Контрольная работа: Культурно-исторические типы цивилизаций

Название: Культурно-исторические типы цивилизаций
Раздел: Рефераты по истории
Тип: контрольная работа

Содержание

Введение

Культурно-исторические типы цивилизаций

Эволюция понятия цивилизация

Циклическая концепция развития цивилизаций

Причины упадка и гибели цивилизаций

Альтернативные концепции развития мировых цивилизаций

Заключение

Список литературы

Введение

Тема контрольной работы "Культурно-исторические типы цивилизаций" по дисциплине "История мировых цивилизаций".

Новая дисциплина не является традиционной историей (в ней нет сценариев и картинок конкретных действий, поскольку нас интересуют типологические процессы). Не является она и историей культуры или культурологией (мы не будем углубляться в процессы становления истины, добра, красоты в конкретных явлениях искусства или науки). История мировых цивилизаций - это новая дисциплина, которая своей синтетичностью способна выступать основой гуманитарного образования в целом. Она дает представление о развитии и инвариантные характеристики как отдельных цивилизационных систем, так и общечеловеческой цивилизации.

Культурно-исторические типы цивилизаций

Эволюция понятия цивилизация

Само слово появилось в языке не столь давно. В печати впервые употреблено в 1766 году, обнаружил Февр. Кто употребил первым не известно. Хотя прежде в языке имели место слова " цивилизованный" и "цивилизовать".

В энциклопедиях понятие "цивилизация" ассоциировалось с концепцией прогресса и несло в себе смысл просветительского мышления. Именно так осмысливал ее Гольбах. Экономисты (А. Смит) связывали понятие "цивилизация" и "богатство". У многих исследователей цивилизация отождествлялась с хорошими манерами. Именно так этот термин впервые употребил Вольтер в своих трудах. Во множественном числе слово появилось после XVIIIвека, в связи с созданием различных теорий цивилизаций. Так, в 1827 году вышли "Принципы философии" Дж Вико и "Мысли о философии человечества" Гердера. Вслед за ними Франсуа Гизо высказал убеждение, что у человечества общая судьба, а историю человечества можно рассматривать как собрание материалов, подобранных для великой истории цивилизации рода человеческого. Появление в 1877 году книги Моргана "Древнее общество" или "Исследование путей человеческого прогресса от дикости через варварство к цивилизации" означало, что значение слова стало применяться для характеристики стадий развития человечества.

Интересно, соотношение понятий "культура" и "цивилизация" долгое время они выступали как синонимы. В XXвеке антропологическое понятие культуры, как результата приобретенных навыков поведения стало постепенно заменяться понятием цивилизация.

цивилизация культура эволюция циклический

Что же такое цивилизация? Предпринималось множество попыток дать это определение. Цивилизация - (от латинского civilis - гражданский, государственный).

Определение российского обществоведа Семенниковой, построенное на формуле Тойнби, принято считать рабочим: "Цивилизация-это сообщество людей, объединенное основополагающими духовными ценностями и идеалами, имеющие устойчивые особые черты в социально-политической организации, культуре, экономике и психологическое чувство принадлежности к этому обществу".

Какова продолжительность существования цивилизаций? По этому вопросу мнения очень разные. Шпенглер О. и А. Тойнби считали, что цикл развития цивилизаций равен приблизительно 1000 лет; Лев Николаевич Гумилев-1.5 тыс., лет; Кетле пришел к выводу, что средняя продолжительность жизни цивилизаций составляет приблизительно 185 лет.

Разные мнения и по вопросу о том, сколько и каких цивилизаций было. Данилевский насчитывал их 11, Шпенглер-8, Тойнби сначало-100, потом постепенно сокращая, дошел до 36 потом до 21 и в итоге до 13.

В принципе, вопрос о том, сколько их было - 100 или 13 не столь уж важен. Важнее выделить укрупненную единицу анализа - культурно-исторический тип цивилизаций.

Определение типов цивилизаций осуществляется по следующим признакам:

1. Общность и взаимосвязь историко-политической судьбы и экономического развития.

2. Взаимопереплетение культур.

3. Наличие сферы общих интересов и общих задач с точки зрения перспектив развития.

На основе этих признаков определены три типа развития цивилизаций:

1) Не прогрессивные формы существования (аборигены Австралии, индейцы Америки, многие племена Африки, малые народы Сибири и Северной Европы).

2) Циклического развития (страны востока).

3) Прогрессивного типа развития (Греко-латинская и современная европейская).

