Контрольная работа: Основы бизнес-планирования
Название: Основы бизнес-планирования Раздел: Рефераты по экономике Тип: контрольная работа | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Введение В рыночной экономике бизнес-план - это рабочий инструмент, используемый практически во всех сферах предпринимательства. Он описывает процесс функционирования фирмы (предприятия, организации), показывает, каким образом спланировать деятельность, чтобы решить тактические задачи и достичь в намеченные сроки основной стратегической цели - получить или повысить прибыльность работы. Бизнес-план может подсказать: пути роста фирмы, завоевания новых позиции на рынке, где она функционирует, получения инвестиций и кредитных ресурсов; эффективные идеи составления перспективных планов своем развития, разработки концепции производства новых товаров и услуг, выбора рациональных способов их реализации. Бизнес-план может предостеречь от неверных действий и даже «посоветовать» не заниматься данным бизнесом в данное время на данном рынке. Организация предпринимательской деятельности в условиях рыночной экономики, как показала мировая практика, становится надежным делом только тогда, когда у ее истоков находится бизнес-план, являющийся основой для оценки перспективности вновь создаваемых предприятий или намеченных для реализации проектов выпуска новой продукции, а также для мероприятий при реконструкции предприятий с сохранением или с изменением их функций, при антикризисном управлении, приватизации и т.д. Исключительная роль, которую играет бизнес-план как средство решения проблем практической организации бизнеса, отражается не только в обязательности его присутствия в повседневной деятельности предпринимателей, но и в колоссальном количестве теоретических работ и методическик руководств по составлению бизнес-планов. Эти методические руководства различаются между собой по построению материала, объему рассматриваемьпс вопросов, отраслевой специфике, ориентации на конечные результаты, акценту на тех или иных проблемах. Но есть и другие, цель которых формирование грамотного бизнесмена, умеющего анализировать проблемы своего предприятия или предпринимательского начинания, ставить задачи и прорабатывать способы ик эффективного решения. 1. Теоретические основы бизнес-плана 1.1 Определение бизнес-плана Бизнес-план (англ..- Business plan) представляет собой документ, который описывает все основные аспекты будущей коммерческой деятельности предприятия или фирмы, анализирует все проблемы, с которыми онимогут столкнуться, определяет способы решения этих проблем. Именно на основании данного документа партнеры и инвесторы предоставляют денежные средства. В условиях рыночной экономики бизнес-план - необходимый инструмент технического, экономического, финансового и управленческого обоснования дела, включая взаимоотношения с банками, инвестиционными, страховыми, сбытовыми и другими организациями, посредниками, потребителями. Разработчиками бизнес-плана являются фирмы, специапизирующиеся в области маркетинговой деятельности, авторские коллективы, отдельные авторы. При необходимости привлекаются консалтинговые фирмы и эксперты. На составление бизнес-плана уходит обычно месяц. За это время специалисты знакомятся с документами, которые представила фирма, и делают расчеты Бизнес-план может разрабатываться для ориентации в мире бизнеса, но чаще всего для создания (улучшения) продукции или услуг, внедрения нового инвестиционного проекта, перестройки или реконструкции деятельности предприятия (фирмы) и т.д. По согласованию с заказчиком при разработке бизнес-плана могут подготавливаться и рассматриваться альтернативные варианты проектного предложения (два или больше). В этом случае дается сравнительная характеристика вариантов, но окончательное содержание бизнес-плана отражает данные лишь по одному из них, выбранному на основании анализа для реализации. Выбор окончательного варианта принаддежит заказчику бизнес-плана. Например, при ограниченных возможностях привлечения инвестиций заказчик вправе выбрать для реализациии вариант с меньшим размером первоначальных капитальных вложений или отдать предпочтение варианту, обеспечивающему быстрейший ввод объекта в эксплуатацию и т.п. Бизнес-план - документ перспективный и составлять его рекомендуется на три - пять лет вперед Западные инвесторы нередко опасаются иметь с нами дело. И не только из-за отсутствия гарантий, как это принято считать, но и по причине непрофессионально, неубедительно разработанных документов, в частности бизнес-планов и инвестиционных проектов. 