Курсовая работа: Тепловой и динамический расчет двигателя
Название: Тепловой и динамический расчет двигателя Раздел: Рефераты по транспорту Тип: курсовая работа | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Содержание 1. Тепловой расчет двигателя 1.1 Выбор топлива, определение его теплоты сгорания 1.2 Определение параметров рабочего тела 1.3 Определение параметров окружающей среды и остаточных газов 1.4 Расчет параметров процесса впуска 1.5 Расчет параметров процесса сжатия 1.6 Расчет параметров процесса сгорания 1.7 Расчет параметров процесса расширения и выпуска 1.8 Определение индикаторных показателей двигателя 1.9 Определение эффективных показателей двигателя 1.10 Определение основных размеров цилиндра и параметров двигателя 1.11 Построение индикаторной диаграммы 2. Расчет и построение внешней скоростной характеристики двигателя 3. Динамический расчет кривошипно-шатунного механизма 3.1 Расчет сил давления газов 3.2 Приведение масс частей кривошипно-шатунного механизма 3.3 Расчет сил инерции 3.4 Расчет суммарных сил, действующих в КШМ 3.5 Расчет сил, действующих на шатунную шейку коленчатого вала 3.6 Построение графиков сил, действующих в КШМ 3.7 Построение диаграммы износа шатунной шейки 3.8 Построение графика суммарного крутящего момента двигателя 1. Тепловой расчет двигателя 1.1 Выбор топлива, определение его теплоты сгорания Для бензинового двигателя в соответствии с заданной степенью сжатия определяем октановое число топлива, согласно которому производим выбор марки бензина. Задана степень сжатия: Получили октановое число в пределах: Выбираем следующую марку бензина: «Регулятор-92»(АИ-92). Низшая теплота сгорания жидкого топлива:
где С, Н, О – массовые доли углерода, водорода и кислорода в 1 кг топлива. 1.2 Определение параметров рабочего тела Теоретически необходимое количество воздуха для сгорания одного килограмма жидкого топлива:
где Количество свежего заряда:
где
Количество отдельных компонентов продуктов сгорания жидкого топлива углекислого газа:
водяного пара:
кислорода:
азота:
Общее количество продуктов сгорания жидкого топлива:
1.3 Определение параметров окружающей среды и остаточных газов При работе двигателя без наддува давление
Давление остаточных газов:
Температура остаточных газов:
1.4 Расчет параметров процесса впуска Основными параметрами, характеризующими процесс впуска, являются: давление Давление газов в цилиндре
где Величина
где
По опытным данным в современных автомобильных двигателях на номинальном режиме:
Принимаем:
Плотность заряда на впуске:
где Определим
Тогда
Коэффициент остаточных газов
где
Температура подогрева свежего заряда принимаем в зависимости от типа двигателя: для бензиновых двигателей:
Тогда
Температура заряда в конце процесса впуска:
Коэффициент наполнения
1.5 Расчет параметров процесса сжатия Рассматриваемый процесс характеризуется давлением По опытным данным при жидкостном охлаждении величина показателя политропы для бензиновых двигателей:
Исходя из выбранного показателя политропы определим давление
1.6 Расчет параметров процесса сгорания Целью расчета процесса сгорания является определение температуры Температуру
где
По опытным данным значения коэффициента
Теплота сгорания рабочей смеси при
Средние мольные теплоемкости: свежего заряда:
продуктов сгорания:
Действительный коэффициент молекулярного изменения рабочей смеси:
Подставим найденные значения в уравнение сгорания и определим Величина теоретического давления
Величина теоретического давления
Степень повышения давления
1.7 Расчет параметров процесса расширения и выпуска При расчете процесса расширения и выпуска необходимо определить давление По опытным данным средние значения величины п2 при номинальной нагрузке для бензиновых двигателей:
Давление
Правильность предварительного выбора температуры остаточных газов
Так как расхождение между принятой 1.8 Определение индикаторных показателей двигателя Индикаторные показатели характеризуют рабочий цикл двигателя. К ним относятся: среднее индикаторное давление Теоретическое среднее индикаторное давление:
Действительное среднее индикаторное давление:
где
Тогда
Индикаторный КПД двигателей, работающих на жидком топливе:
Индикаторный удельный расход жидкого топлива:
1.9 Определение эффективных показателей двигателя Эффективные показатели характеризуют работу двигателя в целом, т.к. кроме тепловых потерь рабочего цикла учитывают потери на преодоление различных механических сопротивлений и на совершение процессов впуска и выпуска. К эффективным показателям относятся: эффективная мощность Потери на преодоление различных сопротивлений оценивают величиной мощности механических потерь Среднего давление механических потерь
где а, Ь - коэффициенты, значения которых устанавливаются экспериментально. Принимаем для бензинового двигателя с впрыском:
Средняя скорость поршня:
где S - ход поршня, мм; п - номинальная частота вращения коленчатого вала двигателя, Тогда
Величина S принимаем равной величине хода поршня двигателя, выбранного в качестве прототипа. Среднее эффективное давление:
Механический КПД:
Эффективный КПД двигателя:
Эффективный удельный расход жидкого топлива:
1.10 Определение основных размеров цилиндра и параметров двигателя При заданных значениях эффективной мощности ( Литраж двигателя:
где Т - тактность двигателя. Рабочий объем одного цилиндра:
где i- число цилиндров двигателя. Диаметр цилиндра:
Ход поршня:
Полученные значения в и S округляем до ближайших целых чисел:
По окончательно принятым значениям в и S определим основные параметры двигателя: литраж двигателя:
эффективная мощность:
эффективный крутящий момент:
часовой расход топлива:
средняя скорость поршня:
