Лабораторная работа: Математическое моделирование работы систем массового обслуживания
Название: Математическое моделирование работы систем массового обслуживания Раздел: Рефераты по экономико-математическому моделированию Тип: лабораторная работа | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА Математическое моделирование работы систем массового обслуживания Задание Вариант 1. Газозаправочная станция для автомобилей располагает двумя газовыми насосами. В очереди, ведущей к насосам, могут расположиться не более пяти автомашин, включая те, которые обслуживаются. Если уже нет места, прибывающие автомобили уезжают искать другую заправку. Распределение прибывающих автомобилей является пуассоновским с математическим ожиданием 20 автомобилей в час. Время обслуживания клиентов имеет экспоненциальное распределение с математическим ожиданием 6 минут. На основе расчета функциональных характеристик СМО определить: – процент автомобилей, которые будут искать другую заправку; – процент времени, когда используется только один из насосов; – процент времени использования двух насосов; – вероятность того, что прибывающий автомобиль найдет свободное место в очереди; – среднее время пребывания автомобиля на газозаправочной станции. массовый обслуживание транспорт автомобильный Функциональные характеристики СМО
Интерпретация полученных результатов. – процент автомобилей, которые будут искать другую заправку = pc + m = p7 = 13,33% – процент времени, когда используется только один из насосов = p1 = 13,33% – процент времени использования двух насосов = p2 + … +p7 = 80% – вероятность того, что прибывающий автомобиль найдет свободное место в очереди = 1 – p7 = 86,67% – среднее время пребывания автомобиля на газозаправочной станции = Ws = 0,21538 ч. = 13 минут Контрольные вопросы: 1. Из каких основных компонентов состоит СМО? Системы массового обслуживания (СМО) – это такие системы, в которые в случайные моменты времени поступают заявки на обслуживание, которые удовлетворяются с помощью имеющихся в распоряжении системы каналов обслуживания (сервисов). Основными компонентами СМО являются два потока событий: 1) входной поток заявок (требований на обслуживание), характеризующийся своей интенсивностью l (средним количеством клиентов, поступающих в систему в единицу времени) или средним интервалом времени между их последовательными поступлениями tпост ; 2) выходной поток заявок, описываемый интенсивностью обслуживания m (средним количеством обслуженных заявок в единицу времени) или средней продолжительностью обслуживания tобсл . Для СМО разомкнутого типа, у которых входной и выходной потоки подчинены распределению Пуассона, в качестве исходных данных для расчета функциональных характеристик используются: · интенсивность входного потока заявок l; · интенсивность обслуживания m; · количеством параллельно работающих однородных сервисов (обслуживающих каналов) с; · максимальная емкость очереди m; · мощность источника заявок f. 2. Какие бывают СМО? Состоянием системы называется число находящихся в данный момент в СМО заявок n. Поступающие заявки могут сразу попасть на обслуживание (если сервис свободен) или ожидать в очереди. Если максимально допустимое число мест в очереди m конечно, то в СМО могут происходить отказы в предоставлении сервиса (система с отказами). Отклоняются от обслуживания те заявки, в момент прихода которых все места в очереди случайно оказались занятыми или при m = 0 (система без очереди) все каналы обслуживания оказались занятыми. В СМО с неограниченной длиной очереди (m = ¥) пришедшая заявка при невозможности немедленного обслуживания ожидает обслуживания при любой длине очереди и продолжительности времени ожидания. По способу отбора из очереди заявок для обслуживания различают следующие виды дисциплины очереди: 1) первым пришел – первым обслуживается (FCFS); 2) последним пришел – первым обслуживается (LCFS); 3) случайный отбор заявок (SIRO); 4) ограничено время пребывания заявки в очереди; 5) с приоритетами, при которой некоторые находящиеся в очереди заявки имеют право первоочередного обслуживания (например, срочные работы выполняются раньше обычных). По числу каналов обслуживания c различают одноканальные и многоканальные СМО. Многоканальные СМО разделяют: · по характеристикам каналов – на однородные и неоднородные СМО; · по расположению каналов – на СМО с параллельным и последовательным расположением сервисов. В некоторых СМО интенсивность входного потока может зависеть от числа заявок, уже находящихся в системе (СМО замкнутого типа). В такой системе конечность очереди является следствием ограниченности мощности источника, создающего заявки на обслуживание. В СМО с источником бесконечной мощности (СМО разомкнутого типа) интенсивность входного потока практически не зависит от состояния системы. 3. Как определить основные функциональные характеристики СМО? Наиболее употребляемыми функциональными характеристиками стационарных СМО являются следующие: · pотк – вероятность отказа в обслуживании (средняя доля заявок, получивших отказ в обслуживании): – для СМО с отказами ; – для СМО с неограниченной очередью pотк = 0; · q – относительная пропускная способность системы (средняя доля обслуженных заявок; вероятность обслуживания) q = 1 – pотк ; · – относительная нагрузка на систему r = l / m; · эфф – эффективная интенсивность поступления заявок в систему (абсолютная пропускная способность системы; среднее число заявок, обслуживаемых системой в единицу времени) · Lq – среднее число заявок в очереди (средняя длина очереди): – для СМО без очереди Lq = 0; – для СМО с ограниченной очередью
– для СМО с неограниченной очередью ; · Ls – среднее число находящихся в системе заявок · Wq – среднее время (средняя продолжительность) пребывания заявки в очереди · Ws – среднее время (средняя продолжительность) пребывания заявки в системе · – среднее количество занятых средств обслуживания ; · pn – вероятность того, что в системе находится n заявок – для СМО с отказами ; ; – для СМО с неограниченной очередью ; В ходе работы я научилась определять количественные показатели качества функционирования системы массового обслуживания. |