Реферат: Мадагаскар в XVI—XIX веках
Название: Мадагаскар в XVI—XIX веках Раздел: Рефераты по истории Тип: реферат |
Мадагаскар в XVI—XIXвекахПлан Введение 1.Государство Имерина 2. Правление Радама I 3. Правление Ранавалуны Iи Радамы II 4. Правление Райнилайаривуни 5. Французский протекторат и аннексия Мадагаскара Введение Остров Мадагаскар стал заселяться в IVв н. э. выходцами с Индонезийского архипелага. В XI—XVвв. был местом пристанища мигрантов с Аравийского полуострова, из Передней Азии, Восточной Африки, Персии, островов Полинезии. В процессе внутренних миграций и ассимиляции складывались новые этнографические группы. Особенности природных условий Мадагаскара способствовали их обособлению. Но все говорили на диалектах одного языка, принадлежавшего к малайско-по-линезийской семье, сохраняли культурное единство. Население острова занималось главным образом скотоводством, морским рыболовством, земледелием. Основными сельскохозяйственными культурами были рис и бананы. Исключительно благоприятные природные условия позволяли выращивать пряности, ставшие вскоре основным предметом вывоза. Население прибрежных районов с начала IIтысячелетия н. э. поддерживало торговые контакты с арабскими, индийскими и китайскими купцами. 1. Государство Имерина Первые протогосударства на Мадагаскаре сложились на западном побережье в XIV—XVвв. Их этническую основу составила группа сакалава. В этом же регионе к концу XVIIIв. сформировались два крупных государства — Буйна и Мена-бе. В XVII—XVIIIвв. начали складываться государственные образования у бецилеу в центральной части острова, у беци-мисарака на восточном побережье, у антаймуру на юго-востоке Мадагаскара. В XV—XVIвв. на Центральном плато образуются государственные формации мерина (имерина). Имерина — одно из ранних политических образований острова. Этническим ядром государства Имерина стали мерна, язык которых послужил основой современного литературного малагасийского языка. В основе становления государства лежали передовые для того времени методы ведения сельского хозяйства. Развивалось ирригационное земледелие, широкое распространение получило животноводство. Высокого развития и качества достигло ремесло, в первую очередь плавка железа и кузнечное дело. Расширялся ассортимент товаров, росло количество рынков. К XVIIв. в государстве Имерина произошло расслоение общества и образование основных групп населения — знати (андриана), свободных крестьян (хува) и рабов (андеву). За сословием знати закреплялись наследственные права на земельные угодья. Земледельцы платили налоги с земельных наделов и со скота своему господину, часть из которых он отправлял правителю страны. Использовался и барщинный труд, но преимущественно на работах государственного значения: строительстве дорог и ирригационных сооружений, на возведении пограничных укреплений. При правителях Имерины Андриандзаки (1610—1630) и Андриамасинавалуни (1675—1710) границы государства расширились. Была основана столица — Тананариве (после 1976 г. — Антананариву). Однако при наследниках Андриа-масинавалуна Имерина распалась на четыре части (по числу его сыновей), постоянно враждовавших между собой на протяжении ста лет. Новым объединителем Имерины стал Андрианампуйниме-рина («король, желанный для Имерины»), правивший с 1787 по 1810 г. К началу своего правления был одним из мелких правителей и владел небольшим наделом в центральной части острова, в конце — стал главой сильного централизованного государства. На пути расширения его границ он использовал различные методы: завоевания, заключение династических браков и образование политических союзов. Его внутренняя политика была направлена на укрепление централизованной монархии, консолидацию населения Имерины, борьбу с господством крупных феодалов. Во время своего правления Анд-рианампуйнимерина был объявлен верховным собственником всей земли и имущества подданных. Страна была разделена на 6 частей по территориальному признаку и без учета этнических и клановых границ. При нем окончательно сложились нормы традиционного права, которые были положены в основу письменных кодексов XIXв. Он проводил крупные ирригационные работы, дорожное строительство. Большое внимание уделялось самообеспечению продовольствием, развитию торговли и рынков. К концу правления Андрианампуйнимерина все центральные области вошли в состав Имерины, правители других земель признали верховные права короля или были связаны с ним дружественными договорами. Однако вне границ Имерины оставались обширные области на юге и юго-западе острова, а также почти все земли южного государства сакалава (Менабе), весь северо-восток и большая часть восточного побережья. 