Курсовая работа: Формирование профессиональной готовности педагога к взаимодействию с детьми из неполных семей
Название: Формирование профессиональной готовности педагога к взаимодействию с детьми из неполных семей Раздел: Рефераты по педагогике Тип: курсовая работа |
Федеральное агентство по образованию Филиал ГОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет» в г. Миассе Кафедра педагогики и психологии КУРСОВАЯ РАБОТА по теме: Формирование профессиональной готовности педагога к взаимодействию с детьми из неполных семей Миасс 2011 ВведениеСемья является одним из самых важных и влиятельных факторов социализации ребенка. Поэтому семейные условия воспитания, социальное положение семьи, род занятий ее членов, материальное обеспечение и уровень образования родителей, в значительной мере предопределяют жизненный путь ребенка. Кроме сознательного, полноценного и целенаправленного воспитания, которое дают родители, на ребенка воздействует вся внутрисемейная атмосфера, причем эффект этого воздействия с возрастом накапливается, преломляясь в структуре личности. Особенности взаимодействия ребенка с родителями, степень их отзывчивости, наличие эмоциональных связей и отношений привязанности оказывают влияние на протяжении всего периода детства, так и в дальнейшей жизни, являются своеобразным эталоном построения его отношений с другими людьми. Поэтому так важно, чтобы у каждого ребенка были и отец и мать. Но, к сожалению, статистика показывает, что последнее время увеличилось количество неполных семей, т.е. в семье воспитанием ребенка занимается один родитель. Это может быть вызвано несколькими факторами, у каждой неполной семьи – своя история. Такая семья возникает в связи с вдовством родителя, с разводом, а также с внебрачным рождением ребенка. Однако многое в психическом развитии и личностном становлении ребенка зависит не только от наличия одного либо двух родителей. Принципиально важно как складываются отношения между ребенком и тем родителем, с которым он живет, и в какой форме поддерживаются связи с родителем, который по той или иной причине не может жить вместе с семьей. Детские психологи, занимающиеся изучением проблем семейного воспитания, отмечают, что полная семья сама по себе не гарантирует успеха в воспитании ребенка, а лишь создает предпосылки успешного формирования его личности. Тем не менее, воспитание в условиях неполной семьи таит в себе целый ряд трудностей, с которыми рано или поздно придется встретиться каждому одинокому родителю. [7] Педагог также занимает немаловажную роль в воспитании ребенка, в связи с этим он должен учитывать не только его личные пристрастия, но и атмосферу в которой ребенок проживает, воспитывается. Бывали случаи, когда учитель становился «вторым родителем» для ребенка, но об этом будет сказано чуть позже. При взаимодействии педагога и ребенка, первый в свою очередь обязан хорошо знать особенности психологического развития детей из неполных семей. Ведь такие дети более подвержены стрессам, более ранимы, эмоциональны. В процессе обучения педагог обязан учитывать множество факторов, необходимых для оптимального развития ребенка, а также успешного его обучения и реализации его как личности. В рассматриваемой проблеме, именно проблеме, так как процесс обучения детей из неполных семей является трудоемким, педагог выступает не только в роле учителя, но и психолога, родителя. Поэтому необходимо сформировать профессиональную готовность педагога к взаимодействию с детьми из неполных семей. Что именно должен знать педагог об особенностях воспитания и обучения таких детей, как воздействовать и взаимодействовать с ними, рассмотрим в данной курсовой работе. Актуальность темы: В наше время количество неполных семей все более увеличивается, а вместе с этим растет проблема воспитания и самореализации ребенка, а следовательно и существенные изменения в обществе в целом, поэтому деятельность педагога, а именно формирование его готовности к взаимодействию с детьми из неполных семей очень важно. От работы педагога, его компетентности по отношению к работе с детьми из неполных семей зависит будущее детей и будущее общества в целом. Проблема состоит в поиске способов педагогической работы с детьми из неполных семей и реализации ее на практике. Цель работы: рассмотреть процесс формирования готовности будущего педагога во взаимодействии с детьми из неполных семей. Объект исследования – учебно-воспитательный процесс. Предмет исследования: формирование направления и методов психолого-педагогической работы с детьми из неполных семей. Гипотеза данного исследования – если деятельность будущих педагогов будет направлена на разработку психокоррекционных и реабилитационных программ с детьми из неполных семей, то вся эта деятельность поможет снять барьеры, мешающие нормальному психологическому развитию и поможет социализации детей. Задачи работы: 1. Определить сущность социальных проблем современной семьи. 2. Изучить педагогическое содействие самоопределению ребенка. 3. Раскрыть негативные факторы воспитания детей в неполной семье. 4. Изучить программу работы с детьми из неполных семей. Глава 1. Роль семьи в жизни ребенка и его социализация1.1 Формирование личностиЛичность – это психологическое образование особого типа, порождаемое жизнью человека в обществе. Всё развитие ребёнка с момента его рождения и до зрелости есть процесс формирования его как личности. Развитие личности осуществляется в деятельности, управляемой системой мотивов, присущих данной личности и значимых для неё. Движущей силой развития личности являются внутренние противоречия между растущими потребностями ребёнка и реальными возможностями их удовлетворения. Деятельность ребёнка всегда опосредована взрослыми, так или иначе направлена ими. Тем самым процесс воспитания является ведущим в процессе развития личности. [13] Родители оказывают решающее влияние на формирование личности ребёнка, мира его мыслей, чувств, стремлений, на воспитание его собственного “Я”. Для ребёнка очень важны взаимоотношения матери и отца, а также других членов семьи. И особенно важно для ребёнка, как взрослые относятся к нему. Следовательно, динамика семейной жизни и характер эмоционального отношения родителей к ребёнку имеют существенное значение для формирования его личности. Личность человека формируется с первых лет его жизни. Каждая черта его психики играет определённую роль в сложной структуре личности. Наблюдая поведение и реакции учащихся одного класса, можно увидеть, что каждый из них – индивидуальность, личность. Особое значение в формирование личности имеет, несомненно, семья, в которой происходит развитие и воспитание ребёнка. 