Дипломная работа: Языки программирования
Название: Языки программирования Раздел: Рефераты по информатике, программированию Тип: дипломная работа |
Предисловие.Как известно, в настоящее время наиболее распространенными алгоритмическими языками являются Паскаль и Си. Именно эти языки используются практически на всех действующих вычислительных системах- от супер-ЭВМ до персональных компьютеров. Что касается ПЭВМ, то лидером семейства языков Паскаль для них, без сомнения, является Турбо Паскаль 7.0, разработанный фирмой Borland. Эта последняя версия позволила объединить в рамках единой системы мощный алгоритмический потенциал языка, методы объектно-ориентированного программирования, современную графику, удобные средства тестирования и отладки программ, а также обеспечить дружественный интерфейс с пользователями.[1] Поэтому я выбрал этот язык программирования как основу для создания тестового редактора. Я решил создать тестовый редактор, потому что именно тесты в последнее время завоевывают все большую популярность. Они позволяют быстро и довольно точно проверить уровень знаний по тому или иному предмету, узнать ту или иную информацию о тестирующемся. Конечно, тест без труда можно составить вручную, но потребуется много времени, чтобы его размножить. Кроме того, можно в любой момент протестироваться и мгновенно узнать результаты. Разрабатывая программу шаг за шагом, я выделил основные функции, присутствующие в любом редакторе и, конечно, в моем, а именно: создание нового файла теста открытие теста и тестирование редактирование теста просмотр результатов печать файла выход из программы. В процессе создания редактора я выделил основные этапы моей работы, возникающие в связи с этим задачи и их решение. Надеюсь, прочитав мою работу, вы учтете мой опыт и продолжите начатые исследования в области редакторов. Программа может быть использована учебными заведениями в качестве пособия для создания тестов. Начнем исследование со статьи о конструировании программ. Конструирование программ. Конструирование программ - один из важнейших разделов современной информатики. Бурное развитие программно-аппаратных средств, появление новых стилей и технологий программирования, как ни парадоксально, не снижают, а повышают уровень требований к массовой алгоритмической культуре. Практически все диалоговые системы являются программируемыми. Методика конструирования программ легко переносится на другие процедурные языки программирования, в том числе и объектно-ориентированные.[2] В соответствии с технологией конструирования программ построена программа тестового редактора. Я разделил ее на этапы: Создание структурной программы, во многом неудобной в использовании из-за отсутствия диалога, упорядоченного ввода и вывода информации и многого другого. Исходная программа имела лишь основные функции. Она была «ядром», осуществлявшим все процессы и функции редактора. В следующей главе в точности приведен текст структурной программы. Разбиение сплошного текста программы на процедуры. Таким образом, текст стал занимать не так много места, исчез оператор варианта, многие метки, ссылки и т. п. Надо сказать, многие программисты предпочитают вводить процедуры в программу. Это значительно упрощает ее. Введение оконной системы с помощью доступных возможностей языка (оператор Window). Это позволило значительно упростить работу, создать диалог пользователя с программой, уменьшить количество информации, поступающей к пользователю и количество ее «потоков». Введение объекта- панели управления. Вы можете видеть ее внизу экрана. Она взяла на себя управление функциями редактора. Причем введение объекта значительно упростило программу. Методы работы с объектами вы можете прочитать в главе «Объектное программирование». Структурное программирование.Структурное программирование- это программирование, технология которого предполагает использование суперпозиции трех базовых алгоритмических структур: линейной, разветвленной и циклической. Но для создания сложных программ используются более сложные принципы. Принцип Суперпозиции- сочетание структур со взаимным вложением (сложением). Предусматривает взаимное включение структур. Турбо Паскаль способствует внедрению современной технологии программирования, основанной на принципах структурного программирования и пошаговом методе проектирования программ. Основные операторы языка являются хорошей иллюстрацией базовых управляющих конструкций структурного программирования. Их использование позволяет записывать сложные алгоритмы обработки данных в компактной форме.[3] Хотя Бейсик не является полностью структурным языком, в нем отражены основные концепции структурного программирования. рассмотрим их подробнее. Бейсик- язык программирования ПЭВМ. Бейсик - диалоговый язык высокого уровня, ориентированный на пользователей ПЭВМ, непрофессионалов в области вычислительной техники. Бейсик - преимущественно интерпретирующая программа, позволяющая производить построчную отладку текстов программ. Данный способ гораздо удобнее для начинающих программистов, нежели компилирование (компилятор производит отладку только целой программы, а не по частям), и широко используется в Паскале. Отличительной чертой структурных языков являются краткие однозначные операторы (в отличие от длиннейших команд объектного программирования)*. В некоторых версиях Бейсика имеется встроенный редактор программ, позволяющий работать с текстом программы из командного окна. Работа с программой осуществляется в трех различных режимах: Непосредственное общение Ввод программ Вычисление по введенной в ОЗУ программе В основном, Паскаль выполняет те же функции что и Бейсик. Однако Паскаль имеет больший потенциал в областях програмимирования, работы с «компьютерным железом», создания собственных модулей и систем. Структурная программа.