Реферат: Формирования личности молодого поколения
Название: Формирования личности молодого поколения Раздел: Рефераты по социологии Тип: реферат |
Формирования личности молодого поколения СОДЕРЖАНИЕ 1. Формирования личности молодого поколения 1.1 Виды молодежных организаций и их роль в воспитании молодежи 1.2 Методологические аспекты формирования личности молодого поколения Список использованных источников 1. Формирования личности молодого поколения 1.1 Виды молодежных организаций и их роль в воспитании молодежи Участие молодых людей в жизни общества реализуется через деятельность молодежного общественного движения (различных молодежных, детских организаций и общественных объединений), которое в правовом плане обеспечено Законом Республики Беларусь «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» [3]. В настоящее время в Республике насчитывается около 132 молодежных и детских общественных организаций. Они являются средой общения и взаимодействия молодых людей, помогают им реализовать свои потребности и интересы. Наиболее распространенным принципом организационного строения молодежных организаций и объединений является демократический централизм: выборность всех руководящих органов, их периодическая отчетность перед своими организациями и вышестоящими органами, подчинение меньшинства большинству, обязательность выполнения решений вышестоящих органов - нижестоящими [16, с. 63]. Чаще всего организации и объединения строятся по территориальному или территориально-производственному принципу: первичные организации создаются по месту жительства, работы или учебы молодых людей и объединяются в районные, городские и областные организации по территории. Высший руководящий орган первичной организации - общее собрание; районной, городской и областной - конференция; республиканской - съезд. Общее собрание, конференция, съезд избирают исполнительные органы, которые руководят всей текущей работой организации в период между собраниями, пленумами, съездами [16, с.63-64]. До распада Союза Советских Социалистических Республик в Беларуси наиболее влиятельной молодежной организацией был Ленинский коммунистический союз молодежи Белоруссии (ЛКСМБ), в котором насчитывалось 1 324 206 членов. Они состояли в 16 897 первичных комсомольских организациях и 52 898 цеховых, бригадных, факультетских, курсовых, классных и др. организациях [21, с.117]. Территориально они были разделены на 6 областных, 23 городские, 18 районных (в городах) и 112 районных сельских комсомольских организаций. В ЛКСМБ состояли рабочие, колхозники, служащие, учащиеся и студенты, представители различных национальностей. После обретения страной независимости такое разделение молодежных организаций какое-то время сохранялось. Наиболее крупным и известным неформальным объединением было «Задзiночанне беларускiх студэнтау» (ЗБС), которое возникло в конце 80-х годов (было впервые зарегистрировано в 1992 году). В конце 80-х - начале 90-х ЗБС организовало кампанию, направленную против изучения истории КПСС в учебных заведениях республики. Эта организация проводила акции, требуя улучшения условий жизни студентов в общежитиях, выступая против принудительного распределения на работу и за развитие студенческого самоуправления. Перед выборами 2001 года ЗБС организовало так называемую мобилизационную кампанию, призывая студентов принять участие в голосовании [16, с.64]. В это же время действовали такие организации, как «Выбранецкiя Шыхты» и «Чырвоны Жонд», являющиеся скорее кружками или клубами, чем организационными структурами. (О деятельности известной своими акциями в 1992-1993 годах молодежной студенческой организации анархической направленности «Чырвоны Жонд» в настоящее время мало кто вспоминает) [18, с.106]. Некоторые комсомольские лидеры начали создавать новые молодежные структуры, используя свой опыт работы в ЛКСМБ. 24 апреля 1992 года парламент Беларуси принял закон «Об общих началах государственной молодежной политики в Республике Беларусь» [2]. На его основании был создан Государственный комитет по делам молодежи Республики Беларусь, который получил полномочия по распределению государственных средств среди молодежных организаций. До 1993 года в Беларуси были зарегистрированы молодежные организации, которые не входили в состав существовавшего в то время под эгидой комсомола Комитета молодежных организаций. Комсомольская организация республики стремилась обновить свой имидж; в декабре 1991 года она провела съезд, на котором изменила свое название и стала называться Союзом молодежи