2. Правление Радама I мадагаскар радам французский протекторат Сын и наследник Андрианампуйнимерины Радама I(1810—1828) всю свою деятельность направлял на расширение и укрепление государства. Он создал постоянную армию, а само население поделил на две категории — гражданских и военных. Король ввел систему вунинахитра, или рангов (похожую на петровскую «Табель о рангах»), по которой солдат получал 1 ранг, а военачальник — 10. Впоследствии правитель распространил эту систему и на гражданских чиновников, доведя количество рангов до 16. При этом, знатное происхождение не означала автоматического присвоения того или иного ранга, хотя существенно облегчало карьеру. Король, личность которого обожествлялась, продолжал оставаться верховным собственником всех земель в государстве. Вокруг него группировалось высшее сословие. Оно было представлено сановными представителями правящего рода и других аристократических семейств (андриана). Они имели право на крупные условные держания (вудивуна), передававшиеся по наследству. Вся знать обязана была нести военную службу, возглавляя ополчение своих подданных, и сдавать часть фиксированной ренты-налога в королевскую казну. Второе сословие состояло в основном из земледельцев (ху-ва), которые получали от короля наследственные владения — участок орошаемого рисового поля (хетра). Крестьяне были двух категорий: одни зависели непосредственно от короля, другие — от феодалов. Королевские крестьяне (мена-бе) все подати сдавали в его житницу в натуральном виде через старейшин сельских общин. Крестьяне феодальных держаний половину объема натурального налога сдавали своему господину, половину — в королевские кладовые. Поземельный налог (исан-кетра) был по объему сравнительно невелик (около 1/40 урожая риса с надела). Но характер эксплуатации крестьян обеих категорий определялся королевской барщиной, сроки которой, в отличие от поземельного налога, не были фиксированными и составляли порой до четырех дней в неделю. Отработочная повинность была очень тяжелой. В основном это были работы государственного значения, главным образом строительные. Обе группы крестьян, а также крестьяне-ремесленники, которые платили налоги изделиями своего труда, формально составляли одно сословие — свободных подданных. Фактически же феодальный крестьянин не имел права покинуть владения хозяина, он был прикреплен к земле. Королевские крестьяне были прикреплены не к земле, а скорее к тяглу (налогам). Торговля мясом и скотом была монополией короля. Высоким был и налог на убой скота — половина туши быка. Королевская казна пополнялась и денежными налогами с крестьян (в серебряных португальских пиастрах). Это происходило по случаю и в дни торжественных событий в жизни государства, королевской семьи и своей собственной семьи (рождение ребенка, похороны, свадьба и др.). Третье сословие в обществе Имерина состояло из «каст» полусвободных, или мейнти: манисутра, маненди и циарундахи. Первые две группы по имущественно-правовому положению почти не отличались от крестьян-земледельцев. Они несли такие же повинности и выплачивали те же налоги. Но на общественной лестнице они стояли ниже хува, поскольку являлись потомками освобожденных рабов. Особняком стояла каста циарундахи. Они были связаны с правящей династией узами прямой зависимости. К этой касте принадлежал весь штат личных служителей короля (курьеры, повара, охрана и др.). Циарундахи были освобождены от налогов и отработочной повинности. На самом низу социальной лестницы находились рабы. В большинстве своем это были так называемые домашние рабы. Они были собственностью хозяина, который мог их даже продать. Внутренняя политика Радамы Iбыла нацелена на укрепление государства. Он назначал своих ближайших родственников губернаторами городов и военных поселений вне Име-рины. Король ввел институт назначаемых судей, отменил сословные ограничения в одежде и питании, усиленно вводил европейское платье, запретил ритуальное убийство детей, родившихся в неблагоприятное время. К концу правления Радамы Iвесь остров, за исключением некоторых районов, находился под контролем короля. Границы государства расширились до берегов океана. Радама Iдостиг той цели, которую поставил перед ним его отец Андрианампуйнимерина: «Море должно стать границей твоих владений». 