Контрольная работа: Развитие феодального права и государства

Название: Развитие феодального права и государства
Раздел: Рефераты по государству и праву
Тип: контрольная работа

РАЗВИТИЕ ФЕОДАЛЬНОГО ПРАВА И ГОСУДАРСТВА

1. Основные черты права

Одновременно со складыванием феодальной государственности шел процесс становления феодального права.

Можно выделить следующие черты феодального права. Во-первых, основное место в феодальном праве, особенно на ранних этапах, занимают нормы, регулирующие поземельные отношения и нормы, обеспечивающие внеэкономическое принуждение. Во-вторых, феодальное право в значительной степени является «правом-привилегией», закрепляющим неравенство различных сословий. Оно наделяло правами (или урезало их) в соответствии с тем положением, которое занимал человек в обществе. В-третьих, в феодальном праве не было привычного для нас деления на отрасли права. Существовало деление на ленное право, церковное право, городское право и т.д., что объясняется его сословным принципом. В-четвертых, огромное влияние на феодальное право оказали церковные нормы, нередко превращавшиеся сами в нормы права. Характерной чертой права Европы был партикуляризм, т.е. отсутствие единого права на всей территории государства и господство правовых систем, основанных на местных обычаях.

Еще одной особенностью было то, что для многих народов Западной Европы феодальное право было первым правовым опытом классового общества. По своей внешней форме, степени разработанности отдельных институтов, внутренней целостности и юридической технике оно в значительной степени уступало наиболее совершенным образцам рабовладельческого частного права, особенного римского, которое в Западной Европе было активно востребовано и пережило второе рождение, так называемую «рецепцию» римского права.

В IХ-ХI вв. устанавливается принцип территориального действия права, т.е. население подчинялось тем нормам права, которые сложились на территории его проживания. Появление этого принципа объяснялось, во первых, господством натурального хозяйства, обособлявшим отдельные феодальные сеньории, и, во-вторых, сосредоточением в руках сеньоров политической, в частности судебной, власти. Такое положение способствовало замене племенных обычаев местными обычаями – кутюмами.

В период феодально – раздробленного государства обычаи являлись основным источником права. Франция вплоть до ликвидации феодализма не знала единой правовое системы.

В зависимости от источников права вся страна делилась на две части, приблизительной границей между которыми являлась река Луара. Территория южнее этой границы называлась «страной писаного права», ибо на ней действовало римское право, приспособленное под влиянием обычаев к новым условиям. Заним признавалось значение «общего обычая». Север Франции считался «страной обычного права», ибо территориальные обычаи – кутюмы являлись там основным источником права.

В период формирования централизованного государства в форме сословно-представительной монархии предпринимаются попытки систематизации и записи кутюмов. Людовик IX предписал своим бальи собрать обычаи округов, отредактировать и прислать их в парижский парламент. Сборник этих обычаев, составленный в 70-х годах XIII века, был назван «Учреждения Людовика Святого» и включал в себя кутюмы Парижа, Орлеана, Тура, Анжу и Мэна. Он получил общеобязательную силу в королевском домене, а также во владениях многих королевских вассалов.

В ХIV-ХV вв. появляются сборники кутюмов отдельных селений, городов и феодальных сеньорий.

В 1453 году Карл VII предписал собрать кутюмы, обыкновения, различные формулы, применяемые судами, а также с помощью знающих людей записать обычаи и весь материал представить в парламент, который должен был его изучить, отредактировать и представить на утверждение короля. Эта работа продолжалась и при преемниках Карла VII. Таким образом, было записано и получило силу закона около 300 местных кутюмов и 60 больших кутюмов, т.е. обычаев, действие которых распространялось на большой территории. В период абсолютной монархии В ХVII-ХVIII вв. был издан ряд ордонансов в области уголовного права и процесса (ордонанс 1670 г.), гражданского права (ордонанс 1731 г. – о дарениях, 1733 г.-о завещаниях, 1747 г. – о субституциях), в области торговли и мореплавания (1681 г. – морской ордонанс, 1673 г. – устав о торговле). В 1783 году был издан так называемый Черный кодекс о положении рабов в колониях.

Источником права, вносившим общие начала, единообразие в пеструю систему обычного права, было римское право. Если на «Юге» оно выступало в качестве основного источника права, то на «Севере» оно восполняло пробелы обычного права. В ХV-ХVIII вв. оно стало фактором, способствовавшим выработке общих правовых принципов в условиях. отсутствия единой правовой системы. Римское право применялось на «Севере» в тех случаях, когда кутюмы не давали ответа на вопросы, поставленные жизнью.

Большое влияние на формирование и развитие права оказали также каноническое и городское право.

Право собственности на землю являлось основным институтом феодального права, ибо юридически закрепляло собственность господствующего класса на основное средство производства – на землю. Во Франции оно приняло наиболее классическую форму, свойственную западноевропейскому феодализму. Феодальное право собственности в период раннего и развитого феодализма характеризовалось: а) иерархической структурой, б) условностью и в) ограниченным характером.

Оно сосредоточивалось в руках класса феодалов. Крупное землевладение выступало в форме аллода, бенефиция. В IX веке бенефиции становятся наследственным держанием, названным в Х веке феодом, леном, фьефом. В Х-ХI вв. распространилась инфеодация, т.е. передача аллодов их собственниками королю, крупным феодалам, церкви с получением их обратно в виде феодов.:

В период раннего феодализма во Франции сложились два вида крестьянского землевладения: землевладения лично зависимых крестьян (сервов) и землевладения лично свободных крестьян (вилланов).

Крестьянский надел, предоставляемый сверху находился в его владении и пользовании. Этот участок находился в «мертвой руке», ибо серв не мог совершать с ним никаких сделок без согласия господина. По обычному праву вплоть до XIII века все имущество серва после его смерти шло господину. Затем надел стал передаваться по наследству при условии уплаты господину особого взноса, состоявшего из части имущества, а с развитием товарно-денежных отношений – определенного денежного взноса.

За право владения и пользования наделом сервы должны были ежегодно платить господину натуральный или денежный оброк, размер которого устанавливался по усмотрению господина.

Наделы, предоставляемые лично свободным крестьянам (вилланам), рассматривались как неблагородное крестьянское держание земли от сеньора и назывались цензива. По мере освобождения крестьян от личной зависимости она становится наиболее распространенной формой крестьянского держания.

Цензива – это наследственное владение земельным участком с обязанностью нести строго фиксированные обычным правом повинности в пользу сеньора. Она предоставлялась как отдельному лицу, так и крестьянским общинам.