1.2 Значение семьи в жизни ребенкаСемейная жизнь для ребёнка то же, что для нас общественное. Душа его питается впечатлениями, получаемыми в семье. Здесь ребёнок научается одно любить, другое – ненавидеть, здесь привыкает к труду или праздности, получает первые эстетические вкусы, здесь первоначально сосредоточиваются его интересы, привязанности и авторитеты. Что же мешает наладить эффективное семейное воспитание? Во-первых , изменяющиеся и постоянно усложняющиеся условия жизни. В жизни родителей не было многого из того, что появилось в жизни из детей. Отсюда и подавляющее число проблем. Во-вторых , наследственность. Если сами родители имели проблемы в детстве, они должны быть готовы, что эти проблемы повторятся и в их потомстве. В-третьих , постоянно снижающаяся культура семейного воспитания, где низкая педагогическая культура родителей занимает лишь малую часть. Здесь и отход от народной педагогики, традиций воспитания всем обществом. Семья – ведущий фактор развития личности ребёнка, от которого во многом зависит дальнейшая судьба человека. Взаимоотношения между родителями составляют микроклимат семьи, который непосредственно влияет на эмоциональное самочувствие всех его членов, через призму которого воспринимается весь остальной мир и своё место в нём. В зависимости от того, как ведут себя с ребёнком взрослые, какие чувства и отношения проявляются со стороны близких людей, ребёнок воспринимаем мир притягательным или отталкивающим, доброжелательным или угрожающим. Благополучие ребёнка в семье переносится на другие сферы взаимоотношений и наоборот, конфликтная обстановка в семье, отсутствие душевной близости между её членами лежат в основе дефектов развития и воспитания. Очень важным аспектом в развитии ребенка является социализация личности. Вот уже на протяжении нескольких последних десятилетий проблема социализации школьников не теряет своей актуальности. Это связано с тем, что общество, в котором мы живем, не отличается стабильностью, непрерывно меняется, а в настоящее время подвержено разнообразным кризисам – от экономического до духовно-нравственного. 1.3 Педагогическое содействие самоопределению ребенкаФормирование у подростков навыков самоопределения является одной из важнейших образовательных задач. В Законе Российской Федерации «Об образовании» специально отмечено: «Содержание образования … должно быть направлено на обеспечение самоопределения личности, создание условий для самореализации» [6, с.16]. Возрастающая актуальность решения данной задачи обусловлена рядом факторов. Ребенок должен приобрести навыки самостоятельного получения и обработки различной информации. Соответствующие умения формируются в процессе самоопределения, когда ученик проявляет высокую активность в выборе и использовании разнообразных знаний для достижения успехов в учебной и внеучебной деятельности. Современный мир характеризуется большим разнообразием жизненных ситуаций. Учащиеся должны уметь самостоятельно определять, какая из них в будущем приведет к желаемым результатам. Однозначное решение часто отсутствует, следовательно, самоопределение просто необходимо. Приобщение подрастающего поколения к современной культуре носит противоречивый характер. Перед каждым подростком встает проблема выбора тех форм самореализации, которые он считает для себя проблемными. В процессе социализации у человека формируется система социальных установок, определяющей позиции и желательное поведение в конкретной социальной группе. Социализация происходит как в условиях стихийного воздействия на личность разных жизненных обстоятельств, так и при условии целенаправленного формирования личности – в семье, школе … [19, с. 95] Решение проблемы социализации детей и подростков предполагает союз с семьей, выступающей основой общественного развития. Мы рассматриваем детей из неполных семей. Отсюда следует, что уже заведомо эта основа, фундамент социализации личности ребенка находится не на должном уровне. Задача преподавателя помочь ребенку в становлении личности, самореализации и его социализации. Это очень важно не только для самого ребенка, но и для общества в целом. Великая миссия школы в условиях настоящего времени и ближайшего будущего – это формирование целостной системы социализации своих учеников, педагогических работников с четким осознанием сущностных характеристик данной системы, ее структуры, основных направлений, индикаторов оценки ее эффективности. Решение задач, связанных с социализацией подрастающего поколения, как ни парадоксально, должно начинаться со взрослых – педагогических работников, родителей, опекунов через систему повышения квалификации, проблемных курсов и семинаров с использованием активных форм обучения. Подготовка взрослых – это «подготовленная почва» для зарождения нового «социально-психологического феномена», социализированного к сложным реалиям молодого человека, выпускника современной школы [19, с. 100]. Семья имеет большое значение для стабильности и развития всего общества. Как малая группа она выполняет функции регулятивного характера поведения ее членов, как внутри этой малой группы, так и вне. Семья выполняет функции воспроизводства, поддержания нового поколения и является первичным институтом социализации личности. Среди ее разнообразных функций первостепенное значение имеет воспитание подрастающего поколения. Эта функция пронизывает всю жизнь семьи и связана со всеми аспектами ее деятельности. Социализация – становление личности, процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в данном обществе. Социализация человека начинается с рождения и продолжается на протяжении всей жизни. Современная жизнь осложняет семейное воспитание в силу того, что экономические условия страны постоянно меняются. Занятость родителей негативно сказывается на воспитании детей. Снижается контроль за их поведением. У подростков нередко формируется специфические, несколько искаженные представления о социальных ролях мужчины и женщины. Отсюда следует, что активную помощь и поддержку детям в социализации личности педагог просто обязан оказывать. Но тут нужно учитывать, что семейные обстоятельства у всех детей разные, в наше время увеличивается количество неполных семей, а