Курсовая работа: Развитие навыков кистевой росписи у младших школьников (на примере хохломы)

Название: Развитие навыков кистевой росписи у младших школьников (на примере хохломы)
Раздел: Рефераты по педагогике
Тип: курсовая работа

КУРСОВАЯ РАБОТА по методике преподавания изобразтельного искусства с практикумом

РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ КИСТЕВОЙ РОСПИСИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ (на примере хохломы)

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

I . ЗНАЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК ДЛЯ ОВЛАДЕНИЯ КИСТЕВОЙ РОСПИСЬЮ

1.1 Навык как ведущий фактор изобразительной деятельности младшего школьника

1.2 Приемы и методы формирования изобразительных навыков

1.3 Особенности возникновения и развития хохломской росписи

II. КИСТЕВАЯ РОСПИСЬ КАК ВЕДУЩИЙ НАВЫК ОВЛАДЕНИЯ СЕКРЕТАМИ ХОХЛОМЫ

2.1 Последовательность формирования навыков кистевой росписи

2.2 Практическое применение различных видов кистевой росписи Хохломы

2.3 Эффективность навыка кистевой росписи в творческом самовыражении учащихся 3 класса

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

Образование и уровень компетентности младшего школьника должны обеспечить ему реальную возможность добиться успеха в любой сфере жизнедеятельности, помочь развить различные навыки и реализовать себя в различных видах деятельности.

В силу своей многосторонней значимости и конкретно-исторического характера положительное воздействие на формирование эстетических ценностей личности младшего школьника может оказывает искусство.

Изучение сущности и специфики педагогической технологии творческой самореализации младших школьников подводит к выявлению особых педагогических условий, которые формируют восприимчивость к новым идеям, развитию интереса младшего школьника к творческой деятельности.

Таким образом, установлено объективно существующее противоречие между потребностью младших школьников в самореализации в процессе занятий декоративным изобразительным искусством и недостаточном количестве научно-методических разработок, специальных программ, образовательных технологий, стимулирующих проявление природной потребности школьников самореализовать свои задатки и способности в кистевой росписи.

Выявленное противоречие дало основание сформулировать проблему исследования : каковы педагогические условия для творческой самореализации младшего школьника в системе уроков, направленных на развития навыков кистевой росписи.

Решение данной проблемы составляет цель исследования.

Объектом исследования является процесс формирования и развития навыков кистевой росписи. Предметом условия творческой самореализации младшего школьника в системе уроков направленных на развития навыков кистевой росписи.

В соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью исследования были выдвинуты следующие задачи:

1.Раскрыть сущность навыка как ведущего фактора изобразительной деятельности младшего школьника.

2.Разработать критерии и уровни творческой самореализации младшего школьника в образовательном процессе в системе уроков направленных на развития навыков кистевой росписи.

3.Адаптировать систему уроков направленных на развития навыков кистевой росписи (на примере хохломы).

4.Выявить совокупность педагогических условий, обеспечивающих творческую самореализацию младшего школьника.

В качестве гипотезы исследования было выдвинуто предположение о том, что эффективность творческой самореализации младшего школьника будет устойчиво развивающейся при следующих условиях: учёте особенностей формирования навыков младшего школьника; успешности использования творческой самореализации в кистевой росписи; стабильном функционировании системы интегрированных уроков по развитию навыков декоративного рисования; создании особой культурной среды интегрированных уроков; рефлексивной самореализации младшего школьника в изобразительной деятельности.

Опытно-экспериментальной базой исследования был 3 «В» класс МОУ «СОШ № 28» г.Старый Оскол Белгородской области.

Во введении обоснована актуальность темы исследования, определены объект, предмет, цель, задачи, гипотеза и условия эффективной творческой самореализации младших школьников.

В первой главе рассмотрено значение навыков и то, как нужно развивать мелкую моторику рук, чтобы овладеть способами кистевой росписи. Приведены исторические сведения о промысле Хохломы.

Во второй главе , уделено внимание формированию навыка кистевой росписи, на примере хохломы. Показана его эффективность в творческом самовыражении учащихся 3 класса.

В заключении обобщены результаты исследования, изложены его основные выводы, подтверждающие гипотезу и положения, выносимые на защиту.

В приложении содержатся материалы опытно-экспериментальной работы: фотоиллюстрации и жанровые фотографии, отражающие полученные результаты, конспекты творческих уроков.


I . ЗНАЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК ДЛЯ ОВЛАДЕНИЯ КИСТЕВОЙ РОСПИСЬЮ

1.1 Навык как ведущий фактор изобразительной деятельности младшего школьника

Всякое обучение и приобретение целостного навыка требует немалых усилий. Необходимо овладеть каждым из отдельных составляющих, а затем соединить все элементы в комплексный навык. На этом этапе требуются большое терпение, выдержка и желание достичь цели. По мере последовательного усвоения основ рисования происходит количественное и качественное накопление навыков, которые позволяют, в какой- то момент перейти к свободному рисованию, не задумываясь над тем, как это делается, подобно тому, как пишут, или читают.

Одной из первых, кто применил в своей практической педагогической деятельности открытия Сперри о двойственной природе человеческого мышления, была Бетти Эдвардс. Свои идеи в отношении обучения рисованию она изложила в книге «Открой в себе художника». Ее ключевой принцип: «рисование – это комплексный, или целостный навык, требующий лишь ограниченного набора базовых компонентов». [25]

Она считает, что усвоив все компоненты основ рисования и собрав их вместе, любой человек может научиться рисовать, подобно тому, как однажды он научился ходить, читать, писать, применять таблицу умножения, ездить на велосипеде и т.д. При этом она подчеркивает, что приобретенные базовые навыки рисования со временем становятся автоматическими, как чтение или вождение автомобиля. Научиться рисовать можно за относительно короткое время.[18, с.24]

Эдвардс определила пять базовых навыков рисования. Первый – восприятие краев. Второй – восприятие пространства. Третий – восприятие соотношений. Четвертый – восприятие света и тени. Пятый – восприятие целостного образа.

Самое сложное для ребёнка – это научиться правильно держать карандаш, кисть и т.п. Так же необходимым навыком можно назвать овладение линией. Линия это азбука рисования, так как текст составляется из букв, так рисунок состоит из линий. В зависимости от содержания рисунка, выбирается линия, она может быть прямая, жесткая, тяжелая толстая, или волнистая, легкая воздушная, тонкая и другие. Вначале надо увидеть предмет в целом: не только то, как он выглядит спереди, но и какова его форма со всех остальных сторон. Наиболее сложным навыком в рисовании является умение передавать в рисунке трехмерную глубину пространства, используя знания законов линейной и воздушной перспективы, и особенно сложно это сделать ребёнку, тем более что в младшем школьном возрасте дети изображают все предметы «плоско».

Следующим навыком, который необходим для рисования является усвоение «логики светотени». Она заключается в том, что свет, падающий на формы рисуемого объекта, создает калейдоскоп бликов, освещенных поверхностей, теней собственных и падающих, отраженного света и целой гаммы полутеней. Светотень это один из способов передачи объема. Перед тем, как начать рисовать более сложные предметы, нужно расчленить ее на простейшие геометрические объемы, имеющие понятные детям формы, это позволяет усвоить «логику светотени» всей модели и правдиво передать в рисунке пространственность и объем.

Очень важным средством образного выражения и художественного изображения, позволяющим выразить мысли, чувства и настроение является композиция. Это же является и самым трудным процессом для нашего логически рационального образа мышления. Трудно объяснить на словах что такое упорядоченная взаимосвязь между частями или элементами художественного произведения.

-Первым этапом работы над композицией картины является замысел.

-Вторым этапом композиции является накопление материала в виде набросков и зарисовок элементов основного и дополнительного плана замысла.

-Третий этап это выполнение эскиза, а еще лучше нескольких эскизов возможного решения воплощения замысла в художественное произведение.

-И, наконец, четвертый этап, это процесс создания законченного художественного произведения. [19 с.45]

Центром композиции называют ту часть картины, которая концентрированно выражает основной замысел. Он может находиться как в центре картины, так и быть смещенным в любую ее часть.