Беларуси (СМБ) [14, с.153-154]. В рассматриваемый период была создана «зонтичная» структура - Всебелорусская Рада молодежных и детских объединений, зарегистрированная 26 августа 1993 года. Ее лидерами были избраны: первый секретарь ЦК Белорусского союза молодежи (БСМ) Александр Федута, глава Ассоциации молодых политиков (АМП) Анатолий Лебедько и Светлана Королева, член организации Next Stop-New Life, которая появилась в результате международного марша Next Stop - Soviet Union, организованного представителями западных молодежных организаций на территории бывшего СССР. Рада была признана некоторыми европейскими молодежными структурами (Council of European National Youth Committies, European Youth Forum) [16, с.65]. «Задзiночанне беларускiх студэнтау» и Объединение белорусских скаутов, возникшее в 1992 году, не вошли в состав Рады. 22-23 апреля 1994 года в Минске прошла первая встреча белорусской молодежи мира, организованная ЗБС, которое в то время возглавлял Алексей Глушко. На этой встрече был создан Исполнительный комитет и Молодежная информационно-аналитическая служба, возникшая в результате подписания соглашения между «Задзiночаннем беларускiх студэнтау», Объединением белорусских скаутов, молодежным крылом Белорусского народного фронта, Союзом белорусской католической молодежи и Свободным профсоюзом студентов БГУ. Позже она стала называться Молодежным информационным центром [22, с.46]. Число студенческих организаций росло. В отличие от 1992-94 годов, когда известным было только «Задзiночанне беларускiх студэнтау», появлялись новые организации: Ассоциация студентов-политологов, Свободный профсоюз студентов, Ассоциация студентов-архитекторов, Ассоциация студентов права, а также различные студенческие научные товарищества. Финансирование деятельности молодежных организаций осуществлялось разными путями: некоторые объединения спонсировались частным бизнесом, отдельные - зарубежными структурами, иные существовали за счет средств госбюджета. После Президентских выборов в стране государство начало уделять большее внимание поддержке молодежных организаций. Отдельные молодежные лидеры попытались воспользоваться ситуацией не только в интересах молодежи, но и собственных. Когда из этого ничего не вышло, некоторые из них перешли в оппозицию (в 1995 году), которая на протяжении двух лет стремилась использовать молодежь для проведения различных антипрезидентских акций (в основном - уличных демонстраций). Сложившаяся в то время атмосфера конфронтации привела к политизации молодежного движения. В тот же период активно действуют: организация «Маладая Грамада» (МГ), молодежная фракция Белорусского народного фронта (партии БНФ), а также созданная в 1995 году консервативно-националистическая организация «Молодой фронт» (МФ), возглавляемая Павлом Северинцем. Осенью 1996 года появилась организация «Гражданский форум» (ГФ) под руководством Владимира Новосяда, а весной 1997 года была создана организация Молодежный христианско-социальный союз (МХСС), которую возглавил Валерий Юревич [16, с.66-67]. 15 апреля 1997 года состоялся организационный съезд Национальной Рады молодежных организаций. В новую «зонтичную» структуру объединились многие организации, входившие в существовавшую ранее Раду, в Белорусский комитет молодежных организаций и другие объединения. В новую Раду вошли такие организации, как: Республиканская ассоциация клубов ЮНЕСКО, Республиканская общественная организация «Next Stop - New Life», «Задзiночанне беларускiх студэнтау», Белорусская ассоциация студентов права, Ассоциация молодых политиков, Белорусский союз молодежи, Гражданский форум, пионерская организация, Ассоциация студентов-политологов, Объединение белорусских скаутов и т.д. [13, с.8-9]. Осенью 1996 года, по инициативе лидеров партии Славянский Собор «Белая Русь», возникла организация «Прямое действие». На базе этой организации позже был основан Белорусский патриотический союз молодежи (БПСМ). Бывший лидер «Прямого действия» Всеволод Янчевский был избран лидером БПСМ на учредительном съезде, который состоялся 20 мая 1997 года [10, с.39]. Характеризуя БПСМ А.Г. Лукашенко выступая на объединительном съезде общественных объединений БПСМ и БСМ 6 сентября 2002 года, отметил: «Эта молодая организация приобщила к общегосударственным делам большой отряд юношей и девушек, смогла противопоставить аполитичности и развлекательно-потребительскому восприятию жизни в молодежной среде зримые, социально значимые инициативы» [6, с.9]. Лидерами БПСМ стали преимущественно бывшие комсомольские активисты, в организацию также вступили члены Союза скаутов Беларуси, представители студенческих профсоюзов, пионерской организации. БПСМ занял позицию конструктивного сотрудничества с правительством, поставил перед собой общественно значимые цели и получил государственную помощь. 