Учебное пособие: Конкурсный урок алгебры и начала математического анализа по теме "Логарифмические уравнения"
Название: Конкурсный урок алгебры и начала математического анализа по теме "Логарифмические уравнения" Раздел: Рефераты по педагогике Тип: учебное пособие | ||||||||||||||||||||||||||||
Конкурсный урок алгебры и начала математического анализа Тема: " Логарифмические уравнения " Класс: 11 МОУ «Гимназия №1» Учитель: Умарова Г.К. МОУ «Кабаньевская СОШ» Цели урока: – организовать деятельность учащихся по изучению новой темы; – обеспечить закрепление новых понятий логарифмическое уравнение, методы решения логарифмических уравнений; – научить учащихся решать логарифмические уравнения методом, основанным на определению логарифма, методом потенцирования; – развивать умение анализировать, сопоставлять, делать выводы, синтезировать полученные знания и умения; – воспитывать умение работать в парах; навык самооценки и взаимооценки. Оборудование: мультимедийный проектор Ход урока: Дорогие ребята! Я надеюсь, что этот урок пройдет интересно, с большой пользой для всех. Очень хочу, чтобы те, кто еще равнодушен к царице всех наук, с нашего урока ушел с глубоким убеждением: Математика – интересный и очень нужный предмет. Наш урок я назвала уроком Красоты и гармонии. В вашем понимании, что такое красота? Что такое гармония? Душой математики является красота и гармония. Я хочу, чтобы вы чувствовали эту красоту, и это чувство помогало вам в изучении такого замечательного предмета, как математика. О гармонии в математики, о ее красоте говорили очень многие. Об этом говорил и известный академик-геометр 20 века Александр Данилович Александров. Его слова является эпиграфом нашего урока: Холодные числа, внешне сухие формулы математики полны внутренней красоты и жара сконцентрированной в них мысли. Александров А.Д. Эти слова я бы полностью отнесла к теме, которую мы с вами рассматриваем сегодня. Устная работа 1. Вычислите устно: а) log28 б) lg 0,01; в) 2 log 2 32. Что использовали для выполнения данного задания? (определение логарифма) 2. Найдите х: а) log3 x = 4 (х=81) б)) log3 (7х-9)=log3 x (х= 1,5) Как иначе сформулировать 3 задание? (решите уравнение) А как вы думаете, какие это уравнения? (логарифмические) Запишем тему урока: «Логарифмические уравнения» Давайте сформулируем цели урока. Можете сформулировать определение логарифмического уравнения? Объяснение нового материала Записать на доске, поясняя log аf(x) = log ag(x), где а-положит. число, отличное от 1, и уравнения, сводящиеся к этому виду. Посмотрим, как вы нашли корень 1 уравнения Чем пользовались? (определением) Итак, выделим первый метод решения логарифмических уравнений, основанный на определении логарифма. Общий вид такого уравнения . Это уравнение может быть заменено равносильным ему уравнением . Давайте оформим решение уравнения 2. log3 (7x – 9) = log3 x 7х – 9 = х 6х = 9 х = 1,5 Применение формул потенцирования расширяет область определения уравнения. Поэтому необходима проверка корней. Проверим найденные корни по условиям 7х-9>0 x>0 Для решения данного уравнения мы использовали метод потенцирования. Этот метод применяется для уравнений вида и сводится к решению уравнения f(x)=g(x), х должен удовлетворять решению системы. Мы рассмотрели с вами 2 метода решения логарифмических уравнений. Какие? (по определению, метод потенцирования) Закрепление №17.1 устно Каким методом будем находить корень уравнения? (по определению) А) 8 б) 1/7 в) 0,09 г.) 4 №17 (а, б) с комментированием. Каким методом будем решать? А) log0,1 (x2 +4x-20)=0 б) log1/7 (x2 +x-5)= – 1 x2 +4x-20=0,10 x2 +x-5=1/7 – 1 x2 +4x-20=1 x2 +x-5=7 x2 +4x-21=0 x2 +x-12=0 x1 +x2 = -4 x1 +x2 = -1 x1 *x2 =-21 x1 *x2 =-12 x1 =-7, x2 = 3 x1 =-4, x2 = 3 №17.6 (а, б) Каким методом будем решать? (потенцирования) Решаем в парах А) 3х-6=2х-3 б) 14+4х=2х+2 3х-2х=-3+6 4х-2х=2–14 х=3 2х= – 12, х= – 6. корней нет Самостоятельная работа Вам предложены уравнения. Ваша задача решить эти уравнения и соотнести ответы с соответствующей буквой. В результате должно получиться слово. Обращаю ваше внимание, что уравнения взяты из демоверсий ЕГЭ, задание В3. 1. (-1, – 3) 2. (х=3) 3. (х=-5) 4. (х=3) 5. (х=-15) Ключ
Джон Непер Графический диктант А сейчас вы побудете в роли учителя. Вам необходимо определить верно ли найдены корни уравнения. Если верно вы рисуете «да» – ^, «нет» – Выписываете свой фигуры в одну строчку.
Ответы: ^-^^ -^^- Итог урока: Сейчас мы сдадим мини экзамен по теме нашего урока. Билеты: 1. Дайте определение логарифмического уравнения. 2. Какими методами можно решать логарифмические уравнения? 3. 4. 5. 6. Считаете ли вы, что цели урока решены? Чему научились, что закрепили? На партах у вас есть кружки голубого, оранжевого и розового цвета. Оцените себя за деятельность на уроке. 3-гол цвет, 4 – оранжевый, 5 – розовый. Домашнее задание. Возьмите карточки с разноуровневым дом задание. Кто желает может взять все уровни. 1 уровень · log 3 x= 4 · log 2 x= -6 · logx 64 = 6 · – log x 64 = 3 · 2 log x 8 + 3 = 0 2 уровень · log 3 (2х – 1) = log 3 27 · log 3 (4х+5)+log 3 (х +2) = log 3 (2х +3) · log 2 х = – log 2 (6х – 1) · 4 + log 3 (3-х) = log 3 (135–27х) · log (х – 2) + log 3 (х – 2) = 10 3 уровень · 2log 2 3 х – 7 log 3 х + 3 = 0 · lg 2 х – 3 lg х – 4 = 0 · log 2 3 х – log 3 х – 3 = 2 lоg 2 3 В заключении урока я хочу вам прочитать стихотворение: «Музыка может возвышать или умиротворять душу, Живопись – радовать глаз, Поэзия – пробуждать чувства, Философия – удовлетворять потребности разума, Инженерное дело – совершенствовать материальную сторону жизни людей,а математика способна достичь всех этих целей». Так сказал американский математик Морис Клайн. Спасибо за работу! логарифмический решение уравнение урок |