Курсовая работа: Функции криминологической науки. Связь криминологии с профилактической деятельностью

Название: Функции криминологической науки. Связь криминологии с профилактической деятельностью
Раздел: Рефераты по государству и праву
Тип: курсовая работа

Кафедра административного права и административной деятельности

Курсовая работа

предмет: Криминология и профилактика преступлений

тема: Функции криминологической науки. C вязь криминологии с профилактической деятельностью

Введение

Функции криминологической науки. Связь криминологии с профилактической деятельностью – является на сегодняшний день очень актуальной темой, так как, криминологические функции разнообразны но направление у всех одно это борьба с преступностью и профилактика по недопущению совершения преступлений.

Криминология весьма практическая наука. Она дает в руки тех, кто этого хочет, и понимание проблемы преступности в целом, и понимание того, что общество может в борьбе с ней, какими средствами оно обязано пользоваться, как заниматься законотворчеством с учетом состояния, характера, структуры преступности, какие меры в борьбе с преступностью первичны, какие вторичны, каково место правоохранительных органов в борьбе с преступностью, что первично в борьбе с преступностью –закон и наказание или меры экономического, социального, воспитательного плана и т.п.

Я считаю необходимым раскрыть в данной теме следующие вопросы

На примере участкового инспектора милиции, я считаю необходимым раскрыть профилактическую деятельность и её связь с криминологией.


1. Понятие и предмет криминологии её задач и как науки

Криминология является сравнительно молодой наукой. Как самостоятельное научное направление она появляется во второй половине ХIХ в. Дословно криминология — это учение о преступлении (crimen-преступление; logos-учение). В предмет криминологии входят четыре основные проблемы.

1. Преступность — специфическое социальное явление, выраженное совокупностью совершенных преступлений в данном государстве (или регионе) за определенный период времени.

2. Личность преступника — специфическое социальное качество, своеобразный продукт негативного процесса социализации.

3. Причины и условия преступности — существующие в обществе социально-экономические, социально-политические, социально-психологические и социально-нравственные противоречия, порождающие преступность как свое закономерное следствие.

4. Предупреждение преступности — разновидность социального управления в обществе, имеющее целью удерживать преступность на минимально возможном уровне посредством воздействия на причины и условия, ее порождающие. Дискуссия вокруг главного вопроса предмета криминологии — что такое преступность, породила два самостоятельных подхода в криминологии: биологический и социологический, которые сосуществуют и поныне.[1] Криминология — это самостоятельная наука о преступности и рациональных методах ее предупреждения, является по содержанию социально-правовой, а по принадлежности — юридической учебной дисциплиной. Задачи науки криминологии определяются, с одной стороны, принадлежностью этой науки к обществоведению и состоят в познании закономерностей преступности как специфического социального явления, с другой стороны, конкретизируются практическими потребностями борьбы с преступностью на современном этапе. С учетом современного состояния отечественной криминологии актуальной задачей является критическая оценка своих концепций и рекомендаций как относящихся к советскому периоду ее развития, так и формирующихся сегодня. Прошлый опыт должен быть очищен от догматических установок и политических заклинаний для избавления от «облегченного» подхода к преступности, когда в нашей стране она признавалась чуждым явлением, не имеющим собственных причин воспроизводства, и с которой можно покончить к определенной исторической дате. Но и сегодняшние теоретически е положения и практические выводы не должны быть построены на простом отрицании достижений недавнего прошлого и не могут служить постоянным объектом самолюбования их творцов. Познание сущности преступности предопределено диалектикой, которая отрицает преклонение перед чем-либо и по сути своей критична. Вторая актуальная задача криминологии состоит в научном обеспечении практической политики борьбы с преступность. Речь в данном случае идет о проведении экспертизы разрабатываемых проектов нормативных актов с целью определения их криминологической обоснованности и конкретизации возможных последствий в изменении преступности. При этом такая экспертиза должна распространяться не только на проекты законов в области уголовного, уголовно-процессуального и уголовно-исполнительного права, но и на другие акты, связанные с преступностью. В частности, это касается разработки нормативных актов, регламентирующих деятельность по предупреждению преступности в правоохранительных органах, а также собственно криминологического законодательства, например Закона о предупреждении преступности. Третья задача криминологии видится в создании и внедрении в практику научно обоснованных методик по изучению и прогнозированию преступности, рекомендаций по профилактике таких наиболее распространенных и опасных видов преступлений, как хищения, убийства, или преступлений, совершаемых рецидивистами, несовершеннолетними, организованными преступниками. Четвертая задача, имеющая в настоящий момент не менее важное значение, состоит в изучении опыта предупреждения преступности и отдельных ее видов в зарубежных странах с целью использования его в нашей стране. Для обеспечения этой задачи необходимо активное участие российских криминологов в международных форумах по проблемам преступности по линии ООН, проведение собственных международных конференций по таким актуальным вопросам, как террористическая, транснациональная, организованная преступность. Пятая задача криминологии состоит в проведении криминологического просвещения среди широких масс населения, журналистов, руководителей разного уровня с целью воспрепятствовать формированию искаженных криминальных стереотипов, ведущих к запугиванию и призывам бороться с преступностью исключительно жестокими мерами.

2. Функции криминологии

Всякое исследование складывается из логически последовательных этапов. Применительно к криминологии их суть определена следующим образом: от констатации связи между социальными процессами, явлениями и преступностью к выявлению механизма этой связи, а от него – к прогнозированию преступности и планированию мер борьбы с ней.[2] Описание, объяснение, прогнозирование – вот основные функции научного исследования.

Описание , т. е. фиксация результатов наблюдения, не требует установления закономерных связей, раскрытия сущности изучаемого объекта. Она лишь подготавливает материалы для разных теоретических операций. Однако фиксация результатов наблюдения всегда осуществляется в контексте теории. Результаты наблюдения записываются с помощью научного языка. Даже за таким, казалось бы, обыденным вопросом: «Когда у Вас появилась мысль ограбить гражданина Н.» который задает и следователь, ведущий вопрос, и криминолог, изучающий мотивацию преступного поведения, скрывается знание теории уголовного права – учение об умысле, его формах и видах. Криминолог, к тому же, должен знать психологическое учение о мотивации, чтобы выделить из рассказа преступника те блоки, которые помогут выяснить побудительные силы преступления, ранее наблюдавшиеся и подвергнутые описанию факты приобретают характер общности хотя бы уже потому, что «всякое слово (речь) обобщает». Тем более обобщает теоретический язык с его понятийным аппаратом, специальной терминологией.

Научно обобщающий характер описания особенно заметен в криминологии, где широко используются статистические методы описания преступности.

Каждая наука имеет свой язык описания объекта исследования. Криминология не является исключением. В ней разработан комплекс показателей преступности, с помощью которых можно относительно подробно описать состояние преступности.

Уровень преступности — это общее количество совершенных (статистически зарегистрированных) преступлений в определенных пространственно-временных границах, т.е. число преступлений в таком-то году, в таком-то месте. Уровень преступности выражается в абсолютных цифрах.

Всю совокупность преступлений можно разбить на частные уровни, т.е. говорить об уровне тяжких преступлений, об уровне убийств, об уровне преступности несовершеннолетних и т.д

Для более полной характеристики уровня преступности некоторые криминологи предлагают включать в него число выявленных преступников, число лиц, потерпевших от преступлений; общую сумму имущественного ущерба, причиненного преступлениями1 . Что до числа выявленных преступников, то их легко подсчитать: данные о них отражаются в ведомственной отчетности. Поэтому уровень преступности записывается, как правило, в двух показателях — числе преступлений и числе преступников, их совершивших.

В некоторых работах можно встретить иное название показателя, который фиксирует общее число совершенных и зарегистрированных преступлений: объем преступности[3] . Однако вряд ли переименование можно считать удачным не только потому, что понятием «уровень преступности» криминологи стали пользоваться давно, но еще и потому, что под словом уровень понимается степень величины, развития чего-либо. Объем в его строгом понимании предполагает знание о предмете и вширь и вглубь. Нас же, когда дело заходит о.преступности, интересует именно уровень, что позволяет сравнивать преступность в различных местах и в различное время.

