Курсовая работа: Создание базы данных "Библиотека"
Название: Создание базы данных "Библиотека" Раздел: Рефераты по информатике, программированию Тип: курсовая работа | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Содержание Введение 1. Задание 2. Диаграмма "сущность - связь" 3. Нормализация отношений (таблиц) 4. Структура базы данных (таблицы, связи, поля, типы и размеры полей) 5. Основные характеристики используемой СУБД 6. Разработка меню, форм, инструментальных панелей и др. 7. Разработка запросов 8. Примеры обработки запросов 9. Разработка отчета Заключение Список используемой литературы Введение Актуальность. Основные идеи современной информационной технологии базируются на концепции, согласно которой данные должны быть организованы в базы данных с целью адекватного отображения изменяющегося реального мира и удовлетворения информационных потребностей пользователей. Эти базы данных создаются и функционируют под управлением специальных программных комплексов, называемых системами управления базами данных (СУБД). Одним из ключевых направлений в области автоматизация бизнес-процессов с использованием информационных технологий является разработка баз данных, позволяющих решить проблему хранения и систематизации информации согласно индивидуальным требованиям компании. Увеличение объема и структурной сложности хранимых данных, расширение круга пользователей информационных систем привели к широкому распространению наиболее удобных и сравнительно простых для понимания реляционных (табличных) СУБД. Для обеспечения одновременного доступа к данным множества пользователей, нередко расположенных достаточно далеко друг от друга и от места хранения баз данных, созданы сетевые мультипользовательские версии БД основанных на реляционной структуре. В них тем или иным путем решаются специфические проблемы параллельных процессов, целостности (правильности) и безопасности данных, а также санкционирования доступа. Цель работы: разработать базу данных "библиотека". Задачи работы: - разработать базу данных; - создать отчеты; - создать запросы. 1. Задание Разработать базу данных "Библиотека". Сведения: - Номер читательского билета абонента; - Фамилия, имя, отчество; - Домашний адрес; - Телефон; - Название книги; - Авторы; - Издательство, место, год издания; - Объем книги; - Библиотечный шифр; - Цена; - Количество экземпляров в фондах библиотеки; - Дата выдачи книги; - Дата возврата; - Заказы на бронирование книг (данные книги, номер билета читателя, дата заказа). Запросы: - Вывод сведений о книгах, взятых определенным читателем; - Сведения о читателях, у которых находится определенная книга; - Сведения о читателе, прочитавшем за определенный интервал времени максимальное количество книг; - Сведения о наличии определенной книги в фондах библиотеки; - Вывод сведений о домашнем адресе и телефоне определенного читателя. Отчет: Заказы на бронирование книг с группировкой и сортировкой по датам заказа. 2. Диаграмма "сущность - связь" Диаграмма сущность-связь - инструмент разработки моделей данных, обеспечивающий стандартный способ определения данных и отношений между ними. Выделим основные сущности и установим между ними связи. На рисунке 1 представлена диаграмма "сущность-связь". Рисунок 1 – Диаграмма "сущность-связь" 3. Нормализация отношений (таблиц) Отношение находится в первой нормальной форме (1НФ), если значения атрибутов (то есть домены), из которых построено данное отношение, являются простыми, неделимыми, иначе говоря, атомарными значениями. Приведем к первой нормальной форме. Выделим следующие самостоятельные группы полей и поместим их в отдельные таблицы. На первый взгляд их 4: Информация о читателе, Информация и книге, Выдача книг, Бронирование книг. Добьемся атомарности всех полей. Таблица 1 Таблица "Информация о читателе"
Таблица 2 Таблица "Информация о книге"
Таблица 3 Таблица "Выдача книг"
Таблица 4 Таблица "Бронирование книг"
Таблица 5 Таблица "Издательства"
Таблица 6 Таблица "Города"
Таблица 7 Таблица "Авторы"
Так как авторами одной книги могут выступать множество авторов, создадим дополнительную таблицу, которая позволит присваивать одной книге неограниченное число авторов. Таблица 8 Таблица "Авторы книг"
Таким образом, мы получили 8 таблиц, удовлетворяющих требованиям первой нормальной формы. Значения всех таблиц – атомарные. Отношение находится во второй нормальной форме, если оно находится в первой нормальной форме и значения в каждом неключевом атрибуте однозначно определяются значением первичного ключа. Приведем ко второй нормальной форме. Определим ключи. Таблица 9 Ключевые поля таблиц
Таким образом, все таблицы идентифицируются набором ключевых полей. Следовательно, таблицы находятся во второй нормальной форме. Отношение находится в третьей нормальной форме (3НФ) тогда и только тогда, когда отношение находится в 2НФ и все неключевые атрибуты взаимно независимы. Приведем к третьей нормальной форме. В наших таблицах нет не ключевых полей, которые идентифицируются с помощью другого не ключевого поля. Следовательно, таблицы находятся в третьей нормальной форме. 4. Структура базы данных (таблицы, связи, поля, типы и размеры полей) Представим структуру таблиц. Таблица 10 Таблица "Информация о читателе"
Рисунок 2 – Таблица "Информация о читателе" Таблица 11 Таблица "Информация о книге"
Рисунок 3 – Таблица "Информация о книге" Таблица 12 Таблица "Выдача книг"
Рисунок 4 – Таблица "Выдача книг" Таблица 13 Таблица "Бронирование книг"
Рисунок 5 – Таблица "Бронирование книг" Таблица 14 Таблица "Издательства"
Рисунок 6 – Таблица "Издательства" Таблица 15 Таблица "Города"
Рисунок 7 – Таблица "Города" Таблица 16 Таблица "Авторы"
Рисунок 8 - Таблица "Авторы" Таблица 17 Таблица "Авторы книг"