1.2 Цели и задачи бизнес-плана бизнес затрата оплата труд Целью бизнес-плана может быть полyчение кредита, или привлечение инвестиций в рамках уже существующей организации (фирмы), или определение стратегических и тактических направлений и ориентиров фирмы в мире бизнеса. При этом предусматривается постановка следующих стратегических и тактических задач: 1) организациоино-управленческая и финансово-экономическая оценка сегодняшнего состояния организации; 2) выявление потенциальных возможностей предпринимательской деятельности организации с акцентированием внимания, как на сильных, так и на слабых сторонах; 3) формирование инвестициоинно-проектных целей этой деятельности на планируемый период. Бизнес-план при решении этих многофакторных задач позволяет достичь следующих результатов: •обоснования экономической целесообразности направлений развития фирмы (стратегий, концепций, проектов); • расчета ожидаемьи финансовых результатов деятельности, в первую очередь объемов продаж, прибьии, доходов на вложенные средства; . •определения намечаемого источника финансирования реализации выбранной стратегии; •подбора персонала, способного реализовать данный план. Процесс бизнес-планирования - зто последовательное изложение системы реализации проекта, т.е. тех ключевых моментов бизнеса, которые, во-первых, могут быть проверены, причем не только экономистами-профессионалами, но и инвесторами, решающими, в какой бизнес вложить определенную сумму собственных денег; во-вторых, аргументировано убедить инвестора или партнера в выгодности данного бизнеса и необходимости участия в нем или, напротив, предостеречь вложения денег из-за слишком большого и неоправданного риска. Ключевыми моментами бизнес-планирования (содержанием бизнес-плана) являются: • обоснование необходимости выпуска продукции (услуг); • обоснование возможности выпуска продукции (услуг); • выявление потенциальные потребителей; • определение конкурентоспособности продукта на внутренних или внешних рынках; • определение своего сегмента рынка; • достижение показателей различных видов эффективности; • обоснование достаточности капитала у инвестора бизнес-идеи ; • выявление возможных источников финансирования: Таким образом, бизнес-план в общем виде предполагает. изложение системы доказательств, убеждающих инвестора в выгодности проекта; определение степени жизнеспособности и будущей устойчивости фирмы; предвидение рисков предпринимательской деятельности; конкретизацию перспективы бизнеса в виде системы количественных и качественных показателей; развитие перспективного (стратегического) взгляда на организацию и её рабочую среду путем получения ценного опыта планирования. Назначение бизнес-плана состоит; как правило, в том, чтобы привлечь внимание инвесторов и убедить их вложить денежные средства в проект. Поэтому в бизнес-плане важно правильно расставить акценты: · указать цель вашего бизнеса; •если бизнес уже существует, назвать цель его приобретения или расширения; •описать собственный опыт, позволяющий вам успешно руководить предприятием; Кроме того, необходимо указать: •сколько потребуется вложить личных средств, личных средств других лиц, средств, полученных в виде ссуды; · как долго вы собираетесь пользоваться этими средствами; •как именно эти средства будут содействовать процветанию предлагаемого бизнеса; · за какой срок вы намерены погасить ссуду; · откуда появятся деньги на погашение ссуды; · возможное обеспечение ссуды и его рыночную стоимость; · владеет ли(или распоряжается ли) упомянутым обеспечением еще кто-либо, кроме вас. От назначения бизнес-плана следует отличать цели предприятия (бизнеса). Они менее утилитарны и менее определенны. Существуют общие цели предпринимательства, не зависящие от организационно-правовой формы предприятия и видов деятельности, а именно: · обеспечение устойчивых доходов; · рост производства; · расширение рынка сбыта и сфер влияния. Выбор целей конкретного предприятия должен исходить, с одной стороны из его текущего состояния, а с другой - из возможностей предприятия в данной экономической ситуации. Детапизация зависит от планового горизонта: цели, ориентированные на далекую перспективу, имеют достаточно общие формулировки; а на ближайший период - конкретные. В любом случае цели должны быть количественно определенными, ограниченными во времени, реалистичными и достижимыми. Есть три способа достичь конкретности в формулировке цели: 1) придать цели количественную определенность (например: увеличить прибыль с 10 000 до 25 000 долл. США в месяц); 2) разбить основную цель на несколько конкретных задач, которые необходимо решить для ее достижения. (Например, увеличение размера прибыли предполагает увеличение числа потребителей вашей продукции, улучшение ее потребительских свойств, снижение