9 июля 1997 года Президент Республики Беларусь А.Г.Лукашенко подписал Указ «О государственной поддержке Белорусского патриотического союза молодежи» [16, с.67]. О степени участия молодежи в деятельности всех общественных объединений в Беларуси в настоящее время в определенной мере можно судить по результатам социологических опросов. Согласно социологическим данным, большинство опрошенных студентов (60%) не стремятся активно участвовать в жизни общества и в работе молодежных организаций. О принадлежности к политическим партиям заявили только 1% опрошенных; 16,6% респондентов участвуют в работе студенческих организаций. Лишь незначительная часть студентов отметила воздействие политических партий и молодежных организаций на формирование их взглядов и убеждений. Влияние молодежных организаций на свое мировоззрение отметили только 3,7% школьников [22, с.57]. Существующие сегодня в Республике Беларусь молодежные организации можно разделить на три группы: стремящиеся к сотрудничеству с государством (Белорусский республиканский союз молодежи (БРСМ), Белорусская республиканская пионерская организация (БРПО); не декларирующие определенных политических позиций (Республиканская ассоциация «Пошук», Клуб веселых и находчивых, организация молодых инвалидов «Разные-равные» и т.д.); стоящие в оппозиции к власти - ЗУБР, Молодой фронт, «Маладая Грамада», Молодежный христианско-социальный союз [16, с.67]. Условно молодежные организации можно подразделить и по основным целям и видам их деятельности. Наибольшее число молодежных организаций своей основной целью считает поддержку молодежи и студенчества, защиту прав молодых людей, отстаивание их интересов; также много различных объединений, занимающихся культурологической деятельностью, поддержкой культуры и искусства; действуют в Республике и благотворительные молодежные организации, оказывающие помощь различным социально не защищенным категориям граждан; объединения инвалидов. Самым крупным по численности молодежным объединением страны, соисполнителем республиканских программ в области осуществления государственной молодежной политики является Белорусский республиканский союз молодежи (БРСМ). Организация была создана 6 сентября 2002 года путем слияния Белорусского патриотического союза молодежи (БПСМ) и Белорусского союза молодежи (БСМ). Объединение двух молодежных организаций обусловлено тем, что БПСМ и БСМ ставили перед собой практически одинаковые цели, работали по одной программе «Молодежь Беларуси», получали государственную поддержку. Белорусский республиканский союз молодежи строит свою работу исходя из основных направлений программы «Молодежь Беларуси» и, соответственно, ставит перед собой такие важные для государства и общества цели, как: пропаганда здорового образа жизни среди молодежи, приобщение молодых людей к занятиям физической культурой и спортом; содействие в проведении государственной молодежной политики в области занятости и профориентации (помощь в трудоустройстве, профориентации и получении временной работы); профилактика негативных явлений в молодежной среде; организация работы с детьми, подростками и молодежью по месту жительства; системы молодежного жилищного строительства; развитие международного сотрудничества, молодежного и детского спорта, отдыха, оздоровления и туризма [20, с.84]. В целях развития молодежного движения в Республике Беларусь, оказания содействия Белорусскому республиканскому союзу молодежи, 13 января 2003 года издан Указ Президента Республики Беларусь №16 «О государственной поддержке общественного объединения «Белорусский республиканский союз молодежи» [16, с.69]. Сегодня БРСМ занял прочные позиции во всех регионах республики и является мощным и действенным заслоном на пути вовлечения молодежи в деструктивную антигосударственную деятельность. Роль Белорусского республиканского союза молодежи исключительно важна. Как неоднократно подчеркивал президент Республики Беларусь А.