Курсовая работа: Узел редуктора электромеханического привода
Название: Узел редуктора электромеханического привода Раздел: Промышленность, производство Тип: курсовая работа | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ Кафедра машиноведения и деталей машин Курсовая работа « УЗЕЛ РЕДУКТОРА ЭЛЕКТРОМЕХАНИЧЕСКОГО ПРИВОДА » Исполнитель: студентка гр. 2856/1 Касимова Е.К. Преподаватель: Ружков В.А Санкт-Петербург 2010 Оглавление Техническое задание Введение 1. ОЦЕНКА ПАРАМЕТРОВ ОСНОВНЫХ СОСТАВЛЯЮЩИХ ПРИВОДА1.1 Определение КПД привода и выбор электродвигателя 1.2 Определение общего передаточного отношения привода и разбивка его по ступеням 1.3 Определение частот вращения, мощности и крутящих моментов на валах 1.4 Проектировочный расчёт валов, выбор подшипников и определение межосевых расстояний с учётом габаритов подшипников 1.4.1 Выбор муфты 1.4.2 Проектировочный расчёт валов 1.4.3 Предварительный выбор подшипников качения 1.4.4 Определение межосевых расстояний с учётом габаритов подшипников 1.5 Геометрический расчёт параметров зубчатых колёс Литература ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ Выполнить анализ параметров электромеханического привода и разработать эскизный проект с целью минимизации габаритов редуктора в результате рационального выбора материалов зубчатых колёс и других деталей. Привод состоит из - электродвигателя, - клиноременной передачи, - двухступенчатого цилиндрического редуктора по развёрнутой схеме (или по соосной схеме) с раздвоением мощности (или без раздвоения мощности) на входном (или на выходном валу), - зубчатой муфты на выходном валу редуктора. Характер производства крупносерийный. Привод реверсивный. 1. Номинальный крутящий момент на валу исполнительного механизма (ИМ) Тим =1500 Н×м; 2. Частота вращения выходного вала редуктора nим =80 об/мин; 3. Синхронная частота вращения вала электродвигателя nс =3000 об/мин; 4. Расчётный ресурс L=8000 час. ВВЕДЕНИЕ Цель анализа работоспособности механизма в данной работе – разработка проекта узла привода редуктора минимально возможных габаритов , находящегося в составе электромеханического привода. Средство достижения этой цели – рациональное применение объёмного и поверхностного упрочнения зубьев зубчатых передач. Способ – расчётная оценка работоспособности деталей зубчатых зацеплений и других деталей редуктора с учётом ограничений, обусловленных их взаимодействием с другими деталями и узлами редуктора и привода в целом. В работе представлены результаты оценки диаметров выходного вала редуктора с учётом установки на нём зубчатой муфты. Конструктивно определены внутренние диаметры подшипников, выполнен предварительный выбор типа и номера подшипников всех валов, определены межосевые расстояния и геометрический расчёт параметров зубчатых передач. 1. ОЦЕНКА ПАРАМЕТРОВ ОСНОВНЫХ СОСТАВЛЯЮЩИХ ПРИВОДА электромеханический привод редуктор габариты Результат данного этапа работы – выбор электродвигателя; значения передаточных чисел, крутящих моментов, частоты вращения валов; значения допускаемых контактных напряжений зубчатых колёс и межосевых расстояний (рис.1). 1.1 Определение КПД привода и выбор электродвигателя