Циклическая концепция развития цивилизаций

Образ цикла в качестве мировоззренческого ориентира сформировался на простых и доступных всем наблюдениях: жизненно-биологический путь человека (рождение, рост, молодость, зрелость, старость, смерть), лунные фазы, смена времени года и. т.д. поэтому цикличность, цикл - обязательный элемент всех мифов об умерших и воскресших богах, катастрофах и обновлениях мира. Такие мифы есть у разных народов и культур.

Первые описания циклического взаимопревращения основных элементов или стихий мира встречаем у Гераклита. Он называет трансформацию в направлении "земля - вода-воздух-огонь" - путем вверх, трансформацию в обратном направлении - путем вниз. Следуя Гераклиту, довели циклизм до логического завершения: в космосе время от времени происходит всеобщее воспламенение (через каждые 18.000 или 10.800 лет) или "мировой пожар", за которым следует период влаги, благодаря чему сохраняются логосы-семена всего сущего. Из этих семян вырастает новый космос.

Проблемы культурно-исторической цикличности и анализ типов цивилизаций нашли свое продолжение у Данилевского. Он считал, что лишь не многие народы смогли создать великие цивилизации и стать культурно-историческими типами.

Все народы он разделил на три основных класса:

1) Позитивных творцов истории, создавших великие цивилизации и культурно-исторические типы.

2) Негативных творцов истории, которые подобно гуннам, монголам, не создали великих цивилизаций, но как "Божий кнут" способствовали гибели дряхлых, умирающих цивилизаций.

3) Народов, творческий дух которых по какой-то причине задерживается на ранней стадии развития и становится этнографическим материалом.

В книге "Россия и Европа" Данилевский излагает законы исторического развития, вытекающие из его группировки явлений по культурно-историческим типам.

Закон 1. Всякое племя или семейство, говорящее на одном языке или принадлежащее к одной языковой группе, представляет культурно-исторический тип.

Закон 2. Условием к зарождению цивилизаций является наличие политической независимости у народов, принадлежащим к данному культурно-историческому типу.

Закон 3. Начало цивилизаций одного культурно-исторического типа не передаются народам другого типа; каждый тип вырабатывает их для себя. Однако цивилизации воздействуют друг на друга.

Закон 4. Цивилизация только тогда достигает полноты, расцвета, когда разнообразные этнографические элементы составляют федерацию или политическую систему государств, а не представляют одно политическое целое.

Закон 5. Ход развития культурно-исторических типов всего ближе уподобляется многолетним растениям, у которых период роста продолжителен, цветения - относительно короток, а затем - истощение жизненных сил.

Таким образом, по Данилевскому большинство цивилизаций являются созидательными не во всех, а только в нескольких областях деятельности. (Например: греческая достигла высот в эстетической области, семитская - в религиозной, римская в области права, и. т.д.

Прогресс человечества не в том, чтобы всем идти в одном направлении, а в том, чтобы исходить все поле исторической деятельности вдоль и поперек.

Точка зрения Освальда Шпенглера необыкновенно интересно изложена в книге "Закат Европы" (1923 год). Он пишет, что всякая культура имеет свою собственную цивилизацию, а цивилизация есть неизбежная судьба всякой культуры. "Цивилизация, есть завершение… к нему приходят с глубокой внутренней необходимостью все культуры".

Итак, по Шпенглеру история распадается на ряд независимых, неповторимых, замкнутых циклических культур, которые переживают рождение, становление и закат и имеют сугубо индивидуальную судьбу.

Для более полного понимания проблем развитых цивилизаций необходимо остановиться хотя бы очень коротко на "больших циклах" Кондратьева и циклическом контуре пассионарной концепции Гумилева.

Теория "больших циклов" (48-55 лет) касается экономических проблем общества, но их социально-исторические обобщения легли в основу волнового циклического процесса.

Ключом к пониманию гумилевской концепции является понятие этноса. Именно этносы являются феноменами, в которых осуществляется взаимодействие людей и природной среды. Природа этноса, по Гумилеву - энергетична. Пассионарность - это эффект воздействия энергии живого вещества на характер и поведение человека, члена того или иного этноса. Пассионарность - это антиинстинкт, идущий вразрез с инстинктом самосохранения. Ради достижения цели, пассионарная личность не жалеет ни сил, ни жизни (как своей, так и других людей). Пассионарных личностей не много, но именно они создают необходимую для развития этноса критическую массу. Именно эта энергия уходит на создание культурных ценностей, политической деятельности и. т.д. Появляются пассионарии в результате пассионарного толчка, который длится от 1 до 5 лет. По Гумилеву, на вытянутой и узкой полосе земной поверхности (200-300 км) в результате космического облучения возникает серия пассионарных популяций. Новые этносы появляются через 130-160 лет инкубационного брожения этих популяций. Вектор этногенеза идет по фазам:

1-я фаза этногенеза - подъем. Человеческий коллектив, впервые восходящий на историческую сцену, вдохновляется императивом: "Надо исправить мир, ибо он плох".

