Контрольная работа: Типы темперамента
Название: Типы темперамента Раздел: Рефераты по психологии Тип: контрольная работа |
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ «ГРОДНЕНСКИ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ ЯНКИ КУПАЛЫ» ФАКУЛЬТЕТ ОБЩЕЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА По курсу «Дифференциальная психология» На тему Типы темперамента Выполнила студентка 3 курса 7 группы Заочного отделения Мороз А.Т Проверил Преподаватель Ковалев Б. П. Гродно, 2008г. Описание типов темперамента И. Кантом Иммануил Кант (1966) дал формальное описание четырех типов темперамента, которые он разделил на две группы. Сангвинический и меланхолический типы рассматривались им как темпераменты чувства, а холерический и флегматический — как темпераменты действия. (С современной точки зрения первые можно связать с такой характеристикой темперамента, как эмоциональность, а вторые — с активностью.) Сангвиник определялся И. Кантом как человек веселого нрава, который представляет собой хорошего собеседника, умеет и любит общаться, легко заводит друзей. Такой человек полон надежд и веры в успех всех своих начинаний. Беззаботен и поверхностен, может придавать чему-то чрезмерное значение и тут же забывать об этом навсегда. Если расстраивается, то не испытывает глубоких отрицательных эмоций и быстро утешается. Обещает и не выполняет своих обещаний, так как не обдумывает заранее, способен ли он их исполнить. Это грешник: искренне раскаивается в содеянном, легко забывает о своем раскаянии и грешит снова. Работа его быстро утомляет, а занятия, которым он отдается, являются для него скорее игрой, чем серьезным делом. Это человек беззаботный, полный надежд на светлое будущее. Каждой вещи или событию он на мгновение придает большое значение, но через минуту уже перестает об этом думать. Такой человек добродушен, легко соглашается оказать другому посильную помощь. Он не спешит отдавать долги и всегда просит отсрочки. Он хороший собеседник, остроумен, шутит, весел, готов ничему в мире не придавать большого значения и всех людей считает своими друзьями. Обычно он добрый человек, но грешник, который не осознает своих проступков и с трудом поддается исправлению. У него не хватает терпения и выдержки. Меланхолик характеризовался И. Кантом как человек мрачный. Он недоверчив и полон сомнений, готов во всем видеть повод для тревоги и опасений. Человек, расположенный к меланхолии (но не меланхолик), придает всему, что его касается, большое значение, всегда находит поводы для опасений и переживаний и обращает внимание прежде всего на трудности, никогда не думая в первую очередь об успехе нового начинания. Он с неохотой дает обещание, потому что не может его не исполнить, но сомневается, в состоянии ли он выполнить обещанное. И все это у него объясняется не моральными причинами, а тем, что быстрое согласие и выполнение обещания ему не нужны и доставляют неприятность, и поэтому он становится меланхоличным, озабоченным, недоверчивым, всегда во всем сомневающимся. Он редко веселится и не любит, когда веселятся другие. Холерик — человек вспыльчивый. Он легко раздражается и впадает в ярость, но так же легко и отходит, особенно если ему уступают О нем говорят, что он горяч, вспыльчив, гневлив, но если другие идут на уступки, он быстро остывает. В его гневе нет ненависти, и он любит других тем сильнее, чем скорее они ему уступают. Его деятельность быстра, но непродолжительна. Он активен, деятелен, но неохотно берется за работу именно потому, что у него не хватает выдержки. Такой человек охотно становится начальником, руководителем, но обычную работу выполнять не хочет. Он честолюбив, амбициозен, легко берется за общественные дела и ждет, чтобы его долго и громогласно хвалили, жаждет популярности. Он любит пафос и помпезность церемоний, охотно берет под свою защиту других и с виду добр и великодушен, но не из любви к людям, а из гордости. Себя он любит намного больше, чем кого-либо. Он следит за порядком в делах и поэтому кажется умнее, чем есть на самом деле. Он любит располагать средствами, чтобы не быть скупым и проявлять щедрость. Он воспитан и вежлив, но любит церемонии, жеманен и напыщен в обхождении. Не чувствует лесть и любит, когда ему льстят. При некоторой доле иронии в общении с ним он быстро теряет прежнюю важность. Из всех четырех типов темпераментов больше других вызывает неприязнь. Флегматик. Флегма означает отсутствие аффекта, а не инертность (безжизненность), и поэтому человека, у которого