Мощность, которая должна быть передана исполнительному механизму, вычисляется по формуле Р ИМ = Т ИМ wИМ , (1.1) где ωим – угловая скорость, рад/с. Угловая скорость вычисляется по формуле ωим =π·nим /30 (1.2) ωим =3,14·80/30=8,37 рад/с Подставляя полученную величину в формулу (1.1) получим Pим =1500·8,37 =12560 Вт Мощность электродвигателя можно вычислить по формуле Pэл = Pим /ηпр , (1.3) где Pэл – мощность электродвигателя, Вт; ηпр – коэффициент полезного действия привода. ηпр = (ηрп ·ηп ·ηзп )(ηзп ·ηп )(ηп ·ηм ), (1.4) где ηрп – КПД ременной передачи; ηп - КПД подшипников качения вала; ηзп – КПД зубчатой передачи быстроходного и тихоходного валов соответственно; ηм – КПД муфты. Выбираем ηрп =0,95; ηп =0,99; ηзп =0,99; ηм =0,99. Подставив выбранные значения КПД в формулу (1.4), получаем ηпр =0,95∙0,99∙0,99∙0,99∙0,99∙0,99∙0,99=0,894 Воспользовавшись формулой (1.3), находим мощность электродвигателя Pэд =12560/0,894=14049 Вт Выбираем асинхронный трехфазный электродвигатель переменного тока так, что бы номинальная мощность была больше, чем мощность электродвигателя с синхронной частотой nc =3000 об/мин. Технические характеристики двигателя По справочнику: Выбран электродвигатель марки 4А160S2; паспортная мощность Р ЭД = 15,0 кВт ; синхронная частота n с = 3000 об/мин; частота двигателя n дв = 2940 об/мин; отношение пускового момента к номинальному моменту Т П / Т Н =1,4; диаметр присоединительного участка вала ЭД d ЭД =42 мм, длина присоединительного участка вала ЭДl ЭД =110 мм. 1.2 Определение общего передаточного отношения привода и разбивка его по ступеням Общее передаточное отношение привода вычисляется по формуле iпр =nдв /nим , (1.5) где nдв – асинхронная частота вращения двигателя, об/мин; iпр – общее передаточное отношение привода. Подставив численные значения, получим iпр =2940/80=36,25 Для нахождения передаточного отношения редуктора назначим iрп =2 и воспользуемся формулой iпр = iрп ·iрд , (1.6) где iрд – передаточное отношение редуктора. Преобразуя (1.6), получим iрд = iпр /iрп =36,25/2=18,12 (1.7) Передаточное отношение редуктора так же можно выразить через формулу iрд =uб ·uт , (1.8) где uб и uт – передаточные отношения быстроходного и тихоходного валов соответственно. Значение передаточного отношения тихоходного вала вычисляем по формуле uт
= Преобразуя формулу (1.8) и подставляя полученные ранее численные значения, получаем uб = iрд / uт =18,12/4=4,53 (1.10) Стандартизуем рассчитанные передаточные отношения: uб =5, uт =4. Уточняем передаточное отношение ременной передачи по формуле iрп = iпр / (uб ·uт )=36,25/(4*5)=1,81 1.3 Определение частот вращения, мощности и крутящих моментов на валах Угловая скорость входного вала редуктора wВВх = wим u т u б = 8,37* 20 = 167,4 1/с; промежуточного вала wПР = wим u т = 8,37*4 =33,48 1/с; Мощность Р i , передаваемую каждым валом, зубчатыми колёсами и шестернями определяем согласно принятым значениям частных КПД, входящих в соотношение (1.4): Р i = Р им / hi , где hi – КПД, учитывающий потери при передаче мощности от данного вала (зубчатого колеса или шестерни) к выходному валу. Крутящие моменты Т i определяются по значению передаваемой мощности Р i и угловой скорости данного валаwi : Т i = Р i / wi . С помощью следующих формул найдем численные значения частот вращения первого и второго валов n1 = nдв / iрп =2940/1,81=1624 об/мин (1.11) n2 = n1 / uб =1624/5=325 об/мин (1.12) Для вычисления мощностей первого и второго валов воспользуемся формулами P1 =Pэл ·ηрп =14037·0,95=13335 Вт (1.13) P2 =P1 ·ηпк ·ηзпб =13335·0,99·0,99=13070 Вт (1.14) Вычислим крутящие моменты валов по формуле Ti = Pi /ωi , (1.15) ωi =π·ni /30 (1.16) где i=1; 2; эл. Преобразуя формулы (1.15) и (1.16), получим Ti = Pi ·30/(π·ni ) (1.17) Tэл = Pэл ·30/(π·nэл )=14037·30/(3,14·2940)=45,57 Н·м T1 = P1 ·30/(π·n1 )= 13335·30/(3,14·1600)=79,65 Н·м T2 = P2 ·30/(π·n2 )= 13070·30/(3,14·320)=390,38 Н·м Таблица 1 Энерго-кинематические параметры элементов привода