3. Правление Ранавалуны I и Радамы II После смерти Радамы Iна престол вступила его жена Ра-навалуна I(1828—1861). Во время ее правления продолжалась централизация государственной власти. В 1828 г. был принят «Кодекс 48 статей», впервые зафиксировавший в письменной форме нормы традиционного права. Но исполнение кодекса было обязательно только в Имерине; в остальных районах страны основными были распоряжения военной и гражданской администрации. Правительница допустила на внутренний рынок европейских предпринимателей. Так, в 1837 г. французы построили в королевстве завод, который производил железо, сталь, медь, стекло. На нем также производили порох, пушки, краски, мыло и т. д. В производстве было занято 1500 рабочих. Однако отношение королевы к проникновению европейцев на Мадагаскар было неоднозначным. Еще с 1818 г. на острове начало действовать Лондонское миссионерское общество. К 1828 г. им были открыты 23 школы, типография. За несколько лет латинский алфавит вытеснил арабский, получивший распространение на Мадагаскаре с начала текущего тысячелетия. Помимо гуманитарной сферы общество занималось и культивированием среди малагасийцев христианской религии. В этом Ранавалуна Iвидела опасность. В 1831 г. малагасийцам — членам христианской общины в столице (около 200 адептов) было запрещено проводить обряд крещения и исполнять другие ритуалы. Вскоре гонениям подверглось и образование, неразрывно связанное в восприятии малагасийцев с христианской религией. В 1832 г. было запрещено учиться рабам, через два года — всем, кто не состоял на государственной службе, а в 1835 г. под страхом смерти запрет был наложен на христианское вероисповедание и все миссионеры высланы с острова. Государственная деятельность Ранавалуны устраивала не все круги общества. В 1857 г. был раскрыт заговор, имевший целью свержение королевы. Над его участниками была учинена жестокая расправа. После смерти Ранавалуны в 1861 г. власть перешла к ее сыну, близкому по духу к заговорщикам. Новый правитель короновался под именем Радама II(1861—1863). Король восстановил свободу вероисповедания, пошел на компромисс с торговой прослойкой, разрешил европейцам покупать землю, запретил продажу рабов, начал выплачивать деньги отрабатывавшим государственную барщину. Однако в 1863 г. в результате дворцового переворота Радама IIбыл убит. Престол заняла его жена Расухерина (1863—1868). Она царствовала, но не правила. Руководство государством взял на себя премьер-министр Ранилайариву-ни, который стал ее мужем, а впоследствии и мужем двух следующих королев — Ранавалуны II(1868—1883) и Ранавалуны ПI (1883—1897). 4. Правление Райнилайаривуни Получив в свои руки реальную власть, Райнилайаривуни (1863—1897) предпринимал усилия по сохранению единства Малагасийского государства, созданию эффективного административного аппарата, в деле укрепления вооруженных сил, в развитии экономики и культуры. В целях эффективного функционирования административного аппарата постоянно совершенствовалась правовая база. Кодекс 1828 г. утратил свою актуальность, и поэтому в 1863 г. был принят новый кодекс. В 1868 г. утверждается «Кодекс ограничена прибрежными районами. В ответ на это Англия и Франция объявляют торговые и экономические санкции. В июне 1845 г. англо-французская флотилия подвергла бомбардировке Таматаву. Но и эта акция устрашения на тот период успеха не имела. Радама IIознаменовал свое вступление на престол подписанием договора с Францией, подчинявшего остров французскому капиталу. Аналогичный договор был заключен и с Англией. В соответствии с подписанными договорами королем были отменены все таможенные пошлины, составлявшие важнейшую статью государственных доходов. Это вызвало недовольство не только у традиционной знати, но и у населения. Началось восстание, которое привело к государственному перевороту и убийству короля. После свержения Радамы IIперед малагасийской дипломатией встала нелегкая задача — добиться ликвидации неравноправных договоров. В конечном итоге сначала Англия в 1865 г., а затем и Франция в 1868 г. подписали новые соглашения, по которым эти государства признали суверенитет и независимость Мадагаскара. Был совершен определенный дипломатический прорыв в налаживании отношений и с другими странами Европы и Америки. В 1881 г. между Мадагаскаром и США был подписан договор о мире, дружбе и торговли, а в 1882 г. аналогичные договоры были подписаны с Германией и Италией. 5. Французский протекторат и аннексия Мадагаскара В начале 1880-х годов Франция активизировала подготовку к захвату Мадагаскара и развязала войну (1883—1885). Война не принесла желаемых для Франции результатов. В 1894 г. французы выдвинули проект договора, по которому Мадагаскар должен был стать протекторатом. Малагасийская сторона выдвинула контрпроект, отвергнутый, в свою очередь Францией. В конце 1894 г. началась вторая франко-малагасийская война. Несмотря на упорное сопротивление малагасийцев, особенно на территории Имерины, силы оказались неравными. 1 октября 1895 г. королева Ранавалуна IIIвынуждена была подписать мирный договор, по которому Мадагаскар стал протекторатом Франции. Захватив остров, французы поначалу сохранили королевскую власть в надежде воспользоваться услугами местной знати для управления страной. Однако, столкнувшись вскоре с массовыми выступлениями и сопротивлением, в августе 1896 г. Франция аннексировала Мадагаскар, ликвидировала власть королей Имерины и ввела систему прямого колониального управления. |