издержек производства и обращения.) Далее надо указать необходимые затраты; 3) установить конкретные сроки достижения целей и решения задач. В бизнес-плане решаются следующие конкретные задачи: •уточняются правовые аспекты, нормативы ограничений, требования муниципальных органов; • проводится анализ исходных материалов - ситуационного плана, показателей технического состояния зданий, проектного предложения строительства или реконструкции, социальных условий и демографического состава населения и др.; • рассматриваются размеры потерь, связанных со сносом фондов, компенсационными выплатами, предоставлением жилищного фонда переселяемым жителям; а также с упущенной выгодой при досрочном прекращении аренды муниципальных объектов коммерческими структурами; • формируется инвестиционная программа проектного предложения развития территории (или отдельных зданий) с анализом возможных альтернатив; • определяются формы и условия реализации проектного предложения; • прогнозируются условия производства продукции (услуг) предприятиями, формируемыми на данной территории, получение ими прибыли а также финансовые поступления в бюджет (налоги, сборы, выплаты и др.); • определяются показатели экономической, коммерческой и бюджетной эффективности проектного предложения, а также его социальной и экологической результативности; • разрабатывается стратегия маркетинга; • формируется план финансирования и организации функционирования объекта, •определяются условия, формы, сроки проектирования и строительства объекта; • уточняются типы коммерческих рисков и условия страхования; • подготавливается резюме, где в концентрированном виде излагаются основные характеристики, параметры и показатели проектного предложения, его преимущества, получаемые доходы, инвестиционные и эксплуатационные затраты, их структура по источникам финансирования, размеры и сроки поступлений в городской бюджет и во внебюджетные фонды. 1.3 Структура и основные разделы бизнес-плана Состав, структура и детализация бизиес-плана определяются функциональной спецификой и размером фирмы (предприятия), активностью рынка сбыта, продвинутостью конкурентов, а также стратегической целью и локальными задачами конкретного бизнеса, перспективами роста предприятия. В зависимости от цели составления бизнес-плана (для обоснования инвестиций, привлечения партнеров и т.п.) его разделы могут разрабатываться с той или иной степенью конкретизации. Блок-схемы назначения и применения бизнес-плана за рубежом в нашей практике могут различаться в деталях, но в принципе они одинаковы (табл. 1). Таблица 1. Состав разделов бизнес-плана и их цели
Рассмотрим более подробно содержание разделов и подразделов бизнес-плана. 1. Введение а) наименование компании, адрес и телефон владельца; б) с кем связываться: имя и телефон владельца; в) о компании: сфера деятельности (отрасль) и занимаемый сектор рынка; г) предлагаемое кредитору или инвестору обеспечение (привилегированные и обычные акции, облигации и т.д.); д) намерения бизнеса: сроки и цель займа, закладная; е) сводка целей использования займа. 2. Резюме а) содержит описание проекта, конкурентоспособность, основную суть проблемы, б) предпочтительный объем - одна - четыре страницы. 3. Содержание а) названия разделов; б) нумерация страниц для облегчения поиска 4. Описание отрасли а) перспективы и возможный рост отрасли: тенденции ее развития - прошлые, настоящие, будущие; новые направления развития; указание источников информации; б) рынки и покупатели: оценка размеров рынка и объема продаж, новых требований и рыночных тенденций; в) компании-конкуренты: доля рынка, сильные и слабые места, прибыльность, тенденции развития; г) региональные, национальные и экономические тенденции: изменения в спросе населения, соответствующие экономические показатели. 5. Описание делового риска а) суть бизнеса: основные направления деятельности, статус бизнеса (местный, региональный, национальный, международный); б) цель выхода на рынок: определение групп клиентов; нынешний характер бизнеса; средний доход, желаемое и возможное изменение его величины; в) преимущества вашей бизнес-концепции по сравнению с конкурентами: ваша ниша на рынке, уникальность, оценка рыночного сегмента; г) территориальное расположение бизнеса: местонахождение (удобно оно или нет для клиентов), размер занимаемых площадей, дислокация офиса: дома или отдельно; д) материальные и кадровые потребности: общие потребности в оборудовании; возможности предоставления временных или постоянных рабочих мест; е) краткое резюме: круг вовлечённых в бизнес лиц (собственники, партнеры, работники). 