Пример расчёта параметров условий работы шестерни промежуточного вала 1. Угловая скорость w ПР = 33,48 /с; 2. Значение h I = h зп h пк ∙h м = 0,99∙0,99∙0,99= 0.97 ; где hI – КПД, учитывающий потери при передаче мощности от данного вала (зубчатого колеса или шестерни) к выходному валу. 3. Мощность Р Ш-ПР , передаваемая шестерней промежуточного вала Р Ш-ПР = Р ИМ /h I = 12555/0.97 = 12939 Вт; 4. Момент Т Ш-ПР , передаваемый шестерней промежуточного вала Т Ш-ПР = Р Ш-ПР / w ПР = 12939/33,48 = 386 Нм. 1.4 Проектировочный расчёт валов, выбор подшипников и определение межосевых расстояний с учётом габаритов подшипников 1.4.1 Выбор муфты Наибольший расчётный момент на выходном валу не должен превышать допускаемого для данного номера муфты момента М кр k T ИМ £ М кр , (1.18) где k - коэффициент перегрузки привода; для транспортёров, компрессоров и воздуходувок, центробежных насосов k = 1,25 ... 2. Принимаем к= 2. Как правило, k < Т П / Т Н . В данном случае М кр ≥ 2∙1500=3000 Нм. Выбираем ближайшее к данному значение М кр (муфта №3) М кр = 3090 Нм. Для этого значения также:n max = 4000об/мин; d M = 60мм; l M =85мм; D M =90мм. Значение диаметра выходного вала редуктора d В можно принять, исходя из следующего. Прочностной расчёт вала выполняется с учётом напряжений от изгиба и кручения, которые зависят от значения диаметра в третьей степени. Если при выборе муфты значение k T ИМ практически равноМ кр , то принимаем d В = d М , где d М – наибольший присоединительный диаметр данного номера муфты. Но так как у нас k T ИМ < М кр , то предварительно значение диаметра d В определяем по формуле d В » d М (k T ИМ /М кр )1/3 =60 (2∙1500/ 3090)1/3 =59,4 мм. (1.19) Окончательно принимается значение d В из ряда нормальных линейных размеровR 40. И у нас d В = 62 мм. 1.4.2 Проектировочный расчёт валов На этом этапе разработки проекта известны только крутящие моменты на валах. При проектировочном расчёте значение диаметра вала в местах установки зубчатых колёс можно определяют, исходя из условия d » (Т/ 0,2 [ t ])1/3 , (1.20) где допускаемое напряжение [ t ] = ( 0,026 ...0,036) s в ; наименьшие значения принимаются для быстроходных валов, средние – для промежуточных, наибольшие – для тихоходных валов. Примем допускаемое напряжение для входного вала [t] = 0,026sв = 15 МПа; для промежуточного вала [t] = 0,030sв = 17,5 МПа; для выходного вала [t] = 0,036sв = 21 МПа. Обычно в качестве материала валов при положительных климатических температурах используют сталь 40 нормализованную, временное сопротивление которой равно s в = 580 МПа для заготовок диаметром до 100 мм. Таким образом диаметр для быстроходного вала, на входном валу редуктора
На данном этапе разработки проекта необходимо определить диаметры валов в местах установки подшипников качения. 1.4.3 Предварительный выбор подшипников качения Зная значения внутренних диаметров подшипников качения d п диаметров, назначим тип подшипников. Принимаем для быстроходного вала конические подшипники средней серии, для промежуточного вала конические подшипники средней серии, для тихоходного вала радиально-упорные подшипники легкой серии. Таблица 3 Параметры подшипников
1.4.4 Определение межосевых расстояний с учётом габаритов подшипников Конструктивно межосевое расстояние (рис.2.1.) зубчатой пары a Т ³ 0,5(D п 1 + D п 2 )+ 2g , (1.24) a б ³ 0,5(D п 3 + D п 2 )+ 2g , где D п 1 D п2 иD п 3 – наружные диаметры подшипников качения соответственно выходного вала, промежуточного вала и входного вала; 2g – минимальное расстояние между внешними кольцами подшипников, принимается в зависимости от диаметра болтов, соединяющих верхнюю крышку и корпус редуктора. Диаметр болта должен быть d » 1,25 T ИМ 1/3 ³10 мм, (1.25) где T ИМ в Нм. По формуле (1.25) d
= Для М14 2g =44 мм. Подставим эти значения в формулу (1.24) и произведем расчет a Т ³ 0,5(125+ 100) + 44=156,5 мм, a б ³ 0,5(100+90) + 44=139 мм. Полученные конструктивно значения межосевых расстояний a Т и a Б округлим по ряду R 40. Таким образом a Т =160 мм, a б =140 мм.
