Лабораторная работа: Программа тренинга по улучшению взаимоотношений между сотрудниками, их личностному росту через повышение их коммуникативной компетентности
Название: Программа тренинга по улучшению взаимоотношений между сотрудниками, их личностному росту через повышение их коммуникативной компетентности Раздел: Рефераты по психологии Тип: лабораторная работа |
Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТКафедра психологии личности и общей психологии Программа тренинга Работу выполнила студентка 5 курса Факультет управления и психологии Специальность «психология» О.А. Маркина Работу проверила Киреева О.В Краснодар 2011г. Содержание Программа тренинга 1. Теоретический аспект программы 2. Практический аспект программы Программа тренинга 1. Теоретический аспект программы Проблемная ситуация: В современном мире наблюдается тенденция разобщенности сотрудников, работающих в одной компании, особенно если они проживают в разных городах (филиалы компании), что может обусловить их обособленность, в то время когда необходимо взаимодействие работников разных регионов и головного офиса при решении общих вопросов, при обмене информацией для достижения максимально эффективного результата деятельности. Проблема: обособленность работников филиалов компании. Объект – работники компании N разных филиалов, проживающие в разных регионах России. Предмет – взаимоотношения между работниками компании N разных филиалов. Основное содержание программы составляет развитие способностей: · понимать психологические нюансы и тонкости общения; · эффективно вступать в контакт и взаимодействовать на различных уровнях - от формальной коммуникации до глубинного общения; · создавать психологические условия для проявления и разрешения экзистенциальных внутриличностных проблем. Главная цель программы – способствовать улучшению взаимоотношений участников, их личностному росту через повышение их коммуникативной компетентности и более полное освоение мира человеческих отношений. Продолжительность - 5 часов (1 час - перерыв). Оптимальное число участников - 14 человек. Эта программа стремится к тому, чтобы развивать искусство глубинного общения, опираясь на науку о таком общении. Поэтому базовыми методами здесь являются, с одной стороны, импровизационный и максимально естественный метод решения и анализа конкретных ситуаций, а с другой стороны, - достаточно формализованный метод упражнений, тренировки отдельный умений и способностей. «Конкретные ситуации» - это отдельные эпизоды межличностного взаимодействия. По своему "происхождению" эти ситуации могут быть весьма различными: от спонтанных бесед до материалов телевидения. Во всех этих формах метод конкретных ситуаций дает возможность решать две важнейшие задачи: 1. получить опыт участия и проживания реального глубинного общения (эта задача, конечно, по-настоящему может быть решена только непосредственными активными участниками ситуации и лишь отчасти - наблюдателями; поэтому так важно дать возможность выступить в активной роли каждому); 2. развить способность чувствовать и понимать глубинную динамику межличностного общения. Упражнения в данной программе используются самые разнообразные и выполняют разные функции. Их можно условно разделить на две группы: 1. Специфические - предназначенные для отработки конкретных вопросов и непосредственно связанные с рассматриваемой темой; эти упражнения, как правило, более формализованные, требуют точного исполнения и напоминают "разучивание гамм"; 2. Неспецифические - упражнения более общего характера, не привязанные однозначно к конкретной теме и более "мягкие" и гибкие по форме проведения; в эту группу входят также те упражнения, которые выполняют вспомогательную роль (в качестве "настроя", разминки и т.п.). Социально-психологический тренинг направлен на формирование навыков общения, на развитие способностей устанавливать контакт с окружающими, помогает снять внутренние барьеры, мешающие эффективному взаимодействию, способствует сознанию своих личностных качеств. В основе тренинга лежит принцип развития группы и постепенности понимания себя каждым членом группы. Занятие начинается с упражнения, которое способствует установлению доверительной атмосферы в группе. По итогам встречи проводится обсуждение участниками тренинга полученной информации и приобретенных навыков. 2. Практический аспект программы социальный психологический тренинг общение 1. «Знакомство» (19 мин.) Участники группы описывают себя для незнакомого человека, которого предстоит встретить впервые в людном месте. Описать нужно свое поведение, местоположение, жесты, мимику. Цель: осознание своего внутреннего состояния через внешние признаки, развитие навыка «чтения» другого человека по внешним признакам. 2. «Первое впечатление» (19 мин.) Группа обсуждает предыдущее упражнение и делится первыми впечатлениями друг о друге. Цель: установление обратной связи между участниками тренинга, осознание своей способности узнавать характер человека при первом знакомстве. 3. «Глаза в глаза» (25 мин.) Участники разбиваются на пары и в течение 3 – 5 минут внимательно смотрят в глаза друг другу, пытаясь представить, каким этот человек был в детстве. Затем все делятся впечатлениями и проверяют свои догадки. Цель: Установление межличностного контакта участников тренинга, получение обратной связи, возвращение к детским воспоминаниям, некоторые из которых могли стать причиной затруднений в настоящий момент. 4. «Автопилот» (35 мин.) Участники размышляют о том, какими им хотелось бы стать: как себя вести, как относиться к себе и окружающим и т.д. В соответствии с этим каждый составляет программу для своего «автопилота» по определенной схеме, например: «Я уверен в себе; я доброжелателен». Когда программа готова, каждый участник читает ее вслух так, чтобы у присутствующих возникло убеждение, что этот человек именно таков. Цель: осознание своих устремлений, повышение уверенности в своих силах. 5. «Экскурсия» (30 мин.) Участникам предлагается разделиться на пары. Одному из членов пары завязываются глаза. Задача второго участника: провести своего партнера по комнате, по возможности можно вывести его из комнаты и провести внутри или вокруг здания, описывая при этом все встречающиеся достопримечательности. При встрече с другой парой «экскурсовод» представляет их своему партнеру, который, в свою очередь, здороваясь, пожимает им руки. Задача «слепого»: прочувствовать все происходящее: звуки, запахи, прикосновения и пр. Через 10 минут участники меняются ролями. После окончания упражнения во время обсуждения каждый участник описывает, что он чувствовал с завязанными глазами и где проходил. При этом «экскурсовод» может его поправлять и добавлять рассказ. Цель: установление доверительных отношений. 6. «Формирование компании и ее филиалов» (45 мин.) Участники разбиваются на 2 группы. В каждой группе формируется образ обладания продуктом, который в последующем будет необходимо раздробленно или полностью продавать. Каждая группа должна создать программы формирования компании, открытия ее филиалов (всё необходимое для этого), рекламы ее продукта. Через 30 минут осуществляется информирование о созданных программах, их обсуждение. Цель: выявление общих идей, общих взглядов. 7. «Сказка наоборот» (17 мин.) Участники сидят в кругу. Один из них начинает рассказывать придуманную сказку, но с конца (например: «И жили они долго и счастливо»). Сидящий рядом придумывает то, что было до этого, повторяя финал. Следующий – то, что было перед этим, повторяя сказанное ранее, и так до начала. Последний рассказывает всю сказку целиком от начала до конца. Цель: развитие слуховой памяти, внимательного слушания партнера по общению. 8. «Кто есть кто?» (30 мин.) Участники письменно отвечают на вопросы ведущего. Листочки с записями ведущий собирает, а затем читает написанное вслух. Участники пытаются угадать, кто дал себе такую характеристику. Предлагаемые вопросы: · Твоя любимая пословица или высказывание? · Продолжи фразу: «Когда на меня кричат…» · Чем бы ты занимался охотнее всего? · На что тебе приятнее всего смотреть? · Что бы ты охотнее всего слушал? · Какое чувство ты бы переживал охотнее всего? Цель: осознание своих качеств и пристрастий, развитие навыка анализа качеств окружающих через их поступки и привычки. |