Правовые отношения между сеньором и цензитарием по французскому обычному праву характеризовались следующими чертами:

1) последний обязан был периодически, по требованию сеньора, признавать зависимость своего участка от сеньора;

2) сеньор имел право на получение определенных повинностей с цензивы:

ценза, т.е. ежегодной подати, уплачиваемой в денежном выражении или в натуральном виде (в этом случае он назывался шампаром). На ценз не существовало сроков давности и он мог быть взыскан в любой момент. По большинству обычаев его можно было взыскать сразу не более как за 30 лет. По ранним обычаям неуплата ценза влекла утрату крестьянином цензивы, а по обычаям ХIV-ХVIII вв. в случае неуплаты ценза сеньор имел право на определенный штраф;

3) сеньор имел право на десятину, т.е. на 1/10 доходов земельного участка;

4) он имел право на барщину от 3 до 12 дней в году в зависимости от местных обычаев;

5) сеньор имел право на ренту, т.е. определенный налог с годового дохода цензивы, которую он получал помимо ценза с нового владельца цензивы в случае ее отчуждения первоначальным владельцем;

6) сеньор имел право на так называемые баналитеты, т.е. право на взносы за удовлетворение крестьянами определенных своих потребностей способом, предписанным сеньором: молоть зерно на мельнице сеньора, давить виноград на вино на его прессе, печь хлеб на его пекарне и т.п.;

7) сеньор имел право охоты на землях крестьян и т.д. и т.п.

Большинство французских кутюмов XVI–XVIII вв. наделяло цензитариев широкими правами по распоряжению цензивами: право передавать их по наследству, дарить, закладывать, отчуждать, не испрашивая разрешения у сеньора. Но при этом не затрагивались права сеньора. При перемене владельца сеньор получал высокую пошлину, и все повинности, лежащие на цензиве в его пользу, сохранялись.

Как было указано выше, обычное феодальное право Франции не знало такого понятия, как право собственности. Запутанность земельных отношений, обусловленная иерархической структурой собственности, выдвинула на первое место при рассмотрении споров о правах на недвижимость такое понятие, как сезина (владение).

Под сезиной понималось такое господство лица над вещью, которое в случае его нарушения должно быть защищено в судебном порядке.

В том случае, когда объектом права являлся феод, переход сезины из рук в руки осуществлялся в форме инвеституры с последующим фактическим владением приобретателем в течение года и одного дня. При продаже феода передача осуществлялась продавцом покупателю через сеньора. Для передачи сезины необходимо было первоначально продавцу отказаться от сезины, а затем сеньор передавал сезину покупателю.

Многие обычаи позднейшего времени предусматривали передачу сезины путем простой традиции с оформлением соответствующего договора или с занесением заявления продавца о передаче сезины в судебный реестр.

Сезина могла приобретаться также в результате давности обладания. В ранних кутюмах срок такой приобретательной давности исчислялся в год со днем. В более поздних кутюмах под влиянием римского права срок приобретательной давности увеличился до 10 лет между присутствующими и 20 лет между отсутствующими при наличии титула на владение и 30 лет при отсутствии титула в тех случаях, когда речь шла о крестьянском землевладении. В отношении владений феодами срок давности не допускался.

В условиях господства натурального хозяйства не было основы для развития обязательственных отношений. Наиболее известным договором, порождавшим обязательства в ранний период феодализма, является договор, устанавливавший отношения вассалитета, заключаемый между сеньором и вассалом.

С развитием товарно-денежных отношений начинается и развитие договоров, порождавших обязательственные отношения.

В обычаях, сложившихся до первой половины XIV цена, договор купли-продажи считался заключенным с момента уплаты стоимости вещи или с момента передачи покупателю сезины. Позже возникают обычаи, согласно которым договор купли-продажи на недвижимые вещи вступал в силу с момента заключения договора, независимо от того, была ли в действительности вещь передана. Окончательно такое положение было закреплено Ордонансом 1566 года, согласно которому договор купли-продажи недвижимых вещей должен был совершаться в нотариальном порядке. Договор купли-продажи движимых вещей вступал в силу с момента передачи вещи.

Феодальное обычное право предусматривало право землевладельца, его родственников или сеньора выкупить проданное имущество. До XIII века нельзя было отчуждать родовое имущество без согласия родственников, кроме случаев крайней нужды. Однако родственники могли в этом случае перекупить родовое имущество, выплатив его обусловленную стоимость. В XIII веке уже, как правило, не требуется согласие родственников на продажу родового имущества, но у них сохраняло, право его выкупа в течение года и одного дня.

Сеньор имел право выкупить феод, проданный его вассалом, в течение 40 дней, если он был поставлен в известность о состоявшейся сделке, и в течение 30 лет, если, он об этом не знал.

Одним из распространенных договоров был договорзайма. Канонические право запрещало взыскание процентов по займу. Для обхода этого запрета существовало несколько путей. Одним из обходных путей являлся договор об установлении ренты. Это такой договор, при котором лицо, приняв в долг определенную сумму денег, обязывалось уплачивать заимодателю определенную ежегодную ренту. Способом обхода этого запрета являлся также и залог, являющийся средством обеспечения обязательства. Обычное право различало два вида залога: живой залог и мертвый залог. При живом залоге переданный во владение кредитора земельный участок с правом получения доходов и плодов с него сам погашает обязательство за счет плодов и доходов. При мертвом залоге плоды и доходы земельного участка не погашают обязательство, а идут кредитору как бы в виде процентов.

В XVII–XVIII вв. залог в ряде мест превращается в ипотеку. Ипотека устанавливалась с согласия сеньора. Вместо передачи земельного участка во владение кредитора стали делать запись в залоговую книгу. Ордонансом 1771 года при Людовике XV был отменен залог недвижимого имущества, связанный с передачей его во владение кредитора.

Широко был распространен во французском феодальном праве один из старейших договоров – договордарения. В принципе по обычному праву не было ограничений для дарения: всякий совершеннолетний вправе был подарить, за некоторыми исключениями, свое имущество. Отдельные обычаи запрещали дарить расточителям, детям, находящимся под властью отца, священнослужителям.

Ордонанс 1731 года запрещал дарения на случай смерти, за исключением того случая, когда дарение было предусмотрено брачным договором.

Если в ряде обычаев, возникших в последний период феодализма, признавалось неограниченное право дарения движимых и благоприобретенных вещей, то в обычаях некоторых местностей (Турень, Лижу, Ман и Берри) устанавливались ограничения в интересах детей. Родовое имущество можно было дарить только в определенной доле. Дарения между супругами, как правило, запрещались, они разрешались только на случай смерти. Обычно такие дарения оговаривались в брачном договоре или устанавливались в завещании, и дарение вступало в силу с момента смерти дарителя.

В период разложения феодализма большое распространение получил договор аренды земли. Согласно этому договору землевладелец предоставлял земельный участок в полное владение и пользование арендатору при условии выплаты ежегодной ренты Цеховая и государственная регламентация производства и торговли. Цеховые уставы и городские обычаи регулировали не только вопросы цеховой организации, но и вопросы, связанные с производством продукции и торговлей ею.

Прежде всего цеховые уставы стремились закрепить корпоративную замкнутость цехов путем недопущения или ограничения допуска в цеховые общины посторонних.

Например, Устав парижских портных допускал к изготовлению верхней одежды только тех, кто имел в Париже собственный дом или мастерскую. В других уставах устанавливалась высокая плата за ученичество, за получение права самостоятельного мастера, а иногда и прямо запрещалось использовать труд чужаков. Многие уставы лишали вдов мастеров прав и привилегий, установленных цехом, если они выходили замуж за посторонних.

