Доклад: Теория мироздания Канта
Название: Теория мироздания Канта Раздел: Рефераты по философии Тип: доклад |
Краткая биографическая справка. Будущий мыслитель родился 22 апреля 1724 года в восточной части прусского королевства, в Кёнигсберге. В своих воспоминаниях о родителях, Кант писал, что “мои родители, происходя из сословия ремесленников, будучи людьми образцовой честности, нравственной благопристойности и порядочности, не оставив состояния (но также и долгов), дали мне воспитание, которое, если смотреть на него с моральной стороны, не могло быть лучше и за которое я, при каждом воспоминании о них, чувствую глубочайшую благодарность”. В 1740 году Иммануил стал студентом теологического факультета Кёнигсбергского университета, куда он поступил по настоянию родителей. А больше всего его интересовали естествознание, философия, математика. С 1746 по 1755 г., после окончания университета служил домашним учителем. И только в 1755 Кант начинает преподавать в родном университете. Хотя это было не так просто. В соответствии с правилами ему пришлось защитить три диссертации в течении двух лет. Первая диссертация давала право на преподавательскую деятельность, вторя - звание приват-доцента. И третья - право на занятие должности экстраординарного профессора, которую он получил только в 1770 году. С 1786 года Кант занимает должность ректора университета, а в 1788 г. переизбирается на второй срок. Личная жизнь протекала крайне скучно и монотонно. Он никогда не был женат. Никогда не выезжал за пределы родного города, общался только с друзьями и своими учениками. Никогда не изменял своим ещё со студенческих лет заведенным привычкам, подчиняя всю свою деятельность строгому неизменному распорядку. Любимая поговорка Канта: “жить стоит главным образом для того, чтобы работать”. И когда по состоянию здоровья он в 1797 г. отказался от чтения лекций, а через несколько лет вовсе перестал заниматься научной деятельностью, он начал тяготиться своей жизнью. Как утверждают его биографы, 12 февраля 1804 года с чувством облегчения и чуть ли не удовлетворения, великий философ ушёл из этого мира. Оставленное Кантом наследие вот уже двести лет считается началом тех процессов, которые со временем изменили весь мир. Его критическая философия стала основой естественнонаучного материализма. Хотя в более зрелом возрасте он пришёл к выводу, что для объяснения процессов жизни только этого, как он называл - механистического представления, недостаточно, его теория уже стала жить своей жизнью. Теория мироздания Канта. 1755 год. Сейчас мы рассмотрим некоторые основные положения теории устройства мира, которая была опубликована под названием “Всеобщая естественная истории и теория неба” (Сочинения в шести томах. Том 1, стр. 116-262. Москва. 1965 г.), в которой Кант изложил свои мысли о сотворении вселенной, солнечной системы, планет, звёзд. Здесь он впервые продемонстрировал основные положения своего представления о процессах, творящих Жизнь и, как кульминацию общего развития, зарождение человека. Упреждая возможность разночтения своего изложения, автор изначально оговаривает общие подходы к своей теории. В настоящем трактате я часто буду применять выражение системное устройство мироздания.То есть, основополагающий момент его анализа можно принять, как “всё зависит от всего”. Все мировые структуры, и каждая в отдельности, образуют общую систему, удерживаемую определёнными взаимосвязями, которые рассматриваются как физические, в его определении - механистические, явления. Кроме того, эта теория рассматривает мир, состоящий из материальных частиц, которые определяются как “различного рода элементы”. Все эти элементы находятся в постоянном движении. Движения каждого элемента взаимно согласованы.Начальное пространство было полностью наполнено материей, “в достаточной мере способной передавать движение всем находящимся в нём небесным телам, согласуя его со своим собственным движением и, следовательно, согласуя между собой все движения”. Я полагаю, что все вещества, из которых состоят небесные тела нашей солнечной системы, т. е. все планеты и кометы, были вначале разложены на свои первичные части и заполняли всё мировое пространство, в котором ныне обращаются эти уже сложившиеся тела.В то время всё было ещё бесформенно. Хотя непосредственно после сотворения вся материя находилась в состоянии хаоса, но благодаря тому, что каждая первичная часть материи обладает внутренним “стремлением подняться к более совершенному строению путём естественного развития”, происходит упорядочивание мировых структур. В наполненном указанным образом пространстве всеобщий покой длится только мгновение. Элементы, коим присущи силы для приведения друг друга в движение, имеют источник жизни в самих себе. Таким образом - “материя с самого начала стремится в формированию”. Поэтому сразу же начинают образовываться различного рода сгустки. Но в результате взаимодействия сил притяжения и отталкивания возникают “сильные вихри частиц, из которых каждая сама по себе описывает кривые линии, что объясняется совместным действием притягательной силы и силы обращения”. Образующиеся сгустки вещества составляют материальные тела, которые