Техника любого вида изобразительного искусства не существует сама по себе — она подчинена задаче изображения. Выбор того или иного материала для создания рисунка определяется его выразительными возможностями. И обучение технике рисования - не самоцель. Овладение различными материалами, способами работы с ними, понимание их выразительности позволяет детям более эффективно использовать их при отражении в рисунках своих впечатлений от окружающей жизни.

К сожалению, современные программы обучения в школе вербальный и невербальный процесс мышления полностью игнорируют. Уроков рисования в школьных программах недопустимо мало, а методики их проведения являются источником проблем, с которыми сталкиваются дети на уроках рисования, и того мнения, что талант дается избранным. Зерно таланта посеяно в каждом ребенке, а вот почва для его культивирования бывает разной. На наш взгляд, лучшее, что могла бы дать детям школа на уроках рисования, это не навязывать им свои методики и темы, а дать возможность вылить свои фантазии на бумагу. Вначале ребенок должен почувствовать приятное удовлетворение от бурлящего потока фантазий и возможности воплотить их в рисунке, а потом у него появится потребность рисовать. К пониманию необходимости освоения навыков академического рисунка дети приходят сами, примерно к десяти годам, если к этому времени у них не «отобьют» охоту рисовать.[2 с.15]

Из каждого ребенка может вырасти художник, хотя не все ими станут. Но целенаправленно развитая способность творчески мыслить и обострившееся чувство интуиции помогут им в любой области, в которой они будут работать, лучше справляться с трудными задачами и принимать более правильные решения.

1.1 Приемы и методы формирования изобразительных навыков

Изображать предметы, явления, создавать узоры, воплощать в рисунке, задуманное дети могут лишь при условии овладения техникой каждого вида изобразительной деятельности. Несмотря на то, что техническое исполнение работ не является главным, овладение правильной и разнообразной техникой необходимо.

Прежде всего, необходимо научить детей правильно держать карандаш, кисть, мелки в руке. Сами дети этому научиться не могут. Неумение правильно держать карандаш и кисть тормозит развитие рисовальных движений и затрудняет создание изображений.

Дети должны научиться держать кисть и карандаш тремя пальцами (между большим и средним, придерживая сверху указательным), рука при этом до локтя лежит на столе или может быть приподнята, опираясь на рисующий карандаш (или кисть, мелок и т.п.). Рисовать карандашом с разным нажимом (легко касаясь бумаги для получения светлых оттенков и тонких, легких линий и более сильно нажимая для получения яркого цвета и сильных энергичных линий). Это позволяет добиваться выразительности линий и изображения, так как линия — один из основных компонентов рисунка. При рисовании кистью детей учат вести линии всем ворсом и концом его для получения широких и тонких линий.

Детей учат правильным приемам закрашивания изображений (проводить линии в одном направлении, не меняя его в пределах одного контура, не выводить штрихи за пределы контура; передавая гладкую фактуру, закрашивать без просветов, а шероховатую — с просветами).

Школьники приобретают умения регулировать длину штрихов и линий с целью изображения предметов, их частей и фактуры.

Лессировки. К этому методу работы прибегают в случае, если время и задачи позволяют вести сеанс продолжительное время без перерыва или в несколько приемов. Для длительного этюда необходимы очень плотная зернистая бумага и мольберт в почти горизонтальном положении. Это даст уплотнение цвета красочного слоя, а при высыхании не лишит его чистоты и прозрачности, поможет дать тончайшие градации светотени. Работа над таким этюдом условно ведется в три этапа.

Первый - подготовительная стадия -заключается в нанесении изображения на плоскость листа. Выполнив рисунок карандашом, лист хорошо промывают мыльной водой. После высыхания места бликов можно покрыть тонким слоем резинового клея (он легко удаляется ластиком на последней стадии деталировки этюда). Вторая стадия имеет цель выявить основные цветовые отношения и их градации. Работу ведут от светлых тонов к темным, постепенно усиливая цвето-силу акварельных прописок путем лессировок (наслаивание одного цвета на другой). Сперва прописывают освещенные участки (или самые светлые) по всему этюду, сравнивая их по цвету. Затем прописывают полутени, одновременно на всех предметах, сравнивая их с цветом освещенных участков. Далее прописывают тени, что повышает цветовую насыщенность этюда. Все прописки осуществляются прозрачными цветами. При этом следует постоянно следить за чистотой воды и кистей. Прописка теней до необходимой цветовой насыщенности выявляет звучность освещенных мест, ранее только слегка тронутых краской. Это можно сделать не только сильно разбавленной краской, но и полусухой кистью, так как кисть касается только верхушек зерен бумаги и в контрасте с прозрачностью тени создает неповторимый фактурный эффект. На третьей, завершающей стадии работы над этюдом необходимо более тщательно прописать предметы, вводя переходные оттенки цвета и используя в этих целях тонкие кисти. Это очень ответственный этап работы, так как отдельные детали необходимо органически сочетать с формой предмета по цвету и светосиле, не разрушив при этом целостности цветовых отношений.

И, наконец, работа завершается (разумеется, по абсолютно просохшей поверхности) широкими обобщающими мазками-лессировками, приглушающими цветовую гамму предметов заднего плана и усиливающими цвет изображения на первом плане.

Именно этот метод позволяет работать над натюрмортами в манере старых мастеров, виртуозно передающих особенности фактуры различных материалов (медь, бархат, стекло, шелк, дерево и т.д.).

В зависимости от формы и ширины кистей и от того, что изображается, можно менять характер мазка: писать так, что мазки не будут заметны, или наоборот - мазок будет ярко выражен, если выкладывать его пятнышками округлой или прямоугольной формы.

Работая кистью по непросохшему слою краски или просто по увлажненной бумаге, можно добиться тончайших цветовых переходов. Этим приемом художники пользуются при изображении неба, воды, отблесков света на предметах, отражений в воде и т. д. при работе над этюдом пейзажа, натюрморта.

Графика (в переводе с греческого - "пишу, рисую") - это, прежде всего рисунок и художественные печатные произведения (гравюра, литография). Она основана на возможностях создания выразительной художественной формы путем использования разных по окраске линий, штрихов и пятен, наносимых на поверхность листа.

Графика предшествовала живописи. Вначале человек научился запечатлевать очертания и пластические формы предметов, потом различать и воспроизводить их цвета и оттенки. Овладение цветом было историческим процессом: не все цвета были освоены сразу.

Специфика графики - линейные соотношения. Она, воспроизводя формы предметов, передает их освещенность, соотношение света и тени и т. д. Живопись запечатлевает реальные соотношения красок мира, в цвете и через цвет она выражает существо предметов, их эстетическую ценность, выверяет их общественное назначение, их соответствие или противоречие окружающему.

В процессе исторического развития в рисунок и в печатную графику стал проникать цвет, и теперь уже к графике относят и рисунок цветными мелками - пастель, и цветную гравюру, и живопись водяными красками -акварель и гуашь. В различной литературе по искусствознанию существуют различные точки мнения по поводу графики. В одних источниках: графика - это вид живописи, а в других - это отдельный подвид изобразительного искусства.

Обучающиеся усваивают различные способы работы кистью и красками: по сухому фону, по влажному, способом размывки. Необходимо научить смешивать краски с белилами (в гуаши) и разводить их водой (в акварели) для получения различных оттенков цветов; использовать разные способы рисования и получения оттенков цвета, применять при создании изображения разные техники (простой карандаш и краски — гуашь, акварель: цветные восковые мелки и гуашь или акварель и т.п.).

Овладение техникой рисования развивает движения руки, позволяет детям свободно отражать в рисунке свой творческий замысел, создавать интересные выразительные рисунки.

Основная задача обучения рисованию - помочь детям познать окружающую действительность, развить у них наблюдательность, воспитать чувство прекрасного и обучить приемам изображения, одновременно осуществляется основная задача изобразительной деятельности - формирование творческих способностей детей в создании выразительных образов различных предметов доступными для данного возраста изобразительными средствами. [14 с.30]

Грамотное, реалистическое изображение предмета в рисунке предполагает передачу характерной формы и деталей, пропорционального соотношения частей, перспективных изменений, объема, движения, цвета. Рассмотрим, в какой мере решение этих задач доступно для детей младшего школьного возраста.