В XVI веке цеховая система была насаждена на всей территории Франции. Ордонанс 1560 года предусматривал распространение парижских цеховых уставов – на всю территорию страны, а Ордонансы 1581 и 1397 гг. превратили корпоративную организацию в обязательную для всей промышленности. Возникающая абсолютная монархия не только распространила цеховой строя на всю страну, но и стала активно регулировать отношения внутри цеховой организации. В частности, она стала регулировать рабочий день подмастерьев и учеников. Так, согласно Ордонансу 1967 года рабочий день у работников строительных профессий должен был начинаться летом в 5 час. утра и заканчиваться в 7 час. вечера, а зимой он должен был продолжаться с 6 час. утра до 6 час. вечера.

В период абсолютизма происходит усиление вмешательства государства в экономику. Особенно активно эта политика проводилась генеральным контролером финансов при Людовике XIV Кольбером, по имени которого она получила название кольбертизма.

Путем предоставления субсидий, раздачи земель, предоставления различных льгот (освобождения от налогов, рекрутского набора, предоставление монополии на изготовление и продажу определенных товаров и т.п.) он способствовал развитию капиталистических мануфактур. По его инициативе создавались так называемые «королевские мануфактуры», наделенные особыми привилегиями. Промышленное производство подвергалось мелочной государственной опеке. В 60-х годах XVII века существовало около 150 регламентов для различных отраслей промышленности. В соответствии с ними устанавливались специальные стандарты для выпускаемой продукции. Специальные чиновники должны были следить за соблюдением этих стандартов. Особенно детально регламентировалось производство в ткацкой и бумажной промышленности. Так, устанавливалась длина и толщина ниток, число их, длина и ширина сукна, устройство ткацкого станка.

Куски сукна, не отвечавшие регламенту, сжигались или конфисковались, а предприниматели могли быть выставлены у позорного столба.

При Кольбере и под его непосредственным руководством был разработан Ордонанс о торговле – Торговый кодекс 1673 года. Этот акт исходил из того, что торговое право является правом купеческого сословия. В целях развития торговли и торгового капитала он регулировал такие важные вопросы для купечества, как статут торговых товариществ, векселя, банкротства н другое вопросы, связанные с торговыми отношениями.

Кольбер проводил протекционистскую политику в области внешней торговли, устанавливая высокие пошлины на ввоз иностранных товаров. В то же время он поощрял развитие внешней торговли и судоходства, используя для этого испытанные средства-субсидии и привилегии. Для ведения внешней торговли создаются торговые компании (Сет-Индская, Северная, Левантийская и др.), которым было предоставлено монопольное право торговли всеми товарами в определенных географических районах.

В 1683 году был издан морской ордонанс, регулировавший вопросы морского торгового права и международного права, связанные с мореплаванием и захватом военной добычи в море.

Семейно-брачные отношения в основном регулировались нормами канонического права, а также кутюмами и королевскими ордонансами.

Условием вступления в брак являлось достижение определенного возраста, который для мужчин колебался от 13 до 15 лет, а для женщин составлял 18 лет. Для вступления в брак необходимо было согласие сторон, а также согласие их родителей. Эдикт 1556 года, подтвержденный Ордонансом Людовика XIII 1639 года, предусматривал, что согласие родителей не требовалось только при достижении сыновьями 30-летнего возраста, а дочерьми 25-летнего. Дочь умершего вассала должна была получить согласие сеньора, который мог указать ей по достижении ею брачного возраста жениха, способного нести ленную службу. Она могла потребовать представление ей на выбор трех кандидатов. Сервы не могли вступать в брак ни со свободными, ни с крепостными другого господина без согласия господ. Позже это согласие было заменено платой особой брачной пошлины – формарьяжа. Господин сервов имел право «первой брачной ночи».

В ранний период феодализма для действительности брака достаточно было взаимного согласия сторон и фактического брачного сожительства. Затем церковь добилась обязательности церковного освящения брака. В 1545 году Тридентский собор объявил недействительными браки без церковного обряда. Заключение брака должно было представлять собой таинство, освященное церковью.

Недействительными являлись также браки между несовершеннолетними, между лицами, не получившими крещения, между родственниками, браки, заключенные под влиянием насилия или ошибки, исключавших возможность согласия на брак с данным лицом, и браки духовенства.

Каноническое право, в принципе, не допускало развода. Оно ограничивало также вступление и во второй брак. Однако эдикт 1569 года под влиянием римского права воспринял основные положения о вторых браках из кодификации Юстиниана.

Обычное право устанавливало общность движимого и благоприобретенного недвижимого имущества со дня бракосочетания. Если не было особого соглашения, то в общее имущество входили и долги, сделанные супругами до брака. В южных районах Франции, где действовало римское право, общности имущества не было. Муж управлял и пользовался приданым, пока длился брак. После смерти жены приданое переходило ее наследникам, а после смерти мужа – к жене.

Первоначально из наследования феодалами исключались лица, не способные нести военную службу, в том числе и дочери вассала, и феоды после смерти вассала возвращались сеньору, который за особую плату (рельеф) в порядке инвеституры передавал этот феод старшему сыну вассала (принцип майората). В XII веке в обычном праве устанавливается правило: «Мертвый вводит во владение живого», которое привело к тому, что все дети мужского пола были допущены к наследованию отцовского феода.

Обычное феодальное право устанавливало различный порядок наследования родовой недвижимости, т.е. полученных от восходящих родственников, и благоприобретенных недвижимости и движимых вещей. В ХIII-ХIV вв. устанавливается правило наследования родовой вотчины (феода) нисходящими родственниками мужского пола, т.е. сыновьями, с правом старшего сына на преимущественную долю. В случае отсутствия наследников мужского пола к наследству стали допускаться дочери. Восходящие родственники не могли наследовать родовые вотчины, ибо обычаи устанавливали правило: «Родовые вотчины не наследуются восходящими». Поскольку после смерти одного из супругов часть имущества оставалась у пережившего супруга, а другая шла наследникам, действовало правило, что имущество отцов шло наследникам по отцовской линии, а материнское – наследникам по материнской линии.

Благоприобретенные недвижимости и движимые вещи переходили по наследству сначала ближайшим по степени нисходящим родственникам, а в случае их отсутствия – восходящим. Исключались из наследования лица, принявшие монашеский обет, и лица, осужденные на вечную ссылку и на галеры.

Жена не считалась наследницей после смерти мужа, а муж – после смерти жены. В случае смерти одного из супругов переживший супруг получал половину движимых и благоприобретенной недвижимости. Для пережившей жены предусматривалась вдовья часть, которая устанавливалась при заключении брака. Из постановления короля Филиппа Августа 1214 года видно, что вдовья часть заключала в себя половину всего того, что имел муж, когда женился. Зачастую вдовья часть указывалась при заключении брака в качестве брачного дара.

На Юге Франции с ранних пор широко было развито наследование по завещанию. На Севере же наследование по завещанию развивалось медленно.

Карательное острие права было направлено в первую очередь против зависимого крестьянства.

В случае выступления крестьян против их сеньоров к ним применялась главным образом внесудебная расправа, голое насилие. Восставших крестьян вешали, им отрубали головы, руки и ноги, колесовали и т.п.