Коэффициент преступности исчисляется путем сопоставления сведений с данными о населении. Делается это довольно просто: число преступлений делится на численность населения и умножается на 100 тыс. В этом случае вычисляется коэффициент на 100 тыс. человек. Если умножается на 1000, то вычисляется коэффициент на тысячу человек.

Ранее криминологи говорили о коэффициентах преступности применительно к преступлениям (когда в числителе было число преступлений) и "применительно к преступникам (когда в числителе было число выявленных преступников). Такое необходимое подразделение коэффициентов было необходимо, но неудобно. Каждый раз нужно было оговариваться, вводя дополнительное слово «применительно». Сейчас криминологи пользуются другими понятиями для определения тех же самых показателей — интенсивность преступлений и преступная активность населения.

Интенсивность преступлений — это коэффициент преступности применительно к преступлениям, т.е. число преступлений, поделенное на численность населения и умноженное на 1000, 10 000 или 100 000.

Преступная активность населения — это коэффициент преступности применительно к лицам, совершившим преступления, т.е. число выявленных преступников, поделенное на численность населения и умноженное на 1000, 10 000 или 100 000.

Интенсивность преступлений и преступная активность населения характеризуют связь преступности с порождающей ее средой. Для большей точности они рассчитываются не ко всему населению, а лишь к той части, которая включает лиц активного или, как говорят криминологи, криминогенного возраста, т.е. за исключением детей до 14 лет, которые не могут нести уголовной ответственности, и лиц преклонного возраста, которые не способны совершать преступления или совершают их так редко, что числом преступлений этой группы можно попуститься..

Очевидно, что коэффициенты преступности более точно отражают состояние преступности, нежели показатели, исчисляемые абсолютными цифрами. Иногда бывает так, что абсолютное число преступлений снижается из года в год. Но расчеты коэффициентов показывают, что преступная активность растет, так как при резком снижении числа жителей в регионе (что отразилось в падении уровня преступности) они стали чаще совершать преступления.

Для описания преступности пользуются еще одним коэффициентом, когда высчитывается соотношение долей. В этом случае сначала высчитывают, например, долю преступников в несовершеннолетнем возрасте, затем долю несовершеннолетних в численности населения региона и после этого долю преступников делят на долю в числе населения. Этот коэффициент называют коэффициентом долевого соотношения, или, что более точно отражает предназначение этого показателя, коэффициент концентрации преступности. Сравнение коэффициентов концентрации свидетельствует о большей или меньшей «насыщенности» перступле-ниями различных групп.

Расчеты коэффициентов позволяют определить наиболее криминогенные группы населения, что важно как для разработки мер предупреждения, так и прогнозирования в изменениях преступности.

Иногда коэффициенты преступности называют уровнем преступности. Действительно, коэффициенты более точно показывают степень величины, развитости явления, нежели абсолютные цифры. Однако такое название противоречит традиции. Кроме того, с коэффициентами преступности связаны такие новые понятия, как интенсивность преступлений, преступная активность населения, коэффициент концентрации преступности. Понимание под уровнем преступности коэффициентов внесет ненужную сумятицу, не говоря уже о том, что за понятием «уровень» закрепилось более точное содержание, о чем написано выше.

Структура преступности — это удельный вес и соотношение ' различных видов преступлений в их общем числе за определенный период времени на определенной территории.

Виды преступности в зависимости от задач исследования могут ^ выделяться по разным основаниям — форма вины, объект преступного посягательства и т.п. Так, например, характеризуя структуру, говорят, что доля несовершеннолетних составляет какую-то величину от общего числа преступлений, на горожан приходится такая-то доля в общем числе преступников и т.д. Структурные показатели чаще всего отражают в таблицах или диаграммах, что делает сравнение наглядным и убедительным.

Анализ состояния преступности предполагает изучение ее изменений во времени, или динамику преступности.

Динамика исследуется путем сопоставления динамических рядов разных типов. Динамическим рядом называется ряд, состоящий из однородных сопоставимых величин, характеризующих «• изменения за определенные отрезки времени.

Так, например, надо проследить изменения преступности с 1999 г. Уровень преступности в 1999 базовом году принимается за100%. Уровень преступности во всех последующих годах делится на уровень преступности в базовом году и умножается на 100%. Таким образом можно узнать, на сколько процентов выросла или, напротив, понизилась преступность в каждом следующем после 1999 г. по отношению к базовому 1999 г. Можно выстроить другой ряд, когда базовым годом будет каждый предыдущий год. В этом случае мы будем знать, на сколько процентов выросла или понизилась преступность в 2000 г. по отношению к 1999, в 2001 г. по отношению к2002, в 2003 г. по отношению к 2004 и т.д.

При изучении преступности в динамике вычисляют темпы прироста (снижения). Для простоты пользуются понятием темп прироста, перед указанием процента ставят знак « + » или «-». Если указано «4-25% », то надо понимать прирост, если «—25% », то снижение.

Под состоянием преступности понимается количественно-качественный показатель, который включает все названные выше.

Состояние преступности нельзя выразить единым показателем. Поэтому для точного описания состояния надо или указывать все, или, чтобы показать отличие состояния преступности в одном регионе от состояния преступности в другом, наиболее отличительные. В криминологии предпринимались неоднократные попытки разработать интегральный показатель, в котором отразилась бы суть преступности — ее общественная опасность. Но в силу сложности и неточности его вычисления он не был признан..

Объяснение представляет собой раскрытие сущности исследуемого объекта таким образом, чтобы стала очевидной и доказанной подчиненности' объясняемого объекта (его сторон, отношений между частями и т.п.) совокупности законов науки, или отдельному научному закону, или принципу теории, или определенном правилам (аксиомам).

Предсказание основывается на объяснении. Оно описывает мыслимый объект, т.е. те изменения, которые произойдут с ним под воздействием внутренних сил, внешних обстоятельств, включая целенаправленное воздействие, как это бывает в ходе предупреждения преступности.

В процессе конкретного исследования очередность этапов обязательна. Она определяется задачами исследования. Не исключены варианты, когда исследование начинается с предсказания, его обоснования и дальнейшего объяснения фактов, закономерностей, которые были предсказаны. Наконец, надо знать, что имеются сугубо описательные науки, как география. В криминологии придается большое значение объяснению и его различным видам. Наиболее часто в криминологии используются генетические и причинные объяснения. Генетическое объяснение основано на законе простого временного следования или на законе связи состояний. «В результате «наследования» в наших условиях отрицательного социального опыта, а также сохранения его отражения в общественном сознании криминогенные факторы объективного характера продолжают оказывать воздействие на формирование личности и поведение людей спустя длительное время после того, как они устранены из жизни общества или их непосредственное влияние нейтрализовано» — вот образец подобного объяснения[4] .

Причинное объяснение указывает на причины, относящиеся к объекту, а также на законы, в соответствии с которыми порождается, функционирует и изменяется изучаемый объект. Такое объяснение более глубокое, так как причина «передает» следствию определенные существенные свойства. Отсюда познание причины возникновения, изменения, исчезновения объекта раскрывает и его сущность.

Причинное объяснение наиболее распространено в криминологии. Однако у него есть недостаток. Оно раскрывает сущность как результат, произведенный другим объектом, и, следовательно, результат пассивный. Это приводит, в частности, к тому, что преступность понимается как социальное зло, а преступник как социальная жертва. В то же время мы отлично понимаем, что современный рэкетир или мошенник вряд ли считают себя жертвами. Поэтому преступность можно и нужно рассматривать как активное начало, как явление, способное к воспроизводству и даже расширенному воспроизводству. По этой же причине причинное объяснение надо дополнять следственным.

Следственное объяснение заключается в раскрытии следствий, которые порождает изучаемый объект, а также законов, в соответствии с которыми эти следствия появляются. Следственные объяснения получили развитие в криминологии в связи с развитием теории предупреждения. Предупредительная деятельность не может быть успешной, если не будут известны следствия целенаправленных мер. Это, в свою очередь, требует постановки хорошего учета последствий преступности, ибо политика в области предупреждения преступлений должна включать взгляд на преступность как на производящее начало. Чем займутся многочисленные отряды молодых людей, чьи руки привыкли сжимать пачки долларов и рукоятки пистолетов, а не рычаги тракторов, если удастся преодолеть организованную преступность? Многочисленные стайки пацанов, предлагающие помыть автомобиль, тоже организованы, обложены поборами. Немалое их число пополняет преступный мир. Можно запретить этот промысел. Но как и где они станут зарабатывать, если общество не предоставит им законных возможностей и одновременно через средства массовой информации будет рекламировать шикарный образ жизни?