В восприятии предмета основным определяющим признаком является форма, которая помогает ребенку выделять один предмет среди других. Ошибки при изображении формы объясняются не столько неправильностью представлений и отсутствием навыков, сколько неумением правильно аналитически воспринимать предмет. Поскольку изобразительные умения у детей еще очень несовершенны, перед ними стоят и изобразительные трудности. В рисунке форма ограничена линейным контуром.

Но в то же время правильное проведение линий и изображение контура на первых этапах работы над рисунком не может служить первоочередной задачей.

Общими задачами обучения рисованию отдельных предметов, для детей младшего школьного возраста является:

- научить изображению формы и строения предмета, передаче пропорциональных соотношений частей, изменений в связи с несложным движением;

- научить изображению некоторых характерных деталей, делающих изображение выразительным, образным;

- передавать цвет предмета в соответствии с его содержанием и характером образа;

- развивать технические навыки в рисовании карандашами, красками и другими материалами.

Эти задачи раскрываются и конкретизируются в программном материале каждой возрастной группы. Материал программы распределен по четвертям, что способствует последовательному его прохождению и учету времени, требуемого для освоения новой задачи и закрепления умений.

Техника любого вида изобразительного искусства не существует сама по себе — она подчинена задаче изображения. Выбор того или иного материала для создания рисунка определяется его выразительными возможностями. И обучение технике рисования - не самоцель. Овладение различными материалами, способами работы с ними, понимание их выразительности позволяет детям более эффективно использовать их при отражении в рисунках своих впечатлений от окружающей жизни.

Программа работы в школе предусматривает в основном обучение детей рисованию карандашом и кистью. [15 с.33]

Каждый из этих инструментов имеет свою специфику, что определяет и способы работы с ними. Для руководства рисованием детей необходимо хорошо знать выразительные возможности обоих инструментов и разнообразные способы действия с ними.

Рассмотрим особенности каждого инструмента.

Карандаш —твердый; при работе с ним рука чувствует сопротивление материала. Карандашом можно резко очерчивать контур изображаемых предметов. Твердость его дает возможность производить разнонаправленные движения, не отрываясь от бумаги (например, при закрашивании неотрывное движение туда — обратно).

Изменение интенсивности цвета достигается изменением силы нажима на карандаш: слабый нажим — более светлый цвет, сильный нажим — более интенсивный цвет. Карандашом можно провести неширокую линию; получение более широкой линии требует неоднократного движения, а закрашивание рисунка связано с многократным повторным движением. Чем большую поверхность нужно закрасить, тем более длительно будут совершаться эти движения.

Кисть — мягкая. Рисование ею не требует сильного нажима, сопротивление материала незначительное. Это снимает напряжение руки, которое создается в работе карандашом, поэтому при рисовании кистью рука не устает. Работа кистью и краской позволяет получить цветовое пятно, сочную широкую линию, быстро покрывать цветом большие поверхности рисунка, без затраты усилий.

Но зато уменьшается ощущение характера движения, что затрудняет формирование отчетливых представлений о движении, а следовательно, и самих движений. Линия контура при рисовании краской получается расплывчатой, недостаточно четкой. [18 с.29]

Разумеется, дети не знают своеобразия этих двух инструментов (материалов) и не могут сами выделить способы работы с ними.

Сходство карандаша и кисти по назначению (и тем и другим рисуют), по способу держания может побудить детей использовать их одинаково. Поэтому действиям с ними, как специфически орудийным, детей надо учить.

Закрашивая рисунок, дети часто водят кистью туда — обратно, не отрывая ее от бумаги, как при закрашивании карандашом. От этого закрашенная поверхность получается в пятнах, где светлее, где темнее, и в отдельных местах мазки выходят за контур. Чтобы этого не происходило, необходимо одновременно учить способам работы и карандашом, и кистью, подчеркивая различие между ними.

Такое обучение положительно влияет на выработку навыков рисования этими инструментами, на качество изображения, на выразительную сторону рисунков. Первые краски, с которыми знакомится ребенок и которыми учится рисовать,— гуашь. Можно использовать краски в специальных наборах: «Художественная», «Плакатная» или в отдельных флаконах.

Сочетание разных материалов в одном рисунке не может быть случайным: всякий раз нужно продумывать, пробовать, какие из них позволяют добиться большей выразительности.

Использование различных материалов обогатит детей знанием способов работы с ними, их изобразительных возможностей, сделает рисунки детей более интересными, разнообразными, выразительными, повысит эстетическую сторону рисунка.

1.3 Особенности возникновения и развития хохломской росписи

Хохломская роспись, русский народный художественный промысел. Возник во 2-й половине 17 в. на территории современного Ковернинского района Горьковской области; название промыслу дало торговое с. Хохлома той же области — центр сбыта изделий хохломской росписи в 18 — начале 20 вв. Для хохломской росписи характерна оригинальная техника окраски дерева в золотистый цвет без применения золота. Выточенные из дерева предметы (преимущественно посуда) грунтовались раствором глины, сырым льняным маслом и порошком олова (в современных изделиях — алюминия), по слою которого выполнялся растительный узор в свободной кистевой манере письма, затем покрывались лаком из льняного масла (ныне — синтетическим) и закалялись при высокой температуре в печи. Для колорита хохломской росписи типично сочетание красного и чёрного цвета с золотистым. Распространены типы росписи — “верховая” (красным и чёрным на золотистом фоне) и “под фон” (золотистый силуэтный рисунок на цветном фоне).

По данным археологических раскопок, в Заволжье занимались изготовлением деревянной посуды. Дерево было самым удобным и доступным материалом для создания предметов быта. Из древесных стволов выдалбливали проворные челноки - "ботнички", вырезали фигурные ковши, украшая их ручки резными силуэтами коней, вытачивали разнообразные формы посуды.

Всем, кто селился в этих местах, приходилось заниматься ремеслами. Земли здесь были неплодородными, урожая до весны не хватало. Только лесные богатства да проворные руки спасали от голода и нужды. Близость великого волжского пути способствовала тому, что деревянную посуду здесь рано стали изготовлять для продажи.

Однако первые посудные промыслы Заволжья еще ничем не отличались от множества таких же производств, развивавшихся на территории нашей страны. Как и в других районах, местные мастера покрывали изделия льняным маслом или приготовленной из него олифой. Это придавало прочность деревянной посуде, она становилась и более красивой. Такой способ лакировки поверхности дерева не забыт и сейчас. Еще недавно его применяли при производстве самых дешевых чашек и солониц, служивших предметами повседневного хозяйственного обихода.

Когда же возникло искусство золотой Хохломы? Вероятно, мастера Заволжья начали расписывать посуду задолго до того, как освоили технику "золотой" окраски. Еще в XIX веке наряду с "золоченой" деревянной посудой здесь изготовляли и дешевые чашки и солонки, поверхность которых украшалась только простейшими геометрическими узорами - розетками, ромбиками, спиралевидными завитками и волнистыми линиями, наносимыми штампиком или кистью. [7 с.49]

Наиболее вероятно, временем возникновения искусства хохломской росписи была вторая половина XVII и начало XVIII века, когда глухие керженские леса стали местом поселения старообрядцев, спасавшихся от преследования царского правительства и церковных властей. После церковных реформ здесь искали убежища противники патриарха Никона, вынужденные покинуть Москву и крупнейшие русские города. Спасаясь от расправы, бежали сюда и участники соловецкого старообрядческого бунта.

Среди раскольников-переселенцев были иконописцы и мастера рукописной миниатюры. На темно-красном фоне среди зелени блестят золотые стебли и лепестки, выполненные в той самой иконописной технике золочения дерева, которая близка Хохломе.

Вместе с техникой окраски в Хохлому проникли и рисунки орнамента, известные иконописцам. Истоки основных типов орнамента промысла можно увидеть в русском декоративном искусстве XVII - начала XVIII века. В это время особое распространение получает растительный орнамент, приемы его исполнения были разнообразны. При росписи стен, мебели и бытовых вещей часто выполнялись травные рисунки, наносимые свободно кистью. Рисунок цветов и листьев завершали сочные мазки белил - оживки. Такой орнамент, связанный с традициями живописи древней Руси, послужил основой для формирования хохломских травных узоров.