Во взаимоотношениях между феодалами действовал принцип сильного, ибо споры между ними зачастую решались силой оружия: путем поединков или войн. В других случаях их споры разрешались судом равных, т.е. судом равных им по рангу феодалов, собиравшемся при их сеньоре.

К духовным лицам уголовно-правовые нормы применяли церковные суды, к горожанам – городские суды. Крестьяне же подлежали суду своего господина, который осуществлял над ними и судебную, и внесудебную расправу.

Огромное влияние на уголовно-правовые нормы оказывали церковь и религия. Это влияние выражалось в первую очередь в отношении к преступлению, как к «греху», «наваждению сатаны», а к наказанию – как к «искуплению греха», «очищению души» и т.п.

В феодальном праве еще не установился окончательно принцип ответственности за личную вину и, следовательно, сохранялось объективное вменение, т.е. наказание без вины. Это нашло свое выражение в сохранении. ответственности малолетних и невменяемых, в ответственности, за чужую вину, а также в ответственности животных, неодушевленных предметов и проч. Но принцип ответственности за личную вину все более пробивал себе дорогу.

В период раннего феодализма в обычном праве продолжался процесс замены системы композиций наказаниями, связанными с лишением жизни, имущества, свободы и т.п., наметившийся еще во Франкском государстве. К XIII веку о преступлении сложилось уже представление как о противоправном действии, за которое следует государственная кара. «Кутюмы Бовези» уже различают преступления в зависимости от установленных за них наказаний: I) преступления, караемые смертью, 2) преступления, за которые следует долголетнее тюремное заключение с конфискацией имущества, и 3) преступления, влекущие конфискацию имущества без смертной казни, без увечья и тюремного заключения. При этом они подчеркивали, что сила наказания должна зависеть от проступка, а также от того, кто его совершил и кому нанесен ущерб.

К первому виду преступлений относились убийство, изнасилование, поджог, кража, религиозные преступления, фальшивомонетничество и др. Причем за поджог и кражу, а также фальшивомонетничество устанавливалась смертная казнь через повешение с конфискацией имущества, а за религиозные преступления – сожжение и конфискация имущества.

В «Кутюмах Бовези» подчеркивается необходимость учитывать субъективную сторону в случае совершения преступления. Так, говоря об убийстве, в них указано, что «убийство состоит в том, что один (человек) умышленно убивает или заставляет кого-нибудь убить другого человека».

По мере укрепления королевской власти вырабатывается понятие преступления как нарушения королевского «мира» и ордонансов короля, т.е. законодательных предписаний, установленных королевской властью. Королевскими ордонансами ХIV-ХV вв. были введены телесные и бесчестящие наказания (битье плетьми, отрезание ушей и т.п.), тюремное заключение и ссылка. Именно в этот период вырабатывается представление о цели наказания как устрашении, направленном не только на причинение страдания преступнику, но и на воздействие на других лиц с тем, чтобы они не совершали преступлений.

Завершение создания системы преступлений и наказаний относится к периоду абсолютизма. На формирование этой системы решающее влияние оказывают королевские ордонансы, проникнутые идеями римского уголовного права.

Всю совокупность преступлений, предусмотренных правом того периода, можно сгруппировать в три категории:

I) преступления против религий: богохульство, атеизм, ересь, колдовство и т.п.;

3) преступления против государства: посягательства на особу короля или членов его семьи, измена королю, посягательства на безопасность государства. Если в период феодальной раздробленности и в некоторой мере в период сословно-представительной монархии такие действия рассматривались как нарушение вассальной верности, и феодалы высшего ранга считали себя оправе вызвать короля на поединок, то теперь такое положение уходит в прошлое. В этот период складывается даже понятие «оскорбление величества», за что нес ответственность не только виновный, но иногда и его нисходящие родственники;

3) преступления против частных лиц.

С развитием во Франции мануфактур растут социальные конфликты между предпринимателями и рабочими, а также между цеховой верхушкой и подмастерьями и учениками. В этих условиях появляются предписания, запрещающие подстрекать рабочих к стачкам, организовывать и проводить собрания рабочих, «сеять крамолу» между ними и т.п. Королевский эдикт 1776 года запретил собрания рабочих, подмастерьев и учеников.

Наказания в период абсолютизма преследуют ярко выраженную цель устрашения и носят чрезвычайно жестокий характер. Нормы права не знали соответствия между тяжестью наказания и характером преступления.

Предусматривалось несколько наказаний за одно и то же преступление, назначение наказания зависело от усмотрения суда.

Все виды наказания можно объединять в следующие группы:

1) тяжкие наказания: смертная казнь в различных видах (отсечение головы, повешение, колесование, четвертование, сожжение, разрывание на части и т.п.); вечная ссылка; пожизненные каторжные работы на галерах и т.п. Смертная казнь предусматривалась за самые различные преступления: оскорбление величества, мятеж, богохульство, ересь, колдовство, подделка монет, кровосмешение, кража и др. Причем зачастую смертная казнь сопровождалась дополнительными мучениями;

2) членовредительные и телесные наказания: отрезание языка, ушей, губи т. п., бичевание плетьми;

3) тюремное заключение и срочные каторжные работы;

4) позорящие наказания: штраф с выставлением у позорного столба, вождение в обнаженном виде и проч.;

5) штрафы, не сопровождаемые выставлением у позорного столба, и прочие наказания (например, публичное порицание).

При общем принципе ответственности за личную вину, установившемся в то время, в ряде случаев продолжало действовать объективное вменение при назначении наказания. Например, королевский Ордонанс 1670 года предусматривал возможность привлечения к ответственности общин или корпораций в тех случаях, когда преступные действия были вызваны их постановлениями.

В период феодальной раздробленности процесс продолжает оставаться обвинительным: дело возбуждается по инициативе истца (потерпевшего), судоговорение происходит в форме спора между сторонами, стороны обладают равными, процессуальными правами. Он протекал публично и устно с соблюдением определенных форм. Полное равенство сторон проводилось настолько далеко, что в случае откладывания дела обвинитель и обвиняемый должны были подвергаться одному и тому же режиму: если обвиняемого при обвинении некоторых тяжких преступлениях сажали до суда под замок, то той же участи подлежал и обвинитель. Это делалось, для того, чтобы не создавать обвинителю преимуществ в деле собирательства доказательств.

Представительство в процессе первоначально не допускалось, но постепенно при разбирательстве гражданско-правовых споров стали допускать представителей. Защитников не было, но стороны могли на равных основаниях пользоваться услугами «знатоков права», а в XIII веке уже появляются адвокаты.

Порядок вызова в суд устанавливался в зависимости от сословного положения обвиняемого. Так, «Кутюмы Бовези» проводят различие между вызовом в суд дворян и лиц незнатного происхождения. В первом случае судья-сеньор вызывал дворянина при помощи двух равных ему по положению лиц, по крайней мере, за 15 дней до судебного заседания, а простолюдина вызывал судейский служитель (сержант) накануне или в день судебного заседания.

По-прежнему, как и в раннефеодальный период, наилучшим видом доказательства являлось признание обвиняемого или ответчика. В «Кутюмах Бовези» отмечается появление нового вида доказательств: письменных доказательств.