много флегмы, нельзя называть флегматиком и зачислять в разряд лентяев. Флегма как слабость – это склонность к пассивности, бездеятельности, нежелание браться за дело, даже если побуждения к этому очень сильны. Он добровольно признает свою бесполезность и соглашается с этим. Его жизнь, если его запустить, будет направлена только на удовлетворение потребности в питании и сне. Флегма как сила – это способность приходить в движение хотя и медленно и с трудом, но надолго. Человек этого типа медленно нагревается, но долго хранит тепло. Он нелегко приходит в гнев, а сначала сомневается, следует ли ему вообще сердиться. Холерик уже пришел бы в бешенство от того, что не выведет из равновесия этого человека. Хладнокровному человеку не стоит жалеть о том, что у него совершенно обычная доля разума. Флегма делает его человеком рассудочным, в своих действиях он исходит из принципов, а не из инстинктов. Его темперамент заменяет ему мудрость, и даже в обыденной жизни его часто называют философом. Своим темпераментом он превосходит представителей других типов темперамента, не задевая их тщеславия. Он невосприимчив к критике в свой адрес, он не может ее избежать, но реагирует совершенно спокойно. В семье это уживчивый муж, который умеет забирать власть над женой и родственниками, хотя с виду он покорен воле их всех, так как, обладая непреклонной, но благоразумной волей, он умеет приспособить их волю к своей. И. Кант полагал этот тип темперамента самым удачным. мужской женский темперамент мозг Психология половых различий Проблема психологических различий между мужчинами и женщинами долгое время была окружена разного рода мифами. Первых исследователей этой проблемы, ставивших перед собой задачу определить, какой из полов обладает "высшими" способностями, теперь обвиняют в использовании недобросовестных методических подходов и в предвзятой интерпретации полученных результатов с целью показать превосходство мужчин. В 1974 г. Элеонора Маккоби и Кэрол Джэклин развеяли многие мифы, показав, что люди разного пола имеют больше сходства, чем различий. Исследовательницы затратили три года на подбор и просмотр более 2000 книг и статей, касающихся половой дифференцировки в детском возрасте, чтобы показать, какие широко распространенные мнения основываются на твердых фактах, а какие не имеют под собой надежной экспериментальной основы. Нет никаких оснований считать, что девочки более общительны, чем мальчики. В раннем детстве и те, и другие одинаково часто объединяются в группы для совместной игры. Ни мальчики, ни девочки не обнаруживают повышенного желания играть в одиночку. Мальчики не отдают предпочтения игре с неодушевленными предметами перед игрой со сверстниками. В определенном возрасте мальчики даже больше времени проводят в совместных играх, чем девочки Результаты психологических тестов свидетельствуют, что мальчики и девочки в детском и подростковом возрасте существенно не отличаются по уровню самооценок, однако указывают разные сферы жизнедеятельности, в которых чувствуют себя более уверенно, чем в других. Девочки считают себя более компетентными в сфере взаимного общения, а мальчики гордятся своей силой. Мальчики и девочки одинаково эффективно справляются с простыми, типовыми задачами. Математические способности у мальчиков проявляются примерно в возрасте 12 лет, когда у них быстро развивается пространственное мышление. В частности, им легче удается изобразить невидимую сторону предмета. Поскольку различие в способностях к пространственному мышлению становится заметным только в подростковом возрасте, причину этого следует искать либо в окружающей ребенка обстановке (вероятно, мальчикам чаще представляется возможность совершенствовать это умение), либо в особенностях его гормонального статуса. Некоторые специалисты высказывают мнение по поводу того, что математические способности мальчиков реально выше, чем у девочек . Например, исследователи Чикагского университета не выявили половых различий в умении решать геометрические задачи, которые они предлагали 1366 учащимся десятых классов обоего пола. Однако согласно данным других авторов, биологические факторы все же имеют важное значение. Было обнаружено, что мужчины, на протяжении всей жизни испытывавшие тяжелую андрогенную недостаточность, характеризуются пониженной способностью к пространственному мышлению по сравнению с мужчинами нормального гормонального статуса или мужчинами, у которых андрогенная недостаточность развилась после пубертатного периода. В другом