2-я фаза - акматическая. Здесь предельная активность пассионарных особей.

3-я фаза - переход к императиву: "Мы устали от великих". Надлом, пассионарное оскудение; в этой фазе давление на природу деструктивно.

4-я фаза - тяга к спокойной и нормальной жизни с императивом: "Будь таким как я". Верх берут особи "золотой посредственности". Теория прогресса дает санкцию на безжалостное уничтожение природы, которая мстит за себя.

5-я фаза - обскурация - это сумерки этноса, фактически конец с императивом: "Будь таким как мы" - высмеивай трудолюбие, презирай интеллект, не стесняйся невежества. Примерно через 1500 лет конец неизбежен.

Осколки распавшегося этноса впадают в состояние гомеостаза (статичности). Примеры: североамериканские индейцы, эскимосы, алеуты, пигмеи, аборигены Австралии. Гумилев считает, что все подобные народы не начальные, а конечные фазы этногенеза, этносы, растерявшие свой пассионарный фонд.

Конечно, в этой теории не все ясно, много вопросов, вокруг которых ведутся споры.

Причины упадка и гибели цивилизаций

Арнольд Тойнби в "Постижение истории" поставил такой вопрос: почему некоторые общества оказываются неподвижными, почему не складывается цивилизация? Для генезиса цивилизаций необходимы два условия:

1) Понимание роли творческого меньшинства в данном обществе;

2) Наличие среды.

Чтобы цивилизация состоялась, нужен механизм взаимодействия Вызова и Ответа: среда умеренно неблагоприятна, она бросает вызов обществу, а общество через творческое меньшинство, успешно отвечает на вызов и решает проблемы: общество в движении, уровень цивилизации неизменен.

Растущая цивилизация - это социальное единство общества, где за творческим меньшинством, следует, подражая ему большинство. Механизм раскола Тойнби видит в период распада надломленной цивилизации, в период отчуждения большинства от меньшинства.

Таким образом, цивилизация сама кончает с собой. Природу этого Тойнби объясняет тремя причинами:

1. упадком творческих сил меньшинства;

2. ослаблением добровольного подражания со стороны большинства;

3. утратой социального единства общества как следствием первых двух причин.

Фаза упадка распадается на три подфазы - надлом, разложение, исчезновение. Все это длится веками. Так египетская цивилизация испытала надлом в XVIв. до н.э., а исчезла только в Vвеке н.э., 2 тыс. лет она существовала в форме окаменевшей жизни и смерти.

Но как бы это долго, ни длилось, судьба большинства цивилизаций, если не всех, то рано или поздно влечет их к конечному исчезновению.

Альтернативные концепции развития мировых цивилизаций

1. Линеарная концепция. Основывается на представлении, что человечество развивается от старого к новому, от простого к сложному, от низшего к высшему. Этой концепции не знали ни античность, ни средние века, появилась она в XVI - XVIIIв. в. в период борьбы за духовную эмансипацию человека.

Прогресс человечества виделся как прогресс человеческого разума, о чем писали Вольтер, Дидро, Даламбер.

Динамика прогресса - основная идея О. Конта.

Идеи Конта далее развил Спенсер. Закон усложнения, нарастания разнородности охватывает по Спенсеру, все сферы жизнедеятельности общества, цепочка изменений охватывает, подобно вееру, какое-то открытие и, не зная ограничений, втягивает в себя все новые и новые элементы. Спенсер делает вывод, что прогресс есть благотворная необходимость, не подчиненная человеческой воле.

В XXв. американский политолог Френсис Фукуяма поставил вопрос: ”Конец истории? ”

Фукуяма разделил современный мир на 2 части: историю и постисторию, на задворках которой - страны третьего мира. Постистория ограничена странами Европы, Японии, Сев. Америки, т.е. индустриально развитыми. В беге столетий либерализм здесь победил, но “конец истории печален… В постисторический период нет ни искусства, ни философии, есть лишь тщательно оберегаемый музей истории”.