В хохломской росписи нашли отражение и графические орнаменты с четкими линейными контурами и проработкой деталей штрихом. Они способствовали появлению рисунков в технике "под фон". Мотивы "кудрины" были подсказаны рисунками с завитками, украшавшими заставки рукописей. Многие особенности росписей Хохломы были результатом слияния в промысле двух традиционных линий русского декоративного искусства, одна из которых восходила к орнаменту иконописи и рукописной миниатюры, а другая к ремеслам древней Руси. В каждой из них по-своему проявлялись народные национальные особенности понимания орнамента, в каждой были профессионально сложившиеся приемы.

На основе этого наследия в Хохломе происходит формирование уже нового искусства, связанного в своих дальнейших судьбах с оформлением предметов народного быта. [22 с.15]

Растительный орнамент, привнесенный в Хохлому иконописцами, претерпевает существенные изменения. Он становится значительно более лаконичным и четким. На характер его композиции большое влияние оказали традиции древнейшего геометрического орнамента, отличавшегося классически простыми и совершенными приемами построения узоров.

В искусстве орнамента Хохломы утверждаются характерные для народного декоративного творчества черты: большая образная выразительность росписи, декоративность, предельная строгость и скупость художественных средств. Наиболее ярко они проявились в травных орнаментах, преобладавших в росписи посуды. Усваивая новые приемы орнаментации, мастера сохраняли и более ранние традиции украшения посуды.

С первой половиной XIX века связаны большие изменения в искусстве хохломской росписи, В это время вместо серебра мастера научились применять дешевое олово, превращая его в порошок, удобный для нанесения на поверхность дерева. В истории промысла наступил новый период. Теперь мастера могли почти полностью окрашивать стенки братин, чашек, солониц, поставцов в золотистый цвет.

Рисунки хохломской травки, позволявшие наиболее эффектно использовать "золотую" окраску, получают в это время еще большее развитие. Мастера Хохломы постигают законы росписи на золотистом фоне. В ее орнаменте окончательно утверждаются приемы плоскостной силуэтной трактовки мотивов, наиболее соответствующие живописи по золотому фону. В росписи исчезают разживки белилами, создававшие впечатление объемности формы. Происходит ограничение красочной гаммы. Если раньше мастера употребляли белила, синюю, голубую, розовую, зеленую и коричневую краски, то теперь основными цветами орнамента становятся красный, черный и золотой.

Часто приходится слышать о том, что мастера использовали красную и черную краски лишь потому, что они не выгорают в печи при закалке. Это верно только отчасти. Коричневая, зеленая и желтая краски также не меняют свой цвет при высокой температуре, однако их применение становится весьма ограниченным. Художники предпочитали сочетание красного, черного и золота, прежде всего, в силу его особых декоративных качеств. Такую цветовую гамму ценили и мастера древней Руси. Но была и другая причина. Получавшийся у мастеров золотистый цвет уступал цвету золота по яркости и не имел желаемого оттенка теплоты.

Этот недостаток мастера стремились сделать возможно менее заметным, нанося роспись красной и черной краской, создававшими с золотистым фоном звучный цветовой аккорд. Огненно-яркая киноварь придавала большую теплоту золотистому фону, а черная краска способствовала тому, что он казался светлее и ярче.

Исполнение орнамента по золотистому фону привело к утверждению характерного для травной росписи типа композиции с ажурным узором, покрывающим значительную часть поверхности вещи. Поддельный золотой фон было невыгодно обнажать большими участками гладкой поверхности. Заметив это, мастера стали исполнять рисунки, при которых фон лишь просвечивал сквозь узор и в промежутках между мотивами.

Ограничение красочной гаммы травного орнамента, отказ от оживок белилами и плоскостная силуэтная трактовка мотивов, казалось, должны были бы способствовать утрате качеств живописности. Однако этого не происходит. Хохломская травка воспринимается нами как орнамент живописный, а не графический благодаря тому, что в основе ее композиции остаются ритмически расположенные цветовые пятна. Живописность узорам травки придает и мягкость тональных отношений, которая достигается соединением в орнаменте мотивов, написанных широким мазком, и введением мелкой травной приписки, исполняемой легким прикосновением кисти. [29 с.46]

Для формирования хохломского орнамента большое значение имело его исполнение свободно от руки кистью. Теперь, когда мастера перешли к работе на широких поверхностях золотистого фона, могла еще более ярко проявиться свойственная темпераменту русского орнамента листа склонность к широте письма. Смелый кистевой мазок становится одним из основных элементов травного узора. По-разному сочетая удлиненные мазки красной и черной краски, крупные и мелкие, сочные корпусные и легкие, мастера создавали мотивы травок, цветов, кустов и деревьев с пышной кудрявой листвой. Рисунок дополнялся мотивом ягод и цветов, наносившимися с помощью тычка, тампона или мягкой пористой губки. Легкость и непринужденность орнаментального почерка мастера становятся критерием художественных достоинств произведения. Исполнение росписи от руки кистью вырабатывало у мастеров привычку свободно варьировать орнамент. На особенности травных узоров влияли и формы точеной деревянной посуды. Мастера искали приемов декорировки, экономных в отношении затрат труда и обеспечивающих наибольший художественный эффект. В процессе их работы для каждого вида изделий в Хохломе были найдены типовые композиции росписи, наиболее соответствующие характеру их формы и размерам. Расскажем о некоторых из них.

На крупных чашках и блюдах мастера часто исполняли один из видов травного орнамента - "осочку". Это рисунок стеблей и удлиненных листьев травы, как бы склоненных порывом ветра. "Осочки" располагались по бортам чашек и блюд, обрамляя розетку с "пряником". Динамический ритм стеблей и трав на вогнутой сферической поверхности чаши был особенно ощутим благодаря статичному узору "пряника".

В рисунках "осочки" проявлялась любовь мастеров к природе. Многие мастера рассказывают о них как о самых любимых в промысле видах травного орнамента. "Мы всегда охотно его исполняли, - вспоминает старейшая мастерица А.Н. Тюкалова. - В этом рисунке простора много, а чашка не изляпана и очень богата". В скупых и метких словах мастерицы содержится народное понимание красоты орнамента. Ощущение простора, радующего нас в природе, достигается в рисунках "осочки" благодаря свободному размещению мотивов на золотистом фоне высоких покатых стенок блюд. Просвечивающий сквозь ажурный узор листьев и ветвей "осочки" золотистый фон придает росписи праздничный и богатый вид.

Лишь во второй половине XIX века, в связи с развитием в Хохломе производства мебели, техника росписи "под фон" получает более широкое распространение. Орнаменты с золотыми цветами и птицами на черном фоне, исполнявшиеся особенно часто на детских столиках и стульях, привлекают внимание красотой узора, нанесенного свободными движениями кисти. Как и в травных рисунках, в росписи "под фон" появляются свои четко выработанные приемы орнаментальной скорописи. Композиции становятся строже, лаконичнее и вместе с тем эмоционально выразительнее. [31 с.15]

Приемы исполнения орнамента "кудрины" менее трудоемки, чем роспись "под фон". С середины XIX века ими уже широко владели многие хохломские мастера. Рисунки "кудрины" писали на чашках и на больших "артельных" блюдах.

Во второй половине XIX века в Хохломе создавалось довольно много видов изделий. Здесь делали большие плашковые блюда, достигавшие в диаметре метра, известные под названием артельных или бурлацких, чашки и тарелки различных размеров, поставцы, солонки, кандейки, совки для муки и другие изделия.

В это время промысел представлял собой грандиозное ремесленное производство расписной посуды. Между жителями различных деревень четко сложилось разделение труда.

В конце XIX - начале XX века наступили для Хохломы тяжелые времена. Стал быстро снижаться спрос на деревянную росписную посуду, постепенно все более вытесняемую фабричной продукцией. Падало значение промысла как поставщика предметов для повседневного крестьянского обихода.

Трудное положение в народных промыслах заставило Нижегородское земство принять экстренные меры. Особое внимание оно обратило на Хохлому. Туда были посланы художники, пытавшиеся приспособить ее изделия ко вкусам городских покупателей.

В это время в среде русской интеллигенции возникает глубокий интерес к памятникам русской старины. Их начинают изучать, коллекционировать. Это приносит популярность и изделиям народных промыслов. Чтобы обеспечить продажу изделий Хохломы, художники стали изготовлять для нее образцы "под старину".

