Статья: Роль и значение Конституции Азербайджанской Республики в нормотворческой деятельности органов исполнительной власти
Название: Роль и значение Конституции Азербайджанской Республики в нормотворческой деятельности органов исполнительной власти Раздел: Рефераты по государству и праву Тип: статья |
«Роль и значение Конституции Азербайджанской Республики в нормотворческой деятельности органов исполнительной власти» Диссертант Шукюров Шахин Тейюб о. Диссертант Сулейманов Галиб Чыраг о. Конституция – главный источник конституционного права, а также универсальный документ, который закрепляет основные институты этой отрасли права. Конституция оказывает влияние и регулирует, своего рода, остальные источники конституционного права. Конституция является стержнем существующей государственной системы, на которой держатся все звенья и сферы деятельности. Со дня принятия Конституции Независимой Азербайджанской Республики, интерес к этому Основному Закону, его постатейное изучение, детальное исследование послужило рычагом проведения правовых реформ в государстве. Свидетельством этому служит ряд принятых нормативно-правовых актов, которые соответствуют требованиям современности и иногда опережают его. Прослеживается процесс зависимости нашей жизни от Конституции, наблюдая ссылки из Основного Закона во всех сферах деятельности. Закрепление принципов правового и демократического государства заложенных в Конституции, проникновение их во все слои населения закрепляет ее и совершенствует. Целью государственных органов, граждан республики является претворение в жизнь норм Конституции. Конституция – одно из достижений цивилизации. Конституция, есть исторически сложившееся правовое явление с определенными признаками и свойствами. Конституция – это комплекс норм, содержанием которых являются: принципы народного суверенитета и законности; фундаментальные права и свободы человека; основы государственного устройства. Конституция – основной закон, под которым подразумевается систематизированный нормативный акт, обладающий высшей юридической силой. Является правовой базой для других законов, всесторонне регулирующей государственно-правовые отношения. Конституция – основной источник национального права, фундамент, на котором основывается все законодательство. Принятая 12 ноября 1995 года путем общенародного референдума Конституция Азербайджанской Республики, определив модель государственного строительства, стала новым переломным этапом в истории развития общества, соблюдения прав и свобод человека и гражданина. Конституция Азербайджанской Республики 12 ноября 1995 года – является знаменательно новой вехой в развитии и правовом регулировании органов исполнительной власти. Новизной и концепцией этого Основного Закона явился принцип установления разделения государственной власти, что привело к созданию и развитию законодательной, исполнительной и судебной власти. Эти органы власти на основании Конституции независимы и взаимодействуют между собой в рамках своих полномочий. Место исполнительной власти в системе демократических преобразований, которые проводятся в последнее время в нашей стране, ключевое, потому что с точки зрения разделения властей вся тяжесть ответственности за конкретные преобразования в обществе в тех условиях, в которых находится страна, возложена на органы исполнительной власти и на ее нормотворческие полномочия. Конституционно-правовые основы обладают особыми стабильными гарантиями. Конституционные основы учреждают систему органов государства, их полномочия, определяют характер взаимоотношений органов государственной власти. Конституционные основы закрепляют и выражают высшие правовые нормы, которым не могут противоречить нормативно-правовые акты. Конституционные основы нормотворческой деятельности органов исполнительной власти Азербайджанской Республики совокупляются в Конституции Азербайджанской Республики и в конституционных законах. В Преамбуле Конституции Азербайджанской Республики сказано о традициях государственности Республики, которые отражаются и должны отражаться в деятельности государственных органов на современном этапе на основе принципов утвержденных в Конституционном Акте «О Государственной Независимости». Традиции превратились в основные задачи органов государственной власти, благодаря которым народ Азербайджана поставил перед собой конкретные намерения. Эти перечисленные намерения в данный момент стали целями органов государственной власти Азербайджанской Республики, а также органов исполнительной власти, которые претворяются благодаря нормативно-правовым актам. Задачами органов государственной власти являются утверждение справедливости, свободы, безопасности, обеспечение благополучия всех и каждого, что важно и необходимо на стадии ответственности перед поколениями, предназначенными для достижения поставленных целей. Это, защита