поведение детей из таковых семей отличается от поведения детей из полных семей, поэтому к каждому ребенку необходим личный подход. Глава 2. Неполные семьи2.1 Виды неполных семейСемья является одним из главных институтов воспитания. Это объясняется тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из других институтов воспитания не может сравниться с семьей. В семье закладываются основы личности ребенка, и к моменту поступления в школу он в значительной степени сформирован как личность. Не секрет, что распад семьи – острая проблема современного общества. В настоящее время наблюдается стремительный рост количества разводов как в России, так и на Западе. По данным статистики, за последние годы резко возрастает число детей дошкольного возраста, которые воспитываются в неполных семьях, где, в подавляющем большинстве, воспитателем является мать. Как показывают многочленные исследования, жизнь и условия воспитания ребенка в неполной семье имеют явную специфику и существенно отличаются от жизни ребенка в полной семье. Кроме материальных трудностей, с которыми сталкиваются одинокие родители, мать не в состоянии реализовать одновременно обе родительские позиции – материнскую и отцовскую. Эти особые условия жизни ребенка отражаются на особенностях его личностного развития. [18] Традиционно принято считать, что неполной называется такая семья, которая состоит из одного родителя с одним или несколькими несовершеннолетними детьми. Психологи выделяют еще дополнительную категорию неполных семей – это так называемые функционально неполные семьи, где присутствуют оба родителя, но в связи с профессиональными либо другими обстоятельствами мало оставляют времени для семьи, либо вообще забывают о своих воспитательных функциях. Неполная семья образуется, как правило, вследствие расторжения брака, внебрачного рождения ребенка, смерти одного из родителей или раздельного их проживания. В связи с этим необходимо выделять следующие разновидности неполных семей: осиротевшие, внебрачные, разведенные и распавшиеся. В зависимости от того, кто из родителей занимается воспитанием детей, выделяют материнские и отцовские неполные семьи. 2.2 Роль отца в жизни ребенкаВ условиях современной действительности неполная семья в большинстве случаев состоит из матери с ребенком или несколькими детьми, то есть является по сути материнской. В этой связи мы будем рассматривать особенности материнско-детских отношений и их влияние на характер психологического и личностного развития ребенка. Родительский дом испокон веков называется отчим, в этом выражении заложен глубокий смысл, определяющий важную роль отца в воспитании и формировании личности ребенка. Современными психологическими исследованиями было доказано, что отсутствие в семье не просто отца, а, прежде всего мужчины является важной предпосылкой отклонений в психическом развитии ребенка. Дефицит мужского влияния в неполных семьях проявляется в виде: нарушений развития интеллектуальной сферы (страдают аналитические и пространственные способности ребенка за счет развития вербальных); недостаточно четкого осуществления процесса половой идентификации мальчиков и девочек; затруднений обучения подростков навыкам общения с представителями противоположного пола; формирования избыточной, патологической привязанности к матери. Для полноценного развития интеллекта ребенка очень важно, чтобы в его окружении начиная с раннего детства, встретились оба типа мышления: и мужской, и женский. Отсутствие отца в семье, с чем бы оно ни было связано, отрицательно сказывается на развитии интеллектуальных способностей, как мальчиков, так и девочек. Математические способности – едва ли не самый чувствительный «орган» по отношению к дефициту мужского воспитания. Недоразвитость этих способностей напрямую связана с отсутствием той интеллектуальной среды, которую создает мужчина в семье. Особенно значимы в развитии интеллектуальных способностей ребенка первые два года жизни. Поэтому очень важно, в каком возрасте ребенок был лишен возможности, испытывать на себе влияние обоих родителей, являющихся для него первым источником необходимого жизненного опыта. [20] Наличие мужчины в семье влияет не только на характер умственного развития детей, но и на формирование их интереса к учению. Отмечено, что чем чаще мальчик бывает с отцом, тем лучше он учиться, и эта зависимость отмечается даже при равных способностях. Подтянутый, активный, нацеленный на успех отец вызывает у сына стремление соответствовать этому образу. В то же время, мнение отца относительно значимости академических успехов может и отрицательно сказаться на отношении ребенка к учебе. Приведенные выше примеры влияния отца на умственное развитие и успеваемость ребенка не говорят о наличии каких-либо жестких механизмов, причинно-следственных связей. Здесь речь идет лишь о наиболее часто встречающихся тенденциях. Известно, что на развитие интеллекта в первую очередь влияют наследственность, социальное окружение и собственный опыт ребенка. История знает немало примеров того, когда дети, выросшие без отца, отличались выдающимися интеллектуальными способностями. Другой важной психологической проблемой, связанной с воспитанием ребенка в неполной семье, является нарушение половой идентичности, несформированность навыков полоролевого поведения. Утрата либо несформированность чувства пола порождает глубокие изменения всей личности человека. В развитии специфических половых психологических качеств мужчин и женщин огромная роль принадлежит отцу. Уже в первые месяцы жизни ребенка отец по-разному играет с мальчиком и девочкой, тем самым начинает формировать их половую идентичность. Первые пять лет жизни играют определяющую роль в развитии черт мужественности у мальчика и в установлении в будущем гетеросексуальных отношений у девочки. Поэтому, чем дольше в этот период ребенку придется жить без отца и никакой другой мужчина не послужит эффективной его заменой, тем серьезнее могут оказаться трудности половой идентификации. Наиболее успешно дети усваивают ту или иную психосоциальную роль в дошкольном возрасте: мальчики в 5-7 лет, у девочек это период более размыт 3-8 лет. Вод влиянием родителей к 3-6 годам у ребенка складывается представление о принадлежности к определенному полу, что чрезвычайно сильно влияет на весь дальнейший ход формирования его личности как мужчины или женщины. У мальчиков, воспитанных только матерью, наблюдаются развитие