В случае отрицания обвиняемым вины или отказа ответчика признать иск прибегали для доказательства к свидетельским показаниям или судебному поединку. В период феодальной раздробленности сохраняются еще ордалии, наиболее распространенными видами которых были испытание холодной или кипящей водой и раскаленным железом. Постепенная отмена ордалий начинается с XIII века. Вид доказательства избирал обвинитель, но если он при этом терпел неудачу, то не имел права прибегнуть к другому виду доказательства.

При свидетельских показаниях необходимо было по меньшей мере два свидетеля. Не могли быть свидетелями родственники, слуга сторон и зависимые – от них лица. Первоначально сервы не могли быть свидетелями в делах касавшихся свободных людей.

Судебный поединок превратился в один из основных видов доказательства при спорах между свободными людьми и особенно между феодалами. Вызов на судебный поединок происходил в строго определенной форме. Обвинитель произносил определенную формулу вызова. Одновременно обвинитель бросал перчатку в лицо обвиняемому. Если последний поднимал ее, значит, принимал вызов, на поединок.

Дворяне дрались верхом и в полном вооружении, а простые люди-палками. В случае столкновения на суде лиц разного социального положения действовало следующее правило: рыцарь, унизившийся до вызова на поединок простолюдина, дрался пешим, без шлема и палкой, а если простолюдин обвинял рыцаря, последний дрался верхом и своим оружием. Духовные лица, женщины, дети, мужчины старше 60 лет и калеки могли выставлять вместо себя специальных бойцов, и в этом случае побежденному бойцу отрубали кисть правой руки.

Судебный поединок происходил в присутствии судей и в определенном ими месте. Побежденный признавался неправым и либо приговаривался к соответствующему наказанию, либо принуждался к удовлетворению предъявленного ему иска. В случае обвинения в преступлении, за которое следовала смертная казнь, побежденный на месте подвергался казни.

На судебный поединок можно было вызвать и свидетелей, с показаниями которых та иди иная сторона была не согласна. Феодальный процесс первоначально не знал обжалования решения суда в собственном смысле слова. Если сторона была не согласна с решением суда, она могла вызвать на поединок всех судей по очереди или весь состав суда сразу, за исключением сеньора-председателя суда. Для того чтобы избежать поединка сразу со всеми судьями, равными ему по положению, которые высказывают единое мнение, обвиняемый должен был обратиться к сеньору с просьбой, чтобы каждый член суда громко произносил свое мнение.

Обжалование в виде вызова на поединок осуществлялось тут же, на месте судебного заседания. Простолюдинам запрещалось обжаловать решение суда своих сеньоров.

Начиная с реформ Людовика IХ Святого судебный поединок постепенно исчезает в качестве вида судебного доказательства. Дальнейшее развитие процесса и отделение гражданского процесса от уголовного связано с двумя основными факторами: обострением классовой борьбы и усилением королевской власти. Суд превращается в орудие королевской карательной политики. На смену обвинительному процессу приходит новая форма, получившая название следственно-розыскного, иначе инквизиционного процесса. На его возникновение и основные черты огромное влияние оказало каноническое право.

Характерными чертами этой новой формы процесса по разбирательству уголовных дел являются следующие:

1) право возбуждения уголовного дела переходит от потерпевшего к органам государства, которые уже по собственной инициативе разыскивают преступника и ведут следствие;

2) процесс подразделяется на две стадии: первая стадия – тайный розыск преступника и проведение необходимых следственных действий – по его изобличению, оформляемых протоколами; вторая стадия – публичное и открытое судоговорение, которое тоже постепенно превращается в тайное, ибо разбор дела сводится к оценке судьями доказательств, собранных на первой стадии процесса;

3) в видах доказательств господствует система так называемых формальных (легальных) доказательств. Закон устанавливает значение, вес каждого доказательства. Судья уже не выносит решение на основе своего внутреннего убеждения, основанного на оценке представленных суду доказательств, а должен оценивать доказательства в соответствии с правилами, предписанными законом. Гак, например, полным доказательством считалось показание только двух свидетелей, а показание одного свидетеля – это половина доказательства и т.д. Были установлены даже 1/4, 1/8 части доказательства;

4) используется пытка как средство получения признания обвиняемого, ибо «признание считалось основным видом доказательства, «царицей доказательств».

Эта форма процесса складывалась постепенно, зародилась раньше всего в королевских судах. Практика королевских судов по борьбе с «разбойниками», «'бродягами», «нищими» и т.п. была впервые обобщена в Ордонансе Людовика XII «О суде и охране порядков в королевстве» 1498 года, который законодательно оформил введение следственно-розыскного, инквизиционного процесса наряду с обвинительным процессом. В 1339 году Ордонанс Франциска I «Об отправлении правосудия» дополнил предыдущий Ордонанс, еще больше ограничив права обвиняемого в процессе. Окончательное законодательное оформление данной формы процесса было завершено «Большим уголовным ордонансом» 1670 года. Согласно Ордонансу 1670 года процесс начинался со стадии предварительного расследования, которая включала общее и специальное расследование. Общее расследование заключалось в установлении факта совершения преступления и розыске лица, совершившего его. Предварительное расследование начиналось не только по жалобе потерпевшего, но и по доносу, и по инициативе прокурора или судебных органов. Во время общего расследования производился сбор доказательств, уличающих преступника. Этим занимался специальный следственный судья, облекавший все свои следственные действия в форму письменных протоколов.

При специальном расследовании производилась проверка всех собранных доказательств. Все свои показания обвиняемый должен был давать под присягой. При новой форме процесса появился такой вид доказательств, как очная ставка. Для получения признания обвиняемого к нему применяли пытку. Все следственные действия и на этой стадии оформлялись в письменном виде.

После окончании предварительного следствия дело поступало в суд, который рассматривал материалы предварительного расследования в закрытом, негласном заседании. Докладчиком на судебном заседании был следственный судья. По докладу следственного судьи должен был дать свое заключение прокурор. После допроса обвиняемого суд выносил приговор.

По малозначительным преступлениям после проведения предварительного расследования могло быть проведено судебное разбирательство дела на началах обвинительного (ординарного) процесса.

В период абсолютизма гражданский процесс отделается от уголовного. Основные начала гражданского процесса были закреплены Ордонансом 1667 года. Гражданский процесс сочетал письменное производство до начала судебного разбирательства с публичным и устным характером судебного разбирательства, основанного на началах состязательности. Рассмотрение дел должно было происходить с участием прокурора как представителя государства и представителей сторон – адвокатов.

Возникновение государства у франков связано с именем одного из военных вождей – Хлодвига из рода Меровингов. Под его предводительством на рубеже V–VI вв. франками была завоевана часть Галлии. Образование нового государства сопровождалось развитием в недрах франкского общества феодализма, становлением новых отношений собственности и формированием новых классов.

Развитие феодального государства у франков можно разделить на два этапа: 1) V–VII вв. – период монархии Меровингов и 2) VIII в. – первая половина IX в. – период монархии Каролингов.

В политическом отношении Франкское королевство при Меровингах не было единым государством. Сыновья Хлодвига после его смерти начали междуусобную войну, которая продолжалась с небольшими перерывами более ста лет. Но именно в этот период произошло формирование новых социально-классовых отношений. С целью привлечения франкской знати короли практиковали широкую раздачу земли. Подаренные земли становились наследственной и свободно отчуждаемой собственностью (аллодом). Постепенно происходило превращение дружинников в феодалов-землевладельцев.