независимости, суверенитета и территориальной целостности, гарантии демократического строя в рамках Конституции, утверждения гражданского общества, построения правового, светского государства на основе верховенства законов, обеспечения достойного уровня жизни, сохранения общечеловеческих ценностей. Преамбула – составная часть текста Конституции. При реализации Конституции следует исходить из текста Конституции. Почти все институты конституционного права являются механизмом, средствами по реализации задач указанных в преамбуле Конституции. Преамбула, служит ориентиром, который способствует применению норм Конституции. Кроме целей принятия самой Конституции, она затрагивает еще и определенные цели государственной власти, а также органов исполнительной власти Азербайджанской Республики. Преамбула содержит продолжение традиций государственности, а также лишний раз заверяет конституционные принципы, деятельность нынешнего государства. Допустим, как положение, «желая обеспечить благополучие всех и каждого, утвердить справедливость, свободу и безопасность». Тем самым также определяется цель государства и его органов, которая уже закрепляется во вступительной части Конституции. Среди конституционных принципов наблюдается принцип привлечения граждан в государственное управление, которое звучит в выражении «достичь утверждения гражданского общества». Что также подразумевает смягчение отношений между государством и гражданином, защищенность граждан со стороны государства и его органов, от ущемления прав и свобод. Органы государственной власти служат флагманом согласованности для претворения интересов всех и каждого. На основании п.1 ст.1 Конституции Азербайджанской Республики, где говорится, что в Азербайджанской Республике единственным источником государственной власти является народ Азербайджана, все конституционные полномочия государственной власти исходят от народа. Единственным источником власти признания народа является основное содержание понятия «суверенитет народа» - включает также верховную политическую волю народа, средства и методы обеспечивающие участие граждан в управлении. Органы исполнительной власти владеют способностью регулировать общественные отношения и в интересах суверенного народа. Все полномочия для осуществления исполнительной власти приобретаются в результате свободно выраженной воли народа. На основании п.3, III части ст.3 Конституции Азербайджанской Республики избирают, назначают, утверждают должностные лица, которые претворяются благодаря нормотворчеству органов исполнительной власти. Конституция Азербайджанской Республики предусматривает статьи на основе которых органы исполнительной власти Азербайджанской Республики претворяют нормотворческую деятельность. А также Конституция содержит Положения, которые создают соблюдение обязательств необходимых при нормотворчестве органов исполнительной власти. На основании ст.12 Конституции Азербайджанской Республики определена высшая цель государства, которая заключается в обеспечении прав и свобод человека и гражданина. Цель государства возлагается на государственные органы, непосредственно придерживаемые ими в своей деятельности. Органы исполнительной власти Азербайджанской Республики также в своей нормотворческой деятельности ставят целью обеспечение прав и свобод человека и гражданина, путем принятия нормативно-правовых актов. Ст.15 Конституции Азербайджанской Республики ставит определенные задачи перед государством в области его экономического развития, которые на основе рыночных отношений создают условия для развития экономики, гарантии для свободы предпринимательства, преграждают монополизм и недобросовестную конкуренцию. Принятые нормативно-правовые акты в результате нормотворческой деятельности в сфере экономического развития республики со стороны органов исполнительной власти имеют свое определенное назначение. Эти акты помогают претворить в жизнь нормы Конституции, создавая определенные правила и нормы для регулирования отношений в экономике. Ст.16 II Конституции Азербайджанской Республики регулирует деятельность государства в социальной, культурной и других сферах; создает обязательство перед государством в оказании содействия развития культуры, образования, здравоохранения, науки, искусства, а также в обеспечении охраны природы и наследий народа. Созданные нормативно-правовые акты органов исполнительной власти в определенных сферах, на всех уровнях и стадиях придерживаются и соблюдают эти положения Основного Закона. Они также являются основными направлениями деятельности центральных отраслевых органов исполнительной власти, таких как Министерство Культуры, Министерство Образования, Министерство Здравоохранения и т.