Г. Лукашенко, белорусский республиканский союз молодежи, Федерация профсоюзов Беларуси, Советы депутатов, женские и ветеранские организации консолидируют белорусское общество. БРСМ как активный проводник государственной молодежной политики содействует адаптации молодежи в трудовых и студенческих коллективах, способствует участию в стройотрядовском движении. Несмотря на то, что это достаточно молодая организация, подавляющее большинство рабочей и учащейся молодежи (73,2%) отмечает, что по месту её работы или учебы действуют первичные организации БРСМ. Белорусский республиканский союз молодежи занял прочные позиции во всех регионах республики. Сегодня численность членов объединения составляет более 300 тыс. человек. На сегодняшний день БРСМ является кадровым резервом органов государственного управления. Так, члены Белорусского республиканского союза молодежи включены в состав коллегий Министерства образования, Министерства сельского хозяйства и продовольствия, Министерства информации, Министерства спорта и туризма Министерства труда и социальной защиты, Министерства культуры и др. Представители БРСМ введены в состав местных исполнительных комитетов. Молодежь имеет своё представительство и в местных Советах депутатов. В деле патриотического воспитания молодежи БРСМ использует опыт прошлых поколений. Ежегодно активисты организации и её рядовые члены восстанавливают памятники, благоустраивают места захоронений воинов, погибших в годы Великой Отечественной войны, проводят Вахты памяти, благотворительные акции «Молодежь – ветеранам», тематические встречи с ветеранами войны и труда. С целью профилактики негативных явлений в молодежной среде в ряде территориальных комитетов БРСМ созданы и действуют оперативные молодежные отряды дружинников. При Белорусском республиканском союзе молодежи работает информационно-справочная служба, которая оказывает молодежи бесплатную информационную помощь по вопросам аренды жилья, занятости, досуга, учебы. Одним из приоритетных направлений деятельности БРСМ является трудоустройство учащейся и студенческой молодежи, возрождение стройотрядовского движения. Студенческие отряды, сформированные штабом трудовых дел БРСМ, активно трудились на таких значимых объектах, как Национальная библиотека, Августовский канал и др. Белорусский республиканский союз молодежи активно участвует и в международном молодежном движении. Так, летом 2005 года делегация БРСМ достойно представляла Беларусь на Всемирном фестивале молодежи и студентов и Венесуэле. Ежегодно, в рамках Соглашения о сотрудничестве молодежи приграничных областей Беларуси, России и Украины, в Гомельской области на границе трех республик проходит международный молодежный фестиваль «Дружба славян» у Монумента Дружбы, активным участником которого является Белорусский республиканский союз молодежи. Важным событием в жизни БРСМ стал прошедший в сентябре 2005г. XXXIX съезд, на котором были подробно рассмотрены вопросы деятельности Белорусского республиканского союза молодежи и перспективы его дальнейшего развития. Выступая на съезде, Глава государства подчеркнул, что усилия Белорусского республиканского союза молодежи должны быть направлены на то, чтобы каждый молодой человек почувствовал, что он нужен стране и не останется без внимания. Белорусская молодежь обязана принять активное участие в реализации широкомасштабной программы возрождения и развития села. «Это направление должно быть в числе первостепенных в деятельности БРСМ. Агрогородки, новые технологии производства, создание современной социальной инфраструктуры – все это требует приложения ваших сил и энергии». Президент отметил, что Белорусскому республиканскому союзу молодежи нужно сконцентрировать усилия на нескольких, пяти-шести, основных направлениях работы, а также продолжить наработанную практику проведения общественно-политических акций. Обращаясь к участникам молодежного съезда, Глава государства подчеркнул: «Один Президент, правительство без опоры на гражданское общество, людей особенно на молодежь, ничего не сделают. Вы должны беречь и хранить наше государство, нашу землю». Многочисленным является и Общественное объединение «Белорусская республиканская пионерская организация» (БРПО). БРПО, согласно уставу, - самодеятельная неполитическая детская общественная организация. Цель этой организации - содействие социализации личности ребенка, т.