женских черт характера, таких как словесная агрессивность, предпочтение игр и занятий, традиционно свойственных девочкам, либо напротив, развитие «компенсаторной мужественности», для которой характерно сочетание преувеличенного мужского поведения с зависимым характером. В развитии девочки отец играет также важную роль. Для нее он мужчина номер один, его черты, особенности поведения, нюансы взаимоотношений запоминаются порой на бессознательном уровне и становятся образцом, к которому впоследствии будут притягиваться все типы отношений будущей женщины с мужчинами. Дефицит мужского влияния в ходе взросления девочки существенно затрудняет ее развитие как будущей женщины, осложняет формирование у нее навыков межполового общения, что впоследствии негативно отразиться на личной и семейной жизни. Отсутствие отца в семье или человека, его заменяющего, сказывается на развитии личности мужского самосознания мальчиков. Лишенные в детстве возможности достаточного общения с отцом мальчики в последующем часто не умеют исполнять свои отцовские обязанности и, таким образом, отрицательно влияют на личностное становление своих детей. Воспитывающиеся без отца мальчики либо усваивают женский тип поведения, либо у них создается искаженное представление о мужском поведении как антагонистически противоположном женскому. В обоих случаях складывается вульгаризованное представление о мужском поведении как агрессивном, грубом, резком и жестоком. Такие мальчики часто менее зрелы и менее целеустремленны, не чувствуют себя в достаточной безопасности, безынициативны и неуравновешенны, более робки. Дефицит мужского влияния в детстве может привести к возникновению у мальчиков трудностей усвоения адекватной половой роли, и служить одной из причин развития гомосексуализма. Таким образом, процесс половой идентификации, то есть осознание ребенком своей половой принадлежности и приобретения психологических особенностей поведения, характерных для представителей определенного пола, во многом зависит от состава семьи и влияния матери или отца на формирование у ребенка жизненных и ценностных установок. Именно в условиях семейного воспитания дети получают первый опыт личного поведения, эмоционального реагирования на различные ситуации, учатся познавать окружающий природный и социальный мир, организовывать свой быт, эффективно участвовать в межличностном и межполовом общении. Результатом издержек материнского воспитания в неполных семьях может стать деформация личности ребенка уже в раннем детстве. Если в полной семье эмоциональный фон создает мать, поддерживая благоприятную семейную атмосферу понимания, доверительности и душевной близости, то отец выполняет функции нормативного контроля и осуществляет регуляцию поведения. В неполной семье реализация всех перечисленных выше функций возлагается на мать, и не всегда ей это удается. От издержек материнского воспитания в таких семьях страдают, прежде всего, мальчики. Одна из наиболее распространенных особенностей материнского воспитания в неполных семьях – чрезмерная опека сына матерью. В своем стремлении оградить сына от жизненных трудностей, ответственности и риска матери часто тем самым парализуют детскую волю, мешают сыновьям стать мужчинами. В результате материнская гиперопека может привести к серьезному психологическому осложнению взаимоотношений между сыном и матерью, исходом которой может стать эмоциональное отчуждение, ненависть и вражда. [15] Не всегда взаимоотношения матери и сына приводят к личностной деформации мальчика. Если мать с раннего детства воспитывает в сыне умение преодолевать трудности, поощряет его самостоятельность и инициативу, стимулирует в нем желание быть сильным и смелым, развивает способность рисковать, то у мальчика сформируется мужской стиль поведения и под влиянием матери. В этом случае мать станет для сына надежным другом в течение всей его жизни. 2.3 Типичные проблемы детей из неполных семейРассматривая виды неполных семей, их особенности, можно выделить несколько типичных проблем детей из неполных семей. Выявление этих проблем помогает осознать необходимость психолого-педагогической поддержки детей из неполных семей. Рассмотрим эти проблемы: 1. Материальная проблема – одна из типичных проблем неполной семьи материальная. Основная «кормилица» – женщина, которая в большинстве случаев не в состоянии содержать себя и ребенка (детей). Средняя заработная плата женщин в целом по Российской Федерации ниже, чем у мужчин. Централизованная государственная поддержка одиноких и вдовых матерей не покрывает необходимые расходы на содержание детей, особенно в условиях инфляции. Размер алиментов, которые получают разведенные женщины, варьирует в широком диапазоне, и нередко эта сумма бывает просто мизерной. В целом в наихудшем положении чаще оказываются матери с низким собственным доходом (студентки, женщины находящиеся в отпуске по уходу за ребенком; имеющие низкую заработную плату – по разным причинам); а также женщины с двумя и более детьми. Однако в ряде случаев отнести неполную семью к категории материально нуждающихся на основании, какого-либо из названных формальных критериев просто невозможно. Некоторые одинокие матери зарабатывают более чем хорошо, а иные находятся на грани потери работы, а значит и полной нищеты. У многих одиноких матерей фактически отсутствует нормальное жилье (и перспективы его получения), в то время как другие в этом отношении вполне обеспечены [14] 2. Проблема совмещения профессиональной и родительской ролей – эта проблема тесно связана с предыдущей. В случае, когда одинокая мать не получает помощи по уходу за ребенком со стороны родственников, ей крайне трудно работать в режиме полной занятости. Согласно исследованиям, лишь 53% матерей получают такую помощь от родителей, 7% помогает мужчина, с которым они поддерживают близкие отношения, 4% подруги, коллеги по работе, 3% соседи, 3% родители отца ребенка, 4% отец ребенка [14] 3. Проблема «неполноты» семьи – одна из специфических проблем неполной семьи – трудности, возникающие, у одинокого родителя (обычно матери) при воспитании ребенка, и собственно проблемы ребенка, растущего в неполной семье. Неполная семья чаще, чем полная не обеспечивает детям нормальной адаптации в школе, что приводит к низкой успеваемости, к второгодничеству и отсеву. Сравнения полных и неполных семей с детьми, подростками свидетельствует, что школьники из неполных семей «чаще ориентированы на