6. Цели бизнеса а) в первый год: особые цели (например, увеличение объема продаж, изменение уровня прибыльности, доли на рынке, открытие новых офисов, оказание новых услуг и т.д.); б) в последующие периоды: возврат инвестиций, развитие сети, продажа бизнеса. 7. Маркетинговый план а) стратегия продаж: форма оплаты кадрового состава, агентов, служащих (сдельная, повременная); цели продаж, инструменты продаж, поддержка продаж; ориентация на клиентов; б) методы и техника продаж; в) ценообразование: расходы, разница между собственностью и отпускной ценой, прибыль; г) продвижение: реклама, промоушн, паблик рилейшнз, техника обретения известности, доверия, связей; д) политика обслуживания: политика, которую примет бизнес в отношении выдачи и сбора кредитов, ценообразования, типов клиентов; е) гарантии: варьирование гарантий выполнения услуг и других гарантий в зависимости от характера вашего бизнеса и договора с клиентом; ж) метод проверки: метод наведения справок о клиентах и о том, что они о вас слышали. 8. Прогноз объема продаж а) ссылки: один человек никогда не может знать все, поэтому укажите всех, кто помогал вам с прогнозами; б) помесячный прогноз на грядущий год: объем продаж, в долларах; в) годовой прогноз на ближайшие два или четыре года: объем продаж, в рублях (или долларах). 9. План производства а) краткое описание производственного процесса (не следует углубляться в терминологию); 6) потребности производства: строения, склады, возможности для расширения или улучшения месторасположения; в) оборудование: новое или бывшее в употреблении, арендованное или купленное, его возможности; г) комплектующие материалы; д) необходимый инвентарь: сезонные потребности, стоимость, метод контроля; е) поставки: величина скидок, разнообразие выбора; ж) требования к персоналу: полная, частичная занятость, уровень навыков, требуемые знания; з) стоимость оборудования, сырья и материалов: оценка и стоимость; и) оценка капитала: требуются ли начальный капитал и постоянное eгo пополнение. 10. Осуществление операций а) планы покупок размеры скидок, виды ресурсов, качество, цена; 6) система инвентаризации, сезонные изменения, масштабы, способ контроля; в) необходимые площади: размер офиса, склада, других помещений; необходимо ли улучшение, потребность и возможность расширения г) потребность в кадрахи оборудовании: отбор персонала; офисное, производственное и другое оборудование; д) стратегия осуществления операций. 11. Структура компании а) частное индивидуальное предприятие, партнерство, акционерное общество и т.д.; б) распределение долей (акций): список пайщиков (акционеров); в) договоры и соглашения: список заключении договоров (контрактов); контракты, связанные с управлением; соглашения с акционерами и партнерами; контракты на обслуживание, аренду; г) директора и чиновники: имена и адреса, роль в компании; д) основа группы управления: краткое резюме о владельцах и ключевых служащих; е) поддержка профессионалов: нанятые по договору профессионалы по специальным вопросам, в том числе юрист, бухгалтер, банкир, страховой агент; ж) организация работы порядок отчетности; з) обязанности и ответственность ведущего персонала: краткое описание работы (кто за что отвечает). 12. Программа развития и исследования а) улучшение продукта или услуги: направления процессов улучшения продукции и технологий, оптимизации стоимости и уменьшения риска; б) мониторинг: организация системы анализа и контроля. 13. Оценка риска а) реакция конкурентов: будет ли какая-либо реакция и в какой форме; 6) список возможных критических внешних факторов: определите аффект воздействия забастовок, падения производства и продаж, новых технологий, изменения погодных условий, появления новых конкурентов, перебоев поставок, изменений в спросе, потерь от недогрузки и перегрузки мощностей, неблагоприятных тенденций в экономике; в) список вероятных критических внутренних факторов: не получен ожидаемый доход; клиент подал в суд; разнообразные трудности; спрос на услуги растет очень быстро; ушел ключевой служащий; заболел или умер партнер; г) оперирование с риском: вероятный план оперирования с наиболее выраженным риском. 14.Общий обзор а) состояние внешней среды; б) согласование действий руководства и менеджмента с основными событиями, важными для начала и развития бизнеса. 15. План действий а) действия по достижению целей этого года: помесячный или поквартальный обзор специальных действий; б) укажите даты принятия основных решений, создайте план-график продаж. 