Следственные объяснения необходимы при изучении таких видов преступности, как профессиональная и организованная, ибо они оказывают самое непосредственное влияние на моральный и политический климат, а в современной России на образ жизни общества в целом. Происходит так называемая призонизация массового сознания, когда элементы сознания, свойственного обитателям мест лишения свободы, проникают в общественное сознание. Так, например, наш современный язык засорен жаргонными словечками, которые родились в местах лишения свободы: беспредел, тусовка, наезд и т.д. За словом, как известно, скрывается образ; слово побуждает к определенной манере поведения, к определенным поступкам.

Функциональное объяснение является подвидом следственного, если функцию понимать как следствие, способствующее существованию объекта. Проблема существования преступности не может быть рассмотрена без связи с условиями, которые ее порождают. Но она не может быть рассмотрена без анализа обстоятельств, которые помогают ей «приспособиться» к существующим условиям жизни.

Функциональное объяснение возможно и необходимо как на высшем уровне, например: при определенных условиях существования общества преступность является единственным ii.ni наиболее точным индикатором состояния общества так и на низшем, например: преступление выступает как предпочтительный способ удовлетворения потребностей (так, в нынешней России принцип «предупредительная сила закона не в жестокости, а в неотвратимости наказания», не действует, что снимает проблему выбора; воровать, мошенничать и брать взятки выгоднее).

Структурное объяснение состоит либо в установлении внутренних элементов объекта и способов сочетания их в единое целое, либо в установлении места объясняемого объекта в некоторой большой системе. В криминологической литературе отмечается, что преступность нужно рассматривать в качестве элемента более общей и сложной системы взаимодействий[5] . Замечено, что существует прямая связь между, например, уровнем хулиганства и уровнем умышленных убийств: чем больше хулиганят, тем чаще убивают. Однако существует и другая связь: рост числа хулиганских действий ведет к пропорциональному уменьшению посягательств на жизнь, и наоборот. Иными словами, насильственная энергия как бы растворяется в хулиганстве или, напротив, концентрируется в убийствах. Замечено также, что существует своеобразный перелив одних форм отклоняющегося поведения в другие по типу сообщающихся сосудов. Это обстоятельство еще раз свидетельствует об отсутствии специфических причин преступлений. Но оно совсем не отрицает того, что есть причины, в силу которых происходит указанный «перелив», когда снижение алкоголизма ведет к увеличению наркомании, и т.п.

Структурное объяснение наиболее сложное и способствует интерпретации других видов объяснений. Оно, в частности, с необходимостью заставляет рассматривать преступность в более широком социальном контексте, т.е. наряду с другими видами отклоняющегося поведения, в связи с «переливами», что увеличивает силу причинного объяснения.

По механизму объяснения подразделяются на объяснение через собственный закон и модельное объяснение.

Слабостью криминологии является отсутствие в ней четко сформулированных научных законов. Криминологи чаще используют понятие закономерности. Под законом понимается связь, отличающаяся устойчивостью, постоянством, распространенностью: закон всемирного тяготения, закон превращения энергии, (экой стоимости и т.п. Закономерность распространяет свою силу на меньший круг явлений, носит временный характер, конкретна по месту воздействия: на Севере европейской части России чаще холодные зимы; полные мужчины предрасположены к апоплексическому удару и т.п. Поэтому закономерности часто носят статистический характер.

Элементы научных законов содержат некоторые определения преступности: например, преступность — это явление, которое с неизбежностью появляется на определенном этапе становления человеческого общества. В то же время объяснительная возможность такого закона ничтожна именно из-за его силы, широты. В конкретном криминологическом исследовании, целью которого является, например, объяснение состояния преступности в регионе, таким законом не воспользуешься. Поэтому чаще всего объяснение осуществляется через собственный закон, а в криминологии — закономерность, которая формулируется в процессе проводимого исследования. Или же проводится исследование, которое называется длящимся, когда исследователь постоянно «держит руку на пульсе» или снимает идентичные показатели через определенные промежутки времени.

Криминология, как зарубежная, так и отечественная, накопила достаточно данных, которые отвечают не только требованию закономерности, но и требованию закона: так называемый закон Ф. Листа, сформулированный более 150 лет назад, — «чем раньше человек совершает в своей жизни преступление, за которое его наказывают лишением свободы, тем больше вероятность того, что он вновь совершит преступление». Или другие, установленные в последнее время: «чем опаснее преступление, тем выше вероятность совершения его лицом, ранее совершившим преступление», «чем интенсивнее и устойчивее какая-либо форма отклоняющегося поведения, тем выше вероятность перехода от менее опасных к более опасным формам». Поэтому становится все легче пользоваться рассматриваемым видом объяснения.

Модельное объяснение устраняет вышеназванный недостаток таким образом, что объект, непосредственно интересующий исследователя, заменяется сходным с ним объектом. В этой связи чаще всего используются так называемые идеальные модели, когда в качестве образца привлекается та или другая хорошо paзработанная теория. Так, например, вполне обоснованно выгляди г предположение о том, что механизм противоправного поведения по формальным признакам не отличается от механизма правомерного поведения. Разница лишь в существе элементов механизма. Такое предположение позволяет в качестве модели использовать социологические и социально-психологические теории. Таким он разом, сила модельного объяснения в том, что оно предоставляет возможность объяснить объект до построения строгой теории.

Модельное объяснение имеет широкие перспективы в современной отечественной криминологии. Дело в том, что в западной криминологии разработано много теорий, которые дополняют друг друга, что позволяет более полно и подробно объяснять причины преступности с позиций множества теорий.

Объяснение является результатом рационального познания. Поэтому в нем придается такое значение роли научных законов. Особым пиететом в криминологии пользуются математические методы. Математический знак, помещенный в криминологическую статью, воспринимается чуть ли не в качестве священного символа. А фраза «публикуемые данные получены с помощью ЭВМ» звучит как заклинание, способное парализовать любого критика. Видимо, обществоведами движет мечта, которую выразил в свое время поэт: «Мир записать в одной строке».

Но вот что говорят о математических доказательствах сами математики: «Математик, проверивший детали шаг за шагом и нашедший каждый шаг в порядке, все же может быть не убежден. Для убежденности ему нужно нечто большее, чем правильность каждой детали. Что же? Он хочет понять доказательство. После того как он пробился через доказательство шаг за шагом, он берет на себя большой труд: он пересматривает, перерабатывает, переформулирует и перерасполагает эти шаги до тех пор, пока ему не удается сгруппировать детали в доступное пониманию целое. Только тогда он начинает доверять доказательству». Вот почему в науке Наряду с объяснением необходимо использовать понимание. Оно допускает в научный мир интуицию, озарение, эвристику.

В том же заключается подлинная криминология и не только в силу научного родства с социологией, а больше из-за трагичности исходного материала. Криминологу приходится проникать в «другую» жизнь, между которой и им самим воздвигнуто предубеждение, история которого насчитывает тысячелетия.

Понимание не противоречит объяснению, а органически дополняет его. Нередко оно служит основанием для предсказания, которое после подтверждается сугубо рациональными методами науки. Говорят, что наука отличается от искусства тем, что каждый последующий может повторить путь, пройденный предшественником, в то время как произведение искусства индивидуально. Верно. Но сила убеждения скрыта не только в логике, а еще • и в страсти, которую вкладывает в свое дело первопроходец. Книги Кетле, Тарда, Дюркгейма убеждают еще и стилем.

Некоторые виды объяснений — структурное, модельное — обладают более богатыми возможностями, нежели причинное. Но они, как и понимание, не конкурируют с ним, а дополняют его в рамках именно криминологической исследовательской ориентации. Подчинение всех других видов объяснения причинному особенно наглядно проявляется в криминологическом прогнозировании, так как прогнозист должен ответить на вопрос: почему преступность ожидается именно такой, а не другой? Вопрос носит причинный характер, хотя ответы на него опираются на разные виды объяснений. Они помогают глубже понять причину и, следовательно, эффективнее воздействовать на нее.