Согласно условию сборки двухступенчатого редуктора межосевое расстояние тихоходной зубчатой передачи должно быть таким, чтобы обеспечивался зазор с о между зубчатым колесом быстроходной пары (диаметр a т ³ 0,5d а 2б + 0,5d * + с о , где с о = (3 … 5) мм, значение d * принимается согласно эскизу выходного вала редуктора, d а 2б = d 2б + 2m б = 2a б u б /(u б + 1) + 2m б , d 2б – делительный диаметр зубчатого колеса, m б – модуль зацепления быстроходной передачи. (Согласно ТЗ значение модуляm б находится в пределах от 1,5 до 3 мм). d а 2б = d 2б + 2m б = 2a б u б /(u б + 1) + 2m б =2*5*140/6 + 2*3=239мм a т ³ 0,5*239+ 0,5*72 + 5=160 мм , принятое значение межосевого расстояния a т не удовлетворяет условию a т ³ 0,5d а 2б + 0,5d * + с о , необходимо принять новое значениеa т =160 мм по ряду R 40. 1.5 Геометрический расчёт параметров зубчатых колёс Принятые выше значения a Т иa Б используем для определения делительных диаметров шестерни и колеса тихоходной пары и быстроходной пар (рис 2.1): d 1 Т = 2 a Т /(1 + u Т ); d 2 Т = u Т d 1 Т d 2 Б = 2 a Б /(1 + u Б ); d 2 Б = u Б d 1 Б . (1.26) Одна из основных характеристик, определяющих геометрические параметры зубчатых передач,m - модуль зацепления. Z 1 - число зубьев шестерни.При назначении остальных параметров каждой зубчатой передачи необходимо выполнять следующие требования и условия. 1. Учитывая требование минимизации габаритов редуктора, выполняем расчёт косозубых цилиндрических передач; т.е. b ¹0, следовательно, cos b < 1 , mz 1 < d 1 и m < ( d 1 /z 1 ) . 2. Число зубьев шестерни по условиям отсутствия подрезания зубьев должно быть z 1 ³ 17 (обычно z 1 принимается 20 и более). 3. Кроме того, необходимо, чтобы число зубьев шестерни z 1 и число зубьев колеса z 2 = u z 1 были целым числами. Значения коэффициента y m
Произведем расчеты для быстроходной передачи Межосевое расстояние на входном валу а =140 мм, u = 5. Выполнить геометрический расчёт передачи. u = 110/22=5 cos b = 0,5 m z 1 ( u + 1)/а=0.5*2*22*(5+1)/140=0,942, приемлемо.
Произведем расчет для тихоходной передачи на выходном валу Межосевое расстояние а=160 мм, и=4. Выполнить геометрический расчет передачи. Решение u = 80/20=4 Соответственно, cos b = 0,5 m z 1 ( u + 1)/а=0.5*3*20*(4+1)/160=0,937 , приемлемо.