16. Финансовый прогноз Если бизнес уже какое-то время функционирует, необходимо представить баланс и декларации о доходах предпочтительно за последние три или четыре года. Баланс - это показатель состояния бизнеса: что есть и что должно быть на определенную дату: а) баланс содержит три раздела: имущество, долги и долю собственника (вычитая долги из имущества, вы определите общую стоимость вашей фирмы; баланс показывает, насколько за минувшее время вырос ваш оборотный капитал; инвесторы или кредиторы обычно проверяют баланс, чтобы выяснить, обладает ли компания имуществом, необходимым ддя ответа по обязательствам); 6) прогноз доходов и расходов (прибыли и убытков): доходы и расходы можно описать как проектирование ситуации, которую вы ожидаете видеть в своем бизнесе в конце прогнозируемого периода; указание дохода - самое сложное, так как эта величина зависит от многих факторов, причем не только внутрифирменных, но и внешних (колебание спроса, давление конкуренции и т.д.); в) прогноз денежном потока: денежный поток показывает, сколько денег находится в бизнесе и вне бизнеса; г) выкладки по деньгам: продажи (ожидаемое количество продаж в месяц); приход (исходя из объема продаж можно сказать, сколько денег получено); д) анализ рентабельности - основа для каждого бизнеса (знать, при каких объемах продаж ваш бизнес будет рентабелен, важнее, чем анализировать то, что получит ваша фирма, если выйдет на запланированные объемы продаж). 17. Финансирование и превращение в капитал а) условия займа: сумма, сроки, дата выдачи; б) цель займа: детальное описание составных элементов бизнеса, которые будут финансировать; в) доля собственника: ваша доля в бизнесе; г) цель займа: для отдельного проекта или для компании в целом. 18. Оперирование займом а) на новые цели или на продолжение деятельности, предлагаемое обеспечение; б) максимальное количество необходимых денег: количество, сроки. 19. Существующее финансирование (если имеется) а) невыполнение условия займа: величина долга, сроки выплаты, цель, обеспечение и статус; б) текущее использование кредита: количество и обеспечение. 20. Ссылки а) название текущего кредитного института: филиалы и типы счетов; 6) юрист: имя, адрес и телефон, в) бухгалтер: имя, адрес и телефон. 21. Приложение а) персональная стоимость: ценность личного имущества, инвестиции, деньги, банковские счета, закладные, другие обязательства; 6) намерения: потенциальные заказы или обязательства перед клиентами; в) описание личных и бизнес-страховок; г) поступления: на период 30, 60 и 90 дней; д) обязательства: расписание выплат и общее количество долгов; е) официальные соглашения: копии договоров; ж) оценка: реальная рыночная стоимость имущества и оборудования; з) указание компаний, оказывающих финансовую поддержку (в некоторых ситуациях эта информация может потребоваться кредитору) ; и) ссылки; к) прогноз продаж и сегментирование рынка; л) список инвесторов; м) информация о статусе кредита; н) дополнительные заметки о вас и о вашем бизнесе. Следует заметить, что не существует жестко регламентированной формы и структуры бизнес-плана. Так, бизнес-план текущей деятельности фирмы (или создания новой фирмы) состоит их трех частей: 1) описание индекса (разделы маркетинга и производства); 2) финансовая информация (баланс, финансовый план, стратегии инвестиций, товарно-материальное обеспечение кредитов, страхование, расчеты рентабельности); 3) сопроводительные документы (организационный и юридические планы, учредительные документы, копии контракта, лицензии и т.п.) 2. Практическая часть Объектом данного бизнес- плана является производство синхронных электродвигателей, которые используются в химической промышленности, а именно в машинах по производству искусственных химических волокон. 2.1 Определение потребности в производственных помещениях, их площади Месячная арендная плата за производственный участок устанавливается администрацией района с отдельной оплатой коммунальных услуг и энергии и рассчитывается на основе формулы: Апл = Зmin · Кпр · Кразн · Кбл · Ктер · П, где: Anл — арендная плата, руб.; Зтin — минимальный уровень заработной платы в РФ, руб.; Кпр — коэффициент приведения (Кпр =0,041); Кразн — коэффициент размещения (этажность), для первого этажа равен 1,2; Кбл — коэффициент благоустройства помещения, равен 1,4; Ктер — коэффициент территориальности (от коммуникационности района), равен 1; П— количество арендуемой площади, кв. м., Для осуществления производственного процесса необходимы производственные помещения общей площадью - 1500 кв. м. Апл = 4330 * 0,041 * 1,2 * 1,4 *1 * 1500 = 506268 руб. 2.2 Определение потребности в дополнительном оборудовании и материальных ресурсах Для организации процесса производства потребуется дополнительные затраты на покупку оборудования и других основных производственных фондов (табл. 1) Таблица 1 Стоимость основных производственных фондов предприятия, тыс. руб.