д., которые отражаются в их положениях. Ст.24 II Конституции Азербайджанской Республики закрепляет принцип ответственности каждого перед обществом и друг перед другом в обязанности соблюдать права и свободы человека и гражданина. Ст.25 III Конституции Азербайджанской Республики полностью запрещает и ликвидирует дискриминацию, обязывает государство и его органы гарантировать равенство прав и свобод человека и гражданина. Ст.26 II Конституции Азербайджанской Республики также определяет обязательство перед государством в гарантии защиты прав и свобод каждого. Органы исполнительной власти в своей нормотворческой деятельности придерживаются ряда конституционных принципов, таких как принцип ответственности, принцип гарантии защиты прав и свобод человека и гражданина. Ст.50 II Конституции Азербайджанской Республики определяет свободу для каждого в получении, передаче, производстве и в распространении любой информации. Эта свобода приемлема также в праве получения информации о нормотворчестве органов исполнительной власти; для создания условий в доступе к информации о разработке и реализации нормативно-правовых актов органов исполнительной власти. Ст.55 I Конституции Азербайджанской Республики создает условия для граждан в праве участия в управлении государством. Активное участие в обсуждении проектов, нормативно-правовых актов органов исполнительной власти граждан, привлечение общественности в нормотворчестве, общественное обсуждение на стадиях центральных и местных органов исполнительной власти создает высокие результаты этой деятельности. Ст.57 Конституции создает право гражданам обращаться в государственные органы, тем самым эти обращения могут быть направлены в органы исполнительной власти с предложениями в планировании, подготовительной работе, разработке проектов нормативно-правовых актов органов исполнительной власти; с предложениями в дополнении или с изменениями к этим актам. На основании II ст.48 Конституции Азербайджанской Республики «Международные договоры», участницей которых является Азербайджанская Республика, - неотъемлемая составная часть системы законодательства Азербайджанской Республики. Став участницей международных договоров, присоединившись к конвенциям, Азербайджанская Республика во всех сферах нашей деятельности, социально-экономической, политической, правовой, культурной, как государство обязывается претворить их в жизнь при помощи рычагов и методов государственной власти, для претворения и соблюдения при этом прав и свобод гражданина и человека, для развития правового государства, необходимого для него быть и оставаться на международной арене. Присоединение к международным договорам создает необходимость принятия новых нормативно-правовых актов, приводит к дополнениям существующих нормативно-правовых актов, изменяет некоторые статьи и пункты нужными и целесообразными изменениями соответствующими нынешнему правовому положению, ликвидирует потерявшие юридическую силу нормативно-правовые акты или их пункты, статьи и разделы. Претворение в жизнь этой нужной кропотливой работы возлагается на органы государственной власти, прежде всего, на законодательную и исполнительную власть. В данный момент нас интересует роль исполнительной власти в осуществление этой задачи при помощи возложенной на нее нормотворческой деятельности. Азербайджанская Республика при осуществлении своих суверенных прав, в том числе право принимать законы, постановления, нормативные акты, учитывает обязательства, исходящие из международных договоров. В ст.151 Конституции Азербайджанской Республики, говорится о юридической силе международных актов. Если возникают противоречия между нормативными правовыми актами и межгосударственными договорами, кроме Конституции и актов, принятых путем референдума, участницей которых является Азербайджанская Республика, применяются и международные договоры. На основании п.I ст.71 Конституции Азербайджанской Республики Органы исполнительной власти Азербайджанской Республики обязаны своей деятельностью соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина и тем самым создавать им гарантии. Рамки нормотворчества органов исполнительной власти на всех уровнях гарантируют соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина. Тем самым Конституция создает обязательство перед каждым органом исполнительной власти, в области нормотворчества, по соблюдению и защите прав и свобод человека и гражданина. Возникает необходимость для изучения нормотворчества органов исполнительной власти в сравнительно-правовом аспекте, в особенности со странами СНГ. Это создает необходимость обращения как к конституциям стран СНГ, к общим нормативно-правовым актам, принятым в рамках Содружества, двусторонним и многосторонним договорам и соглашениям между отдельными государствами-участниками СНГ, так и к национальным конституционно-правовым актам. Особое внимание для изучения этой деятельности органов исполнительной власти, должно быть уделено основному источнику – конституциям стран СНГ (а также публикация в