Фукуяма делает вывод, что человечество в своем странствии по истории набрало на совершенный путь развития - либеральную демократию и сопутствующий ей рынок. Успехам западной цивилизации придается статус общечеловеческих ценностей, но в мире есть другие цивилизации: исламская, конфуцианская, индуистская, японская, православно-славянская и т.д., поэтому достижения западной цивилизации не могут автоматически переносится на почву других цивилизаций.

Таким образом, прогресс западной цивилизации не может иметь универсального статуса.

Осевое время развития цивилизации называют еще “ковариантной" моделью, представлено оно Карлом Ясперсом. Немецкий философ считает, что исторический процесс ограничен началом и концом, а внутри этих рамок история делится на 4 больших периода - доистория, древние культуры, период осевого времени и технический век. Доистория - время создания человека, его биологических свойств, накопления им земных навыков и духовных ценностей. В трех областях земного шара почти одновременно возникают древнейшие культуры: шумеро-вавилонская, египетская и эгейская. Одновременно с ними существовала доарийская культура долины Инда и архаический мир Китая.

Ясперс, в противовес концепциям культурных циклов, считает, что человечество имеет единые истоки и единый путь развития. “Ось мировой истории" он определяет временем между 800-200 г. г. до н.э. В это время жили Конфуций и Лао-Цзы, появился Будда. В Палестине выступали пророки - Илия, Исайя, Иеремия и др. В Греции расцвет философии.

“Осевое время" знаменует исчезновение великих культур древности. С разрушением обособленных культур пришла империя, которая грубо перемешала народы, а возникшую духовную пустоту заполнили мировые религии.

Ясперс выделяет в истории 4 среза:

1). Возникновение языков, изобретение орудий, начало использования огня;

2). Возникновение высоких культур в Египте, Месопотамии, Индии и Китае V - IIIтыс. до н.э.;

3). Духовное основоположение человечества, происшедшего в VIII - IIв. до н.э.

4). Подготовленное в Европе с конца средневековья рождения научно-технической эры, которая приобретает стремительное развитие в XXвеке.

“Ось мирового времени" - это третий срез, на котором возникает современный для нас человек. На этом этапе происходит становление истории человечества, тогда как до “осевого времени" были лишь локальные истории.

2. Пост модернистская концепция.

Определений постмодернизма масса, но суть - резко негативное отношение к новоевропейской рациональности, культуре стилей. Сторонники постмодернизма

считают, что новоевропейская рациональность имеет право на руководство человеческой жизнью.

Одним из самых известных специалистов по философии постмодернизма считается Жан-Франсуа-Лиотар. Каждая вещь состоит из линий, собранных в узел. Любимый образ пост модернистов - зигзаг. В историческом цивилизационном плане - никаких противоположностей у каждого свой мир ценностей, своя истина. Корни можно пускать в любом направлении, по принципу - движения все, цель - ничто.

3. Восточная эзотерическая концепция развития цивилизаций Е.П. Блаватской.

Блаватская первая опубликовала сокровенные учения Востока, на которых основаны все религии мира.

Ее труды “Разоблаченная Изида" и “Тайная Доктрина” сложны, и понять их могут только люди, обладающие определенной подготовкой.

“Тайная Доктрина” - общее название эзотерических (тайных, скрытых) учений древности.

Космос развивается по одному - единственному закону - закону Гармонии, который действует вечно в вечно пульсирующем мироздании. Вечным является и пространство, которое проявляет себя в Манвантаре - периоде “проявления”. На заре Манвантары происходит пробуждение миров, идет пронизывание пространства тонкими энергиями, волнами разных вибраций.

Эта волна жизни изливается в пространство от Всемирного Духа. Жизненный импульс дается для всей семеричной цепи миров или цепи планет.

Блаватская сравнивает расположение миров, включенных в процесс проявления, с семью бусинами, нанизанными на нить.

Достигнув первой планеты "А" жизненный цикл начинает развивать "минеральное царство". Ко времени завершения минерального периода на планете "А", планета "В" выявляется в объективность и привлекает к себе жизненный импульс, ставший излишком на планете "А". Ко времени завершения минерального периода на планете "В" завершается растительный период на планете "А". Минеральный импульс переносится на планету "С". С планеты "С" на планету "Д" (наша Земля). В то же время на планете "А" появляется человек - "бледная тень". С каждой планетой жизнь становиться все более грубой и материальной.

