Контрольная работа: Решение практических заданий по дискретной математике
Название: Решение практических заданий по дискретной математике Раздел: Рефераты по математике Тип: контрольная работа | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Содержание Введение Задание 1 Представить с помощью кругов Эйлера множественное выражение Используя законы и свойства алгебры множеств, упростить заданное выражение Задание 2 Заданы множества кортежей Показать, что эти множества представляют собой соответствия между множествами N1 и N2 , если N1 = N2 = . Дать полную характеристику этих соответствий Задание 3 Частично упорядоченное множество М задано множеством упорядоченных пар Построить диаграмму и определить, является ли данное множество решеткой. Если заданное множество является решеткой, то определить, является ли решетка дедекиндовой , дистрибутивной … Задание 4 Является ли полной система булевых функций ? Если система функций полная ,то выписать все возможные базисы Задание 5 Минимизировать булеву функцию по методу Квайна – Мак-Класки Задание 6 Для неориентированного графа , у которого , а) вычислить числа ; б) определить хроматическое число … Задание 7 Для заданной сети : а) найти величину минимального пути и сам путь от вершины до вершины по алгоритму Дейкстры ; б) используя алгоритм Форда-Фалкерсона, определить максимальный поток ( v1 – вход , v6 – выход сети ) и указать минимальный разрез, отделяющий v1 от v6 , если задана матрица весов (длин, пропускных способностей) Р… Литература Введение Проблемы, связанные с понятиями бесконечности, дискретности и непрерывности, рассматривались в математике, как и в философии, древнегреческими мыслителями, начиная с 6 века до нашей эры. Под влиянием сочинений Аристотеля они широко обсуждались средневековыми учеными и философами в странах Европы и Азии. Через всю историю математики проходит идея преодоления между актуальной и потенциальной бесконечностью, с одной стороны, между дискретным характером числа и непрерывной природой геометрических величин – с другой. Впервые проблема математической бесконечности и связанных с нею понятий была широко поставлена в наиболее общем виде в теории множеств, основы которой были разработаны в последней четверти 19 века Георгом Кантором. Цель контрольной работы – ознакомится с основными понятиями и методами решения по дискретной математике, уметь применить полученные знания при решении практического задания. Задание 1 Представить с помощью кругов Эйлера множественное выражение . Используя законы и свойства алгебры множеств, упростить заданное выражение. Решение: Используя круги Эйлера и, учитывая, что операция пересечения выполняется раньше операции объединения, получим следующие рисунки: Объединяя заштрихованные области, получим искомое множество: Упростим заданное выражение: = . Задание 2 Заданы множества кортежей: . Показать, что эти множества представляют собой соответствия между множествами N1 и N2 , если N1 = N2 = . Дать полную характеристику этих соответствий Решение: Найдем декартово произведение: Видно, что заданные множества являются подмножествами этого пря-мого произведения. Следовательно, данные множества есть соответствия. а) . Область определения: . Следовательно, соответствие является частично определенным. Область значений: . Следовательно, соответствие является сюръективным. Образом элемента являются два элемента . Значит соответствие не является функциональным. Из этого следует, что соответствие не является функцией, отображением. б) . Область определения: . Следовательно, соответствие является частично определенным. Область значений: . Следовательно, соответствие не является сюръективным. Образом любого элемента из является единственный элемент из . Следовательно, соответствие является функциональным, функци-ей. Соответствие является частично определенным. Это означает, что функция является частично определенной и не является отображением. в) . Область определения:.Следовательно, соответствие всюду определено. Область значений: . Следовательно, соответствие не является сюръективным. Образом любого элемента из является единственный элемент из . Следовательно, соответствие является функциональным, функцией. Так как соответствие всюду определено, то имеем полностью определенную функцию, т.е. имеем отображение N1 в N2 . г) . Область определения: . Значит, соответствие полностью определено. Область значений: . Значит, соответствие сюръективно. Образом любого элемента из N1 является единственный элемент из N2 . Следовательно, соответствие является функциональным, функцией. Так как соответствие всюду определено, сюръективно, функционально и прообразом любого элемента из является единственный элемент из , то соответствие является взаимно однозначным. Так как функция полностью определена и соответствие сюръективно, то имеем отображение N1 на N2 . Так как для любых двух различных элементов из N1 их образы из N2 также различны, то отображение является инъективным. Так как отображение является одновременно сюръективным и инъективным, то имеем биективное отображение (взаимно однозначное отображение). Задание 3 Частично упорядоченное множество М задано множеством упорядоченных пар . Построить диаграмму и определить, является ли данное множество решеткой. Если заданное множество является решеткой, то определить, является ли решетка дедекиндовой , дистрибутивной. Решение: Построим диаграмму: Построим таблицу:
Так как любая пара элементов имеет единственную наибольшую нижнюю грань и единственную наименьшую верхнюю грань, то заданное частично упорядоченное множество М является решеткой. Решетка М является дедекиндовой, когда выполняется равенство: для таких , что . Решетка М не является дедекиндовой, т.к. указанное равенство не вы-полняется, например, для элементов 2, 3, 4: Одним из условий дистрибутивности решетки является ее дедекиндо-вость. Так как решетка М не является дедекиндовой, то она не является дистрибутивной решеткой. Задание 4 Является ли полной система булевых функций ? Если система функций полная ,то выписать все возможные базисы. Решение: Рассмотрим функцию . 1. Принадлежность функции к классу : . Следовательно, . 2. Принадлежность функции к классу : . Следовательно, . 3. Принадлежность функции к классу . Предположим, что функция линейная и, следовательно, представима в виде полинома Жегалкина первой степени: . Найдем коэффициенты . Фиксируем набор 000: , , Следовательно, . Фиксируем набор 100: , , Следовательно, . Фиксируем набор 010: , , . Следовательно, . Фиксируем набор 001: , , , . Следовательно, функция (по нашему предположению) может быть представлена полиномом вида: . Если функция линейная, то на всех остальных наборах ее значение должно равняться 1. Но на наборе 111 . Значит, функция не является линейной, т.е. . 4. Принадлежность функции к классу . Функция самодвойственная, если на любой паре противоположных наборов (наборов, сумма десятичных эквивалентов которых равна , где п – количество переменных функции) функция принимает противоположные значения. Вычисляем . Вычисляем значения функции на оставшихся наборах: Строим таблицу:
На наборах 1 и 6, 2 и 5, 3 и 4 функция принимает одинаковые значения. Следовательно, . 5. Принадлежность функции к классу . Из таблицы видно: 000 < 111 , но . Следовательно, . Рассмотрим функцию . 1. Принадлежность функции к классу : . Следовательно, . 2. Принадлежность функции к классу : . Следовательно, . 3. Принадлежность функции к классу . Предполагаем, что . Фиксируем набор 000: , . Фиксируем набор 100: , . Фиксируем набор 010: , . Фиксируем набор 001: , . Окончательно получаем . Это равенство не соблюдается на наборе 011: , . Следовательно, . 4. Принадлежность функции к классу . Вычислим значения функции на оставшихся наборах: Строим таблицу :
Из таблицы видно, что на наборах 3 и 4 функция принимает одинаковые значения. Следовательно, . 5. Принадлежность функции к классу . Из таблицы видно, что 111 > 000 , но . Следовательно, . Строим критериальную таблицу:
В таблице в каждом столбце стоят минусы. Следовательно, система булевых функций является полной . Найдем все возможные базисы. По критериальной таблице составим КНФ : . Приведем КНФ к ДНФ : . По полученной ДНФ выписываем искомые базисы: . Задание 5 Минимизировать булеву функцию по методу Квайна – Мак-Класки. Решение: 1 этап. Определение сокращенной ДНФ. По десятичным эквивалентам запишем 0-кубы : Выполним разбиение на подгруппы: . Строим -кубы, сравнивая соседние группы (значок (*) указывает на участие данной импликанты в склеивании): Выполняем разбиение всех -кубов в зависимости от расположения независимой переменной Х : . Выполняем сравнение кубов внутри каждой подгруппы с целью построения -кубов (значок (*) указывает на участие данной импликанты в склеивании): . Выполняем сравнение кубов внутри каждой подгруппы с целью построения -кубов (значок (*) указывает на участие данной импликанты в склеивании): или . Так как они одинаковы, то . Запишем сокращенную ДНФ, в которую должны быть включены им-пликанта из К 3 и импликанты, не участвовавшие в склеивании (в нашем случае таких импликант нет) : . 2 этап. Определение тупиковой ДНФ. Так как все импликанты участвовали в склеивании, и сокращенная ДНФ состоит из одной простой импликанты, то строить таблицу покрытий нет необходимости, т.е. . Задание 6 Для неориентированного графа , у которого , а) вычислить числа ; б) определить хроматическое число . Решение: Построим граф: а) Вычислим числа . 1) : Используя алгоритм выделения пустых подграфов, построим дерево: Согласно определению : . 2) : Используя алгоритм выделения полных подграфов, построим дерево: Здесь - полные подграфы. Видно, что мощность носителей всех подграфов равна трем, т.