Предвидение — обязательная функция наук, за исключением сугубо описательных. Под криминологическим прогнозом понимается любое утверждение о свойствах преступных проявлений в будущем, сделанное на основе имеющихся их описаний в результате наблюдения, а также на основе законов, определяющих наступление состояний, детерминирующих эти проявления .

Прогнозирование может распространяться на всю преступность или на ее отдельные виды — первичную, рецидивную, молодежную и проч., а также на индивидуальное преступное поведение.

Криминологические прогнозы составляют в результате применения множество самых разных методов и процедур. В самом общем виде все эти процедуры связаны либо с экстраполяцией, либо с экспертной оценкой, либо с моделированием.

Экстраполяция принадлежит к числу наиболее распространенных методов. Суть ее заключается в том, что выводы из наблюдения за данным явлением в прошлом переносятся как вероятностные в будущее. К методу экстраполяции применимы слова В. Гюго, сказавшего, что помнить — значит предвидеть.

Экстраполяция осуществляется на основе статистического анализа состояния преступности. Если наблюдения охватывают значительный период, то предположения, в основе которых лежит принцип «помнить — значит предвидеть», бывают весьма убедительными. Так, например, наблюдения Г. Забрянского показывают, что традиционная для несовершеннолетних имущественная преступность приближается к пределу своего насыщения, когда количество начинает переходить в качество: имущественные преступления будут соединяться с насильственными, что повлечет рост грабежей и разбоев; будут распространяться организованные криминальные группировки несовершеннолетних, ориентированные на кражи, вымогательство, мошенничество и прочие преступления корыстной мотивации. В ближайшие годы возможна интенсификация насильственных ориентации в среде несовершеннолетних, которая вызовет эскалацию жестокости, что подтверждается двукратным увеличением числа зарегистрированных умышленных тяжких телесных повреждений и умышленных убийств.

Предвидение с помощью экстраполяции нуждается в предположениях, которые объясняли бы причины сохранения или затухания тенденции. Так, Забрянский предполагаемый рост насильственных преступлений в будущем объясняет не только тем, что они неуклонно росли последние пять лет, но и тем, что переходному периоду в развитии общества свойственны падение ценности своей и чужой жизни, что интенсивность агрессивности в обществе прямо пропорциональна его участию в войнах. Поэтому «афганская» и «чеченская» войны оказывают влияние на рост агрессивности в обществе. Перерастанию количества в качество, связанного с насыщенностью среды несовершеннолетних имущественными преступлениями, способствует принцип жизни — «деньги решают все», распространенный в широких кругах общества.

Слабость метода экстраполяции в том, что он опирается на данные уголовной статистики и, следовательно, не может связать эти данные с детерминантами преступности. Можно, конечно, воспользоваться данными социальной и моральной статистики, что существенно расширит возможности экстраполяции. И тем не менее нужны специальные методы, которые включали бы объяснения различных видов и, прежде всего, причинное объяснение. Таким методом являются экспертные оценки.

Метод экспертных оценок состоит в получении и обобщении ответов специалистов на поставленные перед ними вопросы. Чаще всего вопросы относятся к детерминантам преступности * их предполагаемому изменению. Дело в том, что детерминанты преступности взаимодействуют между собой, ослабляя или усиливая свое совокупное влияние. Кроме того, в обществе действуют антикриминогенные факторы, которые также вступают в сложные отношения не только между собой, но и с криминогенными факторами. В то же время отсутствуют точные количественные методики, которые позволили бы измерить влияние этого сложного взаимодействия криминогенных и антикриминогенных факторов. Интуиция и опыт специалистов оказываются более доступными для обработки сведений, хотя процедура опроса экспертов, обработки информации, полученной от них, далеко не проста..

Моделирование заключается в конструировании, выборе и познании обладающего нужными свойствами объекта, называемого моделью, которым можно заменить изучаемый объект. В прогностике считается, что моделирование представляет собой наиболее обоснованный в научном отношении, точный и эффективный метод прогнозирования. Одновременно признается, что это особенно сложный и в методологическом плане наименее разработанный способ криминологического предвидения. Сложность связана с подбором модели. Можно, например, сравнивать преступность в странах бывшего социалистического лагеря, которые переживают трудный период перехода к рыночной экономике. Но сходства по одному параметру, да еще с трудом поддающемуся квантифицированному описанию, недостаточно для модельного прогнозирования. Точно так же можно привлечь в качестве модели общества, которые пережили войны и после них долго боролись с «синдромом насилия». Но и они существенно различаются между собой. Достаточно вспомнить индейские племена в США с их обрядом очищения воинов, которые таким образом преодолевали влияние «вьетнамского синдрома» в поведении своих современников. И тем не менее модельное прогнозирование пусть и в усеченном виде, но применяется в криминологии.

криминология преступность профилактика воздействие

3. Связь криминологии с профилактической деятельностью

С практической деятельностью по предупреждению преступности криминологическая наука тесно связана. Во-первых, Особенная часть криминологии нацелена на выявление особенностей отдельных видов преступности и разработку специфических приемов и мер по их предупреждению. Во-вторых, регулярно проводятся криминологические исследования конкретных вопросов преступности, отдельных групп преступлений и личности преступника с целью формулирования практических предложений по совершенствованию их профилактики. В-третьих, криминологическая наука настойчиво утверждает идею о необходимости криминологической экспертизы важнейших законов в области борьбы с преступностью и правительственных решений в сфере изменений экономической и социальной политики в стране в целом.

Связь криминологии с профилактической деятельностью я считаю целесообразным раскрыть на примере: профилактика осуществляемая участковым инспектором милиции так как, именно эти сотрудники осуществляют охрану общественного порядка на своем административном участке и все время общаются с различной категорией населения.

Профилактика преступлений и других правонарушений - вид деятельности участкового инспектора милиции, осуществляемой в пределах его компетенции, в соответствии с законодательством Приднестровской Молдавской Республики и принципами Декларации прав человека и гражданина, путем проведения мероприятий по предупреждению и пресечению преступлений в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод личности, всех форм собственности, безопасности общества.

Общая профилактика – это одно из направлений деятельности участкового инспектора милиции, предполагающее их участие в изучении причин и условий, способствующих совершению преступлений; информирование руководителей предприятий, учреждений и организаций (независимо от форм собственности), иных должностных лиц и граждан о формах и методах защиты от преступных посягательств; обеспечение взаимодействия с государственными органами, населением, общественными формированиями, средствами массовой информации по вопросам профилактики преступлений и других правонарушений; внесение предложений по паспортизации объектов хранения материальных ценностей, их технической укрепленности; осуществление других общепрофилактических мероприятий[6] .

Индивидуальная профилактика – это конкретный вид деятельности участкового инспектора милиции по обеспечению контроля за соблюдением установленных ограничений в отношении лиц, освобожденных из мест лишения свободы, осужденных с отсрочкой исполнения приговора, а также других правонарушителей, определяемых нормативными правовыми актами[7] .

Предупреждение преступлений и правонарушений – это деятельность участкового инспектора милиции по установлению лиц, обнаруживающих намерение совершить правонарушение либо преступление, и принятие к ним мер с целью не допустить реализации этих намерений и противоправные действия.

Пресечение преступлений – это деятельность участкового инспектора милиции по выявлению лиц, подготавливающих совершение преступления, и принятие к ним мер в целях недопущения перерастания приготовительных действий в покушение, а покушения в оконченное преступление.

В целях осуществления перечисленных видов деятельности участковый уполномоченный милиции решает следующие задачи:

- выявляет и анализирует причины и условия, способствующие совершению преступлений, принимает меры по их устранению;

- осуществляет меры по обеспечению безопасности личности, защите частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности;

- организует проведение правовой пропаганды среди населения;

- привлекает общественность, в том числе общественные объединения правоохранительной направленности (народные и казачьи дружины, отряды содействия милиции, охранно-сыскные структуры и др.), к работе по предупреждению преступлений и административных правонарушений;

- информирует население о средствах и способах правомерной защиты от преступных посягательств;

- устанавливает лиц, подлежащих постановке на профилактический учет, и осуществляет в их отношении индивидуальную профилактику, а при необходимости - организует принятие мер пресечения.

