Реферат: Учебно-профессиональная мотивация студентов как фактор готовности к профессиональной деятельности
Название: Учебно-профессиональная мотивация студентов как фактор готовности к профессиональной деятельности Раздел: Рефераты по педагогике Тип: реферат | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Переход от старшего школьного возраста к студенческому сопровождается противоречиями и ломкой привычных жизненных представлений. Необходимо учитывать, что отличия в мотивации могут наблюдаться у студентов различных курсов, факультетов и специальностей. В первую очередь наш интерес определяется тем, что формирование мотивации и ценностных ориентаций является неотъемлемой частью развития личности человека. В переходные, кризисные периоды развития возникают новые мотивы, новые ценностные ориентации, новые потребности и интересы, а на их основе перестраиваются и качества личности, характерные для предшествующего периода. Таким образом, мотивы, присущие данному возрасту выступают в качестве личностнообразующей системы и связаны с развитием самосознания, осознания положения собственного “Я” в системе общественных отношений. Как ценностные ориентации, так и мотивы относятся к важнейшим компонентам структуры личности, по степени сформированности которых можно судить об уровне готовности личности. Актуальность данного исследования определяется существующей общественной и образовательной потребностью в преподавателе высокого уровня продуктивности, способном развивать у студентов - будущих специалистов готовность к предстоящей профессиональной деятельности. Актуальность исследования состоит также и в том, что проблема развития творческой готовности студента к предстоящей профессиональной деятельности через организацию этого процесса в вузе недостаточно разработана. В нашем понимании готовность к предстоящей самостоятельной деятельности студентов и выпускников состоит из следующих компонентов: профессиональная направленность, креативность, ответственность, коммуникативные и организаторские способности, компетентность в области изучаемой специальности. Высокие уровни развития всех перечисленных компонентов может обеспечить в дальнейшем продуктивность в профессиональной деятельности. Мотивация является одной из фундаментальных проблем, как в отечественной, так и в зарубежной психологии. Ее значимость для разработки современной психологии связана с анализом источников активности человека, побудительных сил его деятельности, поведения. Наиболее полным является определение мотива, предложенное одним из ведущих исследователей этой проблемы – Лидия Ильинишна Божович. Согласно Л.И. Божович, в качестве мотивов могут выступать предметы внешнего мира, представления, идеи, чувства и переживания, словом, все то, в чем нашла воплощение потребность. Такое определение мотива снимает многие противоречия в его толковании, где объединяются энергетическая, динамическая и содержательная стороны. Учебная мотивация-это система побуждений, которая движет учеником и заставляет его приобретать знания, становиться успешным, становится субъектом своей учебно-познавательной деятельности. Учебная мотивация, как и любой другой ее вид, системна, характеризуется направленностью, устойчивостью и динамичностью. Учебная мотивация, представляя собой, особый вид мотивации, характеризуется сложной структурой, одной из форм которой является структура внутренней (на процесс и результат) и внешний (награда, избегание) мотивации. Существенны такие характеристики учебной мотивации как ее устойчивость, связь с уровнем интеллектуального развития и характером учебной деятельности. Сейчас исследователям уже не приходится сомневаться в том, что успеваемость учащихся зависит в основном от развития учебной мотивации, а не только от природных способностей. Между этими двумя факторами существует сложная система взаимосвязей. В сфере профессиональной мотивации важнейшую роль играет положительное отношение к профессии, поскольку этот мотив связан с конечными целями обучения . Под профессиональной мотивацией понимается совокупность факторов и процессов, которые, отражаясь в сознании, побуждают и направляют личность к изучению будущей профессиональной деятельности. Профессиональная мотивация выступает как внутренний движущий фактор развития профессионализма и личности, так как только на основе ее высокого уровня формирования, возможно эффективное развитие профессиональной образованности и культуры личности. Для выявления факторов и механизмов развития высокого уровня готовности выпускников университета к профессиональной деятельности нами были проведены исследования на основе акмеологического подхода. Он заключается в системном, комплексном и сравнительном изучении субъекта и объекта образовательной системы – студента. Целью является исследование учебно-профессиональной мотивации у студентов педагогического факультета КБГУ. Предметом исследования является учебно-профессиональная мотивация студентов. Объект исследования–творческая готовность студентов педагогического факультета КБГУ. В исследовании мы исходили из того, что компонентами творческой готовности являются высокая профессиональная мотивация, развитые профессиональные умения, творческие потенциалы и способности. Исследования проводились на педагогическом факультете КБГУ по следующим методикам: 1. Методика измерения уровня профессиональной направленности по признакам латентной структуры отношения по Н.В.Кузьминой и В.А.Ядову. 2. Методика измерения удовлетворенности учебным заведением по признакам латентной структуры отношения по Н.В.Кузьминой и Б.Абидову. 3. Методика изучения мотивов учебной деятельности по А.А.Реану и В.А.Якунинe. 4. Анкета студента по Сабанчиевой и Хамизовой. 5. Фактор привлекательности и непривлекательности по Кузьминой и Абидову. 6. Определение ценностных ориентаций по Роничу. Общую выборочную совокупность составили 30 человек. 1 выборка- 1курс направления «Технологическое образование» (7) 2 выборка- 2 курс направления «Технологии и предпринимательства» 3 выборка- 4 курс направления «Педагогики и методики дошкольного образования».(14) Удовлетворенность профессией. учебный профессиональный удовлетворенность студенческий Таблица 1.
Удовлетворенность учебным заведением. Таблица 2.
Мотивы учебной деятельности. Таблица 3.
1- Стать высококвалифицированным специалистом. 2- Получить диплом. 3- Успешно продолжить обучение на последующих курсах. 4- Успешно учиться, сдавать экзамены на хорошо и отлично. 5- Постоянно получать стипендию. 6- Приобрести глубокие и прочные знания. 7- Не запускать предметы учебного цикла. 8- Не отставать от сокурсников. 9- Обеспечить успешность будущей профессиональной деятельности. 10- Добиться одобрения родителей и окружающих. 11- Получить интеллектуальное удовлетворение. По общей статистике видно, что наиболее движимыми мотивами являются: 1. Стать высококвалифицированным специалистом. 2. Получить диплом. 3. Успешно учиться, сдавать экзамены на хорошо и отлично. 4. Приобрести глубокие и прочные знания. 5. Обеспечить успешность будущей профессиональной деятельности. 6. Добиться одобрения родителей и окружающих. Результаты из «Анкеты студента»: Готовность студентов к профессиональной деятельности. Таблица 4. Уровень готовности 2 ТиП Также звучал вопрос: «Кто из преподавателей сыграл(ет) большую роль в Вашем профессиональном становлении, в формировании готовности профессиональной деятельности? ». После подсчета ответов мы выявили, что наиболее высокий уровень у преподавателей: · четвертого курса направления «Педагогика и методика дошкольного образования» Сбанчиевой Риты Залимгериевны и Нагоева Бориса Будинировича, · второго курса направления «Технология и предпринимательство» Хоконова Хапачи Лукмановича. Фактор привлекательности и непривлекательности в деятельности учебного заведения:
Определение ценностных ориентаций. Таблица 6.
На основании анализа полученных результатов мы можем сделать следующие выводы: 1. Высокому уровню готовности способствует высокая степень удовлетворенности профессией, удовлетворенности учебным заведением, ценностных ориентаций, учебно-профессиональной мотивацией. 2. Удовлетворенность профессией – это высокий показатель и критерий готовности к предстоящей деятельности. 3. Низкая учебно-профессиональная мотивация препятствует формированию готовности студента. |