Курсовая работа: Деловой туризм в мире
Название: Деловой туризм в мире Раздел: Рефераты по физкультуре и спорту Тип: курсовая работа |
Введение Туризм является важным источником повышения благосостояния государства. Его можно рассматривать как систему, предоставляющую все возможности для ознакомления с историей, культурой, обычаями, духовными и религиозными ценностями данной страны и ее народа, и дающую доход государству, не говоря уже о том, что эта система "кормит" очень много физических и юридических лиц, так или иначе связанных с оказанием туристских услуг. Современный туризм отличается разнообразием форм, видов и разновидностей. Форма туризма связана с пересечением туристом государственной границы своей страны. По этому выделяют туризм внутренний (т.е. путешествия внутри своей страны) и туризм международный (поездки с туристскими целями в другие страны). С каждым годом деловые, культурные и научные связи между регионами и странами становятся все более тесными. Деловой туризм играет в этом важную роль. Развитие национальной экономики и интеграция ее в мировой рынок тоже немыслимы без развития сферы делового туризма. Деловая коммуникация, обмен технологиями и информацией, поиск новых рынков, поиск партнеров для инвестиций и совместных проектов, продвижение компаний через PR-акции, обучение персонала и внедрение корпоративной культуры - все это деловой туризм, как неожиданно бы это не звучало. А еще, деловой туризм - это один из ресурсов интеграции и развития компаний, через участие в выставках и конгрессах, через бизнес-образование. Деловой туризм является одной из ведущих и наиболее динамично развивающихся отраслей мировой экономики. За свои невиданно быстрые темпы роста деловой туризм признан экономическим феноменом ХХ столетия. Деловой туризм играет важнейшую роль в развитии национальной экономики - содействует ее интеграции в мировой экономический рынок. Современный бизнес невозможен без активного обмена информацией, без овладения новыми технологиями, без повышения квалификации на всех уровнях делового образования, участия в международных конгрессах, семинарах, выставках и т.п. Все это входит в сферу делового туризма. Благодаря этой отрасли туризма происходит приток новых идей в экономику, завоевываются новые рынки, т.е. осуществляется прогресс. Актуальность темы исследования обусловлена низкой степенью разработанности теории делового туризма как специфической отрасли мирового туризма. Эта отрасль интенсивно развивается в мировом туристском пространстве в последние три десятилетия, причем доходы от нее имеют высокий удельный вес в структуре доходов от международного туризма; в целом ряде стран они играют заметную или даже в отдельных случаях ведущую роль в государственном бюджете. Соответственно в зарубежной экономико-географической науке в последние десятилетия проводятся исследования, посвященные зарождению и развитию делового туризма; появилась статистика Всемирной туристической организации по основным его показателям - прибытиям, доходности и др. Тема курсовой работы: "Деловой туризм в мире" Исходя их цели в курсовой работе ставятся и решаются следующие задачи: - раскрыть теоретические основы организации делового туризма; - изучить историю становления делового туризма; - проанализировать современное состояние делового туризма; - выяснить тенденции и проблемы развития делового туризма. 1. Теоретические основы организации делового туризма 1.1 Сущность делового туризма и его классификация Деловой туризм (бизнес-туризм) - наиболее быстро развивающееся направление современного туризма. Собственно говоря, сочетание деловых визитов с возможностями осмотра страны пребывания и краткосрочного отдыха использовалось довольно давно, однако как самостоятельный и высокодоходный вид туризма это направление сформировалось в 80-90-е годы XX века. Особенно востребованным деловой туризм стал в последние годы, причём данная сфера услуг постоянно увеличивает объёмы [1, c. 27]. Любопытно, что в английском языке, который является международным языком не только бизнеса, но и туризма, термин tourism в сфере делового туризма не применяется. Для этого существует отдельное понятие — business travel. Специалисты вместо понятия "бизнес-туризм" часто используют английский термин-аббревиатуру - MICE, точно отражающий структуру этого вида туризма: Meetings/Incentives/Conferences/Exibitions -Деловые встречи/ Инсентив- туризм/ Конференции/Выставки [2, c. 150]. Деловой туризм очень многогранен. Свыше 73% его объема составляют корпоративные поездки (так называемый corporate travel) — как индивидуальные деловые поездки, так и для участия в мероприятиях, проводимых промышленными и торговыми корпорациями. Сюда же относятся и инсентив-туры (от английского слова incentive — стимул) — поездки, организуемые компаниями в целях мотивации сотрудников, занятых в основном продвижением и продажей производимого этой компанией товара. Поездки, связанные с участием в съездах, конференциях, семинарах под эгидой политических, экономических, научных, культурных, религиозных и других организаций, составляют около 16% рынка делового туризма. И, наконец, 11% объема делового туризма занимают поездки с целью посещения торгово-промышленных выставок, ярмарок и участия в их работе. С каждым годом деловые, культурные и научные связи между регионами и странами становятся все более интенсивными. Деловой туризм играет в этом важную роль. Развитие национальной экономики и интеграция ее в мировой рынок тоже немыслимы без развития сферы делового туризма. Деловая коммуникация, обмен технологиями и информацией, поиск новых рынков, поиск партнеров для инвестиций и совместных проектов, продвижение компаний через PR- акции, обучение персонала и внедрение корпоративной культуры - все это деловой туризм, как неожиданно бы это не звучало. А еще, деловой туризм - это один из ресурсов интеграции и развития компаний, через участие в выставках и конгрессах, через бизнес-образование. Деловой туризм - это одно из важнейших условий успешного бизнеса. Глобализация мировой экономики и связанная с этим процессом интенсификация деловых, научных и культурных связей превратили деловой туризм в одну из ведущих и наиболее динамично развивающихся отраслей мирового хозяйства, что позволило признать его экономическим феноменом ХХ столетия. Ожидается, что и в наступившем веке его роль будет расти. По мнению зарубежных экспертов, к 2020 году количество международных деловых поездок возрастет в три раза — с 564 млн. до 1, 6 млрд. в год. При этом оборот данного сектора увеличится в 5 раз — с 400 млрд. долларов США до 2,0 трлн. А по сведениям американской организации "Круглый стол делового туризма", увеличение оборота в этой сфере на один миллиард долларов приводит к созданию 100 тыс. новых рабочих мест. [3, c. 289]. Стоит отметить, что ежедневные расходы совершающего деловую поездку бизнесмена в среднем в три раза превышают затраты обычного туриста. И при этом, как показывают маркетинговые исследования, в отличие от других видов турпоездок в периоды любых экономических спадов и кризисов сфера делового туризма страдает менее всего, а порой даже увеличивает свои объемы. В качестве примера можно привести такие актуальные события, как межнациональные конфликты. Чем опаснее ситуация, тем более активные меры принимаются для ее ликвидации — проводятся политические переговоры и консультации; в "горячую точку" направляются международные наблюдатели и гуманитарные миссии. При этом, естественно, об обычных туристических поездках в опасный регион нет и речи. Необходимость организации и обслуживания как корпоративных поездок, так и многочисленных мероприятий в сфере делового туризма послужили причиной создания мощной индустрии услуг. Инфраструктура делового туризма включает выставочные и конгрессные центры, бизнес-отели, бизнес-авиацию, платежные системы, современные технологии, благодаря которым деловой человек вне зависимости от своего местонахождения способен держать руку на пульсе своего бизнеса. Основа деловой поездки - насыщенная программа встреч и мероприятий, которые спланированы заранее. Бизнес-тур изначально организуется в сочетании с культурной и экскурсионной программой, которая интересна для конкретного клиента. Обычно в стандартную (базовую) программу деловой части бизнес-тура входит оформление визы, проживание, завтраки, трансферы. 