е. . 3) : Построим модифицированную матрицу смежности заданного графа G : 1 2 3 4 5 6 . Находим минимальное число строк, покрывающих все столбцы модифи-цированной матрицы . Таких строк – одна. Следовательно, . б) Определим хроматическое число . Согласно алгоритму минимальной раскраски вершин графа, выделим все пустые подграфы графа G , т.е. построим дерево (оно построено в пункте а) ): Построим таблицу: 1 2 3 4 5 6 1. {1,4,6} 1 1 1 2. {1,5} 1 1 3. {2,5} 1 1 4. {2,6} 1 1 5. {3} 1 Определяем минимальное число строк, покрывающих все столбцы таблицы. Такими строками могут быть строки 1, 3, 5. Значит, . Зададимся красками: для множества вершин - краска синяя (С ), для множества вершин - краска красная ( К ), для множества вершин - краска зеленая ( З ). Раскрасим вершины графа G : Задание 7 Для заданной сети : а) найти величину минимального пути и сам путь от вершины до вершины по алгоритму Дейкстры ; б) используя алгоритм Форда-Фалкерсона, определить максимальный поток ( v1 – вход , v6 – выход сети ) и указать минимальный разрез, отделяющий v1 от v6 , если задана матрица весов (длин, пропускных способностей) Р : v1 v2 v3 v4 v5 v6 Решение: Построим сеть: а) Найдем величину минимального пути и сам путь сети G . Используем для этого алгоритм Дейкстры. Этап 1. Нахождение длины кратчайшего пути. . Шаг 1. Полагаем 1-я итерация. Шаг 2. Составим множество вершин, непосредственно следующих за с временными метками: . Пересчитываем временные метки этих вершин: , . Шаг 3. Одна из временных меток превращается в постоянную: Шаг 4. Следовательно, возвращаемся на второй шаг. 2-я итерация. Шаг 2. Шаг 3. Шаг 4. Переход на второй шаг. 3-я итерация. Шаг 2. Шаг 3. Шаг 4. Переход на второй шаг. 4-я итерация. Шаг 2. Шаг 3. Шаг 4. Переход на второй шаг. 5-я итерация. Шаг 2. Шаг 3. Шаг 4. Конец первого этапа. Следовательно, длина кратчайшего пути равна . Этап 2. Построение кратчайшего пути. 1-я итерация. Шаг 5. Составим множество вершин, непосредственно предшествующих с постоянными метками : Проверим равенство для этих вершин: т.е. т.е. Включаем дугу в кратчайший путь, Шаг 6. Возвращаемся на пятый шаг. 2-я итерация. Шаг 5. Включаем дугу в кратчайший путь, . Шаг 6. . Завершение второго этапа. Следовательно, кратчайший путь построен. Его образует последовательность дуг: . Окончательно, кратчайший путь от вершины до вершины v6 построен. Его длина (вес) равна . Сам путь образует последовательность дуг: б) Определим максимальный поток через сеть G. Для этого используем алгоритм Форда-Фалкерсона. Выбираем произвольно путь из вершины v1 в вершину v6 . Пусть это будет путь . Минимальную пропускную способность на этом пути, равную 10, имеет дуга , т.е. Увеличим на этом пути поток до 10 единиц. Дуга становится насыщенной. Дуга имеет на данный момент пропускную способность, равную 10. Путь Следовательно, поток на этом пути можно увеличить на 9 единиц. Дуги становятся насыщенными. Других маршрутов нет (другие маршруты проходят через насыщенные дуги). Поток максимален. Делаем разрез вокруг вершины v1 по насыщенным дугам и получаем его величину единиц. 8. Используя алгоритм Краскала, построить остов с наименьшим весом для неориентированного взвешенного графа , у которого , если заданы веса (длины) ребер: □ Построим граф G : 1. Упорядочим ребра в порядке неубывания веса (длины): 2. Возьмем ребро u1 и поместим его в строящийся остов. Возьмем ребро u2 и поместим его в строящийся остов (т.к. оно не образует с предыдущим ребром цикла). Берем ребро u3 и помещаем его в строящийся остов (т.к. оно не образует с предыдущими ребрами цикла). Берем ребро u4 и помещаем его в строящийся остов (т.к. оно не образует с предыдущими ребрами цикла). Берем ребро u5 и помещаем его в строящийся остов (т.к. оно не образует цикла с предыдущими ребрами). Ребра не рассматриваем, т.к. они образуют циклы с предыдущими ребрами. Проверим окончание алгоритма. Число входящих в остов ребер равно 5. Заданный граф имеет п = 6 вершин и . Таким образом, остов содержит все вершины заданного графа G . Вес (длина) построенного остова равен . Литература 1. Горбатов В.А. Основы дискретной математики. – М.: Высшая школа, 1986. – 311 с. 2. Коршунов Ю.М. Математические основы кибернетики. – М.: Энерго атомиздат, 1987. – 496 с. 3. Кузнецов О.П., Адельсон-Вельский Г.М. Дискретная математика для инженера. – М.: Энергоатомиздат, 1988. – 480 с. 4. Шапорев С.Д. Дискретная математика. – СПб.: БХВ-Петербург, 2006. - 400 с. 5. Гаврилов Г.П., Сапоженко А.А. Задачи и упражнения по дискретной математике. – М.: ФИЗМАТЛИТ, 2005. – 416 с. 6. Хаханов В.И., Чумаченко С.В. Дискретная математика ( конспект теоретического материала). – Харьков: ХНУРЭ, 2003. – 246 с. 7. Богданов А.Е. Курс лекций по дискретной математике.–Северодонецк: СТИ, 2006. – 190 с. |