Первым этапом разработки программы стало написание текста структурной программы. Структурная программа- последовательность простых команд, операторов, реализующая ядро, то есть действие программы. Уже на этом этапе программа работает с текстовыми файлами. Для осуществления связей между отдельными частями программы, реализующими функции редактора, я использовал оператор безусловного перехода GoTo. Ниже приведена схема структурной программы тестового редактора, объясняющая соответствующий подход к программированию. Основной список операторов вырезан и заменен на . Конечный вид программы будет приведен в главе “Объектное программирование” объектов. Program redactor; uses crt,printer; {подключение модулей} label l1,l2,l3,l4; {метки} Var a,f,f1,a2:string; {раздел описаний} b,k:char; c,u,y,a1,b1:text; d,e,i,j,p,z:integer; c1:boolean; Procedure oform; {процедура оформления начала программы} Begin
End; Begin oform; {оформление начала программы}
Writeln('Новый файл(New),Открыть файл(Open),Редактирование(Redact),'); {вывод альтернативных функций} Writeln('Просмотр результатов(Search),Выход(Any key)'); b:=readkey; {выбор нужной функции} case b of {оператор варианта} По нажатию соответствующей клавиши происходит выбор функции. 'n','в':Begin l1: {выполнение функции} End; 'o','й':Begin l2: {выполнение функции} End; 'r','Є':Begin l3: {выполнение функции} End; 's','ы':Begin l4: {выполнение функции} End; End;
Writeln('Новый файл(New),)Открыть файл(Open),Редактировать(Redact)'); {запрос о выборе перед выходом} Writeln('Просмотр результатов(Search),Выход(Any key)'); b:=readkey; {выбор варианта}
case b of {оператор варианта} 'n','т':GoTo l1; {ссылка на метку} 'o','щ':GoTo l2; 'r','к':GoTo l3; 's','ы':GoTo l4; End; Набор операторов безусловного перехода для возвращения к той или иной функции.
End. На экран выводится список возможных функций программы. Для выбора определенной функции необходимо нажать соответствующую клавишу (указана в скобках заглавной буквой). Затем оператор варианта запускает нужную функцию. Как видно, учтен случай непереключенного алфавита (буквы вводятся как латинские, так и русские). Перед выходом вновь выводится данный запрос (так как цикл неуместен) и в случае выбора определенной функции происходит ссылка на функцию. Доработка программы.После отладки начальной программы потребовалось ввести дополнительные функции. Помимо стандартной функции создания и открытия готового теста, появились такие как редактирование тестов, подсчет результатов и выставление оценки, таймер, составление отчета, защита тестов от просмотра. Но самое главное- это усовершенствование интерфейса, введение оконной диалоговой системы. Рассмотрим перечисленные функции. Функция подсчета результата записана так: z:=p*100 div z; {расчет количества правильных ответов} Writeln('количество правильных ответов: ',p); Write('оценка '); {выставление оценки} If z>=90 Then Begin Writeln('5') Writeln(b1,’5’); End; else If z>=70 Then Begin Writeln('4') Writeln(b1,’4’); End; else If z>=40 Then Begin Writeln('3') Writeln(b1,’3’); End; else Begin Writeln('2') Writeln(b1,’2’); End; Readln; Write('Фамилия: '); {вписывание фамилии} Readln(a); d:=length(a); {выставление пробелов} Write(b1,a); {запись в файл} For i:=1 to 14-d do Write(b1,' '); Write('Имя: '); {вписывание имени, процедура повторяется} Readln(a); Write(b1,a); d:=length(a); For i:=1 to 11-d do Write(b1,' '); Write('Отчесчтво: '); {вписывание отчества, процедура повторяется } Readln(a); Write(b1,a); d:=length(a); For i:=1 to 17-d do Write(b1,' '); Write(b1,f); d:=length(f); For i:=1 to 8 do Write(b1,' '); GetDate(g1,g2,g3,g4); {проставление даты} Writeln(b1,g3,'.',g2,'.',g1); close(b1); Window(15,10,50,19); TextBackGround(black); clrscr; Программа рассчитывает количество правильных ответов по формуле, в соответствии с этим выставляет оценку, спрашивает ваши ФИО, записывает их в файл, проставляет название теста и дату его прохождения. При этом используется метод работы со строками: конкатенация(слияние) строк. Проблемой стало корректное вписывание в файл строки, так как количество букв может быть разным, поэтому программа проставляет пробелы в файл между данными, используя данные о длине строк фамилии, имени, отчества и вычитая их из постоянного числа Таймер, системное время. Таймер был разработан для отсчета времени на тест, время вводится предварительно составителем теста. Кроме того, параллельно с выводом времени на тест выводится текущее системное время. Действие таймера основано на переменной-счетчике, которая через определенные промежутки времени уменьшает свое значение на 1(секунду). Системное время выводится благодаря процедуре GetTime. Repeat {цикл счетчика времени} Window(60,20,70,21); {окно вывода времени} TextBackGround(black); clrscr; z2:=z2-1; {обратный отсчет секунд} If z22 Then Begin{проверка наличия в файле пароля} Write('введите пароль '); Readln(f); {ввод пароля} If af Then Begin Write('пароль неверный'); GoTo l1; {выход из процедуры} End; End else Begin close(u); Reset(u); End; Readln(c,f); Writeln('тест по теме "',f,'"'); {вывод темы теста} z2:=60; repeat Window(60,20,70,21); {закрытие окна пароля} TextBackGround(black); clrscr; TextColor(yellow); z2:=z2-1; {включение таймера} If z2 |