1)Бизнес-туризм – это вид делового туризма. которое в нашей стране появилось сравнительно не так давно. Постоянный образ жизни делового человека не дает большому числу бизнесменов даже передохнуть, переговоры, встречи буквально преследуют по пятам. А что если соединить отдых с работой? Казалось бы, это весьма сложно, но все, же выполнимо. Как раз Бизнес-туризм и совмещает в себе отдыха и работу. Некоторые тур.агентства составляют и предлагают свои программы, таким образом, что бы успеть не только, можно было решить все свои деловые вопросы со своими партнёрами. Но и полноценно отдохнуть, что и делает привлекательным бизнес-туризм. 2) Конгресс туризм– довольно масштабное деловое мероприятие. В Америке или Азии подобное мероприятие может собирать по 5-7 тыс. участников. Конгрессный туризм для индивидуалов отличается от выставочного тем, что не нуждается в стандартном продвижении, – ведь предварительная реклама мероприятий здесь неэффективна. Практически все запросы на посещение конференций, конгрессов поступают от частных клиентов, уже имеющих приглашения и заинтересованных лишь в оформлении стандартного турпакета (виза, перелет, трансферы, проживание и т.п.). Конгресс-туризм – это не только деловая поездка как таковая, но и обмен информацией, организация семинаров как эффективного способа накопления профессионального опыта, а так, же поиск новых партнеров для бизнеса. Конгресс-туризм на сегодняшний день прочно занял устойчивую позицию в туристическом бизнесе. Это высокорентабельная и перспективная отрасль туризма, часть которого, по некоторым оценкам, составляет 10 – 20 процентов [4, c. 500]. Международное сотрудничество, организация конференций, подписание контрактов, прием делегаций из разных стран мира, проведение семинаров по тематике бизнеса, организация корпоративных мероприятий, проведение разнообразных конгресс-туров, командировки обычных сотрудников и руководящего состава является неотъемлемой частью деятельности любой компаний, что и развивает конгресс-туризм. В сфере организации конгрессных мероприятий компании чаще всего предпочитают популярные туристические страны, такие как Турция, Испания, Кипр, Греция . Семинары и тренинги организуются для специалистов самых различных отраслей. Они могут проходить в форме лекций, круглого стола и т.п. Возможно посещение профильных предприятий. Например, семинар "Производство шампанских вин" предполагает ознакомление с производством шампанских вин во Франции, посещение заводов, а также дегустацию. По окончании семинаров как правило выдаются дипломы, сертификаты. Наиболее динамичный сегмент рынка деловых путешествий — конгрессно - выставочный туризм. В мире растет интерес к симпозиумам, конференциям, совещаниям, семинарам, а также выставкам и ярмаркам. Бизнесмены и ученые принимают участие в форумах, чтобы получить последнюю информацию, увидеться с коллегами и меняться с ними мнениями, провести переговоры, отвлечься от привычной обстановки и приобщиться к предлагаемой культурной программе. Если в 30-е годы XX в. ежегодно проводилось около 200 международных конференций, то в 90-е годы число конгрессных мероприятий перевалило за 8 тыс. в год. Основная их часть, около 80%, приходится на страны Западной Европы и Северной Америки. Первые три позиции по числу международных симпозиумов и совещаний прочно удерживают США, Франция и Великобритания, Германия, занимающая четвертое место, известна своими выставками и ярмарками. Их популярность объясняется благоприятной конъюнктурой во многих отраслях промышленности этой страны, повышенным спросом на инвестиционные товары и развитой инфраструктурой [5, c. 460]. Германия получила право провести последнюю, итоговую Всемирную выставку второго тысячелетия. "Экспо-2000" открылась 1 июня 2000 г. в Ганновере — известном конгрессном и выставочном центре. На ней было представлено 189 стран, которые разместились в 53 павильонах на площади 170 га. "Экспо" не является выставкой в традиционном понимании. По мнению ее устроителей, это — огромный театр под открытым небом. Основную часть площади заняла экспозиция на тему "Человечество—Природа – Технология ". Благодаря фантазии и творчеству ее участников, посетители смогли совершить путешествие в пространстве и времени, погрузиться в виртуальные миры. Дни проведения "Экспо-2000" были насыщены культурными и спортивными событиями. Крупнейшими центрами конгрессно - выставочной деятельности в Европе и Америке являются Амстердам, Барселона, Брюссель, Вашингтон, Вена, Женева, Копенгаген, Лондон, Мадрид, а также Париж и Страсбур. Ежегодно государственные и деловые лица съезжаются в Давос (Швейцария), где проходят форумы по актуальным вопросам развития мирового хозяйства. Эти города имеют соответствующую материально-техническую базу и располагают широкими возможностями для организации досуга иностранных гостей [6, c. 265]. Конференции проходят в конгресс - центрах, отелях, театрах и концертных залах, университетах и других учебных заведениях. В 80-е годы, когда наметилась тенденция сближения конгрессной и выставочной деятельности, возникла и получила распространение американская модель центра съездов. Эти специально возводимые здания состоят из больших залов, которые могут быть использованы под выставки и одновременно рассчитаны на прием участников конференций. В последние годы международные мероприятия все чаще проводятся в зданиях, имеющих историческое значение, в замках и нетрадиционных сооружениях. Пользуются популярностью конгрессы на борту судов. Отдельного рассмотрения заслуживают специализированные туристские выставки и биржи. Они проводятся уже 30 лет и имеют особое значение для продвижения туристского продукта. Их число неуклонно увеличивается. Только в Европе ежегодно организуется свыше 200 международных туристских выставок и бирж. Самой крупной является Международная туристская биржа (International Tourismus Borse, ITB), которая проходит в Берлине. В 1998 г. в ней приняли участие более 7 тыс. экспонентов из 188 стран мира. В выставочном комплексе "Мессе - Берлин" разместились и скромные стенды новичков — Армении, Таджикистана, Туркменистана—и огромные павильоны мировых лидеров на рынке туризма — Германии, США, Франции, Испании. За пять дней работы биржи ее посетили 55 тыс. специалистов туристской индустрии и многочисленные любители путешествий. Работа берлинской биржи строится по принципу тематических дней. В 1995 г., например, они были посвящены экологическому туризму в Европе, перспективам развития туристского движения в Африке и феномену немецкого туризма. В рамках выбранных тем устроители выставки предложили широкую программу специальных мероприятий: презентаций, семинаров, "круглых столов", форумов. Так, научная конференция "Европейский туризм и окружающая среда", приуроченная ко Дню Европы, объединила представителей 54 университетов и академий туризма. Большой популярностью у работников и гостей берлинской биржи пользуется ставший уже традиционным международный конкурс туристских фильмов. В 1995 г. в нем участвовало 27 лент из 15 стран. Высшей награды "Золотой компас" были удостоены рекламный ролик "1001 образ Вены", клип "Синхронный полет" авиакомпании "Дельта Эйрлайнз" и репортаж немецкого тележурналиста о Китае с интригующим названием "Взгляд внутрь закрытого прежде общества". Свидетельством международного признания берлинской биржи служит участие в ее официальных мероприятиях видных политических и общественных деятелей. В 1996 г., когда биржа отмечала свое 30-летие, ее открыл федеральный канцлер Германии Гельмут Коль, а в 1998 г. — Генеральный Секретарь ВТО Франческо Франжиалли. Ежегодно в конце января — начале февраля в Мадриде проводится Международная туристская выставка-биржа ФИТЮР (FITUR). Мадридская биржа занимает особое место в календаре международных туристских событий. Проходя в начале года, она определяет ценовые и иные тенденции на рынке туризма в новом сезоне. По тому вниманию, какое специалисты и публика уделяют экспозициям разных стран, можно судить о перераспределении туристских потоков, развитии тех или иных центров туризма [7, c. 80]. ФИТЮР — это осмотр прежде всего испанского и латиноамериканского туристских продуктов. Все области Испании обычно красочно представлены на бирже. Четверть выставочных площадей занимают стенды стран Центральной и Южной Америки (Бразилии, Доминиканской республики, Венесуэлы, Гренады, Ямайки, Гондураса и др.). Учитывая связи, традиционно существующие между Испанией и латиноамериканскими странами, ФИТЮР называют "мостом между Европой и Америкой". В выставке также принимают участие туристские фирмы из стран Северной, Центральной и Восточной Европы, из США и Канады, в которых отдых в Испании неизменно пользуется спросом у населения. В 1998 г. на мадридской выставке было представлено свыше 5,5 тыс. туристских фирм и организаций из 170 стран мира. За пять ее посетили около 300 тыс. человек, в том числе 40 тыс. специалистов. В 2000 г. выставка отметила свой 20-летний юбилей. К ее работе были приурочены многочисленные конференции и семинары. Состоялся форум по деловому туризму, конгрессам, конференциям и инсентив - туризму. ВТО организовала Латиноамериканскую конференцию министров по туризму и предпринимателей СИМЕТ—2000, имеющую огромное значение для развития мирового туризма [8, c. 156]. Ежегодно в середине ноября внимание туристской индустрии и общественности всего мира приковано к Лондону. Здесь проходит Всемирная туристская выставка (World Travel Market, WTM). Эта престижная, сугубо профессиональная выставка предназначена для установления прямых контактов между специалистами разных стран. В ее работе принимают участие члены крупнейшего в мире профессионального туристского клуба "Меридиан". 