Так появились на промысле ковши, причудливые по формам, напоминающие змей и драконов, стулья и диваны с головами лошадей, громоздкие столы и буфеты с тяжелыми токарными ножками, коробки для рукоделия, похожие на чугунные гири. При декорировке этих изделий искажались мотивы росписи "под фон" и "кудрины". Появился орнамент "славянской вязи" - неудачное подражание рисункам старинных рукописных заставок. Ему были свойственны сухие стилизованные формы и грубая пестрая раскраска. Приемами, привычными для Хохломы, писать его было нельзя, поэтому в работе мастеров появились трафареты. [30 с.21]

Травная роспись в это время исполнялась лишь в тех мастерских, где продолжали красить дешевые чашки и блюда для сельского рынка. "Травка" получает пренебрежительное название простой окраски или "мужицких" рисунков. За травную роспись платили вполовину дешевле.

Народное искусство промысла не погибло и до сих пор, часто можно увидеть огромное количество изделий расписанных под Хохлому, радующих наш взор своим золотистым орнаментом.

II. КИСТЕВАЯ РОСПИСЬ КАК ВЕДУЩИЙ НАВЫК ОВЛАДЕНИЯ СЕКРЕТАМИ ХОХЛОМЫ

2.1 Последовательность формирования навыков кистевой росписи

Развитие навыков кистевой росписи - одна из актуальных задач образования, поскольку они проявляются в умении адекватно реагировать на происходящее в общественной, научной и культурной жизни населения; готовности использовать новые возможности, предоставляемые постоянно обновляющейся жизнью; отношении к возникающим жизненным ситуациям без оценочных критериев, как к проблемным; стремлении избежать очевидных, традиционные решений, выдвижении нестандартных, неординарных идей; удовлетворении одной из основных человеческих потребностей - потребности в самореализации.

Основным принципом отечественной педагогики является единство обучения и воспитания. Эстетическое и трудовое воспитание средствами декоративно-прикладного искусства тесно связано с образованием и обучением, а эффективность этого единства во многом зависит от организационно-методического уровня постановки учебно-воспитательного процесса.[19]

В современном, быстро меняющемся мире возникает необходимость позаботиться об укреплении связей ребенка с природой и культурой, трудом и искусством.

Декоративно-прикладное творчество один из видов изобразительного искусства, является составной частью искусства народа и несет в себе духовные и эстетические ценности, накопленные трудом и талантом многих поколений. Народное искусство, как и искусство вообще, многофункционально и одна из функций - воспитательные возможности, которые до сих пор не реализуются в полной мере.

Декоративно-прикладное творчество представляет значительную ценность для эстетического воспитания детей. Программа по декоративно-прикладному творчеству обеспечивает развитие у учащихся эмоциональной культуры в процессе комплексного преподавания искусства с целью формирования эстетический знаний, пробуждения эстетической восприимчивости и закрепления их в творческом опыте учащихся. Программы по этому виду искусства направлена на сохранение живого наследия народа, она рассматривает его как часть современной жизни, предмет специального изучения.

Использование приемов и методов дифференциации и индивидуализации на различных этапах урока позволяет педагогу полнее учитывать индивидуальные возможности и личностные особенности ребенка, достигать более высоких результатов в обучении и развитии творческих способностей младших школьников.
Применяются такие средства дифференциации

а) разработка заданий различной трудности и объема

б) разная мера помощи учителя учащимся при выполнении учебных заданий

в) вариативность темпа освоения учебного материала

г) индивидуальные и дифференцированные домашние задания.

Практика показывает, что на каждом этапе урока возможно и необходимо использовать приемы и методы дифференциации и индивидуализации. [23]

Важно вспомнить именно то, что будет необходимо при объяснении нового материала. Часто на этапе объяснения нового материала учащимся предлагается выполнить одинаковые задания, но при этом ученики получают разную меру помощи, которую может оказать как учитель, посредством инструктажа, планов, памяток, так и успешно обучающиеся по данному предмету ученики-консультанты.

Использование дифференцированных и индивидуальных заданий при закреплении знаний, умений и навыков зависит от спецификации задач урока, уровня подготовленности и интереса к учению учащихся конкретного класса. Большое разнообразие методов и приемов закрепления позволяет организовать работу на данном этапе с учетом возможностей и перспектив развития каждого ученика.

Задания можно классифицировать на 3 вида:

- тренировочные, где предлагается работа по образцу, с иллюстрацией, дополнительной конкретизацией. Они используются с целью довести до стандартного уровня первоначальные знания, умения, навыки;
- частично-поисковые, где учащиеся должны самостоятельно выбрать тот или иной известный им способ изображения предметов;
- творческие, где характерна новизна формулировки, которую ученик должен осмыслить, самостоятельно определить связь между неизвестным и арсеналом своих знаний, найти способ изображения заданного. К заданиям творческого характера относятся упражнения на сравнения нахождения общих признаков, поиск различий [7].

Наблюдательность, анализ и синтез материала формируется при выполнении заданий на установление сходства и различия, на выявление какой-либо закономерности, правила. Например

1) Проводится игра «В гостях у народных мастеров».
Народные мастера прислали нам рисунки своих изделий и узоры к ним. Но вот беда по дороге все таблички и узоры выпали и перепутались. Поможем мастерам распределить узоры к изделиям и расставить таблички.

2) Игра Подбери пару. На доске крепится вырезанные из бумаги изображения чашек и блюдец по изученным видам росписи. Учащимся предлагается соединить пары предметов линиями в зависимости от уровня наблюдательности, уровня аналитико-синтетической деятельности детей на рисунках чашек и блюдец можно варьировать цвет, рисунки, размеры.
Творческие задания.

Здесь дети воспроизводят по памяти все необходимые знания, проявляя выдумку, инициативу закрепляют практические умения и навыки, полученные на предыдущих занятиях, при более сложных условиях.
1) Предлагаются карточки с образцами узоров, где предварительно допускается ошибка. Дети должны выявить, что лишнее нужно убрать для того, чтоб узор относился к тому или иному виду росписи.
2) При закреплении определенного вида росписи предлагается сочинить свой узор, относящийся к какой-либо из росписей с определенным условием. Например нарисовать 2х различных Матрешек, которые между собой чем-то похожи.

Сходства дети могут выявить

а) по форме Полхов - Майданская и Калининская

б) по узорам Полхов - Майданская и Семеновская

в) без цветов, в фартуках Загорская и Русская.

Практика показывает, что на каждом этапе урока изобразительного искусства возможно и необходимо использовать прием и методы дифференциации и индивидуализации, задания различной трудности и объема. Это позволит педагогу полнее учитывать индивидуальные возможности и личные особенности ребенка, достигать более высоких результатов в обучении и развитии творческих способностей
младших школьников.

Первым уроком по декоративному рисованию был следующий урок, на котором можно было проследить, на сколько ученикам интересно заниматься декоративно-прикладным искусством.

Тема: Декоративное рисование. Исполнение растительного узора для тарелочки. Хохломская роспись.

Цель: Развивать эстетические понятия о творчестве художников из Хохломы, способствовать формированию художественного вкуса, развивать графические умения в изображении растительного орнамента средствами кистевой росписи, закреплять знания о распределении узоров в круге, осуществлять межпредметную связь предмета ИЗО с предметом музыка. Материалы к уроку: Изделия и репродукции произведений мастеров Хохломы; методическая таблица «Этапы изготовления хохломской посуды, раскрывающие тайну хохломского «золота».

Для учащихся: Круглые заготовки, затонированные в желтый цвет; акварель; гуашь. План урока:

1. Рассказ о тайне Хохломы - как рождается «золотая посуда».

2. Объяснение выполнения работы.

3. Самостоятельная работа учащихся над росписью декоративной тарелки.

4. Чаепитие.

5. Завершение росписи.

6. Итоги.

Ход урока:

1. Здесь и красны девицы Добры молодцы кругом Все уселись за столом

2. Будет вам всем здесь приятно

Побывать в гостях у нас

Песни русские попеть,

В русский пляс с душой пуститься 3. Пирогов отведать вкусных И чайку напиться всласть

Все мы рады видеть вас А где же пироги? Ведь изба красна не углами, А пирогами.

Будут вам и пироги.

А сейчас посидим рядком,

Да поговорим ладком.