е. формирование у членов организации готовности к выполнению разнообразных социальных функций в обществе [16, с.70]. Основным источником финансирования объединения является целевое выделение государственных средств на программу поддержки Белорусской республиканской пионерской организации. молодежная организация воспитание молодежь 1.2 Методологические аспекты формирования личности молодого поколения Проблема постоянного совершенствования государственной политики в отношении молодежи должная быть центральной, ядром всей социальной политики любого государства и общества, серьезно думающих о будущем. Даже самый общий анализ ситуации в молодежной среде нашей республики показывает ее неоднозначность и противоречивость. С одной стороны у нас есть много талантливой и целеустремленной молодежи, с другой, ещё не вся молодежь привлечена к занятиям в кружках и секциях, нашла себе дело по душе. Поэтому необходима система мер со стороны государства по формированию позитивного, высокоинтеллектуального молодого поколения через формирование личности у каждого отдельно взятого молодого человека. Достижение поставленной цели возможно через самореализацию молодых людей, через обретение ими себя в обществе. Формирование личности у молодого поколения важно еще и тем, что именно молодежь является тем звеном, через которое практически реализуется преемственность поколений, происходит накопление производственного опыта и интеллектуального потенциала нашего общества. Молодежь как многочисленная и многослойная социальная группа людей, подобно другим самодеятельным слоям населения, свою сущность проявляет посредством общения, труда, продолжения человеческого рода и реализации самых разнообразных материальных и духовных потребностей. Механизмы функционирования этой интегральной социальности в конечном счете вбирают в себя совокупные внутренние стимулы жизнедеятельности отдельных личностей [17, с.13]. Завершается период не до конца осмысленной подростковости индивида, наступает этап взросления, свидетельствующий, что человек стал полноправным членом общества, приобрел новые семейные, гражданские, профессионально-трудовые роли и нравственные обязанности. Для одного определяющей линией самореализации становится приспособленчески-адаптационная, для другого - перманентное творческое созидание. Юность характеризуется ярко выраженным стремлением индивида к самопознанию, самоопределению, самоутверждению, самореализации, самосовершенствованию. В социологии центральным понятием является категория самореализации [15, с.32]. Проблему самореализации молодежи необходимо рассматривать в онтологическом, гносеологическом, социологическом и аксиологическом аспектах. Онтологический - философский, сущностно-бытийный. Он проблематичен применительно к собирательному образу – «молодежи». Она, будучи поколением людей, как субъект деятельности всегда объективируется в реальном мире, присваивает себе исторически обусловленную социально-родовую сущность человеческих сил, символизирует сегодняшнее состояние части общества и завтрашний его прогресс [15, с.32-33]. Поколение молодежи - обязательное связующее звено в закономерном системном целом, то есть в социально-демографических процессах, ступень перехода от детско-юношеского состояния жизни большого слоя людей к состоянию зрелости. Речь может вестись лишь о степени опредмечивания себя в качестве субъекта деятельности и соответственно преодоления отчуждения от общества как целостности (соотношении части и общего). Следовательно, самовоспроизводство старшего слоя молодежи через биологические и социальные закономерности - показатели онтологической ее адекватности в обществе. Чем богаче индивидуальность юноши или девушки, чем больше молодыми людьми развиваются здоровые генетические задатки и используются возможности окружающего мира, тем основательнее проявляется онтологическая сущность личностей и их совокупности – молодежи [15, с.33]. Гносеологический аспект заключается в том, чтобы изучить субъектно-объектные проявления молодежи, ее способность отражать особенности эпохи, в том, чтобы теоретически, на уровне достижений познавательных наук осмыслить место и роль молодежи в конкретном обществе, определить жизненные траектории поколения, дать научно обоснованную программу ее самореализации [11, с.124]. Здесь молодежь предстает в качестве самопознающего, самоорганизуемого феномена. Выявить ее возрастные границы, установить различные виды социальной идентичности призваны различные науки: естествознание, психология, педагогика, этика, демография, правовые дисциплины. Так, нижняя черта в 16 лет свидетельствует о признании индивида в качестве гражданина с первым паспортом, верхняя - 29 лет включительно (до 30 лет) - об истинной взрослости, самостоятельности, нравственной зрелости, поскольку он мог уже окончить высшее учебное заведение (даже после срока действительной армейской службы), приобрести профессию, обзавестись семьей, обрести постоянное рабочее место, иметь соответствующий заработок. Вполне достаточный