1998 г. оказался очень удачным для лондонской выставки-ярмарки. Количество заключенных сделок побило все рекорды. В дни работы ярмарки ее устроители провели ряд благотворительных акций, одна из которых была направлена на охрану ресурсов питьевой воды. Сумма благотворительных взносов, собранных в рамках акции в фонд Британского Красного Креста, составила около 40 тыс. ф. ст. Число и география участников лондонской выставки неуклонно расширяются. Каждый год количество экспонентов увеличивается на 100—120 единиц. Для их размещения требуются дополнительные площади, изыскать которые становится все сложнее. Пока эта проблема решается путем уплотнения стендов, уменьшения размеров центральной арены, сокращения ширины проходов. Ясно, что имеющиеся резервы не бесконечны, поэтому устроители ярмарки на протяжении последних лет рассматривают вопрос о ее переносе в более крупный выставочный комплекс Лондона или другой город Великобритании. Среди наиболее вероятных претендентов называется Бирмингем. Международная туристская биржа в Милане известна далеко за пределами Италии. По числу экспонентов она соперничает с мадридской и лондонской биржами, а по стендовой площади уступает только берлинской ярмарке. В одном из крупнейших выставочных комплексов Европы миланской "Фиера" более 5 тыс. туристских фирм и организаций предлагали в 1998 г. свой продукт профессиональным посетителям и любителям путешествий. На миланскую биржу съезжаются представители туристского бизнеса со всего мира. Самая широкая экспозиция, обычно занимающая несколько павильонов, посвящена Италии. Как всегда мощно на выставке выступают Франция, Испания, Германия, Австрия и США. Рядом можно встретить национальные стенды стран, которые редко участвуют в работе лондонской и берлинской бирж. В 1998 г., например, в Милане большую интересную экспозицию развернула Куба [9, c. 75]. В рамках этой выставки ежегодно проходят различные тематические программы, анонсируются новые проекты и туристские продукты, устраиваются презентации новейших технологий в туризме. Популярность миланской биржи неуклонно возрастает. Достаточно сказать, что бронирование выставочных площадей начинается за год, в дни работы предшествующей ярмарки. В пятерку самых крупных туристских ярмарок недавно вошла Московская международная выставка "Путешествия и туризм" (МИТТ). В 2000 г. она проходила в седьмой раз. Выставочное движение набирает силу во всем мире. Увеличивается число выставок и ярмарок, расширяются их география и круг участников, становится более разнообразной направленность. В настоящее время проводятся специализированные выставки гостиничного и ресторанного хозяйства, спортивного, экологического, познавательного и конгрессного туризма, ярмарки туристского и спортивного инвентаря и т.д. За короткий срок этот сегмент туристского рынка стал одним из самых крупных и стабильных. 3)Интенсив туризм - это программы чтобы поощрить более выделившихся сотрудников по мнению руководства. Поощрять подчинённых можно конечно денежными премиями, но наблюдения показали, что подарки в виде тур. поездок, устроенными по высшему классу, дают больше стимула для интенсивной работы сотрудника и стремлению к его дальнейшего успехам в работе. Такой вид путешествий обходится довольно дорого, и позволить такие подарки могут только те организации, рост эффективности сотрудников для которых обладает ключевым значением. Сектор индивидуальных деловых поездок в последние годы переживает подъем, занимая около 25% всего рынка бизнес-путешествий. Если раньше под частной деловой поездкой (ее средняя продолжительность составляет 2-3 дня) понималось просто желание поехать за рубеж и отдохнуть, то сейчас практически все клиенты, заказывая деловой тур, действительно планируют деловые переговоры, установление контактов, обмен идеями, покупку технологий и т.д. Еще одна особенность этого сектора – рост спроса на комбинированные программы, сочетающие 3-4 дня работы и 1-3 дня поощрительного отдыха. Экскурсионно-развлекательная часть инсентив-туров становится все более насыщенной и разнообразной. География наиболее популярных инсентив-направлений очень обширна. Среди наиболее востребованных инсентив-стран можно назвать Австрию, Великобританию и Германию [10, c. 200]. 4) Стажировки - большинство компаний стремятся стабильно поднимать степень квалификации своих сотрудников, для этого посылают на длительные или короткие стажировки в другие страны или города. Большая часть стажировок в Европе недоплачивают, поэтому за проживание стажера платит фирма. Предполагается, что эти финансы сотрудник должен в дальнейшем окупить. Специалисты сами заинтересованы в получении новых знаний, они помогут им в работе и в карьерном росте Так же, стоит выделить деловой туризм и его альтернативные виды: Гастрономический туризм для еды – это вид делового туризма. Гастрономический туризм — это поездка по континентам и странам для ознакомления с особенностями местных кухонь, кулинарными обычаями, а так же с целью отведать уникальные для приезжего человека блюда или продукты. Человек, в первый раз услышавший выражение гастрономический туризм, скорее всего, подумает, что это поездка, в которой просто весьма вкусно кормят. Это не то, чтобы истина, но все же такое мнение крайне далека от истины: изведать национальной кухни можно, пустившись в любое поездку, при том необязательна, чтобы она должна быть туристическое. Однако гастрономический туризм как услуга — это нечто большее, чем просто обычная поездка, так как гастрономический туризм есть хорошо продуманный комплекс мероприятий для дегустаций традиционных в определенных местностях блюд, а также некоторых отдельных ингредиентов, не встречающихся больше нигде на земном шаре, имеющих свой особенный вкус [11, c. 380]. Шопинг-туризм для покупок– это вид делового туризма, путешествие по разным странам с целью приобретения или покупок разнообразных видов одежды. Шопинг-туризм или шоппинг (от английского shopping) — это своеобразная форма личного времяпровождения в виде визитов магазинов (чаще всего бывает торгово-развлекательные комплексы) и приобретения товаров (одежды, аксессуаров, обуви, головных уборов, косметики, подарков и т. п.). Шоппинг-туристы - это люди, которые значительнее больше других совершают поездки в определенные страны или города, с целью совершить покупки, т.е. В этоге деловой туризм - это поездки, связанные с выполнением профессиональных обязанностей. В связи с всеобщей интеграцией и установлением деловых контактов деловой туризм из года в год приобретает все большее значение. Поездки совершаются с целью посещения объектов, которые принадлежат фирме или представляют для нее особенный интерес, для проведения переговоров, для поиска дополнительных каналов снабжения или сбыта и др. Посещение различных конференций, семинаров, выставок, бизнес встречи, конгрессы и т.