Важные изменения происходили и в среде крестьянства. В марке (крестьянской общине у франков) утверждалась частная собственность на землю (аллод). Активизировался процесс имущественного расслоения и обезземеливания крестьян, которое сопровождалось наступлением феодалов на их личную свободу. Существовало две формы закабаления: с помощью прекария и коммендации. Прекарием назывался договор, по которому феодал предоставлял крестьянину участок земли на условиях выполнения определенных повинностей. Формально этот договор не устанавливал личной зависимости, но создавал благоприятные условия.

Коммендация означала передачу себя под покровительство феодала. Она предусматривала передачу господину права собственности на землю с последующим ее возвращением в виде держания, установление личной зависимости «слабого» от своего патрона и выполнение в его пользу ряда повинностей.

Все это постепенно привело к закабалению франкского крестьянства.

Раздача франкскими королями земли привела к росту могущества знатных фамилий и к ослаблению позиций королевской власти. Со временем позиции знатных укрепились настолько, что они по существу управляли государством, занимая пост майордома. На рубеже VII–VIII вв. эта должность делается наследственным достоянием знатного и богатого рода Каролингов, положившего начало новой династии.

В первой половине VIII в. майордом из этого рода Карл Мартелл провел ряд реформ, имевших важнейшие последствия для структуры франкского общества.

Суть реформ сводилась к следующему. Земли и жившие на них крестьяне стали передаваться не в полную собственность, а в условное пожизненное держание – бенефиций. Держатель бенефиция должен был нести службу, главным образом в пользу лица, вручившего землю. Объем службы определялся размерами бенефиция. Отказ от службы лишал права на бенефиции. Таким образом было создано хорошо вооруженное конное войско, укрепившее позиции центральной власти. Постепенно помимо главы государства бенефиции стали раздавать и крупные феодалы. Так стали складываться отношения соподчиненности феодалов, позже получившие название вассалитета.

Рост феодального землевладения сопровождался усилением военной, финансовой и судебной власти над крестьянами, жившими на их землях. Это выражалось в увеличении так называемых иммунитетных прав феодалов. Феодал, получивший иммунитетную грамоту от короля, осуществлял на подвластной ему территории всю полноту финансовой, административной и судебной власти без вмешательства королевских чиновников.

Усиление центральной власти привело к провозглашению в 751 году сына Карла Мартелла, Пипина, королем франков. При его сыне Карле, прозванном Великим, франкское королевство достигает своего расцвета. А в 809 году Карл Великий принимает титул императора.

Эволюция государственного строя в этот период шла двумя направлениями: укрепление собственно королевской власти и ликвидация местного самоуправления.

Уже первые франкские короли обладали значительной властью. Они созывают народное собрание, ополчение и командуют им во время войны, издают общеобязательные распоряжения, чинят высший суд в государстве, собирают налоги. Неисполнение королевского повеления кралось крупным штрафом или членовредительством вплоть до смертной казни.

Постепенно были ликвидированы местные формы самоуправления – традиционные собрания деревень и их объединений (сотен). Страна была разбита на округа во главе с королевским чиновником (графом). он осуществлял административную, судебную и военную власть во вверенном округе.

Центральное управление было в это время сравнительно простым:

Королевские чиновники награждались имениями, располагали частью собираемых судебных пошлин. Со временем имения перешли в феодальную собственность их владельцев, а название должности – в почетный наследственный титул.

право феодальный франция государство

2. Феодальное государство Франции

Французское королевство возникло после распада империи Каролингов.

Король. Королевская власть была выборной. После смерти главы государства новый король выбирался его вассалами и высшими иерархами французской церкви.

Королевская курия (Великий совет) была по существу единственным, общегосударственным органом, имевшим возможность оказывать влияние на положение дел в большей части страны. Великий совет королевских вассалов и высших иерархов церкви по своему характеру представлял собой съезд крупнейших феодалов страны.

Ведению церкви подлежали также преступления связанные с «грехом» (внебрачное сожительство, лжесвидетельство, нарушение обязательств, скрепленных клятвой на кресте, и т.д.

Вооруженные силы. В условиях напряженной классовой борьбы, непрерывных военных столкновений между феодалами вооруженные силы приобретали исключительное значение. В сущности весь класс феодалов был организован как военная сила. У короля, как впрочем и у других сеньоров, для содержания большой наемной армии не хватало средств.

В конце периода феодальной раздробленности (особенно в XIII в.) наметилась тенденция к усилению королевской власти, которая получила поддержку горожан.

Домен короля был сравнительно невелик ив ряде случаев почти совпадал территориально с его личными хозяйственными владениями. Поэтому дворцовые управляющие, ведавшие королевскими имениями, были одновременно и должностными лицами (министериалами), заведовавшими делами домена вообще. Весь домен был разделен на округа (превотажи). Во главе их находились прево-управляющие главного в том округе королевского имения. Министериалы (в центре) и прево (на местах) назначались королем и выполняли все его распоряжения.

Суд. Суду Франции были присущи все характерные черты средневековой юстиции.

Каждый свободный должен был судиться «судом равных». Подсудность определенного лица зависела от той ступени иерархии, на которой оно находилось. Естественно, что сеньоры высших рангов имели большую судебную власть («высшую» юстицию), чем нижестоящие (последние были наделены «низшей» юстицией). К первой относились преступления, наказываемые, смертной казнью убийства, поджоги и т.д.), ко второй-все остальные. Исключение составлял разбой, который относился к «низшей» юстиции, но наказывался смертной казнью. В отдельных районах страны местные феодальные обычаи (кутюмы) вручали «высшую» и «низшую» юстиции всем сеньорам вне зависимости от их ранга. В средневековой Франции военная сила, которой располагал сеньор, определяла в конечном итоге объем его реальных возможностей в области управления и суда. Границы между судом и произволом здесь окончательно стирались. Классовый, террористический характер феодальной юстиции проявлялся с наибольшей полнотой.

Большимиправомочиями в области суда была наделена церковь. Помимо обычной сеньориальной юстиции в своих феодальных владениях церковь рассматривала дела определенной персональной и предметной подсудности. Исключительно церковной юрисдикции подлежали уголовные и гражданские дела духовенства, а также лиц недуховного звания, но по службе связанных с церковью. Кроме этого, церковные суды рассматривали дела всех, посягнувших на незыблемость догматов религии и авторитет церкви (ереси, магия, колдовство, осквернение религиозных зданий и церковной символики).

Основные черты. Важные сдвиги в социально-экономических отношениях обусловили существенные изменения, в структуре феодального государства. Постепенно ликвидируется политическая раздробленность. Государство принимает форму сословно-представительной монархии (относительно сильная королевская власть сочеталась с представительством от сословий – Генеральными штатами – высшим совещательным органом, наделенным правом разрешать введение новых налогов.

Создавались более благоприятные условия для складывания единого общенационального рынка и дальнейшего экономического и социального развития страны.