Геометрические характеристики зубчатых передач
Проверка . 1. а = 0,5( d 1 + d 2 ); Быстроходная передача аб = 0,5∙(46.7+233)= 139.5; Тихоходная передача ат =0,5(64+256)=160 . 2.m z 1 = d 1 cos b ; Быстроходная передача 2∙22=46.7∙0,942,44=43.9; Тихоходная передача 3∙20=64∙0,937,60=59.9. 3.d 2 cos b / z 2 = m ; Быстроходная передача 233∙0,942/90=2 , 2=2; Тихоходная передача 256∙0,937/80=2.9 , 2,9=3. 4.d 2 / d 1 = z 2 / z 1 = u ; Быстроходная передача 233/46.7=90/22, 4.98=4.9=5; Тихоходная передача 256/64=80/20, 4=4=4. Таким образом все подобрано. Рис. 2.1. Схема определения межосевых расстояний зубчатых передач где аб и ат – межосевые расстояния быстроходной и тихоходной зубчатых пар соответственно, мм; D п 1 D п2 иD п 3 – наружные диаметры подшипников качения, мм; 2. РАСЧЁТ ЗУБЧАТЫХ ПЕРЕДАЧ И ВЫБОР МАТЕРИАЛОВ 2.1 Расчёт контактных напряжений зубчатых передач Критерий контактной усталостной прочности зубьев записывается в виде sH £ [sH ], (2.1) где s H , [ s H ] - соответственно расчётное и допускаемое контактные напряжения. Расчётное значение s H для косозубой передачи с внешним зацеплением определяют по формуле sH
= 1,18 ZH
b
где E пр – приведенный модуль упругости материалов контактирующих зубьев. Примем E пр =2× 105 МПа. Т ш – момент, передаваемый шестерней рассчитываемой зубчатой пары; d ш – делительный диаметр этой шестерни; y bd = b / d ш - коэффициент ширины b зацепленияотносительно делительного диаметра шестерни d ш. определим значения y bd ybd = b / d ш (2.3) y
bd
б
= ybd
т
= y bd т и ybd б не превышают наибольшие допустимые значения. Окружная скорость рассчитывается по формуле v = w d /2 (2.4) v
б
= v
т
= Расчётная ширина тихоходной пары равна b Т = ybd Т ∙d шТ , (2.5) а быстроходной пары b Б = ybd Б ∙d шБ (2.6) Коэффициент К H учитывает влияние на неравномерность распределения нагрузки по длине зуба схемы расположения зубчатых колёс редуктора И рассчитывается по формуле КH = КH b ∙КHv , (2.7) где КH b , КHv коэффициенты, выбирающиеся из стандартных значений. Для тихоходной пары КH т =1.25∙1.01=1,57. Для быстроходной пары КH б =1,11∙1,03=1,14. Коэффициент ZH b учитывает повышение прочности косозубых передач по сравнению с прямозубыми передачами ZH b = КH a (cos2 b/ ea )1/2 , (2.8) где ea -коэффициент торцового перекрытия ea = [1,88 – 3,22(1/z ш + 1/z к )]cos b. (2.9) Коэффициент К H a введён для учёта влияния неточности нарезания зубьев на одновременность многопарного зацепления косозубых цилиндрических передач. При α=40˚, sin 2α=0,6428. Рассчитаем sH тихоходного и быстроходного валов по формуле (2.2) sH
т
=1,18∙0,749 sH
б
=1,18*0,743 Заполним таблицу параметров Таблица 8
2.2 Выбор поверхностного и объёмного упрочнения и проверочный расчёт зубьев колёс Значения предела контактной выносливости зубьев [s H lim ] быстроходной и тихоходной пар определим по формуле [s H lim ] ³s H [sH ], (2.10) где[sH ] - нормативный коэффициент запаса контактной прочности; Примем [sH ] = 1,2 . Тогда [s H lim ]т ³1036.6∙1,2=1243.2 МПа, [s H lim ]б ³609.1∙1,2=730.8 МПа. В качестве термической обработки зубьев тихоходной зубчатой передачи выберем цементацию + закалку и низкий отпуск (23HRC), при твёрдости зубьев 55 HRC. В качестве