д. 1.2 История становления делового туризма У делового туризма история интересная. Она восходит еще к временам Ветхого Завета, когда изгнанные из рая Адам и Ева отправились на поиски своего места под солнцем. Практически вся дальнейшая история человечества напрямую связана с деловым туризмом. Добрая половина знаменитых арабских сказок посвящена описанию путешествий купца Синдбада. А кто проложил путь из Варяг в Греки и Великий Шелковый Путь? Кто сделал Великие географические открытия? Зачем отправлялись в путь Марко Поло и Афанасий Никитин, Васко да Гама, Христофор Колумб и многие-многие тысячи других энергичных и отважных представителей человеческого рода? Мы привычно называем их искателями приключений, но не надо забывать, что большинство из них отравлялись в путь для достижения конкретной цели. То есть, выражаясь современным языком, они совершали самые настоящие деловые поездки [12, c. 130]. В наше время каждый четвертый из десятков миллионов человек, ежедневно покидающих свой дом, чтобы отправиться в поездки - ближние и дальние, краткосрочные и длительные, - делает это по служебной надобности. И весь огромный сектор поездок, совершаемых с самыми разнообразными деловыми целями, именуется деловым туризмом. Деловой туризм играет важнейшую роль в развитии национальной экономики любой страны, активно содействуя ее интеграции в мировой рынок. В эпоху первобытности начинают закладываться и первые "торговые" маршруты. Обмен осуществлялся не только с соседними племенами, где он носил характер "дарообмена", если взаимоотношения были дружественными, или "немого" — если натянутыми или враждебными. Иногда "товар" мог пройти сотни, а то и тысячи километров, прежде чем доходил до потребителя. Нужность того или иного продукта порождала спрос на него, его могли специально "заказывать"! Фигура же странствующего "торговца" считалось в то время неприкосновенной. Еще более широк бы географический кругозор арабов, появившихся на исторической арене Передней Азии. Арабов можно считать одним из самых путешествующих народов того времени. В результате образ "человека путешествующего" становится популярным в восточной литературе. Арабские путешественники средневековья осуществляли не только военные походы, которые простирались практически по всему Средиземноморью, охватывая африканское побережье и территорию Западной Европы, но и походы, дающие развитие торговли. "В 9-10 в.в. арабских купцов можно было встретить на сухопутных дорогах Востока, Северной Африки и Средиземноморского побережья. Корабли арабских торговцев плавали по всем морям Европы, по Красному морю и Индийскому океану". Территориальная возможность путешествий в первых веках нашей эры значительно расширилась благодаря завоеваниям и открытиям земель путешественниками из стран с более высокой цивилизацией. Арабы, проживавшие на Аравийском полуострове, с V века стали распространять свою власть и религию (ислам) на территории современных государств Ирана, Туркестана, Сирии, Палестины, Северной Африки. Арабские купцы плавали по всем морям Старого Света, кроме северных морей, освоили Южную и Центральную Азию, Восточную Европу. Известным арабским путешественником был купец Сулейман из Басры. Он оставил записи (851 г.) о своих маршрутах и местах посещений. На рубеже IX–X вв. путешествие по Восточной Европе и Передней Азии совершил арабский писатель Ибн-Даста. В X–XIV вв. совершались путешествия арабов в Египет, Среднюю Азию, на Ближний и Средний Восток, Кавказ, в Африку – до Мадагаскара включительно. Арабские путешественники внесли весомый вклад в историю освоения новых земель, проложили и описали важнейшие торговые пути, способствовали сближению азиатской и европейской цивилизаций. Одним из выдающихся арабских путешественников XIV века был купец Ибн-Батута (1304–1377 гг.). Он посетил Египет, Сирию, пограничные области Малой Азии, Ирак и Западную Аравию, Китай, Испанию, Индию, Цейлон. Его книга "Путешествия Ибн-Батуты" переведена на европейские языки [13, c. 188]. Что касается стран южной части Европы, - там начинается бурное развитие городов, возрождение практически из руин римских городов, которые в свою очередь начинают привлекать путешественников как культурные центры, славящиеся памятниками античного зодчества и первыми университетами, а также как центры торговли. Современный массовый туризм в Европе получил развитие в XIX веке – в основном с распространением железных дорог и пароходов. В 1815 году путешественник и писатель Дж. Галиньяни организовал в Париже первое коллективное путешествие, главным образом для английской публики. В 1829 году немецкий путешественник К. Бедекер основал издание знаменитых путеводителей для путешествующих лиц самостоятельно. А в 1841 году англичанин, краснодеревщик и баптистский пастор Томас Кук (1808–1892) создал первоначально в Лестере, затем в Лондоне первое бюро путешествий, которое осуществляло коммерческие, так называемые паушальные, то есть по единой цене путешествия. 1841 год датируется началом современного массового туризма в Европе. До наших дней дошло описание первой туристской поездки членов общества трезвости из Лестера в Лафоборо, организованной Куком в 1843 году. Комплекс услуг включал 20-мильную поездку по железной дороге, чай, булочки и духовой оркестр. Поездка стоила один шиллинг, в ней участвовало 570 человек. Таким образом, он организовал первый групповой тур, арендовав железнодорожный состав и обеспечив туристов питанием и билетами на конные состязания. С 1847 года Кук начал распространять специальные билеты на экскурсии в различные страны Европы. В 1851 году Т. Кук организованно отправил в поездку 165 тыс. человек в Лондон на первую Международную промышленную выставку, затем – во Францию на Всемирную выставку (1855 г.). В последующие годы с 1856 года Т. Кук организовывал поездки в другие города Европы, а в 1866 году – первые группы английских туристов посетили США Развитие путешествий в средневековую эпоху было также связано с монгольскими завоевательными походами. В начале XIII века, завоевав Русь, татаро-монголы создали огромную империю, простирающуюся от Дуная до Тихого Океана. В результате были созданы пути, соединившие Европу и Азию, по которым устремились потоки купцов. Ценные сведения о жизни народов на бескрайних просторах монгольской империи содержит книга "Описание путешествия на Запад", написанная учеником известного китайского ученого Чан Чуня, который по приглашению монгольского правителя Чингисхана совершил длительное путешествие из Пекина в Самарканд. За точность и обстоятельность эту книгу ученые называют путеводителем по дорогам средневековья [14, c. 168]. Соприкосновение европейцев с империей монголов не могло не породить стремления, как можно больше узнать о народах, населяющих обширные территории. Европейские купцы не могли не понимать, какие возможности открывает им торговля с Востоком. С целью исследовать новые страны было предпринято немало путешествий, в том числе и двумя венецианскими купцами из семейства поло, ставшими знаменитыми путешественниками средневековья, и купцом из Твери Афанасием Никитиным. Что касается эпохи великих географических открытий, она была подготовлена изменениями, которые произошли в европейском обществе и в науке того времени. Еще в начале 15 века появляются книги, в которых оспаривается замкнутость Индийского океана с юга и поддерживается идея шарообразности земли. Благодаря книгопечатанию, в Европе начинают издаваться страноведческие произведения других авторов, описывающих сказочные богатства стран востока – Индии, Китая, Цейлона, Японии. Постепенно ко второй половине XV в. средневековая культура в Западной Европе начинает распадаться. Бурное развитие городов, ремесленного производства и торговли усиливает потребность в золоте и серебре, выполнявших в то время функции денег. Это приводит к тому, что Европа нуждается в освоении новых рынков этих ценных металлов. Великий шелковый путь, существовавший на протяжении сотен лет, практически был перекрыт в результате турецких завоеваний. Поиски южных морских путей осуществлялись в то время активно только Португалией, другим странам, находящимся в бассейне Средиземного моря, оставалось только попытать счастья через неведомый Атлантический океан. Существовавшие накануне великих географических открытий карты того времени, созданные на основе представлений о шарообразности земли, способствовали уверенности в успех подобного плавания. По традиционной версии, Колумб воспользовался картой, составленной флорентийским астрономом и географом Паоло-дель Поццо Тосканелли, который в одном из своих писем уверял мореплавателя, что люди, плывущие неуклонно на запад, достигнут восточных стран за океаном в другом полушарии [15, c. 80]. Первый инсентив-тур был проведен в 1910 г. в США компанией "National Cash Register Company of Danton". Агенты и дилеры компании были награждены бесплатной поездкой в Нью-Йорк за отличные результаты в работе. Начало регулярного использования поездок в виде поощрения было положено в 60-е гг. XX века благодаря началу полетов гражданских реактивных самолетов. В отличие от других видов туризма, которые, не успев оформиться, становились достоянием сразу многих стран в разных регионах мира, инсентив довольно долго "не покидал" Новый Свет. Лишь в 70-80-е гг. с расширением потока Премированных туристов из Америки на старый континент он охватил Европу, а затем был заимствован и Азией. Именно в это время в Европе и Азии стали специально возводить пятизвездочные отели. 