Королевская власть. Процесс оформления сословно-представительной монархии был сложным и весьма противоречивым. Он начался с усиления королевской власти, что было неразрывно связано с преодолением феодальной раздробленности.

Процесс ликвидации феодальной раздробленности и усиления королевской власти хотя и имел значительные успехи, но был еще далек от своего завершения. Сохранились большие, фактически независимые сеньории, такие, например, как герцогство Бургундское (его правители неоднократно воевали со своими сюзеренами – французскими королями). Значительное число могущественных вассалов хотя я покорилось королю, но при удобном, случае пыталось восстановить утраченную независимость.

Объединение страны могло быть успешно завершено лишь в новой государственно-правовой форме, с помощью новых, более эффективных средств: регулярной наемной армии, централизованного бюрократического аппарата, административного управления и суда. Некоторые мероприятия в э том направлении уже были проведены. Но это были по существу лишь первые шаги. Королевскому правительству не хватало главного больших регулярных денежных поступлений, необходимых для содержания большой армии солдат и чиновников

Первые собрания сословного представительства – штаты (от франц. слова-сословия) – возникли еще в XIII в. в отдельных провинциях. Это были периодически созывавшиеся собрания высшего духовенства соответствующей провинции (епископов, аббатов, деканов церковных капитулов), всех сеньоров и мэров – представителей городов. Штаты рассматривали различные вопросы, главным из которых было утверждение единовременных денежных сборов – «помощей». Дворянство и духовенство налогов не платили. Они давали, лишь согласие на обложение ими своих податных людей и сами взыскивали эти средства.

На первых порах провинциальные штаты созывались местными правителями и содействовали политической консолидации отдельных областей. Но очень скоро они оказались под контролем короля. В его казну стали стекаться собранные средства.

В 1302 году впервые было созвано общефранцузское собрание сословий. Его стали называть Генеральными штатами в отличие от штатов в отдельных провинциях.

События последующих десятилетий (Столетняя война, крестьянские и городские восстания) превратили Генеральные штаты в важнейший орган феодального государства. Тогда и сложилась их структура.

Каждое сословие (духовенство, дворянство и «третье сословие») было представлено отдельной палатой. Первая палата состояла из высшего духовенства (архиепископов, епископов, аббатов крупнейших монастырей). Во вторую палату посылались выборные от дворянства. Причем феодальная знать (герцоги, графы) в состав палаты не входили. Они, как непосредственные вассалы короля, принимали участие в выработке решений в составе Королевской курии. Третье сословие выбирало своих депутатов. Считалось, что они представляют все свободное непривилегированное население страны. Но в действительности выдвижение депутатов проводилось главным образом в городах: больших и малых (местечках). Как правило, в выборах участвовал только городской патрициат, а депутатами были мэры и члены городских советов.

Все вопросы рассматривались Генеральными штатами раздельно по палатам. Решение выносилось простым большинством голосов. Окончательное утверждение решения проводилось на совместном собрании всех палат, причем каждая палата имела только один голос.

Духовенство и дворянство от налогов было освобождено. Им был предоставлен так называемый налоговый иммунитет.

Королевская власть почти всегда добивалась от Генеральных штатов нужного ей решения.

Это не означало, однако, постоянного, бесконфликтного сотрудничества монархии и Генеральных штатов. Были моменты, когда «третье сословие» пыталось видеть в Генеральных штатах нечто большее, чем только орган, вводящий новые налога.

В 1357 году, когда Франция переживала глубокий политический кризис, был издан ордонанс (указ), ставший впоследствии известным как «Великий мартовский ордонанс» 1357 года.

В соответствии с этим документом сессии Генеральных штатов должны были проводиться два раза в год. Для их созыва не требовалось предварительной санкции короля. Без согласия Генеральных, штатов не могли быть введены новые налога. Генеральные штаты получили право контролировать расходы правительства. Только с их согласия можно было заключить мир и объявить войну. Они назначали специальных королевских советников.

Великий мартовский ордонанс был вершиной временного роста правомочий Генеральных штатов. Добившись от них согласия на введение постоянных налогов, правительство сделало все, чтобы ордонанс 1337 года не был претворен в жизнь. И это ему удалось.

Последовавшее вскоре победоносное окончание Столетней войны содействовало дальнейшему укреплению королевской власти. В ее распоряжении была большая наемная регулярная армия, разветвленный бюрократический аппарат, которые содержались за счет постоянных налогов, взимаемых без предварительного одобрения Генеральных штатов.

Власть короля распространялась на территорию, почти равную современной Франции. С точки зрения правящих кругов. Генеральные штаты выполнили предназначенную им роль. Начиная с XV века Генеральные штаты практически перестают созываться. Взамен их правительство начинает изредка по своему усмотрению созывало, собрания нотаблей (именитых подданных). Но это учреждение, имевшее часто совещательные функции, никакого влияния на формирование политики оказать не могло.

К центральным органам государственного управления в этот период относились:

Государственный совет (осуществлявший общее руководство и контроль за отдельными отраслями управления). Счетная палата (высший орган финансового управления), парламент (верховный суд). Эти органы сложились на базе Королевской курии.

Концентрация всей полноты государственной власти в руках монарха привела к прекращению деятельности Генеральных штатов.

Резко ограничены были права парламентов, и прежде всего Парижского парламента. Эдикт 1641 года обязал его регистрировать все ордонансы короля. Прячем для этого уже не требовалось личного присутствия главы государства. Парламентам было запрещено брать в свое ведение какие-либо дела, которые касались государства, администрации, и правительства.

Среди должностных, лиц наибольшее значение имели:

канцлер, осуществлявший текущее управление и контроль за деятельностью должностных лиц. Во время отсутствия короля он председательствовал в Государственном совете. Под его руководством составлялись проекты королевских указов (ордонансов);

коннетабль – командир конного рыцарского ополчения, начиная с ХIII века – командующий королевской армией;

камерарий, в ведении которого находилась королевская казна;

галатины – королевские советники, выполнявшие отдельные особо важные поручения короля.

С этими сановниками король советовался (совместно или порознь) по всем вопросам государственного управления и суда.

Должностные лица, составившие костяк нового государственного аппарата управления, были, как правило, люди незнатные, обязанные своим возвышением королю.

Королевская власть подчинила своему контролю церковь. Болонский конкордат 1316 года предоставил королю исключительное право назначать кандидатов на высшие посты во французской церкви. Очень скоро последующее подтверждение этих кандидатур папой превратилось в формальность. В результате выдвижение на высшие церковные должности стало одним из видов королевского пожалования.

Государственному аппарату французского абсолютизма были присущи некоторые особенности. К их числу нужно отнести продажу государственных должностей. Принося немалый доход правительству, она в конечном итоге имела для него отрицательные последствия. Держатели государственных должностей чувствовали себя относительно независимо по отношению к монархии, которая не могла уволить их с государственной службы (отзыв был возможен только в том случае, если чиновник совершил должностное преступление, установленное в судебном порядке).

В период политических кризисов XVI века, особенно во времена религиозных войн, правительство с целью привлечения на свою сторону знати вынуждено было передать ее представителям некоторые важные посты в государственном аппарате (посты губернаторов, бальи).

В стране одновременно функционировали государственные органы, которые условно могли быть разделены на две категории.