периодической печати, информация об общественно-политической ситуации в зарубежных странах СНГ материалы сессий высших органов государственной власти, сведениями о новых законодательных актах). Каждое государство СНГ имеет свою конституцию и свою национальную правовую систему. Нормы общего права СНГ, принимаемые органами СНГ, имеют рекомендательный характер и подлежат ратификации государствами-участниками СНГ. Все государства-участники СНГ, согласно решению Совета глав государств-участников СНГ от 20 марта 1992 г., являются правопреемниками бывшего Союза ССР. Задачей стран Содружества является обеспечение основных прав и свобод человека в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, документами ООН, Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) и Уставом СНГ. Во всех конституциях государств-участников СНГ утверждается, что государственная власть осуществляется на основе принципа разделения законодательной, исполнительной и судебной властей. В ст.7 Конституции Азербайджанской Республики, сказано, что государственная власть организуется на основе принципа разделения властей. Исполнительная власть, как и другие органы государственной власти, взаимодействуют между собой в соответствии с положениями Конституции и независимы в рамках своих полномочий. В ст.6 Конституции Беларусь, закреплено, что государственная власть в Беларуси осуществляется на основе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную. Государственные органы в пределах своих полномочий самостоятельны: они взаимодействуют между собой, сдерживают и уравновешивают друг друга. В ст.7 Конституции Кыргызстана указано, что государственная власть в Республике основывается на принципе разделения государственной власти на законодательную, исполнительную, судебную власти, их согласованного функционирования и взаимодействия. В ст.6 Конституции Молдовы утверждено, что законодательная, исполнительная и судебная власти разделены и взаимодействуют при осуществлении своих прерогатив в соответствии с положениями Конституции. В ст.3 Конституции Казахстана сказано, что государственная власть в Республике едина, осуществляется на основе Конституции и законов, в соответствии с принципом ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную ветви и взаимодействия их между собой с использованием системы сдержек и противовесов. В соответствии с конституционным принципом разделения властей, на законодательную, исполнительную и судебную, исполнительная власть является самостоятельной и независимой ветвью государственной власти. Ее основное назначение – организация практического исполнения Конституции и законов Азербайджанской Республики в процессе управленческой деятельности, направляемой на удовлетворение общественных интересов, потребностей, запросов и нужд населения. Согласно ст.3 Конституции Украины: «Человек его жизнь и здоровье, честь и достоинство, неприкосновенность и безопасность признаются наивысшей социальной ценностью». Права и свободы человека и их гарантии определяют содержание и направленность деятельности государства. Государство отвечает перед человеком за свою деятельность «Утверждение и обеспечение прав и свобод человека является главной обязанностью государства». Конституция Азербайджанской Республики определяет законодательную систему Азербайджанской Республики. На основании ст.147 Конституции, определяется юридическая сила основного закона Азербайджанской Республики. Пункт I ст.147 гласит, о том, что Конституция – имеет высшую юридическую силу в Азербайджанской Республике. Значит, никакой другой нормативно-правовой акт не обладает юридической силой выше, чем Конституция Азербайджанской Республики. Каждый нормативно-правовой акт обладает юридической силой, но не выше и не более чем Конституция. Нормативно-правовой акт органа исполнительной власти по своему содержанию и значению не может быть поставлен выше Конституции, и обладать правовой силой превышающей Конституцию. Органы исполнительной власти в своей нормотворческой деятельности должны соблюдать и придерживаться того основного фактора, что в системе законодательства Азербайджанской Республики, Конституция – имеет высшую юридическую силу. Процесс нормотворчества не может завершаться принятием акта преобладающим Конституцию Азербайджанской Республики. Конституция обладает верховенством над другими нормативно-правовыми актами. Некоторые конституции СНГ дают развернутую характеристику принципа верховенства закона. Например ст.7 Конституции республики Беларусь раскрывает новые грани верховенства закона: государство, все его органы и должностные лица действуют в пределах Конституции и принятых в соответствии с ней актов законодательства. Правовые акты или их отдельные положения, признанные в установленном законом порядке противоречащим положениям Конституции, не имеют юридической силы. Нормативные акты государственных