Рассказывается легенда о том, что мужик мастерил в селе посуду деревянную и украшал ее красивыми узорами. Себе варил кашу пшенную и птицам не забывал пшена насыпать. Прилетела Жар-птица, прикоснулась крылом к плошке, и стала посудинка золотой. Это легенда, сказка, а как на самом деле сейчас, в настоящее время золотят посуду без золота?

Следует рассказ учителя о последовательности выполнения хохломской посуды:

1. Вытачивание из деревянного бруска. Выполняют эту работу токари - мастера «золотые руки».

2. Затем в посудинку втирается глина, которую называют вапой - процесс называется грунтовкой.

3. Очень мелкой пылью алюминия покрывают посудинку лудильщики. Посудинка приобретает серый цвет, похожий на серебряный.

4. Затем за работу принимаются женщины-красильщицы, они ловко, умело, мастерски расписывают масляными красками узоры растительного происхождения. Витиеватые, сказочно красивые. Используется 4 цвета: желтый (золоченый), красный, черный и зеленый.

5. Расписанную посуду обжигают в печи при температуре 160-180°. Вот здесь и происходит чудо. «Посеребренная» посуда после обжига становится «золоченой».

Теперь необходимо, указывая на разработку «Поэтапное выполнение хохломской росписи», рассказать и показать последовательность практической работы.

Первое - компоновка в круге, размещение и изображение листочков. Затем - клубнички и рябинки. Последний этап - украшение работы травным узором.

Девушки приступают к работе - расписывают тарелочку. Их работа, как в былые времена в России, украшается музыкой. Звучит песня:

1. А я по лугу.

2. Песня «Неделька»

3. Частушки.

Девочки вносят на разносах чай с пирогами, все угощаются чаем. На втором уроке выполняются кистевые росписи.

Учитель показывает элементы узоров, которыми нужно украсить тарелочку, объясняет, как эти узоры нужно чередовать. Все тарелочки потом выставляются для просмотра и выставления оценок.»

В заключении все вместе поем песню «Хохломская роспись».

После этого урока было выявлено, что 18% детей имеют низкий уровень познавательного интереса к декоративно-прикладному творчеству, слабо владеют языком изобразительно искусства, очень мало знаний по истории декоративного искусства (хохломской росписи). Слабо владеют приёмами и методами формирующими изобразительные навыки, плохо справились с поставленными задачами.

В работах это находит отражение в искажении объёмов, неумении организовать контурные линии. Наблюдается смещение композиционного центра, неоправданное увеличение и уменьшение изображаемых объектов.

Учащиеся не проявляют активности ни на уроках, ни во внеклассной деятельности. Пассивность на уроках отражается на выражении лица и частой отвлекаемости от темы урока, нарушении дисциплины. Во время беседы учащиеся слушают учителя, но не пытаются высказывать свою точку зрения.

Гораздо больше детей имеют средний уровень познавательно интереса, 36% учеников хорошо владеют теоретическим материалом по теме декоративно-прикладного искусства, которое проявляется в умении понятно излагать свои мысли и удовлетворительно отвечать на поставленные вопросы учителя. Умеют отвечать на наводящие вопросы учителя.

Владеют приёмами и методами формирующими изобразительные навыки, удовлетворительно справились с поставленными задачами. Положительное эмоционально-ценностное отношение к урокам изобразительного искусства. У детей достаточно устойчивое внимание, они с любопытством рассматривают наглядные пособия, осознанно планируют свою работу, на уроках ведут себя дисциплинированно.

Высокий уровень познавательного интереса имеют 46% обучающихся, показали отличное теоретическое владение художественно изобразительным языком, правильно отвечают на поставленные вопросы, ясно и понятно излагают свои мысли. Владеют приёмами и методами формирующими изобразительные навыки, отлично справились с поставленными учителем задачами.

Учащиеся активны на уроках, они внимательно слушают учителя, отлично владеют полученной информацией. Проявляют большой интерес к теме урока, проявляют творческую активность во внеурочной деятельности. (Приложение )

Учитывая способности каждого ребёнка мы стали поэтапно развивать навыки изобразительного декоративно-прикладного искусства. В своей работе мы опирались на уже существующие методические разработки: Кузина В.С. Методика преподавания изобразительного искусства в 1-3кл. [17] и Шевчук Л.В. Дети и народное творчество. Пособие для детей [29].

Работа по декоративному рисованию достигнет нужной цели только при условии связи с работой по развитию художественного вкуса детей, их наблюдательности, умения видеть в окружающей жизни красивые вещи, нарядные узоры, украшения зданий, сочетание цветов как в предметах искусства, так и в природе. Для этого необходимо привлекать внимание детей к таким предметам, как расписная посуда, ткани, ковры, народные вышивки и пр.

В каждой местности есть свои особенности, своя неповторимая красота природы, свои художественные промыслы. Ознакомление детей с богатством родного края в соединении обучения орнаментальному рисунку поможет воспитать чувство красоты и любви к народным художественным ремеслам и родной природе. "Благодаря восприятию в природе и искусстве, человек открывает прекрасное в самом себе" В.А.Сухомлинский. [14]

2.2 Практическое применение различных видов кистевой росписи Хохломы

Золотая хохлома – яркое самобытное явление русского народного декоративно прикладного искусства. Этот традиционный художественный промысел имеет более чем трехсотлетнюю историю. Он возник в XVII столетии в Нижегородском Заволжье вблизи торгового села Хохлома, от которого и получил свое название.

Простейшие приёмы хохломской росписи вполне доступны детям старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

В хохломской росписи существуют несколько видов орнамента.

1. Травный орнамент. Все элементы орнамента рисуются сразу кистью, без нанесения предварительного рисунка карандашом при этом кисточку нужно держать тремя пальцами перпендикулярно поверхности листа, как показано в таблице (Приложении 1).

На таблице представлена последовательность выполнения элементов травного орнамента в хохломской росписи. Элементы выполняются с постепенным усложнением, от самых простых- осочек, травников, капелек до более сложных усиков и завитков.

Осочки – самый простой элемент узора. Он выполняется лёгким движением кончика кисти сверху вниз.

Травинки – это мазки с небольшим плавным утолщением.

Капельки рисуются приёмом прикладывания кисти к бумаге.

Усики рисуются в виде непрерывной линии одинаковой толщины, закрученной в спираль.

Завитки выполняются с лёгким нажимом в середине элемента.

Кустик – это наиболее сложный элемент травного орнамента. Кустик выполняется обычно в два цвета – черным и красным.

При выполнении травной росписи нужно соблюдать следующую последовательность (Приложение 1). Сначала наводится ведущий стебель – криуль. Завитки на стебле ритмично закручиваются то вверх, то вниз, не соединяясь. Криули должны иметь одинаковую длину – от этого зависит стройность всего узора. По обе стороны ведущего стебля чередующимися мазками наносятся осочки, травинки, капельки, усики, завитки. Ритмичное чередование элементов в орнаменте создает плавность, пышность. Красный черный и золотой цвета придают росписи торжественность, праздничность.

2. На таблице показана последовательность выполнения травного орнамента с ягодами и листочками (Приложение 2). Основной композицией орнамента является ведущая линия – криуль, на которой располагаются главные элементы узора – ягоды. Затем рисуются листочки, характерные для данной ягоды. После выполнения ягод и листочков, по обе стороны криуля располагаются элементы хохломского травного орнамента: осочки, травинки, капельки, усики, завитки.

Маленькие ягодки – брусничка, смородина, рябинка – рисуется печаткой-тыком (тычок можно сделать из бумаги, для этого полоска бумаги сворачивается в тугую трубочку.) большие ягоды – крыжовник, клубника, и малина – рисуются кистью.

По высохшей краске ягоды и листочки «разживляются» желтым цветом.

3. Изображение птиц – широко распространенный мотив в народном искусстве. В большинстве народных художественных промыслов эта тема так или иначе просматривается. Не является исключением и хохломская роспись – многие чаши, панно, подставки украшены сказочными жар-птицами, словно созданными из травинок, или ярких солнечных лучиков.