материала возьмем сталь 20ХФ. [s H lim ]т =1265 МПа. В качестве термической обработки зубьев быстроходной зубчатой передачи выберем объёмную закалку (18HRC+150), при твёрдости зубьев 35 HRC. В качестве материала возьмем сталь 40Х. [s H lim ]б =780 МПа. 2.3 Проверочный расчёт зубчатых колёс по изгибной прочности Проверочный расчёт зубьев косозубых передач выполняется по критерию изгибной усталостной прочности зубьев sF = 2YFS YF b К F Т / (m d ш b ш ) £ [sF ], (2.11) где Т – момент, передаваемый данной шестерней. YFS – коэффициент формы зуба; YF b – коэффициент повышения изгибной прочности косозубых передач по сравнению с прямозубыми; К F - коэффициент расчётной нагрузки КF = КF b ∙КFv ; (2.12) К F b - коэффициент концентрации нагрузки (см. рис.4 и табл.9); К F v – коэффициент динамической нагрузки; Для тихоходной передачи примем К F v т =1,01, а для быстроходной К F v б =1,05; К F b для учебного расчёта можно принять КF b = 2(КН b -1)+1; (2.13) КF b т =2∙(1,25-1)+1=1,5; КF b б =2∙(1,11-1)+1=1,22. Подставим значения в (2.12) и вычислим КF КF т =1,5∙1,01=1,575; КF б =1,22∙1,05=1,281. Вычислим эквивалентное число зубьев шестерни z v = z ш / cos 3 b,(2.14) где z v - эквивалентное число зубьев шестерни. Для быстроходного вала z
v
б
= Для тихоходного вала z
v
т
= Для тихоходного вала примем YFS т =4 ;для быстроходного YFS б =3,9 YF b находится по формуле YF b = КF a Yb / ea (2.15) где e a - коэффициент торцового перекрытия. К F a - коэффициент неравномерности нагрузки находящихся одновременно в зацеплении пар зубьев; Y b - коэффициент, учитывающий влияние наклона контактной линии; ea = [1,88 – 3,22(1/zш + 1/zк )] cosb, (2.16) ea т =[1,88 – 3,22 ∙ (1/20+ 1/80)] ∙0,942=1,581; ea б =[1,88 – 3,22 ∙ (1/22+ 1/90)] ∙ 0,857=1,591. Для учебного расчёта К F a примем КF a = 3∙ (К H a -1)+1, (2.17) КF a т = 3∙ (1-1)+1=1, КF a б =3∙ (1,02-1)+1=1,06. Рассчитаем Y b (βт =19, а βб =20) Yb = 1 - b°/140 , (2.18) Yb т = 1- 20/140=0,864; Yb б =1-20/140=0,857. Подставим найденные значения в формулу (2.15) и вычислим YF b для тихоходной и быстроходной передачи YF b т =1∙0,864/1,581=0,546, YF b б =1,06∙0,857/1,591=0,571. Вычислим sF с помощью формулы (2.11) sF т =2∙4∙0,546∙1,575∙386/(3∙0,064∙0,040)=369 МПа sF б = 2∙3,9∙0,571∙1,281∙78,86/(2∙0,045∙0,030)=167 МПа Допускаемое напряжение при данном виде упрочнения определим как отношение [sF ] = sF lim / [sF ], (2.19) гдеs F lim - предел выносливости зубьев при изгибе; [sF ] - нормативный коэффициент запаса усталостной прочности зубьев при изгибе; Примем [sF ] = 1,75 sF б =167 МПа sF т =369 МПа Условие sF ≤ [sF ] выполняется для быстроходной зубчатой передачи, при твёрдости зубьев HRC=55 s F lim б =750 МПа, sF б = 167 МПа≤ [sF ]= s F lim б / [sF ]=750/1,75=428,6 МПа; В качестве материала быстроходной зубчатой передачи возьмем ранее выбранную сталь 20ХФ. Условие sF ≤ [sF ] выполняется для тихоходной зубчатой передачи, уже при твёрдости зубьев HB=210 s F lim т =378 МПа, sF = 369 МПа≤ [sF ]= s F lim б / [sF ]=378/1,75=216МПа. В качестве материала возьмем ранее выбранную сталь 40Х. 3. ПРОВЕРОЧНЫЙ РАСЧЁТ УЗЛОВ И ДЕТАЛЕЙ 3.1 Определение реакций опор и расчёт подшипников промежуточного вала Значения длин