2. Современное состояние и перспективы развития делового туризма 2.1 Современное состояние делового туризма деловой туризм корпоративный поездка Значимым сегментом индустрии туризма деловой туризм становится с 80-х гг. XX в. на волне глобализации и связанной с ней интенсификации деловых, научных и культурных обменов, а также изменения социального состава народонаселения за счет увеличения доли среднего класса. В это время в сфере делового туризма Европы складывается устойчивая организационная структура, появляются и оформляются свои ассоциации, научные и образовательные учреждения, специализированные печатные издания, разрабатываются государственные программы поддержки делового туризма. В середине 1980-х гг. деловой туризм выделился в самостоятельный объект исследования статистики туризма. Ежегодно в мире насчитывается более 150 млн. деловых поездок, около 60 млн. из них приходится на европейский регион. По прибытиям и расходам на деловой туризм он занимает первое место среди остальных регионов мира. Доля деловых путешественников в общем потоке туристов Европы (аналогично во всем мире) составляет всего 20 %, однако на них приходится 60 % оборота индустрии [16, c. 212]. Европейский рынок деловых путешествий имеет сложную структуру. На нем доминируют бизнес-поездки (около 38 млн. поездок в 2002 г. ) и поездки на конгрессы, выставки и торговые ярмарки (около 16 млн. поездок в 2002 г.) На инсентив-туры приходится менее 7 млн. поездок в год (данные на 2001 г.)3 . Подробнее остановимся на современных тенденциях развития каждого из названных сегментов рынка деловых путешествий в зарубежной Европе. В России деловой туризм стал развиваться в последнюю очередь среди всех видов туризма и находится в настоящее время в стадии зарождения. Бизнес-поездки подразделяются на корпоративные, т. е. выезды сотрудников какой-либо компании по корпоративным делам (делам своей компании), и некорпоративные, т. е. в сфере деятельности правительственных структур и отраслевых ассоциаций. По статистике, за последние 10 лет на вторую группу бизнес-поездок в Европе приходится около 60 % всех встреч. Корпоративный сектор бизнес-поездок существенно сузился в начале 1990-х гг., когда в условиях экономического спада европейские компании перешли к политике жесткой экономии. Они сокращали количество командировок, объединяя несколько поездок в одну, вводили усовершенствованные системы связи для решения большинства вопросов на месте, бронировали недорогие средства размещения и приобретали авиабилеты со скидкой. В будущем ожидается дальнейшее снижение числа корпоративных деловых встреч, что обусловлено осложнением экономической ситуации в Европе в связи с введением валюты евро. Основные "поставщики" корпоративных деловых туристов – высокоразвитые страны Европы (Германия, Великобритания, Франция, Италия). Безусловным лидером здесь является Германия. Около 5 млн. немцев ежегодно выезжают в командировки, преимущественно в другие города Германии (около 80 %). Средняя продолжительность корпоративных бизнес-поездок на другие континенты составляет 12– 13 дней, внутри Европы – 5–6 дней, по своей стране – 3-4 дня. Среди европейских государств, принимающих потоки корпоративных деловых туристов, выделяются Германия, Великобритания, Франция, Нидерланды, Италия, Испания, Швеция, Швейцария. По данным английской исследовательской фирмы "Business Travel International", в группу корпоративных деловых туристов Европы входят лица, занимающие самые различные должности (менеджеры, торговые представители и др.). Их объединяет высокий уровень образования и дохода: 67% из них имеют годовой доход более 35 тыс. долл., а около 44%– более 50000 $. Некорпоративный сектор деловых бизнес-поездок весьма широко представлен на европейском рынке делового туризма. География поездок на заседания различных ассоциаций и правительственные встречи в главном совпадает с потоками некорпоративных деловых туристов. Основными "поставщиками" некорпоративных деловых туристов также являются Германия, Великобритания, Франция и Италия. Среди стран, принимающих деловых туристов некорпоративной группы, выделяется Великобритания. В 2001 г. эта страна заняла 2-е место после США по количеству организованных мероприятий и количеству принятых деловых туристов некорпоративной группы. Следует отметить также Данию и Австрию: Копенгаген занимает 1-е место в мире по количеству организованных мероприятий в год (более 70 встреч), а Вена 2-е место (57 встреч). Особое место занимает Бельгия с главным городом Брюсселем, являющимся одновременно столицей ЕС. В организации некорпоративных деловых поездок прослеживается ряд особенностей. Во-первых, некорпоративные мероприятия, как правило, проводятся для большого числа участников (в среднем около 200–250 чел.). Около 8% всех деловых встреч рассчитаны на аудиторию 2 тыс. и более человек. Во-вторых, основная часть некорпоративных деловых встреч проводится весной и осенью – в те периоды, когда отмечается спад туристской активности в других секторах рынка путешествий. Таким образом, развитие некорпоративного делового туризма способствует сглаживанию сезонных колебаний в туристской деятельности в целом. В-третьих, некорпоративные деловые поездки имеют ярко выраженную специализацию. Большая их часть связана с областью медицины (28%), а также со сферами технологий и промышленности. В-четвертых, в процессе организации некорпоративных мероприятий всегда присутствует сторонний организатор встреч (ассоциация или правительственная структура). В организации корпоративных деловых поездок также есть ряд особенностей. Во-первых, корпораторы пытаются прибегнуть к услугам профессиональных компаний-организаторов деловых встреч (турфирм). По исследованиям Международного объединения профессионалов деловых встреч (MPI), проведенных в 2002 г., 70 % европейских компаний не имеют представления, сколько средств нужно выделять на планирование и проведение корпоративных мероприятий, и поэтому пользуются услугами турфирм. К примеру, около 80 % британских компаний предпочитают работать с профессиональными устроителями, чем держать специальный штат по организации деловых встреч. Во-вторых, корпоративные мероприятия проводятся для небольшого числа участников (в среднем около 15 человек). Структура расходов корпоративных и некорпоративных деловых туристов примерно схожа: 47 % бюджета расходуется на авиабилеты, 24% – на оплату средств размещения, 13 % – на питание, 7 % – на дополнительные транспортные расходы и 9 % уходит на прочие расходы. Наиболее динамично развивающимся сегментом рынка деловых путешествий Европы является конгрессно-выставочный туризм. Из 60 млн. деловых поездок в европейском регионе на конгрессно-выставочные мероприятия приходится около 16–20 млн. Ежегодно в мире проводится более 8 тыс. конгрессов, выставок, конференций и симпозиумов, в том числе более 3 тыс. – в Европе, преимущественно в Западной11 . К работе выставок, как правило, приурочивается проведение семинаров и конгрессов, поэтому семинары, выставки и конгрессы трудно жестко разграничить. Лидерами по организации разнообразных выставок и приему деловых туристов являются Франция, Великобритания и Германия. В Европе они стабильно удерживают "пальму первенства", а в мире уступают лишь США. Высокий уровень развития экономики, ее диверсифицированность, а также отраслевая конъюнктура предопределили превращение этих стран в мировые центры конгрессно - выставочного туризма. В этих странах высоко развиты передовые и наукоемкие отрасли: станкостроительная, электротехническая, авиационная, электронная. Конгрессы, выставки и ярмарки позволяют эффективно продвигать производимые в этих странах товары и услуги, привлекать инвесторов и конечных потребителей. Выставки различаются тематикой, рекламируемой продукцией. Многие из них имеют продолжительную историю. Например, Международное автомобильное шоу впервые было организовано