Создание своей сказочной птицы – увлекательная творческая задача для детей. (Приложение 3)

Хохломская роспись по способу нанесения узора на изделии делится в основном на верховую и фоновую. При первом более древнем, традиционном письме узор ложится на стенки предмета так, что бы фон вокруг него после закалки оставался золотым. При втором напротив, фон закрашивается красным или черным цветом, а рисунок – листья, ягодки, цветочки, - сверкают золотым.

Самым распространенным верховым письмом является знаменитая хохломская травка. Этот орнамент очень разнообразен. Меняя кисть всё время меняется красный стебелёк с черным, черный листок с красным. Травный орнамент мягко стелется по золотому фону.(Приложение 4)

При росписи «под фон» наводится тонкими линиями основные орнаментальные формы. Затем заполняется фон между узорами черной или красной краской, оставляя крупные листья и цветы не закрашенными – серебряными. Потом украшают их мелкими штрихами-жилочками. Когда фон просохнет, сверху добавляются мелкие листочки, цветочки и ягодки, кустики, травки и отдельные травинки. Золотые узоры очень хорошо выглядят на красном или черном фоне.

На уроках изобразительного искусства практически применятся, могут все виды орнамента. Так же в 3 классе МДОУ СОШ №7 был проведен следующий урок по хохломской росписи.

СКАЗОЧНЫЙ УЗОР

(Роспись объемного бочонка)

Цели урока

- познакомить с историей возникновения хохломской росписи, с особенностями хохломского орнамента

- развивать художественный вкус, графические умения

- углубить эстетические понятия о народном декоративно-прикладном искусстве

- развивать творческое воображение.

Оборудование динамическая таблица этапов выполнения узоров, краски, альбомы, индивидуальные карточки с изображением узоров.
Ход урока

I. Организационный момент.

II. Беседа о рождении хохломских узоров.

Именем старинного торгового села в Горьковской области стала называться роспись деревянной посуды и мебели. Выточенная на токарном станке или вырезанная ножом из липы или березы вещь тщательно покрывается тончайшим слоем глины. Просушенная вещь, многократно покрытая олифой, красится серебренным алюминиевым порошком, по которому наносится роспись масляными красками, черной или красной. Расписную вещь снова олифят и сушат в печи, после чего серебро дает золотистый оттенок, а красные узоры еще больше пламенеют на золотом и черном фоне, поэтому Хохлому называют "золотой", "пламенной" (рассматривание иллюстративного материала - открытки, книги, календари).

III. Объяснение выполнения узоров с последующей самостоятельной работой учащихся.

Дети знакомятся с элементом - травинкой. Нажимом кисти сверх вниз создаем самую широкую часть травинки, а начало и конец выполняется почти без нажима, легким прикосновением кончика кисти к бумаге.

Элемент усик выполняется свободным вращением кисти. Линию закручиваем в спираль одинаковой толщины. Этот элемент придает мягкость и пышность травному орнаменту.

Чтобы выполнить узор капельки необходим прием прикладывания кисти к бумаге. Легким прикосновением концом кисти проводим тонкую линию, не отрывая руки, делаем нажим на сколько позволит кисть.

Выполним узор кустик. Он состоит из травинок, усиков, капелек. Начинаем с травинок, располагая их вначале в левую сторону, а затем симметрично в правую. За ними по порядку располагаем травинки, усики, капельки. Затем ребята учатся выполнять травяной орнамент с ведущей линией, которая называется криуль. Она задает движение всем элементам.

Ведущие линии то склоняются вниз, словно от ветра, то поднимаются вверх. Чередование элементов такое же, как и в рисовании кустик. Чередование красного и черного цвета дает возможность варьировать. так же в конце урока был подведён итог, и выставка детских работ (Приложение 5 )

Так же существует ещё очень много различных видов орнамента, таких как узор в круге, образы рыб и бабочек и т.п. которые мы подробнее рассмотрим в выпускной квалификационной работе.

2.3 Эффективность навыка кистевой росписи в творческом самовыражении учащихся 3 класса

навык кистевой роспись школьник хохлома

В современном, быстро меняющемся мире возникает необходимость позаботиться об укреплении связей ребенка с природой и культурой, трудом и искусством.

Декоративно-прикладное творчество один из видов изобразительного искусства, является составной частью искусства народа и несет в себе духовные и эстетические ценности, накопленные трудом и талантом многих поколений. Народное искусство, как и искусство вообще, многофункционально и одна из функций - воспитательные возможности, которые до сих пор не реализуются в полной мере.

Декоративно-прикладное творчество представляет значительную ценность для эстетического воспитания детей. Программа по декоративно-прикладному творчеству обеспечивает развитие у учащихся эмоциональной культуры в процессе комплексного преподавания искусства с целью формирования эстетический знаний, пробуждения эстетической восприимчивости и закрепления их в творческом опыте учащихся. Программы по этому виду искусства направлена на сохранение живого наследия народа, она рассматривает его как часть современной жизни, предмет специального изучения.

Большое разнообразие методов и приемов закрепления позволяет организовать работу на данном этапе с учетом возможностей и перспектив развития каждого ученика.

Задания предлагаемые детям 3 класса были классифицированы следующим образом:

- тренировочные, где предлагается работа по образцу, с иллюстрацией, дополнительной конкретизацией. Они используются с целью довести до стандартного уровня первоначальные знания, умения, навыки;
- частично-поисковые, где учащиеся должны самостоятельно выбрать тот или иной известный им способ изображения предметов;
- творческие, где характерна новизна формулировки, которую ученик должен осмыслить, самостоятельно определить связь между неизвестным и тем что они уже знают, найти способ изображения заданного. К заданиям творческого характера относятся упражнения на сравнения нахождения общих признаков, поиск различий [7].

Детям были предложены следующие задания на установление сходства и различия различных видов декоративно прикладного искусства, направленные на формирование у детей представления о той или иной росписи. Например

1) Проводится игра «В гостях у народных мастеров».
Народные мастера прислали нам рисунки своих изделий и узоры к ним. Но вот беда по дороге все таблички и узоры выпали и перепутались. Поможем мастерам распределить узоры к изделиям и расставить таблички.

2) Игра «Подбери пару». На доске крепится вырезанные из бумаги изображения чашек и блюдец по изученным видам росписи. Учащимся предлагается соединить пары предметов линиями в зависимости от уровня наблюдательности, уровня аналитико-синтетической деятельности детей на рисунках чашек и блюдец можно варьировать цвет, рисунки, размеры.

Большой интерес у детей взвали творческие задания.

Ученики воспроизводят по памяти все необходимые знания, проявляя выдумку, инициативу закрепляют практические умения и навыки, полученные на предыдущих занятиях, при более сложных условиях.

1) Предлагаются карточки с образцами узоров, где предварительно допускается ошибка. Дети должны выявить, что лишнее нужно убрать для того, чтоб узор относился к тому или иному виду росписи.

2) При закреплении хохломской росписи предлагалось сочинить свой узор, с определенным условием. Например нарисовать 2 различных узора с ягодками , которые между собой чем-то похожи.

Сходства дети могут выявить

а) по форме.

б) по узорам.

в) без цветов.

Дети с удовольствием занимались хохломской росписью, и результат не заставил себя долго ждать, буквально на 3-4 занятии ребята уже начали узнавать хохломскую роспись среди остальных, хорошо получались изображения различных, даже трудных, узоров.

На итоговом занятии ученикам предлагалось самостоятельно украсить красные и желтые лепестки и цветки разнообразными хохломскими узорами. Затем эти заготовки были вырезаны и мы сделали из них аппликацию, получился очень интересный хохломской букет. (Приложение 7).

По итогам практики можно сказать, что дети очень любят заниматься различными видами декоративной росписи. Несомненно с ними необходимо продолжать заниматься этим увлекательным делом, так же знакомить и с другими видами декоративно-прикладного искусства.

В современном, быстро меняющемся мире возникает необходимость позаботиться об укреплении связей ребенка с природой и культурой, трудом и искусством.

Во время педагогической практики мы наблюдали за уровнем развития детей. В оценке уровней познавательного процесса в нашем исследовании можно выделить три компонента.

1.Эмоционально-ценностный компонент, проявляющийся во внешнем отражении познавательно интереса и личностном отношении детей к изобразительной деятельности, и декоративно-прикладному искусству в частности.