исследовании были получены дополнительные данные, свидетельствующие о связи между выраженными математическими способностями и гормональным статусом. Тем самым было доказано, что программирование функции мозга андрогенами в пренатальном возрасте может служить предрасполагающим фактором формирования половых различий в пубертатном периоде благодаря повышенной секреции мужских половых гормонов. Важно, однако, отдавать себе отчет в невозможности провести четкую границу между математическими способностями мужчин и женщин. Поэтому те слабые различия, которые, вероятно, существуют, ни в коей мере не могут служить основанием рекомендовать мальчикам и девочкам тот или иной вид специального обучения или рода занятий в будущем. Некоторые специалисты объясняют выявленные различия тем, что родители и учителя меньше поощряют девочек к занятиям математикой, а также тем, что мальчики легче справляются со стандартными заданиями, которые предлагаются в психологических тестах. Аналитические способности у мальчиков и девочек одинаковые. Мальчики и девочки обнаруживают способность отделить существенное от несущественного, распознать в потоке информации наиболее важное. Речь у девочек развивается быстрее, чем у мальчиков. До подросткового возраста дети обоего пола не отличаются по этому показателю, однако в старших классах девочки начинают опережать мальчиков. Они лучше справляются с тестами на понимание сложностей языка, отличаются более беглой образной речью, их сочинения более грамотны и лучше с точки зрения стиля. Как и в случае с математическими способностями мальчиков, повышенные речевые способности девочек могут быть следствием социализации, которая мотивирует их на совершенствование языковых навыков. Девочки менее агрессивны, чем мальчики, причем это различие заметно уже в двухлетнем возрасте, когда дети начинают принимать участие в групповых играх. Повышенная агрессивность мальчиков проявляется как в физических действиях, так и в демонстрации готовности вступить в борьбу или в форме словесных угроз. Обычно агрессивность направлена на других мальчиков и реже на девочек. Нет никаких данных о том, что родители побуждают мальчиков быть агрессивнее девочек; скорее они не поощряют проявления агрессивности ни у тех, ни у других. Мальчики и девочки в равной степени поддаются убеждению и одинаково часто имитируют поведение взрослых. И те, и другие находятся под воздействием социальных факторов и понимают необходимость следовать общепринятым нормам поведения. Единственное достоверное различие состоит в том, что девочки несколько легче адаптируют свои суждения к суждениям окружающих, а мальчики могут принимать ценности данной группы сверстников, не поступаясь собственными взглядами, даже если между теми и другими нет ни малейшего сходства. В младенчестве мальчики и девочки одинаково реагируют на различные объекты окружающей среды, которые воспринимаются с помощью слуха и зрения. И те и другие различают речевые особенности окружающих, разные звуки, форму предметов и расстояния между ними. Это сходство сохраняется и у взрослых людей разного пола. Наиболее объективный подход к выявлению различий между полами состоит в изучении мозга. С помощью электроэнцефалографии можно оценивать реакции мозга на различного рода стимуляцию. Такие исследования позволяют избежать зависимости получаемых результатов от личных мнений или пристрастий экспериментатора, поскольку интерпретация наблюдаемого поведения в данном случае основывается на объективных показателях. Наиболее важным итогом изучения мозга (результаты были опубликованы после исследований Маккоби и Джэклин) стало открытие физиологической основы ряда половых различий. Диана МакГиннесс и Карл Прибрэм (1978), используя тот же подход, что и выше названные авторы, обобщили данные большинства нейрологических исследований. Оказалось, что у женщин острее чувства вкуса, осязания и слуха. В частности, их слух в длинноволновом диапазоне настолько острее, чем у мужчин, что звук мощностью 85 децибел кажется им в два раза громче. МакГиннесс и Прибрэм пришли к выводу, что у женщин выше подвижность рук и пальцев и более тонкая координация движений, они больше интересуются окружающими людьми, а в младенчестве с большим вниманием прислушиваются к различным звукам. По мере накопления данных об анатомических и физиологических особенностях мужского и женского мозга возрастает потребность в новых нейропсихологических исследованиях, которые могли бы развеять существующие мифы или подтвердить их реальность. |