жизненный отрезок времени, чтобы судить о том, состоялась ли личность в психофизиологическом и моральном аспектах, правильный ли она выбрала профессиональный трамплин для прыжка в будущее экономическое и бытовое благополучие. Сущность ее «самости» проявляется в самоактуализации в различных сферах жизнедеятельности, в степени социализации [15, с.34]. Это не означает, что возрастные границы молодежи не могут быть ниже или выше, особенно при составлении государственных программ социальной поддержки молодежи. Когда же речь заходит о помощи молодым семьям, то к понятию «молодой супруг», «молодая супруга» относят и возраст в 33 года. Возраст человека 28-29 лет достаточен для личностной идентификации в этническом, религиозном, гражданском, семейном и иных аспектах; к этому времени происходит полное осознание индивидом своей «самости» в плане психофизиологической стабилизации, социальной индивидуализации, нравственной позиции. Молодежь с позиций гносеологии предстает как исторический субъект сознания, как теоретически осознающий свою роль преобразователь жизни и объект стратегического воздействия со стороны заинтересованных в ее судьбе объединений. Социологический подход применительно к изучаемой категории населения - самый конструктивный, хотя и трудоемкий. Он дает возможность выявлять проблемы молодежи «изнутри», поскольку посредством анонимных опросов, интервью, экспертных оценок, контент-анализа, включенного наблюдения, изучения статистических данных и официальных документов, монографического, нравографического и других методов помогает выявить сокровенное и в то же время наиболее типичное у личности и социальной группы, позволяет исследователю перейти от частного и единичного к целому и общему, к установлению закономерностей развития тех или иных явлений и процессов [21, с.410]. Профессиональные социологи строго соблюдают процедурные требования: принципы выборки обследуемых с учетом репрезентативности, технологию опросов, характер обработки данных, определение коэффициента корреляции, корректность вопросов и обоснованность выводов, рекомендаций и т.д. Уважение респондента - важнейшее требование. Как правило, социологические опросы анонимные, итоги носят обобщающий характер, поэтому, знакомясь с социологическими данными, молодые люди относятся к ним с доверием. Нет такой сферы жизнедеятельности молодежи, которая в Беларуси не исследовалась в последние годы XX века. Основные выводы, которые следуют из них можно представить следующим образом: в целом в нашей стране молодежь предстает как жизнеспособная, социально активная, нравственно здоровая прогрессивная часть общества; упорядочению процессов самоутверждения различных категорий молодежи способствовали целенаправленная социальная политика президентских, управленческих и правительственных структур, законодательная база последних лет [15, с.35]. Несмотря на психовозрастные особенности и некоторые ценностно-ориентационные отличия поколений отцов и детей, социально-политический конфликт между ними отсутствует, более того - патриотические настроения старших передаются молодым людям. По причине стихийности «перестроечных процессов» на постсоветском пространстве и молодежь, и поколение пожилых людей оказались в девяностые годы социально незащищенными слоями населения; эхо этой перестройки чувствуется и сегодня, несмотря на значительные усилия властных структур по преодолению в Беларуси этой отрицательной ситуации. В силу того, что в постчернобыльский период детство многих нынешних юношей и девушек проходило в неблагоприятной экологической среде, в трудных семейно-бытовых условиях, при недостаточной медико-оздоровительной работе, значительная часть учащейся и работающей молодежи имеет проблемы с физическим и нервно-психическим состоянием здоровья. По причине отсутствия научных обоснований путей рационального развития рыночных, регулируемых отношений, показа достоинств и уязвимых мест идеи «рыночного социализма» экономическое сознание молодежи носит эклектический характер, что сказывается и на характере ее производственно-трудовой деятельности [15, с.36]. В ряде отраслей народно-хозяйственной деятельности создаются благоприятные условия для развития цивилизационных форм рыночных отношений в молодежной среде. В последнее десятилетие политическое сознание молодежи претерпело значительные изменения, пройдя путь от хаоса и растерянности в молодежном движении до известной степени упорядоченной самоорганизации. В иерархии жизненно важных ценностей молодых людей стали преобладать те, которые