самостоятельную трудовую деятельность и учебу в ПТУ, чем на поступление в ВУЗ». С одной стороны это свидетельствует о большей самостоятельности, а с другой – связано с худшей успеваемостью, и вероятно с худшими материальными возможностями неполной семьи. В этой главе было сказано о некоторых психологических, воспитательных и материальных особенностях формирования личности ребенка, характерных для всех типов неполных семей. В то же время каждая разновидность неполной семьи имеет свои, присущие только ей характерные черты, связанные с влиянием складывающихся в ней отношений на процесс психического развития и личностного становления ребенка. Подводя краткие итоги, хотелось бы отметить, что роль родителей в деле воспитания многопланова и отражается на формировании личности ребенка уже в раннем детстве. Отсутствие одного из родителей, например отца, приводит к серьезным нарушениям психического развития ребенка, снижению его социальной активности, деформациям личности и нарушению процесса полоролевой идентификации, а также к различным отклонениям в поведении и состоянии психического здоровья. Глава 3. Формирование профессиональной готовности педагога к взаимодействию с детьми из неполных семей3.1 Взаимодействие семьи и школыБольшинство родителей хотели бы видеть своих детей одарёнными и культурными, воспитанными и преуспевающими. На этом естественном стремлении и строятся отношения между семьёй и школой. Последняя становится открытой системой для координации воспитывающих усилий. Скоординировать усилия школы и семьи означает устранить противоречия и создать однородную воспитательную и развивающую среду. Не вызывает сомнений, что при нынешней занятости родителей, без помощи педагога семейное воспитание осуществить очень трудно. Учитель должен оказывать всестороннюю помощь родителям в воспитании личности ребёнка. Главная задача педагога – убедить родителей в необходимости совместной работы семьи и школы. Совместная, скоординированная и хорошо продуманная работа родителей, педагога и учащихся уже в течение учебного года может дать положительные результаты по улучшению психологического климата в семье, по формированию личности ребёнка. А если данная работа будет запланирована и проведена в течение всего периода начального обучения, то можно будет смело говорить о том, что процесс формирования личности ребёнка идёт на достаточно высоком уровне. Конечно, родителям одним, без поддержки со стороны общества, не справиться со столь серьёзной задачей – воспитать из ребёнка личность, гражданина своей страны. И именно школа должна осуществлять помощь родителям в организации семейного и общественного воспитания. Для успешной координации воспитательного влияния она должна перестроить свою работу, отказаться от прежних, во многом заформализированных форм работы с родителями и общественностью, стать на гуманистические позиции педагогического просвещения. Координацию деятельности школы и семьи по воспитанию детей можно осуществлять в различных организационных вопросах. [10] Огромную роль в выборе форм и методов работы с родителями играет изучение семей: их социального статуса, состава, особенностей семейного воспитания. Положительные результаты можно получить только тогда, когда педагог глубоко и систематически изучает семьи учащихся, деликатно и с уважением относится к родителям и детям, знает и максимально использует воспитательный потенциал семьи. Можно сделать вывод, совместная работа семьи и школы по воспитанию личности младшего школьника, несомненно, эффективна и продуктивна, но лишь при условии, что такая работа будет вестись планомерно, организовано и целенаправленно в течение всего времени обучения ребёнка в школе. В наше время отношения школы и семьи складываются по определённым шаблонам. Они всем нам известны. Вот некоторые из них. Родители сдали детей в школу – и с рук долой, другие уверены, что знание – это товар, который можно купить в школе, как в магазине. Третьи считают, что для них школа – это источник неприятностей, а учителя – какие-то деспоты, творящие произвол. Но нельзя сводить всю сложность отношений семьи и школы к шаблонам. Сегодня в семье идёт переориентация на новые ценности, дети включаются в жесткие рыночные отношения. А наша школа призвана защищать идеалы добра, справедливости и бескорыстия. Она всегда передавала поколениям духовные истины, которыми жило и будет жить человечество. Обобщая всё, что сказано выше, можно утверждать, что ситуация неполной семьи часто оказывает негативное влияние на развитие ребенка. Причем это влияние многосторонне. В социально-экономическом плане такие дети менее экономически защищены и чаще предоставлены сами себе из-за чрезмерной занятости и трудовой перегруженности матери. В медицинском плане такие дети более подвержены различным заболеваниям, протекающим в тяжелой форме и чаще страдают различными соматическими заболеваниями во взрослом возрасте. При рассмотрении психолого-педагогических аспектов этого влияния можно сделать вывод, что у детей из неполных семей чаще возникают нервные и психические расстройства, нарушения поведения, формируется дефектный тип личности и наблюдается множество трудностей психологического характера (от неуверенности и тревожности до нарушения полоролевой самоидентификации и снижения самооценки). Педагог в первую очередь должен учитывать личностные особенности ребенка. Многочисленные данные, полученные исследователями за последние полвека, свидетельствуют о том, что воспитание ребенка в неполной семье оказывает негативное влияние на становление его личности. Такие дети чаще раздражаются, более эмоциональны, вспыльчивы, несдержанны и менее уверены в себе, чем дети из полных семей. 