1.11 Построение индикаторной диаграммы Построение индикаторной диаграммы ДВС производим в координатах р - V (давление - объем) или p-S (давление - ход поршня) на основании данных расчета рабочего процесса. В начале построения на оси абсцисс откладывается отрезок АВ, соответствующий рабочему объему цилиндра, а по величине равный ходу поршня в масштабе Отрезок ОА, соответствующий объему камеры сгорания:
Масштаб давлений принимаем: По данным теплового расчета на диаграмме откладываем в выбранном масштабе величины давлений в характерных точках: Построение политроп сжатия и расширения осуществляем графическим методом. При построении из начала координат проводим луч ОС под произвольным углом а к оси абсцисс (
Политропу расширения строим с помощью лучей ОС и ОЕ, начиная из точки z, а политропу сжатия строим с помощью лучей ОС и OD, начиная с точки с. На заключительном этапе построения наносим линии впуска и выпуска, а также производим скругления с учетом фаз газораспределения, опережения зажигания (впрыска), скорости нарастания давления в процессе сгорания. Для этого на диаграмме отмечаем положение следующих характерных точек: Давление в конце такта сжатия:
Для нанесения этих точек характерных точек на диаграмму установим взаимосвязь между углом поворота коленчатого вала и перемещением поршня. Применим для этого метод Брикса. Под индикаторной диаграммой строим вспомогательную полуокружность радиусом
где
Ориентировочные значения углов поворота коленчатого вала, определяющих положение характерных точек действительной индикаторной диаграммы:
Нанесенные на диаграмму характерные точки соединяются плавными кривыми. Рисунок 1 – Индикаторная диаграмма бензинового двигателя двигатель топливо скоростной 2. Расчет и построение внешней скоростной характеристики двигателя Построение кривых скоростной характеристики ведем в интервале частот вращения коленчатого вала: от Расчетные точки кривых эффективной мощности и эффективного удельного расхода топлива определим по следующим зависимостям:
где
Для бензинового двигателя: Рассчитанные точки кривых эффективной мощности и эффективного удельного расхода топлива сведем в таблицу 1. Точки кривых эффективного крутящего момента
Рассчитанные точки кривых эффективного крутящего момента Таблица 1 – Значения эффективной мощности
По рассчитанным значениям параметров Рисунок 2 – Внешняя скоростная характеристика бензинового двигателя С помощью построенной характеристики определяем максимальный эффективный крутящий момент:
где 3. Динамический расчет кривошипно-шатунного механизма 3.1 Расчет сил давления газов Силы давления газов, действующие на площадь поршня, заменяем одной силой Сила Построение действительной развернутой индикаторной диаграммы производим в координатах Сила давления газов, Н:
где
Величины Для угла поворота коленчатого вала
Кривая 3.2 Приведение масс частей кривошипно-шатунного механизма Для упрощения динамического расчета действительный КШМ заменяем эквивалентной системой сосредоточенных масс. Масса, сосредоточенная на оси поршневого пальца, кг:
где
Масса, сосредоточенная на оси кривошипа, кг:
где
Полная масса шатунной группы, кг:
Для приближенного определения значений Поршневая группа
Шатун
Неуравновешенные части одного колен вала без противовесов
Умножая конструктивные массы на площадь поршня получим искомые величины:
Для большинства существующих автомобильных и тракторных двигателей:
Тогда
Масса, сосредоточенная на оси поршневого пальца:
Масса, сосредоточенная на оси кривошипа:
3.3 Расчет сил инерции Силы инерции поступательно движущихся масс
где j - ускорение поршня,
Центробежные силы инерции вращающихся масс
Для рядного двигателя центробежная сила инерции силы инерции вращающихся масс шатуна:
силы инерции вращающихся масс кривошипа:
Для угла поворота коленчатого вала
Силы 3.4 Расчет суммарных сил, действующих в КШМ Суммарные силы, действующие в КШМ, определяем алгебраическим сложением сил давления газов и сил возвратно-поступательно движущихся масс:
Нормальная сила N (Н), действующая перпендикулярно оси цилиндра, воспринимаемая стенками цилиндра:
где Сила S (Н), действующая вдоль шатуна:
От действия силы S на шатунную шейку возникают две составляющие силы: сила, направленная по радиусу кривошипа:
тангенциальная сила, направленная по касательной к окружности радиуса кривошипа:
Для угла поворота коленчатого вала
Рассчитываем для требуемых углов 3.5 Расчет сил, действующих на шатунную шейку коленчатого вала Аналитически результирующая сила, действующая на шатунную шейку рядного двигателя, Н:
где Для угла поворота коленчатого вала Значения Таблица 2 – Результаты вычисления сил, действующих в КШМ.
3.6 Построение графиков сил, действующих в КШМ Графики изменения сил, действующих в КШМ, в зависимости от угла поворота кривошипа Все графики строим в масштабе Построение графика При построении полярной диаграммы из точки При построении графика Для определения положения среднего значения
3.7 Построение диаграммы износа шатунной шейки На основании полярной диаграммы нагрузки на шатунную шейку коленчатого вала производим построение диаграммы износа. которая дает наглядное представление о характере износа шейки по окружности и позволяет определить местоположение масляного отверстия. Для построения диаграммы износа проводим окружность, изображающую в произвольном масштабе шатунную шейку. Дальнейшее построение осуществляем в предположении, что действие каждого вектора силы По диаграмме определяем угол Для упрощения расчета результирующих величин Таблица 3 – Определение суммарных сил обуславливающих характер износа шатунной шейки.
3.8 Построение графика суммарного крутящего момента двигателя Крутящий момент
Кривая изменения силы
При построении графика суммарного крутящего момента Для четырехтактного двигателя:
По графику
где ОА - длина интервала между вспышками на диаграмме, мм. По величине момент
Значение
|