Потребность в используемом оборудовании определяется исходя из его производительности и нужд технологического процесса (табл. 2). Таблица 2 Производительность и мощность необходимого оборудования
Таблица 3 Производство продукции за два месяца
Эффективный фонд рабочего времени определяется по формуле: Фэф = Фном — Фрем, где: Фэф — эффективный фонд рабочего времени, машино-час; Фном — номинальный фонд рабочего времени, машино-час; Фрем — время, отводимое на ремонт оборудования в год, машино-час. Фрем = 5%*Фном/100% , Решение: Фэф = 254 -13 = 241 дней Фрем. =(5* 254) /100 = 13 дней Фном = 366-106-6 = 254 дня На фирме установлена 5-ти дневная рабочая неделя в одну смену продолжительностью 8 часов. Мощность предприятия за 2 месяца (эффективный фонд времени равен 1930/12 * 2 = 322 часа) определяется по формуле: М= пi * Пpi *Фэф где: ni— количество единиц i-той группы применяемого оборудования, штук; Пpi— производительность i-той единицы оборудования; Фэф — эффективный фонд рабочего времени за период, час. Для выпуска i-ой партии продукции потребуется для нужд производства сырья и материалов (табл.4). Таблица 4
2.3 Определение потребности в кадрах и средствах на оплату труда Численность производственного персонала определяется исходя из функциональной целесообразности и численности работников аналогичных производств. Система оплаты труда в соответствии с его творческим характером построена на использовании повременно-премиальной формы. Премия по итогам работы не планируется. Оплата труда руководителей и других категорий работников построена на основе должностных окладов и зависит от величины фактически отработанного времени и достижения конечных результатов деятельности предприятия. Таблица 5 Численность производственного персонала и уровень предполагаемой зарплаты на предприятии
2.4 Расчеты экономических элементов затрат на производство продукции Вода на технологические цели и прием сточных вод: Зв=N*Q*P, где: Зв - затраты на воду, руб.; N – количество месяцев; Q – объем потребления за 2 месяца, куб. м. (231 куб. м.); Р – расценка на 1 куб. м. воды, 2,15 руб. Решение: Зв = 231 * 2,15руб. = 496,65 руб. Стоимость топлива на технологические цели установлена в виде фиксированной месячной платы, составляющей 8940500 руб. за природный газ и охлаждающую жидкость. Затраты на энергию для технологических целей: Эст =Q * Т, где: Эст- стоимость потребленной оборудованием электроэнергии; Q - количество потребленной оборудованием электроэнергии, 10852 квт-час; Т- тарифная ставка за один квт-час электроэнергии для регулирования групп потребителей, 2руб. Затраты на отопление производственного помещения: 3om=N*Ц*Q, где: Зот — стоимость затрат на отопление, руб.; N — отапливаемый период, 2 месяца; Ц — цена 1 Гкал тепловой энергии, 2555 руб.; Q — количество потребленной тепловой энергии, 4,82 Гкал. Затраты на освещение составят: Эосв — Qocв * Т, где: Эосв - стоимость потребленной оборудованием электроэнергии; Qocв - количество потребленной электроэнергии для освещения, 1824,46; Т - тарифная ставка за один квт-час электроэнергии для регулирования групп потребителей, 2 руб. Затраты на бензин для автомобиля: Эб=Пд *Д*НР *Ц, где: Пд = 200 км — средне-дневной пробег автомобиля; Д— количество дней эксплуатации; Нр— норма расхода бензина на 1 км пути, составляет 0,15 л; Ц — цена 1 л бензина, 19,8 руб. Решение: Затраты на энергию для технологических целей: Эст = 10852 * 2 = 21704 руб. Затраты на отопление производственного помещения: Зот =2 * 2555 * 4,82 = 24630,2 руб. Затраты на освещение составят: Эосв= 1824,46* 2 = 3648,92 руб. Затраты на бензин для автомобиля: Эб = 200 км.