в Женеве в 1929 году. Женева занимает особое место в сфере делового туризма. В настоящее время здесь располагается 17 международных,150 межправительственных организаций, более 140 дипломатических представительств и свыше 40 международных компаний. Благодаря их высокой концентрации, традиционной швейцарской безопасности, профессиональному сервису и развитой инфраструктуре район Женевского озера является излюбленным местом проведения конгрессов, конференций, выставок, ярмарок и вручения наград. Самыми крупными из этих мероприятий являются Международная выставка изобретений, Международная ярмарка книг и печатной продукции, выставка ТЕЛЕКОМ и выставка "Европейские инициативы по деловым путешествиям и встречам". По специализации выставки в Европе делят на 17 секторов, каждый из которых в большей или меньшей степени представлен в каждой западно-европейской стране. Ежегодно выставки по всем 17 специализациям посещают более 41 млн. человек, 50% из которых являются деловыми туристами. Максимальное число посетителей приходится на выставки по трем специализациям. Около 7 млн. человек ежегодно посещают выставки автомобильной тематики, около 5,5 млн. – выставки спортивной и туристской тематики и более 5 млн. человек – выставки товаров народного потребления. Конгрессно-выставочный туризм имеет ряд отличительных черт. Во-первых, "конгрессно-выставочная" деятельность характеризуется сезонностью. Традиционно "горячая" выставочная пора – это сентябрь–ноябрь и февраль–май, т. е. весна и осень, когда отмечаются пики по количеству организуемых выставок, количеству экспонентов и посетителей. Например, из 64 ежегодных выставок по автомобильной специализации на весенние месяцы приходится более 30, на осенние месяцы – более 25 выставок. Что касается посетителей, то их число также максимально в весенние и осенние месяцы. Из 7 млн. посетителей выставок автомобильной специализации более 3 млн. посещают выставки весной и около 2 млн. осенью. Так называемый "мертвый сезон" наступает, как правило, в летние и зимние месяцы. Такое временное распределение выставок обусловлено тем, что организаторы и посетители выставок в летние время разъезжаются в отпуска или занимаются своей основной деятельностью, а в зимнее время проводить выставки не комфортно. Хотя выставки по некоторым специализациям продолжают организовываться в зимнее время, например выставки информационных технологий, в целом на сезон весна и осень приходится более 80% посетителей и экспонентов всех ежегодных выставок Западной Европы. Поскольку подъемы и спады конгрессно-выставочной деятельности не совпадают с сезонными колебаниями классического туризма с целью отдыха, она способствует сглаживанию сезонной неравномерности развития туризма в целом, так же как и бизнес-поездки. Во-вторых, места проведения выставок приурочены к странам-"лидерам в производстве" рекламируемой продукции. Лидерами по количеству выставок автомобильной специализации являются Германия и Франция. Из 64 выставок данной специализации в Германии ежегодно проводится около 11 и во Франции около 13 выставок. Это объясняется тем, что Германия является одним из мировых лидеров в машиностроении, в частности в производстве легковых автомобилей. Ежегодно Германия производит более 6 млн. автомобилей. В секторе сельского хозяйства прослеживается та же тенденция. Германия доминирует по количеству выставок сельскохозяйственной специализации. Эта страна имеет высокопроизводительное сельское хозяйство, на долю которого приходится 17% ВНП16 . Оно удовлетворяет потребности населения в продуктах питания на 90%. Основной отраслью сельского хозяйства Германии является животноводство. Кроме Германии, крупные сельскохозяйственные выставки регулярно проводятся во Франции, Испании, Великобритании. Из 66 выставок данной специализации более 40 приходится на эти государства. В-третьих, в европейском регионе доминируют внутренние конгрессно-выставочные туристские потоки. В общей совокупности посетителей выставок и конгрессов на деловых туристов из страны-организатора данного мероприятия (как правило, из других городов) в среднем приходится около 85–90%, остальные посетители – бизнесмены и деловые люди из стран Европы. Например, основными посетителями автомобильных выставок Германии являются деловые туристы из самой Германии, а также соседних государств (Австрии, Швейцарии, Франции), которые прибывают с целью обмена опытом. На европейские выставки, имеющие международный статус, приезжают деловые туристы преимущественно из стран европейского региона, а также из других регионов мира. Так, на Международную промышленную выставку в Ганновере (Германия) в 2000 г. приехало более 250 тыс. человек, из них 200 тыс. прибыло из других стран Европы и мира (США, Австралии, Канады). Иностранные и иногородние посетители выставок проживают в отелях, конгресс-центрах и бизнес-отелях, находящихся поблизости от выставочных центров. Иногда им приходится бронировать места в отелях за год до проведения крупных выставок. Несколько проще проходит подготовка поездок на авиасалоны. Из года в год их посещают большие делегации примерно в одном и том же составе. Организация же поездок на узкоспециализированные выставки, особенно небольшие, почти всегда сопряжена с финансовыми рисками. В-четвертых, состав экспонентов зависит от статуса конгрессно-выставочного мероприятия. Если говорить о процентном соотношении национальных (местных) и иностранных экспонентов на выставках, то в основном национальные превалируют (около 60%). Но есть целый ряд выставок, имеющих, как правило, международный статус, где число иностранных экспонентов превышает число национальных. Это выставки по автомобильной, туристской и спортивной тематике, вычислительной технике и информационным технологиям. Некоторые из выставок имеют сугубо национальный характер. Их посетители и экспоненты являются жителями близлежащих городов данной страны. В каждой специализации можно назвать 2–3 наиболее значимых выставки, которые известны во всем мире, имеют международный статус и могут собирать до 300 тыс. посетителей. Яркий пример такой выставки – Международная туристская выставка ФИТЮР в Мадриде, которая ежегодно проводится в конце января – начале февраля. На эту выставку съезжаются специалисты со всего мира для обмена опытом. В-пятых, многие выставки проводятся ежегодно, например по продукции, связанной с промышленным производством, что объясняется появлением новых коллекций, тенденций и товаров, которые требуют некоторого времени для разработки и дальнейшего предоставления потребителю. Некоторые выставки проводятся один раз в год. Наряду с бизнес-поездками, а также конгрессами, выставками и всякого рода конференциями, выделяют особый сектор делового туризма – инсентив-туры. Данная разновидность деловых поездок имеет свои особенности. Компании участвует в таких мероприятиях по двум причинам. Во- первых, для поддержания внешнего имиджа компании: 50% компаний во всем мире проводят их для внедрения нового продукта ("промоушн"), 35 % – для увеличения продаж своей продукции, т. е. приглашают своих дилеров и партнеров. Во-вторых, для укрепления внутрикорпоративного климата (поощрение), т. е. для своих сотрудников (15% компаний). Инсентив-туры принимают самые разные формы: совещания и конференции "без галстуков", презентации и промоушн своей продукции, поездки на отдых, поощрение, обучение сотрудников, тренинги, выявление творческих личностей. Участие в данных мероприятиях принимают обычно и сотрудники, и дилеры, и партнеры компании. Инсентив-тур впервые был организован в 1906 г. американской компанией "Нэшнл Кэш Реджистр Компани оф Дейтон" и долго "не покидал" Новый Свет. Только в 70–80-е гг. с расширением потока премированных туристов из Америки на "старый" континент он охватил Европу. США является основным "поставщиком" международных премированных туристов в европейский регион (более 60%). Вознаграждение поездкой получает все большее распространение в Европе. Практика показывает, что инсентив-туры являются лучшим стимулом к туровой деятельности по сравнению с любым потребительским товаром. Согласно европейскому мониторингу, в Европе первые 10 стран, генерирующих туристские потоки, одновременно являются основными европейскими "поставщиками" премированных туристов (40% от общего числа премированных международных туристов). К этим странам следует отнести Германию, Великобританию, Францию, Италию, Нидерланды, Австрию, Бельгию, Швецию, Швейцарию и