направлены на обеспечение личного благополучия и семейного комфорта. Молодежи не присуще разграничение людей по этническому, языковому, религиозному и иным подобным признакам; наметилась тенденция преодоления потребительства и перехода к позиции собственной ответственности за материальное благосостояние молодых людей, за судьбу поколения; идеи социальной справедливости, равенства граждан перед законом стали господствующими. Значительно возрос престиж знаний, высшего и среднеспециального образования, профессий, обеспечивающих должный материальный достаток, бизнес [14, с.178]. Хотя труд в частном секторе для некоторых молодых людей предпочтительнее, особенно если в госсекторе он для молодых специалистов на первых порах не высоко оплачивается; неясность в законах рынка и морали, подражательство западной массовой культуре, рекламируемые прелести «легкой жизни» за рубежом, низкая духовность части молодежи толкают молодых людей к различным видам девиантного поведения, преступности. Несмотря на специфичность молодежных проблем, кардинальное их решение в целом лежит в русле социально-экономических и демократических преобразований в суверенной Беларуси, что не только не исключает, но и обязательно предполагает повышение роли трудовых усилий всей молодежи. Рассмотренные выше три методологических подхода к проблеме изучения молодежи переплетены с аксиологическим, поскольку бытие и основные сферы ее жизнедеятельности так или иначе связаны с ценностно-мировоззренческими установками молодых людей. Они носят принципиальный характер. То обстоятельство, что на первое место вышли интимно-личностные ориентации, вовсе не означает принижения или игнорирования ими иных ценностей, носящих бытийно-сущностный, онтологический характер. Речь идет, прежде всего, о труде - основообразующей ценности. Личность как единичное и особенное есть самореализующаяся биосоциальная система, самопроизводство качественно новой экзистенции в индивиде: человек «творит из себя самого и для себя то, что он есть» [5, с.37]. Юноша или девушка как объекты социализации субъекта, вступившие в очередную стадию собственного развития, которая именуется молодостью, уже прошли последовательно младенчество, детство, подростковость - в семье, детсаде, базовой школе, ПТУ, коллективах художественной самодеятельности, технического творчества, спортивно-физкультурных и других объединениях. Предшествующий путь социализации, детерминированной извне, все же протекал с той или иной степенью тяги самого индивида к независимости, «самости» (от детского «Я сам» до подросткового «Я так хочу»). И, тем не менее, возвращаясь к онтологическим основаниям, следует отметить, что развивающаяся личность в домолодежном возрасте была объективно ограничена в возможностях самовыражения и определялась наличным уровнем социокультурной среды ее обитания, включающей воспитательный потенциал и родителей, и педагогов [15, с.37]. По мере же взросления человека, накопления его сущностных сил в себе самом, осознания своей «самости» субъективность данной личности все больше фокусировалась на объективность внешней детерминации. Образовывался синтез субъективно-объективного в одном человеке (юноше, девушке). Происходило это в силу возникновения новых разнообразных интересов и потребностей индивида, вовлеченного в различные виды игровой и учебно-трудовой деятельности. Приобретение профессии после окончания среднеспециального или высшего учебного заведения, включенность в конкретный трудовой коллектив, расширение сферы межсемейных и социальных связей и отношений означают, что личность все основательнее заставляет работать на ее «самость» всю внешнюю среду. Такова, в конечном счете, внутренняя пружина самореализации индивида и социальных преобразований [15, с.38]. Таким образом, только созидательный труд, будучи условием опредмечивания рода человеческого, творит и личность, и социум. Индивид-творец многократно превосходит потенциальные возможности индивида-адаптанта, лишь приспособившегося к существующим обстоятельствам [12, с.105]. Чем раньше юноши и девушки это осознают, начнут развивать свою социальную активность, тем быстрее в них разовьются чувство собственного достоинства, желание поиска нового и неизведанного, определятся точки приложения своих сил, то есть ускорится процесс личностного формирования. А сознание это приходит тогда, когда человеку сообщаются новые знания о природе и нем самом в учебном заведении. Учеба тоже требует от индивида немалого труда, тем более что и собственно трудовая деятельность осуществляется