*53 * 0,15 * 19,80 = 31482 руб. Затраты на оплату труда по предприятию: Ф = Фпр + Фрук, где: Ф — фонд оплаты труда предприятия за 2 месяца, руб.; Фпр — месячный фонд оплаты труда производственного персонала, руб.; Фрук — месячный фонд оплаты труда руководителей и других категорий работников, руб. Отчисления на социальные нужды 26% Решение: Затраты на оплату труда по предприятию : Ф = 1397480 +358720=1756200 руб. Отчисления на социальные нужды составляют 26% от фонда оплаты труда: 1756200 *26% = 702480 руб. Ускоренная амортизация, разрешаемая для малых предприятий, определяет амортизационный период длиною в пять лет: А = Фс*На/100 где: А — амортизационные отчисления за год, руб.; Фс — среднегодовая стоимость основных фондов, руб.; На — норма отчисления на полное обновление (восстановление или реновацию), %. На = Фп*100%/(Фп*Та), где: Фп — первоначальная стоимость основных фондов, руб.; Та — амортизационный период, лет. Решение: А = 29993500 * (20/100) = 5998700 руб. На = ((29993500/(29993500 * 5)) * 100% =20% Амортизационные отчисления за 2 мес: А(2мес.)= (5998700 руб/12)*2=999783 руб. Страховые отчисления: Остр=П*Сим*К/(100*N) Остр— страховые отчисления за 2 месяца, руб.; Сим — стоимость застрахованного имущества, руб.; К — количество месяцев в периоде, 2 месяца N — количество месяцев, в течение которых выплачивается оговоренная сумма, 10месяцев. Решение: Остр = (10 * 29993500 * 2)/(100 * 10) = 599870 руб. Процент, выплачиваемый за кредит: П=К*Спр*m/(N*100) где: П — процент, выплачиваемый за кредит в период, руб.; К — величина кредита, 66560662 руб.; Спр — процентная ставка Центробанка, 13 %; т — число периодов ( 2 месяца), за которые производятся искомые отчисления; N — число периодов, за которые необходимо выплатить процент, 34 месяца. Решение: П= (66560662 * 28%*2)/(34*100)=1096293,3 руб. Стоимость рекламы в газетах «Городок» составляет: 1000руб. Расходы на рекламу по TV: Р = 13*2* 180 + (5%*(13 * 2 * 180)/100) = 4682,34 руб. К— количество слов в рекламе - 13 Р — расценка за одно слово, руб. - 2 руб. N— общее количество запусков рекламы - 180 т m-процент за срочность - 5 % В себестоимость продукции включается также налог на пользователей автомобильных дорог в размере 0,4 % от объема реализации (678562,5руб.)и налог на владельцев транспортных средств (0,6% от минимальной заработной платы * количество л.с = 29,4руб. * 300 = 8820 руб.). Таблица 7 Полная себестоимость партии продукции предприятия
Удельный вес условно-переменных затрат в полной себестоимости продукции: Упер = 35788334 / 39247014 * 100% = 91,2% Стоимость постоянных и переменных затрат в составе полной себестоимости продукции определяется по статьям затрат на основе таблицы 7. 2.5 Определение потребности в оборотных фондах Оборотные средства фирмы определяются по формуле: Фоб = Зтек + Зстр + Н + Поб, где: Фоб — оборотные средства, руб.; Зтек — текущий запас товарно-материальных ценностей, руб.; Зстр — страховой запас товарно-материальных ценностей, руб.; Н— незавершенное производство, руб.; Поб— прочие оборотные средства, руб. Зтек = Д * Т, где: Д— среднедневной расход материалов, руб.; Т— время между 2-мя поставками, дней. Д = Рм / n,„ где: Рм — расход материалов на выпуск всей продукции,руб.; п — число дней выпуска продукции. Т = Г / Дн где: Т — время между двумя поставками, дней; Г = 1560 кг— грузоподъемность автомобиля; Дн — среднедневной расход материалов в натуральном выражении, 35,2 кг. Величина страхового запаса: Зстр = 0,5 * Зтек. Величина незавершенного производства: Н = Сср.дн. * Тц * Кгот, где: Сср.дн. — среднедневная себестоимость выпуска продукции руб.; Тц — длительность производственного цикла (5 дней); Кгот-коэффициент готовности Сср.дн.=Спр/n где: Спр— полная себестоимость выпуска продукции, руб.; п — число дней выпуска продукции. Кгот = (Уп + 0,5 Упер)/100 где: Уп — удельный вес условно-постоянных затрат в полной себестоимости продукции, %; Упер — удельный вес условно-переменных затрат в полной себестоимости продукции, %. Решение: Фоб = 3055324+1527662 +8096608,5 +2014186,4 = 14693780руб. Зтек =Д*Т= 611065* 5 = 3055324руб. Д = 32386434 / 53 = 611065руб. Т = 1500 кг/315 кг. = 5 дня Величина страхового запаса: Зстр = 0,5 * 3055324 = 1527662руб. Удельный вес условно-постоянных затрат в полной себестоимости продукции, в процентах, составит: Уп = 3458680/39247014 *100% = 8,8% Величина незавершенного производства: Н=Сср.дн. *Тц*Кгот = 740509,7 * 5 * 0,544 = 2014186,4руб. Сср.дн. = 39247014/53 =740509,7 руб. Кгот. = (8,8 + 0,5 * 91,2) /100 = 0,544 Величина прочих оборотных средств составляет 25% от всех остальных оборотных средств и равна 8096608,5 руб. 2.6 Определение основных показателей предприятия по итогам работы Определим валовую прибыль предприятия: Пвал = Пр.