составляют миры разного порядка: - первый порядок материальных структур - первичные элементы. - второй - частицы вещества, из которых состоят планеты. - третий - солнечная система, объединяющая центральное светило и обращающиеся вокруг него планеты со своими спутниками и кометы. - четвёртый - системы многих звёзд. “Все неподвижные звёзды, как мы знаем, расположены около некоторой общей плоскости и благодаря этому образуют одно связанное целое, мир миров”. - Высший порядок миров образуют множество звёздных систем. “Мы видим, что в бесконечной дали, существует ещё много таких звёздных систем и что вся беспредельная Вселенная имеет характер системы, и части её находятся во взаимной связи”. Но и на этом пределе не заканчивается система мироустройства Канта: “Можно было бы ещё предположить, что и эти миры высшего порядка каким-то образом связаны друг с другом и благодаря этой взаимной связи в свою очередь образуют ещё более необъятную систему”. Здесь следует отметить, что к этому времени принятое сейчас название Галактика, ещё не применялось. В основном использовалось название “светящиеся пятна”. Но Кант уже объясняет их строение, как состоящее из множества звёзд, и определяет им место в общей иерархии космических процессов, называя “звёздными туманностями”. Да и сами звёзды, до сих пор считавшиеся неподвижными, в его теории двигаются по определённым орбитам. Но “движутся они чрезвычайно медленно вследствие большой удалённости от общего центра их обращений”. Таким же образом определяет он место и нашей солнечной системы в звёздном мире, относя её, как рядовую звёздную систему, к Млечному пути. Наконец, отсюда следует, что наш солнечный мир, поскольку система неподвижных звёзд кажется с того места огромным кругом, сам также находится в этой большой плоскости, образуя одну систему с остальными мирами. В этой системе мировой порядок поддерживается взаимными связями, определяющимися движением первичных элементов. Сейчас принято другое название - поля, которые, конечно не ограничиваются только полем ньютоновского притяжения. Хотя и Кант предполагал существование других определяющих взаимосвязей. Источник образования планет нельзя искать в одном только ньютоновском притяжении. Для столь тонких частиц это притяжение было бы слишком медленным и слабым. Скорее можно сказать, что в этом пространстве первоначальное образование происходит от сближения некоторых элементов, соединяющихся по обыкновенным законам связи, пока возникший таким образом сгусток постепенно не возрастает настолько, что ньютоновская сила притяжения станет в нём способной всё более и более увеличивать это тело, оказывая действие на расстоянии. Кант предполагал, что при образовании космических тел произошло сепарирование сгустков вещества, в результате чего более плотные из них собрались ближе к центру вращения. Поэтому кометы, подлетающие к солнцу с далёких окраин, отличаются по составу от центральных планет. Частицы комет принадлежат к наиболее лёгкому виду, вероятно, потому, что кометы образуются в отдалённейших пунктах мироздания, и нет сомнения, что именно этим главным образом объясняется появление у комет туманных ядер и хвостов, что отличает их от других небесных тел. Вот очень краткое изложение теории и взглядов великого мыслителя на устройство нашего мира. Можно удивляться прозорливости учённого, а можно говорить о его догадках. Но в любом случае Кант оставался человеком своего времени. И его представления о мировых процессах однозначно соответствовали научным взглядам своего времени. Вот небольшое логическое обоснование из той же теории мироздания, показывающее нам уровень научных достижений, и которое вызывает у нас сейчас улыбку сочувствия учёным того далёкого времени. Но если Солнце или солнца вообще - огненный шары, то первое вытекающее отсюда свойство их поверхности заключается в том, что не ней должен быть воздух, потому что без воздуха никакой огонь не горит. Да, можно сейчас по-разному относиться к идеям и теориям того времени. Но нельзя прошлое мерить современными мерками. История не может быть переделана, она может восприниматься только как фактически состоявшаяся жизнь. Само же творчество Иммануила Канта и сейчас в некоторых аспектах остаётся непревзойдённым логичным изложением сути процессов, к представлению которых мы только подошли. Здесь необходимо отметить, что все его труды пронизаны оптимизмом, человеколюбием и верой в его Божественное предназначение. В своих последующих трудах Кант ещё много раз будет возвращаться к великой идее Божественного начала. И, несмотря на механистичность предлагаемых теорий, его изложение никоим образом не входит в противоречие с деяниями Творца. Бесконечный ряд будущих веков, делающий вечность неисчерпаемой, совершенно оживит всю сферу божественного присутствия и постепенно внесёт в неё закономерность, соответствующую совершенству божественного замысла. А это уже не дань своей эпохе. Это твёрдое убеждение о связи объективной реальности нашего мира с Божественным, которая, к сожалению, пока не дана нам в ощущения. В более поздних своих трудах, Кант излагает свои мысли более определённо, как существующую связь материального и духовного планов. |