К первой относились учреждения, унаследованные от прошлого, с системой продаваемых должностей и частично контролируемые знатью. В их ведении находилась относительно второстепенная сфера государственного управления. Вторую категорию представляли органы, созданные абсолютизмом. Они состояли из чиновников, назначенных правительством. Должности здесь не продавались. Эти органы составляли основу управления.

В целом же бюрократический механизм абсолютизма был чрезвычайно сложным, громоздким, разбухшим от огромного числа подчас ненужных учреждений. Многое органы не имели четко очерченной компетенции и нередко дублировали друг друга. Все его содействовало еще большему росту волокиты, коррупции и иных злоупотреблений, которые в последнее столетие абсолютизма приняли невиданные ранее размеры. Государственный аппарат стоил стране огромных средств.

Центральные органы государственного управления представляли собой сочетание различных учреждений, созданных в разные периоды.

В их числе был Государственный совет. Ныне в его состав входили представители высшей придворной аристократии и «дворянства мантии». Государственный совет фактически превратился в высший совещательный орган при короле. Его дополняли специальные советы: Совет финансов. Совет депеш (сообщения с мест) и т.д. Функционировал ряд других органов: Тайный совет, ведению которого подлежал, в частности, кассационный пересмотр некоторых категорий дел; аппарат канцлера – почетного представителя короля, председательствовавшего в его отсутствие в советах.

Часть этих органов действовала более или менее постоянно (Совет депеш. Совет финансов), другие функционировали от случая к случаю или не созывались вообще. Тем не менее должностные лица этих учреждении продолжали числиться на государственной службе и получали огромное жалованье. Таким путем короли «подкармливали» и привлекали на свою. сторону алчную и своевольную знать.

Органы, созданные во времена абсолютизма, возглавлялись Генеральным контролем финансов и четырьмя государственными секретарями (по военным, иностранным, морским делам и делам двора).

Компетенция Генерального контролера финансов была наиболее обширной. Он осуществлял руководство сбором и распределением денежных и иных материальных ресурсов королевства, проверял деятельность должностных лиц на местах. В его ведении находилась промышленность, торговля, финансы, государственные работы (строительство портов, крепостей, дорог и т.д.), пути сообщения. Генеральный контролер считался первым министром.

Формально Генеральный контролер и государственные секретари были подведомственны определенным королевским советам. Но в действительности они подчинялись только королю.

Король решал важнейшие вопросы внутренней и внешней политики в узком кругу лиц, пользующихся его особым доверием. Среди них Генеральный контролер и Государственные секретари занимали одно из первых мест. Эти совещания стали называться Малым королевским советом.

Аппарат Генерального контролера и секретарей напоминал министерскую (ведомственную) систему управления. Но полного, четкого разграничения по отраслям еще не было. В ведении каждого секретаря находилось определенное число губернаторств, хотя главные задачи стоявшие перед ними, были весьма далеки от проблем местного управления.

Местные органы государственного управления. В рассматриваемый период территория королевства была разделена на женералите, губернаторства, диоцезы, бальяжи, интендантства, соответствовавшие территориальным подразделениям финансового, военного, церковного, судебного и административного ведомств. Границы этих территориальных единиц часто не совпадали.

В местном управлении также сосуществовали две группы государственных органов. Первые уходили своими корнями в прошлое, ко временам сословно-представительной монархии. Ныне они утратили в значительной мере свои реальные правомочия и превратились в известной степени в почетные синекуры (от лат «Sinecurа» – без забот). Так произошло с бальи и прево. Аналогичная участь постигла учрежденную несколько позже должность губернатора, командовавшего войсками в губернаторстве.

Все они были оттеснены на второй план интендантами – особыми

уполномоченными королевского правительства на местах. Интенданты юстиции, полиции и финансов (таков был их полный титул) фактически руководили местным административным управлением и судом.

На этот пост назначались обычно лица незнатного происхождения. В любой момент правительство могло их сместить.

В округах, на которые делились интендантства, реальная власть была вручена субделегатам, назначенными интендантом и подчиненным ему.

Провинциальные штаты там, где они сохранились, созывались только с разрешения короля и проводили свои заседания под контролем интенданта или лица, им уполномоченного. Правомочия провинциальных штатов сводились главным образом к раскладке налогов и сбору единовременных «добровольных» пожертвований короне.

Важное место в механизме абсолютизма заняла полиция. Наделенная широкими полномочиями, она стада вездесущей. Произвол и коррупция были обычной нормой поведения ее чинов.

Устанавливается цензура книг, просматривается частная корреспонденция.

Финансы. Основным источником государственных доходов являлись налоги. Их росту в немалой степени способствовало право королей самостоятельно вводить новые налоги и единовременные сборы. В пользу короны шли судебные пошлины и штрафы, гильдийские и ремесленные сборы, выручка от продажи королевских регалий, т.е. исключительных прав короля на производство и продажу определенного вида продукции (пороха, соли и т.д.).

Одновременно функционировало несколько судебных систем. Были суды королевские, сеньориальные, городские, церковные. Четкое разграничение их компетенции отсутствовало. Суды нередко дублировали друг друга, еще более усиливая этим волокиту. Бесконечно тянулись споры о подсудности.

В рассматриваемое время продолжалось усиление воли королевских судов. В соответствии с Орлеанским ордонансом (1560 г.) и Мулинским ордонансом (1566 г.) им стало подсудно большинство уголовных и гражданских дел. Эдикт 1788 года оставил сеньориальным судам в области уголовного судопроизводства лишь функции органов предварительного дознания. Им продолжали оставаться подсудны гражданские дела с небольшой суммой иска, но и они могли по усмотрению сторон сразу же передаваться в королевские суды. Королевская юстиция получила прав принятия к своему рассмотрению любого дела из некоролевского суда, на какой бы стадии судебного разбирательства оно ни находилось. Исключение составляли некоторые церковные дела.

Однако эти мерыне вызвали улучшения деятельности судов, так как сама структура королевской юстиции была крайне сложной и противоречивой. Общие королевские суды состояли из трех инстанций: судов превотальных, бальяжных и судов парламентов. Особыми преимуществами пользовался Парижский парламент, в состав которого наряду с советниками (судьями по профессии) входили 160 пэров Франции. При рассмотрении наиболее важных дел его заседания возглавлял король.

Не меньшее значение имел Государственный совет, считавшийся высшим, органом управления. Он одновременно рассматривался как высший суд и был наделен правом изъятия любого дела из ведения парламентов для проверки правильности применения ими норм права. Им разрешались споры о подсудности.

Помимо общих, судов функционировали суды специальные. Фактически каждое ведомство имело свой суд где рассматривались дела, затрагивающие ведомственные интересы.

Неопределенность компетенции, наделение судебными функциями административных органов, многозвенность юстиции создавали благоприятную почву для царившего в судах произвола и волокиты. Тон в этом задавали и правительство и сам король.

Начиная с правления Ришелье в постоянную практику вошло бессрочное тюремное заточение по приказу короля. Вскоре короли начали выдавать своим приближенным бланки приказов где не были названы имена. Обладатель такого документа мог вписать фамилию неугодного ему лица и упрятать его в тюрьму.