3.2 Взаимодействие педагога с детьми из неполных семейнеполный семья ребенок педагог Ребенок из неполной семьи является наиболее проблематичным и уязвимым в воспитательном плане. Наиболее драматичным свидетельством действия фактора развода на ребенка представляется значительное число детей из неполных семей не желающих быть похожими на кого-либо из родителей. Они пользуются советами своих друзей и подруг, авторитет старших менее значим, наконец, значительная часть детей из неполных семей принимают важные для себя решения самостоятельно, отвергая всех советчиков. Таким образом, можно говорить о феномене массового социального одиночества детей из неполных семей, их невысокой способности строить конструктивные межличностные взаимоотношения. Педагог по сути является неотъемлемой частью семьи, еще одним родителем, который играет немаловажную роль в воспитании ребенка, поэтому он должен учитывать его личные особенности, то есть опираться на личностно-ориентированный подход в образовании. Цель личностно-ориентированного образования – найти, поддержать, развить человека в человеке, заложить в него механизмы самореализации, саморазвития, адаптации саморегуляции, самозащиты, самовоспитания и другие необходимые для достойной человеческой жизни, для безопасного взаимопонимания с людьми, природой, культурой, цивилизацией. Реализация этой цели есть достижение нового качества образования, чтобы его достичь, необходимо глубоко осмысливать новые направления, требующие нового мышления. [11] Переход к личностно-ориентированному образованию зависит от учителя – его желания, общей и педагогической культуры, личностных качеств. В этом случае учитель должен удовлетворять следующим требованиям: o иметь ценностное отношение к ребенку, культуре, творчеству; o проявлять гуманную педагогическую позицию; o заботиться об экологии детства, сохранении духовного и физического здоровья детей; o уметь создавать и постоянно обогащать культурно-информационную и предметно-развивающую среду; o уметь работать с содержанием обучения, придавая ему личностно-смысловую направленность; o владеть разнообразными педагогическими технологиями, уметь придать им личностно развивающую направленность; o проявлять заботу о развитии и поддержке индивидуальности каждого ребенка. Для реализации такой системы отношений работникам образования необходим достаточно высокий уровень общей и педагогической культуры. Повышение уровня индивидуальной культуры учителя должно сочетаться с работой по созданию культурно-педагогической среды школы, такой культурной среды, в которой охраняется и воспроизводится целостный мир детства, обеспечивается психологический комфорт, духовно-нравственное благополучие и достижение успеха во всех сферах жизнедеятельности детей, успешное общекультурное и индивидуально-творческое развитие каждого ребенка. Всему этому учителя необходимо учить. Здесь нужна спланированная, хорошо организованная работа не только внешних служб, но и самого учителя. Ведь работая с детьми обязательно нужно учитывать, что в наше время очень много неполных семей, а дети этих семей чаще подвержены неврозам, более вспыльчивы и относятся к разряду «трудных» детей. Учитель должен научиться видеть ребенка, видеть его психологические и личностные потребности, постараться быть для него больше чем просто учителем, для развития индивидуальности ребенка. 3.3 Причины искаженных взаимоотношений между педагогами и детьмиВладимир Набоков любил повторять, что детей надо баловать, ибо неизвестно, какая судьба их ждет. Это значит, что детей следует хвалить. И как можно чаще. Шанс же на похвалу нужно дать всем учащимся. Каждый ребенок достоин похвалы. Слабый он или сильный, задира или тихоня, красавчик или нет – он ждет похвалы и признания так же, как и каждый из нас. Теперь подумаем: а как хвалить? На этот вопрос трудно сразу найти ответ. Педагогика, как и всякое искусство, подчиняется законам интуиции и индивидуальности. И еще искренности. Настоящая похвала та, которая идет от души, а не от обязанности. Только не следует злоупотреблять похвалой одних и тех же, пусть даже и очень достойных, на ваш взгляд, учеников. У обойденных вниманием учеников постепенно может сложится впечатление необъективности и незаслуженности таких поощрений. А у тех, кого часто хвалите, – чувство досады и недоумения. Хвалить весь класс – тоже здорово. Это повышает личную самооценку каждого и объединяет детей в единое целое. Ребятам среднего возраста, для которых общение друг с другом – главное в школьной жизни, очень необходима такая похвала. Так что, готовых рецептов тут не найти. Все зависит от природы учителя, прозорливости и особенностей классного коллектива. 3.4 Компетентностный подход к воспитаниюОдним из важнейших направлений модернизации российского образования является обеспечение условий для развития индивидуальности ребенка. На смену авторитарной по характеру и социоцентрической по направленности педагогической деятельности приходит практика гуманистического личностно ориентированного обучения и воспитания детей. Педагогику насильственного формирования личности сменяет педагогика поддержки ребенка. Личностно ориентированный подход важен не только детям из неполных семей, но и всем воспитанникам и учащимся. Концепция педагогической поддержки возможна только в том случае, если основу профессиональной позиции учителя составляют следующие нормы педагогического взаимодействия: a любовь к ребенку, безусловное принятие его как личности; a приверженность к диалоговым формам общения с детьми; a уважение достоинства и доверие, вера в возможности каждого ребенка; a ожидание успеха в решении проблемы, готовность оказать содействие и прямую помощь; a признание права ребенка на свободу поступка, выбора, самовыражения; a поощрение и одобрение самостоятельности, независимости и уверенности в сильных сторонах, стимулирование самоанализа ребенка; a умение быть товарищем для ребенка, готовность ничего не требовать взамен; a самоанализ, постоянный самоконтроль и способность изменить позицию и самооценку. [11] 3.5 Примерная программа работы с детьми из неполных семейВажнейшие проблемы сегодня – увеличение числа проблемных семей и ослабление воспитательной функции семьи. Поэтому школа, педагогический коллектив должны усилить оказание помощи семье в воспитании детей. Главными целями и задачами программы являются оказание помощи семье в воспитании детей, психолого-педагогическое просвещение семей, коррекция семейного воспитания, организация досуга семьи. Основными направлениями в работе педагогического коллектива с семьями учащихся определяются следующие: a изучение семей и условий семейного воспитания, a пропаганда психолого-педагогических занятий, a активизация и коррекция семейного воспитания через работу с родительским активом, дифференцированная и индивидуальная помощь родителям, a обобщение и распространение опыта успешного семейного воспитания. В работе с семьей педагоги руководствуются принципами : 1. Объективный характер изучения семьи. 2. Комплексный подход в изучении всех характеристик семьи. 3. Выявление специфических особенностей семьи и использование их для усиления ее воспитательного потенциала. 