Когда человек последнего круга переходит к последнему миру, дух человека достигнет последней “бусины" в цепи планет и перейдет в конечную Нирвану (состояние абсолютного существования и абсолютного сознания, куда Эго человека входит после смерти, если он достиг совершенства). Последний мир тоже переходит в субъективность, и так на Млечном пути рождение и смерть миров следуют друг за другом в торжественном шествии закона Гармонии. Когда последний цикл, несущий человека, закончится на последней планете и человечество достигнет, а массе своей степени Будды и прейдет из объективного бытия в тайну Нирваны - тогда " видимое станет невидимым, конкретное возвратится к своему доцикловому состоянию атомического распадения". Наступит Пралайя, и ни человек, ни животное, ни даже растения не будут свидетелями ее. Только будут планеты с их "минеральными царствами", разложенными, но не уничтоженными, которые в свои сроки вновь соберут силы для начала новой Манванторы. Это продолжается бесконечно.

Блаватская утверждает, что человечество появилось одновременно в 7-ми зонах Земли, от семи прародителей, предков. Развитие человечества идет через 7 Рас (цивилизаций). Каждая раса имела свой, только ей предназначенный Материк и на нем только развивалась. Вместе с Расой умирает и ее материк. Конечно. Это длительный временный эволюционный процесс, и рядом долго сосуществуют старая и новая Раса.

1 материк - Несокрушимая священная земля. Этот материк никогда не уничтожался и не изменялся. Он сохраняется - это район Северного полюса.

2 материк - Гиперборейский - это земли от Северного полюса к югу.

3 материк - Лемурия. Их земля была на просторах сегодняшнего Тихого и Индийского океанов, доходила до Антарктиды. В этот период у Расы появляется скелет, происходит разделение полов.

4 материк - Атлантида - он соединял то. что потом стало отдельно Европой и Америкой.

5 материк - Европа - это земля пятой арийской расы. Родина арийской Расы - Северная Индия, но родились арийцы в Центральной Азии. Пятая Раса стала развиваться приблизительно 57 тыс. лет назад.

Первая Раса - "тени теней" или человек без формы. Пройдут тысячелетия, прежде чем призраки начнут уплотняться, набирая опыт земных ощущений. Появление разума как бы разделило человека на две природы. "Ум с сердцем не в ладу". Прекрасные, одухотворенные мысли и низменные животные желания - извечная борьба Добра и Зла. Первая Раса не нуждалась ни в еде, ни в питье, ни в продолжении рода. Она не умирала.

Первая Раса исчезла в теле своего потомства. Первым видом размножения было почкование. Зародыши - почки находились на родительском теле. Первой Расы и питались их естеством, до тех пор, пока " не съели" своих родителей. Со временем, когда человек стал покрываться плотным телом, внутреннее тело к моменту пробуждения разума, уже не было видно. Вторая Раса начала порождать детей другим способом: как бы "капли пота" выступали на оболочках-людях, это были её дети. Так было в начале Второй Расы, а в конце - капли пота стали твердеть. Вторая Раса - гигантские призрачные существа без чувств.

Третья Раса _ это уже не призраки, по Земле шагали гиганты 16 м, сверхчеловеческой силы. Вокруг них все было гигантский размеров. Когда у них появился разум, они перестал бесцельно бродить, создали цивилизацию. Она была величественнее современной. Третья Раса - это первая цивилизация нашей планеты. В это время на Земле была гармония. Лемурийцы обладали психической силой. "Третий глаз" перестал действовать во второй половине периода, когда раскрылись глаза человека. Двуединое яйценосное человечество существовало недолго. Двуединение разъединилось на женское и мужское. Существует две легенды о Гермафродите и племени Андрогенов.

Легенда первая об удивительном, прекрасном, чистейшем юноше, рожденном древнегреческими богами Мудрости и Красоты - Гермесом и Афродитой, дитя назвали Гермафродит. Юноша неописуемой красы купался однажды в источнике Эллады и прекрасная нимфа Салмакида влюбилась в него. Но юноша был бесстрастным, и тогда нимфа умолила богов слить её жизнь с любимым в одно существо.

Легенда вторая. Когда-то жило на Земле племя Андрогенов - прекрасное и бессмертное. Внутри человека была гармония (мужчина и женщина в одном человеке). Могущество племени увеличивалось, и Боги решились, испугавшись, на коварство. Они ночью напали на людей племени и, разрубив каждого на две половинки, разбросали вперемежку по всей Земле. И люди с тех пор ищут свою "половинку".