участков вала определяются по компоновке редуктора. В качестве расчётной длины участков вала рекомендуется принимать: - расстояние от средней плоскости радиальных подшипников до средней плоскости (по ширине) шестерни или колеса; - расстояние между средними плоскостями (по ширине) шестерни и колеса; - расстояние от торца опорной поверхности внутреннего кольца радиально-упорного подшипника или конического подшипника до средней плоскости шестерни или колеса. В каждой зубчатой паре промежуточного вала определяются: - тангенциальная (окружная) сила Ft = T ш / d ш илиFt = 2∙T ш / d ш (3.1) - осевая сила F а = Ft ∙ tg b (3.2) - радиальная силы Fr = Ft ∙ tg a / cos b (3.3) Ft ТП =1530*2/0,256= 11953,13 Н; Fx ТП =11953,13∙0,3728= 4456,125 Н; Fr ТП =11953,13*0,364/0,937= 4643,477 Н; Таблица 15
Рис. 2.2.Схема нагружения вала в горизонтальной плоскости z 0 x Составим схему нагружения промежуточного вала в горизонтальной плоскости z 0 x . Из технического задания a =46мм, b =100мм,l =260мм. Пользуясь рис. 2.2. произведём расчёт реакций ZA и ZB . ZA = (- Fr · b + Fx · R2 )/(a+b) = (2.4) = (-4643.477· 0,100+4456.125· 0,128)/0,146=726.276 Н ZB = (- Fr · а - Fx · R 2 )/(а+ b ) = (2.5) =(-4643.477·0,046-4456.125· 0,128)/0,146= -5369.75Н Пользуясь уравнением ( 2.1), выполним проверку ZA + ZB + Fr = 726-5369+4643=0 Аналогично составим схему нагружения промежуточного вала в вертикальной плоскости y 0 x . Рис.2.3. Схема нагружения вала в вертикальной плоскости y 0 x Пользуясь рис. 2.3. произведём расчёт реакцийYA и YB . Из уравнения (2.2) следует, что суммы моментов сил около точек А и В равны нулю. Y В =(Fm l +Ft · a )/(a+b) = (2.8) =(11953.13·0,046+4841.2·0,260)/0,146= 12387.37Н Y А = (-Fm ·(l-a-b )+ Ft ·b )/( а +b) = =(-4841.2·0,114+11953.13·0,100)/0,146=4406.96 H Выполним проверку, используя формулы ( 2.1) Y A +YB – Fm - Ft = 4406.96+12387.37-4841.2-11953.13=0 (2.9) 3.1 Проверочный расчёт конических подшипников опор Проверочный расчёт конических подшипников опор промежуточного вала выполняется по динамической грузоподъёмности. А. Критерий надёжности подшипников качения по усталостной прочности тел качения имеет вид С £ С п ,(3.12) где С – расчётная динамическая грузоподъёмность, С п – паспортная динамическая грузоподъёмность данного подшипника. Расчётная динамическая грузоподъёмность С определяется по следующей зависимости С = Р [ L / ( a 1 a 2 )] 1/ p ,(3.13) где Р – эквивалентная нагрузка данного подшипника, Н; L - ресурс, млн. оборотов вала; примем L = 60 n пв Lh / 106 = 60∙80∙8000/106 = 38.4 млн. об., (3.14) где n пв – частота вращения промежуточного вала в об/мин; Lh - ресурс редуктора в часах; р – показатель степени, р =10/3 для роликовых подшипников; a 1 – коэффициент надёжности: Надёжность ............. 0,9 0,95 0,96 0,97 0,98 0,99 Коэффициентa 1 ..........1 0,62 0,53 0,44 0,33 0,21; a 2 – коэффициент, учитывающий условия эксплуатации, для конических роликоподшипников в обычных условий a 2 =0,6 .. 