В основе деятельности участкового инспектора милиции по предупреждению преступлений и административных правонарушений лежат следующие принципы:

Законность – это строгое соответствие предупредительной деятельности требованиям законодательства; применение мер индивидуальной профилактики должно осуществляться при неуклонном соблюдении гарантий прав и законных интересов подучетных лиц.

Комплексность предупреждения – это использование мер психолого-педагогического, организационного, правового характера; воздействие на всю совокупность причин и условий, которые могут способствовать переходу конкретного лица на преступный путь или созданию благоприятных условий для совершения преступлений; сочетание мер общей и индивидуальной профилактики.

Дифференциация мер воздействия (убеждения и принуждения) и индивидуальный подход – это учет в предупредительной деятельности особенностей личности, динамики изменения ее поведения, определяющей использование предупредительных мер на возможно более раннем этапе возникновения ситуаций, создающих угрозу совершения противоправных деяний.

Неотвратимость наказания за совершенные преступления и правонарушения, исключающая возможность совершения конкретным лицом новых противоправных деяний.

Эффективность профилактической деятельности участкового инспектора зависит от изучения объектов профилактического воздействия. Без такого изучения всякая профилактика окажется нецеленаправленной и малоэффективной. "Чтобы действовать с какими-либо шансами на успех,- писал К.Марке, - надо знать тот материал, на который предстоит воздействовать".

Основной объект профилактики правонарушений составляет причины и условия, способствующие их совершению. Успешное выявление этих причин и условий зависит от понятия их как социальных явлений.

Исходя из марксистско-ленинской диалектики, в реальном мире социальные явления и процессы, порождающие другие явления, разделяются на причины и условия.

Причина - это явление, непосредственно обуславливающее, порождающее другое явление - следствие. Между ними существует глубокая связь и взаимозависимость. Однако, причина не может вызвать следствие без комплекса необходимых для этого условий[8] .

Условия - это такие явления, которые необходимы для наступления следствия, но сами по себе его не порождают. Они независимы от причин, но создают возможности и способствуют действию причин. Условия могут быть благоприятными, способствующими наступлению следствия и неблагоприятными, тормозящим действие причины. Создавая условия, которые приостанавливают, нейтрализуют действия причины, можно даже пресекать ранее сложившийся ход событий, останавливать действие причины и создавать новые возможности.

От причин и условий нужно отличать повод т.е. событие, которое способствует проявлению причин, но при обязательном наличии благоприятных для этого условий. Повод не порождает и не определяет следствие, хотя внешняя связь между ними имеется.

Преступность, как социальное явление также имеет свои причины преступлений и способствующие им условия и поводы. Рассмотрим эти зависимости на примере совершения кражи чемодана с вещами, принадлежащего гражданину К., оставленного им без присмотра на привокзальной площади. Поводом здесь может быть потребность лица, совершившего кражу, в деньгах. Совершению этого преступления могли способствовать непосредственные условия: беспечное отношение потерпевшего к хранению своего имущества, безразличие находившихся рядом с чемоданом граждан, отсутствие патрульно-постовых нарядов милиции, НД и др. Непосредственной же причиной кражи в данном случае будут уже ранее сложившиеся антиобщественные взгляды лица, совершившего преступление. Эти взгляды сформировались под воздействием других причин и в способствующих им условиях.

Таким образом, к причинам правонарушений можно отнести такие явления, которые прямо и непосредственно влияют на формирование антиобщественных взглядов у отдельных морально неустойчивых лиц. Наиболее общими из них являются: наличие рецидивной преступности, алкоголизма и наркомании, правонарушений в сфере семейно-бытовых отношений и среди несовершеннолетних, которые разлагающе влияют на отдельных лиц, ранее подвергавшихся уголовному наказанию; наличие антиобщественных, корыстолюбивых взглядов и убеждений у отдельных людей, которые оказывают воздействие на формирование антиобщественной направленности у морально неустойчивых, лиц идр[9] .

К условиям, способствующим совершению правонарушений, относятся такие явления и процессы, которые не являются основой формирования антиобщественных взглядов личности, но при наличии такого облегчается возможность совершить правонарушение, способствует ему. Такими условиями являются: недостатки морального и нравственного воспитания детей в школах и семьях; неудовлетворительная организация культурного досуга молодежи; плохая постановка воспитательной работы в трудовых коллективах; недостатки в организации правового воспитания населения; низкая эффективность профилактической работы правоохранительных органов, трудовых коллективов и общественных организаций; плохая организация учета, хранения и охраны государственного и общественного имущества; недостатки в подборе, расстановке и воспитании кадров, связанных с хранением, расходованием и распоряжением материальными ценностями иденежными средствами и т. д.

Преступное поведение определяется как формапоэтапного взаимодействия личности со средой. На первом этапе происходит формирование личности с антиобщественной ориентировкой, на втором этапе - формирование у личности конкретного решения на совершение преступления, на третьем этапе происходит реализация этого решения, т.е. совершение лицом преступления.

Соответственно этим этапам можно определить три группы причин и условий, способствующих совершению преступлений:[10]

- к первой груше относятся причины и условия, которые влияют на формирование антиобщественной направленности личности. Это неблагоприятные условия той среды, под воздействием которой формируются преступные мотивы и цели;

- вторую группу составляют условия микросреды, способствующие перерастанию антиобщественной направленности личности в преступное намерение;

- третья группа объединяет совокупность таких условий, которые способствуют реализации преступного намерения личности в общественно опасное деяние, т.е. в совершение преступления.

Профилактический процесс выявления и устранения причин и условий, способствующих совершению правонарушений можно разделить на три стадии. На первой стадии выявляются причины и условия, на второй - разрабатываются и принимаются меры по их устранению, на третьей - осуществляется контроль за своевременным и полным их устранением.

Предупреждение и пресечение преступлений и других правонарушений.

Участковый инспектор милиции в целях выявления, предупреждения и пресечения преступлений и административных правонарушений должен[11] :

1. Принимать заявления, сообщения и иную информацию о преступлениях, незамедлительно сообщать о ее получении дежурному по органу внутренних дел и в пределах своих полномочий принимать по ним своевременные меры, предусмотренные законодательством.

2. Анализировать складывающуюся оперативную обстановку на административном участке и вносить руководству органа внутренних дел предложения по повышению эффективности оперативно-профилактической деятельности подразделений органа внутренних дел и улучшению координации их деятельности.

3. Осуществлять контроль за своевременным принятием мер руководителями организаций по устранению причин и условий, способствующих совершению преступлений и административных правонарушений. В случае невыполнения ими ранее данных рекомендаций докладывать руководству органа внутренних дел для принятия мер.

4. Устанавливать организаторов либо содержателей притонов для потребления наркотических средств и психотропных веществ, занятия проституцией, а также лиц, вовлекающих несовершеннолетних в совершение преступлений и иных антиобщественных действий, в том числе в систематическое употребление спиртных напитков, одурманивающих веществ, в занятие проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством. Принимать к ним в установленном порядке и в пределах своей компетенции меры, предусмотренные законодательством.

5. Выявлять на административном участке лиц, незаконно изготавливающих, приобретающих, хранящих, перерабатывающих, потребляющих без назначения врача, пропагандирующих и сбывающих наркотические средства, психотропные вещества и их прекурсоры, а также занимающихся незаконным посевом или выращиванием запрещенных к культивированию наркотикосодержащих растений. Информировать об этом заинтересованные подразделения криминальной милиции и принимать в установленном порядке и в пределах своей компетенции меры по привлечению таких лиц к ответственности.

6. Осуществлять проверки соблюдения должностными лицами и гражданами ПМР установленных Правил регистрационного учета.

7. Вести списочный учет постоянно проживающих на административном участке иностранных граждан и лиц без гражданства, ежемесячно осуществлять проверки их фактического проживания.

8. По письменным запросам паспортно-визового подразделения в отношении лиц, обратившихся по вопросу приобретения гражданства ПМР, проводить проверку фактического проживания данных лиц по месту регистрации, а также подтверждения их трудовой деятельности. О результатах проверки в месячный срок направлять рапорт инициатору запроса.