4. Анализ реальной ситуации. 5. Двусторонний характер изучения семьи (родители, дети). 6. Осуществление изучения воспитательной деятельности семьи с одновременным изучением личности ребенка, его воспитанности. 7. Оптимистический подход к семье. 8. Единство изучения с практической реализацией воспитательных возможностей семьи и общества. 9. Установление неиспользованных резервов семейного воспитания. Диагностика семьи Цель : выявление воспитательных возможностей, факторов семейного воспитания, оказывающих наиболее положительное воздействие на ребенка, и установление источников влияния на детей и возможных путей их преодоления. Задачи : 1. Изучение образа жизни семьи. 2. Выявление особенностей ситуации семейного воспитания. 3. Положение детей в системе внутрисемейных отношений. 4. Характеристика нравственного микроклимата семьи, ее традиций. 5. Выявление взаимоотношений семьи и школы. 6. Поиск путей оптимизации педагогического взаимодействия школы, семьи и общества. 7. Установление неиспользованных резервов семейного воспитания. Форма работы с семьей Лекторий «О вас и для вас, родители»: роль семьи в формировании личности ребенка, семья глазами ребенка; психосексуальное развитие детей и подростков; проблемы здоровья наших детей; большие проблемы маленького ребенка; непослушный ребенок; проблемы общения родителей и детей; «дети и деньги»; ваш беспокойный подросток; знают ли они нас? Цикл бесед по теме «Воспитание здоровых детей» - основы рационального питания; чтобы зубы не болели; беречь глаза; алкоголь и подростки; курение и здоровье; резервы нашего организма; нравственно-половое воспитание; первая любовь; физиологические особенности организма женщины и мужчины; гигиена юноши, девушки; СПИД – медико-биологические и социальные аспекты болезни; критические ситуации, сексуальное насилие и принуждение; уметь властвовать собой (или беседы о здоровой и больной личности); экология и здоровье ребенка. Деловые игры: эстафета семейного воспитания; архитектура семьи; заповеди семейного воспитания. «Круглые столы»: «Трудные дети и трудные взрослые»; «Отцы и дети в меняющемся мире»; «Семья сегодня»; «Родители и дети: противостояние или сотрудничество»; «Взаимодействие родителей и детей – живой источник установления отношений сотрудничества и взаимопонимания». Семейные вечера: дети + родители; вечер – портрет семьи. Семейные праздники: «День здоровья», «Новый год – семейный праздник». Создание банка развлекательных игр «Дом и я играют вместе»: турнир знатоков этикета; час тихого чтения; корзина грецких орехов (решение трудных проблем ребенка); дерево, посаженное тобою; приглашение к чаю; пять минут поэзии; издание журнала «Ручеек» (самодеятельные стихи); смешинка; конверт дружеских вопросов; день добрых сюрпризов; мой друг магнитофон; у зеркала. Примерный перечень мероприятий по программе a Диагностика семей. a Социологическое обследование родительского контингента. a Организация содействия родителей школе. a Праздники микрорайона «Масленица», «Рождество», «Троица» и др. a Операции «Живая земля», «Будь здорова …». a Конференция микрорайона «Социум и воспитание». a Педагогический совет «Взаимодействие школы с родителями как частью социума». a Создание возрастных объединений: «Старший брат», «Старшая сестра», «Бабушка». a День открытых дверей в школе. a Программа медико-социальной помощи семьям. a Информационный стенд «О Вас и для Вас, родители». a Конкурс досуговых программ родителей. a Собрание (конференция) мужчин микрорайона (отцов). a Семейные субботы. a Проведение собраний родителей детей разного возраста по домам. a Школа родителей будущих первоклассников. a Деловая игра «Эстафета семейного воспитания». a «Круглые столы»: «Семья сегодня»; «Родители и дети: противостояние или сотрудничество». a Вечер – портрет семьи. Помощь в организации семейных праздников, фестивалей, конкурсов. Например, встречи в «Семейной гостиной»; День матери; «Одаренные дети и их родители»; «Семьи-юбиляры» (совместно с комитетом по культуре). Это могут быть конкурсы семейных проектов: «История семьи и семейные реликвии», «Обустройство своей улицы, дома», «Русская игрушка». Итак, преподаватель для ребенка из неполной семьи – это второй родитель. Он должен учитывать его психологические, физические, моральные и другие особенности. Для этого служит личностно ориентированный подход, который предусматривает ряд требований к преподавателю. Недостаточно быть просто педагогом, этому нужно учиться и учиться постоянно на протяжении всей педагогической деятельности, так как общество постоянно меняется, меняются его потребности, нравы, ценности, а следовательно меняются и дети. Личностно ориентированное образование актуализирует авторские характеристики педагогической деятельности, предъявляя повышенные требования к таким личностным качествам педагога, как осознание смысла своей профессии, выбор ценностей и целей, личная ответственность за детей, гуманистическая педагогическая позиция, творческое построение образовательно-познавательного процесса и др. ЗаключениеСовременные семьи, развиваются в условиях качественно новой и противоречивой общественной ситуации. С одной стороны, наблюдается поворот общества к проблемам и нуждам семьи, разрабатываются и реализуются комплексные целевые программы по укреплению и повышению ее значимости в воспитании детей. С другой стороны, наблюдаются процессы, которые приводят к обострению семейных проблем. Это, прежде всего падение жизненного уровня большинства семей, рост числа разводов, отрицательно влияющих на психику детей, увеличение числа неполных и имеющих одного ребенка семей. Значительная часть подростков отдаляется от родителей. Следовательно, в сложных современных условиях детям из таких семей требуется систематическая квалифицированная помощь. Главной целью семьи является всестороннее развитие личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Этой цели необходимо достигать и в неполных семьях, количество которых в настоящее время постоянно растет. Очевидно, что сделать это будет намного труднее, так как все ложится на плечи одного из родителей, матери или отца. В каждой пятой российской семье с несовершеннолетними детьми отсутствует один из родителей [11, с. 6]. В настоящее время каждая третья семья неполная. Ежегодно, по данным Госкомстата, распадается 500–600 тысяч браков, также образуя неполные семьи, и почти столько же детей в возрасте до 18 лет становятся детьми