Италию. Ежегодно компании этих государств тратят более 7 млрд долл. на поощрение своих работников. До конца 80-х гг. лидерство на европейском рынке инсентив-туризма принадлежало Великобритании, в основном благодаря большому числу американских фирм, учрежденных в Великобритании. Хотя на европейский рынок приходится половина всех инсентив-путешествий в мир, он относительно молод и менее развит, чем американский. С другой стороны, европейские клиенты более искушены в путешествиях и соответственно более требовательны при выборе места и получении услуг. Они хотели бы получить что-то исключительное, что не могли себе позволить во время предыдущих самостоятельных путешествий. Кроме того, существуют по крайней мере еще два важных различия между североамериканским и европейскими рынками. Во-первых, европейцы в меньшей мере склонны брать с собой в инсентив-путешествия своих супругов, чем североамериканцы (только 29% против 70%). Во-вторых, инсентив-путешествия рассматриваются со стороны европейских компаний как средство вознаграждения своих работников, в то время как американские компании рассматривают их как маркетинговое средство. Однако, по мнению иностранных специалистов, в будущем положение изменится: различия между североамериканской и европейской моделями станут менее заметными [17, c. 150]. Основными генерирующими рынками инсентив-поездок являются фармацевтическая индустрия, индустрия информационных технологий, финансовые, электронные и парфюмерно-косметические компании. Среди персонала компаний больше всех инсентив-путешествия совершает высшее руководство. Некоторые компании (в большей мере в США, чем в Европе) привлекают своих дилеров в такие путешествия. Для организации инсентив-туров для своих сотрудников компании пользуются услугами специалистов в этой области. Роль таких специалистов более широка, чем у их коллег из обыкновенных туристских агентств. Они подключаются на ранних этапах процесса награждения и тесно работают с клиентом (компанией) при решении вопросов повышения производительности труда, проблем мотивации и других маркетинговых вопросов с помощью награждения путешествиями. Сотрудничество обычно начинается с анализа дел у своих клиентов и определения вида вознаграждения, а также изучения устремлений представленных к награде работников. После выполнения этих функций специалисты проводят внутреннюю рекламу программы продвижения, мониторинг деятельности работников и выявляют победителей. Организация и проведение путешествия для победителей являются заключительным этапом их работы. Компании, выполняющие эти функции, называют себя "домами инсентив-путешествий" или просто "инсентив-домами". Эти компании тесно сотрудничают с местными операторами, как и компании по проведению встреч. Так, местные операторы организуют многие практические мероприятия, т. е. трансфер из аэропорта до отеля, проведение экскурсий, банкетов и др., однако расходы на эти мероприятия составляют малую часть оборота организаторов инсентив-путешествий. 2.2 Тенденции и проблемы развития делового туризма Укрепление мировой экономики привело к рекордному росту деловых поездок по всему миру. темпами. Рост спроса на услуги делового туризма при этом провоцирует увеличение цен на номера в отелях и стоимость авиабилетов. Кроме того, возникают сложности с бронированием мест в отелях и на самолетах. Отели: мест нет: "Возьмем Лондон. Трудно назвать период, когда в городе мало гостей и нет повышенного спроса на отели, - говорит Наталья Гоцелюк, директор по маркетингу туристической компании GreatRivers. - Чтобы забронировать нашему клиенту место в отеле Лондона на Архитектурную выставку в сентябре, нам пришлось заказывать номер еще в июне и при этом стоять на листе ожидания" [18, c. 23]. Число международных деловых поездок будет расти на 5% ежегодно, прогнозирует в своем исследовании по этому сегменту рынка британская компания BCD Travel. При этом, как считают эксперты компании, сохранятся все существующие негативные тенденции: рост продолжительности времени на перелеты, нарастание хаоса в аэропортах из-за отмены рейсов, отсутствие мест в отелях и др. Стоимость гостиничных номеров увеличится в 2008г. в среднем на 6-9%. Спрос на гостиницы по всему миру уже три года подряд превышает предложения. Не удивительно, что цены на номера продолжают карабкаться вверх, и это продлится до тех пор, пока спрос и предложение более-менее не сбалансируются, а в 2008г. этого не произойдет. Реализация инвестиционных планов крупных гостиничных сетей принесет на рынок немало новых гостиничных номеров в течение следующих 2-5 лет, но в 2008г. прирост номерного фонда мало скажется на рынке. Кроме того, отели все более гибко и хитроумно варьируют свои расценки, из-за чего увеличение средних расценок на проживание продолжится даже при насыщении рынка. В этой ситуации специалисты BCD Travel рекомендуют начинать бронировать поездку не с авиаперелета, а с отеля, поскольку стоимость проживания зачастую оказывается выше расходов на авиабилеты и экономию надо начинать с нее. Привязка сроков проживания в отеле к расписанию рейсов может невыгодным образом сказаться на стоимости номера. Лучше сначала подобрать удобный и подходящий по стоимости отель, а уже затем подбирать под него адекватные рейсы [19, c. 550]. Проблемы авиаперевозок нарастают: цены на авиабилеты будут расти в силу ряда причин. Среди них: улучшение состояния глобальной экономики, рост стоимости авиатоплива, высокие показатели загрузки рейсов, рост эффективности управления загрузкой рейсов со стороны авиакомпаний. В 1-й половине 2007г. объем международных авиаперевозок пассажиров вырос на 6,3% по отношению к 1-й половине 2006г., а фактор средней загрузки рейсов достиг 75,7%. Впрочем, разразившийся во 2-й половине года ипотечный кризис в США и Великобритании может несколько скорректировать динамику этого роста. Так, Международная Ассоциация авиатранспорта (IATA) снизила прогноз доходности мировой авиаиндустрии на 2008г. как раз в связи с кризисом кредитных и ипотечных платежей. Как сказано в официальном документе IATA , пока оценить риски во всем объеме довольно сложно. Если кредитный кризис приведет к реальному ослаблению мировой экономки, это скажется на росте рынка авиауслуг и приведет и к снижению стоимости топлива и оплаты труда. При этом, если центральным банкам удастся предотвратить широкое расползание кризиса, стоимость топлива и оплата рабочей силы, может, наоборот, возрасти даже больше, чем прогнозировалось ранее. Вместе с тем, рост стоимости авиабилетов и возникающие накладки с сервисом, в том числе забастовки, заставляют бизнесменов искать альтернативные пути ведения бизнеса. Среди них - использование других видов транспорта (автомобильного или железнодорожного, хотя на практике это возможно только в Европе) и организация видеоконференций вместо командировок [20, c. 256]. В 2008г. стоимость авиабилетов увеличится в среднем на 2-4%, но при этом могут несколько возрасти и корпоративные скидки, в результате рост договорных корпоративных цен может ограничиться 2%. В последнее время организаторы бизнес-мероприятий все активнее прибегают к услугам low-cost авиакомпаний. Однако рост числа новых низкобюджетных перевозчиков в таких регионах, как Азиатско-Тихоокеанский, Ближний Восток, Латинская Америка, оказался недостаточным на фоне роста числа пассажиров. Ограничительными факторами выступают возможности самих аэропортов, у которых не всегда имеются технические предпосылки для увеличения числа рейсов. По прогнозам, ранее 2009г. не следует ожидать серьезных улучшений аэропортовой инфраструктуры. По данным исследования Международного Совета аэропортов (ACI), аэропорты прогнозируют рост пассажиропотока на 4% ежегодно, а тем временем пропускная возможность самих аэропортов возрастает в среднем лишь на 3% в год. Это означает, что, в то время как потребность в авиаперевозках к 2020г. возрастет до 7 млрд пассажиров ежегодно, аэропорты смогут "комфортно" обслужить только 6 млрд. Таким образом, столпотворения в аэропортах будут ухудшать сервис и портить впечатления о поездках. Причем, рост пассажиропотока увеличивает нагрузку на все службы аэропортов - от парковок до пунктов спецконтроля, от обработки багажа до паспортного контроля. Между тем законодательные и экологические требования мешают аэропортам расширяться [21, c. 168]. По данным Управления гражданской авиации Великобритании (Civil Aviation Authority) как регулярные, так и чартерные рейсы в аэропортах