9. Участвовать в проверках соблюдения гражданами и должностными лицами на территории административного участка правил хранения огнестрельного оружия и боеприпасов, а также правил хранения организациями взрывчатых веществ и материалов, законодательства о частной детективной и охранной деятельности. При выявлении фактов нарушений информировать об этом заинтересованные подразделения органов внутренних дел для принятия мер по их устранению.

10. Привлекать население административного участка, общественные объединения правоохранительной направленности, граждан и частные охранные предприятия к работе по предупреждению преступлений, проведению индивидуальных профилактических мероприятий в отношении лиц, допускающих правонарушения.

11. Проверять на причастность к совершенным преступлениям ранее судимых лиц, других категорий правонарушителей, состоящих на профилактическом учете, а также жителей административного участка с противоправным поведением.

12. Устанавливать доверительные отношения с гражданами в целях получения информации, способствующей предупреждению и раскрытию преступлений и иных правонарушений, розыску преступников и лиц, пропавших без вести.

13. Выявлять на административном участке лиц, допускающих правонарушения в сфере семейно-бытовых отношений, потребление наркотических средств и психотропных веществ без назначения врача, хронических алкоголиков, психически больных, создающих непосредственную опасность для себя и окружающих. Применять к указанным лицам своевременные меры профилактического, правового и медицинского воздействия в целях недопущения совершения ими преступлений и административных правонарушений.

14. Проводить разъяснительную работу по склонению на добровольное лечение в специальные наркологические учреждения лиц, больных наркоманией, а также допускающих потребление наркотических средств и психотропных веществ без назначения врача, и хронических алкоголиков, систематически нарушающих общественный порядок, либо ущемляющих законные права и интересы других лиц на почве систематического употребления спиртных напитков, наркотических средств и психотропных веществ. Оказывать содействие работникам здравоохранения в направлении на добровольное либо принудительное лечение психически больных лиц, представляющих опасность для окружающих.

15. Контролировать соблюдение лицами, освобожденными из мест лишения свободы, ограничений, установленных для них законодательством, а также в пределах своей компетенции в установленном порядке принимать участие в контроле за поведением лиц, осужденных к мерам уголовного наказания, не связанным с лишением свободы.

16. Выявлять и пресекать преступления, не представляющие общественной опасности, в целях предупреждения тяжких и особо тяжких преступлений против жизни и здоровья граждан, общественного порядка и общественной безопасности.

17. Оказывать содействие сотрудникам подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел в выявлении родителей или лиц, их заменяющих, не исполняющих или ненадлежащим образом исполняющих обязанности по воспитанию и обучению детей, а также работников образовательных, воспитательных, лечебных либо иных учреждений, нарушающих права и законные интересы несовершеннолетних, совершающих в отношении их противоправные действия, и по принятию к ним мер в соответствии с законодательством.

18. Выявлять на административном участке лиц; нарушающих установленные правила торговли, а также лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без регистрации либо без специального разрешения (лицензии). Принимать к ним в установленном порядке и в пределах своей компетенции меры, предусмотренные законодательством.

19. Знать места расположения на административном участке и осуществлять периодические проверки автостоянок, гаражных кооперативов, станций технического обслуживания, автосервисов и автомастерских, созданных частными лицами, в целях выявления угнанного, похищенного или причастного к совершению преступлений автотранспорта, а также лиц, занимающихся изменением маркировочных обозначений.

20. Выявлять на административном участке брошенный, бесхозяйный и разукомплектованный автотранспорт, принимать меры к установлению его принадлежности, проводить проверку на предмет его нахождения в розыске

Категория лиц, подлежащих индивидуальному профилактическому воздействию со стороны участкового инспектора милиции.

Участковый инспектор при осуществлении индивидуальной профилактики правонарушений с лицами, состоящими на профилактическом учете, должен:[12]

1. Осуществлять в пределах своей компетенции контроль и профилактическую работу со следующими категориями граждан:

- Освобожденными из мест лишения свободы, в отношении которых установлены ограничения в соответствии с законом.

- Осужденными к мерам наказания, не связанным с лишением свободы.

- Освобожденными от уголовной ответственности по нереабилитирующим основаниям.

- Допускающими правонарушения в сфере семейно-бытовых отношений.

- Хроническими алкоголиками и лицами, больными наркоманией, а также допускающими потребление наркотических средств и психотропных веществ без назначения врача, из числа состоящих на учете в учреждениях здравоохранения.

- Психически больными лицами, представляющими непосредственную опасность для себя и окружающих, состоящими на учете в учреждениях здравоохранения.

- Несовершеннолетними правонарушителями, состоящими на учете в подразделениях по делам несовершеннолетних.

2. Выявлять на административном участке лиц, подлежащих индивидуальному предупреждению совершения ими преступлений и других правонарушений.

3. Собирать, систематизировать и использовать полученную о таких лицах информацию в целях осуществления мер индивидуального предупреждения совершения ими преступлений и других правонарушений.

4. Применять к профилактируемым лицам меры индивидуального предупреждения преступлений в соответствии с принципами и нормами служебной деятельности и при наличии соответствующих законодательных оснований.

5. Заводить на лицо, состоящее на учете в органе внутренних дел, контрольную карточку.

Важным участком работы участкового инспектора милиции является предупреждение рецидивной преступности. От участкового инспектора милиции во многом зависит как будет проходить процесс адаптации в обществе лица, освобожденного из мест лишения свободы или снятого с учета спецкомендатуры.Чтобы этот процесс проходил благоприятно, с формированием позитивных установок в доведении ранее судимого лица, необходимо создание условий труда и быта, исключение негативного влияния преступной среды.

Выполнить данную задачу можно лишь при условии полного выявления и учета ранее судимых лиц.

На основе поступившей из ИТУ (спецкомендатуры) информации о личности ранее судимого, поставленного на учет, а также иных данных, полученных в ходе непосредственного его изучения, в том числе с помощью сотрудников других служб ГОРОВД, участковый инспектор определяет степень рецидивоопасности этого лица, т.е. насколько вероятно совершение им повторного преступления в будущем. Наиболее рецидивоопасных ранее судимых лиц отмечает условным знаком в карточках на профилактируемых лиц (или выделяет в отдельную картотеку) для проведения с ними интенсивной комплексной индивидуально-профилактической работы своими силами, а также с помощью иных служб ГОРОВД, соответствующих государственных органов и общественных организаций по месту жительства и работы.

При этом участковый инспектор принимает во внимание, что наибольшая опасность совершения повторного преступления существует при сочетании нескольких, но иногда и при наличии одного, двух нижеследующих отрицательных признаков, если ранее судимое лицо:

а) находясь в пестах лишения свободы, не исправилось, высказывало намерения продолжать преступную деятельность;

б) не работает, живет на нетрудовые доходы;

в) имеет большой преступный опыт, поддерживает отрицательные связи;

г) пьянствует, употребляет наркотические или другие одурманивающие средства;

д) было осуждено за преступление, совершенное на почве семейно—бытовых отношений, конфликтует с членами семьи и соседями.

е) не имеет семьи;

к) допускает нарушения правил административного надзора, иные правонарушения.

Необходимо также иметь ввиду, что социальная адаптация к новой жизненной обстановке лица, освобожденного из мест лишения свободы, как правило, проходит тем сложнее, чей больший срок наказания отбыт им в условиях изоляции от общества.

В целях обеспечения непрерывного контроля за поведением ранее судимого лица с высокой степенью рецидивоопасности, закрепления его в трудовом коллективе и оказания активного профилактического воздействия, участковый инспектор милиции:[13]

1. Обеспечивает ежемесячное поступление информации о поведении ранее судимого лица по месту жительства и работы; использует в этом помощь администрации и общественности трудового коллектива, работников ЖЭК, уличного и домового комитетов, членов наблюдательной комиссии, совета ОПОП, товарищеских судов, ежеквартально истребует на это лицо характеристики с места работы и жительства.