Рисунок 9 - Таблица "Авторы книг" Расставим связи между таблицами (рисунок 10). Рисунок 10 – Схема данных Все таблицы связаны между собой связью типа "Один-ко-многим". На примере таблиц "Издательства" и "Города" это означает, что одно издательство может иметь только один город, но в таблице "Издательства" может присутствовать множество записей таблицы "Города". Т.е. разные издательства могут иметь одинаковые названия городов. Аналогично связаны между собой остальные таблицы. 5. Основные характеристики используемой СУБД В результаты мы получили СУБД, обладающую рядом характеристик. Разработанная СУБД позволяет выполнять простейшие операции с данными: - добавлять в таблицу одну или несколько записей; - удалять из таблицы одну или несколько записей; - обновлять значения некоторых полей в одной или нескольких записях; - находить одну или несколько записей, удовлетворяющих заданному условию. Разработанная СУБД организует хранение информации таким образом, чтобы ее было удобно: - просматривать; - пополнять; - изменять; - искать нужные сведения, - делать любые выборки, - осуществлять сортировку в любом порядке. 6. Разработка меню, форм, инструментальных панелей и др. Разработаем формы для каждой из таблиц и занесем в них данные. Рисунок 11 – Форма "Авторы" Рисунок 12 – Форма "Города" Рисунок 13 – Форма "Издательства" Рисунок 14 – Форма "Информация о книге" Форма "Информация о книге" имеет подчиненную форму "Авторы книг", через которую можно назначить несколько авторов одной книге. Рисунок 15 – Форма "Информация о читателе" Рисунок 19 – Форма "Бронирование книг" В данной форме требуется ввести либо "Шифр книги" либо выбрать наименование книги. Второе поле база данных установит самостоятельно. Рисунок 20 – Форма "Выдача книг" Создадим главную кнопочную форму. Рисунок 21 – Форма "Главная кнопочная форма" 7. Разработка запросов Разработаем запросы. 1) Вывод сведений о книгах, взятых определенным читателем. Рисунок 22 – Запрос "Вывод сведений о книгах, взятых определенным читателем" 2) Сведения о читателях, у которых находится определенная книга. При построении данного запроса исключаются книги, которые были возвращены читателями, т.е. присутствует дата возврата. Рисунок 23 – Запрос "Сведения о читателях, у которых находится определенная книга" 3) Сведения о читателе, прочитавшем за определенный интервал времени максимальное количество книг. Данный запрос будет создан при помощи двух запросов. Рисунок 24 – Запрос "Количество книг" На основании него создадим другой запрос. Рисунок 25– Запрос "Сведения о читателе, прочитавшем за определенный интервал времени максимальное количество книг" 4) Сведения о наличии определенной книги в фондах библиотеки. Рисунок 26 – Запрос "Сведения о наличии определенной книги в фондах библиотеки" 5) Вывод сведений о домашнем адресе и телефоне определенного читателя. Рисунок 27 – Запрос "Вывод сведений о домашнем адресе и телефоне определенного читателя" 8. Примеры обработки запросов Приведем результаты запросов. Рисунок 28 – Результат запроса "Вывод сведений о домашнем адресе и телефоне определенного читателя" Рисунок 29 – Результат запроса "Вывод сведений о книгах, взятых определенным читателем" Рисунок 30 – Результат запроса "Сведения о наличии определенной книги в фондах библиотеки" Рисунок 31 – Результат запроса "Сведения о читателе, прочитавшем за определенный интервал времени максимальное количество книг" Рисунок 32 – Результат запроса "Сведения о читателях, у которых находится определенная книга" 9. Разработка отчета Разработаем отчет: Заказы на бронирование книг с группировкой и сортировкой по датам заказа. Рисунок 33 – Макет отчета "Бронирование книг" Рисунок 34 – Результат отчета "Бронирование книг" Заключение Организация данных является ключевым моментом при работе с большими объемами информации. Чрезвычайно важно упорядочить информацию таким образом, чтобы легко и быстро находить нужные сведения. В Microsoft Access подлежащая хранению информация называется данными, а место ее хранения - базой данных. Перед созданием базы данных необходимо ответить на следующие вопросы. Каково назначение базы данных и кто будет ею пользоваться? Какие таблицы (данные) будет содержать база данных? Какие запросы и отчеты могут потребоваться пользователям этой базы данных? Какие формы может потребоваться создать? Отвечая на эти вопросы, можно разработать проект базы данных и создать полезную и удобную в использовании базу данных. В результате работы мы получили базу данных "Библиотека", которая содержит запросы и отчеты: - Вывод сведений о книгах, взятых определенным читателем; - Сведения о читателях, у которых находится определенная книга; - Сведения о читателе, прочитавшем за определенный интервал времени максимальное количество книг; - Сведения о наличии определенной книги в фондах библиотеки; - Вывод сведений о домашнем адресе и телефоне определенного читателя. - Отчет: Заказы на бронирование книг с группировкой и сортировкой по датам заказа. Список используемой литературы и электронных источников информации Багриновский К.А. Хрусталев Е.Ю. Новые информационные технологии. – М.: ЭКО, 2007. – 250с. Информатика и информационно-коммуникационные технологии. Базовый курс: Учебник для 8 класса/И.Г. Семакин, С.В. Русаков, Л.В. Шестакова. - М: БИНОМ, Лаборатория знаний, 2005. – 176 с. Каймин В.А. Информатика: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2007 – 179 с. Компьютерные технологии обработки информации / Под ред. С.В. Назарова. - М.: Финансы и статистика, 2005. – 248 с. Соболь Б.В., Галин А.Б., Панов Ю.В. и др. Информатика: учебник. – М.: Феникс, 2007. – 446 с. Моторин С.В. Управление данными Лекции 1-2: Проектирование реляционной БД (Пример). |