семей риска. Сам факт, когда ребенок воспитывается одиноким родителем, не всегда способствует появлению каких-то отклонений в его развитии, не препятствует счастью, не накладывает на него глубоких специфических черт. Дело в том, что воспитание в таких условиях труднее и возможны определенные опасности, которым необходимо уделить повышенное внимание. Конечно, нельзя считать идеалом, когда дети растут без отца или без матери, но уж если такое случилось, то воспитательные трудности можно снизить до самой минимальной меры. Педагог должен учитывать эти особенности, должна формироваться профессиональная готовность к взаимодействию с детьми из неполных семей. Чтобы оказать помощь таким детям, прежде всего нужно сформировать в преподавателе качественно новое мышление к воспитанию и образованию, таковым является личностно ориентированный подход, основываясь на котором педагог помогает социализации личности учащихся. В современных условиях ребенок из неполной семьи становится одним из центральных объектов разных областей знания: социальной педагогики, социальной работы, здравоохранения, образования и т.д. От разрешения проблем неполных семей во многом зависит будущее страны, так как эта категория семей довольно-таки многочисленна [3]. Совокупность профессионально обусловленных требований к учителю определяется как профессиональная готовность к педагогической деятельности. В ее составе правомерно выделить, с одной стороны, психологическую, а с другой – научно-теоретическою и практическую подготовку как основу профессионализма. Подводя итог к сказанному, попробуем определить, что же является главным в работе будущего педагога. Поддержать ребенка в трудную минуту – дело нелегкое. Прежде всего нужно поддержать духовно, убедить его в том, что все в его жизни можно изменить к лучшему, затем помочь найти путь выхода из кризисной ситуации и, приняв решение вместе, последовательно его реализовывать. Будущий педагог работает с отдельным ребенком, подростком, а если и с группой, то небольшой. Работу с семьей он также строит с использованием индивидуального и личностного подходов, с учетом специфики конкретной семьи. Основное назначение педагога – это социальная защита ребенка, подростка, содействие ему социальной или медицинской помощи, помощь в организации его обучения, адаптации и реабилитации в школе, семье, обществе. Жизнь в педагогической профессии – это неустанный труд души. Нелегок хлеб, добываемый на учительской ниве, по истине достоин всеобщей благости педагог, избравший свою профессию по призванию и высокому гражданскому долгу. Его труд, полный тревог и волнений, радостей и печалей, дерзаний и поисков, - это вечное испытание на мудрость и терпение, профессиональное мастерство и человеческую незаурядность [17, с. 3]. Таким образом, в данной работе изучены проблемы детей из неполных семей, отражены важность и необходимость решения этих проблем, определены содержание и формы работы педагога с детьми из неполных семей. Задачи можно считать решёнными и цель исследования считать достигнутой. Список использованной литературы1. Бордовская Н.В. Педагогика [Текст] / Н.В. Бордовская, А.А. Реан. Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2000. – 304 с. 2. Вишневский Ю.Р. Практикум по социологии молодежи [Текст] / Ю.Р. Вишневский. – М.: Социум, 2000. – 486 с. 3. Воронов В.В. Педагогика [Текст] / В.В. Воронов, В.И. Журавлев, В.В. Краевский, И.В. Крупина, А.Ф. Меняев, П.И. Подкасистый, М.Л. Портнов, Н.Е. Щуркова. Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2000. – 638 с. 4. Галагузова М.А. Социальная педагогика: Курс лекций [Текст] / М.А. Галагузова. – М.: Гуманит. Изд. Центр Владос, 2000. – 416 с. 5. Дементьева И.Ф. Негативные факторы воспитания детей в неполной семье [Текст] / И.Ф. Дементьева // Социс. – 2005. – №1, с 55-60. 6. Закон Российской Федерации «Об образовании» (по состоянию на 20 ноября 2008 года). – Новосибирск: Сиб. универ. изд-во, 2008. – 64 с. 7. Зубкова Т.С. Организация и содержание работы по социальной защите детей и семей [Текст] / Т.С. Зубкова. Учебное пособие – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 95 с. 8. Ильина Т.А. Педагогика [Текст] / Т.А. Ильина. Педагогика: курс лекций. Учебное пособие для студентов. – М.: Просвещение, 2005. – 496 с. 9. Кахуто С.В. Организация и содержание работы по оказанию социальных услуг в центре социального обслуживания [Текст] / С.В. Кахуто // Работник социальной службы. – 2002. – №4. – С 11–12. 10. Лавриненко В.Н. Социология [Текст] / В.Н. Лавриненко. Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДИАНА, 2005. – 448 с. 11. Личностно ориентированный подход в условиях реализации национального проекта «Образование» [Текст] / Материалы региональной научно-практической конференции. – Миасс.: Челябинский педагогический университет, 2007. – 269 с. 12. Мухамедьянов С.А. Практическая педагогика [Текст] / С.А. Мухамедьянов, Р.Х. Калимуллин. Учебное пособие для бакалавров высших педагогических учебных заведений. – Уфа.: ЧУРАГУЛ, 2007. – 290 с. 13. Николаенко В.М. Психология и педагогика [Текст] / В.М. Николаенко, Г.М. Залесов, Т.В. Андрюшина. Учебное пособие. – М.% ИНФРА-М, 2000. – 175 с. 14. Павленок П.Д. Основы социальной работы [Текст] / П.Д. Павленок. Учебное пособие. – М.: «Дашков и Ко », 2007. – 476 с. 15. Павленок П.Д. Теория, история и методы социальной работы [Текст] / П.Д. Павленок. Учебное пособие. – М.: ИНФРА, 2006. – 560 с. 16. Савинов А.Н. Организация работы органов социальной защиты [Текст] / Учебное пособие. – М.: Мастерство, – 2001. – 78 с. 17. Сластенин В.А. Педагогика [Текст] / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко. Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических заведений. – М.: Школа-Пресс, 2000. – 512 с. 18. Созонов В.П. Организация воспитательной работы в классе [Текст] / В.П. Сазонов. Методическое пособие для классного руководителя. – М.: Педагогический поиск – 2007. – 84 с. 19. Социализация личности учащихся и студентов – одно из приоритетных направлений в образовании [Текст] / Материалы Всероссийской научно-практической конференции. – Миасс, 2010. – 446 с. 20. Харламов И.Ф. Педагогика [Текст] / И.Ф. Харламов. Педагогика: Учебник 6-е издание. – Минск, 2005. – 560 с. 21. Шептенко П.А. Методика и технология работы социального педагога [Текст] / И.А. Шептенко, Г.А. Воронина // под общ. ред. В.А Сластенин. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 208 с. |