2. Устанавливает тесный деловой контакт с советом профилактики правонарушений трудового коллектива и советов ОПОП по месту жительства. Разъясняет активу советов необходимость постоянного наблюдения за поведением данного лица на производстве, по месту жительства и в сфере досуга, проведения с ним шефской работы: рекомендует наиболее целесообразные формы к методы контроля за шефской работой с ранее судимыми лицами, оказания шефам методической и практической помощи; участвует в подготовке материалов для обсуждения на заседании совета проступков ранее судимых лиц,

3. Совместно с активом советов осуществляет подбор шефов из числа представителей собственных организаций трудового коллектива, членов советов ОПОП или другого общественного формирования по месту жительства. Инструктирует шефов о целях, наиболее приемлемых формах и методах профилактического воздействия на данное ранее судимое лицо, необходимости взаимодействия в этой работе поддерживает сними постоянный контакт, обменивается информацией о поведении профилактируемого, оказывает им необходимую помощь.

4. Периодически докладывает руководителю ГОРОВД о недостатках в работе общественных формирований по предупреждению повторных преступлений со стороны конкретных ранее судимых лиц и необходимых мерах по их устранению.

5. По указанию руководителя ГОРОВД осуществляет привод для регистрации и официального предостережения о недопустимости антиобщественного поведения ранее судимого лица, не вставшего на путь исправления, допускающего правонарушения.

6. Ежемесячно проверяет лиц, подпадающих по признакам судимостей под действие Положения об административном надзоре, по справочным картотекам правонарушителей, использует информацию приемников-распределителей, центра по вытрезвлению граждан, дежурных частей ГОРОВД. По каждому факту нарушения общественного порядка и правил общежития такими лицами делает нарушителю письменное предупреждение о необходимости прекращения антиобщественного образа жизни и возможном установлении административного надзора. Если это лицо после двух письменных предупреждений продолжает нарушать общественный порядок и правила общежития, вновь принимает меры по привлечению к ответственности и докладывает рапортом начальнику ГОРОВД о целесообразности установления за ним админнадзора, а также свои предложения об установлении предусмотренных ограничений.

7. С учетом фактического поведения админподнадзорного определяет периодичность, но, как правило, не реже одного раза в неделю, посещает его по месту работы или месту жительства, проверяет соблюдение им правил админнадзора и установленных ограничений, правил общежития и трудового распорядка дня, паспортных правил; взаимодействует при этом с работниками УР и ОБЭП, в этой работе, особенно при посещении поднадзорного по месту жительства, как правило, использует возможности народных дружинников, внештатных сотрудников милиции, членов совета ОПОП.

8. На инструктажах перед заступлением на дежурство по охране общественного порядка патрульно-постовых нарядов милиции, народных дружинников, членов оперативных отрядов, внештатных сотрудников милиции информирует о проживающих на маршруте патрулирования поднадзорных. лицах, при этом: указывает их установочные данные и домашний адрес, по возможности предъявляет их фотографии, разъясняет правила админнадзора и суть установленных этим поднадзорным ограничений, определяет наиболее вероятные места появления таких лиц, обеспечивает поступление от указанных работников милиции и общественников необходимой информации об поднадзорных, полученной в процессе патрулирования.

9. Исходя из конкретного поведения поднадзорного, вносит на рассмотрение руководителя ГОРОВД:

а) материалы о привлечении к административной или уголовной ответственности лица, систематически нарушающего правила административного надзора и установленные ограничения, допускающего правонарушения в общественных местах, в сфере быта;

б) предложения о снятии или введении дополнительных ограничений, продлении или прекращении (по согласованию с работником уголовного розыска) административного надзора.

О прекращении надзора в отношении особо опасного рецидивиста готовит информацию для направления в ИЦ УВД.

10. После прекращения административного надзора продолжает обеспечивать (до окончания трехлетнего срока со дня освобождения данного лица из мест лишения свободы) контроль за его поведением и образом жизни, принимать другие меры профилактического характера.

Активная, целенаправленная работа участкового инспектора милиции в отношении каждого ранее судимого лица, состоящего на профилактическом учете, предусматривает осуществление периодического анализа выполненной профилактической работы и оценку достигнутых результатов. На этой основе участковый инспектор планирует в отношении них дальнейшие мероприятия. При совершении состоящим на профилактическом учете повторного преступления, участковый инспектор должен определить, какие мероприятия профилактического характера в необходимых случаях не были выполнены, реализованы несвоевременно или с ненадлежащим качеством и сделать соответствующие выводы, которые необходимо использовать в своей дальнейшей работе с ранее судимыми лицами.

Научно-исследовательской лабораторией МВД РФ им. Ф. Э. Дзержинского разработана прогнозно-профилактическая методика в виде Карты учета информации на подучётного. Ее многократное испытание в органах внутренних дел относительно профилактируемых лиц, состоящих на учетах участковых инспекторов милиции, позволило уточнить действительное число подучётных, «расчистить» их состав более чем на одну треть; изучить каждого из них в рациональных пределах, необходимых для прогноза его поведения; путем прогноза выделить лиц с незначительной вероятностью совершения преступления; относительно которых профилактическое воздействие, по существу, не вызывается необходимостью (около половины состоящих на учете), и подучетных с высокой вероятностью преступного поведения, требующих повышенного внимания и интенсивной профилактики; наметить в отношении последних соответствующие прогнозу целенаправленные профилактические меры; за счет их полного осуществления добиться резкого увеличения количества исправившихся профилактируемых, а также сокращения совершенных этой категорией новых преступлений[14] .

Проведение профилактических мер нам показывает что уровень преступности по отношению к прошлым годам значительно упало это видно из: доклада Министра МВД ПМР на Коллегии МВД ПМР за 2006г. Решение Коллегии МВД ПМР.

Так, оценивая криминогенную обстановку, необходимо отметить, что с 2002 года на территории республики продолжает сохраняться устойчивая тенденция к снижению регистрируемой преступности.

По состоянию на 31 декабря 2006 года правоохранительными органами ПМР было зарегистрировано 6907 преступлений, что на 4,0% меньше, чем в 2005 году.

Реальность снижения подтверждается сокращением числа таких общественно опасных видов преступлений, как убийства с покушением (-14,3%), изнасилования с покушением (-5,0%), разбойные нападения (-25,0%), грабежи (-28,9%).

Руководство МВД ПМР осознает, что не все преступления попали в сферу внимания органов внутренних дел ввиду латент-ности преступности, но тем не менее считает, что регистрируемый массив преступных посягательств отражает главные особенности состояния и тенденции развития криминальной обстановки в республике. При этом особое внимание нами уделяется контролю за полнотой регистрации и последующим рассмотрением сообщений граждан о совершенных преступлениях, а также искоренению из практики случаев укрывательства информации о преступлениях.

С этой целью второй год подряд Министерством внутренних дел ПМР проводится изучение общественного мнения о деятельности ОВД. Опрос 2007 года показал, что количество граждан, положительно оценивающих деятельность ОВД, возросло на +6% и составило 63,2%. Наиболее высокий процент доверия сотрудникам милиции выразили жители Каменского (87%), Слободзейского (75%) и Рыбницкого (68%) районов. Неудовлетворительную оценку деятельности ОВД выставили 12,8% опрошенных граждан, что лучше показателя прошлого года на -8,6%. Значительно улучшили показатели по этой позиции сотрудники УВД г. Тирасполь (-25,4%), УВД г. Бендеры (-9,6%) и Рыбницком ОВД (-11,4%).

О возросшем доверии к ОВД говорит и то, что 73,2% респондентов за защитой своих прав и законных интересов обратятся в ОВД. В прошлом году этот показатель составил 64,7%.

При этом следует признать, что положение дел с преступностью остается сложным.

В 2006 году в совершении преступлений (из числа расследованных) участвовало 5174 человека, из которых 3902 или 75% - совершили преступление впервые, 3208 человек (62,0%) - не имели постоянного источника дохода.

Несмотря на существенное сокращение преступлений, совершенных подростками (на 18,0%), криминальный потенциал их остается значительным. Так, ими совершено 757 преступлений, а это практически каждое 7-ое преступление в республике.

Как и раньше, общую мотивацию преступности определяла корыстная направленность. В структуре зарегистрированных преступлений практически половину (45%) составляют посягательства против собственности, в том числе 33% - кражи.