2.Гностический компонент, определяемый по уровню усвоения теоретического материала основ изобразительной программы;

3. Технический компонент, оцениваемый по практическим умениям в отражении окружающего мира и составлении творческих компонентов.

Вначале исследования было выявлено, что 18% детей имеют низкий уровень познавательного интереса к декоративно-прикладному творчеству, слабо владеют языком изобразительно искусства, очень мало знаний по истории декоративного искусства (хохломской росписи). Слабо владеют приёмами и методами формирующими изобразительные навыки, плохо справились с задачами которые перед ними поставил учитель.

Во время беседы учащиеся слушали учителя, но не пытаются высказывать свою точку зрения. В конце эксперимента количество детей с плохими показателями значительно уменьшилось, все дети с интересом воспринимали информацию, и уже в конце педагогической практики детей с низким уровнем стало 14%.

Учеников имеющих средний уровень было 36%, хорошо владеющих теоретическим материалом по теме декоративно-прикладного искусства, которое проявляется в умении понятно излагать свои мысли и удовлетворительно отвечать на поставленные вопросы учителя. Умеют отвечать на наводящие вопросы.

Положительное эмоционально-ценностное отношение к урокам изобразительного искусства. У детей достаточно устойчивое внимание, они с любопытством рассматривают наглядные пособия, осознанно планируют свою работу, на уроках ведут себя дисциплинированно. Количество таких детей тоже уменьшилось. Процентный показатель 34%.

Высокий уровень познавательного интереса имели 46% обучающихся, а стало 52%. Показали отличное теоретическое владение художественно изобразительным языком, правильно отвечают на поставленные вопросы, ясно и понятно излагают свои мысли. Учащиеся активны на уроках, они внимательно слушают учителя, отлично владеют полученной информацией. Проявляют большой интерес к теме урока, проявляют творческую активность во внеурочной деятельности.

Кистевая роспись очень эффективный способ для творческого самовыражения ребёнка,

Работа по декоративному рисованию достигнет нужной цели только при условии связи с работой по развитию художественного вкуса детей, их наблюдательности, умения видеть в окружающей жизни красивые вещи, нарядные узоры, украшения зданий, сочетание цветов как в предметах искусства, так и в природе. Для этого необходимо привлекать внимание детей к различным видам изобразительного искусства.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Наши результаты по проблеме исследования и полученные данные оценок и диагностик, дали основание констатировать тот факт, что навыки развития мелкой моторики рук способствуют лучшему овладению кистевой росписью, а так же эмоциональной активности в изобразительной деятельности. Каждый урок декоративного рисования создаёт мощный толчок к познанию культурной среды нашего народа. Создает:

- положительную мотивацию,

- духовного воспитания, его анализ, анализ своего восприятия и оценку, обеспечивает развивающая психологически комфортная интеллектуальная и эмоциональная среда;

- активизируются рефлексивные способности, желание самовыражения в творчестве;

- активизирование лексического опыта обучаемого и обогащение его словарного запаса;

- формирование навыков адекватной самооценки.

Изучив литературу по проблеме исследования, мы пришли к выводу, что данная тема является достаточно значимой и актуальной в наше время. Образование и уровень компетентности младшего школьника должны обеспечить ему реальную возможность добиться успеха в любой сфере жизнедеятельности, помочь развить различные навыки и реализовать себя в различных видах деятельности

Проведению уроков декоративно-прикладного искусства предшествует большая подготовительная работа, в которой подбирались материалы различного свойства.

Творческая самореализация личности младшего школьника есть продуктивная художественно-образовательная деятельность, направленная на освоение ценностей культуры и проявление своих индивидуальных возможностей и особенностей.

В силу своей многосторонней значимости и конкретно-исторического характера положительное воздействие на формирование эстетических ценностей личности младшего школьника может оказывать искусство.Изучение сущности и специфики педагогической технологии творческой самореализации младших школьников подводит к выявлению особых педагогических условий, которые формируют восприимчивость к новым идеям, развитию интереса младшего школьника к творческой деятельности, что подтверждено итоговыми результатами нашего исследования. Творческие работы выполненные учащимися третьего класса показали эффективность проведенного исследования. Низкий уровень снизился с 18% до 14, средний также уменьшился был 36%, стал 34%. А высокий уровень поднялся с 46% до 52%.

Таким образом, цель курсовой работы достигнуты и поставленные задачи решены.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Антонов, В.П. Альбом "Народные художественные промыслы России" [Текст] / Антонов В.П. - М.: 1998.

2. Арбат, Ю. А. Русская народная роспись по дереву [Текст] / Ю.А. Арбат. – М.: Наука, 2001. – 230 с.

3. Беркинблит, М.Б Фантазия и реальность. / М.Б Беркинблит – М.: 1986.

4. Василенко, В.М. Искусство Хохломы. / В. М. Василенко – М.: Искусство, 1959.

5. Василенко, В. М. Русская народная резьба и роспись по дереву XV11- XX веков [Текст] / В. М. Василенко – М.: Искусство, 1960. – 324 с.

6. Вишневская, В.Н. Хохлома. / В.Н. Вишневская – М.: 1980.

7. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. / Л.С. Выготский – М.: 1991.

8. Дружинин, В.Н. Психология общих способностей [Текст] / В.Н. Дружинин - СПб.: 2000. - 415с.

9. Дьяченко, О.М.. О некоторых особенностях развития воображения. Вопросы психологии. / О.М. Дьяченко – М.: 1980.

10. Емельянова, Т.И. Золотая Хохлома. Альбом. / , Т.И. Емельянова – М. Интербук-бизнес, 2001.

11. Жегалова, С.К. Роспись Хохломы / С.К. Жегалова – М.: Детская литература, 1991.

12. Жегалова, С. К. Русская народная живопись [Текст] / С.К. Жегалова. – М.: Прикладное искусство, 2003. - 300с.

13. Званцев, М.П. Хохломская роспись. / М.П. Званцев – Горький: 1951.

14. Костерин, Н.П. Учебное рисование. - 2-е изд. / Н.П. Костерин – М.: 1984. - 101- 103 с.

15. Коршунова, Л.С. Воображение и его роль в познании. / Л.С. Коршунова – М.: 1997г.

16. Красильников, А.Н. Золотая Хохлома. / Красильников, А.Н. М.: 1989.

17. Кузин, В.С. Методика преподавания изобразительного искусства в 1-3 кл. Пособие для учителя. - 2-е изд. [Текст] / В.С.Кузин - М.: 1983.

18. Кубышкина, Э.М. «Изобразительное искусство в начальной школе». Часть I / Э.М. Кубышкина - Волгоград: ИТД «Корифей», 2006.

19. Максимов, Ю.В. У истоков мастерства [Текст] / Ю.В. Максимов - М.: Просвещение, 1983.

20. Неменский, Б.М и др. Изобразительное искусство и художественный труд Книга для учителя [Текст] / Б.М. Нелинский и др. - М.: 1991.

21. Нешумов, Б.В. Основы декоративного искусства [Текст] / Б.В. Нешумов - М.: Просвещение-АСТ, 2000. - 146 с

22. Орлова, Л.В. Рабочая тетрадь «Хохломская роспись» / Л.В. Орлова - М.: мозаика –Синтез, 2002.

23. Рондели, Л.Д. Народное декоративно-прикладное искусство. Л.Д. Рондели – М.: Просвещение, 1984.

24. Режим доступа - http://www.cavespirit.com/node/82

25. Стефановская, Т.А. Педагогика: наука и искусство [Текст] / Т.А. Стефановская - М.: Просвещение, 1998. - 84 с.

26. Степанов, Е.Н. и др. Создание системы дифференцированного обучения и воспитания учащихся. Научно-методическое пособие [Текст] / Е.Н. Степанов - Псков, 1998.

27. Уткин, П.И. Народные художественные промыслы: Учебник для Проф. учебных заведений. / П.И.Уткин – М.: Высшая школа, 1992.

28. Шевчук, Л.В. Дети и народное творчество. Книга для учителей [Текст] / Л.В. Шевчук - М.: 1985. - С.3, 13, 126.

29. Шевчук, Л.В. Дети и народное творчество. Пособие для детей / Л.В. Шевчук– М.: Просвещение,1995.

30. Яхнин, Л. Веселое слово хохлома / Л. Яхнин. - М.: 1987.