Итак, треть я Раса началась с духовного, а кончилась физическим. Первыми начали разъединяться животные. Двуединый человек тоже разъединился. Он сказал: будем, как они сочетаться и создавать себе подобных. И те, кто не имел искры (разума) сочетался с огромными самками животных, Те породили расу согбенных чудовищ. Зверь, в крови которого появилась человеческая кровь, оказался злым и агрессивным. Была нарушена первая космическая заповедь - "не убий".

Первые три Расы были людьми тонкого мира.

Четвертая - первые физические люди. Кожа бледно-желтого цвета, позже появятся краснокожие. Атланты были трехметрового роста, обладали огромной физической силой. Но логическое мышление у них отсутствовало. Часть четвертой рас породило потомство от самок другой получеловеческой расы. Отсюда и появился предок человекообразных обезьян. Это было духовное падение: атлант - отец обезьян. Был нарушен закон гармонии.

Странная мучительная загадка о первой жене Адама - Лилит скрыта св. Иоаном в его слове "зверь", упомянутом в Откровении. Ключ к этому находим в "Тайной доктрине" Е. Блаватской: "Очаровательная женщина с длинными волнистыми волосами - Лилит - человек - животное, или злой зверь".

На воздушных кораблях "Сыны-людей" были вывезены на Восток и Север, а все, кто осквернил Землю, были уничтожены: "Воды поднялись и покрыли Землю от одного конца до другого". Потоп произошел 850 лет назад (по Библии - 7,5 тыс. лет назад).

Шестая Раса появится после катаклизмов, первая серия которых уничтожит Европу и обе Америки - земли, связанные с границами нашего материка. Шестая тихо приближается, в течение тысячелетий появятся иные дети (аномалии), и их будет больше и больше. Когда теперешний тип человека будет рассматриваться как выродки, они вымрут, переживет лишь маленькая группа на островах - нынешних снежных вершинах. У Шестой Расы будет свой материк, наш уйдет на дно. Новая эпоха будет называться "Эпохой матери Мира" Е. Блаватская выделяет Норвегию, ибо именно в ней она видит признаки Новой Эпохи.

О великом предназначении человека.

В первых двух Расах и половине Третьей Расы смерти не было, было растворение в потомстве. Третья Раса с уплотнением физического тела примерно 18 млн. лет тому назад познала смерть. Физический мир дан человеку как арена опыта, где раскрываются божественные силы человека. Через испытания человек должен достичь цели - стать самосознающим духовным центром, стать высокодуховным и всесильным.

В Восточном эзотерическом учении жизнь - вечно сущее Единого Источника, из которого все исходит и куда все возвращается.

Как же реализовать себя?

Для начала по учению эзотерической философии, надо осознать всю ответственность своего пребывания в жизни: " Надо осознать и использовать шанс, чтобы продвинуться в эволюции, надо осознать, что наши земные ценности временны и иллюзорны, что жизнь дана не для прозябания, а для самосовершенствования". Способы совершенствования несложны и известны каждому человеку: пост, чистота мыслей, слов, поступков, временное молчание, чтобы дать говорить природе; вдохновенный труд и созерцание.

Заключение

Система гуманитарного образования предусматривает приобретение студентами целостных знаний о социокультурном развитии человечества. Его понимание должно стать своеобразным каркасом гуманитарного знания как такого, поскольку без общего виденья этого процесса невозможным становится и системное осознание отдельных феноменов культуры. Изучение истории философии, религии, литературы или изобразительного искусства нуждается в том, чтобы человек имел представление о развитии и инвариантных характеристиках как отдельных цивилизационных систем, так и общечеловеческой цивилизации в целом. Потому история мировой цивилизации должна быть обязательной составляющей современного гуманитарного образования.

Список литературы

1. Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм в XVI - XVIII вв.: В 3 т.

2. Гумилев Л.Н. Этносфера: История людей и история природы. - М., 1993.

3. Древние цивилизации. / Под ред. Г.М. Бонгард-Левина - М., 1989.

4. Максимова ВМ.В. В XXI век - со старыми и новыми глобальными проблемами // Мировая экономика и международные отношения. - 1998. - №10.

5. Моисеева Л.А. История цивилизаций. - Ростов на Дону, 2000.

6. Павленко Ю.В. Історія цивілізацій. - Київ: Либідь, 1999.

7. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. - М., 1992.

8. Тойнби А. Постижение истории. - М., 1991.

9. Україна у міжнародних відносинах XX ст.: Навч. посібник / за ред. проф. Малика Я.Й. - Львів: Світ, 2004.

10. Яковец Ю.З. У истоков новой цивилизации. - М., 1991.