на уроках труда, практических занятиях, в ходе производственной практики. Еще большие познавательные возможности и горизонты открывает перед ним самостоятельный труд после учебы, в котором проверяется пригодность ранее полученных знаний и возникает потребность в новых - применительно к объекту своего труда и самому себе. Такова гносеологическая (отражательно-познавательная, теоретико-мыслительная) функция трудовой деятельности. Список использованных источников 1 Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.) – Мн.: Амалфея, 2005. – 48 с. 2 Закон Республики Беларусь от 24 апреля 1992 года № 1629 - XII «Об общих началах государственной молодежной политики в Республике Беларусь» // Сборник нормативных правовых актов Республики Беларусь по вопросам государственной молодежной политики. – Минск.: Национальный центр правовой информации Республики Беларусь, 2004. – 156 с. 3 Закон Республики Беларусь от 9 ноября 1999 года № 305-З «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» // Ведомости Национального собрания Республики Беларусь. - 1999. - № 32. - Ст. 457. 4 Закон Республики Беларусь «О профессионально-техническом образовании» от 29 июня 2003 года № 216-3 // Сборник нормативных правовых актов Республики Беларусь по вопросам государственной молодежной политики. – Минск.: Национальный центр правовой информации Республики Беларусь, 2004. – 156 с. 5 Гегель Г.В.Ф. Эстетика: В 3 т. – Москва: Высшая школа, 1968. – Т.1. 6 Президент Республики Беларусь А.Г. Лукашенко о молодежи и молодежной политике: Хронологический перечень и материалы выступлений. – Минск.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2004. – 41 с. 7 Сборник нормативных правовых актов Республики Беларусь по вопросам государственной молодежной политики. – Минск.: Национальный центр правовой информации Республики Беларусь, 2004. – 156 с. 8 Трудовой Кодекс Республики Беларусь: Принят Палатой представителей 8 июня 1999 года. Одобрен Советом Республики 30 июня 1999 года. Текст Кодекса по состоянию на 25 февраля 2005 года. В настоящий Кодекс изменения и дополнения не вносились / Ответственный за выпуск И.Б. Ткачук. – Мн.: Амалфея, 2005. - 240 с. 9 Указ Президента Республики Беларусь от 17 июня 1996 г. № 215 «О первоочередных мерах по реализации государственной молодежной политики в Республике Беларусь» // Сборник нормативных правовых актов Республики Беларусь по вопросам государственной молодежной политики. – Минск.: Национальный центр правовой информации Республики Беларусь, 2004. – 156 с. 10 Воспитание молодежи в духе гражданственности, патриотизма и готовности к военной службе: Материалы республиканской научно-практической конференции. - Минск, 1999. – С. 37-52. 11 Голубкова И.Я. Социальное поведение учащейся молодежи // Социологические исследования. – 1998. – № 9. – С. 123-127. 12 Демографический энциклопедический словарь. – Москва: Высшая школа, 1985. – 468 с. 13 Каминская С.О. Молодежь на пороге тысячелетий: профессиональные ценностные ориентации // Проблемы воспитания молодежи в современных условиях. Материалы научно-практической конференции 24 февраля 2000 года. – Брест, 2000. – С. 7-12. 14 Лаптенок С.Д. Духовно-нравственный мир учащейся молодежи (по материалам социологических исследований) / Под ред. М.Н. Хурса. – Минск.: ИСПИ, 1999. – 357 с. 15 Молодежь Беларуси: Социальная политика и условия самореализации. Научное издание. – Минск.: ИСПИ, 2000. – 184 с. 16 Молодежь Беларуси на современном этапе: состояние, проблемы и пути их решения: книга для педагогов и организаторов воспитательной работы с молодежью / Под ред. С.Д. Лаптенка. – 2-е изд. – Минск.: ИСПИ, 2004. – 342 с. 17 Молодежный центр: основные направления социальной работы / Методическое пособие. В.Ф. Швайко, Т.И. Сахащик и др. – Мн.: ООО «Тесея», 1999. – 41 с. 18 Парамонова С.П. Типы морального сознания молодежи // Социологические исследования. – 1997. - № 10. – С. 104-108. 19 Сапелкин Е.П. Социальный статус молодежи. – Минск.: УП «Технопринт», 2002. – 384 с. 20 Сапелкин Е.П. Молодежная политика в Республике Беларусь: Системный анализ: Монография. – Минск.: УП «Технопринт», 2004. – 286 с. 21 Социологический энциклопедический словарь / Под ред. Г.В. Осипова. – Москва: ВЛАДОС, 1998. – 512 с. 22 Студенческая молодежь Беларуси в мире современной культуры: Материалы постоянно действующего семинара руководящих работников республиканских и местных государственных органов / С.В. Лапина, Г.М. Грибов, А.А. Жарикова и др. – Минск.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2004. – 107 с. |