Британии выполнялись менее пунктуально, чем в 2006г.: только 68% регулярных рейсов выполнялось по расписанию. Больше всего задержек происходит на линиях в Нью-Йорк, Дубай, Лос-Анджелес, Рим и Стамбул - на них лишь чуть более половины рейсов осуществляется без задержек. Назад, к истокам: исследование, проведенное недавно университетами Западной Англии, Бристоля и Ланкастера, установило, что деловые путешественники склонны выбирать сегодня не "самый быстрый" способ совершения поездки, а "самый продуктивный". Таковым является путешествие по железной дороге, так как во время поездки на поезде бизнесмены могут пользоваться компьютерами, КПК и мобильными телефонами, а также проводить деловые встречи и совещания на ходу. Семь операторов скоростных поездов в Европе договорились о координации работы на международных направлениях. Они создали консорциум Railteam для обеспечения более быстрых путешествий по железным дорогам Западной Европы. Участниками консорциума стали: Eurostar (Великобритания), Deutsche Bahn (Германия), SNCF (Франция), SNCB (Бельгия), NS Hispeed (Нидерланды), BB (Австрия), SBB (Швейцария) и ее дочерние компании Thalys, Lyria и Alleo. Совместно они инвестируют боле 30 млн евро в новую систему дистрибуции железнодорожных билетов, которая позволит международным путешественникам искать цены, делать бронирования и получать билеты на все поезда консорциума у любого дистрибьютора, занимающегося железнодорожными билетами. Система начнет работать в 2009 году [22, c. 302]. Сегодня скоростные железнодорожные магистрали обслуживают в Европе 100 пунктов назначения, покрывая 5 тысяч км пути. К 2010г. эта сеть расширится до 7591 км. Участники проекта Railteam перевозят за год 25 млн пассажиров, а к 2020г. планируют утроить это число. Однако расценки на услуги железных дорог в Европе будут также расти, хотя и неравномерно на разных рынках. В поиске новых стран и городов: стоимость аренды помещений для деловых встреч и мероприятий возрастет на 8-10%. Как и в 2007г., организаторы деловых мероприятий из США будут избегать Европу из-за слабости курса доллара по отношению к евро и фунту. Организаторы мероприятий из Европы, наоборот, охотно выбирают местами проведения мероприятий места в Северной и Южной Америках благодаря более гибким авиатарифам и большому предложений конференц-залов. Перегруженные аэропорты и транспортные пробки на городских магистралях добавляют озабоченности организаторам конференций, и те будут стараться избегать городов с транспортными проблемами, - прямо указывается в докладе BCD [23, c. 650]. Стоимость аренды автомобилей увеличится на 5-10%. Растущие операционные расходы по содержанию парка машин приведут к повышению тарифов на аренду автомобилей. Тем не менее, в 2008г. rent-a-car компании будут увеличивать число машин в местах своей работы, а также предоставлять машины с шоферами и машины с гибридным использованием топлива. Международный Совет по туризму и путешествиям (WTTC) отнес Россию к десяти Топ-странам, где до 2017г. спрос на туризм и поездки в силу повышения экономических показателей будет расти особенно заметно. Это означает, что на этих рынках как сами деловые люди, так и компании, приобретающие для них туристические -услуги, столкнутся с ограничениями в предложениях и ростом цен, а также с перегруженностью аэропортов. В Топ-10 вошли (список составлен исходя из объема авиапассажиров стране): США, Китай, Япония, Германия, Великобритания, Франция, Испания, Италия, Россия, Канада [24, c. 150]. При этом, по данным Международного Валютного Фонда, число деловых поездок со стороны россиян будет расти темпами, превышающими среднемировые. Впрочем, официальная статистика не всегда стыкуется с прогнозами. По данным Федерального агентства РФ по туризму, в 1-м полугодии 2007г. наблюдалось снижение числа поездок россиян за рубеж со служебными целями на 24% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Всего россияне за первые шесть месяцев 2007г. выезжали из страны с деловыми целями 925 030 раз. Причем половина всех поездок пришлась всего лишь на 4 страны: Китай, Финляндию, Украину и Германию. Другие направления заметно отстают от топ-квартета. Однако, по оценкам турфирм, во многие страны российские бизнесмены выезжают по туристическим визам, поскольку зачастую их оформлять легче, особенно если поездка бронируется через туристическую фирму [25, c. 450]. Интересно, что к аналогичным выводам пришли и эксперты американской Национальной Ассоциации Деловых поездок (National Business Travel Association). По ее оценке, общие расходы на деловые поездки в 2008г. возрастут на 6-8%. Несмотря на это, число поездок продолжит расти Заключение Деловой туризм (от английского Business Travel) — это вид туризма, производимый представителями компаний, учреждений, организаций и т.п. с коммерческими целями. Деловой туризм — даже по международным критериям явление довольно новое. Деловой туризм в кое-каких отношениях является более доходным, чем обычный, но только в границах одних и тех, же объёмов..В то же время многие бизнестуристы уезжают за границу с чисто практическими целями и даже не ведут себя обыкновенно, как обычные туристы: не ходят по музеям, не заказывают экскурсий, проживают в более дешёвых отелях и т.п. Как о высокодоходном и самостоятельном виде туризма о деловом туризме заговорили в Европе и США в семидесятые годы двадцатого века. Самое главное преимущество рынка делового туризма в том, что никакие экономические кризисы не способны повлиять на этот бизнес. Деловые поездки даже увеличиваются вовремя экономических спадов, что и понятно. Ведь при конфликтах, их нужно решать, именно это и способствует увеличению деловых встреч. А значит, этот бизнес очень позитивный, и его развитие и масштабы сходятся с логическими выводами: Деловой бизнес актуален всегда. Для развития делового туризма во всех странах стимулирующими факторами является научно технический прогресс, стабильная экономика, интенсивное развитие транспорта, развитие телеграфа, фотографии, телефона, сети интернет – т.е. средств связи и информации. Стабильная политическая обстановка, повышение благосостояния населения, уровень развития интеллекта и грамотности населения, развитие гостиничного сервиса и индустрии развлечений, расширяют географию туризма и увеличивают массовость индустрии. Список использованной литературы 1 Александрова А.Ю. Экономика и территориальная организация международного туризма. - М., 2000.-399 c. 2 Биржаков М.Б. Введение в туризм. - СПб., 2001.- 280 с. 3 Волков Ю.Ф. Введение в гостиничный и туристический бизнес. - Ростов н/Д: Феникс, 2003.- 400 с. 4 Зорин И.В., Квартальнов В.А. Энциклопедия туризма. - М.: Финансы и статистика, 2000.- 700 с. 5 Сенин В.С. Организация международного туризма: Учебник. - М.: Финансы и статистика, 2003.- 620 с. 6 Соколова М.В. История туризма. - М.: Академия, 2004. – 465 с. 7 Экономика и организация туризма: международный туризм / Под ред. И.А. Рябовой, Ю.В. Забаева, Е.Л. Драчевой. - М.: КНОРУС, 2005. – 99 с. 8 Александрова А.Ю. Международный туризм. М., 2001. – 354 с. 9 Бардин К.В. Азбука туризма, М., 2001.- 152 с. 10 Усыскин Г. Очерки истории российского туризма. М.; СПб., 2000. – 400 с. 11 Менеджмент туризма. Туризм как вид деятельности. М., 2001.- 480 с. 12 Пуцыкович Ф.Ф. Англичане. СПб, 1882.- 245 с. 13 Шугаев М. История туризма. М., 2000. – 300 с. 14 Великобритания: по-прежнему метрополия в туризме // Турбизнес. 2000. – 198 с. 15 Прахина Н. Россия – приоритетный рынок для Великобритании // Туризм: практика, проблемы, перспективы. 2005. – 300 с. 16 Нормативные акты по спортивно-оздоровительному туризму в России на 2001. – 400 с. 17 Козырев, В.М. Основы современной экономики: учебник / В.М. Козырев. - М.: Финансы и статистика, 2003. - 365 с. 18 Чуднаковский, А.Д. Туризм и гостиничное хозяйство: учебник / Под ред. А.Д. Чудновского. - Изд. 2-е, перераб. и доп. - М.: ЮРКНИГА, 2003. - 369 с. 19 Чуднаковский, А.Д. Управление индустрией туризма: учебное пособие / А.Д. Чуднаковский, М.А. Жукова, В.С. Сенин. – М.: КНОРУС, 2004. -782 с. 20 Янкевич. Маркетинг в гостиничной индустрии и туризме. 2003г. – 300 с. 21 Жукова М.А. Индустрия туризма: менеджмент организации. 2003г. – 304 с. 22 Биржанов М.Б. Индустрия туризма. М., 2001г. – 420 стр. 23 Сенин В.С. Организация международного туризма. М., 2001г. – 726 стр. 24 Ильина Е.Н. "Основы туристической деятельности", 2005. – 500 с. 25 Кусков А.С. "Основы туризма", "Кнорус", 2008. – 854 с. |