На 1,8% сократилось число преступлений, совершенных в общественных местах, в том числе на 0,6% - на улицах, вместе с тем ситуация в городах и районах республики далека от идеальной, а в Рыбницком ОВД допущен рост (с 23 до 72 преступлений).

Результаты борьбы с преступностью традиционно оцениваются с учетом уровня раскрываемости преступлений. По состоянию на 31 декабря 2006 года общая раскрываемость преступлений возросла на 4,5% и составила 78,6%.

Улучшилась раскрываемость тяжких (+5,7%) и особо тяжких (+3,2%) преступлений.

Показатель раскрываемости возрос во всех горрайорганах внутренних дел. Так, в УВД г. Бендеры общая раскрываемость увеличилась на +2,4%, Слободзейском РОВД на +2,9%, Григо-риопольском РОВД на +8,8% и т.д. Исключение составляет лишь Дубоссарский РОВД, где данный показатель остался на уровне прошлого года, составив 74%, что является ниже среднереспубликанского показателя на - 4,6%.

Переходя от общей оценки криминальной обстановки к вкладу каждой службы, следует отметить, что одним из ведущих направлений нашей деятельности является борьба с организованной преступностью.

В течение 2006 года сотрудниками УБОПиК МВД ПМР были разобщены 8 преступных группировок, действующих на территории республики.

Выявлены и задокументированы факты вывоза в Турцию для занятия проституцией жительницы Григориопольского района и попытки приобретения несовершеннолетней девушки также для последующей отправки ее за границу[15] .

Также был выявлен факт хищения путем мошенничества денежных средств в сумме 102000 долларов США, предназначенных на оплату обучения детей-инвалидов, работником Министерства просвещения ПМР.

По линии БЭП за 12 месяцев 2006г. выявлено 986 преступлений, что на 11,3 больше, чем за аналогичный период 2005г. Из общего числа выявленных преступлений сотрудниками БЭП горрайорганов выявлено 788 преступлений, что на 9,3% больше.

Участковыми инспекторами милиции в 2006г. раскрыто 909 преступлений, что на 76 преступлений меньше, чем в 2005году.

Исходя из этих статистических данных в дальнейшем даются указания начальникам подразделений и происходит дальнейшее планирование их деятельности:

- УБОПиК МВД ПМР выработать и провести комплекс мер по разобщению действующих организованных преступных группировок и привлечению членов ОПГ к уголовной ответственности. Совместно с МГБ ПМР организовать проведение ОРМ по выявлению, документированию и пресечению фактов незаконного оборота оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ. Особое внимание обратить на активизацию работы по сбору доказательств вины и установление лиц, причастных к заказным убийствам.

- УУР МВД ввести в действие и спланировать исполнение «Комплексной программы противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2007-2011гг.».

- УБЭП ПМР организовать и провести комплекс оперативно-профилактических мероприятий, направленных на пресечение фальшивомонетничества; получения взяток должностными лицами; действия лиц, занимающихся незаконной предпринимательской деятельностью, легализацией денежных средств, добытых преступным путем, созданием лжепредприятий.

- СУ МВД активизировать работу по УД по фактам ДТП со смертельным исходом.

- УМОБ активизировать профилактическую работу с несовершеннолетними, а также с лицами, находящимися под административным надзором.


Заключение

Рассмотрев такую тему курсовой работы как: Функции криминологической науки. Связь криминологии с профилактической деятельностью, и осветив такие вопросы как: понятие и предмет криминологии её задачи как науки, функции криминологической науки, связь криминологии с профилактической деятельностью, можно сказать, что: криминология, является общетеоретической наукой о преступности, и имеет непосредственное практическое значение.

Криминология весьма практическая наука. Она дает в руки тех, кто этого хочет, и понимание проблемы преступности в целом, и понимание того, что общество может в борьбе с ней, какими средствами оно обязано пользоваться, как заниматься законотворчеством с учетом состояния, характера, структуры преступности, какие меры в борьбе с преступностью первичны, какие вторичны, каково место правоохранительных органов в борьбе с преступностью, кто же такие преступники, что первично в борьбе с преступностью – закон и наказание или меры экономического, социального, воспитательного плана и т.п.

Я считаю что задачи и вопросы поставленные передо мной в данной курсовой работе я осветил целиком и полностью.

Список использованной литературы

1. Конституция ПМР от 24.12. 94

2. Уголовный кодекс ПМР от 22. 07. 2002

3. Закон ПМР “О милиции” от 18 июля 1995 г

4. Приказ МВД ПМР № 25 от 21 января 2003 г. ’’Об утверждении и введении в действие ’’Положения о прохождении службы в ОВД ПМР’’.

5. Приказ № 80 от 24 февраля 2004 г. “Об утверждении Инструкции об организации деятельности участкового инспектора милиции”.

6. Приказ МВД ПМР № 64 от 11 марта 1996 г. ’’Об утверждении Устава патрульно-постовой службы милиции общественной безопасности ПМР’’.

7. «Криминология» В. Д. Молков М; Юстицинформ 2004

8. «Криминрлогия» А. И. Долгова М; Норма- инфра-М 2004

9. «Криминология» С.ю Е. Вицин, В. А. Уткин М; 2001г

10. «Криминология» В. М. Бурменов, Н. М. Кропочев С.- Петербург 2002

11. «Криминология» Г. Ф. Хохренов М; Юрист 2002

12. «Криминология» Г. Г. Шиханцов М; Зерцало 2001

13. «Криминология» (конспект лекций) М; 2003

14. «Криминология» С. М. Иншаков М; 2000

15. Бурлаков В.Н., Кропачев Н.М. Криминология. Учебник. С.-П.2005г.

16. Криминология под редакцией В. Н. Кудрявцева Москва 1995г

17. Криминология Конспект лекций Москва 2005г

18. Криминология под ред. Долговой А. И. Москва2005г

19. Кузнецова Н.Ф. Криминология. М.2005г.

20.Алексеев А.И. Криминология. Курс лекций. М.2004г.

21.Чуфаровский Ю.В. Криминология в вопросах и ответах. М.2001г.

22. Антонян Г.А. Криминология. М. 2005г.

23.Каменщик В.С. ,Щербина А.В. Организационно-тактические основы работы участкового инспектора милиции на обслуживаемом участке. Методические рекомендации. Часть 1. г. Запорожье, 1990 г.

24.Черепанов В.В. ’’Организация деятельности участкового уполномоченного милиции’’, -М. 2002 г.

25. Доклад Министра МВД ПМР на Коллегии МВД ПМР за 2006г. Решение Коллегии МВД ПМР


[1] Бурлаков В.Н., Кропачев Н.М. Криминология. Учебник. С.-П.2005г

[2] Сахаров А.Б., Волошина Л.А. Общетеоретические проблемы криминологии //Вопросы борьбы с преступностью. Вып. 20. М., 1994.

[3] См. Криминология: Учебник. М.,1995. С.451.

[4] См.:теоритические основы предупреждения преступности. М., 1997.С .8.

[5] Яковлев А.М. Преступность как социально-правовое явление М-2003г С.76

[6] Черепанов В.В. ’’Организация деятельности участкового уполномоченного милиции’’, -М. 2002 г

[7] Каменщик В.С. ,Щербина А.В. Организационно-тактические основы работы участкового инспектора милиции на обслуживаемом участке. Методические рекомендации. Часть 1. г. Запорожье, 1990 г.

    [8] Бурлаков В.Н., Кропачев Н.М. Криминология. Учебник. С.-П.2005г.

[9] Криминология под ред. Долговой А. И. Москва2005г

[10] Криминология» В. М. Бурменов, Н. М. Кропочев С.- Петербург 2002

[11] Приказ № 80 от 24 февраля 2004 г. “Об утверждении Инструкции об организации деятельности участкового инспектора милиции”.

[12] Приказ № 80 от 24 февраля 2004 г. “Об утверждении Инструкции об организации деятельности участкового инспектора милиции”.

[13] Приказ № 80 от 24 февраля 2004 г. “Об утверждении Инструкции об организации деятельности участкового инспектора милиции”.

[14] Криминрлогия» А. И. Долгова М; Норма- инфра-М 2004

[15] Доклад Министра МВД ПМР на Коллегии МВД ПМР за 2006г. Решение Коллегии МВД ПМР.