органов публикуются или доводятся до всеобщего сведения предусмотренным законом способом. На основании ст.6 Конституции Грузии: «Конституция провозглашается основным законом государства. Конституция является высшим законом общества и государства». На основании ст.7 Конституции Молдовы указано, что ни один закон или иной нормативный правовой акт, противоречащий нормам Конституции, не имеет юридической силы. Это делает основание запрета применения нормативно-правового акта, который противоречит нормам Конституции, так и как они не обладает никакой юридической силой. Верховенство Конституции проявляется в ее высшей юридической силе. Так же указано в других Конституциях СНГ: ст.4 Конституции Казахстана, ст.12 Конституции Кыргызстана, ст.10 Конституции Таджикистана, ст.8 Конституции Украины. Предписания Конституции обладают верховенством на территории государства. В.Е. Чиркин в «Конституционном праве Зарубежных стран» дает понятие термина «Основного закона», - означает, что конституция является исходной базой для правотворческой и правопринимательной деятельности, высшая юридическая сила Конституции предлагает, что все остальные законы иные акты, правопринимательная практика должны соответствовать ей, иначе они недействительны. Реализация конституции, ее норм осуществляется благодаря изданию нормативно-правовых актов, а также актов органов исполнительной власти, деятельности государственных органов, ее должностных лиц, граждан государства. Эта деятельность регулируется правом и должна соответствовать Конституции. Верховенство Конституции, ее высшая юридическая сила предполагает ее защиту и контроль в соблюдении. На основании п.II ст.147 Конституции Азербайджанской Республики «Конституция Азербайджанской Республики имеет прямое действие». Нормативно-правовые акты органов исполнительной власти, которые входят в законодательную систему Азербайджанской Республики, также определяются этой статьей Конституции Азербайджанской Республики. На основании п.III ст.147 Конституции Азербайджанской Республики: «Конституция Азербайджанской Республики – основа системы законодательства Азербайджанской Республики». В систему законодательства Азербайджанской Республики входят также нормативно-правовые акты органов исполнительной власти, которые являются результатом нормотворчества органов исполнительной власти. Т.е. указы, Президента, постановления Кабинета Министров, нормативные акты центральных органов исполнительной власти, акты нормативного характера местных органов исполнительной власти. Значит, Конституция Азербайджанской Республики является основой нормативно-правовых актов органов исполнительной власти, т.е. основой – результатов, итогов нормотворчества органов исполнительной власти. Отсюда следует сделать определенный вывод, что Конституция является основой нормотворчества органов исполнительной власти Азербайджанской Республики. Органы исполнительной власти Азербайджанской Республики на всех стадиях и уровнях, независимо от видов и субъектов нормотворчества ссылаются и основываются на Конституции Азербайджанской Республики. Лишь Конституция первично закрепляет эту деятельность, как нормотворчество органов исполнительной власти, указывает на пределы полномочий органов исполнительной власти в этой сфере деятельности, а также определяет взаимодействие органов исполнительной власти с другими органами государственной власти и органами самоуправления. Конституция устанавливает цель, задачи, конституционные принципы и обязательства нормотворчества органов исполнительной власти, показывает иерархичность по вертикали нормативно-правовых актов органов исполнительной власти. Было бы предпочтительно важно включение конституционных основ нормотворческой деятельности органов исполнительной власти, как отдельной главы в Закон «О нормативно-правовых актах» Азербайджанской Республики. закон конституция нормотворческий исполнительная Список использованной литературы 1. Конституция Азербайджанской Республики. –Изд. «Юридическая литература» Баку-2003, с.74. 2. Михалева Н.А. «Конституционное право зарубежных стран СНГ»: Учеьное пособие. –М. Юристъ, 1999, с.352. 3. Чиркин В.Е. «Конституционное право зарубежных стран». Учебник, 3-е издание, переработанное и дополненное. Москва, Юристъ, 2003, с.622. 4. Сравнительный анализ Конституций государств-участников СНГ (ответственный редактор д.ю.н., профессор В.Г. Вишняков). Москва-2006, с.280. 5. Атакишиев Б.С. Конституция Азербайджанской Республики и Основы права. Научное произведение. Баку-2006, с.194. 6. Алиев Ш. Научно-практический комментарий к Конституции Азербайджанской Республики. Баку, 2000. 7. Закон о Нормативно-Правовых Актах Азербайджанской Республики от 26.11.1999 года. 8. Шукюров Ш.Т. «Правовые основы нормотворческой деятельности центральных органов исполнительной власти». Статья в «Elmi Məcmuələr», MAA, том 9-2, с.45-52, 2007. |