пр. + Двн.оп., где: Пвал — валовая прибыль предприятия, руб.; Пр.пр.— прибыль (убыток) от реализации продукции, руб.; Двн.оп. — доход от внереализационных операций, 100000 руб. Пр.пр. = Рп—Спр, где: Рп — стоимость реализованной продукции, руб.; Спр — полная себестоимость реализованной продукции, руб. Рентабельность продукции равна: Рпр = Пвал/Спр*100% где: Рпр — рентабельность всего выпуска продукции, %; Пвал — валовая прибыль от реализации продукции, руб.; Спр — полная себестоимость реализованной продукции, руб. Рентабельность производства определим по формуле: Ро = Пвал/(Фосн+Фоб)*100% где: Пвал — валовая прибыль от реализации продукции, руб.; Фосн и Фоб — стоимость основных производственных фондов и нормируемых оборотных средств соответственно, руб. Решение: Пвал = Пр.пр. +Двн.оп = 5990486+100000 =6190486 руб. Пр.пр. = 45237500 - 39247014 = 5990486руб. Рентабельность продукции равна: Рпр = (6190486 / 39247014) * 100% =16% Рентабельность производства: Ро = ((6190486/(29993500 +14693780)) * 100% =14% Фондоотдача определяется по формуле: Фо = Пр/Фосн = 45237500/29993500 = 1,51руб. где: Фосн — стоимость основных производственных фондов, руб. Фондоемкость составит: Фе = 1/Фо = 1/1,51 = 0,66 руб Определим фондовооруженность: Фр = Фосн/Rсп = 29993500 / 34 = 882162 руб. где: Rсn — среднесписочная численность рабочих. Напряженность использования оборудования: Кис.об. = Рпр/nоб= 45237500/16 = 2827343,8руб. где: Рпр — стоимость реализованной продукции, руб.; nоб — количество единиц оборудования. Выработка на 1 работающего составит: Пт = Рпр/Rр = 45237500 /42 = 1077083,3руб. Rp — численность работающих, чел. Затраты на 1 руб. товарной продукции составит: Зр = Спр/Р п=39247014/45237500 = 0,87 где: Спр — полная себестоимость производства продукции, руб.; Рп — стоимость реализованной продукции, руб. Определим чистую прибыль: Пчист = Пвал —Н Пчист = 6190486 - (2166670,1+400000+6174+678562,5+17562+ 2570213,2)= 351304,2 руб. где: Пчист — чистая прибыль, подлежащая распределению, руб.; Пвал — валовая прибыль, руб.; Н— налоги, руб. Расчет налогов производится в следующей последовательности: 1. Налог на прибыль Нпр = Пвал*24/100=(6190486 * 24)/100 = 2166670,1руб. 2. НДС = НДС, полученный от покупателей — НДС, уплаченный поставщикам = 9047500 –6477286,8 = 2570213,2руб. НДС, полученный от покупателей = 45237500 * 18%= 9047500руб. НДС, уплаченный поставщикам =32386434 * 18% = 6477286,8 руб. 3. Налог на приобретение автотранспорта составляет 20% от стоимости автомобиля: 2000000*20%=400000руб, 4. Целевой сбор на нужды муниципальной милиции, благоустройства территории города, социальную защиту населения и уборку территории города: Нцел.сб. = З*Зmin*n/100 = 3*4330*42/100 = 6174 руб. где: 3 — ставка налога (3 %); Зmin —минимальная зарплата в РФ, 4330 руб.; п — численность работников. 5. Налог на содержание жилсоцфонда и социально-культурной сферы составляет 1% от объема реализации: 45237500 * 1 % = 45237500руб. Прибыль, подлежащая распределению составляет 351304,2 руб Библиографический список 1. Бизнес- планирование: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлениям " Экономика" и " Менеджмент" / [ В.З. Черняк и др]; под ред. В.З. Черняка.- 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА,2007. – 519 с. 2. Бизнес-планирование: Учебник / Под ред. В.М. Попова, С.И. Ляпунова и С.Г. Млодика. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2006.- 816 с.: ил. 3. Румянцева Е.Е. Самоучитель по разработке бизнес – проектов: Учебное пособие.- М.: ИНФРА-М, 2005. -152 с. 4. Бизнес – план предприятия. Теория и практика / Серия " Учебники, учебные пособия". – Ростов н/Д: " Феникс" , 2003. – 384с. 5. Пивоваров К.В. Бизнес-планирование: Учебно-методическое пособие. 7-е изд.-М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К0 ",2005, - 164с. 6. Владимирова Л.П. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Учебное пособие. – 6-е изд., пераб. и доп. – М.: Издательско- торговая корпорация " Дашков и К0 ", 2006. – 400с. |