0,7 и для и для подшипников из высококачественных сталей при наличии гидродинамической плёнки масла без перекосов a 2 = 1,1 ..1,3. Примем a 1 =1 иa 2 =0,7. Б. Эквивалентная динамическая нагрузка определяется для А – опоры P A = (X FrA +YFx А )K б K т , (3.15) для В - опоры P В = (X Fr В +YFx В )K б K т , (3.16) где FrA иFr В – радиальные силы, действующие на А - опору и В – опору; Fx А иFx В – осевые силы, действующие на А - опору и В – опору; X иY – коэффициенты, учитывающие влияние соответственно радиальной и осевой составляющих реакции в данной опоре (определяются по каталогу подшипников раздельно для каждой опоры); K б – коэффициент безопасности, при спокойной нагрузкеK б =1, при умеренных толчках K б =1,3 ...1,5, при ударах K б =2,5 ...3;примем K б =1,3. K т – температурный коэффициент (для подшипников из стали ШХ15); примем K т =1 при рабочей температуре до 100°С. Параметр осевой нагрузкие указан в каталоге подшипников, e = 0,68 SА
=
e
∙Fr
А
=
0,68∙0.83· SВ
= e
∙Fr
В
= 0,68*0.83*
![]() Fx а = Fx + SA = 1960 + 425 = 2385 Н S =SA + Fx -SB = (3.19) = 2520.839 +4456.125 – 7620 = -643.086 < 0, значит вал сместится в сторону левой опоры, следовательно FxB = SВ = 7620 Н. Определим силу Fx А из уравнения равновесия вала Fx А =SB -Fx ; (3.20) Fx А = 7620-4456 = 3164 Н. Т.к.
Подставив найденные значения в формулы (3.15) и (3.16), найдем эквивалентную динамическую нагрузку для опор A и B PA = (0,41∙4466.405 + 0,87∙3164) ∙1,3∙1 = 5959 Н, PB = (0 + 1∙13501.15) ∙1,3∙1 =17551.495 Н. Подставив PB , так как для тихоходной больше нагрузки, то в формулу (3.13), определим расчётную динамическую грузоподъёмность С C =17551.495∙( Критерий надёжности подшипников качения по усталостной прочности тел качения выполняется. Заключение 1. Для обеспечения требуемого крутящего момента и частоты вращения на выходном валу необходимо использовать асинхронный электродвигатель переменного тока 4А160S2 2. Для обеспечения ресурса тихоходной зубчатой передачи необходимо изготовить её из стали 20ХФ с твердостью зубьев 55 HRC и использовать цементацию + закалку и низкий отпуск в качестве термообработки. Для обеспечения ресурса быстроходной зубчатой передачи её необходимо изготовить из стали 40Х с твердостью зубьев 35 HRC и использовать объемную закалку. 3. На промежуточном валу следует установить подшипники ГОСТ 7308. 4. Для крепления крышек подшипниковых узлов следует использовать болты Болт М14 для тихоходной и быстроходной передач. 5. Для соединения выходной вал – муфта необходимо использовать шпоночное соединение. ЛИТЕРАТУРА 1. Правила оформления студенческих выпускных работ и отчётов/ Сост.: Г.П. Голованов, К.К. Гомоюнов, В.А. Дьяченко, С.П. Некрасов, В.В. Румянцев, Т.У. Тихомирова; Под ред. В.В. Глухова. СПб.: Изд-во СПбГТУ, 2002. 32 с. 2. Дунаев П.Ф., Леликов О.П. Конструирование узлов и деталей машин: Учеб. пособие для техн. спец. вузов. - м.: Высш. шк., 1998. 447 с., ил. 3. Курсовое проектирование деталей машин: Учеб. пособие... / С.А. Чернавский, К.Н. Боков, И.М. Чернин и др. М.: Машиностроение, 1988. 418 с., ил. 4. Справочник металлиста /Под ред. С.А. Чернавского и В.Ф. Рещикова. М.: Машиностроение, 1976. В 5-ти т. Т.1.768 с. 5. Иванов М.Н. Детали машин: Учеб. для студентов втузов / Под ред. В.А. Финогенова. М.: Высш. шк., 1998. 383 с., ил. 6. Детали машин: Справочные материалы по проектированию/ Сост. Ю.Н. Макаров, В.И. Егоров, А.А. Ашейчик, Р.Д. Макарова, 1995. 75 с.
|