцпакета для того, чтобы выразить отношение организации к сотруднику и создать более привлекательный имидж организации на рынке. Компания РПУП «Торгмаш», внимательно следит за новинками в области вознаграждения руководителей для сохранения лидирующих позиций на рынке труда и поддержания имиджа компании. В своей управленческой политике РПУП «Торгмаш» рассматривает социальный пакет как эффективный ресурс. Прежде всего — это инвестиции в персонал, эффективность которых вряд ли кто-либо будет оспаривать. Однако для того, чтобы социальный пакет стал реальным управленческим ресурсом, он должен быть стимулирующим и дифференцированным. Именно этот принцип предприятие РПУП «Торгмаш» старается реализовать при определении состава и порядка его предоставления. Формирование корпоративной культуры компании происходит в определенной производственной и социальной среде под воздействием требований рынка и в направлении удовлетворения потребностей клиентов. С одной стороны, невозможно создать успешно работающую организацию, С другой стороны, невозможно представить организацию без своего собственного внутреннего пространства, своих принципов и законов взаимодействия, внутриорганизационного климата. Именно поэтому формирование корпоративной культуры – это интересная и очень важная задача. ЛИТЕРАТУРА 1. Байер Г., Бухгольц К. Стиль работы и образ жизни руководителя. - М.: Экономика, 1985. – 279 с. 2. Вохмянина Т.Г. Скрепляющий фактор команды // Тренинг. Организация. Перспектива. - 2001. - № 3. - С. 32-33. 3. Зильберман М. Консалтинг: Методы и технологии / пер. с англ. - СПб.: Питер, 2006. – 432 с. 4. Иноземцев В.Л. За пределами экономического общества. – М.: Academia-Наука, 1998. 5. Омельяненко Ю.В. Организация как система формирования современных управленческих команд: Дис. канд. эк. наук. – М.: РГБ, 2003. 6. Формирование управленческой команды. пособие. авт.-составитель Т.П. Березовская. - Мн. АУП, 2006. 7. Цветаев В.М. Кадровый менеджмент: Учеб. пособие. – СПб.: Изд-во СПб. ун-та, 1999. 8. Шо Роберт Б. Ключи к доверию в организации: Результативность, порядочность, проявление заботы. – М.: Дело, 2000. |